Что такое гуманитарные предметы в школе
История появления
Прародительницей гуманитарных наук была философия. Платон, Сократ, Аристотель и другие мыслители были уверены, что многообразие окружающего мира можно подвергнуть научному исследованию. В Средние века философия приобрела теологические черты, и естественные науки отделились от нее. Социальные же предметы оставались под контролем церкви, так как предметом познания было поведение людей, которое тесно связано с божественным.
Переломный момент наступил в XVIII веке. Ученый Д’Аламбер объединил следующие науки:
Именно Д’Аламбер первым положил начало для разделения наук на гуманитарные и точные. После него во французских школах прошли реформы. В университетские дисциплины предметы начали складывать только в XIX веке. Их объединили под названием «науки о душе».
В современном мире в категорию гуманитарных попадает множество предметов — философия, риторика, психология, педагогика и т. д. У этих наук есть множество вспомогательных дисциплин, которые сложно перечислить.
Особенности понятия
Некоторые люди ошибочно считают, что склонность к гуманитарности является показателем низкого интеллекта. На самом деле такие науки исследуют человека, его духовную, умственную, нравственную, культурную и общественную деятельность.
В какой-то степени они противопоставляются биологии, химии и другим естественным наукам. На практике эти сферы часто дополняют друг друга. В психологии условно выделяют несколько типов людей, которые имеют склонности к разным видам деятельности. Гуманитарий — это индивид, который имеет способности к изучению человека и его занятий. Часто у такого ребенка появляются таланты в области изучения родного и иностранных языков, истории, литературы и т. п. В современном мире к гуманитарным наукам относятся:
Этот перечень неполный, так как внутри наук есть множество отраслей. Многие дисциплины связаны между собой. Естественные предметы изучают природные явления, а точные области посвящены рассмотрению закономерностей и их проверки экспериментальным путем.
Основная роль
В современной массовой культуре принято рассматривать гуманитарные предметы как ненужные. Специалисты этой сферы считаются ограниченными и неприспособленными для другой работы. На самом деле гуманитарная область играет важную роль в обществе. Она изучает отношение человечества к миру, определяет место людей в жизни планеты и пытается выяснить, что нужно предпринять для предотвращения экологических катастроф.
Гуманитарная сфера исследует проблемы этики, эстетики, культуры, истории и т. п. Вся эта информация позволяет не допускать ошибок прошлого. Новые идеи позволяют менять общество, например, специалисты начинают применять в педагогике иные методы обучения и воспитания. Еще одна задача области — это предотвращение катастроф. Ученые задумываются о том, приведут ли их изобретения к положительным результатам и не опасны ли они для общества.
Гуманитарные предметы очень востребованы в современном мире. Они дополняют точные и естественные области человеческого знания.
Среди известных ученых — А. Маслоу, А. Адлер, Д. Дьюи и т. д.
Изменения в ОГЭ в 2022 году — гуманитарные предметы
Что нового появилось в ОГЭ по гуманитарным предметам в 2022 году? Сегодня рассказываем о правилах сдачи экзамена после 9 класса и инновациях в структуре. Поехали!
Правила ОГЭ в 9 классе в 2022 году
Перед тем, как говорить непосредственно об изменениях в ОГЭ 2022, следует коснуться общих правил.
У многих девятиклассников в душе до сих пор теплится надежда на отмену экзаменов по предметам по выбору, ведь именно так было в 2020 и 2021 году. Но сейчас эпидемиологическая ситуация дает возможность провести кампанию как в докоронавирусные времена. Министерство Просвещения еще не приняло конкретного решения, и, возможно, ОГЭ в привычном формате будут сдавать лишь те выпускники, которые собираются поступать в колледжи и техникумы. Для остальных же будут проведены специальные контрольные работы в стенах родных школ. Однако мы советуем не витать в облаках, а хорошенько готовиться, чтобы спокойно воспринять любой исход.
