Что такое муфтий в крымском ханстве
Крым: хищное Крымское ханство
Золотая Орда. Генуя
В XIV столетии Орда переживала кризис, вызванный исламизацией. Орда утратила значительную часть наступательной мощи, и её силы были направлены на внутреннюю грызню, которая в итоге и погубила великую державу.
После очередной междоусобной резни в шестидесятых годах XIV века Золотая Орда была разделена на две части — восточную и западную (на Руси эту междоусобицу назвали «великой заметней»). В западной части — в Северном Причерноморье и Крыму — власть захватил темник Мамай, опиравшийся на половцев, которые в это время получили название «татары», ясов и касогов. Мамай был женат на дочери золотоордынского хана Бердибека и хотя не был из рода Чингисхана, но претендовал на ханскую власть. Его союзником была Генуя, создавшая колонии по всему южному побережью Крымского полуострова. Транзитная торговля и контроль над коммуникациями превратили Мамая в богатейшего вельможу, который мог содержать огромную армию и сажать на ханский престол своих марионеток.
Большое значение в этот период в Крыму приобрела Генуэзская республика. Генуя, торговый город-порт на берегу Лигурийского моря в Северной Италии, к началу XII столетия превратилась в крупную морскую державу. Победив своего конкурента Венецию, Генуя стала монопольным хозяином морских торговых путей, которые проходили вдоль Крыма. Византия во второй половине XII века предоставила Генуе исключительные права в Чёрном море. Венеция утратила свои владения в Крыму. В середине XIII века ордынцы передали во владение генуэзцам небольшой прибрежный поселок Феодосию. Генуэзцы назвали город Кафой и превратили его в свой главный опорный пункт в Крыму. Затем генуэзцы заключили договор и с Константинополем, который ранее владел южной частью Крыма. Византийцы в это время нуждались в помощи и постоянно уступали Генуе и Венеции, поэтому генуэзцы получили округ с Кафой во владение, и право монопольной торговли в Причерноморье было подтверждено.
В конце XIII века Венеция и Генуя снова вступили в войну за сферы влияния. Венецианская республика была разбита. 1299 году итальянские города-государства подписали «вечный мир». Генуя осталась единственной хозяйкой торговых коммуникаций Северного Причерноморья и Крыма. Ордынцы несколько раз пытались выжить наглых «гостей», но те уже хорошо укрепились и устояли. В итоге Орде пришлось смириться с наличием генуэзских земель в Крыму. Венецианцы в середине XIV века смогли проникнуть в Крым, но большого влияния не добились. Во время «замятни» в Орде генуэзцы расширили свои владения в Крыму. Они захватили Балаклаву и Судак. В дальнейшем в руках предприимчивых итальянцев оказалось все крымское побережье от Керчи до Балаклавской бухты под Севастополем. На южном берегу полуострова генуэзцы основали и новые укрепленные пункты, включая Воспоро, основанный на месте бывшего Корчева. В 1380 году ордынский хан Тохтамыш признал все территориальные захваты генуэзцев.
Время от времени ордынцы захватывали и разоряли опорные пункты генуэзцев. В 1299 году войска Ногая разорили Кафу, Судак, Керчь и Херсонес. Громил итальянские владения хан Тохта. В 1395 году Железный Хромец разгромил Кафу и Тану (современный Азов). В 1399 году властителем Золотой Орды стал главнокомандующий ее войсками эмир Едигей, в этом же году он совершил поход на Крым, во время которого разгромил и сжег многие его города. Херсонес поле этого погрома больше не восстановился и через несколько лет прекратил существование. Однако огромные прибыли от посреднической торговли позволяли генуэзцам вновь и вновь отстраивать свои опорные пункты. Кафа в конце XIV века была крупным городом и насчитывала около 70 тыс. человек.
Генуэзцы поддержали Мамая в походе на Русь, выставив наёмную пехоту. Однако в Куликовской битве армия Мамая потерпела сокрушительное поражение. После этого Мамай потерпел поражение от войск Тохтамыша. Он бежал в Кафу к своим союзникам. Однако они его предали. Мамая убили.
В начале XV столетия шла борьбе между Тохтамышем и Едигеем. После гибели Тохтамыша, борьбу продолжил его сын Джелал ад-Дин. Крым не раз становился ареной ожесточенных схваток. Различные претенденты на ордынский престол считали Крым, из-за его изолированного положения, наиболее надежным убежищем в случае поражения. Они охотно раздавали земли на полуострове своим сторонникам и приближенным. Сюда стекались остатки разбитых войск, отрядов различных ханов, претендентов на престол, военачальников. Поэтому тюркский элемент постепенно занял господствующее положение в Крыму и освоил не только степную часть полуострова, но и проник далее к гористому побережью.
