Что такое мпс россии
История Министерства путей сообщения
Систематическая деятельность правительства в области путей сообщения началась еще в 1649 г., когда царь Алексей Михайлович издал Уложение об охране судоходства. При Петре I была учреждена Коммерц-Коллегия, наблюдавшая за сухопутными дорогами. Затем в 1742 г. эти функции перешли к Канцелярии перспективной дороги, а в 1748 г. — к Комиссии о дорогах в Государстве. В 1798 г. Павел I утвердил проект образования Департамента водяных коммуникаций, который в 1809 г. был переименован в Управление водяными и сухопутными сообщениями, в 1820-1832 гг. назывался Главным управлением путей сообщения, а в 1833-1842 гг. — Главным управлением путей сообщения и публичных зданий. В 1842 г. в управлении был создан Департамент железных дорог. Департамент возглавил строительство Петербурго-Московской железной дороги (1842 — 1851). В 1862 г. были завершены Петербурго-Варшавская железная дорога и Нижегородская железная дорога. Уже после появились Министерства путей сообщения.
Создание Министерства путей сообщения (МПС)
15 июня 1865 г. Император Александр II издал Указ об учреждении Министерства путей сообщения России. Руководство публичными зданиями было передано в ведение Министерства внутренних дел, а телеграф — Главному почтовому департаменту. В МПС был сохранён Департамент железных дорог, и создано Управление Главного инспектора частных железных дорог.
Первым министром путей сообщения был назначен Павел Петрович Мельников — выдающийся ученый, талантливый инженер и организатор. Его перу принадлежит первая в России книга «О железных дорогах», многочисленные монографии, статьи, которые охватывают широкий и разнообразный круг вопросов, касающихся железных дорог. Труды П.П. Мельникова положили начало железнодорожной науке, многим теоретическим разработкам, которые он претворял в жизнь при руководстве строительством железнодорожных линий. Благодаря Мельникову Министерство путей сообщения становится одним из самых авторитетных ведомств России, а служба на железнодорожном транспорте считается одной из самых престижных.
Будучи профессором, П.П. Мельников воспитал плеяду выдающихся инженеров. Одним из них был Константин Николаевич Посьет — министр путей сообщения в 1874-1888 гг., с именем которого тесно связано строительство железных дорог в Европейской части России. В период работы Посьета министром формировалась железнодорожная сеть со сквозными направлениями в Донбассе и Полесье, на Северном Кавказе и Закавказье с выходами на Волгу, к Уралу и в Среднюю Азию. В структуре МПС было образовано:
Народный комиссариат путей сообщения (НКПС)
Первая мировая война подорвала экономику России, отразилось это и на железных дорогах. С конца апреля 1917 г. разруха на транспорте стремительно нарастала. Министерство путей сообщения систематически докладывало правительству о катастрофическом положении железных дорог. После Октябрьской революции советской власти было необходимо усилить централизацию в управлении железнодорожным транспортом. При формировании нового правительства был образован Народный комиссариат путей сообщения (НКПС). В 1932 г. принято решение СНК о реконструкции железных дорог, которое предусматривало:
Министерство путей сообщения СССР
1946 г. — НКПС был преобразован в МПС СССР. 1954 г. — из состава МПС выделилось Министерство транспортного строительства СССР (с 1992 г. преобразовано в концерн «Трансстрой»). В послевоенное время, завершив восстановление разрушенного хозяйства, МПС выступило с инициативой перспективного (на 20 лет) развития и модернизации железнодорожного транспорта. Программой предусматривалось:
Благодаря реализации программы в 1975 г. протяжённость сети увеличилась на 17,6 тыс. км, объёмы перевозок выросли в 3 раза (3621,1 млн т); 51,7% перевозок осуществлялось электровозами и 47,9% тепловозами; 38,9 тыс. км были электрифицированы; 62,4 тыс. км оснащены автоблокировкой. В 1982 был предложен план развития железнодорожной отрасли, в основу которого положена стратегия внедрения во все звенья транспортного конвейера интенсивных технологий на базе автоматизации производства и более широкой механизации ручного труда. В 1988 был достигнут самый высокий уровень объёма перевозок (4116 млн.т. груза и 4395,9 млн. пассажиров) при увеличении сети только на 3,4 тыс. км. В 1991 г. в МПС была разработана третья программа развития и реконструкции железнодорожного транспорта на период до 2000 года, которая легла в основу дальнейшего развития и модернизации железных дорог России.
Министерство путей сообщения Российской Федерации
20 января 1992 г. — образование МПС Российской Федерации. В 1998 году постановлением Правительства РФ была утверждена «Концепция структурной реформы федерального железнодорожного транспорта», в которой были определены основные задачи и цели перестройки отрасли.
9 марта 2004 г. — МПС России упразднено Указом Президента Российской Федерации № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Функции упраздненного министерства — федерального органа исполнительной власти переданы Министерству транспорта Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере транспорта и Федеральному агентству железнодорожного транспорта. См. также: Министры путей сообщения
Министерство путей сообщения России
Министерство путей сообщения — орган государственного управления в Российской империи, СССР и Российской Федерации (до 9 марта 2004 года), обеспечивавший проведение единой политики с сфере водного, сухопутного и железнодорожного транспорта, а также осуществлявший общее руководство в области в транспортного сообщения.
Содержание
История образования
В 1798 году император Павел I утвердил проект образования Департамента водных коммуникаций, который возглавил Н. П. Румянцев. При Румянцеве в департаменте был расширен отдел «по учебной части». Николай Петрович осознавал остроту дефицита инженеров-строителей, требующихся для ускоренного строительства путей сообщений. Он выдавал рекомендации для обучения группы специалистов в Англии и Франции, с другой стороны приглашал в Россию ученых и инженеров для проектирования и строительства шоссейных дорог, мостов, обводных каналов, каменных устоев и других технических сооружений. Он создал в департаменте первую в России транспортную библиотеку, а также модельный кабинет, с копиями инженерных сооружений и механизмов. Департамент при Румянцеве действовал успешно и в 1809 году расширил свои полномочия и был переименован в Управление водяными и сухопутными сообщениями. На базе, построенной Румянцевым, в том же 1809 году был создан военный Институт корпуса путей сообщения. [1]
C 1820 года по 1832 год департамент носил название «Главное управление путей сообщения», а с 1833 года по 1842 год — Главным управлением путей сообщения и публичных зданий. В 1842 году в управлении был создан Департамент железных дорог.
Департамент возглавил строительство Петербург-Московской железной дороги (1842—1851). В 1862 году были завершены Петербурго-Варшавская железная дорога и Нижегородская железная дорога. К шестидесятым годам XIX века бурное развитие промышленности потребовало образования надежной транспортной системы. 15 июня 1865 года Император Александр II издал Указ об учреждении Министерства путей сообщения России. Руководство публичными зданиями было передано в ведение Министерства внутренних дел, а телеграф — Главному почтовому департаменту. В МПС был сохранён Департамент железных дорог, и создано Управление Главного инспектора частных железных дорог. Первым министром путей сообщения был назначен Павел Петрович Мельников
МПС Российской империи
Под руководством Мельникова в МПС была разработана перспективная программа развития сети железных дорог России. Предлагалось строительство Южной дороги — от Москвы до Севастополя; Восточной — от Орла до Саратова; Западной — от Орла через Смоленск, Витебск до Динабурга (Даугавпилса); Юго-Восточной — от Екатеринослава до Ростова. Общая протяжённость сети должна была составить 4816,7 км. По этим планам к 1871 году было построено 8125,3 км. Успеху строительства способствовало создание в МПС Управления строительства (1867 г.). В структуре МПС были также образованы: Департамент железных дорог и при нём Техническо-инспекторский комитет (1870 г.), Управление казённых железных дорог (с 1880 г.), Инспекция железных дорог (с 1892 г.).
К 1900 году железнодорожная сеть России составила 44,9 тыс. км; была построена значительная часть Транссибирской магистрали, введён в строй ряд других линий.
В 1913 году эксплуатационная длина сети составила 58,5 тыс. км; было перевезено 132,4 тыс. т грузов и 184,8 тыс. пассажиров.
Первая мировая война подорвала экономику России, отразилось это и на железных дорогах. С конца апреля 1917 г. разруха на транспорте стремительно нарастала. Министерство путей сообщения систематически докладывало правительству о катастрофическом положении железных дорог.
После Октябрьской революции советской власти было необходимо усилить централизацию в управлении железнодорожным транспортом. При формировании нового правительства был образован Народный комиссариат путей сообщения (НКПС).
В ходе Первой мировой и гражданской войн было разрушено более 60 % сети, 90 % локомотивного и 80 % вагонного парка. Только к 1928 году удалось в основном восстановить разрушенный железнодорожный транспорт и перевозки довести до объёма 1913 г.
В 1931 и 1932 гг. Советом Народных Комиссаров (СНК) СССР был принят ряд постановлений, направленных на интенсификацию перевозок и улучшение работы железнодорожного и безрельсового транспорта.
В 1932 году было принято решение СНК о реконструкции железных дорог. Этим решением предусматривалось: усиление пути за счёт укладки более тяжёлых рельсов, широкое использование щебеночного балласта, создание мощных паровозов (ФД, ИС), большегрузных 4-осных вагонов, перевод подвижного состава на автотормоза и автосцепку, создание систем полуавтоматической и автоматической блокировки, внедрение механической и электрической централизации стрелок и сигналов и др.
В 1940 году эксплуатационная длина сети достигла 106,1 тыс. км, перевозки грузов составили 592,6 млн т.
Во время Великой Отечественной войны европейская часть сети железных дорог была полностью разрушена, потеряно 40 % вагонов и 50 % локомотивов. Несмотря на это, железнодорожный транспорт полностью обеспечил военные перевозки и доставку грузов на фронт.
МПС СССР
В 1946 году Народный комиссариат путей сообщения был преобразован в МПС СССР.
В 1954 году из состава МПС выделилось Министерство транспортного строительства СССР (с 1992 г. преобразовано в концерн «Трансстрой»).
В послевоенное время, завершив восстановление разрушенного хозяйства, МПС выступило с инициативой перспективного (на 20 лет) развития и модернизации железнодорожного транспорта. Программой предусматривалась дальнейшая электрификация, внедрение тепловозной тяги, автоматизация и механизация производств, процессов, реконструкция заводов транспортного машиностроения. Благодаря реализации программы в 1975 году протяжённость сети увеличилась на 17,6 тыс. км, объёмы перевозок выросли в 3 раза (3621,1 млн т); 51,7 % перевозок осуществлялось электровозами и 47,9 % тепловозами; 38,9 тыс. км были электрифицированы; 62,4 тыс. км оснащены автоблокировкой.
В 1982 году был предложен план развития железнодорожной отрасли, в основу которого положена стратегия внедрения во все звенья транспортного конвейера интенсивных технологий на базе автоматизации производства и более широкой механизации ручного труда.
В 1988 году был достигнут самый высокий уровень объёма перевозок (4116 млн.т. груза и 4395,9 млн пассажиров) при увеличении сети только на 3,4 тыс. км. В 1991 году в МПС была разработана третья программа развития и реконструкции железнодорожного транспорта на период до 2000 года, которая легла в основу дальнейшего развития и модернизации железных дорог России.
МПС Российской Федерации
20 января 1992 года образовано МПС Российской Федерации.
В 1998 году постановлением Правительства РФ была утверждена «Концепция структурной реформы федерального железнодорожного транспорта», в которой были определены основные задачи и цели перестройки отрасли.
Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» МПС России упразднено. Функции упраздненного министерства — федерального органа исполнительной власти переданы: Министерству транспорта Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере транспорта и Федеральному агентству железнодорожного транспорта.
Часть функций управления переданы в ОАО «Российские железные дороги» (создано 1 октября 2003 года).
Министры путей сообщения России и СССР
Ссылки
Первым министром МПС был Мельников П.П. В данном тексте, он значится как народный комиссар, прошу исправить.
Министерство путей сообщения
Министерство путей сообщения — орган государственного управления в Российской империи, СССР и Российской Федерации (до 9 марта 2004 года), обеспечивавший проведение единой политики в сфере водного, сухопутного и железнодорожного транспорта, а также осуществлявший общее руководство в области транспортного сообщения. В СССР и РФ Министерство занималось исключительно железнодорожным транспортом.
Содержание
История образования
Датой образования МПС России считается 16 июня 1865 года, но систематическая деятельность правительства в области путей сообщения началась ещё в 1649 году, когда царь Алексей Михайлович издал Уложение об охране судоходства.
В 1798 году император Павел I утвердил проект образования Департамента водных коммуникаций, который возглавил Н. П. Румянцев. При Румянцеве в департаменте был расширен отдел «по учебной части». Николай Петрович осознавал остроту дефицита инженеров-строителей, требующихся для ускоренного строительства путей сообщений. Он выдавал рекомендации для обучения группы специалистов в Англии и Франции, с другой стороны приглашал в Россию ученых и инженеров для проектирования и строительства шоссейных дорог, мостов, обводных каналов, каменных устоев и других технических сооружений. Он создал в департаменте первую в России транспортную библиотеку, а также модельный кабинет, с копиями инженерных сооружений и механизмов. Департамент при Румянцеве действовал успешно и в 1809 году расширил свои полномочия и был переименован в Управление водяными и сухопутными сообщениями. На базе, построенной Румянцевым, в том же 1809 году был создан военный Институт корпуса путей сообщения. [1]
C 1820 года по 1832 год департамент носил название «Главное управление путей сообщения», а с 1833 года по 1842 год — Главным управлением путей сообщения и публичных зданий. В 1842 году в управлении был создан Департамент железных дорог.
Департамент возглавил строительство Петербург-Московской железной дороги (1842—1851). В 1862 году были завершены Петербурго-Варшавская железная дорога и Московско-Нижегородская железная дорога. К шестидесятым годам XIX века бурное развитие промышленности потребовало образования надежной транспортной системы. 15 июня 1865 года Император Александр II издал Указ об учреждении Министерства путей сообщения России. Руководство публичными зданиями было передано в ведение Министерства внутренних дел, а телеграф — Главному почтовому департаменту. В МПС был сохранён Департамент железных дорог, и создано Управление Главного инспектора частных железных дорог. Первым министром путей сообщения был назначен Павел Петрович Мельников.
МПС Российской империи
Под руководством Мельникова в МПС была разработана перспективная программа развития сети железных дорог России. Предлагалось строительство Южной дороги — от Москвы до Севастополя; Восточной — от Орла до Саратова; Западной — от Орла через Смоленск, Витебск до Динабурга (Даугавпилса); Юго-Восточной — от Екатеринослава до Ростова. Общая протяжённость сети должна была составить 4816,7 км. По этим планам к 1871 году было построено 8125,3 км. Успеху строительства способствовало создание в МПС Управления строительства (1867 г.). В структуре МПС были также образованы: Департамент железных дорог и при нём Техническо-инспекторский комитет (1870 г.), Управление казённых железных дорог (с 1880 г.), Инспекция железных дорог (с 1892 г.). С 1899 года в Санкт-Петербурге начал издаваться специализированный журнал «Железнодорожная неделя».
К 1900 году железнодорожная сеть России составила 44,9 тыс. км; была построена значительная часть Транссибирской магистрали, введён в строй ряд других линий.
В 1913 году эксплуатационная длина сети составила 58,5 тыс. км; было перевезено 132,4 млн т грузов и 184,8 млн пассажиров.
После Октябрьской революции советской власти было необходимо обеспечить централизацию в управлении железнодорожным транспортом. При формировании нового правительства был образован Народный комиссариат путей сообщения РСФСР (НКПС).
В ходе Первой мировой и гражданской войн было разрушено более 60 % сети, 90 % локомотивного и 80 % вагонного парка. Только к 1928 году удалось в основном восстановить разрушенный железнодорожный транспорт и перевозки довести до объёма 1913 г.
В 1923 году после образования СССР Народный комиссариат путей сообщения РСФСР был преобразован в общесоюзный Народный комиссариат путей сообщения СССР.
В 1931 и 1932 гг. Советом Народных Комиссаров (СНК) СССР был принят ряд постановлений, направленных на интенсификацию перевозок и улучшение работы железнодорожного и безрельсового транспорта.
В 1932 году было принято решение СНК о реконструкции железных дорог. Этим решением предусматривалось: усиление пути за счёт укладки более тяжёлых рельсов, широкое использование щебеночного балласта, создание мощных паровозов (ФД, ИС), большегрузных 4-осных вагонов, перевод подвижного состава на автотормоза и автосцепку, создание систем полуавтоматической и автоматической блокировки, внедрение механической и электрической централизации стрелок и сигналов и др.
В 1940 году эксплуатационная длина сети достигла 106,1 тыс. км, перевозки грузов составили 592,6 млн т.
Во время Великой Отечественной войны европейская часть сети железных дорог была полностью разрушена, потеряно 40 % вагонов и 50 % локомотивов. Несмотря на это, железнодорожный транспорт полностью обеспечил военные перевозки и доставку грузов на фронт.
МПС СССР
В 1954 году из состава МПС выделилось Министерство транспортного строительства СССР (в 1992 году преобразовано в концерн «Трансстрой»).
В послевоенное время, завершив восстановление разрушенного хозяйства, МПС выступило с инициативой перспективного (на 20 лет) развития и модернизации железнодорожного транспорта. Программой предусматривалась дальнейшая электрификация, внедрение тепловозной тяги, автоматизация и механизация производств, процессов, реконструкция заводов транспортного машиностроения. Благодаря реализации программы в 1975 году протяжённость сети увеличилась на 17,6 тыс. км, объёмы перевозок выросли в 3 раза (3621,1 млн т); 51,7 % перевозок осуществлялось электровозами и 47,9 % тепловозами; 38,9 тыс. км были электрифицированы; 62,4 тыс. км оснащены автоблокировкой.
В 1982 году был предложен план развития железнодорожной отрасли, в основу которого положена стратегия внедрения во все звенья транспортного конвейера интенсивных технологий на базе автоматизации производства и более широкой механизации ручного труда.
В 1988 году был достигнут самый высокий уровень объёма перевозок (4116 млн.т. груза и 4395,9 млн пассажиров) при увеличении сети только на 3,4 тыс. км. В 1991 году в МПС была разработана третья программа развития и реконструкции железнодорожного транспорта на период до 2000 года, которая легла в основу дальнейшего развития и модернизации железных дорог России.
МПС Российской Федерации
20 января 1992 года образовано МПС Российской Федерации.
В 1998 году постановлением Правительства РФ была утверждена «Концепция структурной реформы федерального железнодорожного транспорта», в которой были определены основные задачи и цели перестройки отрасли.
Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» МПС России упразднено. Функции упраздненного министерства — федерального органа исполнительной власти переданы: Министерству транспорта Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере транспорта и Федеральному агентству железнодорожного транспорта.
Часть функций управления переданы в ОАО «Российские железные дороги» (создано 1 октября 2003 года).
Министры путей сообщения России и СССР
(с 20.11.1809 — Главноуправляющие водяных и сухопутных сообщений, с 25.07.1810 — Главноуправляющие путей сообщения, с 29.09.1832 — Главноуправляющие путей сообщения и публичных зданий, с 23.06.1865 — Министры путей сообщения, с 7 ноября 1917 по 1946 — Народные комиссары путей сообщения)
Приложение. Положение о Министерстве путей сообщения Российской Федерации
Положение
о Министерстве путей сообщения Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 848)
С изменениями и дополнениями от:
24 января 2001 г., 8 августа 2003 г.
ГАРАНТ:
Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 Министерство путей сообщения РФ упразднено
Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 Министерство транспорта и связи РФ преобразовано в Министерство транспорта РФ и Министерство информационных технологий и связи РФ
Управление перевозочным процессом на федеральном железнодорожном транспорте производится централизованно и относится к исключительной компетенции МПС России.
2. МПС России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О федеральном железнодорожном транспорте», другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
ГАРАНТ:
См. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ»
3. МПС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также некоммерческими организациями и общественными объединениями.
Разграничение полномочий между МПС России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области железнодорожного транспорта определяется федеральными законами.
МПС России координирует свою деятельность в вопросах, затрагивающих интересы других видов транспорта, с Министерством транспорта Российской Федерации.
4. МПС России является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета, включая валютный, в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы, бланки и другие реквизиты.
II. Основные задачи и функции
5. Основными задачами МПС России являются:
проведение государственной политики в области железнодорожного транспорта;
создание условий для устойчивой работы федерального железнодорожного транспорта с целью своевременного и качественного обеспечения во взаимодействии с другими видами транспорта потребности населения в перевозках и услугах, жизнедеятельности всех отраслей экономики и национальной безопасности государства;
организация работы по обеспечению безопасности движения, эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом на федеральном железнодорожном транспорте;
создание совместно с железными дорогами сферы услуг с целью обеспечения конкурентоспособности федерального железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг;
разработка предложений по подготовке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
разработка стандартов и норм, определяющих порядок функционирования федерального железнодорожного транспорта, а также экономического и правового механизма их реализации в сфере железнодорожного транспорта;
разработка предложений и реализация программ по комплексному развитию отрасли, проведение единой научно-технической и инвестиционной политики, организация разработки и внедрения новой техники и технологии;
регулирование финансово-экономической деятельности предприятий и учреждений федерального железнодорожного транспорта.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2003 г. N 475 в пункт 6 настоящего Положения внесены изменения
6. МПС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
в области перевозочного процесса
устанавливает нормативы перевозочной работы и ответственность за их невыполнение, организует оперативное управление перевозочным процессом;
организует разработку и утверждение графика движения поездов по сети железных дорог, плана формирования поездов;
регулирует в зависимости от спроса на перевозки размеры движения и назначение пассажирских поездов, а также использование мест в этих поездах;
устанавливает месячные нормативы использования грузовых вагонов и контейнеров, находящихся в федеральной собственности, проводит анализ их исполнения и корректировку, осуществляет контроль за использованием этих вагонов и контейнеров;
обеспечивает координацию работы железных дорог в целях предупреждения затруднений с пропуском поездов, регулирование погрузки грузов;
разрабатывает и утверждает нормативные акты по эксплуатации железных дорог, эксплуатации, обслуживанию и ремонту технических средств, связанных с перевозочным процессом;
обеспечивает регулирование движения поездов в условиях чрезвычайных ситуаций;
разрабатывает единые принципы организации диспетчерской службы, автоматизации процессов управления перевозками, информационного обеспечения работы железных дорог;
разрабатывает правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа по железным дорогам Российской Федерации;
в области безопасности движения
контролирует состояние безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, проводит анализ причин нарушения безопасности движения, осуществляет с участием железных дорог меры по предупреждению аварий на железнодорожном транспорте и экологических бедствий, участвует в установленном порядке в организации работ по ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, крушений и аварий на федеральном железнодорожном транспорте;
утверждает положения о специальной службе, осуществляющей контроль за обеспечением безопасности движения поездов, и аварийно-восстановительных подразделениях железных дорог, ликвидирующих последствия крушений и аварий, а также порядок классификации, служебного расследования и учета нарушений безопасности движения;
определяет перечень материальных и технических средств, подлежащих хранению предприятиями и учреждениями федерального железнодорожного транспорта для принятия незамедлительных мер по устранению последствий крушений, аварий, стихийных бедствий, вызвавших нарушение его работы;
разрабатывает и утверждает обязательные для граждан (физических лиц) и юридических лиц технические условия погрузки и крепления грузов на подвижном составе, обеспечивающие безопасность движения;
организует и проводит в установленном порядке работу по обязательной сертификации подвижного состава, в том числе специализированного, контейнеров, элементов верхнего строения железнодорожных путей и других технических средств и механизмов, поставляемых федеральному железнодорожному транспорту, а также услуг, предоставляемых пассажирам;
ГАРАНТ:
См. Правила сертификации услуг, предоставляемых пассажирам на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденные приказом МПС РФ от 27 декабря 1999 г. N 45Ц
устанавливает порядок выпуска и курсирования по железнодорожным путям общего пользования подвижного состава, являющегося собственностью граждан (физических лиц) и юридических лиц;
согласовывает принимаемые федеральными органами исполнительной власти нормативные акты, устанавливающие места пересечения железнодорожных путей общего пользования с трубопроводами, линиями связи и электропередачи, другими сооружениями, нормы строительства и содержания таких объектов в местах пересечения и сближения с железнодорожными путями, а также минимальное расстояние от объектов, на территориях которых осуществляются производство, хранение, погрузка, транспортировка и выгрузка опасных грузов, до железнодорожных путей общего пользования и указанных сооружений;
согласовывает проекты строительства новых железнодорожных линий с выходом на железнодорожные пути общего пользования, а также конструкторскую документацию на создание нового подвижного состава;
устанавливает правила нахождения граждан (физических лиц) и размещения объектов в зонах повышенной опасности, проведения в них работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, осуществляет контроль за правильным и своевременным служебным расследованием несчастных случаев, произошедших с гражданами (физическими лицами) при пользовании ими услугами федерального железнодорожного транспорта или нахождении их в зонах повышенной опасности, и принимает меры по предупреждению таких случаев;
устанавливает по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством транспорта Российской Федерации порядок эксплуатации железнодорожных переездов, их открытия и закрытия, принимает меры по совершенствованию оборудования и повышению безопасности движения на этих переездах;
устанавливает порядок проведения испытаний, а также проверки знаний работников федерального железнодорожного транспорта положений устава железных дорог Российской Федерации, правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и других нормативных правовых актов, порядок проведения испытаний и выдачи свидетельств на право управления локомотивом, самоходной путевой машиной и моторно-рельсовым транспортом несъемного типа на путях общего пользования, порядок присвоения класса машинистам локомотивов железных дорог и других предприятий независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности;
ГАРАНТ:
О порядке проверки знаний Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, других нормативных актов МПС России и Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ см. приказ МПС РФ от 17 ноября 2000 г. N 28Ц
Приказом МПС РФ от 11 ноября 1997 г. N 23Ц утверждены Положение о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом и моторвагонным подвижным составом и Положение о порядке присвоения класса квалификации машинистам локомотивов и моторвагонного подвижного состава на российских железных дорогах
в области экономики и финансов
организует исследования по определению спроса на перевозки пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа, разрабатывает предложения по развитию федерального железнодорожного транспорта с учетом развития других видов транспорта;
разрабатывает в установленном порядке ежегодные и перспективные прогнозы, проекты федеральных и межгосударственных программ развития железнодорожного транспорта;
определяет порядок регулирования экономических взаимоотношений между железными дорогами (включая распределение доходов от перевозок, расчеты в связи с несохранными перевозками грузов и повреждением технических средств), предприятиями по ремонту подвижного состава и производству запасных частей и другими предприятиями и учреждениями федерального железнодорожного транспорта, связанными с организацией и обеспечением перевозочного процесса, а также порядок формирования доходов железных дорог, получаемых от перевозок, с учетом конкретного вклада каждой железной дороги в перевозочный процесс;
проводит тарифную политику в области перевозок пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа на железнодорожном транспорте в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
создает в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации централизованные фонды и резервы и направляет их средства на решение общеотраслевых задач, в том числе для укрепления материально-технической базы и социального развития подведомственных предприятий и учреждений;
определяет совместно с железными дорогами потребность в подвижном составе, контейнерах и в средствах на их приобретение, а также объемы капитальных вложений, необходимые для строительства объектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета;
выполняет в установленном порядке функции государственного заказчика при строительстве и реконструкции объектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также реализует совместно с подведомственными предприятиями и учреждениями федеральные целевые программы в области федерального железнодорожного транспорта;
определяет потребность в ремонте и модернизации подвижного состава и контейнеров, в ремонте пути, производстве запасных частей и другой важнейшей продукции, необходимой для нужд отрасли, координирует работы по заключению и выполнению соответствующих договоров;
организует экспертизу проектов строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения предприятий и объектов федерального железнодорожного транспорта, осуществляемых за счет средств федерального бюджета и централизованных фондов, координирует деятельность подведомственных подрядных строительных организаций и предприятий строительной индустрии;
организует бухгалтерский и статистический учет и отчетность, осуществляет в установленном порядке контрольно-ревизионную деятельность на подведомственных предприятиях и в учреждениях;
в области технической политики
определяет совместно с подведомственными предприятиями и учреждениями приоритетные направления технической политики на федеральном железнодорожном транспорте, координирует с Министерством транспорта Российской Федерации вопросы технической политики в области взаимодействия с другими видами транспорта, организует выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и использованию новых технических средств, технологий и материалов, осуществляет финансирование этих работ;
определяет структуру и типаж подвижного состава и других технических средств, используемых на федеральном железнодорожном транспорте, является государственным заказчиком работ по их созданию, подготавливает предложения по постановке продукции на серийное производство, заключает договоры на ее поставку;
организует на подведомственных предприятиях и в учреждениях работу в области стандартизации, метрологии и унификации выпускаемой продукции, по распространению научно-технической информации и передового опыта, осуществляет методическое руководство изобретательской и патентно-лицензионной деятельностью;
обеспечивает разработку и утверждает стандарты отрасли, технические условия на производство продукции на подведомственных предприятиях;
организует в установленном порядке на предприятиях промышленности приемку (техническую инспекцию) подвижного состава, контейнеров и другой важнейшей продукции, поставляемой отрасли;
в области внешнеэкономической деятельности
представляет в установленном порядке федеральный железнодорожный транспорт на международном уровне;
принимает совместно с органами управления железнодорожным транспортом других государств нормативные правовые акты в области перевозок пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа и по другим вопросам функционирования железнодорожного транспорта;
разрабатывает и заключает в установленном порядке с органами управления железнодорожным транспортом других государств, иностранными железными дорогами, организациями и фирмами соглашения (договоры) по вопросам перевозок пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа, развития международных транспортных связей, технического сотрудничества и другим вопросам. Министерство при заключении таких соглашений (договоров) представляет российские железные дороги;
открывает для решения вопросов, связанных с перевозками пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа в международном железнодорожном сообщении, свои представительства или назначает уполномоченных представителей на иностранных железных дорогах и в международных организациях в области железнодорожного транспорта;
производит расчеты с иностранными железными дорогами, устанавливает порядок распределения валютной выручки между железными дорогами Российской Федерации за перевозки и другие услуги в международном железнодорожном сообщении;
содействует подведомственным предприятиям и учреждениям в организации работы по развитию внешнеэкономической деятельности, установлению ими прямых производственных и научно-технических связей с зарубежными предприятиями и фирмами;
оформляет в установленном порядке документы для выезда работников железнодорожного транспорта за рубеж;
в области кадров, труда и социальных вопросов
организует работу отраслевой системы образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, а также устанавливает в соответствии с законодательством Российской Федерации порядок прохождения профессиональной службы на предприятиях и в учреждениях федерального железнодорожного транспорта, обеспечивает содержание и развитие соответствующей материальной базы;
ГАРАНТ:
См. Положение о порядке проведения аттестации (квалификационного экзамена) и установления должностных рангов руководителям и специалистам, проходящим профессиональную службу на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденное приказом МПС России от 17 марта 1997 г. N 6-Ц
проводит эффективную кадровую политику, контролирует квалификационный состав и профессиональный уровень руководящих работников подведомственных предприятий и учреждений;
заключает трудовые договоры (контракты) с начальниками железных дорог, руководителями других предприятий и учреждений федерального железнодорожного транспорта, определяет порядок заключения трудовых договоров (контрактов) с руководителями предприятий и учреждений, входящих в состав железных дорог;
ГАРАНТ:
О заключении, изменении и прекращении трудовых договоров с работниками организаций федерального железнодорожного транспорта см. распоряжение МПС РФ от 7 марта 2003 г. N 269р
участвует в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве единого представителя работодателя при разработке, заключении и выполнении отраслевого (тарифного) соглашения;
устанавливает порядок профессионального отбора работников, принимаемых на должности, непосредственно связанные с движением поездов;
осуществляет меры по обеспечению социальной защиты работников федерального железнодорожного транспорта;
обеспечивает разработку рекомендаций по формам организации и стимулирования труда, совершенствованию порядка его нормирования и условий оплаты, организации рабочего времени и времени отдыха работников отрасли;
устанавливает режим рабочего времени и времени отдыха, условия труда отдельных категорий работников федерального железнодорожного транспорта, работа которых непосредственно связана с движением поездов;
организует подготовку и утверждение в установленном порядке отраслевых нормативных актов по охране труда;
осуществляет контроль за правильным и своевременным служебным расследованием и учетом аварий, групповых несчастных случаев со смертельным исходом, проводит анализ причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний на федеральном железнодорожном транспорте и реализует меры по их устранению и профилактике;
организует работу отраслевой системы здравоохранения, определяет порядок обязательного медицинского освидетельствования и осмотра работников, связанных с движением поездов, а также подвергающихся воздействию вредных и неблагоприятных условий труда;
ГАРАНТ:
О порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте см. Положение, утвержденное приказом МПС РФ от 29 марта 1999 г. N 6Ц
О порядке организации и проведения предрейсовых медицинских осмотров работников локомотивных бригад см. Инструкцию МПС РФ от 1 мая 1998 г. N ЦУВС-552
рассматривает вопросы организации торгового и бытового обслуживания работников федерального железнодорожного транспорта и членов их семей;
в области управления и распоряжения федеральной собственностью
совершенствует организационную структуру управления, вносит в Правительство Российской Федерации предложения по созданию, реорганизации и ликвидации железных дорог;
устанавливает границы железных дорог и отделений железных дорог;
осуществляет создание, реорганизацию и ликвидацию предприятий федерального железнодорожного транспорта (кроме железных дорог), основанных на праве хозяйственного ведения, связанных с организацией и обеспечением перевозочного процесса, в том числе входящих в состав железных дорог, а также учреждений, основанных на праве оперативного управления;
осуществляет по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации прекращение деятельности (закрытие) железнодорожных линий;
утверждает уставы железных дорог, а также уставы и положения других предприятий и учреждений федерального железнодорожного транспорта, определяет порядок утверждения уставов предприятий и учреждений, входящих в состав железных дорог;
ведет в установленном порядке отраслевой реестр федеральной собственности, закрепленной за подведомственными предприятиями и учреждениями;
разрешает безвозмездную передачу основных фондов с баланса на баланс предприятий и учреждений федерального железнодорожного транспорта;
осуществляет закрепление имущества в хозяйственное ведение и оперативное управление за предприятиями и учреждениями федерального железнодорожного транспорта, контролирует его сохранность и эффективное использование;
дает согласие предприятиям и учреждениям федерального железнодорожного транспорта на продажу, сдачу в аренду или распоряжение иным способом закрепленным за ними недвижимым имуществом, находящимся в федеральной собственности, без права изменения формы собственности на это имущество;
организует работу по продаже, обмену, сдаче в аренду, предоставлению безвозмездно во временное пользование, списанию с баланса или иному распоряжению подвижным составом и контейнерами, находящимися в федеральной собственности;
в других областях своей деятельности
проводит работу и контролирует обеспечение питанием пассажиров на железнодорожных вокзалах и в поездах;
определяет требования по обеспечению информацией и по рекламе на железнодорожных станциях, вокзалах, в поездах и других местах обслуживания пассажиров, отправителей и получателей грузов, грузобагажа и багажа;
устанавливает порядок охраны объектов железнодорожного транспорта, охраны и сопровождения принятых к перевозке грузов, подлежащих охране и сопровождению подразделениями ведомственной охраны Министерства по перечню грузов, утверждаемому в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, контролирует сохранность перевозимых грузов, совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти вносит в Правительство Российской Федерации предложения по перечням наиболее важных объектов федерального железнодорожного транспорта и специальных грузов, подлежащих охране подразделениями внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и иными уполномоченными подразделениями;
разрабатывает и утверждает по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ведомственные нормативные акты по вопросам пожарной безопасности, обязательные для граждан (физических лиц) и юридических лиц;
ГАРАНТ:
См. Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте (ППБО-109-92), утвержденные МПС РФ 11 ноября 1992 г. N ЦУО-112
разрабатывает и утверждает совместно с Министерством транспорта Российской Федерации правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении с участием железнодорожного и других видов транспорта, подготавливает предложения по развитию перевозок в прямом смешанном сообщении, а также по взаимодействию в работе с другими видами транспорта;
ГАРАНТ:
Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении утверждены МПС СССР, Минморфлотом СССР, Минречфлотом СССР 17, 24 апреля 1956 г.
организует надзор за соблюдением правил эксплуатации электрических, тепловых и теплоэнергетических установок, а также подъемных механизмов, эксплуатируемых в отрасли;
определяет с учетом требований земельного законодательства Российской Федерации порядок использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода;
ГАРАНТ:
См. Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденное приказом МПС РФ от 15 мая 1999 г. N 26Ц
организует в установленном порядке третейское разбирательство экономических споров между железными дорогами, другими предприятиями и учреждениями федерального железнодорожного транспорта;
осуществляет в порядке, устанавливаемом федеральным законом, лицензирование отдельных видов деятельности, осуществляемых на федеральном железнодорожном транспорте гражданами (физическими лицами), а также юридическими лицами, не входящими в систему Министерства;
организует проведение природоохранной работы на федеральном железнодорожном транспорте;
осуществляет руководство мобилизационной подготовкой и гражданской обороной на федеральном железнодорожном транспорте, разработку единой концепции мобилизационной подготовки отрасли, обеспечивает взаимодействие с заинтересованными организациями по вопросам выполнения перевозок в особый период, содержания технических средств и материальных ценностей в мобилизационном резерве и специальном запасе;
обеспечивает проведение в установленном порядке необходимых мероприятий по защите государственной тайны и служебных сведений на федеральном железнодорожном транспорте.
III. Организация деятельности Министерства
7. МПС России предоставляется право:
запрашивать в установленном порядке у других органов исполнительной власти Российской Федерации, предприятий и учреждений материалы, необходимые для осуществления возложенных на Министерство задач и функций;
созывать в установленном порядке совещания по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, с привлечением руководителей и специалистов других органов исполнительной власти Российской Федерации, предприятий и учреждений;
издавать в пределах своей компетенции, в том числе совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, приказы, указания, инструкции, другие нормативные правовые и иные акты, обязательные для исполнения всеми железными дорогами, другими предприятиями и учреждениями федерального железнодорожного транспорта, а также нормативные правовые акты, обязательные для граждан (физических лиц) и юридических лиц независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности;
ГАРАНТ:
О порядке опубликования нормативных актов МПС РФ, признанных Минюстом РФ не нуждающимися в государственной регистрации, а также международных договоров РФ межведомственного характера, заключенных от имени МПС РФ, см. приказ МПС РФ от 5 июля 2001 г. N 17
передавать в случае необходимости решение отдельных вопросов хозяйственного регулирования, входящих в его компетенцию, железным дорогам, если решение этих вопросов не отнесено федеральными законами к исключительной компетенции Министерства;
осуществлять в пределах своей компетенции контроль за правильным применением федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации на предприятиях и в учреждениях федерального железнодорожного транспорта, вносить в установленном порядке предложения по совершенствованию этих актов;
учреждать в установленном порядке газеты, журналы и другие средства массовой информации для обеспечения деятельности Министерства и иметь полиграфические предприятия.
8. МПС России возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Министр путей сообщения Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью отрасли на основе единоначалия, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций.
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.
9. Министр путей сообщения Российской Федерации:
руководит деятельностью Министерства, железных дорог, других предприятий и учреждений федерального железнодорожного транспорта, представляет Министерство в государственных и иных органах и организациях Российской Федерации, а также на международном уровне;
вносит в установленном порядке на рассмотрение Правительства Российской Федерации проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
устанавливает обязанности и определяет ответственность заместителей Министра и руководителей структурных подразделений Министерства;
утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Министерства в пределах установленных численности работников и фонда оплаты труда, смету расходов на его содержание в пределах выделяемых ассигнований, а также положения о самостоятельных структурных подразделениях Министерства. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Министерства осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на государственное управление;
назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Министерства, заместителей начальников железных дорог, начальников отделений железных дорог, руководителей других подведомственных предприятий и учреждений и их подразделений (по устанавливаемому Министерством перечню должностей);
вносит в Правительство Российской Федерации согласованные с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения о назначении на должность и освобождении от должности начальников железных дорог;
вводит в установленном порядке для отдельных категорий работников федерального железнодорожного транспорта форму одежды и знаки различия;
вносит в установленном порядке предложения о награждении отличившихся работников отрасли государственными наградами и присвоении им почетных званий, учреждает ведомственные награды и награждает ими, применяет иные виды поощрения;
является распорядителем средств (включая валютные средства), выделяемых для федерального железнодорожного транспорта, а также средств централизованных фондов и резервов;
осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10. В МПС России образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), заместителей Министра по должности, руководящих работников центрального аппарата Министерства.
В состав коллегии могут включаться руководители железных дорог, других предприятий и учреждений федерального железнодорожного транспорта, ученые и специалисты.
Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Коллегия рассматривает важнейшие вопросы деятельности федерального железнодорожного транспорта. Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами и указаниями Министра путей сообщения Российской Федерации. В случае разногласий между Министром и коллегией Министр проводит в жизнь свое решение, докладывая о возникших разногласиях Правительству Российской Федерации, а члены коллегии, в свою очередь, могут сообщить свое мнение в Правительство Российской Федерации.
11. Для рассмотрения и выработки рекомендаций по наиболее важным проблемам, относящимся к компетенции МПС России, при Министерстве может образовываться научно-технический совет.
Состав научно-технического совета и положение о нем утверждаются Министром путей сообщения Российской Федерации.