Что такое мультимедийная журналистика для детей
Что такое мультимедийная журналистика: понятие, типология, особенности
Мультимедийная журналистика — сравнительно новое явление для современной медиа-сферы. Чтобы разобраться в этом понятии, нужно определить, что же лежит в основе.
Понятие и определение
Как известно, информация и медиа не могут существовать друг без друга. Это вполне логично, ведь информация не может доставляться до адресата без каналов коммуникации, в качестве которых и выступают медиа. В свою очередь и коммуникационные каналы теряют своё назначение без транслирующегося по ним предмета. Следовательно, эти понятия не разделимы.
Итак, мы понимаем, что в основе термина лежит тесная взаимосвязь, из которой и вытекает определение. Мультимедийная журналистика — это направление современной журналистики, которое подразумевает под собой распространение информации по двум и более каналам коммуникации или же по одному каналу Интернет, но с использованием разных форматов подачи материала.
Виды и типы
По типу восприятия информации всю мультимедийную журналистику можно разделить на три группы: иллюстративные, аудиальные и видеожанры. Каждый тип включается в себя различные виды.
Так, например, к иллюстративным жанрам можно отнести:
В ряду аудиальных жанров можно выделить четыре вида:
Видеожанры включают в себя такие виды:
Основные черты
Мультимедийная журналистика, как и классическая, имеет характерные черты, отличающие её от других направлений:
Безусловно, некоторые черты можно отнести и к иным направлениям журналистики, ведь по сути классические печатные издания обрабатывают и, как следствие, хранят варианты готовых к печати изданий на том же компьютере. Однако мы не рассматриваем каждую черту по отдельности, ведь только в комплексе они составляют реальный и полноценный образ «новых медиа».
Специфику и тонкости создания мультимедийных объектов уже рассмотрели теоретики и практики.
Особенности
С появлением нового направления изменилась и вся журналистика в целом. Даже сама профессия «журналист» приобрела иные характеристики. В современном ритме настоящий профессионал в сфере СМИ приобрел характеристику «универсальный». Иными словами, особенности мультимедийной журналистики принудили профессионала к освоению новых инструментов для добычи и создания информационного продукта. Теперь журналист считается востребованным, если он может выполнять несколько ролей: снимать, писать, монтировать, фотографировать и другое.
Еще одна особенность мультимедийной журналистики — необходимость подстраивать материал под требования интернет-аудитории. Любой материал в первую очередь оценивается с точки зрения его онлайн-потенциала. Чтобы определить его самостоятельно, почитайте о новых критериях оценки Интернет-СМИ.
Эти особенности проистекают из одной современной тенденции, конвергенции. Она коснулась не только самих журналистских материалов, но и организации работы внутри СМИ. Появившиеся совсем недавно «конвергентные редакции» — это ответ на особенности мультимедийной журналистики. Задача такой редакции заключается в создании мультимедийной статьи. Такой материал отличается достаточно большими трудозатратами, которые отнимут у одного журналиста очень много времени. Для более оперативной работы несколько журналистов начинают работать над одним материалом. Так и возникают конвергентные редакции.
Плюсы и минусы
Итак, мультимедийная журналистика — это серьезный шаг вперед в развитии сферы медиа. Она позволяет наиболее оперативно, четко, емко и доступно доставлять информацию до аудитории. Кроме того, она обеспечивает качественную обратную связь. Но нельзя забывать и о минусах. С появлением «новых медиа» у большинства редакций возникли вопросы по поводу мотивации сотрудников. По сути в современной реальности журналист оказался в невыгодном положении. Он должен выполнять больше ролей, но при этом получать те же деньги.
Нельзя дать точную оценку мультимедийной журналистике, но свою лепту в процесс упрощения информационной коммуникации она внесла.
Тема: Мультимедийная журналистика как средство социально-коммуникативного развития детей в дополнительном образовании.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Егорлыкский Центр внешкольной работ
Мастер-класс для педагогов
Тема: Мультимедийная журналистика как средство социально-коммуникативного развития детей в дополнительном образовании.
Подготовила и провела педагог
Цель: Ознакомление педагогов с технологией «мультимедийная журналистика» как средством социально-коммуникативного развития детей в дополнительном образовании.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вам, наверно, известно, что с нового учебного года я занимаюсь с детьми мультимедийной журналистикой. Анимация, видео и фото широко применяются в информационном пространстве, начиная с телевидения, Интернета, набирающего все большую популярность у молодежи видеоблогинга и заканчивая жизнью каждого человека, который делает фото и видео, чтобы сохранить в памяти наиболее важные моменты окружающего мира. Именно поэтому, я считаю, учебный процесс дополнительного образования не может игнорировать эти тенденции. Освоение навыков обработки фото и видеоинформации необходимо школьникам как в образовательном процессе, так и в их повседневной жизни и в будущем самоопределении в профессиональной сфере.
