Что такое мтс в пдд
Место остановки маршрутных транспортных средств
Согласно ПДД место остановки маршрутных транспортных средств на дороге выделяется 15 метровое пространства. Легковые и грузовые автомобили не должны останавливаться в предназначенном для МТС месте. В противном случае многократно возрастает риск ДТП, снижается безопасность пассажиров.
Место остановки маршрутных ТС
Место остановки МТС (маршрутного транспортного средства) согласно действующему законодательству должно быть обозначено с помощью специальных знаков.
Наряду с пешеходными переходами, места остановок автобусов, трамваев и маршруток представляют собой особое пространство. Данное правило является важным не только для водителей МТС.
Знаки остановки
Знак остановки маршрутных транспортных средств.
Вид и содержания указателя определяет ГОСТ N25869-90. Указатель представляет собой желтую табличку с расписанием маршрутных транспортных средств.
Спецзнаки устанавливают в начале остановки. Три данных обозначения необходимо всегда учитывать и корректировать свое вождение в соответствии с ними. В ином случае водителю будет обоснованно грозить денежный штраф.
Штраф за стоянку на остановке
Нарушением ПДД является остановка на расстоянии менее пятнадцати метров от обозначенного знаками пространства. Если остановка будет занята автомобилями, то водителю МТС будет крайне сложно остановиться в положенном месте. Пассажиры не смогут выйти из автобуса/трамвая, как предусмотрено правилами. Вследствие этого снижается безопасность и существенно возрастает риск ДТП.
Помимо этого, внимание следует уделить разметке № 1.17. Согласно ПДД разметка № 1.17 указывает на запрет разворота в зоне остановки маршрутных транспортных средств.
Разметка № 1.17
Для двух столиц – Москвы и Санкт-Петербурга денежный штраф составляет до 3000 рублей. Сотрудники ДПС имеют право также временно задержать автомобиль нарушителя.
Видео: ПДД, пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств
Маршрутка — маршрутное транспортное средство или нет?
В XXI веке в России большое распространение получил такой вид общественного транспорта, как маршрутное такси. В Правилах дорожного движения для маршрутных транспортных средств есть ряд привилегий. Отсюда и возник спор, является ли «маршрутка» маршрутным транспортным средством в соответствии с определением ПДД.
«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
«Маршрутка» является маршрутным транспортным средством:
«Маршрутка» не является маршрутным транспортным средством:
Так может «маршрутка» пользоваться привилегиями Правил дорожного движения для маршрутных транспортных средств?
Маршрутка не автобус
Из толкового словаря иноязычных слов (автобус — это иноязычное слово)
5. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров.
Данный вид перевозки также имеет два обозначенных остановочных пункта — начальный и конечный, что соответствует определению в Правилах дорожного движения.
«Маршрутка» — Маршрутное транспортное средство и может пользоваться привилегиями Правил дорожного движения для маршрутных транспортных средств.
RusPDD.ru на других площадках:
Не забывайте делиться статьей в социальных сетях
Разбираемся в нюансах движения маршрутных транспортных средств
Маршрутные транспортные средства — разновидность общественного транспорта, передвигающегося по определенному маршруту и останавливающегося на заранее определенных остановках. К подобным видам ТС относятся рейсовые автобусы, троллейбусы и трамваи, передвигающиеся согласно маршруту.
Особенности движения маршрутных транспортных средств определяются пунктом 18 ПДД РФ.
Знаки приоритета
Маршрутные ТС (МТС) и другие участники движения имеют равные права на дорогах общего пользования. Однако из этого правила есть несколько исключений, когда МТС обладают приоритетом:
Выделенные полосы для МТС обозначаются следующими знаками:
Высадка и посадка пассажиров осуществляется в зоне действия знака 5.16 (для троллейбуса или автобуса) и 5.17 (для трамвая). Согласно пункту 18.3 ПДД РФ, при выезде рейсовых автобусов и троллейбусов с остановки попутные автомобили обязаны предоставить им приоритет. В свою очередь водители общественного транспорта при выезде обязаны убедиться в том, что им уступают проезд. У данного правила есть одно исключение: маршрутное ТС должно в обязательном порядке начинать движение от остановки.