Генуэзская крепость Кафа
Крымское ханство
В первой половине XV века Золотая Орда как единая держава прекратила существование. Появилось несколько государственных образований со своими династиями. Самым большим осколком была Большая Орда, занявшая степи между Волгой и Днепром. В междуречье Иртыша и Тобола образовалось Сибирское ханство. На средней Волге возникло Казанское царство, занявшее земли бывшей Волжской Булгарии. От Большой Орды отпали ногаи, кочевавшие по берегам Азовского и Черного морей. Крымский улус также стал самостоятельным.
Родоначальником крымской династии стал Хаджи I Гирей (Герай). Хаджи Гирей был из рода Чингиса и проживал в Великом княжестве Литовском и Русском. В 1428 году Хаджи Гирей при поддержке великого князя литовского Витовта захватил Крымский улус. Литве были выгодно поддерживать часть ордынской элиты, сея смуту в Орде и прибирая к рукам её области в бывшей Южной Руси. Кроме того, Крым имел важное экономическое значение. Однако войска Улу-Мухаммеда выгнали его. В 1431 году во главе нового войска, собранного в Литовском княжестве, Хаджи Гирей предпринял новый поход в Крым и занял город Солхат (Кырым, Старый Крым).
В 1434 году хан Золотой Орды Улу-Мухаммед снова разбил Хаджи Гирея, тот бежал в Литву. Тем временем в причерноморских степях продолжались усобицы ханов. Татарские войска несколько раз опустошали полуостров. Около 1440 года крымско-татарская знать во главе со знатными кланами Ширин и Барын попросила великого князя Казимира отпустить Хаджи Гирея в Крым. Хаджи Гирей был посажен на трон литовским маршалком Радзивиллом. С 1441 года Хаджи Гирей правил в Крыме. После нескольких лет борьбы с ханом Большой Орды Сеид-Ахмедом, Крымское ханство окончательно стало независимым. Хаджи Гирей заключил союз с Феодоро, направленный против генуэзской Кафы, помог отбить Каламиту. Кроме того, Крымское ханство было в союзе с Литвой в противостоянии с Большой Ордой. Хаджи Гирей нанес ряд тяжелых поражений ханам Большой Орды Сеид-Ахмеду и Махмуду, к нему перебежало большое количество воинов, что серьёзно увеличило военную мощь нового ханства. Действия Хаджи Гирея способствовали окончательному развалу Орды.
Столицей ханства стал город Крым-Солхат. Недалеко от Чуфут-Кале, на берегах реки Чуруксу Хаджи Гирей основал «Дворец в садах» — город Бахчисарай, который стал при его сыне Менгли Гирее новой столицей ханства. Большинство населения ханства составили крымские татары. Первое упоминание этого этнонима — «крымские татары» — отмечено в начале XVI века в работах С. Герберштейна и М. Броневского. До этого кочевое население Крыма называли «татарами». Крымские татары сформировались как народность в Крым в XV-XVII вв., то есть это очень молодой народ.
Основу «крымских татар» составили ассимилированные и издревле здесь жившие потомки арийцев — киммерийцев, тавров, скифов, сарматов, аланов, готов, славян, а также бежавших на полуостров обломков племен хазар, печенегов, половцев. Сыграли свою роль и волны миграции тюрков с Малой Азии. Ордынцы-«татары» объединили всех политически, а ислам — идеологически. В итоге тюркизация и исламизация привела к появлению крымско-татарской народности.
Последние генетические исследования это подтверждают. На основе наследования по Y-хромосоме большинство крымских татар относится к гаплогруппе R1a1 (арийская гаплогруппа, сформировавшаяся в Южной России). Затем значительную долю среди татар Крыма имеют носители гаплогрупп J1 (ближневосточная группа, характерная для евреев) и G (западнокавказская). Также имеет значительный процент гаплогруппа J2 (ближневосточная группа), уступает ей гаплогруппа C, характерная для Центральной Азии. Таким образом, этнографическая основа у крымских татар — арийская. Однако присутствует большой процент «хазар», «черкесов» и тюрков. Тюркизация и исламизация в течение нескольких столетий всех превратила в «крымских татар». Этому удивляться не стоит. Все процессы управляемы. Буквально на наших глазах из части русского народа с успехом создают отдельный этнос — «украинцев». А также конструируют «поморов», «казаков» и «сибиряков».
В южной части Крыма ассимиляция шла медленнее. Здесь в сельской местности преобладали христиане. Поэтому там довольно долго жили ещё греки, армяне, готы итальянцы, славяне, выходцы из Кавказа и др. Однако к моменту присоединения Крымского полуострова к Российской империи практически все были ассимилированы, устояли только общины греков и армян, но и они были обречены, если бы не вхождение состав России. Так последние готы исчезли в XVIII веке.
Паразитарный характер Крымского ханства
На территории Крымского ханства возникло несколько форм распределения земли: ханское землевладение, владения знати (бейлики) и мурзинские земли, земли османского султана, вакуфные земли, принадлежавшие духовенству и общинные земли. Крымской знати — родам Ширин, Барын, Аргын, Седжеут, Мангит и др., принадлежали довольно крупные земельные владения. Их владельцы беки были богаты и имели возможность содержать большие отряды. Они стояли во главе ведущих родов, объединявших племена. Беки владели землей, что обеспечивало их власть над скотоводами, т. н. «чёрным народом», они имели право суда, устанавливали размеры налогов и барщины. От беков зависели и военные дворяне. Именно беки определяли политику ханства, часто решали судьбу крымских ханов. Кроме того, в крымскую элиту входили огланы — царевичи-чингизиды, военные дворяне (мурзы), мусульманского духовенство (муллы) и богословы-улемы.
Официально вся власть принадлежала хану и ханскому совету (дивану), в который входили сам хан, калга-султан — второе по значимости лицо в ханстве (наследник, его назначал хан из числа братьев, сыновей или племянников), старшая жена или мать хана, муфтий — глава мусульманского духовенства, главные беки и огланы. Третьего по значимости после хана и калги лица в иерархии Крымского ханства, второго наследника престола называли нуррадином-султаном (нурэддин).
Надо отметить, что генуэзские купцы и потомки хазар на первых порах сыграли ведущую роль в становлении работорговли на полуострове. Крымские порты на долгие столетия превратились в ведущих поставщиков живого товара — русских, польских, черкесских (кавказских), татарских (в степи постоянно шли усобицы) девушек и детей. Мужчин продавали намного меньше: здоровые мужчины сопротивлялись до последнего, стоили меньше, да и были источником бунта и всяческого неповиновения. Женщин и детей было намного легче «выдрессировать». Живой товар в основном не оставался в Крыму, а вывозился в Османскую империю, Южную Европу, в Персию и Африку.
Большую роль в становлении хищническо-разбойного Крымского ханства (Разбойно-паразитическое Крымское ханство и борьба с ним) сыграла Османская империя. Период становления Крымского ханства совпал со временем становления могущественной османской державы, которую тогда боялись почти во всей Европе. Уже в 1475 году сын Хаджи-Гирея Менгли-Гирей признал себя зависимым от султанской власти. Крымское ханство стало вассалом империи османов. Практически одновременно в Крыму были ликвидированы другие государственные образования. Османский султан Мехмед II Завоеватель организовал экспедицию в Крым для борьбы с генуэзцами. Турецкий десант при поддержке крымских всадников осадил Кафу, крепость вскоре капитулировала. Пали и другие опорные пункты генуэзцев. Турки захватили столицу христианского княжества Феодоро — Мангуп. Всё население города было вырезано или продано в рабство. В дальнейшем все жители княжества были исламизированы и ассимилированы. Генуэзские земли, Феодоро, также ряд крупных городов и крепостей Причерноморья, Приазовья и Кубани непосредственно стали частью Османской империи. В стратегически важных местах османы построили сильные крепости или использовали уже имеющиеся. Таким образом, они превратились в реальных хозяев Крыма и всего Причерноморья. Ханы стали назначаться, смещаться по воле султанов. Многие крымские царевичи постоянно жили в Константинополе, чтобы понравиться султану и занять трон.
Константинополю было выгодно поощрять агрессию Крымского ханства против Русского государства и Польши. Удары крымских татар в основном приходились по южным и западным русским землям, бывшим в составе Речи Посполитой, хотя бывало, что захватчики прорывались и собственно польские земли. Крымское ханства должно было помочь Блистательной Порте в период её расцвета продвинуться дальше на восток. Кроме того, работорговля приносила большие барыши османским купцам. Позднее, когда Османская империя утратила большую часть наступательного потенциала, Крымское ханство позволяло удерживать контроль над Северным Причерноморьем. С другой стороны, военные гарнизоны, ударные отряды янычар, османская артиллерия усиливали военную мощь Крымского ханства, что позволяло ему долго сдерживать давление Русского государства.
Земледельческим трудов в Крыму занималось в основном зависимое население, которое подвергалось ассимиляции, исламизации и постепенно превращалось в «татар». Сами крымские татары предпочитали занятие «благородных людей» — разбойные набеги с целью захвата полона, что было весьма прибыльным делом. Понятно, что почти вся прибыль уходила в карманы знати, «чёрный народ» едва сводил концы с концами. В степных районах Крыма было развито животноводство, в первую очередь разведение овец и коней, но этим занимались нищие пастухи. Основой же экономики ханства на долгий период времени стала торговля живым товаром. С конца XV века крымские отряды стали совершать регулярные набеги и масштабные походы на соседей — Кавказ, Русское государство, земли подвластные Польше. Людей угоняли и во время конфликтов с другими степняками.
Посланник короля Польши Мартин Броневский, несколько месяцев живший в Крыму в 1578 году, отмечал: «Народ этот хищный и голодный, не дорожит никакими клятвами, ни союзами, ни дружбой, но имеет в виду только свои выгоды и живет грабежами и постоянной изменническою войною».
Набеги обычно устраивали летом, когда основная масса людей (крестьяне) участвовала в полевых работах и не могла быстро спрятаться в городах или лесах. Вперёд выслали разведку, если путь был свободен, выходили основные силы орды или набегового отряда. Обычно орда шла в поход не для ведения боевых действий. Если противник узнавал о противнике и успевал вывести на границу значительные силы, татары обычно не принимали боя и уходили, или старались обхитрить врага, обойти его, прорваться в тыл, быстро ограбить селения, захватить пленных и уйти от ответного удара. Легковооруженные всадники обычно успешно уходили от ударов тяжелых дружин и полков.
Прорвавшись в русские земли, всадники устраивали загонную охоту (облаву). Города и крепости обходили. Села брали с ходу или поджигали, а затем рубили тех, кто сопротивлялся, грабили и уводили в плен людей. Взрослых пленников и молодежь гнали как скот, расставляли в ряды по нескольку человек, связывали им назад руки сыромятными ремнями, сквозь эти ремни продевали деревянные шесты, а на шеи набрасывали веревки. Затем держа за концы веревок, окружали всех несчастных цепью всадников и гнали по степи, подхлестывая нагайками. Такой мучительный путь «отсеивал» слабых, больных. Их убивали. Наиболее ценный «товар» (детей, молоденьких девушек) везли. Достигнув относительно безопасных земель, где они уже не ждали погони, сортировали и делили «товар». Больных, пожилых сразу убивали или отдавали молодежи — для «тренировки» хищных навыков.
Находившийся в польско-татарской армии во время похода короля Яна Казимира на Левобережную Украину в 1663—1664 гг. герцог Антуан де Грамон оставил описание этого процесса. Разбойники убили всех стариков, которые были не способны к тяжелой работе, здоровых мужчин оставили для турецких галер (на них использовали рабов как гребцов). Молодых мальчиков оставили для «наслаждений», девушек и женщин — для насилия и продажи. Раздел пленных проходил по жребию.
Английский посланник в Русском государстве Д. Флетчер писал: «Главную добычу, которой татары домогаются во всех войнах своих, составляет большое количество пленных, особенно мальчиков и девочек, коих они продают туркам и другим соседям». Для перевозки детей крымские татары брали большие корзины, ослабевших или заболевших в дороге пленников безжалостно убивали, чтобы не задерживаться.
На полуострове полон продавался на невольничьих рынках. Крупные рынки были в Кафе, Карасубазаре, Бахчисарае и Гёзлеве. Купцы-перекупщики — турки, евреи, арабы, греки и др., скупали людей по минимальной цене. Некоторая часть людей оставлялась в Крыму. Мужчины использовались на тяжелых и грязных работах: добыча соли, рытье колодцев, сбор навоза и т. д. Женщины становились обслугой, в том числе сексуальными рабынями. Большую часть полона развозили по другим странам и регионам — в Порту, её многочисленные провинции — от Балкан и Малой Азии до Северной Африки, Персию. Славянские рабы попадали в Среднюю Азию, Индию. Во время перевозки морем с «товаром» не церемонились, более или менее нормальные условия создавались только для наиболее драгоценного «товара». Большое число рабов и «неистощимый» источник «товара», как и в торговле неграми из Африки, окупало все расходы. Поэтому смертность была ужасная.
После перевозки мужчин отправляли на галеры, где скудная пища, болезни, изнурительный труд и побои быстро их убивали. Часть отправляли на земледельческие и иные тяжелые работы. Некоторых превращали в евнухов, прислугу. Девушек и детей скупали в качестве прислуги и для плотских утех. Незначительное число красавиц имело шанс стать законной женой. Так, до сих пор у многих на слуху имя Роксоланы. Анастасия-Роксолана стала наложницей, а затем женой османского султана Сулеймана Великолепного, матерью султана Селима II. Она оказывала большое влияние на политику мужа. Однако это было редкое исключение из правил. Славянок-рабынь в Османской империи было так много, что многие турки стали их детьми и внуками, включая видных военных и государственных деятелей.
Милли Фирка
Ислам в Крыму. Часть 1
Post navigation
17.01.2012
Ислам в Крыму. Часть 1
От трагического прошлого к проблемам современности
В становлении и развитии культуры народов Крыма на протяжении многих веков существенную и даже определяющую роль играла религия. Исторически Крым характеризуется полиэтноконфессиональным составом. Однако в различные исторические отрезки времени на полуострове доминировали определённый состав населения и определённые верования, которые либо уходили в небытие, либо сохранились в небольших этнических группах.
Исключение составили Христианство и Ислам, являющиеся традиционными религиями на территории Крымского полуострова.
Включение Крыма в состав Золотой Орды в первой половине XIII века привело к исламизации большинства проживающих народов и на протяжении почти 7 веков, ислам являлся основой уклада жизни населения Крыма.
Ислам становится государственной религией Крымского ханства, которое хранило свою полную или частичную независимость на протяжении около 3 веков. В период расцвета ислама в Крыму практически во всех населенных пунктах были мечети и Ислам помимо основы духовной жизни крымскотатарского народа, стал его нациеобразующим фактором.
В Крымском ханстве сложилась разветвлённая структура мусульманского духовенства, включавшая богословов, законоведов, судей, учителей, проповедников, служителей мечетей и т.д. Главные представители мусульманских духовных лиц традиционно входили в систему управления Крымского ханства, их должности обязательно указывались в титулатурах всех ханских грамот. [1].
Присоединение Крыма к России, практически, не повлияло на структуру мусульманского духовенства.
В манифесте Российской императрицы Екатерины II «О принятии полуострова Крымского, острова Тамань и всей Кубанской стороны, под Российскую Державу» от 8 апреля 1783 года и более позднего указа от 28 июня того же года, говорилось о необходимости «… определить надлежащее не скудное содержания мечетям и служащим в оных школах их и на другие тому подобные полезные дела».
Согласно императорского манифеста и вышеуказанного указа, вся структура мусульманского духовенства в Крыму оставалась без изменений, однако вся система мусульманского религиозного устройства Крыма была поставлена под контроль Российской империи.
В 1788 году Российская империя создает Таврическое магометанское духовное правление (ТМДП), явившееся новой институцией мусульманского духовенства во главе которого назначались муфтий и кади-аскер. Влияние ТМДП, кроме Крыма, распространялось на мусульманское сообщество Польши и Литвы. В номенклатуру ТМДП входили 5 духовных лиц, так называемых эфендиев. Всему руководству духовного правления было установлено государственное жалование.
Несмотря на внешнюю благосклонность в отношении местного аборигенного населения и его религии, империя вела неуклонную политику вытеснения крымскотатарского народа с полуострова. К концу XVIII века в Крыму функционировало около 1600 мечетей, 25 медресе, действовала широкая сеть мусульманских школ — мектебов [2]. Однако, пользуясь безграмотностью большинства населения Крыма, имперской власти удалось провести на полуострове масштабную политику обезземеливания местного аборигенного населения, что в результате стало причиной массовой эмиграция крымских татар в Турцию, которое привело к опустению городов и сёл, что в свою очередь обусловило закрытие многих мечетей, медресе и мектебов.
К 1914 году на полуострове действовало уже только 729 мечетей, а численность духовенства сократилась более чем в пять раз и составила 942 человека. [3].
Система исламских институций в Крыму была ликвидирована уже в первые годы советской власти. Если в 1921 году в Крыму было зарегистрировано 470 мусульманских общин, то с 1944г по 1989 г.г. на полуострове не действовало ни одной мусульманской религиозной организации. Антирелигиозая коммунистическая пропаганда была направлена на закрытие мечетей, медресе и мектебов, изъятие из библиотек и уничтожение мусульманской литературы. В результате сталинских репрессий было ликвидировано практически всё мусульманское духовенство.
В 1944 г. после депортации из Крыма основного крымскотатарского народа Ислам здесь окончательно прекратил своё существование.
Высылая крымских татар в Среднюю Азию, власти, очевидно, рассчитывали на скорую ассимиляцию этого этноса в близкой ему этнической и религиозной среде. Возможно, если бы трагедия этого народа затянулась на 3-4 поколения, процессы этнической и языковой трансформации стали бы необратимыми, а «крымскотатарский» ислам был бы окончательно интегрирован в структуру центральноазиатских мусульманских ценностей. Но самоотверженная борьба крымских татар за возвращение на родину, а также начавшаяся либерализация режима и официальное осуждение практики массовых политических репрессий остановили этот процесс, придав ему иное историческое направление.
Исламская идентичность всегда играла важную роль в этнической мобилизации крымских татар, в формировании их национального самосознания и этнокультуры. В условиях депортации посещение крымскими татарами действующих мечетей было невозможно. Язык молитвы (арабский) со временем стал доступен лишь единицам, и мусульманская традиция сохранялась преимущественно в семейно-бытовой сфере.
Тем не менее, социокультурная приверженность крымских татар исламу в этот период усилилась. Это не случайно, поскольку «для народов, лишенных политической независимости, религия является единственным выражением национального единства». Неудивительно, что начавшееся в конце 80-х гг. массовое возвращение на родину изгнанного народа принесло с собой и бурное возрождение ислама. К началу массовой репатриации крымских татар в Крыму не было ни одной мусульманской общины и ни одной действующей мечети. [4].
В течение почти 50-летнего срока нахождения в местах ссылки, в условиях тоталитарного атеистического режима, произошёл значительный отрыв крымскотатарского народа от своих религиозных корней, в результате религиозность сохранилась, практически, на уровне традиций и бытовых обрядов.
На современном этапе национального возрождения крымскотатарского народа, возвращающегося из мест депортации на свою историческую родину, особенно актуальным стал вопрос возрождения религии, изучение истоков истории и культуры, неотделимых от исламских традиций. Мусульманское население в современном Крыму представлено, преимущественно, крымскими татарами и некоторыми другими народами, исповедующими ислам: поволжскими татарами, азербайджанцами, узбеками, турками, народностями Кавказа и другими этносами, составляющими (включая г. Севастополь) около 11% населения полуострова.
С учётом исторических этнических и конфессиональных особенностей мусульман, в крымской автономии стали создаваться условия для реализации духовных потребностей граждан, исповедания своей религии и отправления религиозных обрядов и сохранения религиозной самобытности.
В момент возвращения крымских татар на свою историческую родину в конце 80-х годов 20-го столетия их общая религиозная грамотность находилась на низком уровне, хотя практически все считали себя мусульманами. Ислам большинством народа воспринимался, всего лишь, как часть традиций или культуры крымских татар, переданных от старшего поколения. Пятикратный намаз, являющийся одним из столпов ислама, до недавнего времени, выполняли считанные единицы верующих и единственным коллективным намазом, который совершался среди крымских татар, был дженазе-намаз (обряд похорон), который проводил местный мулла-самоучка.
С возвращением на историческую родину, наряду с процессами обустройства крымскотатарского народа, начался процесс возрождения его религии: строительство мечетей, восстановления исламских институций, многие потянулись в создававшиеся в то время религиозные курсы или духовные школы (медресе).
На фоне непростого становления всех традиционных для Крыма конфессий, можно без преувеличения сказать, что Ислам оказался в самом тяжёлом положении.
Если большинство христианских культовых зданий в годы советской власти использовались под склады, клубы и магазины и в таком виде сохранились, то мусульманские мечети, чтобы стереть следы ислама на крымской земле — просто уничтожались. К 1988 году осталось меньше десятка мусульманских культовых зданий, сохранивших признаки мусульманских мечетей, некоторые из которых были объявлены памятниками архитектуры и градостроительства.
За последние два десятилетия Ислам стал реальным фактором общественной жизни в Крыму. В настоящее время в крымской умме насчитывается около 300 тысяч мусульман, подавляющая часть из которых, крымские татары.
В первый период тяжёлого процесса обустройства крымскотатарского народа на своей родине, отсутствия у репатриантов собственных финансовых, материальных, религиозных и кадровых ресурсов, об активном процессе строительства мечетей и возрождения исламских институций в Крыму не могло быть и речи. Поэтому, естественно, взоры крымских мусульман были обращены в сторону мусульманских государств, в первую очередь Турции и Арабского Востока, которые с пониманием отреагировали на обращения о помощи.
Первые мусульманские общины были зарегистрированы в Крыму в 1988 году, а в 1990 при активном участии крымскотатарского богослова Сейтджелила-эфенди Ибрагимова был создан Кадият мусульман Крыма (КМК), в котором он получил должность кадия. КМК вошёл под юрисдикцию Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС).
Приблизительно через год, 31 августа 1992 года в г. Симферополе состоялось Всекрымское собрание представителей мусульманских общин, на котором было принято решение об учреждении Духовного управления мусульман Крыма (ДУМК), в составе которого входил муфтият мусульман Крыма.
В соответствии со своим первым Уставом, ДУМК осуществляет свою деятельность на основе и в соответствии с откровениями Всевышнего и Корана, Сунны Пророка Мухаммеда, норм шариата, выраженные в иджтихаде, факихов, постановлений и решений Курултая мусульман Крыма при уважении и соблюдении государственных законов Украины [5]. Председателем ДУМК и первым постсоветским муфтием мусульман Крыма был избран Сейтджелил-эфенди Ибрагимов. Наиболее активная деятельность мусульманских общин в Крыму наблюдалась в годы его руководства (1991-1995гг). Именно на эти годы пришёлся пик роста регистрации мусульманских общин: в 1995 году количество зарегистрированных религиозных организаций достигло рекордной цифры — 52-х мусульманских общин.
В результате активного взаимодействия ДУМК с зарубежными клерилькальными центрами мусульманских стран начался активный процесс строительства новых и возвращения бывших мечетей, открытия мусульманских духовных учебных заведений — медресе и воскресных школ при мечетях. Как отмечает исследователь крымского ислама Э. Муратова, в начале 1990-х годов отношения Меджлиса и ДУМК в целом строились на равноправной основе.
Муфтий Крыма Сейтджелил Ибрагимов был достаточно авторитетен среди крымских татар и это, в свою очередь, обусловливало то, что ДУМК проводило довольно самостоятельную политику, стремилось уйти от политизации Ислама в Крыму, на почве чего даже возникали достаточно острые противоречия между муфтием и председателем Меджлиса.
…Амбиции С. Ибрагимова, его популярность среди крымских мусульман, а также независимость собственных позиций, очевидно, вызывали недовольство у лидеров Меджлиса.
В итоге, под формальным предлогом отъезда муфтия на учёбу в одну из мусульманских стан, Сейтджелил-эфенди был фактически отстранён от управления муфтиятом. …18 ноября 1995 года состоялся Курултай мусульман Крыма, в ходе которого был избран новый муфтий Нури Мустафаев — активный сторонник участия мусульманской общины Крыма в решении политических задач национального движения крымских татар.
Также была введена новая должность представителя Меджлиса в Муфтияте с весьма обширными полномочиями, которую в настоящее время занимает А. Альчиков. …Таким образом, весь спектр деятельности ДУМК координируется Меджлисом через своего представителя в данной структуре… [6].
На II Курултае мусульман Крыма который состоялся 4 декабря 1999 года, Муфтием мусульман Крыма и председателем Духовного управления мусульман Крыма избран Эмирали Аблаев.
В отличие от предыдущих муфтиев, Эмирали-эфенди Аблаев оказался наиболее приемлемой для Меджлиса фигурой. И это стало одним из факторов его долгожительства в должности крымского муфтия: на очередных III и IV Курултаях мусульман Крыма, он вновь переизбирался на высокую должность муфтия мусульман Крыма. А на последнем Курултае, чтобы продлить срок его полномочий, Курултай решил вернуться к прежнему сроку каденции крымского муфтия и председателя Духовного управления мусульман Крыма — до 5-ти лет.
Духовное управление мусульман Крыма
В исламе не существует четкого разграничения на духовную и светскую сферы. Это особенно наблюдается в современной истории возвращения депортированного крымскотатарского народа на свою историческую родину. Полномочным представительным органом крымских татар, является Меджлис крымскотатарского народа, уполномоченный от имени народа заниматься вопросами восстановления в Крыму крымскотатарской национальной государственности, культуры, языка и религии. Важнейшей заслугой Меджлиса считается воссоздание Духовного управления мусульман Крыма (ДУМК), по этой причине Меджлис осуществляет определённый контроль над деятельностью Духовного управления мусульман Крыма.
В соответствии с Уставом, Духовное управление мусульман Крыма является на территории Украины самоуправляющимся религиозным объединением мусульман Крыма… Высшим органом духовной власти и управления в Крыму является Курултай мусульман Крыма, Совет ДУМК и Муфтият ДУМК. Право духовного суда имеют: Курултай мусульман Крыма, Совет ДУМК и Муфтият ДУМК.
Совет Духовного управления мусульман Крыма (Шура) состоит из членов муфтията, председателя ревизионной комиссии мусульман Крыма, председателя Меджлиса крымскотатарского народа и 22-х региональных имамов Крыма, которые назначены Муфтиятом. Совет ДУМК в период между Курултаями мусульман Крыма имеет полную законодательную и судебную власть…
В компетенцию Совета ДУМК входит: контроль за исполнением решений Курултая мусульман Крыма, …решения принципиальных вопросов, касающихся, как внутренней, так и внешней деятельности ДУМК, оценка деятельности Муфтията ДУМК… …временное отстранение от обязанностей Муфтия и членов Муфтията ДУМК, избранных на Курултае мусульман Крыма…
Муфтият ДУМК состоит из 9 членов. Руководство Муфтиятом осуществляет Муфтий. В обязанности Муфтията входит: наблюдение и забота за правильностью разъяснения учения ислама, нормами мусульманской морали и благочестия, вынесение дисциплинарных решений, касающихся священнослужителей, принятие решений о назначении и увольнения имамов Крыма по согласованию с религиозными общинами…
Муфтий является главой мусульман Крыма, избранный Курултаем мусульман Крыма. Он же — председатель ДУМК.
Муфтий Крыма должен соответствовать следующим требованиям: иметь богословское образование, достаточный опыт духовного управления. Муфтий в своей деятельности руководствуется решениями Курултая мусульман Крыма, Совета ДУМК, а также Меджлиса крымскотатарского народа… Право суда над Муфтием, как и окончательное решение вопроса о его выходе на заслуженный отдых принадлежит Курултаю мусульман Крыма. Он избирается сроком на пять лет, осуществляет связь с другими духовными управлениями, представляет ДУМК перед государством и международными организациями, контролирует работу всех духовных учреждений мусульман Крыма.
Курултай мусульман Крыма является высшим органом ДУМК, принимает решения по обеспечению единства духовных общин ДУМК, утверждает отчёты Муфтията ДУМК…, рассматривает, вносит изменения и утверждает Устав ДУМК…, избирает Муфтия, его заместителей, 3-х членов Муфтията, секретаря Муфтията и ревизионную комиссию Курултая мусульман Крыма… Председателем Курултая является Муфтий, а при его отсутствии один из его заместителей… [7].
В состав ДУМК, согласно его Уставу, могут входить образованные им структурные подразделения. В настоящее время в систему мусульманских институций входят мусульманские духовные учебные заведения (медресе) и воскресные школы, действующие при мечетях.
Краткая хронология Курултаев мусульман Крыма
II Курултай мусульман Крыма состоялся 4 декабря 1999 года, в котором приняли участие 218 делегатов и около 100 приглашённых гостей. С отчётным докладом выступил муфтий мусульман Крыма хаджи Нури-эфенди Мустафаев. На Курултае впервые была поднята проблема возникновения в Крыму различных исламских течений, а также проникновение на полуостров нежелательной религиозной литературы. В результате закрытого голосования, новым муфтием мусульман Крыма был избран имам села Золотое Поле Кировского района Эмирали Аблаев.
III Курултай мусульман Крыма состоялся 17 апреля 2004 г. при участии более 300 делегатов и около 100 приглашённых. В отчётном докладе муфтия мусульман Крыма Эмирали Аблаева основное внимание итогам деятельности муфтията с ноября 1999 по апрель 2004 г.г., рассматривались вопросы деятельности мусульманских общин, а также вопросы межконфессиональных отношений.
В частности членство мусульман в Межконфессиональном совете «Мир — Дар Божий» муфтий увязал с необходимостью вхождения в состав межконфессионального Совета Крымской епархии УПЦ Киевского патриархата. Впервые за историю ДУМК было уделено внимание вопросам внутриисламских противоречий в среде крымских мусульман.
Прошедший Курултай показал, что внутри мусульманской уммы формируются серьёзные оппозиционные силы и что ДУМК, в случае нежелания к наведению диалога, может оказаться перед лицом внутримусульманских конфликтов. И эти опасения со временем подтвердились.
IV Курултай мусульман Крыма состоялся 26 июля 2008 года в и отличался тем, что на это мероприятие не были приглашены не только представители автономных (независимых) мусульманских общин, но и представителей некоторых мусульманских общин ДУМК. «Они не могут быть председателями общин, не могут быть имамами. Запрет касается хизбов и ваххабитов, которых мы не пустили на Курултай», заявил он в комментарии «1К». [8].
директор Крымского центра исламоведения,
кандидат философских наук, религиовед
2. Александров И.Ф. О мусульманском духовенстве и управлении духовными делами мусульман в Крыму после его присоединения к России. Симферополь, 1914 с.8.
3. Источник: В. Григорьянц. «Следами пророка»// журнал «Крым», № 1, 2001 г.
4. Э.С. Муратова. «Ислам в современном Крыму индикаторы и проблемы процесса возрождения», Симферополь, 2006г с. 143-146.
6. «Мусульмане требуют перевыборов муфтия. Он винит в этом хизбов» Первая Крымская № 33 (239) от 29 августа 2008 г.
7. Устав ДУМК в новой редакции от 24.05.2001г.
8. С. Червонная «Ислам и христианство в Крыму: диалог или «clash of civilizations?» Газета «Авдет» № 5 (481) от 04.02.2008 г.