Что такое гурьбою бурлаки
Значение слова «бурлак»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Бурлацкий труд являлся сезонным. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью. Для выполнения заказа бурлаки объединялись в артели. Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра. При попутном ветре на судне (расшиве) поднимался парус, который значительно ускорял передвижение. Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни. Одной из известных бурлацких песен является «Эх, дубинушка, ухнем», которая обычно пелась для координации сил артели в один из самых тяжёлых моментов: страгивании расшивы с места после подъёма якоря.
Бурлацкий труд полностью исчез с распространением пароходов. Некоторое время вместо перемещения судна бурлаками также использовался такой способ передвижения, как завоз якорей вверх по течению и подтягиванию к ним судна на лебёдке с конной или паровой тягой (см. кабестан).
В Российской империи «столицей бурлаков» с начала XIX века назвали город Рыбинск. В летнюю навигацию через Рыбинск проходила четвертая часть всего российского бурлачества.
Бурлакам посвящена известная картина «Бурлаки на Волге» Ильи Репина.
В СССР бурлацкая тяга была запрещена в 1929 году постановлением НКПС, в подчинении которого до 1931 года был и речной транспорт. Однако, в годы Великой отечественной войны на ряде малых рек, ввиду отсутствия буксиров, бурлацкая тяга имела ограниченное применение.
БУРЛА’К, а́ (бурла́ка обл.), м. Рабочий, к-рый в артели тянет на бечеве суда вверх по реке. Бурлаки́ в шалаше пробудилися. И.Нктн. То бурла́ки идут бечевой. Нкрсв.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
бурла́к
1. истор. рабочий, в составе артели тянущий суда по реке ◆ — Вот, примерно, ходил я с отцом — дедом твоим — на расшиве, бечевой ходили, бурлаками, было их у нас двадцать семь человек, а дед твой — водоливом. Максим Горький, «Жизнь Матвея Кожемякина», 1910 г. ◆ Такой дальний путь в весеннюю распутицу требует недель пять и крайне тяжело отзывается на бурлаках: испечённые на солнце лица с растрескавшейся кожей, вместо одежды ― какие-то лохмотья, на ногах лапти, за плечами ― рваная грязная котомка, в руках ― длинная палка, ― по этим признакам вы сразу отличите бурлаков из дальних мост от рабочих с пристани и ближайших заводов. Д. Н. Мамин-Сибиряк, «На реке Чусовой», 1912 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Завязал на голове кожаный ремешок и заткнул за него ложку. Это означало: готов наняться в бурлаки. Вскоре назначили его «шишкой», то есть передовым в лямке и запевалой. Вадим Бурлак, «Хранители древних тайн», 2001 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова фарси (существительное):
Кто шёл в бурлаки и как складывалась их жизнь
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Кто шел в бурлаки и что такое бечевник
С 16 века и до появления паровых двигателей суда по рекам против течения тащили бурлаки. Основной «водной дорогой» была Волга. Но существовало множество деревень, которые располагались по берегам крупных рек. Как только заканчивался ледоход, в них приходили артели бурлаков в поисках работы. Чаще всего это были отчаявшиеся люди, которые потеряли хозяйство и махнули на жизнь рукой.
Было много традиций среди бурлаков. Например, посвящение в профессию. Выбирались особо крутые берега Волги, которые еще называли «буграми жареными». Когда судно проходило мимо такого бугра, артель устраивала причал. Новичкам следовало построиться у подножья берега, а лоцман, взяв в руки лямку, находился за их спинами. И вот раздавался крик опытных работников: «Жарь!» — лоцман начинал стегать новичков лямкой, а те стремительно бежали вверх. Кто первым добегал до верха, тот избегал ударов. После этого экзамена новичок становился своим, его принимали в артель.
Ходили бурлаки по бечевнику. Так называлась прибрежная полоса, утоптанная бурлацкими ногами. Никаких особых условий для работы не предоставлялось, разве что распоряжением императора Павла было запрещено строить дома и заборы. Что касается камней, болотистых мест, кустов — их приходилось с трудом преодолевать.
Какая иерархия была среди бурлаков: шишки, подшишельные, кабальные, кашевары, косные
В бурлацкой артели существовала строгая иерархия. Бригадира называли шишкой. Обычно это был самый опытный и сильный мужчина. Он шел первым, задавая ритм движения. Идти надо было синхронно, и бурлаки шагали с правой ноги, подтягивая левую. Со стороны это выглядело как покачивание. Бывало, что кто-то сбивался, тогда шишка командовал: «Сено-солома!», чтобы люди могли снова попасть в такт. Удерживать ритм на извилистых узких дорожках, проходящих над обрывом, было непросто. Бригадир должен был уметь это делать.
Помощников шишки, которые шли по сторонам от бригадира, называли подшишельниками. Это были его главные пособники. Например, артельный староста, который занимался закупкой еды и раздачей жалования. Суммы порой были смешными и могли составлять и 30 копеек в день. Столько стоил проезд на извозчике из одного конца Москвы в другой.
За подшишельными шли бурлаки, которых следовало контролировать. Например, это были кабальные, которые спускали все жалование в первые же дни, работающие за еду. Потому особого старания они не проявляли. Самого молодого бурлака обычно назначали кашеваром.
В любой артели были и халтурщики, которые старались приложить как можно меньше усилий. За ними присматривали опытные бурлаки, которые шли сзади. Замыкал движение косный. В его обязанности входило следить, чтобы веревка не зацепилась за кусты и камни. Косный шел в своем ритме, на эту роль брали тех, кто был слаб или болен.
Как был организован бурлацкий труд
Работа у бурлаков была монотонной и крайне тяжелой. Помогал лишь ветер, который иногда мог быть попутным и дул в паруса. Тяжело ступая, люди передвигались по берегу, а когда становилось совсем тяжело, запевали песни. До нас дошла самая известная — «Дубинушка». Ее ритм помогал скоординироваться и «поднажать».
Изредка артель делала остановки, чтобы переобуться, заштопать одежду, перекусить. После ухода на берегу можно было найти потушенный костер, старую обувь, и, увы, могильный крест.
Хозяин судна нанимал артель и отбирал у бурлаков вид на жительство. Люди переходили в его собственность до момента, когда путь не будет закончен. Бурлаки были обязаны слушаться хозяина, идти день и ночь без капризов и лишних остановок, и даже отбиваться от разбойников, если они нападут на артель.
Когда идти по берегу было нереально, использовали еще один способ: на корме корабля был установлен барабан с длинным канатом, на конце которого находились якоря. Бурлаки посильнее грузились в лодку с якорями, отплывали подальше и бросали груз в воду. Бурлаки, которые находились на палубе, вручную подтягивали судно к якорям. После этого процесс повторяли.
Неженская работа: не только мужчины, но и женщины работали бурлаками
Город Рыбинск считался условной бурлацкой биржей труда. Весной в него устремлялись те, кто хотел заработать, перетаскивая баржи и суда. Интересно, что приходили не только мужчины, но и женщины. Многим из них приходилось это делать по приговору суда, то есть речь о каторжных. Но большинство представительниц прекрасного пола были свободными, например, солдатки, вдовы и даже сироты, которые не смогли выйти замуж — те, кто остро нуждались в деньгах.
Артели бурлачек собирались так же, как и мужские, из расчета на тысячу пудов груза (а это 16360 килограммов). Требовалось пять женщин, а мужчин — трое. К сожалению, женский труд оплачивался дешевле, так как практически все хозяева хотели, чтобы их баржу тащили мужики. Женщины старались сбить цену, чтобы их наняли. Несмотря на это, бурлачки неплохо зарабатывали, и денег хватало до следующего сезона. Скорее всего дело было в том, что мужчины, получив расчет, уходили в загул. На спиртное и женщин спускали немалые средства, а доход бурлака мог составлять и 500000 рублей в пересчете на современные деньги. Женщины-бурлачки были более разумны в этом плане, и финансы тратили экономно, стремясь сберечь побольше.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
На Волге
Я рос, как многие, в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши,
Рядами стаи белых птиц,
Как изваяния гробниц,
Сидели важно на песке;
Виднелись горы вдалеке,
И синий бесконечный лес
Скрывал ту сторону небес,
Куда, дневной окончив путь,
Уходит солнце отдохнуть.
Я страха смолоду не знал,
Считал я братьями людей
И даже скоро перестал
Бояться леших и чертей.
Однажды няня говорит:
«Не бегай ночью — волк сидит
За нашей ригой, а в саду
Гуляют черти на пруду!»
И в ту же ночь пошел я в сад.
Не то, чтоб я чертям был рад,
А так — хотелось видеть их.
Иду. Ночная тишина
Какой-то зоркостью полна,
Как будто с умыслом притих
Весь божий мир — и наблюдал,
Что дерзкий мальчик затевал!
И как-то не шагалось мне
В всезрящей этой тишине.
Не воротиться ли домой?
А то как черти нападут
И потащат с собою в пруд,
И жить заставят под водой?
Однако я не шел назад.
Играет месяц над прудом,
И отражается на нем
Береговых деревьев ряд.
Я постоял на берегу,
Послушал — черти ни гу-гу!
Я пруд три раза обошел,
Но черт не выплыл, не пришел!
Смотрел я меж ветвей дерев
И меж широких лопухов,
Что поросли вдоль берегов,
В воде: не спрятался ли там?
Узнать бы можно по рогам.
Нет никого! Пошел я прочь,
Нарочно сдерживая шаг.
Сошла мне даром эта ночь,
Но если б друг какой иль враг
Засел в кусту и закричал
Иль даже, спугнутая мной,
Взвилась сова над головой —
Наверно б мертвый я упал!
Так, любопытствуя, давил
Я страхи ложные в себе
И в бесполезной той борьбе
Немало силы погубил.
Зато, добытая с тех пор,
Привычка не искать опор
Меня вела своим путем,
Пока рожденного рабом
Самолюбивая судьба
Не обратила вновь в раба!
О Волга! после многих лет
Я вновь принес тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава, как была.
Кругом все та же даль и ширь,
Все тот же виден монастырь
На острову, среди песков,
И даже трепет прежних дней
Я ощутил в душе моей,
Заслыша звон колоколов.
Все то же, то же… только нет
Убитых сил, прожитых лет…
Уж скоро полдень. Жар такой,
Что на песке горят следы,
Рыбалки дремлют над водой,
Усевшись в плотные ряды;
Куют кузнечики, с лугов
Несется крик перепелов.
Не нарушая тишины
Ленивой медленной волны,
Расшива движется рекой.
Приказчик, парень молодой,
Смеясь, за спутницей своей
Бежит по палубе; она
Мила, дородна и красна.
И слышу я, кричит он ей:
«Постой, проказница, ужо —
Вот догоню. » Догнал, поймал, —
И поцелуй их прозвучал
Над Волгой вкусно и свежо.
Нас так никто не целовал!
Да в подрумяненных губах
У наших барынь городских
И звуков даже нет таких.
В каких-то розовых мечтах
Я позабылся. Сон и зной
Уже царили надо мной.
Но вдруг я стоны услыхал,
И взор мой на берег упал.
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой.
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки,
И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине
Их мерный похоронный крик, —
И сердце дрогнуло во мне.
О Волга. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
Иду на помощь к рыбакам,
Катаюсь с ними в челноке,
Брожу с ружьем по островам.
То, как играющий зверок.
С высокой кручи на песок
Скачусь, то берегом реки
Бегу, бросая камешки,
И песню громкую пою
Про удаль раннюю мою…
Тогда я думать был готов,
Что не уйду я никогда
С песчаных этих берегов.
И не ушел бы никуда —
Когда б, о Волга! над тобой
Не раздавался этот вой!
Давно-давно, в такой же час,
Его услышав в первый раз.
Я был испуган, оглушен.
Я знать хотел, что значит он, —
И долго берегом реки
Бежал. Устали бурлаки.
Котел с расшивы принесли,
Уселись, развели костер
И меж собою повели
Неторопливый разговор.
— Когда-то в Нижний попадем? —
Один сказал: — Когда б попасть
Хоть на Илью…— «Авось придем.
Другой, с болезненным лицом,
Ему ответил. — Эх, напасть!
Когда бы зажило плечо,
Тянул бы лямку, как медведь,
А кабы к утру умереть —
Так лучше было бы еще…»
Он замолчал и навзничь лег.
Я этих слов понять не мог,
Но тот, который их сказал,
Угрюмый, тихий и больной,
С тех пор меня не покидал!
Он и теперь передо мной:
Лохмотья жалкой нищеты,
Изнеможенные черты
И, выражающий укор,
Спокойно-безнадежный взор…
Без шапки, бледный, чуть живой,
Лишь поздно вечером домой
Я воротился. Кто тут был —
У всех ответа я просил
На то, что видел, и во сне
О том, что рассказали мне,
Я бредил. Няню испугал:
«Сиди, родименькой, сиди!
Гулять сегодня не ходи!»
Но я на Волгу убежал.
Бог весть, что сделалось со мной?
Я не узнал реки родной:
С трудом ступает на песок
Моя нога: он так глубок;
Уж не манит на острова
Их ярко-свежая трава,
Прибрежных птиц знакомый крик
Зловещ, пронзителен и дик,
И говор тех же милых волн
Иною музыкою полн! О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки, —
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски.
Что я в ту пору замышлял,
Созвав товарищей детей,
Какие клятвы я давал —
Пускай умрет в душе моей,
Чтоб кто-нибудь не осмеял!
Но если вы — наивный бред,
Обеты юношеских лет,
Зачем же вам забвенья нет?
И вами вызванный упрек
Так сокрушительно жесток.
Унылый, сумрачный бурлак!
Каким тебя я в детстве знал,
Таким и ныне увидал:
Все ту же песню ты поешь,
Все ту же лямку ты несешь,
В чертах усталого лица
Все та ж покорность без конца.
Прочна суровая среда,
Где поколения людей
Живут и гибнут без следа
И без урока для детей!
Отец твой сорок лет стонал,
Бродя по этим берегам,
И перед смертию не знал,
Что заповедать сыновьям.
И, как ему, — не довелось
Тебе наткнуться на вопрос:
Чем хуже был бы твой удел,
Когда б ты менее терпел?
Как он, безгласно ты умрешь,
Как он, безвестно пропадешь.
Так заметается песком
Твой след на этих берегах,
Где ты шагаешь под ярмом
Не краше узника в цепях,
Твердя постылые слова,
От века те же «раз да два!»
С болезненным припевом «ой!»
И в такт мотая головой…
Кто такие бурлаки
Кто такие бурлаки, изображенные на известной картине, знают немногие. Это судовые рабочие, которые нанимались обслуживать грузовое судно во время пути к месту назначения. В списке их обязанностей было всё, что касается судна и груза: загружать-выгружать товар, стаскивать тяжёлое судно с мелей, заделывать пробоины, вычерпывать воду. Тащить неповоротливую баржу против течения на длинной верёвке — было лишь одной из множества задач. Бурлацкую тягу официально запретили только в 1929 г. До самой революции бурлаков ещё можно было встретить на малых реках и труднопроходимых участках крупных рек.
Как появились бурлаки
Инфраструктура обширной территории Российского государства была плохо организована. Лесные массивы, болота и отсутствие хороших дорог были препятствием лёгкому передвижению по стране. Поэтому в России главными транспортными связями между регионами всегда были реки. Передвигаться достаточно свободно можно было только по рекам. К тому же, не нужно было заботиться о ночлеге или корме для лошадей, как это бывало на дорогах. Заметим, что были и такие места, единственным способом добраться до которых или доставить товар была река.
Грузовое речное судоходство
Поток грузов с середины XVIII столетия по Волге и другим российским рекам значительно увеличивается. В Западной Европе стали пользоваться спросом железо и медь уральских заводов, русский лес и зерно. Ценились лён, пенька и шерсть. Кроме того, внутри страны товарным потоком с Нижней Волги на ярмарки везли соль.
Первые пароходы только-только появились в 1820-х г. на крупных реках, но были беспомощны в узких местах и на мелях. Суда либо сплавлялись вниз по течению, либо поднимались против течения вверх, «взводились». Например, с уральских заводов гружёные караваны по рекам Чусовой и Каме сплавлялись в Волгу. А дальше вверх по реке могли везти груз до устья Невы.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Уральская река Чусовая быстрая и порожистая. Провести караван барок по течению и не разбиться о коварные скалы-бойцы могли только умелые и знающие реку сплавщики.
Спрос на рабочую силу
Нищая и бесправная крепостная доля толкала крестьян уходить из деревень в города, искать заработок и лучшую жизнь. Мужики «рядились», то есть за оплату по договору нанимались на работу. Из них постепенно сложился рынок свободной рабочей силы.
Одновременно заметно вырос спрос на рабочую силу в речном судоходстве. По Волге в 1830 году ходило до 15000 судов, по Оке около 6000, на Каме — 1800 и 1150 судов на других притоках Волги. Туда и направились тысячи бывших крестьян и сделали этот промысел своей основной профессией. Так в России появились бурлаки.
Из чего состоял грузовой караван
Речные суда были различных типов. Барки-расшивы в основном сплавлялись вниз по рекам. Перевозили железо, медь, чугун и выдерживали 10-20 пудов. Их строили на один сезон, а в конце сплава продавали или разбирали на дрова. Баржи были крупнее по размеру, ходили вверх и вниз по течению. Строились основательно, служили несколько лет и вмещали 50-100 пудов груза.
Торговые судна всегда шли по реке караваном из барок и баржей. Главой каравана был приказчик или хозяин. Хозяйская барка называлась «казёнка». На палубе был устроен домик для жилья. Она шла под флагом и замыкала вереницу.
В каждом караване были «паузки», свободные лодки, на которые временно перегружали товар, если судно садилось на мель. На 15 судов полагалось 3 паузка.
Чем занимались бурлаки
Обязанности руководства
В руководящий состав входили сплавщик или лоцман и водолив.
Сплавщик — это опытный моряк, который хорошо знал фарватер на опасных и быстрых реках, например таких, как Чусовая или Белая и руководил работой бурлаков.
При движении вверх по рекам сплавщик заменялся лоцманом или шкипером. Лоцман стоял у руля и отдавал команды.
Водолив — старший рабочий, главный после сплавщика. Следил за исправностью судна и был обязан откачивать воду в случае течи. Буквально: лил воду. Отвечал за сохранность груза и восполнял из своего жалованья его порчу или пропажу.
Обязанности бурлаков
До прибытия в конечный пункт и полной разгрузки бурлакам следовало находиться в распоряжении руководства и выполнять всю судовую работу:
Как бурлаки тянули баржу
Глава артели — «шишка», надёжный и крепкий бурлак, стоял первым в ватаге с двумя ближайшими помощниками.
Бечева, длинная крепкая верёвка из пеньки, крепилась на судне. Через каждые примерно 6 метров к бечеве крепились широкие лямки — петли из кожи.
Бурлак продевал через голову в лямку и распределял по груди и плечам. Впрягшись, бурлаки разом налегали на лямки и мерным шагом шли берегом реки.
Если кто-то сбивался с ноги, то соседи начинали сталкиваться плечами. Важно было каждому идти синхронно и в ногу. Для этого бурлаки затягивали песню. Обязанность знать много песен для координации шага была у главного артельщика.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Песню «Эй, ухнем!» придумали не бурлаки, а лесорубы. В таких трудовых песнях не было художественного смысла. Припевки были инструментом в монотонном труде. Они задавали темп и помогали действовать слаженно. С этой целью пели и рабы на плантациях, и гребцы на галерах.
Последним в связке бурлаков шёл косной, который следил за целостностью бечевы и в случае надобности мог вернуться на судно.
Всегда ли бурлаки тянули лямку
Нет, не всегда бурлаки тащили баржу на верёвке, как это изобразил художник Илья Репин, а только когда этот способ был целесообразен. Например, в низовьях рек при отсутствии попутного ветра. Для прохода каждого участка пути сплавщик или лоцман выбирал индивидуальный способ передвижения судна по реке:
Например, на Волге выше Рыбинска для продвижения судов можно было впрячь лошадей. А от Рыбинска по Шексне или от Новой Ладоги до Петербурга баржи тянули пароходом. Когда караван шёл по течению, бурлаки находились на палубе и по команде сплавщика специальными длинными палками отталкивались от дна, чтобы держать судно в фарватере.
Кого брали в бурлаки
Трудному и опасному ремеслу в учебном заведении не обучали. Бурлаки приобретали навыки на практике. В бурлаки нанимали в основном бывалых и сильных мужчин. Опытный сплавщик на бурлацком рынке сразу мог выделить хороших работников. Но, как правило, при нужде брали всех, кроме калек: в артели каждый на что-нибудь да годился.
Среди бурлаков можно было встретить и мальчиков-подростков, и совсем уже стариков. Нанимались в бурлачки даже женщины. Встречались семейные пары, которые вместе шли работать в одну артель.
Сплавщики, водоливы и лоцманы тоже причислялись к бурлакам, но относились к элите этого промысла. Хозяин нанимал их индивидуально, учитывая опыт и репутацию. Сплавщик обычно брал в ученики мальчика лет 14-15, который в будущем становился мастером этого ремесла.
Сколько платили бурлакам
Бурлаки начинали работать ранней весной, когда с рек сходил лёд, и заканчивали осенью. За судоходный сезон могли пройтись по реке несколько раз. Нанимались всей артелью, договаривались о сроках и торговались с приказчиком об оплате.
Например, жалованье бурлака за один сплав по уральским рекам было от 12 до 16 руб. Сплавщику при этом платили 70-80 руб, лоцману или шкиперу — 50-60 руб, водоливу — 15-20 руб. На маршруте от устья Камы до Петербурга бурлак зарабатывал 40-45 руб, лоцман (шкипер) — 130-140 руб, водолив — 70-90 руб.
Бурлаку выдавали задаток в половину жалованья, до половины которого сразу шла в уплату податей. Кроме того, от места найма до пристани, от которой караван начнёт путь, бурлак должен был добраться за свой счёт. Часть денег судорабочий отдавал в артель на покупку продуктов, и ещё мог купить в пути рабочие рукавицы или табак. Бывало, обратную дорогу домой, если не находилось попутного заработка, бурлак шёл пешком. Заработанных денег в итоге оставалось немного.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Женщинам полагалось платить меньше, чем мужчинам. При этом приказчик мог вписать в бумаги женщину, как мужчину, а разницу в жаловании положить в карман.
Почему бурлаки занимались этим промыслом
Бурлачество — это тяжёлый и опасный труд. На хлеб бурлаку хватало, но разбогатеть, как видим, не удавалось. Тем не менее, в середине XIX века этим промыслом в России ежегодно занималось до 600 000 человек.
Уходящая натура
Пароходы и железнодорожные перевозки постепенно обесценили труд бурлаков. С 1853 г. по Волге ходило 22 парохода. В 1857-м их число увеличилось до 50, а к 1859 г. по реке их насчитывали до 97. Прогресс коснулся не только количества паровых судов. Постепенно увеличилась мощность парового двигателя, а значит и количество груза, который он мог перевозить, в том числе и на буксире. Надо отметить, что способ передвижения судов людьми чем дальше, тем больше считался устаревшим и даже негуманным.
Куда девались бурлаки
На российских реках с 1850-х годов спрос на бурлацкую тягу начинает спадать. Тем не менее, ещё долгое время бурлаки нанимались на участках рек, куда паровой флот не имел доступа. Например, на узких каналах Вышневолоцкой водной системы. Некоторые бурлаки остались в речном судоходстве и перешли работать на пароходы. Часть их превратилась в матросов или кочегаров, в грузчиков и других портовых рабочих. С развитием железных дорог они примкнули к их строительству и обслуживанию, а позже влились в ряды рабочих фабрик и заводов.
Картина Репина «Бурлаки на Волге»
Илья Репин в 1873 году написал картину, глядя на которую, к счастью или нет, у современников складывается впечатление о том, как выглядели и чем занимались бурлаки.
В мемуарах художник опишет своё первое потрясение от встречи с бурлаками: лохмотья вместо одежды, угрюмые чёрные лица, стёртая от натуги кожа на груди. А когда он выставит полотно «Бурлаки на Волге» в Вене, то получит упрёк от министра транспорта за изображение «допотопного способа», которого, по его мнению, больше не существует. Картина стала символом тяжёлого труда ради выживания, лямки, которую вынужден был тянуть всю жизнь трудовой народ.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Если на человека приходилось по 4000 кг груза, то на картине Репина 11 «лямочников» тянут расшиву весом в 44 тонны.
Интересные факты
Бурлаки были многочисленной трудовой прослойкой общества и оставили после себя след не только в истории, но и в искусстве и литературе.