Что такое мпво в годы войны
МПВО в годы Великой Отечественной войны. Группы самозащиты
02 июля 1941 года вышло Постановление СНК СССР «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне». Согласно этому постановлению все советские граждане от 16 до 60 лет должны были овладеть необходимыми знаниями по МПВО.
В годы Великой Отечественной войны начальным звеном системы местной противовоздушной обороны населённых пунктов являлись группы самозащиты. Они создавались в каждом жилом доме, учреждении и на предприятиях в соответствии с постановлением СНК СССР от 2-го июля 1941 года «О всеобщей обязательной подготовке населения к ПВО». Для участия в группах в обязательном порядке привлекались и мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 18 до 50 лет, проживавшие или работавшие в этих зданиях. Постановлением Пленума Верховного Суда СССР № 25/10у от 26.06.1941 был утвержден порядок привлечения граждан к ответственности за уклонение от проведения мероприятий по МПВО в местностях, объявленных на военном положении.
Группы самозащиты организовывались в домах с численностью жильцов от 200 до 500 человек. В зданиях с большей численностью жильцов организовывали группы по подъездам. Дома с небольшой численностью жильцов объединялись для организации групп самозащиты поквартально. В учреждениях и на предприятиях группы самозащиты создавались при численности служащих и рабочих от 100 до 300 человек. Следует учесть, что на практике численность населения на 1 группу могла быть.
Для групп самозащиты были определены следующие задачи:
1. Подготовка зданий и жилых домов в противопожарном, противохимическом отношении, к светомаскировке и укрытие населения;
2. Оповещение всех жильцов домов, людей, находящихся в зданиях, о воздушной и химической опасности;
3. Борьба с пожарами, ликвидация разрушений и завалов;
4. Оказание доврачебной помощи пострадавшим от воздушных нападений.
Подготовка групп проводилась по программе Осоавиахима СССР, рассчитанной на 40 часов. Занятия проводились по 2 часа в день ежедневно. Обучением групп самозащиты занимались районные советы Осоавиахима. Подготовкой медико-санитарных звеньев занимались организации Союза Красного Креста и Красного Полумесяца.
Обеспечение необходимыми учебными пособиями и материалами производилось за счёт средств домоуправлений, предприятий и учреждений.
Начальники МПВО объектов отвечали не только за создание, но и за подготовку и оснащение групп самозащиты. Кроме того, они проводили профилактические противопожарные мероприятия, которые заключались в очистке чердаков, лестничных клеток и коридоров, установке бочек с водой, ящиков с песком и огнетушителей, отвечали за состояние убежищ в зданиях, подготавливали дома к светомаскировке, содействовали населению в приобретении противогазов, устанавливали порядок оповещений жильцов о воздушной и химической опасности.
Полностью группа самозащиты каждого жилого дома состояла из 33 человек. Для пополнения личного состава групп самозащиты имелся резерв бойцов в количестве 25% их состава. Резерв состоял из работников или жильцов, состоявших в группах самозащиты и по месту жительства и по месту работы. Обучались они в одной группе и использовались той группой самозащиты, при которой их заставал сигнал «Воздушной тревоги».
Группы самозащиты приступали к ликвидации поражений немедленно, не дожидаясь указаний о помощи. В первую очередь оказывали помощь пострадавшему населению. При ликвидации очагов поражения в соседних домах начальники МПВО домов выделяли в распоряжение органов местной противовоздушной обороны необходимое количество людей из групп самозащиты.
При ликвидации последствий воздушного нападения бойцы группы действовали в соответствии со своей специализацией. Звенья охраны порядка и наблюдения по сигналу «Воздушная тревога» оповещали людей об опасности и несли дежурство на наблюдательных постах, передавали информацию в штаб МПВО, наблюдали за поддержанием светомаскировочной дисциплины, обеспечивали эвакуацию населения и охрану порядка в очагах поражения.
Пожарные звенья проводили профилактические мероприятия, несли дозорную службу, тушили пожары и проводили спасательные работы. Звенья противохимической защиты определяли участки заражения местности и устраивали проходы для вывода населения с заражённой территории.
Аварийно-восстановительные звенья выполняли первичные мероприятия по ремонту электрооборудования, водопровода, канализации, газовой и тепловой сети и принимали меры по препятствию распространения аварий до прибытия специальных формирований МПВО. Медико-санитарные звенья оказывали первую помощь пострадавшим.
На занятиях и во время ликвидации последствий воздушного нападения участники групп самозащиты носили красные повязки с надписью «МПВО». У бойцов медико-санитарных звеньев нарукавные повязки были белыми с красным крестом. У командиров звеньев на нарукавной повязке была синяя полоса, а у начальников групп — две.
По сигналу «Воздушная тревога» на чердаках и крышах, в подъездах зданий выставлялись бойцы МПВО. Для борьбы с зажигательными бомбами были сформированы и обучены в каждом домоуправлении самостоятельные противопожарные формирования, обеспечивающие охрану каждого строения, команды находились в постоянной готовности и приступали к тушению «зажигалок» немедленно. В одной только Москве бойцы МПВО потушили около 40 тысяч «зажигалок» и 2700 пожаров, ликвидировали более 3000 крупных аварий, извлекали пострадавших из завалов, оказывали медицинскую помощь. Ценой невероятного напряжения сил удавалось не допускать перебоев в энергоснабжении города и обеспечивать защиту промышленных объектов и культурного наследия страны.
В прифронтовых городах формирования МПВО активно участвовали в создании оборонительных сооружений – 25000 противотанковых заграждений, более 800 огневых оборонительных точек, установили 45000 фугасов и мин.
В местностях, где было введено военное положение, на базе строительных трестов и ремонтных служб создавались городские аварийно-восстановительные отряды. Участковые противопожарные формирования были реорганизованы в роты и взводы.
Нередко бойцы МПВО направлялись на фронт. Они участвовали в боевых действиях, оказывали медицинскую помощь, минировали, устраивали лесные завалы, строили оборонительные сооружения, вытаскивали из водоемов и болот утонувшие танки. Пиротехники МПВО минировали мосты, переправы и дороги, выводили из строя предприятия промышленности.
При этом, несмотря на ряд успехов, реальная угроза вскрыла и ряд недочетов допущенных при подготовке системы МПВО. Так, остро ощущалась нехватка средств химической защиты, газоубежищ (особенно в сельской местности).
Большое внимание уделялось маскировке и светомаскировке. Территория страны была разделена на три зоны: прифронтовая, зона досягаемости бомбардировочной авиации, глубокий тыл. В зависимости от зоны определялись требования к затемнению улиц городов, зданий, транспорта. Техническая маскировка обеспечивала защиту промышленных объектов Куйбышева, Горького и других производственных центров.
Большое внимание было уделено защите железных дорог, где Указом Президиума Верховного Совета СССР 15 апреля 1943 г. было введено военное положение. В сентябре того же года при НКПС СССР было создано управление МПВО НКПС. Кроме того, на железнодорожном транспорте прифронтовых районов создавались поезда-летучки (санитарные, дегазационные), пункты медсан-помощи, обмывочные пункты, восстановительные поезда.
Были приняты меры по своевременному обнаружению отравляющих веществ, применяемых врагом на территории СССР. С этой целью действовало более 32 000 метеохимических постов. Для дегазации местности формировались спецподразделения, число которых к концу войны достигнет 314 рот. Осоавиахимовскими организациями совместно с органами МПВО была проделана большая работа по проверке противогазов находившихся у граждан. Для защиты прифронтовых территорий (быстро сдвигавшихся на Запад) от возможного химического нападения в 1944 г. был создан дополнительный резерв противогазов системы МПВО. Для сокращения сроков выдачи средств защиты, их хранение было возложено на местные советы добровольных организаций.
В освобожденных городах находилось огромное количество установленных немецкими войсками фугасов, противотанковых мин и мин-сюрпризов, представляющих большую опасность для возвращающихся жителей. Завалы, баррикады и повсеместные воронки от взрывов препятствовали движению по городу. Решение этих и многих других вопросов осуществлялось силами подразделений МПВО.
В годы Великой Отечественной войны МПВО обеспечила защиту в убежищах и укрытиях 25,5 млн. человек. Медико-санитарная служба оказала помощь более 135,2 тысячам пострадавших граждан. Противопожарная служба ликвидировала 10133 пожара и без малого 78 тысяч возгораний. Силы МПВО ликвидировали 2744 очага поражения и разобрали свыше 435 м3 завалов. Пиротехнические подразделения МПВО обезвредили 432 тысячи фугасных и зажигательных авиабомб, 523 тысячи мин и артиллерийских снарядов, огромное количество других боеприпасов.
Вклад подразделений МПВО в дело Победы над фашистской Германией был высоко оценен. За мужество и отвагу свыше 300 тысяч бойцов и командиров МПВО были награждены орденами и медалями.
Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1932-1941 гг.
4 октября 1932 г. Совет Народных Комиссаров утвердил новое Положение о противовоздушной обороне Союза ССР, согласно которому местная противовоздушная оборона была выделена в самостоятельную составную часть всей системы противовоздушной обороны Советского государства. С этой даты принято отсчитывать начало существования, общесоюзной МПВО, преемницей которой стала Гражданская оборона СССР.
Основными задачами МПВО являлись: предупреждение населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение о миновании угрозы; осуществление маскировки населенных пунктов и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха (особенно светомаскировки); ликвидация последствий нападения с воздуха, в том числе и с применением отравляющих веществ; подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения; организация первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим в результате нападения с воздуха; оказание ветеринарной помощи пострадавшим животным; поддержание общественного порядка и обеспечение соблюдения режима, установленного органами власти и МПВО в угрожаемых районах. Выполнение всех этих задач предусматривалось силами и средствами местных органов власти и объектов народного хозяйства. Этим определялось и название данной системы противовоздушной обороны.
Штабы, службы и формирования МПВО создавались лишь в тех городах и на тех промышленных объектах, которые могли оказаться в радиусе действия авиации противника. В таких городах и на таких объектах мероприятия по противовоздушной обороне и противохимической защите проводились в полном объеме.
С 1935 г. подготовка населения по противовоздушной обороне и противохимической защите приобретает еще более широкий размах, в частности были установлены нормативы сдачи на значок «Готов к ПВХО» (противовоздушной и противохимической обороне). Подготовка населения совершенствовалась в составе доб-ровольных формирований МПВО. Постановлением ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 8 августа 1935 г. подготовка населения к сдаче нормативов на значок «Готов к ПВХО» и организация формирований МПВО были объявлены задачами Осоавиахима.
Важной вехой на пути укрепления МПВО явилось постановление СНК СССР от 20 июня 1937 г. «О местной (гражданской) противовоздушной обороне Москвы, Ленинграда, Баку и Киева», которое наметило ряд новых мер по усилению местной противо-воздушной обороны в этих городах, в частности непосредственное руководство МПВО в этих городах было возложено на местные органы власти-Советы депутатов трудящихся, а в состав исполкомов городских Советов этих городов были введены должности заместителей председателей исполкомов Советов депутатов трудящихся по МПВО.
Таким образом, к началу Великой Отечественной войны была проделана большая работа по подготовке населения и городов угрожаемой приграничной зоны к противовоздушной обороне и противохимической защите. Достаточно сказать, что все население угрожаемой зоны имело представление о способах защиты от средств нападения с воздуха, для жителей городов было накоплено большое количество противогазов.
В связи с местным характером деятельности органов и сил МПВО и необходимостью сосредоточить усилия Наркомата обороны СССР на подготовке Вооруженных Сил к войне, которая приближалась к границам СССР, постановлением СНК СССР от 7 октября 1940 г. руководство МПВО было передано Наркомату внутренних дел СССР, в составе которого было создано Главное управление МПВО.
Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1941-1961
Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1941-1945 гг.
22 июня 1941 г. все штабы, службы и силы МПВО были приведены в боевую готовность. Первые же дни войны убедительно показали высокую готовность системы МПВО и одновременно вскрыли некоторые недостатки, которые быстро устранялись.
Важную роль в мобилизации МПВО на успешное решение задач, вставших в связи с нападением фашистской Германии на Советский Союз, сыграло постановление СНК СССР от 2 июля 1941 г. «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне». Согласно этому постановлению все советские граждане от 16 до 60 лет должны были, овладеть необходимыми знаниями по МПВО. Кроме того, мужчины от 16 до 60 лет и женщины от 18 до 50 лет обязаны были состоять в группах самозащиты. Выполняя требования партии и правительства, Министерство внутренних дел СССР 3 июля 1941 г. утвердило Положение о группах самозащиты жилых домов, учреждений и предприятий. Важную роль в активизации МПВО сыграла речь И. В. Сталина, от 3 июля 1941 г., в которой указывалось на необходимость немедленно «. наладить местную противовоздушную оборону».
МПВО в годы войны стремительно набирала силу. Численность ее формирований превысила 6 млн. человек; участковые формирования были реорганизованы в городские воинские части МПВО, а число инженерно-противохимических воинских частей значительно возросло.
Силы МПВО успешно справились со своей задачей в годы войны. Они ликвидировали последствия более 30 тыс. налетов фашистской авиации, предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб и почти 2,5 млн. снарядов и мин. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тыс. загораний и пожаров. Словом, во взаимодействии с частями Вооруженных Сил МПВО внесла в годы войны существенный вклад в дело защиты населения и народного хозяйства от налетов фашистской авиации, в ряде случаев ее силы принимали участие и в отражении атак сухопутных частей противника на города.
Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1945-1961 гг.
В послевоенный период, опираясь на богатый опыт Великой Отечественной войны, МПВО неуклонно продолжала совершенствоваться. Было введено в действие новое положение о местной противовоздушной обороне, в котором нашел отражение весь положительный опыт предшествовавшей деятельности МПВО. Были уточнены задачи и организационная структура МПВО.
Местная противовоздушная оборона в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)
Суровым испытанием для местной противовоздушной обороны стала Великая Отечественная война, особенно её первый период, продолжавшийся около 17 месяцев с 22 июня 1941 г. по 19 ноября 1942 г. Он оказался самым напряженным. В первые же дни гитлеровская авиация подвергла массированным бомбардировкам десятки крупных городов Советского Союза.
Враг пытался дезорганизовать работу нашего тыла, сорвать мобилизацию в западных районах страны, посеять панику среди населения. Однако надежды фашистского руководства не оправдались. Определенный вклад в срыв замыслов врага внесли органы и силы МПВО страны. С началом войны штабы, службы, части и формирования местной противовоздушной обороны западных и центральных районов России были быстро приведены в готовность. На командных пунктах городов было установлено круглосуточное дежурство, начали работу наблюдательные пункты, был введен светомаскировочный режим. Примерно треть личного состава МПВО крупных городов в западной части страны, а также Москвы и Ленинграда перешла на казарменное положение. Уточнялись и вводились в действие оперативные планы, началось массовое строительство убежищ и укрытий, принимались меры по совершенствованию оповещения населения об угрозе воздушного нападения.
Там, где не хватало бомбоубежищ, строились крытые щели. Уточнялись правила поведения населения во время налетов вражеской авиации, порядок перевода подразделений и команд на военное положение, приведения в готовность бомбоубежищ и других защитных сооружений, светомаскировки предприятий, домов, улиц.
Большую работу по устранению недостатков, укреплению МПВО развернули Государственный Комитет Обороны, Советское правительство, местные советские органы. Достаточно сказать, что в начальный период Великой Отечественной войны было принято свыше двухсот постановлений, распоряжений и других нормативных актов, касавшихся различных сторон деятельности ее органов и сил.
В этот же период реорганизовались и укреплялись основные службы МПВО – оповещения, аварийно-восстановительная, противопожарная, противохимическая, медико-санитарная и другие.
9 июля ГКО принял решение об образовании в местностях, объявленных на военном положении, городских аварийно-восстановительных отрядов. Их формирование проходило на базе строительных трестов и управлений, ремонтных служб исполкомов местных Советов. Командирами полков, батальонов и рот назначались опытные специалисты, руководители строительных и ремонтных служб.
Борьба с пожарами потребовала организационной перестройки противопожарной службы МПВО. Учитывая опыт первых дней войны, участковые противопожарные формирования были реорганизованы в роты и взводы, в объектовых командах и группах самозащиты увеличились соответствующие команды и звенья. В результате общая численность противопожарной службы только столицы достигала 220 тыс. человек.
Значительная работа была проведена по повышению надежности противохимической службы. ГКО принимает 7 августа 1941 г. решение об увеличении выпуска противогазов для гражданского населения, а Совет Народных Комиссаров СССР 13 сентября издает постановление «О приспособлении бомбоубежищ под газоубежища».
Немаловажное значение в повышении живучести городов и объектов народного хозяйства имели маскировка и светомаскировка. Территория страны по режиму была разделена на три зоны: прифронтовую, зону досягаемости бомбардировочной авиации и глубокий тыл. В зависимости от этого определялись требования к затемнению улиц городов, зданий, транспорта, устанавливалась уголовная ответственность за нарушение установленного светомаскировочного режима.
Аналогичные работы велись и в Ленинграде. Густой сетью ложных маскирующих сооружений были покрыты многие кварталы города.
Техническая маскировка как способ защиты использовалась в Куйбышеве, Горьком, других крупных городах. Благодаря этому многократные попытки фашистских летчиков обнаружить и поразить предприятия оборонного значения часто оказывались тщетными.
В целом деятельность МПВО на этом этапе войны была достаточно успешной, обеспечивая защиту населения, способствуя сохранению промышленных объектов и объектов инфраструктуры.
Необходимо отметить, что, несмотря на коренной перелом хода войны в конце 1942 года – начале 1943 года, укреплению системы МПВО продолжало уделяться большое внимание. В июне 1943 года ГКО было принято постановление «О местной противовоздушной обороне», которое сыграло большую роль в её укреплении. Постановление содержало комплекс важнейших мероприятий по усилению аварийно-восстановительной и противопожарной служб, увеличению численности войск, укреплению руководящего состава и другие меры.
Как показала практика, проведенные мероприятия по укреплению МПВО, осуществленные летом 1943 года, оказались своевременными и способствовали надежной защите городов прифронтовой полосы и ближнего тыла от участившихся бомбардировок противника.
Велась большая работа по разминированию освобожденных территорий. За 1944–1945 годы подразделениями МПВО было обнаружено и обезврежено миллионы различных боеприпасов.
Активное участие части и формирования МПВО принимали в восстановлении народного хозяйства. Ими было возрождено более 250 промышленных предприятий, отремонтировано и построено заново 15685 зданий, уложено свыше 547 тыс.кв. метров покрытия шоссейных дорог, введено в строй 205 железнодорожных и автомобильных мостов, в том числе через Волгу, Дон и Днепр, восстановлено 187,8 км водопроводных и 873 км канализационных сетей, 767 км линий связи, 405,5 км трамвайных линий, налажено энергоснабжение таких крупных городов, как Харьков, Львов, Смоленск, Кривой Рог и др.
Подводя итого деятельности МПВО страны в годы Великой Отечественной войны, необходимо, прежде всего, подчеркнуть, что в её результате были сохранены жизнь и здоровье миллионов советских людей, ослаблено разрушительное воздействие воздушных сил противника на тыловую территорию СССР.
Война убедительно показала, что защита населения, объектов народного хозяйства и территорий в военное время относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа.
В ходе войны подтвердился принцип необходимости проведения заблаговременных мероприятий МПВО, прежде всего, это касается подготовки населения к противовоздушной и противохимической защите, подготовки сил и средств, приспособления имеющейся в народном хозяйстве техники и механизмов, накопления средств коллективной и индивидуальной защиты.
Все сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что МПВО в годы Великой Отечественной войны постепенно превращалась из локальной в общегосударственную систему защиты тыла страны, становилась важным элементом обороноспособности государства.
Местная противовоздушная оборона (МПВО), 1941–1945 гг
В рамках месячника гражданской обороны мы публикуем материалы по истории и современности ГО в России. Сегодня мы познакомим вас с местной противовоздушной обороной (МПВО) 1941–1945 годов.
22 июня 1941 года все штабы, службы и силы МПВО были приведены в боевую готовность. Первые же дни войны убедительно показали высокую готовность системы МПВО и одновременно вскрыли некоторые недостатки, которые быстро устранялись. В первые дни Великой Отечественной войны, когда враг пытался дезорганизовать работу нашего тыла, местная противовоздушная оборона СССР внесла большой вклад в срыв замыслов врага.
Мобилизуя советский народ на защиту страны, Совет Народных Комиссаров СССР (СНК СССР) 2 июля 1941 года издал постановление «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне». В нем предлагалось охватить обучением все население страны в возрасте от 16 до 60 лет (мужчины) и от 18 до 50 лет (женщины). Общее руководство этой подготовкой Советское правительство возлагало на Главное управление МПВО НКВД СССР.
В ходе вторжения и наступления немецко-фашистские войска подвергали ожесточенным бомбардировкам города, села, железнодорожные узлы, промышленные предприятия. Борьба с пожарами потребовала организационной перестройки противопожарной службы МПВО. Учитывая опыт первых дней войны, участковые противопожарные формирования были реорганизованы в роты и взводы, в объектовых командах и группах самозащиты увеличились соответствующие команды и звенья. Десятки тысяч бойцов насчитывались в подобных формированиях Киева, Ленинграда, Севастополя, Одессы, Мурманска и некоторых других городов. В Москве из молодежи был сформирован пятитысячный противопожарный полк в составе 250 взводов. По данным Главного управления МПВО НКВД СССР, общая численность противопожарной службы страны в 1942-м достигла 509 163 человека.
В целях обеспечения быстрого восстановления разрушенного врагом хозяйства, 9 июля 1941 года Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял постановление «Об образовании в местностях, объявленных на военном положении, городских аварийно-восстановительных отрядов». Отряды создавались на базе строительных трестов и управлений, ремонтных служб исполкомов местных Советов. В дальнейшем эти аварийно-восстановительные отряды стали основой аварийно-восстановительной службы МПВО, той реальной силой, которая обеспечила бесперебойную работу важнейших объектов экономики, восстановление разрушенного городского коммунального хозяйства.
Принятые руководством страны и местными органами власти меры позволили за лето и осень 1941 года мобилизовать значительные силы и средства тыла страны на усиление местной противовоздушной обороны СССР. Объединенные в различные формирования, команды и группы самозащиты, советские люди составили огромную армию бойцов МПВО, вставшую на защиту страны от воздушных налетов противника. В результате в первый год войны в стране было создано свыше 80 000 групп самозащиты и подготовлено к противовоздушной и противохимической обороне 40 млн. человек, т.е. столько же, сколько за весь довоенный период.
Война убедительно показала, что защита населения, объектов народного хозяйства и территорий в военное время относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа. Силы МПВО успешно справились со своей задачей в годы войны. Они ликвидировали последствия более 30 тыс. налетов фашистской авиации, предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб и почти 2,5 млн. снарядов и мин. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тыс. загораний и пожаров.
Главным итогом деятельности МПВО за время войны является то, что противнику не удалось сколько-нибудь существенно нарушить работу тыла. Высокая выучка и мужество ее бойцов, командиров частей и формирований обеспечили надежную защиту населения и народного хозяйства, населенных пунктов и городов, их жизнедеятельность и бесперебойную работу промышленности и транспорта, и тем самым внесла заметный вклад в победу советского народа над фашистской Германией.