Итак, краткая сводка:
Смещать даты, по крайней мере пока, не планируется, именно поэтому ОГЭ будет проведено в три этапа:
Уже давно ходят слухи о добавлении в перечень основных экзаменов истории и английского языка, но в этом году список остался без изменений. На сайте ФИПИ и портале Министерства Просвещения РФ официальных заявлений не было, поэтому сдавать всем придется:
А как обстоят дела с дополнительными экзаменами? Их снова останется 2, выбрать их учащийся может самостоятельно из следующего перечня:
Кстати, победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и члены сборных команд РФ освобождаются от сдачи предмета, соответствующего профилю олимпиады. Они автоматически получают высший балл.
Полученные вами первичные баллы будут переведены по пятибалльной шкале. У каждого из экзаменов существуют свои минимальные и максимальные баллы. В случае несогласия с результатами школьник имеет право подать апелляцию.
Важно отметить, что как в колледжи, так и в профильные классы отбирают по система “аттестат+результаты ОГЭ”, поэтому “забивать” на “лекготню” после 9 класса под предлогом “это же не ЕГЭ” совсем не нужно!
Несдача основных предметов автоматически оставляет вас без аттестата. Русский язык и математику наравне с “заваленными” профильными предметами возможно пересдать в сентябрьский период.
Для пересдач также существует несколько правил:
Какие изменения будут в огэ по гуманитарным предметам
Наконец мы переходим у изменениям в ОГЭ 2022 по гуманитарным предметам.
Русский язык
В целом, можно смело заявить, что прежний экзамен по русскому языку остался в прошлом. Этот предмет коснулись сильные изменения. Итак, о них:
Вот такие изменения были внесены в ОГЭ по русскому языку в 2022 году.
Литература
Теперь разберемся, что нового вы найдете в КИМах по литературе в текущем году:
История
В ОГЭ по истории в 2022 году встречаемся со следующими изменениями:
География
Коротко об изменениях в ОГЭ по географии 2022:
Английский язык
С 2021 года в КИМ по английскому языку изменений внесено не было, поэтому экзамен учащиеся увидят в прежнем виде.
Обществознание
С этим предметом дела обстоят так же как и с английским языком: в 2022 году изменений в КИМах по обществознанию не последовало.
Не знаешь куда поступать? Пройди нашу проф-игру.
Профориентационная школа от Умскул — это бесплатное мероприятие для всех старшеклассников России, где 10 специалистов из разных областей расскажут подробнее о своей профессии.
В конце теста ты сможешь выявить свои предпочтения, а также зарегистрироваться на бесплатное мероприятие.
Гуманитарные предметы
Гуманитарные науки – дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с общественными науками, а также противопоставляются естественным и точным наукам.
Направления
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Гуманитарные предметы» в других словарях:
Гуманитарные последствия грузино-южноосетинского конфликта (2008) — Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов … Википедия
ФРАНЦИЯ — (France), Французская Республика, гос во в Зап. Европе. Пл. 551 тыс. км2. Нас 55,9 млн. чел. (1989), ок. 90% французы Гос. язык французский. Столица Париж. Первые школы на терр. совр. Ф. были основаны в период рим. господства над Галлией (кон. 1… … Российская педагогическая энциклопедия
Образование в Египте — Юные египтяне за чтением … Википедия
Образование Египта — Юные египтяне за чтением Университет Мансуры Система образования в Египте отличается высокой степенью централизации, она подразделяется на три этапа: Базовое образование (араб. التعليم الأساسى, Ат таалим аль асаси) Начальная ступень… … Википедия
Образование в Японии — Японские ученицы средней школы в форме Учебный год в Японии начинается в апреле. Уроки продолжаются с понедельника по пятницу либо по субб … Википедия
ГИМНАЗИИ — средние общеобразоват. уч. заведения (обычно гуманитарно филол. направления). Термин «Г.» заимствован из Др. Греции (гимнасий, см. Античность). Становление европ. Г. нового времени связано с возникновением в 15 16 вв. латинских школ, готовивших к … Российская педагогическая энциклопедия
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — процесс формирования и развития эстетич. эмоционально чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Один из универсальных аспектов культуры личности, обеспечивающий её рост в соответствии с социальным и… … Российская педагогическая энциклопедия
КОРЕЯ — древняя страна Восточной Азии, занимающая одноименный полуостров, который протянулся на севере от границы с Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой почти до южных островов Японии. После окончания Второй мировой войны страна… … Энциклопедия Кольера
Грин Александр Степанович — настоящая фамилия Гриневский (1880 1932), русский писатель. В романтико фантастических повестях «Алые паруса» (1923), «Бегущая по волнам» (1928), романе «Блистающий мир» (1924), «Дорога никуда» (1930) и рассказах выразил гуманистическую веру в… … Энциклопедический словарь
ГЛАЗГО УНИВЕРСИТЕТ — ГЛАЗГО УНИВЕРСИТЕТ, Великобритания, Шотландия, основан в 1451 римским папой Николаем V (см. НИКОЛАЙ V); один из старейших университетов (после Оксфорда, Кембриджа и университета Сент Эндрюс (см. СЕНТ ЭНДРЮС)). В составе университета девять… … Энциклопедический словарь
Какие предметы в школе(институте) относятся к гуманитарным?
Каков полный перечень? Интересно, входит ли в их число обществоведение?
Те, которые не являются точными. К точным наукам относят математику и ее разделы, физику, химию и подобные. К гуманитарным предметам следует относить языки(родной и иностранные), литературу, историю, обществознание, изобразительное искусство, культурология и т.д.
К гуманитарным предметам относятся:
-языки других стран( английский, французский, японский и т.д)
-история( отечественная и других стран)
Учебные программы разных институтов и университетов очень сильно различаются и если например я заканчивала технический ВУЗ и у меня было гуманитарных предметов по минимуму, то в ВУЗе гуманитарном могут существовать дисциплины, которые мне даже в голову не могут прийти.
Что касается общего определения, то общественными или гуманитарными науками называют науки, изучающие человеческое общество и все проявления отношений в нем.
В школе это прежде всего история, литература, различные языки, обществознание и обществоведение, в какой-то степени это наверное ОБЖ.
В Вузах это могут быть культурология, философия, археология, этнография и религия.
Список конечно не полный.
К гуманитарным, относятся те науки и предметы в школе и институте, которые не являются точными, не являются техническими или же химическими. Относятся к ним литература, язык русский и иностранный, философия, иностранный язык, обществоведение и обществознание
Обществоведение скорее относится с общественным (социальным) наукам. Часто гуманитарные науки переплетаются с общественными, поскольку и те и другие схожи по предмету, объекту и методологии изучения. Поэтому часто некоторые из этих предметов можно отнести к обоим категориям наук.
Для начала поясню, какие предметы вообще бывают:
Также иногда выделяют эстетические предметы (изо, музыка и так далее), можно и их тоже отнести к гуманитарным.
Вы школе есть такие гуманитарные предметы:
В ВУЗах разнообразие очень велико, так как есть уйма узких специализаций. Например, это может быть:
К гуманитарным дисциплинам, которые изучают в школе относятся:
В школе изучают следующие гуманитарные науки:
3) Иностранный язык.
5)Культурология(в старших классах).
В Вузах к этому списку добавляется:
Можно из всех предметов, которые преподают в школе и институте выделить гуманитарные и точные или технические. К гуманитарным предметам относятся такие предметы, как история, литература, русский язык, обществознание. В институтах добавят еще религию и философию.
Из предметов, изучаемых в школе, к гуманитарным относятся:
Для отдельных школ этот перечень неполный, для иных избыточный, может быть сокращен или дополнен другими дисциплинами.
Наше образование построено по принципу: довести материал до обучаемого, после чего он должен закрепить его самостоятельно. Но, на мой взгляд, все зависит от индивидуальных способностей каждого учащегося. Помню еще со школы, учился со мной один отличник, ему было скучно просиживать уроки. Это время он с большей пользой мог бы провести по принципу самообразования. Схватывал он любой новый материал на лету, нередко поправляя учителя(подготовленного к уроку), если тот путался. Считаю, что посещение уроков обязательно не для всех, а самообразование в обязательном порядке для каждого. Одним словом, самообразование намного важнее, нежели посещение уроков. Учатся же заочники, не теряя времени на посещение лекций в ВУЗах, имея при этом хорошие знания своей специализации.
Гуманитарные предметы в школе
Гуманитарные предметы в школе
К. ЛАРИНА – Открываем наше традиционное воскресное «Родительское собрание», и хотя у нас на дворе каникулы, давайте немножко поговорим о школе, о том, как преподаются сегодня гуманитарные, именно гуманитарные предметы в школах. И требует ли система преподавания гуманитарных наук какого-то срочного реформирования. Почему мы об этом заговорили, я сейчас прямо с этого и начну, очень люблю я цитировать министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, что я и сделаю сейчас. А потом представлю участников сегодняшнего «Родительского собрания». Итак, министр образования и науки Андрей Фурсенко считает, что современная система преподавания предметов в школе, в первую очередь, гуманитарных наук, вызывает отторжение или глухую злобу у школьников. Такое мнение министр высказал в ходе второго всероссийского совещания деканов и заведующих кафедрами исторических факультетов классических университетов РФ в Российской академии наук. В настоящее время преподавание предметов в школе, в первую очередь, гуманитарных, это концентрические круги, которые на каждом новом этапе практически ничего не добавляют, вызывая в лучшем случае отторжение, а в худшем – глухую злобу у школьников, которым одно и то же объясняют десять раз, сказал Фурсенко. Его поддержал академик РАН Александр Чубарьян, и я процитирую и уважаемого академика тоже, сейчас мы изучаем всю историю до 9 класса, а 10-го все то же самое, только считается, что более углубленно и с меньшим количеством часов, сказал академик. По его мнению, это бессмысленная трата времени. Чубарьян считает, что историю нужно изучать поэтапно, до 11 класса. Кроме того, по словам академика, необходимо ввести в 11 классе курсы по основам права, экономики, а также курс по истории мировых религий. Вот две цитаты, и сейчас мы будем это дело обсуждать с нашими гостями. У нас в студии Леонид Кацва, учитель истории в гимназии номер 1543, добрый день, Леонид, здравствуйте.
Л. КАЦВА – Добрый день.
К. ЛАРИНА – Евгения Абелюк, учитель русского языка и литературы лицея номер 1525, здравствуйте, Евгения.
Е. АБЕЛЮК – Здравствуйте.
К. ЛАРИНА – И Александр Михайлович Абрамов, член-корр. РАО, наш эксперт сегодня, он между двумя учителями и сидит, и правильно делает. Итак, ваш комментарий, насколько вообще обоснованы такие даже не замечания, даже не критика, а просто приговор нынешней системе преподавания, во всяком случае, гуманитарных наук в средней школе, Александр Михайлович, на ваш взгляд?
А. АБРАМОВ – Мне кажется, что Андрей Александрович здесь сильно погорячился, потому что так описывать всю ситуацию отторжением, она очень неоднородна, отношение разное, но мне кажется, что есть ключевое слово здесь, концентризм. И на самом деле, за этим выступлением Фурсенко стоит нечто большее. Это фактически первая реакция на известное заявление президента о том, что среднее образование должно быть обязательно. И отказ от концентризма, ведь концентризм возник тогда, когда школа у нас стала, перестала быть обязательной 11-летней и стала 9-летней. Именно потому, что в 9-летке нужно было уместить некоторое общее образование, и возникла система концентрическая, что, конечно, для истории и не только для истории было совершенно ужасным явлением, потому что за 9 лет, в 9 лет общее образование не умещается.
К. ЛАРИНА – Т.е. в этой части вы согласны с критикой, да?
А. АБРАМОВ – С концентризмом, с борьбой, то, что концентризм – это плохо, я, конечно, согласен.
К. ЛАРИНА – Евгения, пожалуйста, вам слово.
Е. АБЕЛЮК – Я с этим соглашусь тоже, более того, вообще-то школа, на самом деле, работает по другой системе, в основном, известные мне школы, они так и работают по линейной системе.
К. ЛАРИНА – Давайте все-таки объясним нашим слушателям, для тех, кто не очень разбирается в терминологии, в чем разница между линейностью и концентризмом? В части преподавания?