Сегодня я хочу познакомить вас с технологией своей работы как средством социально-коммуникативного развития детей в дополнительном образовании.
Цель: формирование творческой, культурной, социально-активной личности, ориентированной на развитие интеллектуальной и социальной компетентности воспитанников в процессе речевой, игровой и продуктивной деятельности.
Технология содержит два основных блока: познавательный и деятельностный.
Познавательный блок предполагает работу по трем направлениям:
2 направление работы – знакомство с жанрами и некоторыми понятиями. Дети знакомятся с такими понятиями, как газета, журнал, телепередача. Также знакомятся с жанрами: интервью, заметка, репортаж.
В ходе обсуждения с детьми мы даем простые определения этим понятиям.
« Деятельностный блок » предполагает совместную работу по взаимодействию педагога с детьми, реализуемую через проектную деятельность, непосредственно образовательную деятельность, развлечения и результат деятельности. Я приглашаю выйти ко мне 5-х педагогов. Прошу пройти вас в телестудию « Наш формат ».
САДЯТСЯ ВСЕ ВМЕСТЕ
Коллеги, я предлагаю вам рассмотреть алгоритм выпуска журналистского продукта. Только в роли обучающихся детского объединения «Школа юного журналиста» будите вы, педагоги.
— На последнем этапе мы выпускаем « продукт »: детскую газету и видеоролики.
В работе с детьми мы заранее обсуждаем темы, зарисовываем их схематично, выбираем наиболее актуальную тему.
— Хорошо! На правах редактора, теперь распределим роли с помощью жеребьевки, чтобы никому не было обидно. Также выбор можно делать по желанию, по считалке, голосованием или другим удобным способом.
( оператор, корреспондент, телеведущий, монтажёр, «деревянный режиссёр» )
Наденьте бейджики согласно вашей роли. И давайте познакомимся поближе: диктором у нас будет (имена), журналистами-корреспондентами будут (имена).
— Давайте побеседуем с вами.
— Журналист, а чем он занимается? (Журналисты занимаются поиском наиболее значимых и важных событий, которые происходят в мире, освещает их)
— Что должен уметь журналист? (Он должен много знать, хорошо говорить, правильно задавать вопросы, быть вежливым и тактичным)
— Правильно! Галя и Вера подготовят вопросы и грамотно и корректно возьмут интервью у участников нашего мастер-класса.
Кто такие дикторы? ( телеведущие )
— Чем они занимаются? ( грамотно, четко, выразительно читают текст, передаваемый в эфир ). Значит, дикторы должны обобщить информацию, представленную журналистами, и озвучить ее в эфире.
— Какова роль операторов? ( снимает репортаж, монтирует видеосюжет )
В роли операторов у нас выступают дети, сегодня мы поработаем без них.
— Вам понятны ваши обязанности? Хорошо.
Перейдем к содержанию видеоролика!
СТАВИМ ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ (2 МИН)
8 слайд. Коллеги, пока идет подготовка, давайте дружно погрузимся в атмосферу журналистики.
Носит ручку и блокнот
Он не повар, не артист,
Кто же это? (журналист)
Пишут в ней статьи, рассказы,
Новости узнаешь сразу
Отгадайте, что же это?
Ну, конечно же, (газета).
Чтобы нам его составить
И приоритет расставить,
Нужен знаний нам багаж,
Что же это? (репортаж)
В жизни каждого артиста
Он на сцене пригодится.
Что же это? (микрофон)
Время подготовки истекло. Мы с коллегами готовы к съемке телепередачи.
— Добрый день! В эфире передача « Недетские новости».
Уже совсем скоро вся наша Страна будет праздновать День весны и труда. Во всех городах России пройдут праздничные первомайские шествия и демонстрации. Именно поэтому мы спросили у жителей нашей станицы, какие воспоминания связаны у них с 1 мая и как они его будут отмечать.
Сегодня мы с вами смоделировали технологию «детская журналистика».
Вы побывали в роли журналистов. Поделитесь своими впечатлениями.
Какие трудности вы испытали?
А что из моего мастер-класса вы сможете применить в своей работе?
