Что такое гуманизация и демократизация
Гуманизация и демократизация образования
ГУМАНИЗМ (лат. humanus — человеческий, человечный) идеология и практика, основанные на принципах равенства, справедливости, рассматривающие человека как высшую ценность.
Гуманизация и демократизация – процессы обусловленные социально-экономическими реалиями современного общества. Друг без друга они не существуют и невозможны. Если гуманизация профессионального образования – это взгляд на преобразование профессиональной школы с точки зрения интересов личности студента, то демократизация образования – взгляд на его преобразование с точки зрения нормализации отношений между обществом, государством и учебными заведениями, между педагогами и студентами и между самими студентами.
Сущность гуманизации в образовании состоит в очеловечивании отношений учащихся между собой и с педагогами, в приоритетах человеческих ценностей над технократическими, производственными, экономическими, административными.
Принцип гуманизма, уважения к личности учащегося в сочетании с требовательностью к нему. Он регламентирует отношения педагогов и обучающихся и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете педагога, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Принцип требует от учителя умения создать благоприятный психологический климат в группе, положительный эмоциональный фон. Одновременно педагог должен помнить о приоритете воспитательных, образовательных задач и проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов.
Гуманистическая философия образования направлена на благо человека, на создание экологической и нравственной гармонии в мире, на то, чтобы человек имел все возможности для гармоничного развития и на протяжении всей жизни стремился к нему.
Модель воспитания, в основе которой лежит направление гуманистической психологии, развивали в 50–60-х годах в США такие ученые, как Маслоу, Франк, Роджерс, Колли, Комбс и др.
К. Роджерса не удовлетворяют следующие положения традиционной педагогики:
1. Учитель обладает знаниями, учащийся ожидает их усвоения.
2. Основные элементы – уроки и экзамены. Урок – доминирующая форма, а экзамен определяет уровень приоритетных знаний.
3. Учитель является руководителем, обучаемый – подчиненным. Оба подчинены школьному руководству. Контроль всегда направлен вниз.
В связи с этим К. Роджерс выделяет два типа обучения:
· информационное, обеспечивающее простое знание фактов;
· значимое учение, дающее обучающимся действенные знания, необходимые им для самоизменения и саморазвития.
Признавая важность всех линий развития человека – психического, социального, профессионального и т. д., К. Роджерс считает приоритетным направлением собственно личностное развитие, становление «полноценно функционирующей личности» и, в первую очередь – развитие адекватной и гибкой, здоровой Я-концепции: «Помочь людям быть личностями – это значительно более важно, чем помочь им стать математиками или знатоками французского языка».
Обучение, помогающее человеку быть личностью, это и есть личностно ориентированное обучение, или, по Роджерсу, значимое учение.
Таким образом, К. Роджерс исходит из того, что источник и движущие силы развития и личностного роста находятся в самом человеке. Поэтому главная задача обучения состоит в том, чтобы помочь ему понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития.
Гуманизация образования обусловлена объективными процессами гуманизации общественного производства и общественных отношений, направлена на решение проблемы оптимизации взаимодействия личности и социума. Что касается гуманизации высшей школы, то ее характеризует:
· создание морально-психологического климата, в основе которого лежат доброта, чуткость, сердечность, взаимная забота, благородство, справедливость, честь;
· переход от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества и творчества;
· переход от жесткой регламентации учебно-научно-производственной деятельности студента к свободе выбора;
· осуществление индивидуального подхода как педагогического метода на всех этапах обучения;
· повышение требований к преподавателю как к личности, как к воспитателю, а не только как к специалисту;
· совершенствование гуманитарной подготовки студентов.
Гуманизация образования тесно связана с демократизацией образования, обеспечивающей его всеобщность и сокращение неравенства, направленной на наиболее полное удовлетворение разнообразных потребностей как всего населения, так и отдельных его членов. Демократизация образования позволяет личности свободно выбрать форму образования, плавно перейти с одного уровня образования на другой, предоставляет преподавателям и студентам свободу творческой деятельности, расширяет социальные гарантии и возможности раскрытия их индивидуальных потенциалов. Средством демократизации образования является создание системы непрерывного образования, которая позволит каждому человеку обучаться и развиваться на протяжении всей жизни.
ДЕМОКРАТИЯ (гр. demokratia — власть народа, от demos — народ и kratos — власть)
Демократизация в образовании проявляется в:
· равном и обязательном праве на получение образования;
· децентрализации (система управления, при которой часть функций центральной власти переходит к местным органам самоуправления) системы образования;
· традиционном и нетрадиционное образование;
· государственных и негосударственных учебных заведениях;
· различных сроках обучения, параллельном обучении в разных учебных заведениях;
· федеральном, региональном, автономном, местном управлении системой образования;
· самоуправлении учебных заведений;
· самофинансировании учебных заведений;
· свободе выбора (для преподавателей, учащихся).
Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 326 ; Нарушение авторских прав
Важные направления развития современной образовательной системы, демократизация образования
Преимущественно постоянное обучение для общества является областью государственной политики по предоставлению благоприятных, а по возможности идеальных условий основного и профессионального формирования личности. Нацеленность гуманистического направления основана на положении о человеке как цели общественного развития и о человеческом факторе как существенной силе. Здесь находит выражение марксистское понятие о вольном развитии человека как условии свободного развития общества.
Гуманизация образования
Гуманизм устойчивого образования определяется его направлением к человеку как субъекту образовательного процесса, базисом крайне благоприятных возможностей для становления творческой индивидуальности. Значимость и эталоны культуры, искусства, нравственности, все преимущества сферы духовного развития трансформируются из предмета изучения в целостный элемент учебно-воспитательной и познавательной деятельности, основу, предопределяющую содержимое образования, формы взаимосвязи между всеми участниками образовательного процесса. Гуманизация образования составляет основу этого процесса и является важным средством определения технократического отношения к реальности.
Демократизация образования
Демократизация образования обусловлена ее общедоступностью, предоставлению каждой личности возможности получить знания и усовершенствовать их. Как следствие, его неотделимой частью становится демократизация принципов существования и функционирования образовательных учреждений, самоуправленческой деятельности, вовлеченности обучающихся и увлеченности групп населения решением задач, охват вопросов финансирования.
Демократизация образования – это создание условий для удовлетворения потребностей представителей всевозможных общественных, общенациональных, возрастных, региональных и других социальных групп, предоставление потенциала для свободного стремления и самовыражения каждого человека.
Демократизация школы
Демократизация школы – это отрицание понятия «винтика», ради концепции наивысшей ценности личности со стороны социалистического общества. Это также внимание к нуждам и требованиям общества и личности. Помимо прочего – освобождение педагогических взаимоотношений, освобождение от системы подчинения или сопротивления и обращение к принципам совместной деятельности. Это также формирование публичности образовательного учреждения, вовлечение общества в его развитие. Демократизация – наиболее безопасный механизм образования, ключевой фактор демократизации общества.
Чтобы демократизировать образование и образовательные системы необходимо в первую очередь отказаться от стереотипа контролирования государственных школ, ее понимания как государственного учреждения в принципе. Необходимо преодолеть отдаленность общества от школы и школы от общества, отчужденность школы от процессов, происходящих в общественной жизни.
Гуманизация школы
Существенный минус современной школы – ее обезличенность. Командный административно-бюрократический дух, строй школы и ее технократизация ведут к утрате основного образовательного понятия – «человек». Преодолеть отчужденность преподавателя и ученика от учебной работы и друг от друга можно только став на путь гуманизации школы.
Гуманизация – это внимание школы к ребенку, его личности, заслугам, вера в него, принятие его личных стремлений, запросов и интересов. Это также формирование благоприятных условий для определения и развития его способностей для самоопределения. Здесь школа должна быть нацелена не только на подготовленность ученика к будущей жизни, но и на создание полноценных условий жизни на каждом возрастном этапе.
Гуманизация – базовый компонент нового понимания педагогики.
Гуманизация изменяет саму сущность образовательной деятельности, делая центром всего процесса самого ребенка. Теперь главным содержанием педагогического процесса является воспитание ученика.
Гуманизация реализовывается путем постепенной индивидуализации всего педагогического процесса и его персонализации. Главенствующую роль в процессе гуманизации школы, воспитания, играет искусство. Это, своего рода, средство становления и совершенствования творческих способностей, выразительного мышления, эмоциональной и эстетической стороны личности.
Ценность демократизации содержимого, форм и методов образования – в обеспечении всем и каждому доступа к высшим этажам культуры, в предельно возможном развитии талантов детей, устранении любых препятствий на пути становления. Помимо этого важным направлением развития демократии является гуманизация правосудия.
Информатизация образования
Информатизация образовательного процесса – это часть информатизации общества, комплекс социально-педагогических изменений, находящихся в зависимости от внедрения вычислительной техники и информационных технологий в образовательные организации и образовательный процесс. Данное направление распространилось во всем мире в течение последних десятилетий, что неразрывно связано с доступностью для образовательной системы и сравнительной простотой использования разнообразных видов компьютерной техники.
Сфера образования
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Понятие образования
Образование — инструмент для становления личности при помощи получения знаний, освоения навыков развития (познавательных и творческих) через систему социальных институтов (семья, школа, СМИ). |
Другими словами, это целенаправленный организованный процесс передачи знаний об окружающем мире, опыта предшествующих поколений, приобщение к материальной и духовной культуре человечества, а также воспитание личности и помощь в ее становлении.
Цель образования — приобщить человека к достижениям цивилизации, а также передать и сохранить культурное достояние.
Совокупность образовательных стандартов и программ.
Органы управления образованием.
Комплекс принципов, которые определяют функционирование системы образования.
Основные пути получения:
Обучение в учебных заведениях.
Образование в семье.
Самообразование — когда человек приобретает знания, умения и навыки без помощи других лиц.
Образование можно разделить на два уровня:
Общее — это обучение в дошкольных и школьных учреждениях. Дети изучают родной язык и литературу, биологию, физику и другие предметы, которые формируют основу мировоззрения.
Профессиональное — это специализированный вид образования, который реализуется в школах со специальным уклоном, кружках, секциях, лицеях, колледжах, институтах. В этом случае человек проходит обучение, чтобы стать специалистом в определенной сфере, то есть получает профессию.
Человека называют образованным, когда он усвоил достаточно знаний и опыта, которые необходимы в конкретном обществе для реализации в практической, научной, социальной, познавательной и профессиональной деятельности.
Классификация функций образования
Функция образования в обществе — это роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс относительно целого явления.
Функции общего образования:
воспитательная — воспитание нравственных качеств личности, передача культурно-исторического опыта и правил поведения;
образовательная — сам процесс обучения;
социализация — облегчение вхождения человека в социум и успешного пребывание в нем;
подготовка профессионалов, которые будут работать на благо страны, повышать качество жизни;
приобщение к новым технологиям и другим культурам.
Функции образования с точки зрения государства:
Экономическая — образование формирует социально-профессиональную структуру общества, в которой люди могут осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности. Главная цель — покрыть потребности трудовых ресурсов во всех сферах экономики.
Социальная — образование социализирует личность, формирует социально значимые навыки. Образовательный процесс начинается в семье, а продолжается в школе и других учебных заведениях.
Культурная — образование помогает передать культурные ценности подрастающему поколению в целях воспитания, развития творческих способностей.
Контролирующая — образование осуществляет контроль за поведением, формирует этические и правовые нормы поведения.
Образование как социальный институт состоит из ряда учреждений, органов управления и обширной системы норм и правил. Посмотрим, как выглядит система образования в Российской Федерации.
Готовьтесь к ЕГЭ по обществознанию на курсах от Skysmart — увлекательно и эффективно!
Система образования в РФ
Система образования — это совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, которые определяют ее функционирование. |
Характер системы образования в любом государстве определяется его социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями.
Структура российской системы образования:
Органы управления образованием;
Совокупность образовательных стандартов и программ;
Сеть образовательных учреждений:
дошкольное образование (ясли, детские сады),
начальное образование (начальная школа — с 1 по 4 класс),
основное общее (с 5 по 9 классы), среднее общее (с 10 по 11 класс) — средняя школа, гимназия, лицей,
среднее профессиональное (специальное) образование (профтехучилища, колледжи, лицеи, техникумы),
Принципы образовательной политики в РФ:
гуманистический характер образования;
приоритет общечеловеческих ценностей;
право личности на свободное развитие;
единство федерального образования при сохранении права национальных и региональных культур на своеобразие образования;
адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
светский характер образования в государственных учреждениях;
свобода и плюрализм в образовании;
демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.
Таблица: уровни и ступени системы образования в РФ
Тенденции в развитии мирового образования
В рамках курса по обществознанию школьники должны знать направления образования в современном мире. Расскажем про некоторые из них.
Демократизация системы образования. Созданы условия для удовлетворения потребностей всех представителей общества. Образование доступно широким слоям населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.
Рост продолжительности образования. Современному обществу необходимы высококвалифицированные специалисты, из-за чего срок обучения может удлиняться.
Непрерывность образования. В условиях научно-технической революции сотрудник должен уметь быстро переключаться на новые или смежные виды работ, на новые технологии.
Гуманизация образования. Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.
Гуманитаризация образования. Повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе, например, экономической теории, социологии, политологии, основ правовых знаний.
Интернационализация процесса образования. Создание единой системы образования для разных стран.
Компьютеризация процесса образования. Использование современных технологий обучения.