Если общественный транспорт просто проехал через нее, то приоритет при возвращении в ряд ему не предоставляется.
Движение маршрутных ТС запрещено
Рейсовый транспорт при движении практически не ограничен запрещающими, ограничительными и предписывающими знаками. На МТС не распространяется действие знаков 3.1 «Въезд запрещен», 3.2 «Движение запрещено», 3.18.1 «Поворот направо запрещен» и 3.18.2 «Поворот налево запрещен», 3.19 «Разворот запрещен», 3.27 «Остановка запрещена» и многих других.
Подобное положение МТС определено необходимостью быстрой доставки пассажиров в условиях городских заторов.
Для действия такого положения необходимо соблюдение двух условий:
Если автобус или троллейбус отклоняется от маршрута, то в своих правах и обязанностях он приравнивается к остальным участникам движения. В такой ситуации на МТС распространяется действие любых запрещающих, ограничивающих или предписывающих знаков.
В отдельных случаях запрещается и движение маршрутных ТС во время следования маршруту. Например, знак 3.17.2 «Опасность» запрещает движение любому транспорту, в том числе и маршрутному, в связи с аварией или иной угрожающей опасностью.
Полоса для маршрутных ТС
Полоса для маршрутных ТС — выделенный ряд, предназначенный для проезда общественного транспорта и закрытый для движения любых легковых и грузовых автомобилей.
Передвигаться по выделенной полосе вправе не только рейсовый транспорт, но и:
Начало зоны действия полосы для маршрутных ТС помечается знаком 5.14, конец зоны действия наступает на перекрестке либо обозначен знаком 5.14.1. В случае продолжения полосы для МТС после перекрестка над ней снова должен быть установлен знак 5.14.
Также выделенный ряд может быть отмечен дорожной разметкой с прорисованной буквой «А».
Движение по полосе
Движение по полосе дозволяется только маршрутным ТС, однако при определенных обстоятельствах выезд обычному транспорту на нее разрешается для совершения маневров. Для этого разделительная полоса между обычным и выделенным рядом должна быть оформлена прерывистой линией.
Особенности
Встречаются две основных разновидности выделенных полос для движения МТС:
В последнем случае выезд на полосу для МТС приравнивается к движению по встречному ряду и грозит нарушителю лишением прав.
Поворот
При повороте направо действуют два правила, связанных с возможностью или запретом въезда обычного транспорта на выделенный ряд.
Съезд и выезд
Съезд на второстепенную дорогу либо прилегающую территорию через выделенную полосу разрешается, но только в том случае, если она отделена от соседней прерывистой линией дорожной разметки. Аналогичные правила действуют и при совершении выезда со второстепенной дороги или прилегающей территории.
Во время маневра водитель не должен создавать помех транспорту, движущемуся по выделенному ряду.
Обгон
Опережение или обгон автомобилей с заездом на полосу для МТС запрещается. Опережение разрешено только для МТС, движущихся по выделенной полосе. При совершении маневра опережения нарушитель рискует быть оштрафованным на 1,5 тыс. руб. (ст. 12.17 КоАП).
Обгон с заездом на встречную выделенную полосу нарушителю грозит штрафом в 5 тыс. руб. или лишением прав.
Посадка и высадка пассажиров
Посадка или высадка пассажиров с заездом на выделенный ряд допускается у правой кромки дороги. При совершении маневра должны быть соблюдены несколько условий:
Примеры из практики
Наиболее распространенный случай ДТП с участием маршрутного транспорта — столкновение с попутными автомобилями во время отъезда автобуса (троллейбуса) с остановки. Пункт 18.3 предписывает водителю МТС перестраиваться в дорожный ряд лишь в том случае, когда он убедится в предоставлении права преимущественного проезда. Однако в таком случае почти всегда виновным признается водитель автомобиля, так как он не предоставил преимущественное право проезда маршрутному ТС. Штраф за подобное деяние — 500 руб.