Программа курса внеурочной деятельности «Мультимедийная журналистика»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Карапсельская СОШ № 13»
курса внеурочной деятельности
Возраст обучающихся: 16-18 лет
Срок реализации программы: 1 год
2019-2020 учебный год
Павкович Эльвира Геннадьевна
Программа внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Мультимедийная журналистика» разработана на основе требований Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования, Примерной основной общеобразовательной программы ООО, основной образовательной программы ООО школы.
Cодействие развитию творческой социально и познавательно активной личности в условиях деятельности подростковой мультимедийной редакции, создающей информационный материал, предназначенный для распространения с помощью мультимедийных средств массовой информации.
• ознакомить с основами мультимедийной журналистики;
• научить создавать социально значимую информационную продукцию в различных форматах: текст, фото, графика, видео, аудио;
• привить начальные навыки анализа печатных и электронных СМИ;
• отработать умения исследовательской деятельности, сопряженной со сферой масс-медиа;
• научить приемам коммуникации в «реальном» и «виртуальном»
• профориентация в сфере массовых коммуникаций.
• пробудить интерес к культурным событиям, происходящим в мире, крае, городе, школе;
•содействовать формированию гуманистических ценностей и эстетического вкуса;
•способствовать формированию ответственного отношения к происходящему вокруг;
• способствовать становлению активной жизненной позиции;
•способствовать формированию лидерских качеств и чувства ответственности как необходимых качеств для успешной работы в команде (редакции);
•способствовать формированию адекватной самооценки и оценки окружающих;
• содействовать воспитанию культуры общения в коллективе.
• содействовать развитию логического мышления и памяти;
•развивать умение анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать;
•содействовать развитию внимания, речи, коммуникативных способностей;
• развивать умение работать в режиме творчества;
• развивать умение принимать нестандартные решения в процессе поиска интересной темы.
II. Общая характеристика программы внеурочной деятельности
Мультимедийная журналистика – это представление информации с помощью различных медийных элементов: текста, фотографий, аудио, видео, графики, анимации и других производных от них форм. Использование современных технических средств позволяет не только оперативно подать эксклюзивный материал, но и «упаковать» его так, чтобы улучшить восприятие, запоминание и понимание информации. Программа «Мультимедийная журналистика» актуальна, так как уже сейчас журналистика невозможна вне технологической культуры, вбирающей в себя современные информационные технологии. В дальнейшем взаимодействие журналистики и высоких
технологий продолжится и с высокой вероятностью приведет к качественному изменению как природы, так и технологии журналистики как профессиональной деятельности. В современной журналистике термином «мультимедийная журналистика» принято, как правило, обозначать массовую коммуникацию посредством комплекса взаимосвязанных носителей информации разной природы – текста и гипертекста, звука, изображений, видео – работающих одновременно в различных комбинациях и пропорциях в едином формате журналистского продукта. Журналистский продукт уникален (это заложено в природе журналистики), тем не менее, в результате технологизации медиаиндустрии (начавшейся еще в XX веке), возник и в XXI веке получил новое развитие подход к журналистскому продукту, основанный на так называемых «форматах», то есть системах понятных и прозрачных объективных критериев, принятых медиаиндустрией в каче стве объективных критериев техники журналистского ремесла.
Конкуренция в журналистике сместилась с создания просто качественного текста в сторону формы подачи (донесения) информации. Поэтому мультимедийная журналистика открывает новые горизонты для редакций. А специалист, владеющий навыками работы с мультимедийными элементами, востребован на рынке труда уже сегодня и еще более будет востребован в будущем.
III. Место развивающего курса в структуре внеурочной деятельности.
В соответствии с планом внеурочной деятельности рабочая программа развивающего курса «Мультимедийная журналистика» возраст детей с 13 до 16 лет расчитана на 35 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания курса.
Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
· сознательность и активность;
· связь теории с практикой;
· индивидуальный подход к учащимся;
Формы проведения занятий
Форма занятий – групповая
Обучение осуществляется в форме групповых теоретических и
На занятиях предусматриваются следующие формы организации
учебной работы: индивидуальные (обучающемуся дается самостоятельное задание с учетом его возможностей), фронтальные (работа со всеми одновременно, например, при объяснении нового материала или отработки определенного технологического приема), работа малыми группами для выполнения определенного творческого проекта.
Основные методы и технологии:
· технология разноуровневого обучения
· технология обучения в сотрудничестве
В ходе обучения предметная диагностика проводится в форме опросов, творческих заданий и тестов.
