Что такое гуманитарий и технарь
Что такое гуманитарий и технарь
Гуманитарное сознание с давних времен противопоставляют сознанию техническому. Какое из них лучше? Какое более полезное для общества и прогресса? Данная проблема не решена до сих пор. К счастью, люди уже понимают, что каждый из них необходим общественному прогрессу. Разберемся с понятиями «гуманитарий» и «технарь».
Гуманитарий и технарь – в чем разница?
На начальных этапах развития общества большее значение имели, конечно, люди, занимающиеся техническими науками. Они и двигали пресловутый научно-технический прогресс. Роль технического сознания становилась всё значительнее на протяжение истории и достигла своего апогея в «индустриальном» XX веке.
Сейчас общество проходит новый этап исторического процесса, который называется Постиндустриальное общество. Возрастает внимание к личности, индивидуальности человека. Появляются совершенно новые идеалы. Еще в XIX веке философы ставили проблему отношения к знаниям, к наукам. Они полагали, что нельзя под термином «наука» использовать только технические дисциплины, следует выделять и гуманитарные.
В XXI веке уже нет нужды в выделении таких проблем. Сейчас науки делятся на точные, естественные и гуманитарные. Для каждой дисциплины необходимы совершенно разные типы мышления.
«Гуманитарий» и «технарь»: разница двух полюсов мышления
Мышлением называется процесс познавательной деятельности человека, люди имеют разные предрасположенности в мыслительной деятельности.
Нельзя выбрать свой тип мышления и поменять его в течение жизни; он закладывается генетикой и определяется работой мозга.
Технический тип мышления предполагает предрасположенность к точным и естественным наукам. Мозг при этом функционирует определенным образом.
Технический разум систематизирует мыслительный поток и определяет четкую структуру деятельности; мозг «откидывает» всю лишнюю информацию, что позволяет достигать максимально эффективной работы.
Гуманитарное сознание использует образы. Здесь большую роль играют эмоции и вовлеченность субъекта в предмет. Гуманитарное сознание не имеет четкой структуры, поэтому оно более широкое и разнообразное. Не всегда носители данного типа сознания стремятся получить конкретный результат.
Подведем итоги сравнения
Технарь и гуманитарий отличаются тем, что для первого важнее всего полнота сведений, четкость и структурированность информации, конкретность результата, а для второго важно ощущение, свобода мысли, возможность импровизировать и эмоциональный фон.
Плюсы и минусы гуманитарного склада ума
«Гуманитарии» — это не соперники «технарей». Оба мышления созданы для выполнения разных функций. Они могут дополнять друг друга, но «соревнование» между ними бессмысленно.
Сильные качества гуманитарного склада ума:
Для такого склада ума подходят профессии творческие, возможно, связанные с людьми.
Недостатки гуманитарного типа мышления:
Это необязательно именно недостатки «гуманитариев», но на это стоит обратить внимание при выборе призвания.
Плюсы и минусы технического типа мышления
Преимущества «технарей» отлично маскируют недостатки «гуманитариев» для полной и эффективной работы:
Недостатки технического типа сознания:
Эти недостатки практически незаметны, если «технарь» работает в правильной атмосфере. Таким людям стоит выбирать профессии, направленные на получение конкретного результата. Например, что-то связанное с математикой, техникой или, возможно, природой.
Как определить, гуманитарий ты или технарь
Вообще все предрасположенности человека видны уже в школьные годы.
Дети с техническим складом ума не рвутся в компании к лидерству, зато имеют склонность к новаторству. В школе их поведение нельзя назвать привлекающим всеобщее внимание. Им хорошо даются языки, география, математика и физика.
«Гуманитарии» растут более социальными людьми. У них хорошая фантазия и склонность к написанию сочинений и эссе. У них нет проблем с литературой, иностранными языками, но математику они скорее всего не признают и не хотят ей заниматься.
Однако, не всегда удается с ходу понять, какой тип мышления характерен для ребенка.
Тогда не стоит обращаться к различным тестам в интернете, ведь они почти никогда не бывают точными. Определение своего типа мышления очень важно, ведь это влияет на будущую карьеру.
Выбор профессии — это едва ли не самое важное решение в жизни человека. К этому стоит подходить осознанно.
Правильный выбор дисциплины способствует раскрытию человеческого таланта, его самых сильных сторон.
Чтобы понять свой тип сознания, необходимо обратиться к квалифицированному специалисту по профориентации. Он даст точный и полный ответ на этот вопрос.
Стоит помнить, что это не так важно, гуманитарий вы или технарь. У всех людей есть свои положительные и отрицательные стороны. Главное, как они используются.
Кто такой технарь и гуманитарий
Гуманитарии и технари – чем они отличаются?
Выбор дальнейшей профессии стоит перед каждым школьником. Сегодня система образования подразумевает, что в определенный момент ваш ребенок должен четко понимать профиль своего дальнейшего обучения.
Практически с младших классов заботливые родители пытаются помочь своим детям раскрыть способности и таланты. Стоит признать, что бывает достаточно трудно дать совет своему ребенку. В таких ситуациях определиться помогает тип мышления.
Преподаватели, обучающие ребенка, знакомы с его талантами. Для них не составит труда подсказать гуманитарий он или технарь. Так что же означают данные понятия?
Сегодня в обществе существуют примерные разделения. Например, если ваш ребенок отдает предпочтение точным наукам, таким как математика, физика, то он технарь. А если у него развивается интерес к языкам, изучению художественной или исторической литературы – гуманитарий. Но на практике, все не так-то просто, поскольку встречаются дети со смешанным типом.
Интересно, что можно определить склад ума ребенка по определенным критериям: манера запоминания информации, признании в социуме, жизненным ценностям и целям.
Человек-технарь
Детей с техническим мышлением отличает энергичность, настойчивость и целенаправленность. Их мозг работает с большой скоростью и четкостью. Еще в школе, у них проявляется склонность к алгебре, геометрии и физике, такой ребенок может поладить с любой техникой.
Но, несмотря на свою активность, технари не любят живое общение. Новые открытия, изобретения, след в истории – это участь технарей. Люди с техническим складом ума в своей работе сталкиваются с каким-либо материалом, оборудованием, точными науками.
На практике, это профессионалы своего дела. У человека-технаря всегда все четко и по плану, никаких сторонних размышлений быть не может. Телефоны, компьютеры, автомобили, дома и сооружения – то, без чего мы не мыслим нашу жизнь, заслуга этих людей.
Человек-гуманитарий
Учеными давно определено, что склонность ребенка к различным наукам можно выявить еще с раннего детства. О гуманитарном типе мышления может говорить сильно выраженное тактильное и обонятельное чутье. Среди множества увлечений такие дети отдают предпочтение рисованию или рукоделию.
Основные черты характера гуманитария:
Можно назвать целый ряд общественных наук – лингвистика, филология, юриспруденция, политология. Человек – гуманитарий прекрасно в них разбирается, так как благодаря типу мышления способен владеть языком слов и букв
Дети, которые прекрасно адаптируются в социуме, смело могут найти для себя соответствующую профессию.
Способности и интересы
Говоря о выборе профессии, необходимо учитывать не только возможности ребенка, но и его интересы, склонности. В действительности, это различные вещи. Часто случается так, что ребенку может быть очень нравится определенная школьная дисциплина, но он ее до конца не понимает и не во всем разбирается.
Или наоборот, преподаватель не вызвал у школьника интерес к своему предмету, поэтому ребенок не хочет разбираться в “неинтересном” материале.
Не стоит судить ребенка, опираясь только лишь на школьные оценки. Если мы попытаемся составить соотношение интересов и способностей, то получим различные варианты.
Первый: интересно направление и присутствуют способности – идеальный вариант, который не подразумевает размышлений о выборе профессии. Второй: ребенок не проявляет интерес к направлению, но обладает четко выраженными способностями. Тут стоит задуматься, почему ребенок не хочет заниматься в этой сфере. Быть может проблема в том, что преподавать не разбудил интерес к дисциплине? Или же ребенку просто интересно что-то другое?
Третий: интересно направление, но нет особых способностей. Подумайте, стоит ли в данном случае развивать того, чего нет? Или же просто не было возможности себя проявить? Четвертый: нет интереса к направлению и нет способностей. Здесь все просто – задумайтесь о других направлениях.
И пятый: если присутствует средний интерес как гуманитарным, так и к техническим наукам, обратите внимание на другие направления, например, творческие.
Важно, чтобы именно за ребенком оставалось последнее слово. Это его выбор, и только его. И не нужно ему мешать, даже если вдруг он решит сменить направление.
Помощь родителей и преподавателей заключается только в том, чтобы предоставить ребенку полную информацию обо всех возможных сферах знаний. А уже определиться с областью поможет психологическое тестирование, своего рода профориентационное.
Гуманитарии vs Технари: почему деление неактуально и что пришло на смену?
Помните, в советское время, даже еще в 90-е и 2000-е гг., во многих школах у старшеклассников было четкое деление на гуманитарные и инженерные классы? В моей школе формально такого не было. Но негласно всё равно у каждого ученика была репутация «гуманитария» или «технаря», сформированная под влиянием мудрых и опытных педагогов.
В этой заметке я не буду говорить о том, как это ограничивало полет разума и способности детей, мешало им попробовать себя в других сферах и т. д. Хочу поделиться личным опытом и оценить, а как же оно на самом деле и какие «классификации» сотрудников сейчас в тренде.
Современный мир настолько технологичен, что жить в нём и оставаться «чистым гуманитарием» невозможно. А уж среди миллениалов и их последователей (вплоть до нынешних малышей) таких оторванных от технологий и техники вовсе нет. Поэтому сегодняшнему журналисту или учителю музыка в разы проще разобраться в технических задачах и вопросах, чем 30 лет назад. Т.е. сейчас каждый гуманитарий — немного технарь.
Творческие способности и даже таланты есть у каждого человека. Иногда требуются годы, чтобы их раскрыть. Иногда это как клад, который был обнаружен случайно при возделывании огорода. Я знаю много примеров таких людей, которые работают успешными программистами и при этом пишут песни и отлично играют на музыкальных инструментах. Каждый технарь — немного гуманитарий и творец.
Тренд на «пластичность кадров» зародился еще до коронакризиса и только усилился в период тотальной трансформации компаний и целых индустрий.
При этом в какой-то момент у меня открылись весьма хорошие способности к иностранным языкам. Я выучила английский до уровня Advanced и испанский до Intermediate (и продолжаю).
Судьба занесла меня в HR, и оказалось, что я неплохо умею ладить с людьми и складно говорить.
Потом я кардинально сменила курс на маркетинг. Кстати, эта специальность — живой пример симбиоза гуманитарной и инженерной мысли. На заре своей «карьеры» маркетинг был ближе к гуманитарным наукам, а сейчас маркетинг — синоним технологичности и автоматизации, даже приставка «интернет-» уже атрофировалась, поскольку входит в понятие по умолчанию.
Плюс ко всему моя работа в должности ведущего маркетолога обросла такими «сугубо гуманитарными» функциями как наставничество, спикерство и переговоры.
По образованию я программист, помните, да, с чего всё начиналось? 🙂
Кейс из личной HR-практики. Когда я работала на государственной службе, у нас была обязательная плановая аттестация всех служащих раз в 3 года. И вот одной «служащей» сильно не повезло, что аттестация пришлась как раз на такой момент, когда она перестала справляться со своими трудовыми обязанностями. Ее руководитель пришел к нам в отдел кадров и честно заявил, что предстоящую аттестацию она не пройдет. Мы с коллегами, как истинные борцы за права трудящихся, пытались выяснить причины.
Оказалось, что девушка не справляется с бумажной работой, допускает множество ошибок, подставляя таким образом своего руководителя и коллег. Надо сказать, что этот руководитель был очень неплохим, честным человеком и профессионалом и не собирался клеветать, выживать сотрудницу без видимой причины… Он приводил конкретные факты и показывал документы ненадлежащего качества.
Чем всё закончилось? Аттестацию девушка не прошла, слёзно просила дать ей последний шанс. Коллегиально руководством и HR решили попробовать, но в другом отделе и другой должности, где ее работа была связана не с бумажками, а с людьми.
Буквально через месяц мы получили удивительный результат: специалиста с отличными навыками коммуникации, о которых никто раньше и не подозревал!
Сейчас я работаю тимлидом небольшой команды маркетологов. Ребята очень разные: будь я учителем старой закалки, то легко бы их классифицировала на специалистов «технического» и «гуманитарного» склада ума и распределяла бы задачи соответствующим образом. Но система так не работает. У каждого есть свои уникальные способности и сильные стороны.
Кстати, вы в курсе, что ключевая задача любого лидера состоит не в том, чтобы исправлять недостатки и заполнять пробелы команды, а выявлять и использовать таланты?
Как распределены таланты в нашей команде?
Капитан Стабильность. Да, я знаю, что один специалист не имеет склонности и жаления к креативу, но зато умеет мыслить логически, скрупулезно выявлять недостатки и пробелы, не боится рутины, и никогда никуда не опаздывает! Ему доставляют удовольствие все задачи, требующие особой внимательности и особой ответственности, а также задачи с повышенными требованиями со стороны клиента. Мне — за счастье, что есть такой «техничный» мозг в моей команде. И Бог с ними, с креативными способностями!
Капитан Инновационность. Другой коллега любит изучать всё новое. Вот тебе готовый и мотивированный исполнитель всех нестандартных и неформализованных задач! Других неизвестность и необходимость во всём самому разбираться пугает, а тут хлебом не корми… Кстати, у этого специалиста сугубо гуманитарное образование, но при этом он лучше многих разбирается в современных технологиях и новинках.
«Четвертый элемент». Нет, это не тимлид (без ложной скромности). Это коллективный разум, общение, коммуникация, обмен мнениями, да просто дружба и взаимопонимание. С их помощью рождаться самые крутые идеи и решаются самые сложные задачи.
Ни один тимлид или руководитель не должен допускать такой ситуации, когда каждый сидит, уткнувшись в свой компьютер? и ни с кем не общается, будь то по работе или на личные темы. Именно в коммуникации раскрываются таланты и сильные стороны.
Так вот, я — не технарь, и не гуманитарий. И вы — тоже. Наш разум гораздо шире и мощнее, чем шаблоны и классификаторы.