Е. АБЕЛЮК – Речь идет о возвращении, скажем, если это курс литературы, к тем же авторам. На самом деле, это возвращение естественно, потому что когда размышляешь о каком-то произведении, то в поле этого размышления должны, допустим, если это литература 20 века, естественно, попадает снова Пушкин. Такое возвращение естественно и понятно. А когда программа строится на повторениях одних и тех же тем, понятно, что это нецелесообразно. И практикам это обычно кажется нецелесообразным. Но вы знаете, мне бы даже хотелось сейчас говорить не столько о концентрической системе, сколько о гуманитарном образовании вообще на конкретном примере.
К. ЛАРИНА – Пожалуйста.
Е. АБЕЛЮК – Потому что очень конкретный пример.
К. ЛАРИНА – Т.е. с именами, фамилиями, явками?
Е. АБЕЛЮК – Я просто хочу прочитать маленькое стихотворение Анны Андреевны Ахматовой, которое было написано в августе 40 года, стихотворение называется «Лондонцам», в тот момент, когда чудовищные бомбардировки Лондона начались. И Ахматова сравнивает то, что происходит, казалось бы, так далеко от России, с шекспировской драмой. И пишет она так, с эпиграфом из Апокалипсиса – и сделалась война на небе. Двадцать четвертую драму Шекспира пишет время бесстрастной рукой, сами участники чумного пира, лучше мы Гамлета, Цезаря, Лира будем читать над свинцовой рекой, лучше сегодня голубку Джульетту с пеньем и факелом в гроб провожать, лучше заглядывать в окна к Макбету, вместе с наемным убийцей дрожать, только не эту, не эту, не эту, эту уже мы не в силах читать. Она пишет это в тот момент, когда ее сын, Лев Гумилев, второй раз посажен, это произошло в 38 году. В 39 году он уже приговорен к 5 годам исправительно-трудовых лагерей. Она пишет это в тот момент, когда, в общем, советский человек, мы очень хорошо это понимаем, на самом деле, не знает, что такое Париж и Лондон, для него не существует этого, для Ахматовой, конечно, существует, там много друзей, и вообще для нее существует весь мир. Но все равно это далекое она делает близким. Почему я начала с этого, потому что пару дней назад, слушая ваше радио, я, как и многие другие слушатели, удивлялась и ужасалась и посланиям на пейджер, и звонкам о том, как и тогда с «Аквапарком» у нас беда такая случилась, о том, как хорошо, что проучили и т.д. Так вот, на самом деле, я думала о том, что те, кто писали это, и те, кто звонили, они, в общем, прошли, может быть, не только мимо этого стихотворения Ахматовой, оно в программу не входит, это особый, кстати, разговор, что мы, к сожалению, читаем только то, что входит в программу. Но они вообще прошли мимо того, о чем русская литература замечательная говорит, в русской культуре это есть. А это как раз показатель того, в каком состоянии наше гуманитарное образование притом, что, конечно, наверное, надо было начать с того, что учителей-энтузиастов и учителей интересных чрезвычайно много. Но этот пример как раз говорит о крахе.
К. ЛАРИНА – Замечательное выступление Евгении Абелюк, неожиданное совершенно, хотя и понятное, я понимаю, почему вы с этим пришли, потому что так попало в вас это, как во многих наших слушателей. Я не хочу всех сразу под одну гребенку тут равнять, у нас люди разные нас слушают, разные, это и хорошо, это и плохо, но а что делать? Меня такие вещи иногда просто поражают, наверняка вы слышали все, что было с «Трансвааль-парком», я часто этот пример привожу, который меня просто привел совершенно в шок, я вообще не понимала, какой смысл вообще тогда существовать, если такая реакция. Ладно, на их совести, хотя, может быть, вы и правы, это тоже в контексте нашего разговора должно присутствовать, потому что одно с другим связано. Леонид Кацва подключается к разговору, пожалуйста.
Л. КАЦВА – Я немножко вернусь на грешную Землю.
К. ЛАРИНА – Давайте-давайте, да.
Л. КАЦВА – Потому что разговор об общем состоянии культуры нашего общества, он довольно далеко выходит за рамки состояния школы, что касается концентризма, о котором, в основном, говорил, насколько я понимаю, и министр, и директор института истории всеобщей, это абсолютно правильно. И более того, я скажу, что, конечно, эти выступления, наверное, стали реакцией на слова президента, но вообще-то общественность учительская неустанно об этом говорит на протяжении всех 10 лет.
К. ЛАРИНА – Серьезно?
Л. КАЦВА – Да, и аз многогрешный два письма организовывал, одно в ГД, одно на имя Любови Петровны Кезиной, оба подписали по 50 учителей московских.
К. ЛАРИНА – А что требовали в письмах?
Л. КАЦВА – Что требовали, поскольку мы, в общем, довольно далеки от революционаризма всякого, то мы требовали одного, вернее, просили, либо вернуть линейную систему, либо, если это невозможно, разрешить школам выбирать.
К. ЛАРИНА – А она была когда-нибудь, линейная система?
Л. КАЦВА – Линейная система была до середины 90-х гг., мы все по ней учились.
Л. КАЦВА – Да, с 5 класса, где древний мир изучался, и по тогдашний 10-й.
А. АБРАМОВ – 10-летка была обязательной.
Л. КАЦВА – Да, но понимаете, дело ведь в том, что надежды, которые были в начале 90-х гг. или предположения, вернее сказать, что треть или две трети детей будут покидать школу после 9 класса, они не оправдались. И скажем, по Москве таких детей, только давайте оговоримся сразу, что детей бездомных мы не учитываем, те дети, которые в обычном режиме ходили в школу, они покидали систему среднего образования после 9 класса, процентов 5, по России, может быть, где-то 15, вряд ли больше. И объяснялось это очень просто, и объясняется точно также. Никто их на работу не берет. Деваться им после 9 класса некуда, потому что они несовершеннолетние, у них сокращенный рабочий день, они для работодателей невыгодны, значит, они пойдут на улицу. Поэтому в Москве возвращение к системе всеобщего среднего образования произошло уже несколько лет назад, и концентризм таким образом смысл совсем потерял. А с самого начала он был невозможен, с точки зрения образования, потому что это было, помимо всего прочего, ставка на двоечников. Это была гонка, это были темы, которые были неадекватны возрастному уровню восприятия, об этом обо всем учителя говорили. Я в свое время проводил такую личную статистику, работал в системе аттестации педкадров, и каждого учителя, с котором встречался по поводу аттестации, опрашивал об отношении к линейной и концентрической системам. Опросил примерно 150 человек, получил ответ в пользу концентрической системы, от 15 или от 10, приблизительно такое соотношение. Я помню прекрасно, как в 99 г. было совещание по проблемам преподавания истории в школе в президиуме академии наук, и академик Чубарьян посетовал на учительницу своего внука, дескать, изучалась гражданская война, глядь, через 2-3 недели уже отечественная. Вывод был – учителя боятся заниматься историей 20 века. Я говорю, учительница вашего внука не виновата.
К. ЛАРИНА – Это начальная школа или уже?
Л. КАЦВА – Нет, это 9 класс. 2 часа в неделю, вся история с 5 по 9 класс. Присутствовавшие сотрудники академии наук во множестве испустили вопль ужаса, т.е. понимаете, ведь вводилась эта концентрическая система чисто советским образом. Учителей не спросили, науку не спросили, мне как-то даже пришлось написать, я уж не помню, в какой статье, что я желаю посмотреть в глаза тому человеку, который это придумал, а потом поставить ему памятник в виде воина, поражающего копьем музу Клео.
К. ЛАРИНА – А какой урон вообще наносит такая система?
Л. КАЦВА – Какой урон, об уроне говорят преподаватели вузов.
К. ЛАРИНА – То, что они получают на выходе, да?
Л. КАЦВА – Да, приходят абитуриенты, у которых знание истории на порядок хуже, чем было, скажем, 10 лет назад, причем не только фактических знаний, но и что самое, казалось бы, нео