Что такое мтлб в армии
Армейский вездеход МТЛБ: бессмертная и вездесущая “мотолыга”
Любая война – это не только непосредственный огневой контакт с неприятелем, а и сложнейшая логистическая задача, без решения которой рассчитывать на успех бессмысленно. В войска ежедневно нужно доставлять сотни тонн грузов, так что без значительного парка транспортных средств любая современная армия воевать просто не сможет. Кроме грузов, на передовую нужно доставлять и личный состав, а также различные виды вооружения. Понятно, что военная специфика накладывает свои требования к конструкции и техническим характеристикам транспортных средств.
Типичным примером транспортного средства, созданного для армейских нужд, является советский гусеничный вездеход МТ-ЛБ, который был разработан конструкторами Харьковского тракторного завода в начале 60-х годов. Аббревиатура МТ-ЛБ расшифровывается, как «многоцелевой транспортер (или тягач) легкий бронированный».
Изначально этот легкий гусеничный транспортер создавался для доставки людей и грузов и в качестве тягача для артиллерийских орудий. В армии МТ-ЛБ нередко используют для перевозки мотострелков, хотя для этой роли он никогда не предназначался.
Вообще, эту машину можно смело назвать легендарной. Долгие годы она была настоящей «рабочей лошадкой» сначала советской, а потом и российской армии. Введя в название транспортера слово «многоцелевой», его создатели, наверное, даже не догадывались, насколько они будут правы. Трудно даже перечислить все таланты, которыми обладает МТ-ЛБ: на базе этого тягача было создано более восьмидесяти специальных машин и модификаций.
Для чего только не использовали МТ-ЛБ военные: и для проведения разведки (артиллерийской, радиационной и химической), оказания технической помощи и медицинской помощи, в качестве минного заградителя или передвижной радиостанции. Список можно продолжать еще долго. Также можно добавить, что на базе этого легкобронированного многоцелевого тягача были созданы несколько самоходных минометов, ЗРК «Стрела» и САУ «Гвоздика».
В армии МТ-ЛБ ласково называют «мотолыгами». Эксплуатация машины продолжается и сегодня, на 2010 год в российской армии находилось около 4 тыс. этих гусеничных тягачей.
Сегодня эта машина находится на вооружении нескольких десятков армий мира, она принимала участие в бесчисленном множестве военных конфликтов разной локальности и очень неплохо себя зарекомендовала. С момента начала серийного производства всего было выпущено 9,6 тыс. единиц МТ-ЛБ, а модернизацией «мотолыг», кажется, не занимался только ленивый.
Бронетранспортеры МТ-ЛБ выпускались в Польше и Болгарии по советской лицензии.
Отличная надежность тягача, его высокая ремонтопригодность и простота обслуживания были по достоинству оценены и на «гражданке»: МТ-ЛБ нашел свое применение в геологоразведке, стал излюбленным транспортом у охотников, лесников, нефтяников и газовиков.
История создания
В начале 60-х годов советское военное руководство решило обновить транспортный парк и заменить давно отслужившие свой срок гусеничные артиллерийские тягачи АТ-П новой машиной. А чтобы сделать этот процесс дешевле, было принято решение взять за основу что-нибудь из гражданской техники. Наиболее подходящим претендентом оказался легкий транспортер МТ-Л, который и переделывать особо было не нужно, только разработать для него бронированный корпус. Большинство же систем и механизмов машины осталось прежним.
Разработкой тягача занимались конструкторы КБ Харьковского тракторного завода, она началась в 1964 году, а уже через два года было развернуто серийное производство новой машины.
В 1966 году машина была принята на вооружение, производством МТ-ЛБ занимался Харьковский тракторный завод. В конце 60-х транспортер стал массово поступать в подразделения советской армии. МТ-ЛБ активно поставлялся на экспорт, благодаря чему принял участие в большом количестве региональных конфликтов. Советские войска использовали «мотолыги» во время Афганской войны, после распада СССР этой машине довелось повоевать еще и на просторах бывшего «великого и могучего».
Прекрасные тактико-технические характеристики машины позволили создать на ее базе целый ряд специальных машин как военного, так и гражданского назначения. Особенно популярными стали вездеходы на шасси этого бронетранспортера. Уже в 70-е годы подобные машины стали привычным транспортным средством в Сибири и в районах Крайнего Севера.
