Что такое гуманная жизнь
Гуманный — это какой, что такое гуманность, кто такие гуманисты и каковы их отличительные черты
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Такое качество характера, как гуманность в современном обществе проявляется, к сожалению, все реже и реже.
Быть добрым и отзывчивым становится невыгодно: воспримут за слабого и бесхарактерного, будут пользоваться этим и сядут на шею. Этому есть объяснение – падение общественной нравственности, но речь сейчас не о том.
Что такое гуманность: каковы ее признаки, кого можно назвать гуманным человеком – тема этой статьи.
Что такое гуманность
Сразу стоит разделить два термина – гуманизм и гуманность. Иногда их используют в качестве синонимов, и в широком смысле это правильно: оба понятия «говорят» об одном и том же – о человеколюбии, но подходят к вопросу с разных сторон.
Гуманизм — это теория, содержащую морально-нравственные правила и нормы, передаваемые с помощью речи. А гуманность – это собственно практика или поступки, в основе которых лежит любовь к людям. О последнем и будет разговор.
В переводе с латыни гуманность (humanus) буквально означает «человечный».
В глобальном смысле гуманность — это уважение человека, его личности, сострадание и сопереживание человеческому горю, искреннее желание помогать окружающим, иногда даже жертвуя своими интересами. Это душевное качество людей.
В узком смысле гуманность трактуют, как стремление причинять другим как можно меньше боли и страданий. В толковом словаре русского языка под редакцией Ожегова данный термин имеет следующее определение:
гуманность (гуманный) – это направленность на благо других, отзывчивость. Антонимом данного понятия является жестокость (что это?).
Идея гуманности родилась в эпоху Возрождения. Ее приверженцы пропагандировали терпимость и снисходительность: только так люди могут сплотиться и сделать свое общество крепким и морально здоровым.
И все же истоки любви к человечеству лежат в христианстве, его заветах: «полюби ближнего, как себя самого. Относись к другим так же, как хочешь, чтобы относились к тебе».
Кто такой гуманист
Кто такой гуманист, догадаться несложно. Это и есть индивид, любящий человека и человечество в целом.
Такие личности не делят других на плохих и хороших, принимают их такими, какие они есть на самом деле, прощают оступившихся и дают шансы на исправление, помогают тем, кто в этом нуждается. Они не могут оставаться равнодушными к людскому горю, так как обладают высоким уровнем эмпатии – переживают чужие беды, как свои.
Гуманисты – это добрые люди, не понаслышке знающие о милосердии, безусловной любви, имеющие гибкое мировоззрение: они не ждут от других идеальности, способны войти в любое положение, понять и принять не самые красивые поступки членов общества.
Беспристрастный, максимально объективный, не имеющий жестких установок гуманист – это в первую очередь творческая личность.
Ведь для него нет рамок, он спонтанен, не привязан к «хорошо» и «плохо», стереотипам и условностям, навязанным обществом. Благодаря внутренней свободе, он свободен внешне и потому постоянно получает различный жизненный опыт, развиваясь духовно и физически.
Гуманный — это какой?
Еще раз повторю определение гуманности (но в несколько более развернутом виде), чтобы опираясь на него можно было бы выделить признаки человека, которого с полным основанием можно было бы назвать гуманистом.
Определить гуманного человека можно по следующим трем характерным признакам:
Это делается не за деньги, славу или еще какие-либо бонусы. Намерения таких людей идут от души. Это помощь ради помощи.
Человек, имеющий гуманистический взгляд на мир, может быть донором, помогать детским домам, организовывать бесплатные праздники, ухаживать за стариками в домах престарелых, лечить раненных в зоне боевых действий и так далее.
Иногда для того, чтобы сделать второе, приходится изрядно помучиться в сомнениях. Гуманист – это тоже человек, он должен хоть немного думать и о себе, чтобы жить полноценной жизнью. Если вы стоите в последних штанах, то неразумно будет отдать брюки тому, у кого их нет. Другое дело, если штанов у вас двое.
Если в поступке человека не присутствует этих трех элементов, то говорить о гуманности не приходится.