По итогам курса у каждого воспитанника имеется портфолио,
состоящее из его работ, просмотр которого также обеспечивает контроль за результатами обучения.
Каждая тема предполагает выполнение практической работы, которая служит для закрепления теоретического материала, а также способствует обеспечению текущего контроля. Все практические работы хранятся в электронном виде, что позволяет сравнивать работы и отбирать лучшие для участия в конкурсах.
На занятиях работы систематически обсуждаются всем коллективом. Обучающиеся учатся анализировать свои творческие достижения и давать оценку своей работе.
По окончании изучения тематических разделов программы проводятся просмотры работ обучающихся, организуются открытые показы и презентации. Самые лучшие работы воспитанников участвуют в различных фестивалях, конкурсах, выставках, что так же способствует объективности оценки итогов реализации данной программы. Индивидуальной формой подведения итогов творче ской деятельности в объединении для каждого ребенка является формирование портфолио, т.е. папка с показателями личных достижений. В портфолио отражаются все успехи ребенка в виде благодарностей, грамот, свидетельств, фотоматериалов, отзывов об индивидуальной проектной деятельности.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоение курса.
• навык создания материалов по техническому заданию к определенным срокам;
• базовые навыки разработки концепции и формата издания в соответствии с
• базовые навыки разработки макета издания / режиссерского сценария в
соответствии с концепцией и техническими требованиями;
• навыки сбора и проверки информации;
• базовые навыки интервьюирования;
• искать, находить, запрашивать, проверять и преобразовывать информацию;
• взаимодействовать друг с другом в команде (мини-редакции) в условиях
• планировать командную (редакционную) деятельность для достижения
• пользоваться фотоаппаратом, диктофоном, видеокамерой;
• пользоваться компьютером и иметь навыки создания, редактирования и
сохранение текстовых и гипертекстовых документов; базовые навыки обработки фотоизображений; создавать и редактировать презентации; уметь пользоваться веб-
браузерами; работать с файлами на внешних носителях Познавательные УУД:
• навыки работы с диктофоном, последующей расшифровки и
редактирования интервью и иных аудиоматериалов;
• навык фотосъемки с последующей обработкой;
• базовые навыки видеосъемки, с последующим видеомонтажом;
• базовые навыки звукозаписи, обработки звукозаписей и аудиомонтажа;
• навык создания материала на платформе Tilda CC (настройка шаблонов,
простая верстка, редактирование, публикация).
VI. Содержание курса «Медиажурналистика» с указанием количества часов
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Егорлыкский Центр внешкольной работы
Выполнила: Жувак Галина Геннадьевна,
педагог дополнительного образования
В воспитании и образовании молодого поколения особую, ни с чем не сравнимую роль играют средства массовой информации. Десять лет назад в Центре внешкольной работы мною было организовано детское объединение «Школа юного журналиста». Планируемый результат работы ежемесячный выпуск детского органа печати, газеты для детей и подростков Егорлыкского района «Наш формат».
В этом году вместе с ребятами мы отметили юбилей нашей газеты. За эти годы издание не раз менялось: дизайн, творческий коллектив, редакторы… Газета обрела свою историю, традиции, свой стиль. Это большое событие мы отметили с праздничным тортом в виде нашей газеты, отличным настроением, оптимизмом и надеждой на дальнейшую плодотворную работу.
Но… Сегодня мы живем в новом, информационном обществе, которое отличают новые условия и ритм жизни, ценности и социальные заказы. Так случилось, что медиасредства во многом определяют нашу повседневную жизнь и, хотим мы этого или нет, постепенно внедряются во все сферы и становятся приоритетными и в образовании, и в профессиональной деятельности, и в личной жизни, и в социализации…
Одной из ведущих тенденций информатизации современного общества является развитие мультимедийных технологий, которые сейчас активно проникают во все сферы социальной жизни: бизнес, маркетинг, науку, производство, культуру, образование. Анимация, видео и фото широко применяются в информационном пространстве, начиная с телевидения, Интернета, мультимедийной журналистики, набирающего все большую популярность у молодежи видеоблогинга и заканчивая жизнью каждого человека, который делает фото и видео, чтобы сохранить в памяти наиболее важные моменты окружающего мира. Именно поэтому, я считаю, учебный процесс дополнительного образования не может игнорировать эти тенденции. Освоение навыков обработки фото и видеоинформации необходимо школьникам как в образовательном процессе, так и в их повседневной жизни и в будущем самоопределении в профессиональной сфере.
Учебной литературы по созданию детского телевидения практически нет. Но две мои обучающиеся Олеся Гордиенко и Вероника Кубарь на летних каникулах прошли курс обучения по программе «Школа телевизионной журналистики» на базе профессионального лагеря «Мы вместе» при поддержке регионального отделения общероссийской Лиги юных журналистов, в котором состоит наше детское объединение с 2013 года. Получив определенный багаж знаний в работе по созданию телевизионных программ, девочки помогают мне в осуществлении реализации моего проекта.
Да, к сожалению, у нас нет специального оборудования, но имеется мой личный фотоаппарат, штатив, микрофон-петличка и ноутбук со специальной программой видеоредактора. В качестве примера покажу вам репортаж, который мы сделали вместе с ребятами.
В конце сентября я организовала для своих обучающихся встречу с настоящей журналистикой. Мы побывали на экскурсии в областном медиахолдинге «Дон-медиа», который находится в городе Ростове-на-Дону. Знакомство с работой телекомпании Дон-24 началось с телестудии, откуда каждый день в прямой эфир выходят различные программы. Руководитель продюсерского центра Елена Викторовна Комарова рассказала о профессии тележурналиста и ответила на вопросы детей. Ребята с интересом рассматривали профессиональное оборудование: софиты, суфлеры, видеокамеры. Вместе с телеведущей Ириной Касариной мы отследили весь процесс записи программы прогноза погоды. А самые смелые Олеся Гордиенко и Иван Шараев даже смогли попробовать себя в роли ведущих. (показываю видео)
Также ребята познакомились с главным редактором газеты «Молот» Лидией Павловной Ртищевой. Им удалось получить от неё ответы на самые главные вопросы: что определяет успех газеты, сохранится ли спрос на печатную прессу в будущем и другие. Конечно же, пользуясь случаем, они разузнали, по какому принципу идет отбор материалов в «Молот», заголовков к ним и многое другое. Узнали о перспективах и возможностях профессии журналиста в наше время.
Мои обучающиеся получили массу новой информации и ярких эмоций, а некоторые и уверенность в выборе своей будущей профессии.
В конце ноября у нас запланирована экскурсия в РГУПС на гуманитарный факультет. В прошлом году мы уже посетили мастер-классы, которые для нас провели преподаватели ВУЗа. Ребята получили новые знания по созданию печатного издания. А с этого учебного года на базе университета появилась медиашкола для юных журналистов. Вместе с ребятами мы выбрали интересующие нас темы «Основы создания видеоролика», «Специфика работы тележурналиста», «Как написать текст для телевидения», которые для нас раскроет Сипко Елена Сергеевна, редактор фотовидеостудии гуманитарного факультете РГУПС.
Программа «Мультимедийная журналистика»
Мультимедийная журналистика – это наиболее продвинутая с точки зрения технологий сфера коммуникаций. Программа предоставляет возможность освоения медиатекста (фотография, видео, текст, инфографика, гипертекст и другой контент) и медийного способа подачи журналистского материала (лонгрид). Медиаобразование связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными технологиями и даёт возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, а также овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми.
Программа занятий составлена в соответствии с возрастными психолого–педагогическими особенностями подростков. Программа важна тем, что социальная и личностная адаптация подростков, их самореализация и самовыражение, развитие уверенности в себе являются необходимой основой для дальнейшей профессиональной деятельности школьников и реализации ими своих творческих способностей.
Актуальность Программы определяется тем, что изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми, а применение новых технологий в современной журналистике приводит к серьезным трансформациям в системе СМИ. Сегодня мультимедийный контент активно используется как традиционными СМИ в онлайн–версиях, так и новыми медиа. Новые информационные технологии должны стать для обучающихся инструментом для познания мира и осознания себя в нём.
Педагоги
Мищенко Нина Александровна – педагог дополнительного образования.
Уровень образования: высшее, образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет», квалификация «Учитель русского языка и литературы».
Стаж педагогической работы: 5 лет.
Содержание программы
Учебный план включает в себя следующие темы обучения:
Цели программы
Цель программы – развитие творческого потенциала личности обучающегося в процессе формирования мультимедийной компетентности.
Задачи программы:
Личностные:
Метапредметные:
Предметные:
Результат программы
В процессе освоения программы обучающиеся будут знать:
В процессе освоения программы обучающиеся будут уметь:
В процессе освоения программы обучающиеся овладеют: