Что такое мушкенум в древнем вавилоне
МУШКЕНУ
Смотреть что такое «МУШКЕНУ» в других словарях:
Мушкену — мушкенум соц. термин, к рым в клинописных текстах обозначался довольно обширный слой свободного, но неполноправного населения Др. Вавилонии. М. противопоставл. в законах из Эшнунны (18 в. до н.э.) и в законах Хаммурапи (18 в. до н.э.)… … Древний мир. Энциклопедический словарь
Общественно-экономические отношения в Вавилонии в ХVIII в. до н. э. — Развитие экономики. В начале II тысячелетия до н. э. в Двуречье продолжали совершенствоваться орудия производства, обогащался трудовой опыт людей, улучшались навыки труда. Развивалась и совершенствовалась ирригационная сеть. Пожалуй, ещё более,… … Всемирная история. Энциклопедия
ВАВИЛОНИЯ — древнее рабовладельч. гос во в юж. части Месопотамии (терр. совр. Ирака), возникшее в нач. 2 го тыс. до н. э и окончательно утратившее независимость в 538 до н. э. Получило название от гл. города Вавилона. До возвышения этого центра (а часто по… … Советская историческая энциклопедия
Вавилония во II тысячелетии до н. э. — Во втором центре рабовладельческой цивилизации того времени Двуречье, тогда почти ещё изолированном от цивилизации Нильской долины, на рубеже III и II тысячелетий произошли события, не только приведшие к падению царства Шумера и Аккада,… … Всемирная история. Энциклопедия
Право — совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия. С помощью П. класс или классы, держащие в руках государственную … Большая советская энциклопедия
ПРАВО — система общеобязательных норм (правил поведения), установленных или санкционированных государством и выражающих волю господствующего класса (после победы социализма всего народа). Соблюдение норм П. обеспечивается мерами гос. воздействия, включая … Советская историческая энциклопедия
Мушкенум
Смотреть что такое «Мушкенум» в других словарях:
МУШКЕНУ — мушкенум, социальный термин, к рым в клинописных текстах обозначался довольно обширный слой свободного, но неполноправного населения Др. Вавилонии. М. противопоставляются в законах из Эшнунны (18 в.? до н. э.) и в законах Хаммурапи (18 в. до н. э … Советская историческая энциклопедия
Мушкену — мушкенум соц. термин, к рым в клинописных текстах обозначался довольно обширный слой свободного, но неполноправного населения Др. Вавилонии. М. противопоставл. в законах из Эшнунны (18 в. до н.э.) и в законах Хаммурапи (18 в. до н.э.)… … Древний мир. Энциклопедический словарь
КОДЕКС ХАММУРАПИ — КОДЕКС ХАММУРАПИ, древнейший из сохранившихся сборников законов, составленный в правление царя Вавилонии Хаммурапи (см. ХАММУРАПИ). Кодекс Хаммурапи представляет собой фундаментальный свод законов различных областей права. Текст Кодекса… … Энциклопедический словарь
Хаммурапи кодекс — древнейший в мире из дошедших до нас сборников законов, составленный в правление царя Вавилонии Хаммурапи. Кодекс Хаммурапи представляет собой фундаментальный свод законов различных областей права. Текст Кодекса сохранился на стеле из черного… … Политология. Словарь.
Хаммурапи законы — свод законов Вавилонии (См. Вавилония), созданный в конце царствования Хаммурапи около 1760 до н. э.; важнейший памятник древневосточного рабовладельческого права. Оригинальный текст законов, начертанный клинописью на диоритовой стеле,… … Большая советская энциклопедия
ХАММУРАПИ ЗАКОНЫ — свод законов Вавилонии, созданный в коя. царствования Хаммурапи, ок. 1760 до н. э.; важнейший памятник древневост. права. Оригинальный текст законов, начертанный клинописью на диоритовой стеле, был найден при раскопках на месте столицы древнего… … Советская историческая энциклопедия
Законы из Эшнунны — – один из древнейших законодательных памятников Древнего Востока, датируемый XIX веком до н.э. Свод законов также иногда называют «Законы Билаламы» по имени царя, с чьим правлением связывают их появление. Памятник имеет огромное культурное и… … Википедия
Хаммурапи законы — свод законов Вавилонии, созданный в кон. царствования Хаммурапи, ок. 1760 до н.э.; важнейший памятник др. вост. права. Оригинал. текст законов, начерт. клинописью на диоритовой стеле, был найден при раскопках на месте столицы Др. Элама г … Древний мир. Энциклопедический словарь
История государства и права. Месопотамия.