Нередко бывает так, что люди жертвуют немалые суммы на благотворительность (как это делают филантропы), а потом кричат об этом на всех углах, разве что плакаты по городу не вешают. Такие деяния диктуются тщеславием, а это и есть корысть. Желание помогать не должно сопровождаться ожиданием отдачи, платы за свое добро. Иначе это уже торговые отношения.
Гуманистическая психология
Человеколюбие является центральным принципом гуманистической психологии, которая рассматривает каждого индивида, как уникальную систему, способную к саморазвитию.
Предметами изучения психологов этого направления являются творческие способности, моральные и нравственные принципы, самоактуализация, выбор и ответственность, свобода и любовь. Одним словом – в центре стоит человек и его ценности.
Многие науки изучают человека, его существование, общение с другими, факторы, обуславливающие развитие: история, литература, обществоведение и другие. В связи с этим любая из этих наук имеет приставку гуманистическая. Это значит, что предметом их изучения является человек, его деятельность и взаимодействие с миром.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
К большому сожалению, у нас в обществе постепенно формируется стереотип, что гуманность, это, прежде всего, проявление слабости. В то время, как в странах с развитой демократией, гуманизация общества набирает все большее распространение. Это показатель уровня развития той или иной страны. За гуманизмом будущее, другого выхода у человечества просто нет.
Я не думаю, что гуманисты как-то особо жертвуют собой, своими интересами во имя человека и всего человечества, тут скорее особый склад ума, может характера.
Игорь: резануло про «страны с развитой демократией». Видимо, имеется в виду коллективный Запад. Кровожадный, беспощадный и алчный. Уничтожающий и разграбляющий страны — более 200 войн развязал Запад с момента окончания Второй Мировой Войны.
Это гуманизм? Развал Ливии, Сирии, Ирака, Йемена, Алжира и десятков других стран? Миллионы человеческих жертв. Это гуманизм?
Напрашивается вопрос — Вы дурак или притворяетесь?
Гуманизм: понятие, основные идеи, виды гуманизма, сторонники
Что такое гуманизм?
Гуманизм – это мировоззрение, согласно которому наивысшей ценностью считается человеческая жизнь, и все доступные ресурсы должны использоваться для её сохранения и улучшения её качества. В более широком смысле гуманизм – это система устройства человеческого общества, в основе которой лежит данное мировоззрение.
Термин «гуманизм» образован от латинского слова humanitas, которое переводится как «человечность». Однако в русском языке эти понятия не тождественны. Словом «гуманизм» обозначают систему взглядов, тогда как человечность – это характеристика личности, подразумевающая доброту и уважение к окружающим.
Термин «гуманизм» имеет несколько разных значений. Он может употребляться по отношению к мировоззрению, жизненной позиции, системе устройства общества, философской концепции или общественному движению. Но при этом он всегда сводится к идее человеколюбия. Его ключевая идея заключается в том, что каждый человек имеет полное право самостоятельно определять смысл и форму своей жизни при условии, что он соблюдает данный принцип в отношении других людей.
Гуманисты убеждены, что каждый здравомыслящий человек способен отличать добро от зла, основываясь на собственных представлениях о морали и нравственности. Все его действия должны быть направлены на то, чтобы приносить благо себе и окружающим, и за каждый свой поступок он несёт личную ответственность.
Принципы гуманизма
Чтобы лучше понять, что такое гуманизм, следует ознакомиться с основными идеями, на которых основывается данная концепция. Основные идеи гуманизма можно сформулировать следующим образом:
Основная идея гуманизма состоит в том, что высшей ценностью является человеческая жизнь, и при этом каждый человек имеет право на счастье, благополучие и возможность самореализации.
Виды гуманизма
Основные идеи данной концепции можно найти в трудах Сократа, Аристотеля, Демокрита, Конфуция и других мыслителей древности. И всё же принято считать, что в относительно современном виде гуманизм зародился в эпоху Возрождения. С тех пор он менялся и развивался, в связи с чем можно выделить следующие его виды:
Израильский историк Юваль Харари предлагает свою классификацию, согласно которой существует 3 вида гуманизма:
Представители гуманизма
Сторонниками данного мировоззрения были многие философы и писатели. Мы рассмотрим нескольких из них – тех, чей вклад можно считать наиболее значимым.
