Что такое мурановское стекло
Муранское стекло: история промысла и эксклюзивный репортаж с фабрики
Настоящее murano glass — это только ручная работа. Стоимость его достаточно велика, но она оправдана высоким классом мастерства стеклодува. Все изделия изготавливаются методом выдувания; эта технология применима только к стеклу, и более ни к какому материалу.
Материал подготовила: Ольга Дорощенкова
Стекольный промысел Венеции известен с VIII века. Однако поначалу стекло было не самым качественным. Но одно важное событие изменило эту отрасль навсегда.
В 1204 году, благодаря 4 крестовому походу, из Константинополя были вывезены секреты стекловарения великой Византийской империи. Эту дату можно считать отправной в истории венецианского стекла.
В XIII веке многочисленные стекольные мастерские располагались в самой Венеции. Но производство стекла связано с огнём, оно грозило пожаром деревянным постройкам города. Поэтому вскоре было принято решение перенести мастерские вначале за черту города, на отдельный остров. С тех пор Мурано стал центром производства венецианского стекла.
Люстра Fauve, Barovier&Toso.
Люстра Fauve, Barovier&Toso.
Расцвет промысла
В 1450 году, благодаря открытию Анджело Баровьера, произошла настоящая технологическая революция. Она и привела к развитию стекольного дела в течение двух последующих веков. Баровьеру удалось создать стекло невиданной чистоты и прозрачности, подобное природному горному хрусталю; по этой причине оно было названо «cristallo» (хрусталь).
Ему же приписывают изобретение белого непрозрачного «молочного» стекла, подобному китайскому фарфору, и «халцедонового» стекла, имитирующего оттенки натурального камня халцедона.
Эскиз люстры XVIII века из архива фабрики Barovier&Toso.
Эскиз люстры XVIII века из архива фабрики Barovier&Toso.
В 16 веке муранское стекло — в полном блеске своей славы. Стеклодувы, благодаря 400-летним традициям, совершенствуют материалы и технику, доводя свои изделия до немыслимых высот тонкости, изысканности и декоративности. Произведения мастеров обессмерчены в живописи величайших художников того времени — Тициана и Веронезе.
Barovier&Toso — крупнейшая фабрика на острове
История фабрики Barovier&Toso начинается в 1295 году. Это семейное производство считается одним из самых древнейших в Италии. Архив марки содержит бесчисленное множество рисунков и чертежей с пронумерованными образцами продукции. Какие-то рисунки относятся к XVI-XVII векам. И заметьте, любое из своих произведений фабрика может заново воплотить по желанию заказчика.
Бокал. Один из древнейших эскизов фабрики Barovier&Toso.
Бокал. Один из древнейших эскизов фабрики Barovier&Toso.
Секреты мастеров острова Мурано
Компания тщательно хранит секреты стеклодувного производства своих предков. Изготовление любого стекла начинается с песка. Для получения этого прекрасного прозрачного материала, называемого в по-простому венецианским стеклом, необходимо соблюдать строгую последовательность действий и неизменный состав компонентов первичной материи.
В начале создается смесь, состоящая из песка и различных минералов. Для производства муранского стекла традиционно использовался песок из французского леса Фонтенбло, один из чистейших в мире. Такую смесь кладут в печь с температурой свыше тысячи градусов. Когда это всё хорошенько расплавится, опытные стеклодувы вынимают горячую массу и за считанные минуты выдувают необходимое изделие.
После — ставят его в другую печь, тоже с очень высокой температурой, где оно должно находится в течение 24 часов, постепенно охлаждаясь до комнатной температуры. Если же полуфабрикат не поставить сразу во вторую печь, то он непременно лопнет.
Такое разное стекло
Все разновидности венецианского цветного стекла имеют свое наименование. Молочное стекло представляет собой непрозрачное белое стекло молочного оттенка (latticinio или lattimo). Его получают путем добавления в стеклянную массу окиси олова.
Подготовленное для выплавки стекло разных видов.
Подготовленное для выплавки стекло разных видов.
Агатовым стеклом принято называть стекло, состоящее из различно расположенных и различно окрашенных слоев, составляющих узоры, подобные агату.
В начале 17 века появилось авантюриновое стекло. На его отшлифованной поверхности — бесчисленное множество блестящих точек, производящих особенный световой эффект. Эти мерцающие точки на желтовато-коричневом стекле получаются путем прибавления к стеклянной массе меди, которая при остывании стекла кристаллизуется. Сегодня оно очень популярно в кулонах, статуэтках.
Фрагмент люстры Rosati, Barovier&Toso.
Фрагмент люстры Rosati, Barovier&Toso.
Восьмисотлетняя история владельцев марки отображена на на огромном генеалогическое древе. Схема в раме висит на особом месте в музее фабрики. Большая часть изделий фабрики Barovier&Toso идёт на экспорт, в том числе в Россию.
Подвеска люстры Venezia 1295, Barovier&Toso.
Подвеска люстры Venezia 1295, Barovier&Toso.
Состоятельные люди считают эти произведения искусства достойными капиталовложения. Старинный промысел ценится сегодня не меньше, чем три века назад. На острове был открыт Музей муранского стекла, в котором хранится коллекция наиболее выдающихся стеклянных изделий с XV по XXI век.
Муранское стекло:драгоценные украшения из доступных материалов
Кто мог подумать, что недорогая стеклянная бижутерия однажды станет практически драгоценной – при этом спрос на нее вырастет до уровня всемирной моды, а популярность превысит всякие мыслимые пределы?
Подобные метаморфорзы, разумеется, не случайны и свойственны одному только муранскому стеклу. Просто венецианские стеклоделы, в течение веков создававшие люстры и светильники, статуэтки и вазы, витражи и посуду, решили приблизиться к народу и взялись за выпуск стильных украшений.
Эскизы для первых колец и браслетов, брошей и заколок рисовались гениальными художниками. Свои работы муранцам адресовали Анри Тулуз-Лотрек, Пабло Пикассо, Марк Шагал, Пьер Боннар. Украшения из муранского стекла были обречены на успех – и слава не заставила себя ждать!
Но история острова Мурано в Венецианской лагуне состоит не из одних только взлетов.
Муранская ссылка
Стеклоделие в древности считалось родственным алхимии – недаром же Римская империя приложила все усилия к переманиваю древнеегипетских мастеров в метрополию. Для удобства работы приезжих умельцев римские стеклодувы изобрели стальную трубку в деревянном кожухе-мундштуке, позволявшую создавать объемные изделия из расплавленного стекла.
Венецианские стеклоделы переняли и развили римские наработки стекольного искусства. Условия, созданные в Венеции для мастеров-стекловаров, признавались исключительными. Сюда стекались талантливые ремесленники со всей Европы.
Не меньше пяти веков кряду граждане Венеции не только радовались успехам местных стеклоделов, но и проклинали колдовское ремесло. Деревянный в первом тысячелетии после рождества Христова, город неоднократно выгорал из-за неосторожного обращения ремесленников с огнем.
Наконец в 1291-м году терпение венецианских властей лопнуло. Всем стекловарам вместе с семьями, мастерскими и хозяйством предписывалось переселиться на остров Мурано, входящий в городские владения.
Заодно указывалось: стеклоделам жить на острове безвыездно, с возможностью посещения Венеции, но без возможности покинуть город. Под страхом смерти и конфискаций запрещалось публиковать секреты профессии, тем более посвящать в тонкости иноземцев. Взамен мастерам обеспечивался солидный доход, право на почетное гражданство и многие иные весомые привилегии.
Расцвет муранского стеклоделия
Мудрость венецианских дожей дала блистательный экономический эффект. Гордые стеклоделы – а больше никто – носили на поясе по два кинжала для защиты от разбойников; выдавали дочерей замуж за знатных граждан города; ломили такие цены за цветные витражи, зеркала и посуду, что приобретать их изделия решались только богатые церковные общины да аристократические семейства Европы. Тем не менее, в заказах на венецианское стекло недостатка не ощущалось.
В середине XV века на острове Мурано трудилось более трехсот семей мастеров-стеклоделов. Население острова – вместе с учениками и подсобниками – достигало 25 тысяч человек. Но начался XVI век, и грянула буря.
Тяжелые времена
Тяжелые времена, наступившие для Венецианской республики, сказались и на стекольщиках острова Мурано. Привилегии потеряли свое значение, выгодные браки не оправдали надежд, а промышленный шпионаж таки достиг своей цели. Охраняемые некогда как зеница ока, секреты муранских стекловаров просочились на континент, породив конкуренцию и снизив цены на изделия.
Постепенное снижение выгодности стеклоделия привело к тому, что в конце XVIII века вместе с прекращением существования Венецианской республики закатилось солнце и для муранских мастеров. Во времена властвования Наполеона о былом величии знаменитых умельцев лишь вспоминали. Стекла не варил никто.
Возрождение традиций
Интерес к муранскому стеклу вернулся во второй половине XIX века. Именно тогда мало-помалу стали возрождаться стекольные производства острова Мурано, повторяя, совершенствуя и изобретая новые методы работы с художественным стеклом.
Главный инструмент стеклодува оставался прежним: железная трубка с грушевидным утолщением на конце для захвата горячей стеклянной массы. Печь, керамическая емкость да шихта – смесь ингредиентов для варки стекла – менялись мастерами сообразно решаемым задачам.
Не менее полувека ушло на восстановление значимости муранского стеклоделия для мирового потребителя. Лишь к началу ХХ века новое венецианское стекло вернулось на топовые позиции художественного рынка Европы.
Начался новый этап развития.
Новое стекло нового времени
Заполненность рынка – и беда, и стимул для производителя. Муранские стеклоделы с удовольствием вернулись бы к былым товарам, но. Зеркала нынче выпускают все, кому не лень. Витражей заказывают мало. Лидерство в продуцировании хрусталя и прочего декоративного стекла перешло к богемцам.
Волей-неволей муранцам пришлось сосредоточиться на технологиях уникальных и не освоенных прочими ремесленниками. Авантюриновое стекло, изобретенное мастерами Миотти без малого четыреста лет назад, в Германии стали делать с железными опилками – в то время как по венецианской технологии используется лишь медная крошка. Мельчайшие кристаллики меди, густо рассеянные в толще прозрачного стекла, создают эффект сверкающей золотой россыпи.
Филигранное стекло, создаваемое при помощи переплетения контрастных стеклянных нитей, заливаемых прозрачной фоновой стекломассой, тоже относится к давним наработкам муранских мастеров. Национальные европейские школы переиначили старинные венецианские технологии, но не превзошли их. Поэтому новые муранские стеклоделы сочли нужным возродить традиции былых времен.
Техника мозаичного стекла millefiori – изобретение александрийских мастеров начала Новой Эры. Муранские мастера эпохи Ренессанса лишь усовершенствовали методику соединения цветных стеклянных стержней и нитей в монолитные жгуты. Художники нового времени научились создавать в технике «миллефьори» настоящие картины – с мадоннами, младенцами, ангелами и райскими пейзажами.
«Кракелаж» и «пулегозо» – сходные приемы. «Кракелаж» создает на поверхности муранского стекла сетку явственных трещин. «Пулегозо» насыщает стенки сосуда пузырьками. Достигается эффект путем погружения раскаленного стеклянного пузыря в холодную воду. Подогрев заготовки изнутри не дает трещинам пронизать всю толщу стеклянной стенки. Последующее обмакивание растрескавшегося снаружи пузыря в жидкое горячее стекло «залечивает» трещины, но оставляет пузырьки.
Женские украшения из муранского стекла
Однако ни о каком возрождении острова Мурано как центра производства уникального цветного стекла не было бы и речи, если бы мастера не согласились с необходимостью запуска серийного продуцирования колец, браслетов, брошей, заколок и прочих мелочей.
Чего хочет женщина – того хочет бог, как известно! А женщина хочет быть красивой. Поэтому мастера недавнего прошлого решили: браслет Murrina, элементы которого изготовлены по технологии «миллефьори», должен входить в арсенал каждой уважающей себя женщины! И, желательно, в нескольких экземплярах.
Идея прижилась! В 60-х годах прошлого столетия, когда цветная пестрота как нельзя лучше соответствовала бунтарским настроениям в обществе, браслеты «муррина», а следом за ними и серьги, и кольца, и броши с заколками из мозаичного муранского стекла ворвались в жизнь.
Но если в ту пору муранские украшения на женщинах символизировали вызов истеблишменту, то сегодня изделия Murrina наоборот, подчеркивают хороший вкус и финансовые возможности владелицы.
Цветной бисер и фигурные расцвеченные бусины из муранского стекла стали основой для новой (точнее, хорошо забытой старой) модной «фишки». Нити, унизанные яркими бусинками, фигурками, цветочками вплетаются в волосы и помогают дамам обретать желанную индивидуальность.
Выполненные в едином стиле с нитями для кос колье, браслеты, подвески позволяют использовать комплект дробно, поддерживая общую направленность образа, но меняя облик. К радости многочисленных поклонниц натуральных самоцветов, муранцы выпускают бусины, имитирующие жемчуг, агаты, халцедоны. Надо ли говорить, что изделия муранских стеклоделов по красоте и разнообразию превосходят творения природы.
Отличить от подделки
К сожалению, с первого взгляда определить подлинность муранского стекла невозможно. Специалисты, досконально знающие особенности колорита и стилистики продукции Мурано, поголовно живут в Венеции.
Маркировка Murano Glass, равно как и сертификатная документация изделий, повышает вероятность приобретения аутентичного украшения из венецианского стекла, но полной гарантии не дает.
Этими изделиями из муранского стекла, можно порадовать себя в ЗАКУПКА
Муранское стекло — что это такое?
О муранском стекле узнали несколько веков назад, и с тех пор оно стало одним из основных материалов для изготовления посуды, украшений и предметов интерьера. Это уникальное сырье, приобрести которое считается отличным капиталовложением. Неопытным взглядом трудно отличить оригинал от подделки, но, если в руки попадется настоящее муранское стеко, это будет настоящей удачей, т.к. его красота безупречна и буквально завораживает.
Общие сведения о муранском стекле
История производства муранского стекла начинается в далеком 13 столетии. Название материала пошло в честь острова Мурано, расположенного близ Венеции. Именно там мастера-стеклодувы применяли особую технику и оттачивали умения, изготавливая особенные предметы из тончайшего стекла.
Ранее Венеция также занималась производством стеклянных изделий, но они ничем не выделялись на фоне общей массы подобных вещей. Ситуация изменилась после 13 века, когда местные купцы привезли из Константинополя образцы византийского стекла и рецепт его изготовления. С этого момента и начался путь создания муранского стекла или, как его еще называют, венецианского стекла.
С тех пор прошло много времени, производство уходило на спад и поднималось ввысь, появлялись новые технологии, но одно оставалось неизменным — материал изготавливался вручную с помощью специальной трубки с мундштуком.
Первые стеклодувы проживали непосредственно в самом государстве. Развитие стекольной промышленности приносило пользу правительству Венеции, но не ее жителям. Так длилось 5 веков, а в 1291 году власти постановили отправить всех ремесленником с их семьями за пределы города, а именно на остров Мурано. Мастера не могли покидать пределы острова и тем более разглашать секреты производства муранского стекла. Такие нарушения карались тюрьмой и даже смертной казнью. Но стеклодувы не были обделены. Они и их родные пользовались определенными привилегиями. Например, стекольщики могли выдавать замуж своих дочерей за венецианских патрициев с сохранением всех дворянских титулов их потомству.
К середине 15 века на острове проживало уже 25 тыс. человек. Стекольное производство процветало и совершенствовалось. Началась эпоха мирового господства венецианского стекла, были созданы его различные оттенки, формы и варианты изделий, притягивающие внимание ценителей прекрасного. Именно в этот период было изобретено матовое белое стекло и его теплые тона. Также стали изготавливаться варианты с прожилками, перышками и блестками. Особенно ценилось муранское стекло под «хрусталь» с характерной прозрачностью и блеском.
Мастера с острова Мурано делали зеркала с идеальными отображающими свойствами. Обратная сторона изделия была покрыта рисунком или резьбой. Обычные вазы и бокалы изготавливались в виде животных, цветов и колоколен. Также были популярны люстры из муранского стекла, украшениями для которых служили цветочные детали из того же материала.
Как выглядит муранское стекло
Работа стеклодувов Венеции неплохо пополняла ее казну. Изделия из стекла стали основными презентами, которые преподносились знатным вельможам и главам других государств.
В 16-17 веке Венеция стала переживать тяжелые времена. В моду вошло богемское стекло и вытеснила популярность итальянского. В спаде производства не последнюю роль сыграла оккупация города французскими войсками, что привело к закрытию фабрик.
Налаживать производство начали во второй половине 19 век. Тогда же была открыта первая фабрика. Полностью восстановить изготовление удалось лишь через 50 лет. Изделия из муранского стекла стали, как и прежде, популярны среди венецианской знати, а позже заново вышли на мировой уровень. В настоящее время на острове имеется множество мастерских, владельцы некоторых из них являются потомками тогдашних стеклодувов, работающих на Мурано еще в 13 веке.
Свойства и сфера применения
Технологии изготовления муранского стекла весьма разнообразны и сложны. Это очистка в несколько этапов, использование золотой крошки и изготовление многокомпонентных предметов. Регулярное усовершенствование техник позволяет производить новые уникальные изделия, популярные во всем мире. За счет применения окиси металлов в качестве красящих веществ, стеклянные вещи имеют яркие цвета, не теряющие своих оттенков на солнце.
По внешнему виду венецианское стекло похоже на самоцветы. Оно плотное с гладкой поверхностью. Все рисунки, которые украшают предметы, не вырезаются, а утапливаются вовнутрь.
Изделия из муранского стекла обладают определенными свойствами, в том числе и во внешнем виде:
Преимущества стеклянных предметов следующие:
Недостатков у изделий практически нет. Единственное, что можно отметить, это хрупкость и высокая стоимость.
Из венецианского стекла делают бижутерию, посуду, вазы, люстры, статуэтки, расходный материал для собственного изготовления украшений. Также пользуются спросом изделия для оформления офисов и квартирного интерьера.
Производство стеклянной бижутерии в Венеции — крупная сфера на международном рынке, которая приносит немалый доход. Например, всем известные украшения ювелирной компании Пандора. Это сборочные изделия, состоящие из браслета и шармов — разнообразных бусин, которые покупаются отдельно. Они имеют разную форму, цвет, тематику. Кроме серебряных шармов, есть и стеклянные, изготовленные как-раз из муранского материала.
Венецианские стеклянные бусы имеют особую историю. Было время, когда ими расплачивались, как валютой. Они и сейчас ценятся достаточно дорого.
Помимо украшений, из муранского стекла делают красивую посуду. Формы сосудов и невероятные решения поражают воображение. К сожалению, предметы, произведенные до 15 века, до нашего времени не сохранились. Об их внешнем виде можно узнать лишь из картин итальянских художников.
В период освоения технологий производства венецианского стекла широкое распространение получили люстры. Наибольшая их популярность пришла в 17 столетии, когда они были неотъемлемой частью интерьера в стиле Людовика XV.
Сочетание стеклянных предметов с металлом применялось крайне редко. Его использовали только в тех случаях, если он был действительно нужен. Но даже тогда, металлические детали прятались под стеклянными элементами. Мода на венецианские барочные люстры уверенно держалась до конца 18 века.
Муранское стекло является хрупким и обладает высокой стоимостью
Сейчас есть много производств, которые используют муранское стекло при изготовлении люстр. Например, фирма Busato создает коллекции стеклянных изделий по мотивам творений знаменитых художников. Это люстра IMP 001 24 B, отображающая произведение Винсента Ван Гога «Ирисы». Каждая единица уникальна, нет двух одинаковых товаров, т.к. каждый из них делается вручную.
Продолжает воплощать в жизнь технологии муранских мастеров итальянская фабрика Sylcom. Она создает люстры, бра, потолочные светильники и настольные лампы, подходящие под любой стиль интерьера.
Разновидности
Муранское стекло — это общее название материала, который делится на подвиды. Они отличаются друг от друга визуально. К ним относится:
Какой бы из методов создания муранского стекла не применялся, оно в любом случае будет выглядеть потрясающе.
Технология производства
Со временем применения первой техники по производству муранского стекла практически ничего не изменилось. В качестве исходного материала используется мелкий песок, который проходит дополнительную очистку. Для получения цветного сырья к нему добавляют различные добавки и красящие вещества.
В качестве основного инструмента для выдувания стекла используется специальная трубка, которая расширена на конце в виде воронки. Технология производства выполняется по следующим этапам.
Как отличить от подделки
Недобросовестные производители стеклянных изделий часто выдают фальшивку за подлинный итальянский материал. Как отличить муранское стекло от подделки, расскажут следующие советы:
Единственные оригинальные изделия из венецианского стекла, которые не имеют сертификата от фабрики, это те, которые были изготовлены до 1980 г. Тогда товар не сертифицировался.
Нюансы ухода за изделиями
Муранские стеклянные предметы довольно хрупкие, поэтому требуют определенного отношения к себе. Украшения нужно снимать во время домашних дел, занятий спортом, при походе в бассейн или просто в душ. Для чистки не используют химических и абразивных средств, которые могут повредить поверхность. Хранят стеклянные предметы в специальных тканевых мешочках, отдельно от других украшений. Их нужно уберегать от температурных перепадов, а после каждой носки протирать кусочком фланели. Если за муранским стеклом ухаживать как следует, то оно будет радовать вас не один десяток лет.