После распада СССР конструкторское бюро и производственная база, которая занималась выпуском МТ-ЛБ, остались на Украине. С того момента харьковчане сумели создать несколько удачных военных и гражданских модификаций машины.
В России модернизацией МТ-ЛБ занимаются несколько предприятий. Наиболее известными из них являются «Муромтепловоз» (г. Муром) и рубцовский филиал «Уралвагонзавода». Эти производители сотрудничают с российским оборонным ведомством, МЧС, регулярно представляют свою продукцию на различных выставках. Хотя, на самом деле восстановлением и «апгрейдом» МТ-ЛБ, конечно же, занимается гораздо больше компаний, предприятий и обычных народных умельцев, которым просто нравится эта замечательная машина.
Время от времени появляются публикации о том, что тягач МТ-ЛБ устарел и его необходимо заменить на что-то более новое. Обычно они сопровождаются рассказами о недостаточной защищенности машины и ее слабом вооружении. В качестве возможного преемника МТ-ЛБ нередко называют бронетранспортер БТР-3Ф.
Подобная идея не кажется слишком удачной. О боевых характеристиках и назначении МТ-ЛБ было написано выше. Что касается БТР-3Ф, то эта машина была создана на базе БМП-3, отзывы о которой, мягко говоря, весьма неоднозначны. Кроме того, стоимость МТ-ЛБ и БТР-3Ф просто несопоставимы. Конструкторы «мотолыги» заложили столько возможностей для модернизации этой машины, что сравнительно небольшие вложения позволяют создать на ее базе вполне современные транспортные средства.
Описание
Герметичный корпус МТ-ЛБ выполнен из броневых стальных плит, соединенных между собой сваркой. Их толщина составляет 7-14 мм. Внутреннее пространство машины разделено на несколько отделений. Следует отметить, что транспортер имеет значительный внутренний объем, в котором вполне комфортно размещаются члены экипажа машины и ее пассажиры. Еще можно добавить, что на машины, предназначенные для работы в условиях низких температур, устанавливаются дополнительные системы обогрева.
В передней части машины располагается трансмиссионное отделение, в котором находится коробка передач и поворотный механизм, а также компоненты системы смазки и бортовые передачи. Чтобы получить доступ к элементам трансмиссии, необходимо открыть крышку, находящуюся на верхней передней броневой плите.
Отделение управления расположено сразу за трансмиссионным, их разделяет броневая перегородка. В нем находятся рабочие места механика-водителя и командира машины. Наблюдение за местностью водитель ведет через лобовое окно, которое при необходимости можно закрыть броневой стальной крышкой, или с помощью трех перископов. Над его головой находится люк, через который он и попадает на свое рабочее место. Следует отметить, что транспортер имеет хороший обзор, который позволяет уверенно управлять машиной как днем, так и ночью. В темное время суток для освещения пути используются две фары и фара-искатель.
В крыше корпуса над местом командира машины находится башенка кругового вращения с 7,62-мм пулеметом. Обзор командиру обеспечивает такое же лобовое окно, как и у водителя или три перископа. На свое место командир попадает через люк в крыше корпуса.
Вдоль левого борта машины сразу за отделением управления установлен двигатель. Там же находится и главный фрикцион. Чтобы получить доступ в моторное отделение, необходимо снять съемную панель в крыше корпуса.
Транспортер МТ-ЛБ оснащается дизельным мотором ЯМЗ-238В с мощностью 192 кВт. Удельная мощность составляет 19,0 кВт/т – очень высокий показатель для середины 60-х годов.
Ходовая часть транспортера включает пару ведущих и пару направляющих колес, а также двенадцать опорных катков, выполненных из алюминиевого сплава. Внутри каждого из них находится воздушная камера, которая улучшает плавучесть машины. Регулировка натяжения гусениц осуществляется изнутри бронетранспортера. Для действий на заболоченной местности или в глубоком снегу на транспортер могут устанавливаться более широкие гусеницы.
Подвеска МТ-ЛБ торсионного типа. Герметичный корпус транспортера позволяет ему неплохо плавать. Движение на воде осуществляется за счет перематывания гусениц, его скорость составляет 5-6 км/ч. На передней части корпуса находится водоотражательный щиток, который поднимается во время форсирования водных преград. Кроме того, верхняя часть гусениц закрыты специальными экранами, которые во время плавания образуют гидродинамические туннели.
«Автомат Калашникова» среди гусеничных машин
За полвека службы в составе вооружённых сил многих стран транспортёры семейства МТ-ЛБ завоевали славу «автомата Калашникова» среди гусеничных машин благодаря своей неприхотливости и безотказности
История многоцелевых бронетранспортёров семейства МТ-ЛБ, получивших в войсках прозвище «мотолыги», берёт свое начало в первой половине 1960-х годов, когда командование Вооружённых сил СССР приняло решение о замене устаревших гусеничных артиллерийских тягачей АТ-П на новую бронированную машину для буксировки орудий, а также перевозки расчётов и военных грузов. Поскольку машина расценивалась как вспомогательная, то в целях экономии времени и средств было принято решение о её создании на базе уже спроектированного, но ещё не запущенного в производство гражданского транспортёра МТ-Л путём разработки нового бронированного корпуса. Разработка проекта нового транспортёра была поручена конструкторскому бюро Харьковского тракторного завода. Проектные работы завершились в 1964 году, а серийное производство машины началось двумя годами позже.
Транспортёр МТ-ЛБ спроектирован по следующей схеме: трансмиссионное отделение (в нём смонтированы коробка передач и механизм поворота, составляющие единый блок); отделение управления (отделено от трансмиссионного броневой перегородкой, в нём размещаются сиденья механика-водителя и командира); моторное отделение (расположено за отделением управления с левого борта машины, в нём расположены двигатель и главный фрикцион); транспортно-грузовое отделение (занимает кормовую часть машины и связано с отделением управления лазом вдоль правого борта).
Ходовая часть машины состоит из двенадцати опорных катков, двух ведущих колёс, двух направляющих колёс заднего расположения и двух гусениц. Транспортёр способен осуществлять перемещение по воде за счёт перемотки гусениц. Изначально машина проектировалась для буксировки артиллерийских систем калибром до 100 мм (в том числе БС-3 и МТ-12), перевозки грузов, а также для использования её в качестве санитарных машин переднего края.
За полвека службы в составе вооружённых сил многих стран транспортёры семейства МТ-ЛБ завоевали славу «автомата Калашникова» среди гусеничных машин благодаря своей неприхотливости и безотказности. К семейству МТ-ЛБ относятся собственно сами транспортёры типов МТ-ЛБ, МТ-ЛБу (удлинённая модификация, разработанная в конце 60-х годов), МТ-ЛБМ, МТ-ЛБУМ (модификации, разработанные в ОАО «Муромтепловоз» и прошедшие войсковые испытания в 2001 и 2003 годах соответственно).
Масса, кг | 9,700 |
Грузоподъемность, кг: | 2500 |
Количество мест: | |
в кабине | 2 |
в кузове | 11 |
Размеры, мм | |
длина | 6,454 |
ширина | 2,850 |
высота | 1,865 |
Вооружение | 7,62-мм ПКТ |
Максимальная скорость, км/час | 61,5 |
Двигатель | ЯМЗ-238 |
Боевая машина МТЛБ: технические характеристики вездехода
Любая современная армия нуждается не только в танках, боевых машинах пехоты или САУ, в большом количестве ей необходимы и транспортные средства для перевозки различных грузов и личного состава. В середине 60-х годов в СССР был создан гусеничный транспортер МТЛБ (многоцелевой тягач лёгкий бронированный), который до сих пор активно используется российской армией.
Когда создатели этого армейского вездехода давали своему детищу название «многоцелевой тягач», они, наверное, сами не догадывались насколько попали в точку. К нашему времени день на базе МТЛБ создано более 80 модификаций и специальных машин. Этот тягач отлично зарекомендовал себя в вооруженных конфликтах прошлых лет, а те, кто говорит о его недостаточной защищенности и слабом вооружении, просто не понимают, для чего был разработан этот вездеход.
МТЛБ не предназначен для непосредственного участия в боевых действиях, изначально машина создавалась для транспортировки артиллерийских орудий, их расчетов и боекомплекта. Он не должен ходить в атаки, а пулемет, установленный на МТЛБ, используется только для самообороны. Высокая надежность, простота в обслуживании и возможность ремонта в полевых условиях сделали этот вездеход очень популярным в войсках. Небольшая масса машины, высокая удельная мощность и гусеничный ход обеспечивают тягачу отличную проходимость. В армии МТЛБ называют «мотолыгой», «эмтээлбэшкой».
В настоящее время этот тягач находится на вооружении нескольких десятков армий мира, с начала серийного производства было выпущено более 9600 единиц этой машины. В 2010 году на вооружении ВС РФ находилось около 4 тыс. МТЛБ.
Исторические факты о создании вездехода МТЛБ
В 60-х годах правительство СССР совместно с руководящим составом вооруженных сил приняло решение провести обновление артиллерийского тягача АТ-П. В качестве экономии бюджета на общем совете постановили разрабатывать транспортное средство не с нуля, а использовать базовую серийную модель. Для нужд советской армии по характеристикам больше всех подходил на роль вездехода — МТ-Л. Основополагающим изменениям подвергся корпус — его заменили на бронированный. Остальные узлы и механические части практически не были затронуты.
Разработкой и внедрением обновления МТЛБ (фото) занимались конструкторы Харьковского тракторного завода. Первые шаги на пути к современному вездеходу были сделаны в 64 году. Спустя 24 месяца тягач поставили в серийное производство.
Название «многоцелевой тягач» было присвоено инженерами на начальном этапе. При этом вряд ли, специалисты догадывались, насколько термин будет соответствовать действительности. Так, в армии России сегодня на базе МТ-ЛБ уже создано больше 80 модификаций и специальных транспортных средств. Обусловлено это тем, что машина зарекомендовала себя, как надежный вездеход в различных военных конфликтах.
Примечательно, что перед вездеходом МТЛБ не ставится цели принимать непосредственное участие в бою, т. к. сначала он разрабатывался, как бронетранспортер орудий, расчетов и боевых снарядов. Соответственно, он не предназначен для атаки, а установка пулемета используется в качестве обороны.
Боевая машина МТЛБ
Популярность тягач завоевал за счет следующих свойств:
К сведению: помимо того, что вездеход числиться на вооружении в России, тягач приобретается десятками других государств по всему миру. С момента запуска в серию МТЛБ был выпущен свыше девяти тысяч раз. На 2010 г. в ВС РФ находится порядка четырех тысяч машин разной модификации.
К сожалению, многие модели транспортёра давно сняты с производства и найти их можно только на вторичном рынке. Стоимость нового автомобиля 2020 года составляет примерно три миллиона рублей, а более старые версии обойдутся в полтора миллиона. Подержанные модели можно приобрести за один миллион или даже дешевле, и финальная цена будет зависеть от пробега и состояния вездехода.
Завершая обзор, хочется ещё раз подчеркнуть, что вездеход МТБЛ прекрасно зарекомендовал себя во многих странах, как качественный и выносливый агрегат, который с лёгкостью выполняет задания любой сложности. Даже сегодня бронетранспортёр можно встретить на вооружении некоторых стран, и каждые несколько лет машиностроительные заводы выпускают новые варианты модификаций.
При регулярном уходе и бережном отношении техника однозначно прослужит вам ни один десяток лет и полностью отобьёт свою стоимость!
Основные конструктивные моменты вездехода
Корпус машины оснащен следующими отделениями:
Внутри могут свободно размещаться как личный состав, так и пассажиры.
В вездеходе МТЛБУ трансмиссионная подвеска расположена спереди вместе с коробкой передач и поворотным механизмом. За этой частью установлена перегородка из брони с отсеком управления. Отделение также вмещает места для водителя и механика. Обзор за местностью осуществляется через лобовое стекло, оснащенное защитой. Справой стороны на корпусе вмонтирована башня с пулеметом (калибр 7,62). Обслуживание силовой установкой занимается командир тягача.
Отделение с двигателем находится за отсеком с управлением и занимает практически всю среднюю часть. Помимо мотора, здесь находится главный фрикцион.
На корме присутствует отсек для транспортировки грузов и десанта. Кормовые двери и люки, расположенные выше корпуса, используются в качестве входа-выхода.
Главное, что у МТЛБУ есть такая техническая характеристика, как восьмицилиндровый дизельный мотор ЯМЗ-238В. Двигатель обладает мощностью в 300 лошадиных сил, позволяющие развивать скорость до 61,5 км/ч.
Катки у машины оснащены воздушной камерой, обеспечивающие движение по водной глади, т. е. транспортное средство способно плавать. Гусеничный тракт тягача осуществляет давление на грунт до 0,45 кг/см², подвеска имеет независимый торсионный тип.
Ходовая часть
Ходовая часть вездехода МТЛБ состоит из двух ведущих колес, двух направляющих колес с натяжными устройствами, двух гусеницы, двенадцати опорных катков и четырех гидроамортизаторов.
Подвеска ходовой системы смягчает удары и толчки, возникающие при движении вездехода МТЛБ на неровностях колеи. Подвеска независимая, торсионная.
Технические параметры
После проведения модернизации МТЛБ (фото) военный оснастили обновленным шасси с гусеничным трактом на 7 катков. Мотор был заменен на ЯМЗ-238В, что в итоге позволило машине иметь более совершенные технические характеристики, нежели у предшественницы. Примечательно, что это относится как к основным параметрам мощности, так и к уровню проходимости.
В рядах ВС России бронетранспортер получил название мотолыга-МТЛБ, «эмтээлбешка».
Ходовые свойства, мощный мотор, высокая грузоподъемность, а также проходимость дают возможность использовать тягач по всей стране. При этом на подвижность не влияет бездорожье и условия Крайнего Севера. Эти качества также ценятся вооруженными силами других государств.
Двигатель
На МТЛБУ установлен дизельный двигатель с восьмью цилиндрами ЯМЗ-238Н-1. Мотор оснащен турбонадувом, что вкупе с 300 лошадиными силами позволяет машине передвигаться по шоссе со скоростью 61,5 км/ч.
Главными техническими характеристиками двигателя, установленного на бронетранспортер, в отличие от старых версий, является внушительное обновление. Так, конструктора добавили:
Габариты МТ-ЛБ
У МТЛБ есть внутри кабина, изготовленная из цельной металлической обшивки. Допускается посадка до восьми человек, не считая личного состава машины. Кроме того, вездеход оборудован закрытым кузовом для транспортировки до 4 тонн груза либо десяти пассажиров.
Таким образом, обновленная версия мотолыги в армии позволяет больше вмещать, а дополнительным бонусом выступает круговой обзор местности. Примечательно, что и кузовная часть также была увеличена до 81 см. Это стало возможным за счет внедрения 7-опорного катка.
Высота аналогично подверглась изменениям — прибавили 20 см, что позволило расширить внутреннее пространство МТЛБУ.
Масса, тонна | 9,7 |
ДхШхВ, метры | 6,45×2,86×1,86 |
Объем прицепа на буксире, тонна | 4,5 |
Полезный удельный вес, тонна | 2 |
Скорость по дороге, max км/ч | 61,5 |
Средняя скорость по пересеченной местности, км/ч | 30 |
Расход топлива зависит от местности | от 90 до 120 л/100 км |
Клиренс (среднее значение), см | 40 |
Скорость передвижения по водному пространству, км/ч | 6 |
Подвижность машины
МТЛБ-У оборудована 6-ступенчатой коробкой передач, обеспечивающая передвижение бронетранспортера по асфальтированной магистрали, грунтовой дороге, а также по водному пространству и пересеченной местности.
МТЛБ — технические характеристики подвижности (км/ч):
Система управления
Основная масса функций блока управления вездеходом находится в свободном доступе для водителя машины. Кроме запуска двигателя, механик способен активизировать отопление и другие системы, необходимые для комфортного нахождения внутри (фото) МТЛБ.
Ходовая машины
Ходовая также претерпела обновление в ходе модернизации. В новой версии установлены 14 опорных катков, 2 ведущих и 2 направляющих колеса. При этом последние обладают натяжными устройствами. Две гусеницы имеют ширину в 56 см и 4 гидроамортизатора.
Подвеска обеспечивает плавный ход, гася удары и толчки во время езды тягача по бездорожью. Дополнительным плюсом является тот факт, что подвеска имеет независимый, торсионный тип.
Расход топлива МТЛБ
МТЛБ — техническое описание (инструкция по эксплуатации) расхода топлива:
Эксплуатация
Фото МТЛБу.
Тягач — вездеход активно использовался во времена войны в Афганистане, в разных других вооруженных конфликтах в странах бывшего СССР и ближнего зарубежья.
Срок службы техники зависит от правильной эксплуатации и своевременного ремонта.
В техническом описании и в инструкции по эксплуатации МТЛБ написано, что нужно производить ежедневную проверку всех узлов и механизмов, проверять отдельные его части до и после преодоления водных преград.
Периодичность и виды ТО:
Самодельный гусеничный вездеход — описание, план изготовления, инструменты и видео.
Технические характеристики самосвала ЗИЛ-130 тут.
Хотите узнать, как сделать снегоход из мотоблока?
Модификации машины МТЛБ
Вездеход МТЛБ — универсальная машина, на которую можно устанавливать различные устройства, передвижные лаборатории, буровые установки за счет базы из 7 катков шасси. Тягач используется не только на вооружении ВС России, но также применяется в нефтегазовой отрасли, георазведке в качестве транспорта по бездорожью и воде.
Применяя различные модификации бронетранспортера можно добиться использования тягача не только для перевозки грузов и десанта, но и в качестве командно-штабного передвижного пункта. Или как МТ-ЛБВ-Н для с/х нужд.
Разработано свыше 80 вариантов модификаций, например:
МТЛБ создавался, как универсальная платформа, на которую можно устанавливать боевые орудия и гаубицы. Однако в ходе испытаний стало понятно, что 6 катков не в состоянии вынести нагрузку, а корпус не позволяет монтировать тяжелое вооружение или ПВО. Поэтому корпус удлинили, установив седьмое колесо, заменили старый мотор, что позволило увеличить параметры грузоподъемности.
В обновленной машине способны размещаться десять пассажира и личный состав, либо боевые припасы. На основании этих факторов тягач стал популярен не только у военных, но и у гражданского населения.
Мотолыга — это легкая, но мощная машина, предназначенная для выполнения различных задач — от перевозки гражданских лиц до транспортировки грузов. Высокий запас хода, отличные технические характеристики и проходимость дают возможность использовать вездеход практически в любых условиях местности.
Гусеничная пожарная машина МТ-ЛБу-ГПМ-10
Место работы
МТЛБ является типичной машиной «рабочего» типа. В культуре и обыденной жизни обыватели немного знают о существовании этого многоцелевого тягача, а уж тем более как расшифровывается аббревиатура.
Для связанных с работой в тяжелых условиях севера или военных, без этой машины сложно представить нормальную службу или работу.
Грузоподъемность и вместительность, безотказность в эксплуатации, сравнительно дешевые запчасти и простой ремонт дают неоспоримые преимущества гусеничному вездеходу МТЛБ перед конкурентами, как среди бойцов вооруженных сил, так и среди геологов Транснефти из ХМАО. Модификации можно увидеть в фильмах и на постаментах в Сибири и на Дальнем Востоке, в краях, где суровые люди делали суровую работу на этих суровых машинах.
Техника на базе вездехода
На базе бронетранспортера созданы различные машины, например:
В разные годы на базе тягача создавались:
Описание конструкции
«Мотолыга» — выполненный по классической схеме вездеход без особых инженерных изысков.
В передней части корпуса располагается кабина для механика-водителя и командира машины, и органы управления МТЛБ «Мотолыга».
Управление происходит при помощи педалей акселератора и сцепления (во время переключения ступеней в коробке передач), поворот осуществляется за счет блокировки боковых фрикционов (2 рычага – правый и левый).
Для обзора в кабине были установлены окна. Для освещения пути в ночное время использовались фары. Командир, в случае необходимости, мог вести огонь из закрепленного на крыше пулемета ПКТ.
Устройство МТЛБ
За спиной водителя располагался моторный отсек, точнее двигатель и основной фрикцион. В случае необходимости ремонта не требовались усилия для доступа к нему.
За движком размещалось отделение для грузов и перевозимого состава, в размере до 10 пехотинцев в полном обвесе. В случае суровой необходимости в пассажирское отделение могло уместиться 18 человек.
Для посадки и высадки использовались: 2 люка в крыше и двери на фронтальной части машины. Для обогрева герметизированного транспортного отделения устанавливалась печка. В машинах, отправляемых на крайний Север предусматривалась дополнительная печка.
Внутренняя комановка МТ-ЛБ
Двигатель
В базовом варианте силовая установка состоит из V-образного восьмицилиндрового дизельного двигателя жидкостного охлаждения «ЯМЗ-238В» с максимальной мощностью 240 л.с.
Двигатель снабжен специальным устройством подогрева жидкости в система охлаждения и масла в картере для запуска при низких температурах.
- Что такое свеча в машине
- Что такое пороги ощущений