Франческо Петрарка (1304-1374)
Это выдающийся итальянский поэт, творивший в эпоху Проторенессанса (период, непосредственно предшествовавший Ренессансу). Его считают первым гуманистом, поскольку он в своих произведениях уделял пристальное внимание жизни и персональным потребностям человека, превозносил любовь и другие чувства.
Он привнёс в литературу следующие идеи:
В средние века человека считали «сосудом греха», в котором божественная душа заключена для прохождения земных испытаний всевозможными искушениями. Петрарка же популяризировал идею, что человек – это самое совершенное творение Бога. Будучи созданным по подобию Бога, он также является творцом и поэтому получает радость от творчества.
Джаноццо Манетти (1396-1459)
Это выдающийся флорентийский гуманист, государственный деятель, оратор и писатель эпохи Возрождения. Он был христианином, однако отрицал при этом все формы принижения человеческого достоинства и подавления свободы, встречающиеся в христианстве. Также он был противником религиозного аскетизма, выступая за активную жизнь, построенную на развитии личности, познании и творчестве.
Одна из важнейших идей Манетти заключалась в том, что человека нужно оценивать по его личным качествам и достижениям, а не по социальному статусу и богатству. Звучит обыденно, однако в XV веке подобное утверждение звучало весьма смело, ведь тогда большое значение имели происхождение, титул и достаток.
Лоренцо Валла (1407-1457)
Этот итальянский историк и гуманист считал естественным и правильным всё, что служит для самосохранения человека, а также для удовлетворения его потребностей, получения удовольствия и достижения счастья. Его религиозные взгляды были близки к пантеизму, поэтому он считал, что удовлетворение человеком своих потребностей – это требование природы.
Одно из важнейших его достижений заключалось в доказательстве того, что «Константинов Дар» – фальшивка. Это документ, который якобы составил император Константин, завещавший папам власть в Римской империи. Именно благодаря ему папы претендовали на светскую власть. Однако Лоренцо Валла смог доказать, что документ не был составлен лично Константином в III веке, а был сфальсифицирован гораздо позже – в VIII веке.
Эразм Роттердамский (1466-1536)
Дезидерий Эразм из Роттердама называл себя учеником Лоренцо Валлы. Будучи очень образованным человеком, он уделял много внимания популяризации грамотности среди населения. При этом он всячески высмеивал глупость и невежество, в частности, написал сатирическое произведение «Похвала глупости» (которое считается самым известным образцом его творчества). Высмеивая невежество, он считал, что распространение образования – это и есть путь к достижению всеобщего счастья.
Мишель Монтень (1533-1592)
Монтень считается крупнейшим учёным Северного Возрождения и одним из величайших гуманистов в истории. Он был убеждённым скептиком и считал что вся суть философии сводится к тому, чтобы сомневаться. Значительную часть своей жизни он посвятил борьбе со средневековым догматизмом. Путешествуя по Европе, он встретился и подружился со многими гуманистами.
Современный гуманизм
Достаточно подробное описание того, что представляет собой данная философская концепция сегодня, даёт Юрий Чёрный в работе «Современный гуманизм». Описывая историю развития гуманизма, он выделяет 3 периода:
Сегодня гуманизм включает множество разных направлений, но его основу составляет светский гуманизм. Его суть сводится к тому, что не существует никаких сверхъестественных сущностей, ради примирения с которыми следовало бы отказываться от удовольствий и удовлетворения потребностей. Вместо религиозных обрядов светский гуманизм требует соблюдения законов морали.
Отличия гуманизма от гуманности
Многие люди не понимают, чем гуманизм отличается от гуманности, и даже отождествляют эти понятия. Конечно же, они взаимосвязаны, однако обозначают совершенно разные вещи.
Заключение
Гуманизм – это одна из самых перспективных систем построения человеческого общества. Он задаёт моральные и нравственные ориентиры, не позволяющие людям причинять вред другу другу и в то же время подталкивающие человечество к развитию. Существует много направлений в гуманизме, но в основе большинства из них лежит право человека самостоятельно определять смысл и форму своей жизни.
О гуманизме
Что такое гуманизм? Многие знают, что это слово переводится с латыни как “человечность”, но не все вкладывают в него этот смысл. Чтобы ответить на данный вопрос, нужно посмотреть, что провозглашает документ под названием “Гуманизм и его устремления” [1],носящий подзаголовок “Третий гуманистический манифест”, обнародованный в 2003 году Американской гуманистической ассоциацией (АГА) [2]. В нем шесть пунктов, здесь я приведу только те, которые звучат самым двусмысленным образом и прямо противоречат христианству. Но сначала приведу определение гуманизма Международного гуманистического и этического союза (МГЭС) [3], полноправным членом которого является АГА.
“Гуманизм — демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей. Гуманизм не теистичен и не принимает «сверхъестественное» видение реального мира”.
При этом МГЭС не скрывает свою атеистическую направленность: одним из предметов пропаганды, проводимой МГЭС, являются именно идеи атеизма.
Но вернемся к вышеупомянутому документу. Первые два пункта данного манифеста гласят, что:
• Познание мира происходит в результате наблюдения, экспериментирования и рационального анализа.
• Человеческие существа являются неотъемлемой частью природы, результатом эволюционного развития, который никем не предопределён.
Неправда ли, неожиданные слова от организации, которая должна, если она называется гуманистической, защищать униженных и оскорбленных, а не призывать отринуть “религиозные предрассудки”. Но самый двусмысленный пункт – третий:
• Этические ценности происходят от тех человеческих потребностей и интересов, которые проходят проверку опытом.
Гуманизм
Гумани́зм (от лат. humanitas — человечность, humanus — человечный, homo — человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения (см. ренессансный гуманизм).
Содержание
Классификация
В исследовании Ю. Чёрного «Современный гуманизм» приводится классификация гуманистических воззрений, которую в 1949 г. в своей студенческой работе предложил будущий американский исследователь Уоррен Аллен Смит (Warren Allen Smith):
Определения
По определению древнеримского политика и философа Цицерона, гуманизм — высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью.
Гуманизм — демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей. Гуманизм не теистичен и не принимает «сверхъестественное» видение реального мира. (англ.) [4]
Гуманизм — это прогрессивная жизненная позиция, которая без помощи веры в сверхъестественное утверждает нашу способность и обязанность вести этический образ жизни в целях самореализации и в стремлении принести большее благо человечеству. (англ.) [5]
Идеи гуманизма в человеческой истории
Неогуманизм (интерес к античности, вновь пробудившийся в конце XVIII — начале XIX века):
Марксистский (социалистический) гуманизм
Согласно марксистской теории, гуманизм — мировоззрение, признающее высшей ценностью человека, его достоинство, благо, свободное гармоничное развитие. Гуманистические идеи как система взглядов зародились в XIV—XV вв., получив значительное распространение и развитие в эпоху Возрождения и буржуазных революций XVII — начала XIX вв. в «борьбе прогрессивных сил против феодально-сословного угнетения и духовной диктатуры церкви».
В марксистской теории на первый план выходит так называемый пролетарский, социалистический гуманизм, который, как утверждается, представляет собой «качественно новый скачок в развитии гуманизма», результат «критической переработки гуманистических идей прошлого».
Особенность социалистического гуманизма состоит в его партийности, классовом (изначально, пролетарском) характере, выдвижении на первый план интересов трудящихся масс, которые противопоставляются интересам «угнетателей» и — в конечном счёте, «буржуазному псевдогуманизму с антикоммунистическим содержанием».
Как заявляется в марксистской теории, мерилом гуманности человеческих поступков является то, насколько они на практике способствуют решению назревших задач общественного прогресса, «освобождению трудящейся личности», созданию социалистического и коммунистического общества.
Отличительные черты марксистского гуманизма:
Согласно марксистской теории, только построение коммунистического общества способно решить такие великие гуманистические задачи, как освобождение трудящихся от капиталистической эксплуатации, политического гнёта, национального порабощения, уничтожение нужды и безработицы широких народных масс, ликвидацию противоположности между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, искоренение бесправия женщин, избавление народных масс от духовного порабощения. [6]
Гуманизм в наши дни
Юрий Чёрный в своей работе «Современный гуманизм» предлагает следующую периодизацию развития современного гуманистического движения:
Современный гуманизм представляет собой многообразные идейные движения, процесс организационного оформления которых начался в период между двумя мировыми войнами и интенсивно продолжается в наши дни. Понятие «гуманизм» как определение собственных взглядов на жизнь применяют агностики, свободомыслящие, рационалисты, атеисты, участники этических обществ (стремящихся отделить нравственные идеалы от религиозных доктрин, метафизических систем и этических теорий с тем, чтобы придать им независимую силу в личной жизни и общественных отношениях).
Организации сторонников гуманистических течений, существующие во многих странах мира, объединены в Международный гуманистический и этический союз (МГЭС). Их деятельность строится на основе программных документов — деклараций, хартий и манифестов, наиболее известными из которых являются:
Существенную роль в развитии гуманистических воззрений, пропаганде гуманистических ценностей и координации усилий гуманистов играют и другие международные и региональные гуманистические организации (Всемирный союз свободомыслящих, Международная академия гуманизма, Американская гуманистическая ассоциация, Голландская гуманистическая лига, Российское гуманистическое общество, Индийская радикальная гуманистическая ассоциация, Международная Коалиция «За Гуманизм!» и др.)
Видные теоретики современного гуманистического движения и сторонники идей гуманизма:
Критика гуманизма в русской философии
Есть истинная и ложная критика гуманизма (гуманитаризма). Основная его ложь в идее самодостаточности человека, самообоготворении человека, т. е. в отрицании богочеловечности. Подъем человека, достижение им высоты, предполагает существование высшего, чем человек. И когда человек остается с самим собой, замыкается в человеческом, то он создает себе идолов, без которых он не может возвышаться. На этом основана истинная критика гуманизма. Ложная же критика отрицает положительное значение гуманистического опыта и ведет к отрицанию человечности человека. Это может вести к бестиализации, когда поклоняются бесчеловечному богу. Но бесчеловечный бог нисколько не лучше и даже хуже безбожного человека. В истории христианства очень часто утверждался бесчеловечный бог, и это и привело к появлению безбожного человека. Но нужно всегда помнить, что отрицание Бога и богочеловечности в поверхностном сознании не означает отсутствия в человеке действительной богочеловечности. В христианстве заложена высшая человечность, так как оно опирается на богочеловечность и на христианский персонализм, на признание высшей ценности всякой человеческой личности. Но в истории христианского мира можно было бы установить три стадии: бесчеловечность в христианстве, человечность вне христианства, новая христианская человечность. [9] [10]
Что такое гуманность? Принципы гуманности
Для того чтобы понять, что такое гуманность, проанализируем данный термин. Несмотря на экономические преобразования, которые происходят в настоящее время в нашей стране, данное понятие не утратило своей востребованности и актуальности.
Гуманность
Принцип гуманности предусматривает формирование оптимальных условий для социального и интеллектуального развития подрастающего поколения страны. Он подразумевает развитие уважительного отношения к людям, признание права отдельной личности на свободу, социальную защиту, развитие индивидуальных способностей, совершенствование психического и физического потенциала.
Гуманизм предполагает создание некого психологического фильтра против негативного воздействия социальной и природной среды, формирование у молодежи чувства милосердия.
Особенности менталитета
Такие качества, как гуманность и справедливость, всегда были отличительными характеристиками и русского народа. Младшее поколение всегда с трепетом и уважением относилось к родителям, пожилым людям.
Слово «гуманность» применяется жителями России как характеристика уважительного и доброжелательного отношение к другим людям. А для развития данного качества в полной мере необходима совместная комплексная деятельность дошкольных, общеобразовательных, профессиональных учебных заведений с семейным воспитанием.
Принцип непрерывности
Гуманность человека формируется при непрерывном воспитательном процессе. Он определяется многими факторами, считается многогранным явлением, не ограничиваемым временными, возрастными рамками. Воспитание начинается с момента появления человека на свет, осуществляется на протяжении всей жизни.
На личность, ее качества, в разной степени воздействует социальная среда, природные условия. Воспитание осуществляется не только в процессе учебной деятельности, но и во внеурочной работе.
Некоторые родители считают, что ребенок воспитывается лишь в тех случаях, когда с ним проводятся определенные беседы, осуществляется работа учителей дошкольных учреждений и образовательных учреждений.
Но Макаренко говорил о том, что важнейшим аспектом непрерывного воспитания является семья. Старшее поколение должно брать на себя обязанность через разные институты: дошкольные заведения, семью, профессиональные учебные заведения, целенаправленно заботиться о гуманизации подрастающего поколения.
Объяснение термина
Рассуждая о том, что такое гуманность, отметим, что в переводе с латинского языка это слово означает «человечность». Гуманизм состоит в признании любого индивида личностью, обладающей правами на полноценную жизнь. Он предполагает у всего общества в целом и у каждого гражданина в отдельности способность признавать ценность человека, уважать его достоинство.
Что такое гуманность в современном мире? Она вытекает из Конституции РФ, является правом любого гражданина нашей страны. В качестве принципа юридической ответственности гуманизм проявляется в сочетании принуждения и убеждений, защиты и охраны благ гражданина, признания высшей ценностью его свобод и прав.
В настоящее время можно выделить несколько основных аспектов проявления подлинного гуманизма. И основной подразумевает требования о запрете использования насилия, пыток, унижения человеческого достоинства.
А в качестве нравственно-юридической категории гуманизм предполагает человеколюбивое, уважительное отношение к различным субъектам юридической ответственности, без учета правомерности (неправомерности) поведения самого субъекта.
Юридические нормы гуманности
Можно проследить тесную связь между справедливостью и гуманизмом, отмечаемую в уголовном кодексе страны. Реальный гуманизм выражается в отношении и к потерпевшему, и правонарушителю, и ко всему обществу. Данный принцип реализуется в защите человека, его интересов и прав от правонарушений. Существует система норм, которая устанавливает юридическую ответственность в виде базы для деятельности полиции, прокуратуры, судебных органов по выполнению такой задачи.
Гуманность проявляется в наделении определенными правами не только жертвы, но и виновника преступления. В данном случае она сливается с принципом юридической ответственности, отталкивается от уважения, человеколюбия, нравственности.
Еще один аспект гуманизма состоит в специфике его соотношения с формальным равенством и неизбежностью юридической ответственности. А в этическом и нравственном плане предполагается милосердие в отношении других людей. Например, в юридической практике существует практика помилования и амнистирования в отношении отдельных субъектов правонарушения.
Принцип гуманизма состоит в основополагающей идее, которая направлена на милосердное, человечное, уважительное отношение к другим людям. В качестве основных его требований выделяют: запрет использования пыток, насилия, обращения, направленного на уничижение достоинства человека.
Гуманность по отношению к природе
Рассуждая над тем, что такое гуманность, обратимся и к взаимоотношениям человека и окружающей природы. Современный человек оторван от нее, используя ресурсы для своих нужд. С древних времен существовало два подхода к исследованиям природным явлений. Первый путь заключался в потреблении ее даров, а не приобщении к истокам. Второй подход является проявлением гуманного отношения человека к природным явлениям и связан с поиском оптимального использования природных объектов без негативного воздействия на них.
Именно экологическое воспитание, которому стали уделять особое внимание во всех отечественных дошкольных учреждениях, является первой ступенью на пути формирования гуманного отношения человека к природе. Для того чтобы ребенок с малых лет бережно относился к окружающей среде, рационально использовал природные ресурсы, необходимо его учить этому.
Гуманность проявляется и по отношению к другим людям, например, к старшему поколению. Патриотическое воспитание, получившее популярность в настоящее время, позволяет формировать в подрастающем поколении гордость родным краем, страной.