1901 год. Ближний восток. Персия. Французская археологическая экспедиция Жака де Моргана в Сузах проводить раскопки на местах предполагаемого расположения древних городов. Бурную радость научного мира вызывают любые находки: монетки, куски глиняных табличек с клинописью, захоронения, фундаменты зданий. Едва ли кто-то из исследователей предполагал, что их находка перевернет с ног на голову предствавление людей о древней цивилизации Междуречья и окажется едва ли не самым ценным памятником права древнего мира. Но обо все по порядку.
Люди заселяли долину Тигра и Евфрата с незапамятных времен. Древнейшие находки датируются примерно 35 тысячами лет до н.э., еще со времен позднего палеолита. Тысячи лет понадобились народам Междуречья, для образования устойчивых межплеменных союзов. Основным толчком к развитию крупных иерархических объединений, возможно, послужила необходимость коллективного земледелия. В условиях пустынной местности, пусть даже вблизи таких богатых рек как Тигр и Евфрат, не редки засухи, разливы рек, нашествие насекомых. Ирригационные работы были возможны только при коллективных усилиях, что и стало основой и предпосылкой для образования крупных экономических центров.
Первые крупные города-государства появились в этом регионе примерно в промежуток 3-4 тысячи лет до н.э. А как водится, пряников сладких всегда не хватает на всех. Ур, Лагаш, Киш, Вавилон и другие города стали активно соперничать, а зачастую и открыто враждовать друг с другом. Происходил посменный расцвет и упадок тех или иных городов и их гегемонии.
Вообще я Вас немного обманул, ибо в данной статье речь пойдет о Вавилоне, как апогее развития шумеро-аккадской цивилизации и его правовой системе. Да, разумеется, у всех городов-государств Двуречья были свои законы, однако именно Вавилону было суждено занять доминирующее положение, подчинить всех остальных, а, следовательно, его правовая система стала унифицирующей для всех народов Месопотамии.
Вавилон возник в третьем тысячелетии до н.э. и первоначально не имел собственной государственности. Но время шло, город рос, а с ним росло политическое, экономическое и военное влияние. В XIX в. до н.э. Вавилон обретает независимость, а уже в XVIII в. до н.э. становится центром обширной империи простирающейся от современного Ирана на востоке, до Сирийской пустыни на западе. Как Вавилон это сделал, политические игры и военные походы, я разбирать не буду, ибо не в этом суть сего повествования. Факт остается фактом, примерно в 1755 г. до н.э. Вавилон, во главе с царем Хаммурапи, одержал триумфальную победу «один против всех» и воссоздал, некогда уничтоженное, централизованное государство «Шумера и Аккада».
Именно с этого момента и начинается славная история вавилонской правовой мысли. Помните о находке французской экспедиции? А нашли они стелу из черного камня (диорита) с нанесенным на нее клинописным текстом. Это и был знаменитый свод законов царя Хаммурапи. Гипотезы о существовании такого сборника появились еще в середине XIX века, однако только спустя 50 лет было найдено неопровержимое подтверждение.
А теперь обратно в глубокую древность. Как, зачем, почему были созданы, хороши, али нет? Но для начала немного о государственном и социальном устройстве.
Социальное устройство общества Вавилона до сих пор вызывает споры. Выделить можно 2 архигруппы населения: лично свободные (авилум и мушкенум) и не свободные (рабы).
Авилум – свободой человек, полноправный член общества, обладающий имущественными правами, а так же правом владения землей. Данная категория людей была самой многочисленной, к ней относились все свободные граждане. Как правило, именно авилумы являлись чиновниками, судьями, жрецами и т.д. Обладали всей полнотой прав, в законах именуются не иначе как «человек».
Мушкенум — «преклоняющий колено, падающий ниц», свободный, но не полноправный. Имущественные права ограничены, владение землей не возможно. К мушкенумам относились жители покоренных городов и областей, принятые на службу освобожденные военнопленные, поселившиеся иноземцы и т.д.
Вардум – рабы. Тут и объяснять нечего. Не обладающие личной свободой, стоящие в промежутке между вещью и человеком.
Кроме того, важную роль играла не только социальная характеристика человека, но и его деятельность, род занятий.
Главенствующее место в вавилонской иерархии занимал Энси – царь, непосредственно сам Хаммурапи и последующие цари.
Далее следовали придворные служащие, высшие чиновники и верховные жрецы. Вопреки распространенному мнению, в Вавилоне не существовал отдельный класс жрецов. Титул жреца можно было купить или получить от царя. Жрецами неприменно были авилумы.
Следующими в иерархии следовали редум, баирум, декум и лубуттум- профессиональные воины, получавшие землю за и на время службы.
Далее следовал пестрый состав царских чиновников. Стоит отметить, что бюррократический аппарат был необычайно развит для государства того времени. В качестве примера можно привести тамкаров — царских торговых агентов. Тамкар исполнял обязанности по сбору налогов, вел кадастр земель, покупал и продавал государственную собственность, осуществлял межгородскую и межгосударственную торговлю. В общем, был нечто средним между налоговой службой, таможней и банком. Однако большинство тамкаров можно назвать ростовщиками, дающими деньги под залог/процент или землю в аренду.
Так же высокое, почтительное положение в обществе занимали служители культа. Различного рода жрецы и храмовые служащие. Особенно на этом фоне выделяются женские храмовые должности, как например энтум — привилегированный женский жреческий титул.
Последнюю, а так же самую обширную, ступень социальной иерархии занимали купцы, торговцы, ремесленники, строители, трактирщики, врачи и в общем все-все, кто не перечислен выше.
Ну и конечно же, на самом дне социальной ямы находились рабы. Почему же рабы не являются частью данной иерархии? А все просто, раб рассматривался как имущество и по сути не считался человеком. В этой связи вавилонское общество и не относило их даже к самой низкой категории людей.
Теперь немного о территориальном и административном устройстве. В самом начале правления Хаммурапи, его обширная империя де-юре была унитарным государством, однако де-факто города все еще сохраняли высокую степень автономии, подчиняясь административному центру – Вавилону. Это было обусловлено исторической тенденцией развития городов-государств. В этот период можно даже говорить о, в некотором смысле, федеративном устройстве Вавилонии. Такие города как Ниппур и Сиппар по сути оставались самоуправляемыми. Царь не мог призывать на армейскую службу жителей этих городов, а так же лишать их свободы за преступления. На фоне мощнейшего жреческого корпуса и наличия у этих городов собственных богов-покровителей, данные города так и оставались на крайне вольготном положении.
На этот момент форму правления можно охарактеризовать как ограниченную монархию (с большой натяжкой, ибо ограничивалась она исключительно объективными факторами, а не законами), однако чем больше шло времени, тем сильнее население ощущало себя гражданами царства в целом, а не только своего города. В этой связи власть в Вавилоне укреплялась от столетия к столетию, автономия городов становилась все меньше и меньше, а власть царя росла. К периоду позднего царства, Вавилон стал абсолютной монархией, а форма территориального устройства окончательно стала унитарной.
При Хаммурапи территория царства была разделена на административные области и округа, во главе которых стоял назначаемый царем наместник-сановник (губернатор на современный лад). Он осуществлял административные функции от имени царя, руководил региональным строительством, снабжением армий, отвечал за сбор ополчения, а так же ведал вопросами налогообложения и т.д. Руководство общинами осуществляли рабианумы (глава сельской администрации, если хотите). По сути, полномочия были теме же, но на более маленькой территории. Кроме того, в ведение рабианумов входило распоряжение общинной собственностью и судебные функции. В общинах и городах действовали народные собрания, однако функции их по большей части были консультативные, но и на том спасибо.
Непосредственно руководство страной осуществлял царь при помощи своих придворных. При царе состоял целый аппарат высших чиновников, который возглавлял нубанда. Для понимания можно сказать, что это были в некоем роде «министры», а нубанда – «премьер-министр». Так существовали различные «министерские» должности, а данные чиновники именовались управителями (Управитель рек (водное хозяйство, рыболовство, водный транспорт), управитель полей (сельское хозяйство), управитель имущества (казначей) и т.д.)
Судебная власть была представлена трехуровневой системой, где верховным судьей был сам царь, второй ступенью были царские судьи и третьей общинные суды. Как правило, судебный процесс вел один судья, однако есть археологические свидетельства, о том, что рассмотрения дел могло происходить и коллегиально. Царь обладал всей полнотой судебной власти, мог отменять или изменять решения иных судов, миловать приговоренных к смерти. Особенностью вавилонской системы права можно считать нормативное закрепление не только прав и привилегий судей, но и так же их обязанностей и, что более важно, ответственности (§ 5).
Вавилонская политическая система не знала разделения властей, вследствие чего в руках царя была сосредоточена вся полнота исполнительной, законодательной и судебной власти. Единственное ограничение, которое распространялось на царя, запрет самовольно входить то ли в главный храм Вавилона в принципе, то ли в отдельные его помещения. Попасть он туда мог лишь в раз в жизни, во время коронации. Насколько это правило соблюдалось в действительности — большой вопрос.
Сейчас самое интересное – непосредственно законы. Хаммурапи вовсе не стал создателем вавилонского права, он стал скорее собирателем норм обычного права (неписанное право, обычаи) и предшествующих ему сводов законов. Такая потребность возникла в связи с территориальной экспансией и необходимостью унификации законов различных городов-государств. За основу были взяты ранние источники права народов Междуречья, например: Законы (реформы) Уракагины, Законы Ур-Намму, Законы Липит-Иштара, Законы Эшнуны и т.д., а так же нормы обычного права, разумеется.
Текст, нанесенный на стелу, делится на 3 раздела:
1. Введение – в котором повествуется о божественной природе данных законов, о Хаммурапи, как об избраннике и величайшем из великих и прочая прочая.
2. Непосредственно сам текст законов
3. Заключение – снова восхваления великого и могучего царя всея Междуречья, нашего праведного предводителя, защитника и покровителя, политика, лидера и борца и просто молодца Владимира Влади… Хаммурапи.
Для нас самое важное это именно вторая глава. Сам текст законов состоит из 282 параграфов-статей. К сожалению 35 статей были стерты со стелы, однако их содержание было восстановлено последующими археологическими находками.
Как уже было сказано, разделения на отрасли права у вавилонян не было, однако для удобства разбора, приведу краткую характеристику законов, так, как если бы такое разделение существовало. Не будем дробить на большое количество и возьмем лишь основное: гражданское, уголовное и процессуальное право (юристы, не бейте, я знаю, что больше):
1. Гражданское право.
Вавилон был крупным торговым центром, ровно, как и все города-государства Междуречья, поэтому неудивительно, что нормы гражданского права были развиты как на уровне обычного, так и статутного права. Так, исходя из статей законов, можно выделить несколько крупных гражданско-правовых институтов, которые были известны вавилонянам, и более того, формально определены: имущественное право, вещное право, обязательственное право, брачно-семейное, наследственное, договорное право.
В качестве субъектов права, законы Хаммурапи выделяли физических лиц, коими считались только свободные люди (авилум и мушкенум) и юридических лиц. Большим достижением юриспруденции вавилонян, можно считать наличие юридических фикций. Так закон признавал юридические лица субъектами права (общины, храмы, царский двор), ибо прямо называл их собственниками имущества.
Вавилонское право делило имущество по виду (движимое и недвижимое), а так же по форме собственности (частное, общинное, храмовое, дворцовое), что наглядно отражено в § 6 «Если человек украл имущество бога или дворца….».
Договорное право нашло довольно сильную, практическую проработанность. Так в §§ 40, 45, 46, 50, 51, 114, 115, 124, 165, 228, 257 названы следующие виды договоров: купли-продажи, дарения, залога, аренды, хранения, займа, мены. §§ 88-95 можно рассматривать как формы договора натурального кредитования.
Семейно-брачным отношениям уделено повышенное внимание. Едва ли ни четверть статей свода законов посвящена им. Женщина находится в подчиненном положении, однако вовсе не бесправна. Брак заключается на основе договора, и считается не действительным, если такого договора нет (§ 128). Как водится, самым страшным преступлением является прелюбодеяние, так за доказанный факт супружеской неверности, жену и ее любовника связывали и сбрасывали в реку (§ 128). Развод допускался, как по инициативе мужа (в этом случаи жена забирала все свое приданное и подарки), так и по инициативе жены (в случае позорящего поведения мужа). Кроме того оговариваются и наследственные гарантии женщины. Так после смерти мужа она гарантированно получала половину имущества, а остальное делилось между детьми. В случае если муж решил уйти к другой женщине, он должен был оставить половину «дома, поля, сада» нынешней жене. Отдельно стоит отметить, что бесплодие жены не было поводом для расторжение брака. В данном случае закон предусматривал возможность, с разрешения жены, взять наложницу для рождения детей. Если же жена такого разрешения не давала, брак мог быть расторгнут, но с обязательной имущественной компенсацией.
В целом, чтобы не тянуть cat_cat за хвост, можно сказать, что, несмотря на явно дискриминационный характер семейного права, оно было довольно лояльным к женщинам. В частности в виде правовой защиты от изнасилований (§ 130), имущественных и семейных гарантии (§§ 136-140) и т.д.
Исходя их текста закона, можно выделить несколько видов преступлений:
1. Преступления против личности — причинение смерти, вред здоровью, членовредительство, побои, клевета. Тут один интереснейший момент, законами Хаммурапи не предусмотрено умышленное причинение смерти (убийство). То есть закон предусматривает различные формы неосторожного причинения смерти и наказания за них, однако вовсе игнорирует возможность совершения умышленного. В некотором роде, это может объясняться тем, что наказание за умышленное причинение смерти интуитивно понятно всем людям, а законы были призваны установить ответственность за менее очевидные преступления.
2. Преступления против имущества — кража, грабеж, порча имущества, укрывательство рабов.
3. Преступления против семьи — прелюбодеяние, инцест, неуважительное отношение жены к мужу, детей к отцу.
Наверно самым интересным в контексте уголовного права Вавилона, являются не столько объективные стороны казусных преступлений (каким способом был причинен вред), сколько санкции (наказания). Наказания в Вавилоне вообще очень интересная вещь. Большинство преступлений карается либо штрафом, либо смертью. Вот так болтает из одной крайности в другую. Так же в виде наказаний применялась конфискация имущества, изгнание (довольно суровое наказание по меркам древнего общества), членовредительство. Но речь сейчас о более интересном явлении. О да, его превосходительство ТАЛИОН.
Талион – равное за равное. Проще говоря, око за око, зуб за зуб. Да, право Вавилона предусматривало такой вид наказания. Сломал кому-нибудь руку? Ломают тебе. Выбил кому-нибудь глаз? Готовь свой. Вроде все понятно, но самое интересное – зеркальный талион. Что это такое? Легче привести пример.
Для общин существовали так же формы коллективной ответственности. Так если член общины совершил преступление и скрылся, либо община укрыла его, то обязанность возместить вред ложится на общину целиком.
3. Процесс, доказательства и доказывание.
Тут нужно отдельное внимание. Главной формой доказательства являлись свидетельские показания. Так если человек обвиняет другого человека в краже какой-либо вещи, но при этом не может представить свидетелей подтверждающих, что у него действительно эта вещь была, то он лжец, и добро пожаловать на тот свет. Если же он таких свидетелей приводит, а тот, кого он обвиняет, не может предоставить своих свидетелей, которые видели, как он купил эту вещь, то он считается вором и опять же, велкам ту хелл.
Кроме того, достаточными доказательствами невиновности являлись клятва перед богами и ордалии (божественные испытания). Вавилоняне практиковали испытания водой, человек погружался в реку, и если боги «забирали» его, значит, он был виновен, если же нет, значит, боги его очистили и он не виновен (мечта наших чиновников).
К великому сожалению законы Хаммурапи не предусматривали презумпции невиновности. В большинстве случаев человеку все же приходилось доказывать свою невиновность, однако это не отменяло и того, что бремя доказательства все равно ложилось на того, кто предъявлял обвинение, а не тот, кому оно предъявлялось.
Люди разных сословий пользовались разной степенью авторитета в суде. Так показания свободного человека всегда перекрывали показания раба. А наказание за аналогичное преступление было тем суровее, чем ниже положение по социальному статусу.
Судебный процесс в целом был состязательным. Проходил в устной форме, а вот решения суда закреплялось письменно и скреплялось печатью. Кроме того, если судья вынес не правильное решение и в последующем изменил его, то он лишался поста судьи и обязан был заплатить двенадцатикратную стоимость иска (§ 5).
Фу-ух. Поздравляю, мы с Вами прошлись по самой верхушке айсберга Вавилонского права и государства. Небольшие выводы: законы царя Хаммурапи охватывали широкий спектр общественных отношений и были, несомненно, революционными в контексте унификации права нового царства. Для человека XXI века эти законы кажутся дикими или даже смешными, однако стоит учитывать тот исторический период, когда они были созданы. Ведь закон хорош тогда, когда способен эффективно регулировать общественные отношения. Несомненно, с этой задачей Кодекс Хаммурапи справлялся как нельзя хорошо. Неопровержимым свидетельством этого, является тот факт, что с момента создания, эти законы применялись еще более тысячи лет. Они возникли исходя из вызова времени и утратили свою силу лишь с упадком Месопотамской цивилизации и началом восхождения звезды греческой культуры.
С полным текстом законов, можете ознакомиться по ссылке в конце статьи.
Правовое положение мушкенумов и рабов в Вавилонском государстве по Законам Хаммурапи
Рубрика | История и исторические личности |
Вид | доклад |
Язык | русский |
Дата добавления | 15.03.2017 |
Размер файла | 15,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
«Правовое положение мушкенумов и рабов в Вавилонском государстве по Законам Хаммурапи«
Структура вавилонского общества в эпоху Хаммурапи свидетельствует о все более четко проявляющемся и развивающемся рабовладельческом его характере. Как и всякое рабовладельческое государство, Древний Вавилон знал деление общества, прежде всего, на свободных и рабов.
Тем не менее, из законов явствует, что мушкенумы владели имуществом и рабами, их права как собственников строго защищались, при этом имущество их рассматривалось наряду с собственностью дворца, на службе которого они состояли. Отсюда и сопоставление мушкенумов с двором или храмом, а не с аквилумами, в тех статьях, где мушкенумы выступают в качестве рабовладельцев. Об этом свидетельствует статья 15: «Если кто-нибудь выведет за ворота дворцового раба или дворцовую рабыню, или раба, принадлежащего мушкену, или рабыню, принадлежащую мушкену, то его должно предать смерти». Или же статья 16: «Если кто-нибудь, укрыв в своем доме беглого раба, принадлежащего дворцу или мушкену, не выдаст его по требованию чиновника, то этого домохозяина должно предать смерти». Соответственно, имущество мушкенумов охраняется строже имущества авилумов: «Если человек украл либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо же лодку, то, если это принадлежит богу или дворцу, он должен заплатить в тридцатикратном размере, а если это принадлежит мушкенуму, он должен возместить в десятикратном размере. Если вор не имеет чем платить, он должен быть убит« (Ст. 8). За развод с женой мушкенум также платит меньше авилума («Если он мушкенум, то он должен дать ей 1/2 мины серебра). Таким образом, фиксируя приниженное положение мушкенумов, закон одновременно гарантирует защиту их имущества.
Низший класс вавилонского общества составляли рабы («вардум»). Источником рабства служили: война, имущественное расслоение, приводившее к долговой кабале (которая однако не могла продолжаться более трех лет), неравноправное положение членов семьи (Ст.114-117; «Если долг одолел человека и он продал за серебро свою жену, своего сына исвою дочь или отдал их в кабалу 131 то три года они должны обслуживать дом их покупателя или их закабалителя, в четвертом году им должна быть предоставлена свобода«, — Ст.117), самопродажа в рабство, обращение в рабство за некоторые преступления, и наконец, естественное воспроизводство рабов. Различались рабы частновладельческие, дворцовые, рабы мушкенумов, храмовые рабы. Положение рабов государственных учреждений и мушкенумов регулировалось государством и было, возможно, привилегированным (они могли иметь семью); в отношения авилумов со своими рабами государство не вмешивалось.
Таким образом, Законодательство Хаммурапи закрепляло общественный строй государства, господствующей силой в котором являлись мелкие и средние рабовладельцы. Законы исходили из того, что люди не одинаковы по своим юридическим возможностям, по своим правам и обязанностям по отношению к государству и друг к другу.