Что такое муфтий в исламе
Муфтий в исламе
Фото: «Бизнес онлайн»
Муфтий (араб. مفتى, производное от афта – «высказывать мнение») – это ученый-богослов, имеющий право давать фетву – решение по тем или иным религиозно-правовым вопросам, которые возникают у людей. Такое право муфтию дает его уровень знаний и понимания религии.
В самой фетве обычно формулируется задаваемый вопрос и ответ на него со ссылками на Коран, хадисы или цитаты из трудов других ученых-богословов.
Получение степени муфтия требует длительного обучения для обладания знаниями в разных областях исламского права и светских наук, так как выносимые решения касаются многих сфер жизни общества.
То или иное решение, вынесенное муфтием, может значительно влиять на повседневную жизнь верующих.
Официально должность муфтия появилась при династии Омеядов. Халифы стали назначать на нее людей из числа знатоков религии. Первоначально муфтию отводилась роль помощника правителя по решению тех или иных религиозных вопросов.
Еще больше усилилась роль муфтиев в Османской империи. Они назначались для каждой провинции, фактически входили в местный аппарат управления и имели возможность обращаться в органы центральной власти. Муфтии издавали фетвы по запросам кадиев – судей шариатского суда.
Поэтому беи-губернаторы провинций должны были действовать с учетом позиции региональных муфтиев. Они вместе с другими учеными-богословами и преподавателями религиозных дисциплин образовывали целое сословие – ильмие.
Высшим постом в рамках этого сословия для муфтия мог стать пост шейхуль-ислама – главного духовного авторитета Османского государства, чье место в государственной иерархии находилось сразу после великого визиря. На каждое значительное государственное дело должна была быть получена фетва шейхуль-ислама. Для отречения султана от престола также требовалась фетва.
В России пост муфтия появился при учреждении Оренбургского магометанского духовного собрания, созданного по указу императрицы Екатерины II в 1788 году. Его кандидатура после избрания мусульманским сообществом должна была утверждаться самим монархом. На деле муфтии назначались на должность императором по представлению министра внутренних дел.
В 1817 году император Александр I подписал указ об образовании Министерства духовных дел, в котором было определено, что муфтий должен избираться мусульманским обществом. Однако практика предыдущих лет в деле назначения муфтия продолжала сохраняться. В 1889 году она, наконец, обрела силу закона.
После Февральской революции 1917 года мусульмане России получили право самостоятельно избирать себе муфтия. В дальнейшем выборы муфтиев производились на съездах Духовных управлений мусульман из среды официальных религиозных служителей.
В современной России существует около сотни духовных управлений во главе с муфтиями. Причем богословский уровень руководителей религиозных организаций зачастую не принимается во внимание, а главной функцией российских муфтиев является организационно-хозяйственная деятельность.
Муфтий, его роль и функции
Муфтий – один из высших религиозных санов в суннитском исламе. Арабское слово «муфтий» является однокоренным слову «фетва» (богословское заключение по тому или иному вопросу). То есть муфтий – это священнослужитель, который признаётся религиозным авторитетом и наделяется правом вынесения фетв.
Роль муфтия в мусульманской умме необычайно важна, так как он, пользуясь большим уважением верующих и обладая необходимым багажом знаний, выносит богословские решения по определённому вопросу в соответствии с Кораном и сунной Пророка (с.г.в.). Муфтий вносит ясность в спорные моменты и на основании толкования священных текстов выносит богословские заключения по актуальным вопросам.
Как правило, в каждой стране, где имеется мусульманская религиозная община, избирается или назначается собственный муфтий, который выносит решения с учетом местной специфики. Кроме того, каждая национальная община устанавливает свои правила назначения или избрания того или иного человека на эту должность. Причём, на территории одной страны может осуществлять свою деятельность как один муфтий, так и несколько. Это зависит от особенностей системы организации работы органов мусульманской общины.
Например, на постсоветском пространстве основным мусульманским религиозным органом является Духовное управления мусульман (ДУМ). Как правило, председатель организации автоматически наделяется саном муфтия, что вызывает критику со стороны некоторых священнослужителей. Однако в ряде случаев пост главы ДУМ и муфтия региона занимают разные люди.
В некоторых государствах, на территории которых осуществляют свою деятельность сразу несколько муфтиятов, присутствует институт верховного муфтия, который обладает большими полномочиями, нежели обычные его коллеги в этой стране.
Должность муфтия требует соблюдения ряда условий потенциальным кандидатом:
1. Он должен исповедовать ислам – для добросовестного исполнения обязанностей муфтия человеку, бесспорно, необходимо быть мусульманином.
2. Должен обладать достаточным объёмом знаний – муфтий, являясь духовным авторитетом, обязан хорошо владеть исламскими дисциплинами для принятия верных решений.
3. Должен обладать авторитетом – религиозного лидера выбирают из числа уважаемых и почитаемых людей в обществе, чтобы его решения имели реальную силу, и народ ему доверял.
4. Должен вести себя подобающим образом – муфтий, как духовный наставник, подаёт пример верующим во всём.
5. Должен быть разносторонней личностью – как правило, муфтий выносит фетвы по вопросам, непосредственно связанным с различными сферами жизни общества, такими как питание, медицина, право и так далее. В этой связи ему следует иметь хотя бы базовый уровень знаний о предмете исследуемого вопроса.
В качестве религиозного лидера национальной мусульманской общины муфтий выполняет ряд важнейших функций:
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Знаю одного муфтия сургутской соборной мечети СаматовТагир, который соответствует всем нравственно правовым нормам и выполняет все перечисленные выше функции и больше того. Дай Аллах чтобы в каждой мечети был такой лидер!
В России нужен один Муфтий. Сколько можно их еще разводить? больше 100 штук уже муфтиячут, разве так можно? Скоро мусульман не останется обычных, все муфтиями станут
Муфтии – это высшее духовное сословие в исламе
Правоверные мусульмане обязаны жить по законам, завещанным Аллахом. Строгое их соблюдение – обязанность каждого мусульманина. Они записаны в шариате – своде нравственных законов, которые для каждого правоверного обязательны и непререкаемы. Это божественное руководство в жизни каждого, исповедующего ислам. Муфтий – это высшее духовное лицо. Он в совершенстве знает Коран и правила шариата, исполняет роль судьи, определяет соответствие поступков законам шариата.
Что такое шариат
Чтобы направить людей на истинный путь спасения, Всевышний Аллах послал к ним своих пророков. В мусульманстве Пророк Мухаммад – это последний из пророков, который дал людям шариат, содержащий нормы и правила жизни. При их соблюдении человеку открывается путь к всевышнему наслаждению. Те, кто не соблюдал высший закон, обречены на вечные страдания. Не всегда простому человеку удаётся определить, что угодно Аллаху, а что – нет. Поэтому в исламских государствах существуют муфтии. Это высшие духовные лица, дающие людям разъяснение ислама и выполняющие судебный надзор над исполнением высшего закона мусульман – шариата.
Нормы шариата делятся на пять категорий, которые охватывают все человеческие поступки:
С арабского слово «шариат» переводится как «чистая тропа к воде». Вода необходима для физической жизни, шариат – для души и разума. Пророк Мухаммад послан Аллахом к людям, чтобы направить их на чистую тропу, ведущую к Всевышнему.
Муфтий – что это такое?
В принципе, каждый поступок человека оценивается с точки зрения высшего мусульманского закона – шариата, который является не просто кодексом законов, предусматривающим наказание за проступки. Это путь безопасности и нравственности, который проложен самим Всевышним для мусульман. Этот закон трактовался и доносился до каждого мусульманина в молитве и проповеди. Ответственные за его соблюдение – это муфтии.
Они досконально знают Коран и шариат, наделены правом выносить свои решения, называющиеся фетва. Решения соответствуют направлениям ислама (шиизм, суннизм), господствующим в определённой стране. Слова «муфтий» арабского происхождения и обозначает «высказывать мнение». Это прямо указывает на его предназначение высказывать своё мнение о правомерности совершенного действия в соответствии с шариатом.
Кроме того, муфтий – это высокообразованный человек, безгранично верящий в Аллаха и зарекомендовавший себя благочестивым и праведным верующим. Ведь именно ему назначено было оценивать любой поступок или решение с точки зрения шариата.
Немного истории
Как гласит история, первые муфтии появились во время правления египетского халифа Умара II. При этом правителе они выполняли роль советников. Их компетенция ограничивалась руководством и разъяснением всех тонкостей Корана и шариата.
Первоначально сам пророк Мухаммад руководил молитвой, толковал Коран, судил мусульман. По мере необходимости его замещал Абу-Бакр, который был его заместителем – халифом. В провинциях этими вопросами занимались наместники, которым приходилось совмещать религиозные обряды с обыденными делами, например сбором налогов.
Постепенно стало понятно, что должен быть специальный человек при халифе, следящий за надлежащим исполнением заповедей пророка, руководящий соблюдением шариата. Таким человеком стал муфтий, значение которого в исламе трудно недооценить. Именно такими людьми была сформирована структура мусульманского права. Весь контроль над соблюдением выполнения шариата лег на муфтиев.
Как назначают муфтия
Главного муфтия государства назначал халиф. Главный богослов впоследствии принимал участие в назначении муфтия какой-либо области или провинции. Это делалось для того, чтобы легитимировать решения наместников с точки зрения ислама. В XV веке в Османской империи произошло изменение статуса. Появилось звание верховного муфтия, которое получил высший духовный наставник султана.
По определению, муфтий был вторым лицом в империи, который не только на каждое решение султана давал фетву, но и значительно влиял на принятие этих решений. Впоследствии ему было присвоено наивысшее звание шейх-уль-ислам (старейшина ислама). Под его руководством была создана иерархия мусульманских религиозных деятелей на службе государства, другими словами – религиозных чиновников, которые со временем настолько плотно и органично вошли в государственный аппарат, что после распада империи мусульманские государства, образованные в результате этого, включая и саму Турцию, унаследовали эту систему.
Муфтий
Содержание
Му́фтий (араб. مفتى — muftī, производное от афта — «высказывать мнение») — высшее духовное лицо у мусульман. Наделён правом выносить решения по религиозно-юридическим вопросам, давать разъяснения по применению шариата. Его решение (фетва) основывается на религиозно-юридических канонах распространённого в данной стране направления ислама (суннизма, шиизма и т. д.), а также школы шариата (мазхаба).
История
Первоначально, до 1517 года, высшим духовным лицом мусульман считались халифы, а после того как с 1517 года титул халифа стали носить османские султаны, они начали назначать своих заместителей по духовным вопросам с правом издания фетв. Первым муфтием был Кемаль-паша.
Муфтии в Российской империи
Оренбургский муфтият
В 1788 году указом Екатерины II «Об определении мулл и прочих духовных чинов магометанского закона и об учреждении в Уфе Духовного собрания для заведования всеми духовными чинами того закона в России пребывающими» было организовано Оренбургское магометанское духовное собрание (муфтият). Первым муфтием был Мухамеджан Хусаинов. В ведении Муфтия и духовного собрания находились: испытание претендентов на приходские должности в знании канонов ислама, выдача указов муллам, надзор за действиями духовенства мусульманского, строительство и ремонт мечетей, заключение мусульманских браков, имущественные споры, вакуфы, случаи неповиновения детей родителям, правильность исполнения мусульманских обрядов и ведения метрических книг приходским духовенством. В юрисдикцию оренбургского муфтията входили все губернии и области, кроме Таврической, Западной губерний и Закавказского края.
Таврический муфтият
В 1794 указом Екатерины II было создано магометанское духовное управление в Симферополе. В его округ входили Таврическая и Западные губернии.
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Муфтий» в других словарях:
муфтий — местный глава мусульманской церкви (Даль) См … Словарь синонимов
Муфтий — тот, кто дает фетвы. Так называют людей, хорошо знающих предписания шариата по различным аспектам вероучения и права, которые могут на этой основе выдавать правовые предписания фетвы. Однако муфтии не имеет права самостоятельно выносить решения… … Ислам. Энциклопедический словарь.
МУФТИЙ — (араб.) духовное лицо у мусульман, облеченное правом выносить решения (фетвы) по религиозно юридическим вопросам … Юридический словарь
МУФТИЙ — (арабское), духовное лицо у мусульман, облеченное правом выносить решения (фетвы) по религиозно юридическим вопросам … Современная энциклопедия
МУФТИЙ — (араб.) духовное лицо у мусульман, облеченное правом выносить решения (фетвы) по религиозно юридическим вопросам … Большой Энциклопедический словарь
Муфтий — духовное лицо у мусульман, облечённое правом выносить решения (фетвы) по религиозно юридическим вопросам … Исторический словарь
МУФТИЙ — МУФТИЙ, муфтя, муж. (араб. muftt). У мусульман ученый юрист богослов, разбирающий церковно правовые дела. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
МУФТИЙ — МУФТИЙ, я, муж. У мусульман: высшее духовное лицо, учёный богослов, толкователь Корана. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Муфтий — (арабское), духовное лицо у мусульман, облеченное правом выносить решения (фетвы) по религиозно юридическим вопросам. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
МУФТИЙ — (араб.) у мусульман духовное лицо, облеченное правом выносить решения (фетвы) по религиозно юридическим вопросам … Юридическая энциклопедия
«Муфтий в России – самоучредившийся чиновник или воплощение принципов ислама?»
Будущие исследователи российского ислама, изучая нынешнюю эпоху, придут в ужас от количества разборок и попыток дележа власти, считает известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр. Самим мусульманским лидерам сложно прийти к организационному единству, поскольку неизменно включаются личные амбиции и интересы, и здесь должно помогать государство, которое формально не может вмешиваться в жизнь религиозных организаций. Однако еще есть и важнейший богословский аспект проблемы, без которого она просто нерешаема, полагает автор «БИЗНЕС Online».
Раскол между муфтиятами — это и есть самый точный коллективный портрет нашей мусульманской действительности Фото: «БИЗНЕС Online»
Разборки, скандалы и нескончаемый дележ духовной власти
Когда будущие исследователи российского ислама станут изучать нашу эпоху, то они придут в ужас. К сожалению, главным «достижением» всего постсоветского возрождения ислама в нашей стране стали разборки, скандалы и нескончаемый дележ духовной власти. Один исламовед, чье имя непринято упоминать в приличном обществе, даже написал книгу о новейшей истории ислама в России, где все сводится только к одному — расколу отечественной уммы. Увы, но он прав. Раскол между муфтиятами — это и есть самый точный коллективный портрет нашей мусульманской действительности. Вот и сейчас очередной пленум ДУМ РФ прошел на фоне нового скандала. Духовные иерархи ислама из Москвы обменялись с коллегами с Северного Кавказа упреками на тему того, кто и у кого оттяпал приходы.
Все это происходит при неустанных декларациях мусульманских лидеров России о важности единства в исламе. На эту тему читаются пламенные проповеди и публикуются статьи, неизменно украшаемые знаменитым кораническим аятом «Держитесь все вместе за вервь Бога и никогда не разделяйтесь» (3:103). Некоторые муфтияты даже вмонтировали данную цитату в логотипы своих организаций, не понимая всю абсурдность подобного украшательства. Ведь сам факт существования множества разрозненных муфтиятов является надругательством над этим аятом, к которому они так смело апеллируют, но который в действительности их лишь изобличает.
Когда говорят о мусульманском единстве, нередко возникает ощущение, будто речь идет о каком-то абстрактном понятии, абсолютно не имеющем отношения к нашей с вами действительности, словно мы говорим не о собственном единстве, а о единстве каких-то далеких марсиан. Ведь очевидно, что рассуждения на данную тему бессмысленны, если они не предполагают практических предложений и идей, т. е. не затрагивают организационных аспектов. В самом деле какое отношение к российской реальности имеют рассуждения о том, что главою мусульман должен быть только представитель племени курайш, что ислам не знает понятия светского государства и что светская и духовная власти в исламе неразличимы, о том, как надлежит выбирать халифа — главу мусульманского государства? Какое все это имеет отношение к нам, российским мусульманам, живущим в светской стране? А между прочим именно эти тезисы и проповедуются по старинке в книгах, посвященных исламскому праву, хотя чаще такие вопросы просто замалчиваются.
Отсутствие внятной теории духовной/внутриисламской власти применительно к российскому исламу во многом и способствует организационной разобщенности мусульман. Именно отсутствие собственно религиозных (богословских) измерений у этого вопроса и порождает ситуацию, когда в стране действуют десятки не зависимых друг от друга духовных управлений, которые порой разворачивают деятельность параллельно друг другу в одних и тех же регионах.
Как известно, для того чтобы зарегистрировать новый муфтият, достаточно трех местных общин. Да, светские законы допускают подобную практику. Но допустимо ли это с точки зрения внутренней логики самого ислама? Вот в чем вопрос. А ответить на него можно не тогда, когда мы по многовековой привычке рассуждаем о халифе в идеальном исламском государстве, а когда мы честно смотрим в лицо собственной реальности и начинаем размышлять о том, кто же такой халиф в наших российских условиях. Получается, что те, кто ответственен за состояние мусульманского богословия в России, а именно они любят рассуждать о единстве мусульман, сами же в силу своей интеллектуальной пассивности являются могильщиками этого самого единства.
Когда говорят о мусульманском единстве, нередко возникает ощущение, будто речь идет о каком-то абстрактном понятии, абсолютно не имеющем отношения к нашей с вами действительности, словно мы говорим не о собственном единстве, а о единстве каких-то далеких марсиан Фото: «БИЗНЕС Online»
Десакрализация муфтиятов на руку исламским радикалам
Отсутствие ответов на ключевые вопросы духовной жизни создает почву для всевозможных спекуляций. Например, часто можно встретить утверждение, что российские имамы и муфтии — это «самоучредившиеся чиновники», а институт духовного управления лишь инструмент контроля со стороны государства над мусульманами. Подобная десакрализация муфтиятов на руку исламским радикалам. Они прямо говорят мусульманам, что ваши муфтии — ряженные, ненастоящие, а вот в ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ террористической группировки «ИГИЛ» — прим. ред.) или других подобных местах жизнь мусульман устроена на основе подлинных принципов ислама, после чего активно призывают сделать хиджру или, что еще хуже, агитируют построить умму на тех же принципах и в России.
Мусульманские деятели России обижаются, когда их легитимность в исламе ставится под сомнение. Ну, а что обижаться? Вы сами создали ситуацию, при которой напрочь отсутствует богословское осмысление института духовного управления мусульман и его статуса (хукма) в исламе. Неудивительно, что радикалы и пользуются этим вакуумом, обращая ваше молчание против вас самих.
Теология института муфтията должна разрабатываться в опоре на традиционное богословское наследие ислама, но и с учетом его российской специфики и истории. В рамках этой теологии мусульманские богословы должны решить несколько фундаментальных вопросов. Во-первых, им предстоит разобраться с соотношением светской и религиозной власти применительно к российскому исламу, разграничить сферу их полномочий с точки зрения исламских ценностей и понятий. Во-вторых, необходимо прояснить для себя, кто является субъектом внутриисламской власти. В-третьих, понять, чем является институт духовного управления мусульман в России: продолжением насажденной Екатериной II «исламской церкви» или необходимой формой самоорганизации российской уммы в условиях немусульманского государства. Мы должны определить статус, полномочия и источник легитимации лидера российских мусульман. И наконец мы должны определить, в каких отношениях духовный лидер мусульман состоит с государством: должно ли оно его назначать (как это делается в исламских странах) или же он должен избираться некоей шурой (как-то предписано Кораном).
Речь не идет о том, чтобы узаконить статус-кво, подвести богословское обоснование под существующее положение вещей или под интересы конкретного человека. Во главу угла должны быть поставлены интересы всей уммы в их стратегической, а не тактической перспективе.
Когда мы перестанем смотреть на институт муфтията как на недоразумение и чужеродный для ислама элемент, но увидим в нем проявление глубинных исламских принципов, то неизбежно придем к выводу, что тот бардак и раскол, которые нынче существуют в российском исламе, — богопротивное положение вещей, ибо мусульмане должны быть едины.
Пожалуй, из российских муфтиев больше остальных пытался преодолеть раздробленность мусульман муфтий ЦДУМ России Талгат хазрат Таджуддин Фото: «БИЗНЕС Online»
Самим мусульманским лидерам сложно прийти к организационному единству
Самим мусульманским лидерам сложно прийти к организационному единству. Здесь неизменно включаются личные амбиции и интересы. Хотя нужно признать, что такие попытки не раз предпринимались с их стороны. Именно на волне этого стремления появились такие организационные структуры, как совет муфтиев России, духовное собрание мусульман России, координационный центр мусульман Северного Кавказа. Все они были призваны минимизировать раскол российских мусульман. Но к реальному единству ничто из этого так и не привело.
Пожалуй, из российских муфтиев больше остальных пытался преодолеть раздробленность мусульман муфтий ЦДУМ России Талгат хазрат Таджуддин. В свое время он даже предлагал любопытную схему объединения через распределение равноценных титульных должностей между основными игроками. По его задумке, кто-то должен был получить статус верхового муфтия, кто-то — шейха ль-ислама, а кто-то — председателя совета улемов. Нужно отдать должное Талгату хазрату, он не ограничился лишь одними заявлениями, а принял два совершенно феноменальных документа, которые наверняка войдут в анналы истории российского ислама: фарман-указ № 44-15 от 22.12.2015 «О распределении полномочий руководителя ЦДУМ России», предполагающий назначение Камиля хазрата Самигуллина на должность верховного муфтия ЦДУМ России, и фарман-указ № 45-15 от 22.12.2015 «О взаимном структурном объединении региональных духовных управлений мусульман ЦДУМ России с советом муфтиев России». Увы, этот добрый порыв по причинам, не зависящим от самого Таджуддина, так и остался на бумаге.
Российское государство, которое в силу принципа светскости не может вмешиваться во внутренние дела мусульман, также находит способы подтолкнуть исламских лидеров России к объединению. Именно в таком свете следует расценивать форумы татарских религиозных деятелей, которые ежегодно собираются в Татарстане силами окологосударственных структур. Совершенно очевидно, что подобные встречи создают реальные условия для сближения имамов и муфтиев из разных и порой враждующих между собой духовных управлений.
Наконец мотив объединения муфтиятов можно усмотреть и в сфере мусульманского образования. Совет по исламскому образованию, в который входят представители всех ведущих исламских организаций страны и который разрабатывает общие образовательные стандарты, а также Болгарская исламская академия, которая и учреждена была разными муфтиятами, и принимает студентов со всех регионов, — тому подтверждение. В данном контексте следует упомянуть и всероссийский совет улемов, создание которого обсуждается в последние годы. Идея этого совета также свидетельствует о желании российских мусульман преодолеть существующий раскол и вернуться к единству.
Решить проблему единства российских мусульман без разработки богословского аспекта проблемы будет крайне сложно, а скорее всего, и невозможно Фото: «БИЗНЕС Online»
Если этого не сделает Болгарская академия…
Но, как бы ни были благостны все упомянутые инициативы, решить проблему единства российских мусульман без разработки богословского аспекта проблемы будет крайне сложно, а скорее всего, и невозможно. Однако самим муфтиятам трудно взяться за разработку такого богословия, ибо они априори не могут поставить себя вне схватки. Этим должны заниматься мусульманские структуры, которые стояли бы над всеми российскими муфтиятами. В условиях отсутствия всероссийского совета улемов единственной такой структурой на сегодняшний день является Болгарская исламская академия.
Недавно БИА выпустила учебное пособие «Гражданская идентичность мусульман России», которое было презентовано во многих городах: Москве, Казани, Уфе, Пятигорске, Саратове, Саранске, Махачкале и самом Болгаре. Учебник писался в большой спешке: как рассказывают источники, авторы хотели издать и широко презентовать свое творение непременно до выборов в Государственную Думу. Зачем им это было нужно — Бог весть. От спешки и многие недостатки учебного пособия (их анализ — тема для отдельного разговора). Но самое грустное состоит в том, что, задаваясь вопросами гражданской идентичности российских мусульман, авторы (согласно источникам, основным автором и главным инициатором всего проекта был Али Вячеслав Полосин) обходят стороной, возможно, самый ключевой вопрос данной темы — богословскую природу института, который отвечает за духовную жизнь мусульман в условиях России. Согласитесь: сложно быть настоящим гражданином и патриотом своей страны (как того желают автору учебника), когда она дает тебе возможность жить лишь в условиях фальшивых псевдоисламских институтов. А то, что муфтияты на самом деле не являются таковыми, никто, увы, так и не доказал.
Хочется верить, что к следующим выборам это досадное упущение будет исправлено. Ведь если этого не сделает Болгарская академия, то за богословскую легитимность института российского муфтията не заступится больше никто.