Нередко пренебрегают правилами и сами водители маршрутного транспорта. Например, водители автобуса, не находящиеся в рейсе, могут использовать выделенную полосу для объезда заторов. Общественный транспорт, не находящийся на маршруте, не обладает преимущественными правами при движении по выделенке. В подобной ситуации нарушитель должен быть оштрафован в соответствии со ст. 12.17 КоАП РФ на 1,5 тыс. руб. (3 тыс. руб. — в Москве и Санкт-Петербурге).
Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.
Что такое мтс в пдд
18.1. Вне перекрестка, где трамвайные пути пересекают проезжую часть, трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, кроме случаев выезда из депо.
Комментарий
Согласно пункту 1 главы 18 вне перекрестков, где трамвайные пути располагаться параллельно проезжей части, трамвай обладает преимуществом перед всеми остальными транспортными средствами, однако если трамвай движется из депо, то не обладает приоритетом на дороге. Подробнее о преимущественное право трамвая написано в пунктах 13.6, 13.9 и 13.11 настоящих Правил, предоставляющие трамваю преимущество на перекрестках и на перегонах.
18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе.
Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.
Комментарий
Согласно пункту 18.2 настоящих Правил на полосе для МТС, которая обозначена знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещено движение и остановка остальных видов транспорта.
На этих обозначенных полосах может находиться разметка в виде заглавной буквы «А».
При поворотах транспорт должен перестраиваться на полосу для МТС, отделенной от проезжей части разметки в виде прерывистой линией. Разрешено также (если это не создает помех МТС) въезжать на полосу для посадки и высадки перевозящих людей у правого края дороги.
Следовательно, всему остальному транспорту въезжать на полосу для МТС разрешено только если полоса имеет вид разметки прерывистой линии и только если она применяется для движения в попутном направлении транспортному потоку.
18.3. В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.
Комментарий
Как определено в пункте 18.3 настоящих Правил, в населенных пунктах владельцы транспортных средств должны уступить дорогу троллейбусам и автобусам, которые начинают движение от обозначенной остановки. Однако водители троллейбусов и автобусов могут использовать данное преимущество лишь в том случае, если они уверены, что им уступают дорогу. В случае дорожно-транспортного происшествия обоюдная вина возлагается также на водителя автобуса, троллейбуса или другого МТС.
Населенный пункт, который обозначен знаками 5.24 и 5.25 соответственно начало и конец населенного пункта.
Предоставляемый настоящими Правилами приоритет для МТС не освобождает водителей маршрутных транспортных средств от здравого использования мер предосторожности: прежде чем начать движение от остановки, они должны включить левый поворотник и убедиться, что перестроение будет безопасно для других участников дорожного движения.
Учитывать ли полосу для МТС в целях применения нормы п. 9.4 ПДД?
Пункт 9.4 Правил дорожного движения давно вызывает ряд вопросов как у пользователей дороги, так и правоприменителей. Одним из таковых является вопрос об относимости полосы для МТС (не отделённой разделительной полосой, естественно) к требованиям указанной нормы.
Приведём содержание абз. 3 п. 9.4 Правил дорожного движения:
В СП 396.1325800.2018 «Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования» выделенная полоса движения для наземного пассажирского транспорта общего пользования определена как полоса движения на основной проезжей части, выделенная разметкой или конструктивно и предназначенная исключительно для движения наземного пассажирского транспорта общего пользования (п. 3.1.2 СП).
При необходимости допускается устраивать обособление выделенных полос движения с применением ограждений гибких конструкций и/или делиниаторов (п. 6.8 СП).
Выделенные полосы движения для НПТОП целесообразно устраивать на улицах и дорогах общегородского значения с количеством полос движения транспорта 3 и более в одном направлении. На магистральных улицах с односторонним движением допускается устраивать выделенную полосу для НПТОП с организацией движения навстречу общему потоку транспортных средств (п. 6.8а СП).
Здесь уместно «подгрузить» п. «f» ст. 1 Конвенции о дорожном движении: «на проезжей части, где крайняя полоса или крайние полосы движения или велодорожки предназначены для движения определенных транспортных средств, термин «край проезжей части» означает для других пользователей дороги край остальной части дороги.»
Отдельно остановлюсь на Постановлении Правительства г. Москвы от 27 сентября 2011 года N 453-ПП «Об организации выделенных полос для движения маршрутных транспортных средств».
Согласно п.1.2 Приложения 2 указанного Постановления:
Таким образом, полоса для МТС есть отдельный участок дороги с особым правовым режимом (п. 18.2 ПДД), собственной инфраструктурой (и весьма разветвлённой).
Согласно п. 1.3 Приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года N 453-ПП инфраструктура выделенной полосы может включать в себя:
1) дорожную разметку;
2) дорожные знаки и информационные щиты;
3) заездные карманы на остановочных пунктах с удлинением посадочных площадок;
4) специальные технические средства фото- и видеофиксации административных правонарушений, интегрируемые в интеллектуальную транспортную систему;
5) отстойно-разворотные площадки (ОРП), предназначенные для скоростных автобусных систем (САС) и находящиеся в непосредственной близости от выделенной полосы в местах окончания трассы маршрута САС.
6) конечные станции;
7) перехватывающие парковки.
Как видим, полосу для МТС отличает от иных участков дороги суверенный правовой режим, технологическое обустройство и разветвлённая инфраструктура, несвойственные для иных, ординарных полос движения.
СП 396.1325800.2018 и Регламент создания и эксплуатации выделенных полос для движения маршрутных транспортных средств логически «выводят» полосу для МТС в отдельный участок дороги и, соответственно, данная полоса для целей п. 9.4 ПДД объективно не учитывается.
Да, постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года N 453-ПП есть НПА отдельного субъекта РФ, но данное постановление, в том числе, взял бы за основу при разработке нормативной базы о проектировании полос для МТС иными субъектами РФ.
Таким образом, формализм и буквализм в толковании исследуемого пункта ведут в тупик, порождают очевидную бессмыслицу и неопределённость.
Содержание нормы п. 9.4 уже её текстуального выражения. Пункт 9.4 ПДД следует толковать ограничительно, с учётом п. f ст. 1 Конвенции о дорожном движении.
Исходя из доктрины приоритета содержания над формой, полоса для МТС, являющаяся полосой движения со специальным (особым) правовым режимом, не подпадает под юрисдикцию п. 9.4 ПДД.
Объективно выведены из-под требований указанного пункта Правил и те привилегированные участники дорожного движения, которым разрешено занимать полосу для МТС (п. 18.2 ПДД).
Иначе данная правовая конструкция обессмысливает практически любую организацию движения с выделенными полосами.
Например, водитель легкового такси (или школьного автобуса) на четырехполосной дороге (в данном направлении) при наличии крайней левой полосы для МТС имеет право осуществлять движение по выделенной полосе и при условии свободных правых, ординарных полос движения.
И трёхполосная версия.
При проектировании полос для МТС целесообразно отделять полосу для маршрутных транспортных средств от общего потока транспортных средств разделительной полосой, выделенной линиями разметки 1.2 и 1.16.1 или 1.16.2.
Согласно п. 6.2.4 ГОСТ Р 52289-2019 разметку 1.2 допускается применять для обозначения разделительной полосы шириной не менее 0,5 м, предназначенной для отделения полосы для велосипедистов или полосы для маршрутных транспортных средств от общего потока транспортных средств.
Таким образом, полоса для МТС, являющаяся полосой движения с автономным правовым режимом, объективно выведена из-под юрисдикции п. 9.4 ПДД. В арсенале же действующих ГОСТов содержатся все необходимые технические средства организации движения, применение которых исключает подобные коллизии.