Что такое гуманизм и гуманность

Гуманный — это какой, что такое гуманность, кто такие гуманисты и каковы их отличительные черты

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Такое качество характера, как гуманность в современном обществе проявляется, к сожалению, все реже и реже.

Быть добрым и отзывчивым становится невыгодно: воспримут за слабого и бесхарактерного, будут пользоваться этим и сядут на шею. Этому есть объяснение – падение общественной нравственности, но речь сейчас не о том.

Что такое гуманизм и гуманность. Смотреть фото Что такое гуманизм и гуманность. Смотреть картинку Что такое гуманизм и гуманность. Картинка про Что такое гуманизм и гуманность. Фото Что такое гуманизм и гуманность

Что такое гуманность: каковы ее признаки, кого можно назвать гуманным человеком – тема этой статьи.

Что такое гуманность

Сразу стоит разделить два термина – гуманизм и гуманность. Иногда их используют в качестве синонимов, и в широком смысле это правильно: оба понятия «говорят» об одном и том же – о человеколюбии, но подходят к вопросу с разных сторон.

Гуманизм — это теория, содержащую морально-нравственные правила и нормы, передаваемые с помощью речи. А гуманность – это собственно практика или поступки, в основе которых лежит любовь к людям. О последнем и будет разговор.

В переводе с латыни гуманность (humanus) буквально означает «человечный».

В глобальном смысле гуманность — это уважение человека, его личности, сострадание и сопереживание человеческому горю, искреннее желание помогать окружающим, иногда даже жертвуя своими интересами. Это душевное качество людей.

Что такое гуманизм и гуманность. Смотреть фото Что такое гуманизм и гуманность. Смотреть картинку Что такое гуманизм и гуманность. Картинка про Что такое гуманизм и гуманность. Фото Что такое гуманизм и гуманность

В узком смысле гуманность трактуют, как стремление причинять другим как можно меньше боли и страданий. В толковом словаре русского языка под редакцией Ожегова данный термин имеет следующее определение:

гуманность (гуманный) – это направленность на благо других, отзывчивость. Антонимом данного понятия является жестокость (что это?).

Идея гуманности родилась в эпоху Возрождения. Ее приверженцы пропагандировали терпимость и снисходительность: только так люди могут сплотиться и сделать свое общество крепким и морально здоровым.

И все же истоки любви к человечеству лежат в христианстве, его заветах: «полюби ближнего, как себя самого. Относись к другим так же, как хочешь, чтобы относились к тебе».

Кто такой гуманист

Кто такой гуманист, догадаться несложно. Это и есть индивид, любящий человека и человечество в целом.

Такие личности не делят других на плохих и хороших, принимают их такими, какие они есть на самом деле, прощают оступившихся и дают шансы на исправление, помогают тем, кто в этом нуждается. Они не могут оставаться равнодушными к людскому горю, так как обладают высоким уровнем эмпатии – переживают чужие беды, как свои.

Что такое гуманизм и гуманность. Смотреть фото Что такое гуманизм и гуманность. Смотреть картинку Что такое гуманизм и гуманность. Картинка про Что такое гуманизм и гуманность. Фото Что такое гуманизм и гуманность

Гуманисты – это добрые люди, не понаслышке знающие о милосердии, безусловной любви, имеющие гибкое мировоззрение: они не ждут от других идеальности, способны войти в любое положение, понять и принять не самые красивые поступки членов общества.

Что такое гуманизм и гуманность. Смотреть фото Что такое гуманизм и гуманность. Смотреть картинку Что такое гуманизм и гуманность. Картинка про Что такое гуманизм и гуманность. Фото Что такое гуманизм и гуманность

Беспристрастный, максимально объективный, не имеющий жестких установок гуманист – это в первую очередь творческая личность.

Ведь для него нет рамок, он спонтанен, не привязан к «хорошо» и «плохо», стереотипам и условностям, навязанным обществом. Благодаря внутренней свободе, он свободен внешне и потому постоянно получает различный жизненный опыт, развиваясь духовно и физически.

Гуманный — это какой?

Еще раз повторю определение гуманности (но в несколько более развернутом виде), чтобы опираясь на него можно было бы выделить признаки человека, которого с полным основанием можно было бы назвать гуманистом.

Что такое гуманизм и гуманность. Смотреть фото Что такое гуманизм и гуманность. Смотреть картинку Что такое гуманизм и гуманность. Картинка про Что такое гуманизм и гуманность. Фото Что такое гуманизм и гуманность

Определить гуманного человека можно по следующим трем характерным признакам:

Это делается не за деньги, славу или еще какие-либо бонусы. Намерения таких людей идут от души. Это помощь ради помощи.

Человек, имеющий гуманистический взгляд на мир, может быть донором, помогать детским домам, организовывать бесплатные праздники, ухаживать за стариками в домах престарелых, лечить раненных в зоне боевых действий и так далее.

Иногда для того, чтобы сделать второе, приходится изрядно помучиться в сомнениях. Гуманист – это тоже человек, он должен хоть немного думать и о себе, чтобы жить полноценной жизнью. Если вы стоите в последних штанах, то неразумно будет отдать брюки тому, у кого их нет. Другое дело, если штанов у вас двое.

Что такое гуманизм и гуманность. Смотреть фото Что такое гуманизм и гуманность. Смотреть картинку Что такое гуманизм и гуманность. Картинка про Что такое гуманизм и гуманность. Фото Что такое гуманизм и гуманность

Если в поступке человека не присутствует этих трех элементов, то говорить о гуманности не приходится.

Нередко бывает так, что люди жертвуют немалые суммы на благотворительность (как это делают филантропы), а потом кричат об этом на всех углах, разве что плакаты по городу не вешают. Такие деяния диктуются тщеславием, а это и есть корысть. Желание помогать не должно сопровождаться ожиданием отдачи, платы за свое добро. Иначе это уже торговые отношения.

Гуманистическая психология

Человеколюбие является центральным принципом гуманистической психологии, которая рассматривает каждого индивида, как уникальную систему, способную к саморазвитию.

Предметами изучения психологов этого направления являются творческие способности, моральные и нравственные принципы, самоактуализация, выбор и ответственность, свобода и любовь. Одним словом – в центре стоит человек и его ценности.

Многие науки изучают человека, его существование, общение с другими, факторы, обуславливающие развитие: история, литература, обществоведение и другие. В связи с этим любая из этих наук имеет приставку гуманистическая. Это значит, что предметом их изучения является человек, его деятельность и взаимодействие с миром.

Что такое гуманизм и гуманность. Смотреть фото Что такое гуманизм и гуманность. Смотреть картинку Что такое гуманизм и гуманность. Картинка про Что такое гуманизм и гуманность. Фото Что такое гуманизм и гуманность

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

К большому сожалению, у нас в обществе постепенно формируется стереотип, что гуманность, это, прежде всего, проявление слабости. В то время, как в странах с развитой демократией, гуманизация общества набирает все большее распространение. Это показатель уровня развития той или иной страны. За гуманизмом будущее, другого выхода у человечества просто нет.

Я не думаю, что гуманисты как-то особо жертвуют собой, своими интересами во имя человека и всего человечества, тут скорее особый склад ума, может характера.

Игорь: резануло про «страны с развитой демократией». Видимо, имеется в виду коллективный Запад. Кровожадный, беспощадный и алчный. Уничтожающий и разграбляющий страны — более 200 войн развязал Запад с момента окончания Второй Мировой Войны.

Это гуманизм? Развал Ливии, Сирии, Ирака, Йемена, Алжира и десятков других стран? Миллионы человеческих жертв. Это гуманизм?

Напрашивается вопрос — Вы дурак или притворяетесь?

Источник

Гуманизм: понятие, основные идеи, виды гуманизма, сторонники

Что такое гуманизм и гуманность. Смотреть фото Что такое гуманизм и гуманность. Смотреть картинку Что такое гуманизм и гуманность. Картинка про Что такое гуманизм и гуманность. Фото Что такое гуманизм и гуманность

Что такое гуманизм?

Гуманизм – это мировоззрение, согласно которому наивысшей ценностью считается человеческая жизнь, и все доступные ресурсы должны использоваться для её сохранения и улучшения её качества. В более широком смысле гуманизм – это система устройства человеческого общества, в основе которой лежит данное мировоззрение.

Термин «гуманизм» образован от латинского слова humanitas, которое переводится как «человечность». Однако в русском языке эти понятия не тождественны. Словом «гуманизм» обозначают систему взглядов, тогда как человечность – это характеристика личности, подразумевающая доброту и уважение к окружающим.

Термин «гуманизм» имеет несколько разных значений. Он может употребляться по отношению к мировоззрению, жизненной позиции, системе устройства общества, философской концепции или общественному движению. Но при этом он всегда сводится к идее человеколюбия. Его ключевая идея заключается в том, что каждый человек имеет полное право самостоятельно определять смысл и форму своей жизни при условии, что он соблюдает данный принцип в отношении других людей.

Гуманисты убеждены, что каждый здравомыслящий человек способен отличать добро от зла, основываясь на собственных представлениях о морали и нравственности. Все его действия должны быть направлены на то, чтобы приносить благо себе и окружающим, и за каждый свой поступок он несёт личную ответственность.

Принципы гуманизма

Чтобы лучше понять, что такое гуманизм, следует ознакомиться с основными идеями, на которых основывается данная концепция. Основные идеи гуманизма можно сформулировать следующим образом:

Основная идея гуманизма состоит в том, что высшей ценностью является человеческая жизнь, и при этом каждый человек имеет право на счастье, благополучие и возможность самореализации.

Виды гуманизма

Основные идеи данной концепции можно найти в трудах Сократа, Аристотеля, Демокрита, Конфуция и других мыслителей древности. И всё же принято считать, что в относительно современном виде гуманизм зародился в эпоху Возрождения. С тех пор он менялся и развивался, в связи с чем можно выделить следующие его виды:

Израильский историк Юваль Харари предлагает свою классификацию, согласно которой существует 3 вида гуманизма:

Представители гуманизма

Сторонниками данного мировоззрения были многие философы и писатели. Мы рассмотрим нескольких из них – тех, чей вклад можно считать наиболее значимым.

Франческо Петрарка (1304-1374)

Это выдающийся итальянский поэт, творивший в эпоху Проторенессанса (период, непосредственно предшествовавший Ренессансу). Его считают первым гуманистом, поскольку он в своих произведениях уделял пристальное внимание жизни и персональным потребностям человека, превозносил любовь и другие чувства.

Он привнёс в литературу следующие идеи:

В средние века человека считали «сосудом греха», в котором божественная душа заключена для прохождения земных испытаний всевозможными искушениями. Петрарка же популяризировал идею, что человек – это самое совершенное творение Бога. Будучи созданным по подобию Бога, он также является творцом и поэтому получает радость от творчества.

Джаноццо Манетти (1396-1459)

Это выдающийся флорентийский гуманист, государственный деятель, оратор и писатель эпохи Возрождения. Он был христианином, однако отрицал при этом все формы принижения человеческого достоинства и подавления свободы, встречающиеся в христианстве. Также он был противником религиозного аскетизма, выступая за активную жизнь, построенную на развитии личности, познании и творчестве.

Одна из важнейших идей Манетти заключалась в том, что человека нужно оценивать по его личным качествам и достижениям, а не по социальному статусу и богатству. Звучит обыденно, однако в XV веке подобное утверждение звучало весьма смело, ведь тогда большое значение имели происхождение, титул и достаток.

Лоренцо Валла (1407-1457)

Этот итальянский историк и гуманист считал естественным и правильным всё, что служит для самосохранения человека, а также для удовлетворения его потребностей, получения удовольствия и достижения счастья. Его религиозные взгляды были близки к пантеизму, поэтому он считал, что удовлетворение человеком своих потребностей – это требование природы.

Одно из важнейших его достижений заключалось в доказательстве того, что «Константинов Дар» – фальшивка. Это документ, который якобы составил император Константин, завещавший папам власть в Римской империи. Именно благодаря ему папы претендовали на светскую власть. Однако Лоренцо Валла смог доказать, что документ не был составлен лично Константином в III веке, а был сфальсифицирован гораздо позже – в VIII веке.

Эразм Роттердамский (1466-1536)

Дезидерий Эразм из Роттердама называл себя учеником Лоренцо Валлы. Будучи очень образованным человеком, он уделял много внимания популяризации грамотности среди населения. При этом он всячески высмеивал глупость и невежество, в частности, написал сатирическое произведение «Похвала глупости» (которое считается самым известным образцом его творчества). Высмеивая невежество, он считал, что распространение образования – это и есть путь к достижению всеобщего счастья.

Мишель Монтень (1533-1592)

Монтень считается крупнейшим учёным Северного Возрождения и одним из величайших гуманистов в истории. Он был убеждённым скептиком и считал что вся суть философии сводится к тому, чтобы сомневаться. Значительную часть своей жизни он посвятил борьбе со средневековым догматизмом. Путешествуя по Европе, он встретился и подружился со многими гуманистами.

Современный гуманизм

Достаточно подробное описание того, что представляет собой данная философская концепция сегодня, даёт Юрий Чёрный в работе «Современный гуманизм». Описывая историю развития гуманизма, он выделяет 3 периода:

Сегодня гуманизм включает множество разных направлений, но его основу составляет светский гуманизм. Его суть сводится к тому, что не существует никаких сверхъестественных сущностей, ради примирения с которыми следовало бы отказываться от удовольствий и удовлетворения потребностей. Вместо религиозных обрядов светский гуманизм требует соблюдения законов морали.

Отличия гуманизма от гуманности

Многие люди не понимают, чем гуманизм отличается от гуманности, и даже отождествляют эти понятия. Конечно же, они взаимосвязаны, однако обозначают совершенно разные вещи.

Заключение

Гуманизм – это одна из самых перспективных систем построения человеческого общества. Он задаёт моральные и нравственные ориентиры, не позволяющие людям причинять вред другу другу и в то же время подталкивающие человечество к развитию. Существует много направлений в гуманизме, но в основе большинства из них лежит право человека самостоятельно определять смысл и форму своей жизни.

Источник

2.Примеры словосочетаний с паронимом гуманизм

3.Примеры предложений с паронимом гуманизм

4.Примеры словосочетаний с паронимом гуманность

5.Примеры предложений с паронимом гуманность

ГУМАНИЗМ — 1. Прогрессивное движение эпохи Возрождения.

2. Отношение к людям, проникнутое любовью к человеку и заботой о его благе (как совокупность идей и взглядов)

11)гуманизм творчества А.С.Пушкина

12)гуманизм пушкинской поэзии

14)представления о гуманизме

3) Чуткое и понятливое отношение одного человека к другому – это и в жизни, и в искусстве всегда гуманизм. (С.П.Залыгин)

4) Гуманизм предполагает ответственность человека за свои дела, поступки.

5) Гуманизм тесно связан с моралью.

6) В основе культуры Возрождения лежит принцип гуманизма.

7) В чем проявляется гуманизм автора?

8) Идеи гуманизма имеют длительную предысторию.

9) В эпоху Возрождения гуманизм впервые выступил как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли, вызвав подлинный переворот в культуре и мировоззрении людей того времени.

10) Новый этап в развитии гуманизма начался с возникновением марксизма.

11) Век гуманизма освещал путь веку Ренессанса.

13) Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.

14) Гуманизм пока еще не наскучил мне: он мне даже нравится. Но он мне тесен. (А.Камю. Записные книжки)

15) Гуманизм во время войны… Что это такое?

16) Андрей Рублев был первым русским живописцем, в творчестве которого с особенной силой выразился высокий гуманизм.

17) В гости к Чингизу Айтматову приезжал знаменитый кинорежиссер Микеланджело Антониони. На родине итальянского гостя айтматовские повести “Ранние журавли” и “Пегий пес, бегущий краем моря” удостоены почетной премии “За глубокий гуманизм и раскрытие величия человеческого духа”. Этим гуманизмом дышат все произведения писателя.

18) Гуманизм возвестил о величии человека, о мощи его разума, о его способности к совершенствованию.

19) Недаром говорят, что гуманизм общества определяется положением в нем слабых – детей и стариков.

21) В. горьковских пьесах громко звучал очень важный мотив: опровержение пассивного гума­низма, обращенного лишь к таким чувствам, как жалость и сострадание, и противопоставление ему гуманизма активного, революционного, возбуждающего в людях стремление к протесту. Этот мотив составил главное содержание пьесы «На дне». (Б.А.Бялик.Горький- драматург)

22) Горький поставил в драме «На дне» проблему подлинного и мнимого гуманизма. Отрицание мнимого гуманизма потому приобрело здесь такую силу, что ему было противопоставлено под­линное человеколюбие, основанное на вере в способность человека реально изменить мир.

23) Проблема гуманизма сложна тем, что ее нельзя решить раз навсегда,— каждая новая эпоха и каждый сдвиг в истории заставляют ставить и решать ее заново. Вот почему могут снова и снова возникать споры о том, как надо оценивать «мягкость» Луки и «жесткость» Нила, как надо понимать соотношение гуманизма и борьбы. (Б.А.Бялик. Горький-драматург)

25) Гуманизм, признающий ценность отдельного человека, как личность немыслим без главного права человека – жить и жить в чистой природной среде.

26) На рубеже 19-20вв. в литературе, как и в других видах искусства, начинается активный пересмотр представлений о человеке и его месте в мире. Наступает особое время “кризиса гуманизма”, о котором писал А.Блок: «… над нами повисла косматая грудь коренника и готовы опуститься тяжелые копыта».

27) Гуманизм пушкинской поэзии озарил есенинскую музу немеркнущим светом истинной человечности, великой любовью к Родине, ко всему живому на земле.

28) В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» раскрыта жизнеутверждающая сила искусства, народность и гуманизм.

29) В.Г. Распутин с помощью своих героев сумел создать особую духовную вселенную, в которой существуют устойчивые представления о долге, совести, гуманизме и ответственности, о равенстве всех людей, о существовании особых состояний человека, когда он способен соединиться своими чувствами с миром природы.

Источник

Что такое ГУМАНИЗМ. Признаки и виды гуманизма

ГУМАНИЗМ. Жизнь человека базируется на определенных нравственных законах, которые помогают определять, что является хорошим, а что плохим. Многим неизвестно, что такое гуманизм и какие принципы вложены в это понятие, хоть оно и имеет важное значение для развития общества.

Что такое гуманизм и человечность?

Это понятие произошло от латинского слова, которое переводится, как «человечный». Гуманист – это человек, который выделяет ценности человеческой личности. Смысл заключается в признании права человека на свободу, развитие, любовь, счастье и так далее. Кроме этого, сюда же относится отрицание проявления какого-либо насилия к живым существам. Понятие гуманизма указывает, что основа мировоззрения заключается в способности человек сочувствовать и помогать другим людям. Важно отметить, что проявление человечности не должно идти в разрез интересам индивида.

Гуманизм в философии

Это понятие используется в разных сферах, в том числе и философии, где его представляют, как осознанную установку на человечность без границ. Есть ряд характеристик, которые помогают разобраться в значении гуманизма:

Гуманность и гуманизм – различие

Многие часто путают эти понятия, но на самом деле, они имеют как общие, так и отличающие черты. Гуманизм и человечность – два неразрывных понятия, которые подразумевают защиту прав личности на свободу и счастье. Что касается гуманности, то это определенная черта человека, которая проявляется в положительном отношении к другим людям. Она формируется в результате осознанного и устойчивого понимания, что хорошо, а что плохо. Гуманность и гуманизм — взаимосвязанные понятия, поскольку первое формируется на подражании принципам второго.

Признаки гуманизма

Известны основные признаки гуманизма, которые в полной мере раскрывают это понятие:

Главная ценность гуманизма

Смысл гуманизма заключается в том, что в каждом человека есть потенциал для развития или уже существует человечность, от которой происходит формирование и развитие нравственных чувств и мышления. Нельзя исключать влияния окружающей среды, других людей и разных факторов, но только личность является единственным носителем и творцом реальности. Гуманистические ценности базируются на уважении, доброжелательности и совестливости.

Гуманизм – виды

Существует несколько классификаций гуманистов, которые отличаются критериями выбора. Если ориентироваться на исторический источник и содержание, то можно выделить девять типов гуманистов: философские, коммунистические, культурные, научные, религиозные, светские, рабовладельческие, феодальные, природные, экологические и либеральные. Стоит рассмотреть, какой бывает гуманизм по приоритетности:

Принцип гуманизма

Человек должен развиваться и получать определенный набор знаний и развивать умения, которые он вернет миру через общественную и профессиональную деятельность. Гуманистическое мировоззрение подразумевает соблюдение правовых и моральных норм общества и уважительное отношение к общественным ценностям. Принцип гуманизма подразумевает соблюдения ряда правил:

Гуманизм в современном мире

В последнее время идеи гуманизма потерпели изменения, и он даже утратил свою актуальность, поскольку для современного общества на первый план вышли идеи собственничества и самодостаточности, то есть культ денег. В итоге идеалом стал не добрый человек, которому не чужды чувства других людей, а личность, сделавшая саму себя и ни от кого не зависящая. Психологи считают, что такое положение ведет общество в тупик.

Современный гуманизм подменил любовь к человечеству борьбой за его прогрессивное развитие, что непосредственно отразилось на первоначальном смысле этого понятия. Многое для сохранения гуманистических традиций может сделать государство, например, бесплатное образование и медицина, поднятие заработной платы бюджетным работникам будут препятствовать расслоению общества на имущественные группы. Лучиком надежды, что еще не все потеряно и гуманизм в современном обществе еще может восстановиться, являются люди, которым еще не чужда ценность справедливости и равенства.

Идеи гуманизма в Библии

Верующие утверждают, что гуманизм и является христианством, поскольку вера проповедует, что все люди равные между собой и нужно друг друга любить и проявлять человечность. Христианский гуманизм является религией любви и внутреннего обновления человеческой личности. Он призывает человека к полному и бескорыстному служению во благо людей. Христианская религия не может существовать без морали.

Факты о гуманизме

С этой сферой связано много интересной информации, поскольку в течение многих лет гуманизм подвергался проверкам, корректировался, шел на спад и так далее.

Видео: Три принципа гуманизма

Книги про гуманизм

Тема личностной свободы и человеческой ценности часто используется в литературе. Гуманизм и милосердие помогают рассмотреть положительные черты человека и их значимость для общества и мира в целом.

Источник

Понятие гуманизма и гуманности

Гуманистическая направленность современного Российского образования ориентирована на человека как высшую ценность социального бытия и отношения к нему как субъекту познания, общения, коммуникации и творчества. В этом отношении сегодня одной из первостепенных задач педагогики высшей школы является выявление гуманистического потенциала педагога как гражданина и профессионала. Формирование специалиста через детерминацию значимосмыслового отношения к социально-духовным ценностям.

Известно, что гуманизм, выраженный в форме идей человеколюбия, с древних времен оказывал реальное воздействие на общество прежде всего через нравственность, мораль и право. Ядро общечеловеческого содержания морали составляют идеи гуманизма. Они становятся ориентирами и регуляторами деятельности людей, воплощаясь в нравственном сознании. Между тем в рамках отечественной науки понятие «гуманизм» трактуется неоднозначно. Об этом говорят, прежде всего, результаты метода словарного поиска, на основе которых и был сделан анализ понятия «гуманизм».

Определения понятия «гуманизм»

Взгляды, идеи, произведения искусства, проникнутые уважением к достоинству человека, воспитывающие у людей моральные качества.

Совокупность взглядов, выражающих уважение достоинств и прав человека, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, создание благоприятных для человека условий общественной жизни.

Признание человека как личности, его прав на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага как критерия оценки общественных отношений.

Современность взглядов, основанных на признании человека высшей ценностью, учение, защищающее достоинство и права человека, свободу и всестороннее развитие личности.

Принцип мировоззрения (в т. ч. нравственности), в основе которого лежит убежденность в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и в том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью обществ.

Совокупность идей, взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие творческих сил, провозглашающих принципы равенства, справедливости, человечности отношений между людьми.

Мировоззрение, основными принципами которого являются любовь к людям, уважение человеческого достоинства, забота о благе людей.

Развитие разума, чувств, воли, стремление к самосовершенствованию во имя человечности, воспитание уважения к людям, преодоление отчуждения и эгоизма.

Признание ценностей человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Сосредоточение на человеческих потребностях и свершениях, не прибегая к религиозным понятиям. Признание творческого потенциала человечества, ценности субъекта.

Гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.

Отношение к людям, проникнутое любовью к человеку, заботой о его благе, уважением к человеческому достоинству.

Рефлексированный антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека, за исключением того, что отчуждает человека от самого себя, подчиняя его сверхчеловеческим силам и истинам или используя его для недостойных человека целей.

Исследования понятия «гуманизм» в науке в его методологической основе показывают, что в энциклопедическом отражении, философии, логике, политологии, юриспруденции, лингвистике, психологии и педагогике лежит дефиниция. Соответственно этим наукам определяются следующие взгляды: идеи проникнутые к достоинству человека; вопросы соотношения материальных и духовных ценностей, их роли в жизни человека; мировоззрение, основными принципами которого является любовь к людям; совокупность идей, взглядов, убеждений, утверждающих право на свободу, равенство, счастье, уважение достоинств человека; закрепление регулятивной функции государства в отношении к человеку в определенных правовых актах; человечность в общественной жизни; основные закономерности психологического развития личности, отражающиеся в гуманистической психологии; совокупность педагогических взглядов, основанных на признании ребенка высшей ценностью с правом всестороннего развития.

В этом отношении основная гуманитарная цель общества и, в частности, педагогики и заключается в формировании мировоззрения гуманизма через систему знаний, убеждений и потребностей, создание психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс гуманистически ориентированного образования.

В.Н. Мясищев считал, что гуманность «нельзя представлять как часть или сторону, как элемент, а следует понимать как интегральную «позицию» личности в целом».

В психологическом словаре под редакцией В.А. Мижерикова понятие «гуманность» определяется как «обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи».

Значительное число публикаций по психологии, педагогике, философии, социологии, этике и др. посвящены проблеме личности учителя. Среди них труды Б.Г. Ананьева, О.А. Ахвердовой, А.П. Беляевой, А.А. Бодалева, В.И. Горовой, В.В. Давыдова, И.С. Кона, И.Б. Котовой, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, СЛ. Рубинштейна, В.А. Сластенина, и др.

Анализ литературных источников показывает, что с момента возникновения педагогической профессии учителя за ним закрепилась прежде всего гуманистическая воспитательная функция. На основе их обобщения можно заключить, что гуманистическая направленность личности педагога заключается в единстве личностных и профессиональных качеств, в основе которых лежит способность реализовывать принцип гуманизма, детерминирующий гуманистическое мировоззрение.

Известно, что первые выдающиеся педагоги-гуманисты появляются в эпоху Возрождения (Витторино да Фельтре, Франсуа Рабле, Эразм Роттердамский). Их идеи получили свое развитие во взглядах выдающегося чешского педагога-гуманиста Яна Амоса Коменского. Он говорил, что учителями должны быть люди честные, деятельные и трудолюбивые; живыми образами добродетелей, которые они должны привить другим. Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.

Особый вклад в гуманизацию Российского просвещения внес великий русский ученый М.В. Ломоносов, который придавал основополагающее значение личным качествам учителя, его культуре, знаниям, практическим умениям, указывал, чтобы «учителя были люди способные и рачительные и должности свои исполняли прилежно, и своими поступками добрый пример показывали учащимся». Преподавать они должны так, чтобы не обременять «учащихся выше меры и не создавать им слишком легких условий». Программа действий для педагога XVIII в. послужила основой к деятелям и реформаторам школьного дела XIX в.

Выдающийся врач и педагог Н.И. Пирогов представлял учителя как человека с нравственной свободой мысли, верящего в правду, готового за нее к самопожертвованию. Главное, по мнению Н.И. Пирогова, в обучении детей состоит не в том, что им сообщается, а в том, как им сообщается изучаемое.

Яркий след в гуманизации образования оставил И.Н. Ульянов. Главной задачей просвещения он считал необходимость повышенного образования и культуры учителей.

Последовательным организатором гуманизации педагогического образования была и Н.К. Крупская, ее педагогическое наследие продолжает служить делу развития современной школы. Ею разработаны «мерила оценки педагога», среди которых выделают следующие:

— педагог должен уметь сочетать учебную работу с работой воспитательной;

— должен знать каждого ученика, условия, в которых он живет, его слабые и сильные стороны, должен уметь индивидуализировать в зависимости от этого подход к нему;

— учитель должен пользоваться их доверием и уважением. Ведущие принципы педагогической системы Я. Корчака также нацелены на гуманистический характер образования, стремление дать общее и нравственное развитие ребенку, воспитать в нем волевую активность, самостоятельность, самодеятельность; поиск новых путей совершенствовать методы воспитания.

М.П. Щетинин отмечает, что в основании образования должна лежать забота о ребенке, развитии его духовных и физических задатков, вера в ученика при любых, пусть даже самых «безнадежных», обстоятельствах. Педагог должен привести его к успеху, если будет честным перед своим народом, если каждый шаг, слово, действие, взгляд, улыбку будет соотносить с целью воспитания и руководствоваться ею в совместной с учеником деятельности.

О.С. Газман констатирует, что обуреваемый страхом перед административным или, еще хуже, политическим осуждением своих действий педагог, в течение многих лет руководимый чувством перестраховки, действовал в ущерб гуманистическим целям и педагогической логике. В результате тотального формализма обучающийся из цели воспитания превращался в средства реализации программ и учебных планов, в средство профессионального псевдосамоутверждения педагога, его социального приспособления.

В.И. Горовая проблему гуманизации образования видит в формировании личности будущего педагога.

Таким образом, множество определений сущностных характеристик понятия «гуманизм» обусловливает необходимость его обобщения, уточнения предмета рассмотрения и выведения однозначной дефиниции его характеристики. В этом и заключается суть реального определения, если, конечно, при этом учитывать, что понятие есть форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, основной логической функцией которой является выделением общего, достигаемого посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса.

Вдаваясь в конкретизацию многообразия определения понятия «гуманизм», его ценностей, практически невозможно составить емкое и в тоже время краткое и четкое определение понятия предмета. Не облегчает положения и выборочное, на усмотрение авторов, включение одних и исключение других характеристик. Широкая же интерпретация термина подчеркивает прежде всего незавершенность представлений о предмете. По всей видимости, идти надо по пути системы определяющих соотношений (схем равенств) или шагов перехода (индукции), но при этом мыслить, как в точных науках, исходя из аксиом, то есть истин, не требующих доказательств, понятных и признаваемых всеми. И все же, следует признать, что каждое из известных в науке понятий «гуманизм» в определенной степени раскрывает его сущность, а из всей суммы обобщенных признаков наиболее часто выделяются следующие: человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека и забота о его благе, право на свободу, равенство, счастье, любовь, справедливость, развитие своих способностей; отчуждение эгоизма, отношения между людьми, система (совокупность) взглядов, идей, мировоззрение, прогрессивное направление общественной мысли, исторически развивающаяся система воззрений.

На наш взгляд, в представленном определении понятия «гуманизм» черты, стороны вещей не находятся в хаотичной взаимосвязи, а строго структурно и логично последовательно организованы, т.е. содержание понятия имеет свой способ взаимосвязи существенных признаков.

На наш взгляд, слово гуманность в большей степени означает готовность проявлять гуманизм, заботу, сочувствие, помогать другим людям, оказывать уважение. Т.е. это реальная деятельностная сторона, характеризующая личностные, духовно-нравственные качества человека, его культуру в целом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *