Что такое гуны материальной природы

Урок 17. «ТРИ ГУНЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ»

Что это за силы, гуны материальной природы, как они проявляются и каково их влияние на жизнь человека?

Существует три гуны (качества) материальной природы:

саттва-гуна – гуна благости
раджо-гуна – гуна страсти
тамо-гуна – гуна невежества

Кришна так описывает их в Бхагавад-гите 14.5:

«Материальная природа состоит из трех гун – благости, страсти и невежества. Когда вечное живое существо входит в соприкосновение с материальной природой, эти гуны, о могучерукий Арджуна, обуславливают его».

Таким образом, всё в материальном мире находится под влиянием этих трех гун, которые, смешиваясь между собой, порождают огромный спектр различных сочетаний. Всё многообразие в материальном мире вызвано их влиянием. Эти три первоначальные качества можно сравнить с тремя основными цветами. Также как, смешивая три цвета – красный, синий и жёлтый, мы получаем бесконечную палитру цветов, так и взаимодействие трёх гун является источником бесконечного многообразия этого мира. Люди, не имеющие знания о трех гунах, видят это огромное разнообразие, не замечая стоящих за ним трех гун, Так человек сосредотачивает свое внимание на определенном участке материального мира и пытается изображать из себя повелителя этого участка. В результате этого он привязывается к определенной комбинации гун и попадает под их влияние.

Каким же образом материальная природа обуславливает живое существо?

Материальная природа делает это, используя два вида энергий:

пракшепатмика–шакти – стягивающая энергия
аваранатмика-шакти – покрывающая энергия

Когда человек сосредотачивается на каком-то участке материального мира, то сразу же стягивающая энергия стаскивает его сознание до уровня оценки этого участка. Как только сознание стаскивается, покрывающая энергия покрывает сознание этого человека, и он привязывается и привыкает к этому состоянию. Так он оказывается в обусловленном положении. И хотя обычно на человека влияет комбинация из трех гун, тем не менее, одна из гун всегда преобладает над другими.

Как понять, что за гуна материальной природы влияет на человека?

Чтобы научиться распознавать влияние гун, важно знать их признаки. Кришна описывает их в 14 главе Бхагавад-гиты. Он начинает с описания гуны благости (Бхагавад-гита 14.6):

«Гуна, благости, о безгрешный, будучи чище других гун, просветляет живое существо и избавляет его от всех последствий грехов. Пребывающие под влиянием этой гуны привязываются к знанию и ощущению счастья».

Итак, гуна благости отличается следующими признаками:

• она чище других гун
• она просветляет или дает знание
• она избавляет от всех последствий грехов

Человек, находящийся под влиянием гуны благости, ведет чистый образ жизни, обретает знание, которое не способны получить люди находящиеся под влиянием страсти и невежества, и ощущает счастье, освобождаясь от груза грехов. Однако существуют 2 проблемы, которые приводят человека к деградации:

• привязанность к знанию
• привязанность к счастью

Привязанность к знанию порождает в человеке гордость и чувство превосходства над другими, а привязанность к счастью порождает привязанность к своему положению и желанию сохранить его любыми средствами. Так человек вовлекается в борьбу за существование, которой характерна гуна страсти и постепенно обуславливается этой гуной.

Кришна описывает гуну страсти следующим образом (Бхагавад-гита 14.7):

«Гуна страсти порождена бесконечными желаниями и алчностью, поэтому она, о сын Кунти, связывает воплощенное живое существо узами материальной корыстной деятельности».

Итак, гуна страсти отличается следующими признаками:

• Бесконечные желания, или непреодолимая жажда обрести то, чего живое существо не имеет.
• Алчность, или сильная привязанность живого существа к тому, что оно уже имеет.

В результате этого человек вовлекается в бурную деятельность и:

• привязывается к деятельности
• привязывается к плодам деятельности

Привязанность к бурной деятельности и ее плодам приводит к тому, что человек попадает в заколдованный круг этой деятельности, которая все время расширяется. Бесконечные желания и алчность заставляет его стремиться все к новым и новым вершинам. Так человек, связанный гуной страсти, начинает работать, не покладая рук, а его ум становится очень обеспокоенным. Постепенно накапливается сильная усталость и желая как-то отдохнуть и отвлечься человек отупляет себя, прибегая к помощи алкоголя и других одурманивающих веществ, проводит ночи в ночных клубах и т.п. Так он деградирует, попадая под влияние гуны невежества.

Кришна так описывает гуну невежества (Бхагавад-гита 14.8):

«Знай же, о сын Бхараты, что гуна тьмы, порожденная невежеством, держит все воплощенные живые существа в плену иллюзии. Ее влияние проявляется в виде безумия, лени и сна, которые опутывают обусловленную душу».

Итак, гуна невежества отличается следующим признаком:

• она держит воплощенные живые существа в иллюзии

В результате влияния иллюзии возникают:

• Безумие
• Лень
• Сон

Гуна невежества связывает человека, полностью лишая его рассудка и опускает его на самое дно жизни. Причём чем больше он погружается в невежество, тем влияние невежества еще больше усиливается на него («Чем больше спишь, тем больше хочется»). В результате человек все больше и больше деградирует и опускается до адских форм существования.
Как видно из приведенного выше описания признаков гун, если человек не прилагает сознательные усилия чтобы возвышать своё сознание и лишь просто живет, – он неминуемо будет деградировать, опускаясь все ниже и ниже. Деградация всегда сопровождается ощущением неудовлетворенности и несчастья. Таков материальный мир.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Источник

Божественные верёвки — 3 гуны материальной природы

В Ведах говорится, что всё материальное мироздание и все живые существа находятся во власти трех состояний — благости, страсти и невежества. Эти состояния называются гунами. Слово «гуна» переводится как «качество», а также «верёвка».

Что такое гуны материальной природы. Смотреть фото Что такое гуны материальной природы. Смотреть картинку Что такое гуны материальной природы. Картинка про Что такое гуны материальной природы. Фото Что такое гуны материальной природыВ Ведах говорится, что всё материальное мироздание и все живые существа находятся во власти трех состояний — благости, страсти и невежества. Эти состояния называются гунами. Слово «гуна» переводится как «качество», а также «верёвка». Гуна — это энергия, которая «окрашивает» духовное живое существо в разнообразные качества материи. Материальная природа имеет всего три качества, или три гуны, но поскольку они смешиваются, их может быть безграничное множество. Поэтому одна и та же душа, попадая под влияние различных гун, проявляет себя по-разному.

Гуны определяют всё в нашем мире, пронизывают всю природу вещей. Весь мир является порождением этих трёх гун, которые смешиваясь, порождают огромный спектр сочетаний и многообразия этого мира.

Гуны влияют на сознание всех живых существ — на наши интересы, поведение в обществе, цели, настроения, предпочтения… Всё находится под их влиянием — люди, общение, еда, работа, воспитание детей, учеба, религия, наука, жильё и так далее. Гуны везде и всюду, даже в наших мыслях, поэтому у нас нет представления о чистом состоянии духа вне гун природы.

Здесь все опутаны верёвками материальной природы, гунами, которые для большей силы сплетены между собой.

Чтобы распознавать влияние гун, важно знать их признаки.

1. Гуна благости (Саттва)

Гуна благости, которая чище других гун, просветляет живое существо и освобождает его от последствий всех грехов. Пребывающие под влиянием этой гуны привязываются к знанию и ощущению счастья.
Бхагавад-гита, 14.6

Cаттва-гуна отвечает за поддержание жизни и ей свойственно качество знания. Характеризуется чувством просветления и счастья. Ей сопутствуют чистота, самообладание, свобода от грехов, радость, праведность, свежесть чувств, спокойствие, аскетизм, терпение, честность, мудрость, религиозность, сила, здоровье, решимость и энтузиазм в исполнении долга, в том числе при неудачах, свобода от привязанностей, ясное сознание даже во сне, милосердие, управление чувствами и умом, понимание души, удовлетворенность, вера в Бога, смирение, стыд от плохих поступков, благотворительность по отношению к достойной личности, сопровождающаяся чувством долга.

Жизнь в саттве предполагает счастье само по себе: человек обладает внутренним счастьем (независимо от обстоятельств), действует согласно своему предназначению и желает счастья всем живым существам.

Человек в благости ведёт чистый образ жизни, обретает знание и ощущает счастье, освобождаясь от греха. Но здесь есть 2 проблемы, которые приводят человека к деградации в гуне благости:

Привязанность к знанию порождает гордость и чувство превосходства, а к счастью — порождает желание сохранить своё положение, и человек вовлекается в борьбу за существование, для которой характерна гуна страсти, и постепенно обуславливается ею.

2. Гуна страсти (Раджас)

Гуна страсти порождена бесконечными желаниями и алчностью, поэтому она связывает воплощенное живое существо узами материальной корыстной деятельности.
Бхагавад-гита, 14.7

Раджа-гуна отвечает за созидание, творение и рождение. Характеризуется неудержимым стремлением к плодам своего труда и желаниями, которые не поддаются контролю. Проявляет в человеке жадность, похоть, привязанность, сепаратизм, желание борьбы, переживания за престиж и удачу, героизм, доблесть, сила, решимость, находчивость, отвага в бою, благородство, умение руководить, периодические страдания, потеря духовного знания, ослепление личными желаниями, жизнь в городе, неудовлетворенность даже при успехе, ложная гордость, желание большего успеха, чем у других, оправдание своих поступков силой, желание слушать прославления в свой адрес, осмеяние других, полное нежелание давать пожертвования, благотворительность в расчёте на возмещение или ради престижа.

Наш современный мир преимущественно находится в гуне страсти: вся деятельность связана с соперничеством, достижением и удержанием материальных благ. Понимание счастья здесь таково, что пусть будет хорошо мне и моим близким, и не особо важно, что происходит в мире. Состояние счастья обычно временное, например, купил новую машину и рад целый месяц (!), а потом снова хочется чего-то нового.

Алчность и жадность вовлекают человека в бурную деятельность и он

В итоге алчность заставляет стремиться всё к новым вершинам, и связанный гуной страсти, человек начинает больше работать, его ум становится беспокойным, накапливается усталость и, желая отвлечься, он отупляет себя с помощью алкоголя и других веществ, проводит ночи в клубах и т. п. Так он деградирует, попадая под влияние гуны невежества.

3. Гуна невежества (Тамас)

Гуна тьмы, порождённая невежеством, держит всех воплощённых живых существ в плену иллюзии. Её влияние проявляется в виде безумия, лени и сна, которые опутывают обусловленную душу.
Бхагавад-гита, 14.8

Тама-гуна порождает разрушение и уничтожение. Характеризуется такими качествами, как пассивность, лень, всевозможные иллюзии, агрессия, безбожие, скорбь, глупость, долгий сон, безумие, поклонение призракам и духам, упрямство, лживость, оскорбление других, депрессия, скупость, отвержение наставлений священных писаний, неспособность сосредоточить внимание, деградация, паразитизм, лицемерие, постоянная усталость, ложные ожидания, страхи, несчастья, угрюмость, печаль, деятельность без заботы о её последствиях, самоистязание, пристрастие к нечистой и убойной пище.

Гуна невежества опускает человека на дно жизни, лишая рассудка. В результате он всё больше деградирует и опускается до животных форм существования.

Если человек не прилагает усилий, чтобы возвышать своё сознание, и «просто живёт», он неминуемо вынужден будет деградировать, опускаясь всё ниже и ниже. Деградация же всегда сопровождается ощущением неудовлетворённости и несчастья. Таков материальный мир.

Если гуна невежества и страсти обычно сами по себе присутствуют в нашей жизни, то гуну благости необходимо осознанно развивать и вносить в свою жизнь.

Как проявляются гуны?

Гуны материальной природы пронизывают всё наше существование и принуждают сполна «насладиться» тем счастьем, которое мы заслужили. А теперь определите, какая гуна в вас преобладает и какой вид счастья вы имеете сейчас и ожидаете в будущем.опубликовано econet.ru

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Источник

Три гуны материальной природы

Что такое гуны материальной природы. Смотреть фото Что такое гуны материальной природы. Смотреть картинку Что такое гуны материальной природы. Картинка про Что такое гуны материальной природы. Фото Что такое гуны материальной природы

Что такое гуны материальной природы. Смотреть фото Что такое гуны материальной природы. Смотреть картинку Что такое гуны материальной природы. Картинка про Что такое гуны материальной природы. Фото Что такое гуны материальной природы

Три гуны материальной природы: Саттва, Раджас, Тамас

Гу́на (санскр. गुण, guṇa) — санскритский термин, который в буквальном переводе означает «верёвка», а в более широком смысле «качество, свойство». Описание трех гун материальной природы:

В Ведах говорится, что всё материальное мироздание и все живые существа находятся во власти трех состояний — благости, страсти и невежества. Эти состояния называются гунами. Гуна — это энергия, которая «окрашивает» духовное живое существо в разнообразные качества материи. Материальная природа имеет всего три качества, или три гуны. Поэтому одна и та же душа, попадая под влияние различных гун, проявляет себя по-разному.

Гуны определяют всё в нашем мире, пронизывают всю природу вещей. Весь мир является порождением этих трёх гун, которые смешиваясь, порождают огромный спектр сочетаний и многообразия этого мира.

Гуны влияют на сознание всех живых существ — на наши интересы, поведение в обществе, цели, настроения, предпочтения… Всё находится под их влиянием — люди, общение, еда, работа, воспитание детей, учеба, религия, наука, жильё и так далее.

Здесь все опутаны верёвками материальной природы — гунами, которые для большей силы сплетены между собой. Чтобы распознавать влияние гун, важно знать их признаки.

Гуна благости (Саттва)

Гуна благости, которая чище других гун, просветляет живое существо и освобождает его от последствий всех грехов. Пребывающие под влиянием этой гуны привязываются к знанию и ощущению счастья.
Бхагавад-гита, 14.6

Cаттва-гуна отвечает за поддержание жизни и ей свойственно качество знания. Характеризуется чувством просветления и счастья. Ей сопутствуют чистота, самообладание, свобода от грехов, радость, праведность, свежесть чувств, спокойствие, аскетизм, терпение, честность, мудрость, религиозность, сила, здоровье, решимость и энтузиазм в исполнении долга, в том числе при неудачах, свобода от привязанностей, ясное сознание даже во сне, милосердие, управление чувствами и умом, понимание души, удовлетворенность, вера в Бога, смирение, стыд от плохих поступков, благотворительность по отношению к достойной личности, сопровождающаяся чувством долга.

Жизнь в саттве предполагает счастье само по себе: человек обладает внутренним счастьем (независимо от обстоятельств), действует согласно своему предназначению и желает счастья всем живым существам. Человек в благости ведёт чистый образ жизни, обретает знание и ощущает счастье, освобождаясь от греха.

Гуна страсти (Раджас)

Гуна страсти порождена бесконечными желаниями и алчностью, поэтому она связывает воплощенное живое существо узами материальной корыстной деятельности.
Бхагавад-гита, 14.7

Раджа-гуна отвечает за созидание, творение и рождение. Характеризуется неудержимым стремлением к плодам своего труда и желаниями, которые не поддаются контролю. Проявляет в человеке жадность, похоть, привязанность, сепаратизм, желание борьбы, переживания за престиж и удачу, героизм, доблесть, сила, решимость, находчивость, отвага в бою, благородство, умение руководить, периодические страдания, потеря духовного знания, ослепление личными желаниями, жизнь в городе, неудовлетворенность даже при успехе, ложная гордость, ложное эго, желание большего успеха, чем у других, оправдание своих поступков силой, желание слушать прославления в свой адрес, осмеяние других, полное нежелание давать пожертвования, благотворительность в расчёте на возмещение или ради престижа.

Наш современный мир преимущественно находится в гуне страсти: вся деятельность связана с соперничеством, достижением и удержанием материальных благ. Понимание счастья здесь таково, что пусть будет хорошо мне и моим близким, и не особо важно, что происходит в мире. Состояние счастья обычно временное, например, купил новую машину и рад целый месяц, а потом снова хочется чего-то нового.

Алчность и жадность вовлекают человека в бурную деятельность и он привязывается к деятельности и к плодам деятельности.

В итоге алчность заставляет стремиться всё к новым вершинам в постоянной погоне, и связанный гуной страсти, человек начинает больше работать, его ум становится беспокойным, накапливается усталость и, желая отвлечься, он отупляет себя с помощью алкоголя и других веществ, проводит ночи в клубах и т.п. Так он деградирует, попадая под влияние гуны невежества.

Гуна невежества (Тамас)

Гуна тьмы, порождённая невежеством, держит всех воплощённых живых существ в плену иллюзии. Её влияние проявляется в виде безумия, лени и сна, которые опутывают обусловленную душу.
Бхагавад-гита, 14.8

Тамас — гуна порождает разрушение и уничтожение. Характеризуется такими качествами, как пассивность, лень, всевозможные иллюзии, агрессия, безбожие, скорбь, глупость, долгий сон, безумие, поклонение призракам и духам, упрямство, лживость, оскорбление других, депрессия, скупость, отвержение наставлений священных писаний, неспособность сосредоточить внимание, деградация, паразитизм, лицемерие, постоянная усталость, ложные ожидания, страхи, несчастья, угрюмость, печаль, деятельность без заботы о её последствиях, самоистязание, пристрастие к нечистой и убойной пище, интоксикации алкоголем и табаком и др.

Если человек не прилагает усилий, чтобы возвышать своё сознание, и «просто живёт», он неминуемо вынужден будет деградировать, опускаясь всё ниже и ниже. Деградация же всегда сопровождается ощущением неудовлетворённости и несчастья. Таков материальный мир.

Если гуна невежества и страсти обычно сами по себе присутствуют в нашей жизни, то гуну благости необходимо осознанно развивать и вносить в свою жизнь.

Источник

Гуны материальной природы – матрица современного мира.

Что такое гуны материальной природы. Смотреть фото Что такое гуны материальной природы. Смотреть картинку Что такое гуны материальной природы. Картинка про Что такое гуны материальной природы. Фото Что такое гуны материальной природы

Одна из основных мыслей, которую доносят до нас Веды, заключается в том, что человек в материальном мире не действует сам по себе. Он не независим. Да, все знают, что на нас оказывают влияние течение времени, движение солнца, погода и давление воздуха. Но есть вещи более тонкие, которые не доступны глазам человека. И даже современные супер точные приборы не в состоянии обнаружить их – гуны материальной природы. Гуны можно сравнить с нитями в материи: если мы возьмем ткань и уберем и продольные, и поперечные нити, материя как таковая исчезнет. Фактически, этот материальный мир соткан гунами. И человек действует ровно в соответствии с той гуной, под влиянием которой он в данный момент находится. Гуны очень сильны, но ведическое знание раскрывает секрет, как можно вырваться из-под их влияния и обрести подлинную свободу.

«Так живое существо, оказавшееся в материальном мире, следует дорогами жизни и наслаждается тремя гунами природы. Оно соприкасается с материей и в результате встречается с добром и злом в разных формах жизни».
«Бхагавад-Гита» 13.22

В своем комментарии к древнему ведическому произведению «Шримад-Бхагаватам» великий проповедник А.Ч. Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада объясняет, что «материальный космос действует под влиянием трех гун внешней энергии Господа. Различные существа также испытывают на себе их влияние и потому не могут действовать согласованно для удовлетворения Господа. Эта несогласованность действий живых существ является причиной отсутствия гармонии в материальном мире». («Шримад-Бхагаватам» 3.5.48, комментарий) В комментарии к известной «Бхагавад-Гите», Шрила Прабхупада поясняет далее, что «преобладающее влияние той или иной гуны отражается на деятельности человека, его отношениях с другими людьми, сказывается на его диете и т.д. Показателем того, под влиянием какой гуны находится живое существо, является характер его деятельности». («Бхагавад-Гита» 14.10, комментарий)

Однако в современном мире гуна благости практически отсутствует. Кратковременное присутствие саттвы можно наблюдать лишь один час перед рассветом – это время известно как «Брахма-мухурта» (более точно – 48 минут до восхода солнца). Именно в это время наиболее благоприятно читать священные писания, молиться, заниматься йогой и духовной практикой – все наши действия не будут осквернены влиянием гун страсти и невежества. В этом случае человек будет очень быстро прогрессировать в своем развитии.

Гуна страсти необходима человеку для деятельности. Однако осознанное культивирование именно этой гуны, что и происходит в современном мире все ускоряющимися темпами, приводит к тому, что люди становятся одержимы различными желаниями и не могут остановить свой бег в бешеном колесе гонки за материальным счастьем. Чувства умиротворения и гармонии покидают их, и вместе с ними уходят ощущение удовлетворения и счастья. В результате человек становится все более восприимчивым к влиянию гуны невежества.

«Гуна благости порождает истинное знание, гуна страсти разжигает алчность, а гуна невежества приводит к глупости, безумию и иллюзии».
«Бхагавад-Гита» 14.17

Гуна невежества или тама-гуна – это гуна лени, безумия, сна. Люди в гуне невежества склонны к употреблению убойной и несвежей пищи, интоксикациям и одурманивающих веществ, что как раз очень популярно в нашем мире. Невежество также нужно человеку – в этой гуне проходит ночной сон, и без тамаса наше тело не может расслабляться и отдыхать. Однако постоянное влияние гуны невежества, к тому же осознанно культивируемое через пищу, алкоголь и наркотики приводит к тому, что люди все больше и больше попадают в иллюзию, и начинают испытывать наслаждение от страданий других живых существ и даже своих собственных. Общество в целом становится дезориентированным: мужчины и женщины уже не знают, как создавать семьи и не разводиться через пару лет, как воспитывать детей, как реализовывать свои таланты и способности, а управляющий класс не может удержать элементарную экономическую стабильность.

«Борьба между гунами не утихает ни на минуту. Поэтому тот, кто действительно хочет развить в себе сознание Кришны, должен подняться над всеми гунами».
«Бхагавад-Гита» 14.10, комментарий

«Даже если большинство людей будет продолжать страдать и бедствовать, но какая-то часть общества разовьет в себе сознание Кришны и поднимется до уровня гуны благости, на землю со временем придут мир и процветание. В противном случае, оставаясь в плену страсти и невежества, люди никогда не узнают ни счастья, ни достатка. Гуна страсти разжигает в них алчность и неутолимое желание чувственных удовольствий».
«Бхагавад-Гита» 14.17, комментарий

Все современное общество за редкими единичными исключениями вращается исключительно в двух гунах – страсти и невежества. При этом только с платформы гуны благости живое существо может подняться выше и осознать Абсолютную истину и вечные тайны бытия.

Гуны очень сильны. Они держат нас постоянно, и из-под их влияния практически невозможно выбраться. Шастры (ведические писания) дают лишь единственный способ преодолеть влияние гун материальной природы. Это безусловное преданное служение Верховной Личности Бога. Служение – это то, что в материальном мире не ценится, не котируется и не воспринимается как благо, а ощущается лишь как чье-то несчастье («он служит», «он прислуживает» – в этих словах всегда чувствуется некий уничижительный контекст). А на самом деле, природа души и есть служение, только служение не ради зарплаты или материальных благ, служение не сильным мира сего, а Тому Единственному, кто всегда наделяет живых существ всем необходимым и дает подлинную радость и настоящее счастье. Служение Богу не закрепощает, но освобождает нас, возвращает нашу изначальную духовную свободу. Ощутить эту свободу, состояние, в котором нет гун материальной природы, может каждый, кто повторяет святые имена Бога, кто поет и танцует для Него, кто служит Его преданным в этом мире или посещает святые места.

Удивительно, что мы обретаем свою суть не тогда, когда стремимся избавиться от всех ограничений, всех обязанностей, а, наоборот, когда принимаем на себя роль слуги слуги слуги. Выход из темницы этого материального мира удивителен – он находится там, где никто не догадается его искать.

«Человек должен подняться над материальными гунами и достичь трансцендентного уровня. Это называется сознанием Кришны. Пока человек не разовьет в себе сознание Кришны, материальное сознание будет заставлять его переселяться из тела в тело, идя на поводу у материальных желаний, которые живут в его сердце с незапамятных времен. Поэтому необходимо изменить сознание. Тот, кто слушает авторитетных наставников, может постепенно избавиться от неотвязного желания господствовать над материальной природой, и, по мере того, как это привычное желание будет ослабевать, он начнет все отчетливее ощущать вкус трансцендентного блаженства».
«Бхагавад-Гита» 13.22 комментарий

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *