Что такое гвоздь с точки зрения физики
Что такое гвоздь с точки зрения физики
Изъять излишки металла внутри гвоздя предложил я 1946 году американец К. Клейн.
Одновременно пустотелый гвоздь снабжается наружными продольными ребрами (1). И подобно тому как у ребристых радиаторов увеличивается теплоотдача, у этого гвоздя возрастает сцепляемость с материалом.
Есть и другие пути удержания гвоздя на предназначенном ему месте.
Вот гвоздь, на котором вырезано несколько небольших выемок, слегка ослабляющих конструкцию. При забивании выемки «не работают», и гвоздь идет в дерево прямолинейно. Прошив же соединяемые детали насквозь и упершись в твердую подставку, он изогнется именно в этих заранее предусмотренных «узких местах» (6).
А уж согнутый гвоздь попробуйте-ка вытащить!
Возможны и другие варианты.
Вот, например, немецкий гвоздь выполняется с рифлениями по наружной поверхности, с отверстием по оси и с разрезанной на две половины рабочей частью (11). Вначале он забивается в дерево обычным порядком, а потом в его осевое отверстие загоняется «гвоздь-бис», действующий как клин. Он-то и раздает в стороны половинки основного гвоздя.
Иногда требуется соединить два расположенных под углом бруска, тут пригодится двойной гвоздь американца В. Берле (15). Один гвоздь проходит сквозь отверстие в другом, и забиваются они попеременно.
Разработан также гвоздь с обламывающейся головкой для соединения двух брусков под углом друг к другу (18). И вообще, гвозди с временной обламывающейся шляпкой удобно применять там, где есть опасность задеть изделие молотком. Именно для таких работ американец В. Бетчер сконструировал гвоздь с двойной шляпкой. Вторая, надрезанная, шляпка после забивания обламывается боковым ударом (19). А у Д. Даджена временная часть гвоздя выполняется плоской и обламыаается путем поворота ее клещами (20).
Источник: Фр. Малкин, по материалам ТМ.
Физика, с которой вы сталкиваетесь ежедневно
Во всеоружии этого знания вы точно не попадётесь в ловушку мифов, не купите шарлатанский прибор и сможете уверенно отвечать на детские вопросы в духе «Почему небо голубое?».
Появилась в продаже книга Луиса Блумфилда «Как все работает. Законы физики в нашей жизни», подготовленная к печати издательством Corpus при двойной поддержке Политехнического музея и «Книжных проектов Дмитрия Зимина». Расскажем о том, почему её стоит прочитать — особенно если физика представляется вам чем-то скучным и непонятным.
Поднимаясь утром с пружинного матраса, включая электрический чайник, согревая руки о чашку кофе и проделывая ещё десятки повседневных вещей, мы редко задумываемся о том, как именно всё это происходит. Возможно, в чьей-то памяти одиноким осколком торчит закон Ома или правило буравчика (хорошо, если вы вообще помните, что «буравчик» — это винт, а не фамилия).
Это может быть интересно :
Само собой, существуют учёные, технические специалисты и гики. Мы даже готовы поверить, что бывают люди, которые просто очень хорошо учили физику в школе (наше им уважение). Для них не составит труда рассказать, как именно работает лампа накаливания или солнечная батарея и объяснить, глядя на крутящееся велосипедное колесо, где там трение покоя, а где — трение скольжения. Однако, будем честными, большинство людей имеет обо всём этом весьма смутные представления.
Ещё по этой теме :
Из-за этого кажется, будто природные объекты и механизмы ведут себя тем или иным образом благодаря каким-то волшебным силам. Бытовое представление о причинах и следствиях может оградить от некоторых ошибок (например, не класть обёрнутые фольгой продукты в микроволновку), однако более глубокое понимание физико-химических процессов позволяет лучше разбираться, что к чему, и аргументировать свои решения.
Ещё в юности он выбрал опыты главным методом исследования мира, черпая из обыденных вещей вдохновение для занятий наукой. Стремясь сделать знания доступными для многих людей, а не горстки специалистов, Блумфилд занимается преподаванием, выступает на телевидении и пишет научно-популярные работы.
Главная задача книги «Как все работает. Законы физики в нашей жизни» — опровергнуть представление о физике как скучной и оторванной от жизни науке, и дать понять, что она описывает реальные явления, которые можно увидеть, пощупать и ощутить.
Для меня всегда было загадкой, почему физика традиционно преподается как абстрактная наука — ведь она изучает вещественный мир и законы, которыми тот управляется. Я убеждён в обратном: если лишить физику бесчисленных примеров из живого, реального мира, она не будет иметь ни основы, ни формы — словно молочный коктейль без стакана.
Речь идёт о движении тел, механических устройствах, тепле и многом другом. Вместо того, чтобы начинать с теории, автор идёт от окружающих нас вещей, формулируя с их помощью законы и принципы. Отправными точками служат карусели, американские горки, водопровод, тёплая одежда, аудиоплееры, лазеры и светодиоды, телескопы и микроскопы.
Почему конькобежцы быстро двигаются
Коньки — удобный способ рассказать о принципах движения. Ещё Галилео Галилей сформулировал, что тела имеют свойство двигаться равномерно и прямолинейно в отсутствие внешних сил, будь то сопротивление воздуха или трение поверхности. Коньки способны почти полностью устранить трение, так что вы легко скользите по льду. Объект в состоянии покоя стремится остаться на месте, а объект движущийся — двигаться дальше. Именно это называется инерцией.
Как режут ножницы
Сдвигая кольца ножниц, вы производите моменты сил, под действием которых лезвия смыкаются и режут бумагу. Бумага стремится раздвинуть лезвия за счет моментов сил, «разводящих» лезвия. Если вы приложите достаточно большое усилие, «сдвигающие» моменты сил возобладают над «разводящими». В результате лезвия ножниц приобретут угловое ускорение, начнут поворачиваться, сомкнутся и разрежут лист бумаги.
Что творится в шампурах
Если нагреть один конец металлического стержня, атомы в этой части стержня будут колебаться более интенсивно, чем в холодном конце, и металл начнет проводить тепло из горячего конца к холодному. Некоторая часть этого тепла передается благодаря взаимодействию соседних атомов, однако основная его часть будет передана подвижными электронами, которые переносят тепловую энергию на большие расстояния от одного атома к другому.
Как забиваются гвозди
Весь направленный вниз импульс, который вы сообщаете молотку, замахнувшись, передаётся гвоздю за время краткого удара. Поскольку время передачи импульса мало, со стороны молотка должна быть приложена очень большая сила, чтобы его импульс перешёл к гвоздю. Эта ударная сила вбивает гвоздь в доску.
Зачем воздушные шары нагревают
Чтобы заполнить воздушный шар горячим воздухом, нужно меньше частиц, чем для заполнения холодным воздухом. Дело в том, что в среднем частица горячего воздуха движется быстрее, сталкивается чаще и занимает больше места, чем частица холодного воздуха. Поэтому шар, наполненный горячим воздухом, весит меньше, чем такой же шар, наполненный холодным. Если вес шара достаточно мал, равнодействующая сила направлена вверх, и шар поднимается.
Почему воланчик летит всегда одинаково
Бадминтонный волан всегда летит головкой вперед, так как результирующая сила, вызванная давлением, приложена в его центре давления, на некотором расстоянии от центра масс. Если вдруг оперение случайно окажется впереди головки, сопротивление воздуха создаст момент силы относительно центра масс и вернет всё на свои места.
Что делает воду жёсткой
Жёсткой считается вода, в которой содержание положительно заряженных ионов кальция и магния превышает 120 мг на литр. Ионы этих и некоторых других металлов связывают отрицательные ионы мыла и создают нерастворимую пену, оседающую грязным налетом на раковине, лейке душа, ванне, в стиральной машине и на одежде. Затеяв стирку мылом в жёсткой воде, будьте готовы к неприятным сюрпризам.
Пройти курс у автора
У Луиса Блумфилда можно поучиться онлайн на курсе «Как работают вещи»: здесь он запускает машинки, отправляется на детскую площадку, чтобы поговорить о качелях, ставит опыты и рассказывает обо всём на свете.
Если даже этого вам окажется мало, и профессора захочется увидеть воочию, такая возможность тоже есть: Луис Блумфилд будет в Москве с 3 по 8 декабря.
Что такое мысль с точки зрения физики: Мозг: Это же так просто
Глава 7.
На «возможности» и “способности” нейрона существуют разные точки зрения. Одну из них отстаивает доктор биологических наук Е.А.Либерман, известный по своим работам в области биоэнергетики. Он рассматривает нейрон как клеточный, или молекулярный компьютер, который для своей работы использует интронные участки ДНК, составляющие значительную часть генома. Считают, что интронные, или вставочные участки ДНК не кодируют белка, и Е.А.Либерман предлагает довольно сложную схему участия этих структур в организации памяти и вычислительных процессов в нейроне.
Точку зрения Е.А.Либермана поддерживает доктор биологических наук Р.Н.Глебов, известный по своим работам в области нейрохимии и биохимии синапсов. Он считает, что “…медиатор – это внешний регуляторный сигнал. Сигнал сообщает клетке, что, когда и сколько она должна делать, но не может сообщить, как это сделать. Как – “знает” сама клетка, когда – определяется временем секреции, сколько – количеством секретированного медиатора. Получается, что в нейроне, как бы, а может быть без всякого “как бы”, имеется собственная ЭВМ – машина памяти всего того, что было, что есть и что будет”.
Иной точки зрения придерживается Френсис Крик, один из величайших ученых современности, как раз и разгадавший структуру этой самой ДНК.
Он говорит, что “следовало бы избегать еще одной общей ошибки. Ее можно было бы назвать “ошибкой премудрого нейрона”. Представим себе нейрон, который посылает сигнал на некоторое расстояние по своему аксону. Что этот сигнал сообщает воспринимающему синапсу? Сигнал, разумеется, закодирован частотой нервных импульсов. Но что означает его сообщение? Легко усвоить привычку считать, что оно содержит в себе больше, чем это есть в действительности”.
О том же говорит выдающийся физик лауреат Нобелевской премии Ричард Фейнман: “Вы не найдете в природе ничего простого, все в ней перепутано и слито. А наша любознательность требует найти в этом простоту, требует, чтобы мы ставили вопросы, пытались ухватить суть вещей и понять их многоликость как возможный итог действия сравнительно небольшого количества простейших процессов и сил, на все лады сочетающихся между собой”.
“Природа устроена очень просто. – Пишет В.Н.Шумилов. – Иначе ничего бы не работало. Вот только простоты этой много. Отсюда и все сложности”.
“Сложную конструкцию и дурак придумает”. – Любил повторять выдающийся конструктор, автор многочисленных оригинальных разработок, один из создателей легендарного танка Т-34 и нескольких поколений послевоенных машин (уроженец моего города) Александр Александрович Морозов.
Известно и глубокое замечание Льва Толстого о том, что всякая новая идея, для того, чтобы оказаться верной должна быть простой. Смысл ее в том, что мир гармоничен во всей своей бесконечности, а значит – прост.
Знаменитый художник-модельер Вячеслав Зайцев говорил, что в творчестве Кристиана Диора его всегда поражала простота. При современных возможностях у многих кутюрье возникает желание усложнить какие-то детали. У Диора же – все просто. Гениальность – в простоте, делает вывод В.Зайцев.
“Сосредоточенность и простота – вот моя мантра. – Говорил Стив Джобс. – Тяжелее добиться простоты, чем усложненности. Нужно работать изо всех сил, чтобы начать мыслить ясно и сделать какую-нибудь простую вещь”.
Этому закону подчиняются и все живые организмы с их гомеостазом, и системы, составляющие эти организмы, включая нервную систему и, собственно, мозг, как одну из структур нервной системы.
Был такой замечательный физик – Эрвин Шрёдингер. Он придумал, так называемое, «волновое уравнение». С его помощью описывают процессы, протекающие в микромире. Так вот, этот Шрёдингер заинтересовался проблемой передачи наследственных признаков от родителей к детям. Досконально изучил этот вопрос и написал книгу «Что такое жизнь? – С точки зрения физика».
Эту книгу прочел другой замечательный физик, Френсис Крик. Тоже заинтересовался этой проблемой и начал работать в лаборатории Джеймса Уотсона. И в 1953 году эта группа молодых ученых открыла структуру ДНК – главное достижение цивилизации на сегодняшний день.
В 1962 году Дж. Уотсон, Френсис Крик и Морис Уилкинс за это получили нобелевскую премию. Соавтором открытия была и Розалин Франклин (рентгеноструктурный анализ), но она умерла в 1960 году, а нобелевская премия не присуждается посмертно. Френсис Крик впоследствии стал заниматься теорией мозга.
Название предлагаемого здесь курса: «Что такое мысль с точки зрения физики», звучит очень нескромно, если иметь ввиду значение уравнения Шрёдингера и самой его личности для современной физики. Но, если предлагаемая здесь идея верна, то ее значение будет не меньше, чем значение волнового уравнения.
Все главы рубрики «Введение в теорию мозга» можно читать вне общего контекста. Но, для лучшего понимания организации мозга, желательно читать их в пронумерованной номерами глав последовательности.
Тех, кто не интересуется политикой или разделяет либералистические взгляды, следующий текст лучше не читать.
О Чубайсе и гвоздях.
Когда доводится слышать, какую дурь несут в публичном пространстве наши, так называемые, «эффективные менеджеры», причем сами того не понимая, начинаешь сомневаться в наличии у них интеллекта, хотя бы выше среднего. Правда, их кураторам из МВФ «дюже вумные» и не нужны, а то еще, правда, думать начнут. Один такой деятель, по имени Чубайс, прости меня, Господи, в свое время заявил, что бестолковая Европа не понимает, что для него, Чубайса, и его соратников главное – это забивать гвозди в крышку гроба коммунизма, а что будет с Россией, не имеет значения.
Вот и ходили, и забивали, пока полностью не развалили одну из самых мощных экономик планеты, что от них, собственно, и требовалось. А, гвозди им их кураторы подбрасывали, и молотками обеспечивали. А когда Чубайс забил последний гвоздь в РАО ЕЭС, его поставили на нано технологии. Теперь ходит с нано молотком и нано гвоздями и решает, куда бы еще гвоздь забить. Могу ему посоветовать к брусчатке себя прибить, как тот Петя Павленский, меньше вреда отечеству нанесет.
А, пока Чубайс отчаянно лупил по гвоздям, американцы, с благословения и при полном содействии компартии Китая, создавали там всемирную фабрику ширпотреба, и китайский коммунизм им был абсолютно по барабану. А вот, когда жареный петух в задницу клюнул, они и завопили на каждом перекрестке, что рост экономики коммунистического Китая угрожает национальной безопасности США, а компартия Китая, так это, вообще, угроза для всей цивилизации.
И, сдается мне, что наш Чубайс здесь вряд ли аналогию с СССР и КПСС обнаружит. Ну, далеко ему до «семи пядей во лбу». А, американы, похоже, будут искать, какого-либо китайского, простите за неприличное слово, «реформатора», дабы поручить тому, вбивать гвозди в крышку гроба китайского коммунизма. И, наш Чубайс этому китайскому товарищу мог бы здорово помочь, с его-то опытом долбить по гвоздям.
Теперь прикиньте, если у наших «генералов» от экономики интеллект обладает выше описанными свойствами, то каков же он у вояк, званием ниже? И, каково нашему президенту воевать с такой армией, когда многих можно смело отправлять в запас с формулировкой: «Уволить по скудоумию»?
P.S. Хорошо уже то, что не успел Чубайс заколотить гвоздями наши нанотехнологии. Перебросили его на другой фронт. Теперь он специальный представитель президента по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития. Ну, понятно, раз для устойчивого, то надо и гвоздей побольше налупить. На мой взгляд, это тонкий ход Владимира Путина. Теперь Чубайс, сам не ведая того, будет забивать гвозди в крышку гроба глобализма. Ему, ведь, по барабану куда вбивать, а это единственное, что он умеет делать хорошо.
В следующей главе нам надо будет сделать необходимое отступление с тем, чтобы понять, в чем состоит вероятностный принцип реализации генотипа в фенотипе и переработки информации в мозге.
Если Вы не специалист в этой области, а просто любознательный человек, то, в случае не ясного для Вас изложения материала, задавайте вопросы. От специалистов жду возражений, уточнений, опровержений и другой конструктивной критики.
Те же, кто пожелает высказаться по второй части этой главы, в выражениях могут не стесняться.
Понравилась статья? Поделись!
Внеклассное мероприятие «Эта занимательная физика
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Эльхотовский многопрофильный колледж»
«Эта занимательная физика»
Подготовила преподаватель физики
Где физика сокрыта,
В законах или в схемах,
В учебниках, в приборах,
В космических проблемах?
А может, в установках,
Что стоят миллионы,
Где физики пытаются
Эйнштейн язык покажет,
И станет ясно вроде,
Живёт в самой природе!
Да, физиков иногда называют чудаками. Может быть, немного и чудаки, но они возрождают то, что потеряно в лабиринте истории, дают жизнь произведениям ума и рук человеческих, раскрывают запутанные тайны Вселенной!
Как и Вселенная, физика – безграничная наука и поиск в ней продолжается!
Да и не только великие могут делать открытия, а те, кто верят в чудо, те, которые не устают наблюдать и удивляться, думать, творить, экспериментировать и просто работать, мечтая этот мир сделать лучше и добрее!
Итак, команды на сцену! Сегодня соревнуются, думают, наблюдают, проводят эксперименты команды …
Право подводить итоги соревнования предоставляется нашему уважаемому совету знатоков…
Как обычно, перед началом любого эксперимента необходимо пройти инструктаж по технике безопасности. Вот наши правила:
1. Проводить эксперимент честно: не списывать, не подслушивать, не подглядывать.
2. Не бить ниже пояса: не подсказывать противникам неправильный ответ.
3. Не скрывать свои знания: честно и добросовестно стараться вспомнить то, что не знал, да еще и забыл. И то, что знал, но не можешь вспомнить.
4. Стремиться к победе вопреки всем физическим законам, предсказаниям, предположениям. Дерзайте!
берёт меня за самое живое:
Она и манит и зовет,
и не дает душе покоя!
Пусть мне твердят, что есть предметы лучше,
Поинтересней, проще, может быть,
Но я судьбу благодарю за случай,
Что физику помог мне полюбить!
Приятней всех сонетов у Шекспира
Мне формул вязь, законов круговерть,
зачем нужна на свете божья лира?
Да чтобы физику воспеть!
Быть может эти электроны –
Миры, где пять материков,
Искусства, знанья, войны, троны
И память сорока веков!
Ещё быть может каждый атом –
Вселенная, где сто планет.
Там все, что здесь в объеме сжатом,
Но также то, чего здесь нет.
Итак, первый конкурс.
Каждой команде по очереди задаются загадки, за правильный ответ команда получает по одному очку, если у команды нет ответа, ответ могут дать соперники, первые поднявшие руку, за что получают дополнительный балл.
1. Сам металлический, мозг электрический.
1. В Москве говорит, а у нас слышно.
2. Наведем стеклянный глаз, щелкнет раз – и помним вас.
2. Всю жизнь крыльями машет, а улететь не может.
2. Два конца, два кольца, посередине гвоздик.
2. На что ни взглянет этот глаз – все картинке передаст.
3 Что за машина: шея, как у гуся, сила, как у слона? (Подъемный кран)
3. Зубы есть, а хлеба не ест. (Пила)
3. На пальце одном ведерко вверх дном.
3. Гладит все, чего касается, а дотронешься кусается.(Утюг)
4. Без головы, а в шляпе. Одна нога, и та без сапога.
4. Ходит город-великан на работу в океан.
4. Начинает он копать, заменяет сто лопат.
4. Сам деревянный, а голова железная.
5. Держусь я только на ходу, а если стану – упаду.
5. Живет в нем вся вселенная, а вещь обыкновенная.
5. Что всегда идет, а с места не сойдет?
5. Поверну волшебный круг, и меня услышит друг.
2. КОНКУРС «ЛОВКОСТЬ РУК? ИЛИ …»
Перенеси воду из одного стакана в другой с помощью соломинки для коктейля.
[Возьмите соломинку для коктейля и опустите одним концом в стакан с водой, а второй конец зажмите пальцем. Не отжимая пальца, поднимите соломинку и перенесите воду с её помощью в другой стакан].
Объясните: почему в каждом из этих случаев вода не выливается.
3. КОНКУРС «СОЗДАЙ СВОЙ ОРКЕСТР»
Необходимо создать свой оркестр, который будет извлекать звуки из предметов, которые мы используем постоянно: расческа, линейка, полиэтиленовый пакет, лист бумаги и т.д..
1) Гвоздем моря не нагреешь.
2) Много снега — много хлеба.
3) Куй железо, пока горячо.
[Ответ. Повышение температуры резко увеличивает пластические свойства металлов, поэтому многие из них поддаются ковке лишь в сильно нагретом виде. Раскаленным металлам довольно легко придать требуемую форму, поэтому и возникла поговорка.]
4) Без сала дегтя не отмоешь.
[Ответ. Поверхность, покрытая дегтем, не смачивается водой. Но деготь растворяется в жирах и с их помощью может быть удален с поверхности предмета. Этот факт и отражен в поговорке. Жиры, кстати сказать, входят в состав мыла.]
5. Учитель (обращаясь к зрителям). А теперь вопросы для вас. Отвечать нужно, опираясь на знания по физике.
Доктор бежит по льду к хоккеисту, получившему травму, мелкими шажками. Почему?
Почему боксеров делят по весовым категориям?
В каком состоянии окажется шоколадка после того, как жадная девочка, чтобы не делиться с подругами, спрячет ее за пазуху? [Нагреется и растает, станет жидкой.]
Если трение вокруг исчезнет, что станем кричать: «Ура!» или «Караул!»?
Прилипнут ли друг к другу две одинаковые бумажки, если одну смочить водой, а другую окунуть в растительное масло? Ответ обосновать.
Петя выдвинул гипотезу, что все его одноклассницы состоят из мельчайших частиц, хотя и кажутся на первый взгляд сплошными. Верна ли гипотеза?
Что мешает семикласснику Пете, пойманному директором школы в момент разрисовывания стены, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из поля зрения директора?
6. КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ
Вопрос-1. Верите ли вы, что можно поймать пулю на лету?
Вопрос-2 . Верите ли вы, что в центре Земли тело имеет вес Р = 0?
Вопрос-3. Верите ли вы, что на Земле есть точка, находясь в которой вы всегда будете смотреть на юг?
Вопрос-6. Верите ли вы, что существуют «звуковые зеркала»?
Ответ. Да, если считать, что слово «зеркало» означает предмет или тело, способное отражать попадающие на него звуковые волны. Например, стена леса, высокий забор или строение, гора хорошо отражают звук и являются не чем иным, как зеркалом для звука. Благодаря «звуковым зеркалам» мы слышим эхо.
Вопрос-7. Верите ли вы, что суровая зима может сломать мост через реку? Вот случай, произошедший в декабре 1927 г. Во Франции начались необычайные морозы. Остов моста через Сену в самом центре Парижа так сильно сжался, что затем рассыпался кубиками. Проезд закрыли.
7. ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ ПО ФИЗИКЕ С ОТВЕТАМИ
1. С какой скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать звона сковородки, привязанной к ее хвосту?
ОТВЕТ – Эта задача в компании сразу выявляет физика: физик сразу отвечает, что ей нужно бежать со сверхзвуковой скоростью. Разумеется, собаке достаточно стоять на месте.
2. В комнате есть лампочка. Вне комнаты есть 3 выключателя, один из которых включает эту лампочку, а другие – не работают. Нужно узнать, какой из них включает лампочку, причем войти в комнату можно только один раз. (Выключатели щелкаются одинаково, разбирать нельзя, дверь в комнату плотно закрывается, в замочную скважину ничего не видно и т.д.)
3. Стаканы на бумаге. На столе на некотором расстоянии друг от друга (15-20см) стоят 2 стакана. Есть лист (А4), который нужно положить на эти 2 стакана и сверху на него поставить третий стакан (между двумя) так, что бы лист не прогнулся до стола.
ОТВЕТ – нужно лист бумаги сложить гармошкой, и стакан будет стоять.
4. Кофе с молоком. Очень полезная задачка. Можно долго выписывать уравнения, а можно понять, что ответ очевиден. Есть два одинаковых стакана, в которые налито поровну: в один — молоко, в другой — кофе. Из первого стакана переливают ложку молока в стакан с кофе. Потом размешивают, и из второго стакана обратно в первый переливают ложку кофе с молоком. Чего теперь больше: молока в кофе или кофе в молоке?
ОТВЕТ – одинаковое содержание молока в кофе и кофе в молоке.
ОТВЕТ – Если посмотреть на стакан сбоку, то будет видно, как при опускании монет вздувается бугром ее поверхность: вода при этом не выливается, т.к. ее удерживает пленка поверхностного натяжения.
6. Что не имеет длины, глубины, ширины, высоты, а можно измерить?
ОТВЕТ – Время, температура.
7. Кто может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу?
ОТВЕТ – почтовая марка на конверте.
8. Когда сутки короче: зимой или летом?
ОТВЕТ – сутки – это всегда 24 часа.
9. На двух чашах рычажных весов находятся два ведра, наполненные водой. Уровень воды в них одинаков. В одном ведре плавает деревянный брусок. Будут ли весы находиться в равновесии?
ОТВЕТ – Да, будут. Всякое плавающее тело вытесняет своей погруженной частью столько жидкости (по весу), сколько весит это тело.
10. Когда центрального отопления и водогрейных колонок еще не было, воду для ванн нагревали на кухонной плите. В те времена однажды кухарка нагревала на плите воду в большой кастрюле, чтобы долить ее в ванну, где уже было некоторое количество воды комнатной температуры. Заметив это, дворецкий сказал ей: «Ты что, не понимаешь, что, чем дольше ты греешь воду на плите, тем холоднее окажется вода в ванне, когда ты вольешь туда нагретую воду?» Он был прав. Почему?
ОТВЕТ – Служанка держит на плите воду, которая уже давно кипит, таким образом, вода испаряется и уменьшается в количестве. А та вода, что в ванной, остается комнатной температуры. Чем больше кипятка в нее влить, тем теплее она будет.
11. С помощью линзы получено действительное изображение электрической лампочки. Как изменится изображение, если закрыть верхнюю половину линзы?
ОТВЕТ – Все изображение останется на том же месте, но будет менее ярким.
8. КОНКУРС «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ВЕЛИКИХ ФИЗИКОВ?»
Это — историческая викторина. Вначале дается об ученом первая информация. Если поступил верный ответ (отгадана фамилия), балл присуждается команде, давшей этот ответ. Если ответа нет, дается вторая информация и т.д. В конце показывают портрет ученого.
Задание 1 из серии «Кто он?»
Этот английский ученый свои первые открытия в области математики и физики сделал в 24 года.
В 1695 г. он получил должность смотрителя Монетного двора Великобритании, а через 4 года стал его директором. Ему была поручена чеканка всех монет страны.
Он стал профессором в 26 лет.
Он открыл три важных закона механики.
• По легенде яблоко помогло ему открыть важный физический закон. [ Ответ. Исаак Ньютон.]
Задание 2 из серии «Кто он?»
Этот ученый свой трудовой путь начал в качестве школьного учителя.
Нобелевскую премию он получил в 1921 г. за физико-математические исследования законов фотоэффекта.
Его письмо президенту США в 1940 г. стимулировало организацию ядерных исследований в стране.
Он искал ответ на вопрос: «Что такое гравитация?»
Задание 3 из серии «Кто он?»
Он — один из первых ученых, работавших на войну, и первая жертва войны среди людей науки.
Годы его жизни — «. до н.э.».
Ему принадлежат слова: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир!»
Задание 4 из серии «Кто он?»
Он обнаружил, что высота столба ртути в перевернутой вверх дном трубке не зависит ни от формы трубки, ни от ее наклона.
Он выяснил, что на уровне моря высота ртутного столба всегда около 760 мм.
Он предположил, что столб жидкости в перевернутой вверх дном трубке уравновешивается давлением воздуха снизу вверх.
Он открыл атмосферное давление.
• Ему принадлежит изобретение барометра . [Ответ. Торричелли.]
Каждая команда имеет две сигнальные карточки. Ведущий читает утверждение: если оно верно – команда поднимает красную карточку, если нет – синюю.
1.Птолемей создал модель Вселенной, в центре которой находилось Солнце. (Нет)
2. Аристарх Самосский высказал предположение, что центром Вселенной является Солнце. (Да)
3. Вселенная – это Солнце с обращающимися вокруг него планетами. (Нет)
4. Предположение о том, что Земля имеет форму шара, первым высказал древнегреческий ученый Пифагор. (Да)
5. Николай Коперник доказал правильность системы мира, предложенный Птолемеем. (Нет)
6. Николай Коперник создал новую модель Вселенной, в центре которой поместил Солнце. (Да)
7. Открытия, сделанные Джордано Бруно с помощью телескопа, доказали правильность системы мира Коперника. (Нет)
8. Марс- планета Земной группы. (Да)
9. Ближайшая к Солнцу планета – Венера. (Нет)
10. Солнечную систему образуют девять планет. (Да)
11. Только Земля имеет спутник. (Нет)
12. Уран относится к планетам земной группы. (Нет)
13. Среди планет-гигантов только у Сатурна имеется пылевое кольцо. (Нет)
14. Самая большая планета Солнечной системы – Юпитер. (Да)
15. Самая маленькая планета Солнечной системы – Меркурий. (Нет)
16. Самая удаленная от Солнца планета – Плутон. (Да)
17. Планеты-гиганты состоят преимущественно из газов и лишены твердых поверхностей. (Да)
18. Астероиды – это удаленные на огромное расстояние звезды. (Нет)
19. Комета – это световое явление, возникающее при вхождении небесных тел в атмосферу. (Нет)
20. Метеор – это упавшее на Землю космическое тело. (Нет)
21. Солнце – это звезда. (Да)
22. Планета – это относительно холодное небесное тело.(Да)
23. Звезды – это небесные тела, которые светят отраженным светом. (Нет)
24. Ближайшая к Земле звезда – Солнце. (Да)
25. Созвездие – это участок неба. (Да)
26. Млечный путь – это скопление газов в атмосфере. (Нет)
27. Галактика – это гигантское скопление звезд, звездная система. (Да)
28. Световой год – это расстояние, которое проходит свет за один год. (Да)
29. Все галактики одинаковы по форме и размерам. (Нет)
30. Галактики образуют скопления. (Да)
10. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ
***1.В двух одинаковых, плотно закрытых пробирках находится спирт и вода. Определить, с какой пробирке находится спирт, а в какой – вода? Помните, пробирки открывать нельзя.
1. Положите пробирки на страницу с текстом. Так как вода имеет большую плотность, чем спирт, то изображение, рассматриваемое через пробирку с водой будет более увеличенным.
2. Можно пробирки нагреть. При нагревании в спирте образуются более мелкие пузырьки.
***2. В сосуде, наполненном водой, вертикально вверх дном плавает пробирка так, что вся она погружена в воду. Требуется, не касаясь руками сосуда, сделать так, чтобы пробирка всплыла.
Возможные варианты решений, и докажите их экспериментально.
1. Нагреть сосуд. Расширяющийся воздух внутри пробирки вытеснит часть воды, пробирка станет легче и всплывет.
2. Можно в сосуд насыпать соли. Выталкивающая сила, действующая на пробирку, увеличится.
***3. Перед вами на столе лежит монета. Как, не прикасаясь к ней, повысить ее температуру? Варианты решений. Можно подышать на монету, или навести “солнечный” зайчик.
Можно на монету поставить стакан горячего чая.
***4. Когда автомобиль расходует больше горючего: при езде без остановок или с остановками. Объясните. При остановке кинетическая энергия автомобиля превращается во внутреннюю энергию тормозных колодок, шин и других узлов (они нагреваются). Чтобы после остановки приобрести необходимую скорость, а значит и кинетическую энергию, в двигателе должно быть израсходовано некоторое количество горючего. Следовательно, при езде с остановками автомобилю требуется больше горючего.
***5. Чем объяснить стремление увеличить площадь тормозных колодок железнодорожных вагонов? Ведь коэффициент трения не зависит от площади соприкосновения трущихся поверхностей, а значит, что при неизменной силе давления сила трения остается прежней.
Причиной, ведущей к увеличению площади тормозных колодок вагона, является не стремление к увеличению силы трения, а стремление снизить давление тормозных колодок на барабан колеса, так как при очень большой силе давления, требующейся для достижения необходимой силы трения, и малой площади тормозных колодок происходит вклинивание колодок в материал барабана, что, в свою очередь приводит, а снижению качества тормоза.
11. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ – студенты получают за неделю до проведения мероприятия:
Выполнить проект «Традиции чаепития в различных странах мира» с обязательным объяснением физических процессов протекаемых при приготовлении чая и проведения чайной церемонии.