Что такое мэск ниш
Личный опытЯ учился в НИШ
Об особенностях обучения, стрессе и интеллектуальной нагрузке
Продолжаем серию материалов об элитных учебных заведениях и казахстанцах, которые в них учились.
В этом материале поговорили с выпускниками НИШ 2013, 2015 и 2018 годов об особенностях обучения, стрессе и интеллектуальной нагрузке.
Справка
В 2008 году по инициативе первого президента был запущен проект Назарбаев Интеллектуальных школ. Они были призваны стать площадкой, на которой реализуют современные модели образовательных программ по нескольким уровням: начальное образование, среднее и старшее. Разделяют школы химико-биологического, физико-математического направлений и Международный бакалавриат.
Дастан Бешимбай
Никогда не жалел о том, что поступил в НИШ: даже представить не могу, кем бы был сейчас
На том, чтобы после 7 класса поступить в НИШ, настояла мама: сказала, что иначе отправят меня в деревню. Хотя считается, что Назарбаев школы — для детей богатых и влиятельных родителей, никто не поступает по связям или после взятки. Вступительные были очень сложными, но никто не списывал.
В первые два года обучение не очень отличалось от средней школы, хотя в начале было трудно. Требования к успеваемости стали строже, нам ставили по 8-9 уроков в день. Некоторые ребята, которые до этого ходили на кружки и спортивные секции, прекратили их посещать. Зато учителя были сильнее, и еда в столовой была бесплатной и вкусной.
С сентября 2011 разница стала заметнее: школа начала отправлять учеников зарубеж на обучение и олимпиады за счет школы, у студентов появились шкафчики и единая форма. Я выступал против ее введения, а потом пожалел, потому что форма была классной.
Каждое утро начиналось с танцев в атриуме, что в то время казалось отстойным. Оценил бодрящие танцы после того, как сам, будучи студентом, начал засыпать на утренних парах.
За годы обучения, конечно, списывали друг у друга, но не очень часто. Самый большой читинг в НИШе случился на выпускных экзаменах (аналог ЕНТ, по которому нам конвертировали баллы в сертификат). Сдавали по 6 предметов, вопросники к каждому готовили в разных городах, в нашем готовили тестники по русскому языку. Мы менялись пробниками и подсказками учителей с учениками в других НИШах, договаривались, мол, мы вам — русский, вы нам — математику. В день сдачи все были хорошо подготовлены.
Я был в первом потоке, который закончил 12 фиктивный класс. Тогда не было суммативок и формативок, кэмбриджских экзаменов. Последние два года готовились к IELTS и SET для поступления в НУ. Выпускники 2013 года не застали « Туған елге тағзым », арт-фестиваль и спартакиады. Говорят, после внедрения этих программ школы из разных городов стали еще больше контактировать друг с другом.
У меня есть и негативные воспоминания со школьных времен, связанные с учителями советской закалки, которые смотрели на нас сверху вниз и считали себя самыми правильными в силу статуса и возраста. Весной 2013 года, когда ввели реформу, по которой женщины выходят на пенсию в 58, нас собрали в кабинете директора для обсуждения.
Директор попросила всех, кто поддерживает реформу, поднять руку. Тех, кто был против, попросили покинуть кабинет — когда я единственный направился к выходу, директор стала кричать на меня. Мол, наш президент самый мудрый, чуть ли не лучший человек на планете, и все ученики должны обладать духом патриотизма, любить страну и президента. Она добавила, что лучше бы на моем месте сидел менее умный и образованный, но более патриотичный студент.
Через неделю у нас в школе состоялся форум с министром, который был ответственным за введение реформы. Если помните, про него есть мем патамушта-патамушта, и в далеком 2013 году в него кидались яйцами. На форум меня, конечно же, не позвали.
Никогда не жалел о том, что поступил в НИШ: даже представить не могу, кем бы был сейчас. Школа открыла невероятные возможности в сфере хорошего образования, а еще подарила лучших друзей.
Но несмотря на это, к моменту окончания школы понятия не имел, кем хочу стать и какая профессия мне подойдет. Все были одержимы поступлением в Назарбаев Университет, как будто это гарантирует светлое будущее, но лично я после поступления разочаровался. Понял, что далеко не всем подходят ценности, которые пропагандирует НИШ.
Кембриджский экзамен НИШ
Кембриджский экзамен НИШ запись закреплена
Кембриджский экзамен НИШ запись закреплена
Первый этап успешного КСМ проекта это выбор темы.
— много ресурсов как на казахском так и на английском. Например тема патриотизма Казахстанской молодежи будет трудной ведь нет четких фактов и иследовании на данную тему, в то время как про гос. программы такие как «Мадени мура» будет более легкой темой так как ресурсов и информацию гос программом много, более того можно сравнить с гос.программами других стран.
Показать полностью.
— Решаемая проблема. В вашей работе должна быть обсуждена проблема которую вы либо решите, либо предложите решение и хорошо проанализируете. В этом плане решить проблему с соц. обеспечением намного легче чем помочь государству выйти из «шикизаттык багыт» или «мунайга тауелдилик».
— Сразу думайте про интервью и опрос. Ваша фокус группа будет связано с вашей темой. В этом плане найти личность у которого возьмете интервью про политику трудно, а если ваша тема связано с подростками то можете опрос/интервью взять у друзей. Поэтому сразу обдумайте тему чтобы легче было взять интервью/опрос
Далее идет структура проекта. Ксм проект состоит из кіріспе, негізгі бөлім А, негізігі бөлім В, и қорытынды.
Кіріспе должно раскрывать актуальность проблемы, то есть рассказать почему данная тема сейчас важна для общество. В последнем абзаце про актуальность надо обязательно написать почему именно вы выбрали данную тему. Например если ваша тема про влияние дистанционного обучение на качество образование то можете написать что вы тоже учились через онлайн обучение и это повлияла на вашу успеваемость. Также в кіріспе указывается зерттеу сұрақтары. Данные зерттеу сұрақтары в дальнейшем будут заголовками в негізгі бөлім А.
В негізгі бөлім А надо сделать анализ данных. Именно анализ данных, а не перечисление фактов из интернета. Например, если у вас тема «Мәдени Мұра» то сделайте анализ на достижение данной гос. программы и его недостатки, сравните с существующими в других странах гос. программ. Для анализа лучше использовать стратегии PEST, STEEP. А также если вы приводите как аргумент цифры или статистику то через функции в гугл док «Insert» → «Chart» добавьте диаграммы, графики вместо простых цифр. Однако скопировать график из интернета не рекомендуется так как многие графики на русском, а в курсовом все должно быть только на казахском.
Негізгі бөлім В это сауалнама или интервью. Если вы выбрали сауалнама то первый этап это создание самого сауалнама. Первые два вопроса должны быть про возраст и гендер респондентов, также если ваш курсовой касается именно определенной социальной группы то можно также добавить вопрос про род деятельности респондентов. При анализе результатов данных вопросов вы должны показать что ваш сауалнама был непредвзятым, то есть респонденты должны быть всех возрастов и гендера, отклонение 5-6% является приемлемым. Остальные вопросы касается основной темы. Стройте вопросы так чтобы они были связаны с негізгі бөлім А, то есть при анализе надо сопоставить результаты опроса с данными из негізгі бөлім А.
Если вы выбрали интервью то надо обязательно привести аргументы о выборе респондента. Почему именно этот человек? Компетентен ли он в данной сфере? Какой у него был жизненный опыт или опыт работы? Интервью можно проводить как в письменной форме так и в разговорном, однако в обеих случаях транскрипт интервью должен быть в Қосымша 1. В самом негізгі бөлім В будет только анализ ответов интервьюера. также как и в случае сауалнама вопросы должны быть связаны с данными из негізгі бөлім А.
Қорытынды делает общий вывод анализа данных негізгі бөлім А и Б.
Если есть вопросы то можете их написать в комментарии
Как поступить в Назарбаев Университет — все, что нужно знать абитуриенту
Асель Батырова, город — Алматы, менеджер Департамента по приему Назарбаев Университета
О преимуществах Назарбаев Университета
— Университет был основан в 2010 году, стремится стать международно признанным исследовательским вузом
— в НУ идет подготовка не только практиков, но и исследователей, которые хотят заниматься наукой
— международный профессорско-преподавательский состав из 55 стран. Каждый из них — эксперт в своей отрасли, делится со студентами международным опытом
— развитая инфраструктура кампуса, где учтены пожелания студентов и преподавателей, а также особенности погодных условий Нур-Султана
— обучение на английском языке
— выпускники НУ работают как в Казахстане, так и за рубежом.
Школы
В Назарбаев Университете есть несколько Школ — факультетов:
— Школа инженерии и цифровых наук
— Школа гуманитарных и социальных наук
— Школа горного дела и наук о земле
— Высшая школа образования
— Высшая школа бизнеса
— Высшая школа государственной политики.
Вы можете пройти на www.nu.edu.kz и ознакомиться с факультетами более подробно — у каждой Школы есть свой сайт. В категории Admissions вы сможете найти критерии поступления.
Программы для выпускников школ
Выпускники школ могут выбрать, на какую программу поступить: Foundation или бакалавриат.
Foundation — это годичная программа Предуниверситетской подготовки. Она направлена на развитие академических способностей студентов, помогает подготовиться к основной учебе. Подходит для тех, кто еще не определился с будущей специальностью, кто не уверен в своем уровне академического английского языка, или тех, кто хочет адаптироваться к процессу обучения без лишнего стресса.
Программа Foundation одинакова для всех независимо от выбранного направления. Студенты изучают такие предметы, как английский язык, математика и другие. По итогу у всех формируется одинаковая база знаний.
За этот год вы можете пообщаться с профессорами разных факультетов, найти друзей, которые уже учатся на разных специальностях, посетить Ярмарку школ и узнать об особенностях каждого факультета, получить консультацию и советы от своего эдвайзера. Это помогает учащимся понять, что именно их интересует, и выбрать будущую специальность. Некоторые даже меняют направление с технического на гуманитарное, или наоборот.
Чтобы поступить на Foundation, нужно сдать:
— APTIS — экзамен на знание английского языка — минимальный балл 38
— NUFYP Entrance Test, который включает в себя математику, критическое мышление и навыки решения проблем — 120 баллов, где минимально надо набрать 50 и 70 баллов
— IELTS — 6.0., в каждой секции не менее 5.0.
Во время прохождения Foundation вам нужно поддерживать хорошую успеваемость, и вы сможете перейти на программу бакалавриата.
Программа бакалавриата рассчитана на четыре года.
Чтобы поступить, нужно сдать следующие экзамены:
— SAT Reasoning Test — минимальный балл 1240 с письменной частью
— SAT Subject Tests — минимум 600 баллов по математике и физике или 600 баллов по химии и биологии в зависимости от специальности
— IELTS — балл не меньше 6.5., в каждой секции не менее 6.0.
Также нужно предоставить Personal Statement — мотивационное письмо, которое дает приемной комиссии возможность узнать кандидата, понять его мотивацию. Важно писать его от души, показать себя. Потому что оно может повлиять на итоговое решение.
В некоторых школах для поступления также требуется интервью.
Ученики НИШ для поступления могут сдать результаты МЭСК, если их оценки не ниже A,B,B. Желательно, чтобы предметы соответствовали школе, в которую вы поступаете.
Призеры международных олимпиад за последние три года и республиканских за текущий год могут не сдавать SAT, только IELTS без минимального балла и проходят интервью с приемной комиссией школы.
Конкурс и количество студентов
На данный момент в Назарбаев Университете обучается более 6000 студентов из Казахстана и около 100 иностранных студентов.
В 2019-2020 году конкурс составил примерно шесть человек на место, то есть из 3000 абитуриентов поступают около 600.
Гранты и стоимость обучения
98 % студентов НУ учится на гранте, который покрывает обучение, ежемесячную стипендию и базовую медицинскую страховку.
80 % студентов проживает на территории кампуса. Это оплачивается отдельно. Проживание в четырехместной комнате будет стоить 19 950 тенге за семестр, в двухместной — 29 260 тенге за семестр.
Размер стипендии на программе Foundation — 22 258 тенге, на программе бакалавриата — 26 186 тенге, на программе магистратуры — 125 000 тенге.
2 % учится на платной основе. Если вы соответствуете требованиям конкурсного отбора, но не получили грант, вам могут предложить пройти обучение на платной основе. Цены стоит уточнять в Bursar’s office, так как в университете есть частичные гранты, благодаря которым стоимость определяется в индивидуальном порядке.
С кем сотрудничает Университет
Назарбаев Университет поддерживает программы академической мобильности, где студент может получить международный опыт. У каждой Школы есть свои стратегические партнеры. Среди них: University of Pennsylvania, Colorado School of Mines, University of Cambridge и другие. Также студент может сам найти университет и подать заявку на обучение в течение семестра. По запросу студента, в индивидуальном порядке Университет может оказать финансовую поддержку.
Также Университет сотрудничает с более 100 компаниями. Среди них: Schlumberger, AIFC, компании Big4, Beeline, Danone, ERG, «Казцинк», Microsoft, BI Group, National bank of Kazakhstan и другие. Студенты могут проходить там практику, а выпускники трудоустраиваться. Помимо этого наши выпускники работают в таких топовых компаниях мира, как Google, Apple, BMW и других.
Особенности обучения в Назарбаев Университете
1. Кредитная система
В университете действует кредитная система. То есть на каждом предмете вам нужно набрать 100 баллов, исходя из которых идет градация оценок: A, B, C, D и Fail.
Каждый предмет весит определенное количество кредитов в зависимости от сложности. Если вы получили Fail — вы не получаете кредиты за прохождение предмета. Чтобы окончить бакалавриат, вам нужно набрать определенное количество кредитов в зависимости от программы.
2. Самостоятельное формирование расписания
В начале семестра студенты получают список предметов и сами выбирают, что, в какое время и с каким преподавателем будут изучать в рамках своей специальности. Поэтому в университете нет закрепленных групп, на каждом предмете новый состав студентов.
3. Элективные курсы
Каждая Школа предлагает студентам элективные курсы, которые развивают критическое мышление, креативность. Среди них есть литература, языки, занятия по детскому развитию и даже the history of magic. Вы можете выбрать предмет, который вам нравится, уже с момента Foundation.
4. Major- и minor-специальности
Грант Назарбаев Университета покрывает четыре года обучения. Если студент хорошо учится, за счет одного гранта он может получить дополнительную специальность помимо основной: major и minor. Для этого он берет дополнительные предметы по второй смежной специальности и набирает необходимые кредиты. В итоге студент получает диплом по двум специальностям. Эта система подходит для амбициозных людей, которые знают свою цель, имеют хорошую успеваемость.
5. Студенческая жизнь
Студенты Назарбаев Университета могут не только учиться, но и развиваться социально и физически. В вузе действует более 200 студенческих клубов в разных сферах: танцы, IT, стартапы, фотография, дебаты, математика. Если у вас есть хобби, вы можете найти клуб по интересам или открыть собственный, встретить друзей по духу.
Как проходит учебный процесс сейчас
В связи с пандемией мы перешли на онлайн-обучение на платформах Zoom Pro и Moodle. Студенты отправляют задания по электронной почте или загружают на портал Moodle.
Каждый год мы проводим День открытых дверей. В этом году он пройдет онлайн. 27 сентября мы организуем виртуальный День открытых дверей. Вы сможете получить всю информацию о поступлении, профессора расскажут о факультетах и специальностях, департамент по студенческим делам расскажет про клубы и студенческую жизнь, — это будет информативное онлайн-мероприятие.
Что такое мэск ниш
Количество работ: от одного автора принимается одна работа (большее количество работ от одного автора согласовывается с оргкомитетом). Если число авторов 2 и более, количество работ не должно превышать число авторов.
Требования к автору: авторами тезисов могут выступать студенты, магистранты, аспиранты, не имеющие научной степени. Всех соавторов, имеющих научную степень, рекомендуется указывать в качестве научных руководителей работы. Работы от специалистов, имеющих учёную степень и/или звание, не принимаются.
Подавать заявку и регистрировать тезисы в системе должен главный автор работы! К сожалению, иногда тезисы сразу нескольких работ выкладывает научный руководитель или преподаватель, даже не имеющий прямого отношения к работе. Подобное действие вызывает множество трудностей в работе оргкомитета, усложняет процедуру обработки заявки, приводит к потере участников и тезисов.
Шаблон для оформления тезисов можно скачать в разделе «Общие правила оформления тезисов».
Информация о соавторах: система «Конференции НГУ» позволяет главному автору зарегистрировать всех соавторов при подаче заявки на участие. Таким образом, нет необходимости соавторам регистрироваться в системе лично.
Соавторам работы нет необходимости регистрироваться в системе!
Информация о научном руководителе: вводится при регистрации или в личном кабинете в системе «Конференции».
Информация в системе «Конференции НГУ»: при регистрации в электронной системе каждый участник указывает данные о себе, контактную информацию, сведения о своей работе (тезисах). Необходимо внимательно и правильно заполнять все поля: писать заглавные буквы, вставлять пробелы там, где требуется. Информация, которую Вы напишите, будет использоваться при подготовке сертификатов участника, дипломов победителя конференции, сборника тезисов.
Через электронную систему «Конференции НГУ» участник может просмотреть текущий статус своих тезисов.
Научный отбор: после окончания приёма тезисов все работы передаются членам жюри секций для научного отбора. В период научного отбора участник должен регулярно проверять свою электронную почту, которую он указал в качестве контактной при регистрации в системе, так как нередко в этот период у оргкомитета возникают вопросы к участнику, которые требуют оперативного решения. Во время научного отбора допускается изменение названий секций, перемещение работы из одной секции в другую.
Отправка приглашения: по окончании научного отбора всем участникам, чьи тезисы прошли отбор, рассылается электронное приглашение.
Оплата оргвзноса: авторы тезисов, прошедших научный отбор, должны оплатить оргвзнос конференции. Внимание: оплата оргвзноса является обязательным условием для публикации тезисов в сборнике материалов конференции. После оплаты оргвзноса автор должен сообщить об этом в технический оргкомитет.
Дипломы присуждаются жюри очным участникам по результатам представления доклада на заседании секции. Аспиранты (участники с высшим образованием) при желании могут выступить с докладом, однако жюри не награждаются.
Объем тезисов: ровно 1 страница. В тексте допускается не более одного рисунка и не более одной таблицы.
Формат файла: doc (файлы в форматах docx, rtf, pdf не принимаются).
2,5 сағат (Тест тапсырмасы)
3 сағат (2 есепті шығару + практикалық жұмыс )
Ұпайды бағаға айналдыру шкаласы:
Үлгі ретіндегі тест тапсырмалары:
нұсқа
1. Ағзаның атқаратын қызметін зерттейтін ғылым:
Экология
Морфология
Анатомия
Физиология
Гигиена
2. Ағзаның жеке қасиетін анықтап көрсететін негізгі химиялық қосылыстар:
Тізбекті тұқым қуалау
Анализдік айқастыру
Толық емес доминирлеу
Полигибридті айқастыру
Дигибридті айқастыру
6. Бұл аурудың түрінде 21 жұп хромосомадан қосымша бір хромосом табылады:
А. Шершевский Тернер ауруы
В. Клайнфельтер ауруы
С. Дауна ауруы
D. Альбинизм
Е. Гемофилия
7. Жабын ұлпасы жасушасында кездеседі, ұрпағына үнемі мутация тасымалдап отырады:
Түлкі
Гидра
Тышқан
Қараторғай
Шымшық
8. Қырықбуынның спорофиті – бұл шөптесін өсімдік:
Жапырақтың күлтебасы
Өркен және жапырақтың күлтебасы
Споралы масақтар
Cпорасы бар спорангий
9. Бір тұқымды өсімдіктерге жатады:
Орамжапырақ
Картоп Жүгері
Ұйқы
Жоғары жемістілік
Жылуды реттеу
12. Өттің түзілетін жері:
Өт қапшығында
Он екі елі ішекте
Бауырда
Асқазан асты безінде
Тоқ ішекте
13. Төменде берілген жасушалардың арасында ересек адамда анағұрлым тез бөліне алатын жасуша:
Эритроциттер
Бұлшықет жасушасы
Жүйке жасушасы
Қызыл жілік майының жасушасы
14. Шартты рефлекске болып табылады:
Жыланның түлеуі
Жертышқанның жерасты жолдарын қазуы
Баласын сүтпен қоректендіру
Иттің «дауыс» деген командаға үруі
Көз жыпылықтату рефлексі
15. Ғалымдар неліктен қоңыр аю мен көзілдірікті аюды әртүрлі түр өкілі деп атайды, себебі:
Себебі олардың сыртқы белгілері бойынша айырмашылығы болады
Олар әртүрлі аймақтарда тіршілік етеді
Олардың арасында репродуктивті оқшаулау кездеседі
Олар әртүрлі тағамдармен қоректенеді
Олардың арасында экологиялық оқшаулау жүзеге асады
16. Барлық ағза бірдей химиялық элементтерден: нәруыз, нуклиен қышқылдарынан құралады деген тұжырым эволюция дәлелі болып табылады:
Цитологиялық
Биохимиялық
Эмбриологиялық
Салыстырмалы – анатомиялық
Палеонтологиялық
17. Эволюциялық түзілудің систематикалық топтарға: тұқымдас, туыс, отряд, класс, түрге жіктелуі бұл:
Макроэволюция
18. Бүгінде жер бетінде өміршең тіршілік ететін шимпанзе, жануарлар арасындағы адамға ең жақын бауырлас деп санайды, ол біріншіден неге байланысты:
т – РНК құрылысының ұқсастығы
Бір кластың өкілі болып табылады
19. Редуценттер арқылы экожүйеде органикалық заттардың ыдырауы факторлары болып табылады:
Абиотикалық
Абиотикалық және биотикалық
20. Тірі ағзалар немесе олардың тіршілік әрекеттері кездесетін аймақ:
Биосфераның құрамына кіретін жер қабатының барлық бөліктерінде
Тек қана гидросферада
Тек қана литосферада
Антарктидадан басқа барлық жерде
Тек қана атмосферада
Тапсырмалардың (ОЖ1 –ОЖ3) алты жауабынан үш дұрыс жауапты таңдап алыңдар:
ОЖ1. Тірі жасушадағы липидтер мынадай қызмет атқара алады:
Құрылыстық
ОЖ2. Жабықтұқымды өсімдіктердің өздеріне ғана тән ерекшелігі:
Қосарлы ұрықтану тән
Ұрықтары ұрық түйінінде орналасқан
Генеративті мүшелер – гүл және тұқымы бар жемістер
Спора арқылы көбейеді
Жерасты мүшесі – ризоид
ОЖ3. Элементарлы эволюциялық факторлар болып деп қабылданған:
Мутация
ОЖ4. Хордалы жануарлар мен олардың құрылыс ерекшеліктерінің арасындағы сәйкестікті көрсетіңдер: Жауаптарыңды кестеге жазыңдар.
Ересек жануардың арқа бойына хорда созылып жатады1
Қаңқа құрамына омыртқа кіреді 2
Дене қуысында бүйрек орналасқан 2
Бөлгіш мүшелері – иректелген түтікшелер 1
Жүзу қапшығы газдар қоспасымен толтырылған 2
Жүйке түтікшесінің алдыңғы жағы түрі өзгеріп миға айналған 2
122122
ОЖ 5. Бездер мен олардың ерекшеліктері арасында сәйкестікті табыңыз:
Ас қорыту ферменттерін өндіреді 2
Инсулин гормонын өндіреді2
Тироксин гормонын өндіреді1
Тек қана ішкі секреция безі болып табылады 1
Гипофункция кезінде қант диабеті өрбиді2
Гиперфункция кезінде базедова ауруы өрбиді 1
ОЖ 6. Экологиялық факторлармен және олардың топтары арасындағы сәйкестікті табыңыз:
Орманды шауып алу 2
Жануарларды атып өлтіру 2
Тропикалық дауыл 1
ОЖ7 тапсырмасын орындағанда биологиялық үрдіс, құбылыс және практикалық іс-әрекеттің арасындағы дұрыс реттілікті көрсетіңіз
ОЖ7. Ас қорыту мүшелерінің орналасу реттілігін көрсетіңіз:
ОЖ8 тапсырмасына қысқаша түрде еркін жауап беріңіз
ОЖ8. Адамның тірек-қимыл жүйесінің белсенді бөлігі қандай қызмет атқарады?
Дұрыс жауаптың мазмұны және бағалалу бойынша нұсқау (мазмұыны бұрмаланбайтын басқа да жауаптар болуы мүмкін)
1) энергетикалық (химиялық энергияның механикалық және жылу энергиясына айналуы)
2) қозғалыс
3) қорғаныш (ішкі мүшелерді қорғау үшін денеде пайда болады)
Жоғарыда көрсетілген барлық элементтер жауапқа кіреді, биологиялық қателігі болмайды
Жауапқа биологиялық қателіксіз жоғарыда көрсетілген жауап элементтерінің 2 ғана кіреді немесе жоғарыда көрсетілген жауап элементтерінің 3 ғана қамтиды, бірақ кейбір елеусіз биологиялық қатіліктер жіберілген
Жауапқа биологиялық қателіксіз жоғарыда көрсетілген жауап элементтерінің 1 ғана кіреді немесе жоғарыда көрсетілген жауап элементтерінің 2 ғана қамтиды, бірақ кейбір елеусіз биологиялық қатіліктер жіберілген