Что такое мусорная реформа в россии

«Мусорная реформа» в России: вопросы финансирования

Одной из основных целей начавшейся в 2019 году так называемой «мусорной реформы» является создание достаточных производственных мощностей для обработки и утилизации твердых бытовых (коммунальных) отходов (далее – «ТКО»).

Помимо организационных и административных мероприятий, важнейшую роль в достижении заявленной цели играет финансовое обеспечение реализации реформы.

В настоящей статье будут рассмотрены существующие источники и формы финансирования проектов, а также недавно анонсированные дополнительные меры поддержки.

Данная статья является продолжением серии наших материалов по теме «мусорной реформы». Ссылки на предыдущие публикации смотрите ниже.

Основные источники финансирования «мусорной реформы»

По разным оценкам, на момент старта реформы доля направленных на обработку ТКО составляла не более 3 % в общем объеме образованных ТКО. Остальные отходы оставались необработанными и вывозились для захоронения на полигоны. В ходе реформы планируется повысить указанную долю обрабатываемых ТКО до 60 % к 2024 году.

Другим целевым показателем «мусорной реформы» является введение в эксплуатацию 37,1 млн тонн мощностей по обработке ТКО к 2024 году.

По данным публично-правовой компании «Российский экологический оператор», специально созданной в 2019 году для координации и обеспечения реализации мер в области обращения с ТКО (далее – «Российский экологический оператор»), создание необходимой инфраструктуры по обращению с ТКО потребует более 400 млрд рублей.

Согласно отчету министра природных ресурсов и экологии, за 2019 год в России было построено 55 объектов переработки ТКО мощностью 6,4 млн тонн в год в 33 регионах страны. При этом общая сумма инвестиций составила 28 млрд рублей.

Можно выделить несколько составляющих финансового обеспечения реализации реформы и достижения вышеуказанных целей:

Несмотря на наличие нескольких возможных источников финансирования, можно в целом говорить о его недостаточности на текущем этапе реализации реформы, что ставит под угрозу достижение заявленных целей.

Так, например, в результате резкого роста тарифов на старте реформы снизилась их собираемость. По данным Российского экологического оператора, к весне 2020 года общая сумма задолженности перед региональными операторами по всей стране достигла 50 млрд рублей. По сути, фактические поступления от тарифов лишь покрывают (и то частично) текущую деятельность операторов. Очевидно, что в такой ситуации ни о каком инвестировании в создание новых производственных мощностей говорить не приходится.

Неэффективно работает и система РОП. Так, общий размер средств, собранных в рамках РОП в России в 2018–2019 годах, не превысил 3 млрд рублей (хотя по прогнозам объем экологического сбора должен был составлять около 30 млрд рублей). Этой суммы также недостаточно для реализации необходимых проектов.

Основным источником финансирования проектов создания инфраструктуры по обработке и утилизации ТКО по-прежнему остается федеральный бюджет. Однако и в нем не предусмотрено полное финансирование, а, наоборот, предлагается активнее привлекать частных инвесторов с постепенным снижением доли участия государства. Более того, даже заложенные в федеральном бюджете на 2019–2020 годы инвестиционные средства остаются неосвоенными либо направляются на поддержку региональных операторов в период пандемии.

Таким образом, остро стоит вопрос привлечения частных инвестиций в создание объектов для обработки и утилизации ТКО с возможностью последующего обустройства на их базе экотехнопарков. Еще одним направлением является инвестирование в строительство мусоросжигательных заводов.

Существующие формы финансирования

Федеральный уровень

Как было сказано выше, на данный момент предусмотрено, что основным источником финансирования являются федеральные субсидии. Субсидии предоставляются из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в имущество Российского экологического оператора.

Далее, финансирование проектов осуществляется Российским экологическим оператором в следующих формах:

Условием предоставления финансирования является соответствие инвестора следующим требованиям:

Показателем результативности финансирования является достижение соотношения между размером привлеченных частных инвестиций (в том числе в виде собственных и заемных (кредитных) средств инвестора) и размером предоставленной субсидии на уровне не менее 2,46 рубля частных инвестиций к 1 рублю субсидии.

Однако, как отмечается в отчете Счетной палаты Российской Федерации, ни одна из вышеуказанных возможных форм финансирования проектов со стороны Российского экологического оператора не востребована инвесторами.

На данный момент ни о каких инвестициях Российского экологического оператора в проекты по обращению с ТКО также неизвестно. Объявленные в середине июля 2020 года планы по инвестированию 2,5 млрд рублей в три проекта по сортировке мусора в Подмосковье так и не были реализованы.

При этом для привлечения инвесторов Российский экологический оператор планирует разработать пакетные предложения для вложений в отрасль обращения с отходами, а также выпустить так называемые «зеленые» облигации.

Существуют иные меры поддержки инвесторов на федеральном уровне в виде сохранения ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду на уровне 2018 года, освобождения региональных операторов от уплаты НДС, а также предоставления возможности использования объектов размещения ТКО, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих документации, необходимой в соответствии с действующим законодательством. Однако ни одна из этих мер не является достаточно эффективной. Например, сохранение размера платы за негативное воздействие на окружающую среду на прежнем уровне не может компенсировать высокие расходы инвесторов на создание инфраструктуры, а освобождение региональных операторов от уплаты НДС не позволяет им учитывать при этом суммы, уплаченные ими за товары, работы и услуги своих поставщиков и субподрядчиков.

Региональный уровень

В некоторых субъектах Российской Федерации приняты региональные программы в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, в которых предусмотрены в качестве мер поддержки инвестиционные программы региональных операторов по обращению с ТКО. Например, такие инвестиционные программы утверждены в Кемеровской области и Республике Калмыкия в отношении поддержки соответствующих региональных операторов.

Очевидно, однако, что такой вид поддержки инвестиционной деятельности нельзя назвать универсальным и эффективным, поскольку он направлен на конкретных участников рынка (региональных операторов), а объем предоставляемой им поддержки во многом зависит от финансового состояния и благополучия соответствующего региона в конкретный период времени.

Частные инвестиции

На фоне общей неэффективности государственного финансирования проектов можно наблюдать определенный интерес к отрасли у «полугосударственных» структур (например, РФПИ, Сбербанк, ГК «Росатом», ВЭБ.РФ).

В качестве примера можно привести заключение между РФПИ, Сбербанком и иностранным инвестором соглашения о вложении инвестиций в строительство комплекса по сортировке и размещению отходов в Калининградской области посредством приобретения долей в уставном капитале соответствующей компании, заключившей концессионное соглашение с правительством региона сроком на 25 лет.

Другой пример – инвестиционная компания «РТ-Инвест», уже строящая 5 мусоросжигательных заводов в Подмосковье и Казани общей стоимостью более 150 млрд рублей и в мае 2020 года договорившаяся с ГК «Росатом», а также синдикатом банков с участием ВЭБ.РФ о строительстве еще 25 таких заводов по всей стране. Стоимость этого нового проекта оценивается в 600 млрд рублей, из них 200 млрд рублей предоставит ВЭБ.РФ.

Всего, по данным Минприроды, заключено уже 72 концессионных соглашения на сумму 51 млрд рублей. По прогнозам ведомства, до конца 2020 года должно быть подписано еще 10 соглашений на 10 млрд рублей.

Таким образом, вследствие низкой эффективности существующих мер государственной поддержки на данный момент инвестиционные проекты в области обращения с ТКО реализуются в основном посредством привлечения банков, государственных корпораций и инвестиционных фондов в качестве соинвесторов.

Новые меры поддержки

В сентябре 2020 года Правительство Российской Федерации анонсировало расширение полномочий Российского экологического оператора для финансирования проектов по обработке и утилизации ТКО. Минфину России и Минприроды России совместно с Российским экологическим оператором было поручено разработать меры по поддержке инвестиционных проектов в данной сфере.

Планируемые новые меры поддержки представляют собой наделение Российского экологического оператора следующими дополнительными полномочиями:

Кроме того, опубликован проект поправок в налоговое законодательство, согласно которому предлагается предоставить следующие налоговые льготы региональным операторам по обращению с ТКО:

Участники рынка оценивают предлагаемые новые меры поддержки положительно, при этом отмечая, что необходимо также проработать тарифы по обращению с ТКО, поскольку основной доход (и возвратность инвестиций) будет поступать за счет них.

Заключение

Одной из ключевых проблем в реализации «мусорной реформы» является ее недостаточное финансирование, причем как со стороны государства, так и со стороны частных инвесторов.

В случае с государственной поддержкой можно говорить скорее о проблемах администрирования выделяемых средств и несогласованности между их распорядителями на фоне отсутствия единого подхода к выбору приоритетных проектов для такой поддержки. Частных же инвесторов отпугивает негарантированность получения доходов и возврата вложенных средств из-за ограничения возможности повышения существующих тарифов.

При этом потребность в реализации проектов в области обработки и утилизации ТКО по-прежнему высока, прежде всего в отношении создания мусоросортировочных и мусороперерабатывающих комплексов и сопутствующей инфраструктуры, а также поставки и установки необходимого оборудования.

В этой связи особое значение приобретает привлечение к участию в проектах надежного публично-правового партнера и финансирующей организации, в том числе путем заключения соответствующих концессионных соглашений либо соглашений о государственно-частном или муниципально-частном партнерстве, условия которых, с одной стороны, позволяют обеспечить устойчивое финансирование проектов, а с другой – гарантировать определенный уровень доходности.

Для получения дополнительной информации свяжитесь, пожалуйста, с экспертами CMS Russia Д-ром Томасом Хайдеманном, Дмитрием Богдановым или вашим постоянным контактом в CMS Russia.

Источник

С трудом перерабатываемые отходы

Мусорная стратегия

По данным публичной правовой государственной компании «Российский экологический оператор» (ППГК РЭО), ежегодно в России образуется порядка 65 млн т твердых коммунальных отходов (ТКО) – примерно 450 кг на человека. При этом вторично в хозяйственный оборот вовлекается не более 10% ТКО, остальное направляется на свалки. Для сравнения: в Германии, Австрии, Швейцарии и ряде европейских стран во вторичное производство уходит не менее 50% отходов.

Самым проблемным регионом с точки зрения утилизации ТКО остается Московская область. Вопрос мусорных свалок Подмосковья поднимался еще в 2017 г. во время прямой линии с президентом. Тогда жители Балашихи пожаловались Путину на ужасную экологическую ситуацию в районе полигона «Кучино», куда отходы свозили со всей Москвы. Вскоре местные власти закрыли и этот полигон, и еще несколько свалок. Однако выросла нагрузка на другие объекты. Например, на полигон «Тимохово», в 2017 г. принявший около 600 000 т отходов, в 2019 г. было отправлено уже в 1,5 раза больше – 930 000 т.

Одна из основных причин отставания России от европейских стран – отсутствие организованной системы раздельного сбора отходов, а также их последующей обработки, утилизации и обезвреживания. В СССР система заготовки и переработки вторичного сырья функционировала вполне сносно. Достаточно вспомнить пункты сбора макулатуры и металлолома, стеклотары, утильсырья. В постсоветские времена эта система была практически полностью ликвидирована. При этом товаров люди стали потреблять больше, формат их упаковки сильно изменился и количество отходов существенно выросло.

Проблему российские власти пытаются решить давно. Еще в 2013 г. Министерство природных ресурсов и экологии (Минприроды) утвердило Комплексную стратегию обращения с ТКО. Была обозначена цель: сократить объемы ТКО, направляемых на захоронение, вовлекать в хозяйственный оборот как можно больше содержащихся в отходах компонентов – органику, металл, бумагу, стекло, пластик, текстиль, изношенные автомобильные шины. Предлагалось использовать механизмы экономики замкнутого цикла, согласно которым отходы должны перерабатываться и использоваться заново. По замыслу авторов стратегии такой подход должен не только сберечь первичные ресурсы, но и улучшить экологию, уменьшив количество мусорных полигонов.

Приоритеты стратегии обращения с ТКО

максимальное использование исходных сырья и материалов
предотвращение образования отходов
сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования
обработка (предварительная подготовка) отходов для утилизации (использования)
утилизация (использование) отходов
другие операции в целях вовлечения отходов в хозяйственный оборот
обезвреживание отходов
размещение (хранение и захоронение) отходов в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Стратегия рассчитана на период до 2030 г. К этому моменту предстоит усовершенствовать законодательство и механизмы регулирования деятельности по обращению с ТКО, создать материально-техническую базу, разработать методическое и информационное обеспечение. Однако, судя по темпам, которыми идет реформа сейчас, завершить ее к установленному сроку вряд ли удастся.

В конце 2014 г. в рамках исполнения стратегии были приняты поправки в закон «Об отходах производства и потребления», которые должны были дать старт мусорной реформе. Но их вступление в силу сразу же отложили, чтобы регионы смогли подготовиться к новым правилам. В частности, разработать и принять территориальные схемы обращения с отходами, в которых должны быть данные обо всех свалках (в том числе скотомогильниках) и маршрутах перевозки отходов, утвердить тарифы на вывоз мусора для жителей, выбрать регионального оператора (одного или нескольких), который обслуживал бы весь цикл работы с отходами – их вывоз, сортировку, утилизацию, обезвреживание и захоронение.

Закон вступил в силу только 1 января 2019 г., именно эту дату и принято считать началом мусорной реформы. Но в трех городах – Москве, Севастополе и Санкт-Петербурге – начало реформы сразу же отложили до 2022 г. Официальная причина: в городах запрещено создавать полигоны для мусора, а поскольку указанные три города федерального значения являются субъектами РФ, они вынуждены договариваться с другими субъектами, чтобы вывозить отходы туда. Но, например, соседнее со столицей Подмосковье и без того превращено в огромную свалку. Предполагалось, что три года отсрочки дадут возможность создать современную инфраструктуру на соседних с федеральными городами территориях. Однако, как полагает депутат Госдумы Алексей Куринный, перенос реформы в этих городах обусловлен просто желанием властей сохранить там спокойную обстановку, «чтобы не было социальных взрывов из-за резкого роста тарифов за вывоз мусора».

Бесполезные схемы

Согласно закону об отходах в каждом регионе должны были появиться региональные операторы, отвечающие за весь «жизненный цикл» мусора – от контейнера до полигона. Выбираются региональные операторы местными властями на конкурсной основе. Число таких компаний зависит от того, на сколько зон обслуживания поделен регион. Например, в Ивановской области только одна зона, а в Краснодарском крае – одиннадцать. Заключить договор с региональным оператором теперь обязаны все без исключения жители частных и многоквартирных домов, а также организации.

«Раньше мусор нередко вывозился в ближайший карьер, овраг, сбрасывался в лес или даже на обочины. Смысл реформы отрасли в том, что региональный оператор сам определяет места, куда везти отходы, будь то сортировочный комплекс или полигон», – поясняет Руслан Губайдуллин, исполнительный директор ассоциации «Чистая страна», в которую входят региональные операторы и другие компании индустрии обращения с отходами. Оператор выбирает перевозчика, который получит деньги за работу только тогда, когда довезет мусор до указанной точки. При этом оператор обязан отправлять мусор только на лицензированный объект (свалку или пункт сортировки), включенный в территориальную схему обращения с отходами – своего рода карту с подробным описанием всех объектов мусорной инфраструктуры в конкретном регионе.

Иными словами, реформа предполагала, что все мусорные потоки будут просчитаны и строго учтены, ведь логистика перевозки отходов учитывалась при расчетах тарифов на вывоз отходов. На деле территориальные схемы приняли в спешке. «В них нет реального расчета объемов мусорообразования, нет сведений об источниках происхождения отходов, о логистике перемещения отходов. Как следствие, неправильно рассчитаны тарифы на вывоз мусора для потребителей», – отмечает заместитель председателя общественного совета при Минприроды Александр Закондырин.

Требования закона о конкурсном отборе региональных операторов тоже зачастую были выполнены формально. Мало в каких регионах на конкурс поступило больше одной заявки, в результате 10-летние контракты местные власти заключали с единственным возможным поставщиком услуг на безальтернативной основе и в отсутствие конкуренции. При этом роль самого института операторов до сих пор не до конца понятна. «Есть сомнения в необходимости регионального оператора. Фактически это лишнее звено, которое только собирает деньги, но его функции туманны», – считает Ольга Сибирцева, замдиректора ООО «Экон», занимающегося вывозом отходов.

Мусорные страсти

Раньше за вывоз мусора жители многоквартирных домов платили управляющей компании (УК), соответствующая услуга была зашита в статью расходов «Содержание и текущий ремонт дома», а та – транспортной организации, вывозящей мусор, которая сама решала, куда его везти. Теперь вывоз мусора превратился в отдельную коммунальную услугу. В платежке за услуги ЖКХ появилась новая строка: «Обращение с ТКО». Иногда в зависимости от региона плательщику и вовсе может приходить отдельная квитанция.

В среднем по стране платежи за вывоз мусора выросли с 70–80 до 150 руб. с человека в месяц. Причина – изменившаяся система расчетов оплаты. Раньше тариф определялся с учетом площади жилого помещения, с началом реформы в каждом регионе были утверждены свои нормативы образования отходов и тарифы на их вывоз. Из-за некорректного расчета количества образующихся отходов нормативные показатели могут отличаться даже у ближайших регионов. Например, в Приморском крае тарифы рассчитываются исходя из 172 кг мусора на человека в год, а в Амурской области – 671 кг. Почему в Амурской области мусорят, по мнению властей, почти в 4 раза больше, остается загадкой.

Особенно болезненной реформа оказалась для владельцев частных домов, которые теперь тоже обязаны заключать договоры на вывоз мусора с региональными операторами. Раньше собственники домов платили существенно меньше, чем жители городских многоэтажек, да и мусор могли выбрасывать сами – например, в контейнеры по пути на работу в город.

Рост тарифов привел к тому, что население стало бойкотировать мусорные квитанции. В 2019 г. региональные операторы по всей стране выставили к оплате физическим и юридическим лицам счетов на общую сумму 151,3 млрд руб. Оплачено было 117,6 млрд. То есть долг по итогам года составил 33,7 млрд руб., из них 26 млрд как раз задолженность жителей. К весне 2020 г. общая сумма долга перед операторами по всей стране, по данным ППГК РЭО, достигла 50 млрд руб.

Недовольство жителей многих регионов вызвало и то, что реформа, призванная уменьшить объем отходов, привела к еще большему захламлению мусорных площадок и прилегающих к ним территорий. Дело в том, что новое законодательство не закладывает в тариф на вывоз мусора средства на содержание во дворах контейнерных площадок, их уборку и дезинфекцию. Органы местного самоуправления согласно новому закону обязаны создавать и содержать контейнерные площадки, вести реестр и определять схему размещения мусорных баков. И теперь порядок на площадке зависит исключительно от властей: где-то чисто, где-то свалка.

«Раньше жители платили УК, которая нанимала дворников. Теперь расходы на вывоз мусора исключены из тарифа УК, – комментирует Андрей Худолеев, юрист Московской областной общественной организации содействия охране окружающей среды и контролю в ЖКХ. – При этом закон не обязывает операторов, которые получают деньги за вывоз отходов, убирать саму мусорную площадку и ее окрестности. Жители на общем собрании могут принять решение о включении расходов на содержание контейнерных площадок в состав тарифа на содержание и ремонт. Но вряд ли они согласятся, ведь получится двойная оплата за мусор».

Массовые жалобы населения на срыв графика вывоза мусора и захламленность контейнерных площадок становятся поводом для расторжения договоров региональных операторов с мусоровывозящими компаниями. Те, в свою очередь, винят во всех бедах операторов, которые задерживают оплату услуг по вывозу отходов. А операторы свою позицию аргументируют тем, что при плохой платежной дисциплине потребителей они и сами оказались не в состоянии оплачивать услуги подрядчиков – тарифы мусоровывозящих компаний составляют примерно 400 руб. за 1 куб. м мусора.

Один из многочисленных громких конфликтов произошел в мае этого года в Мурманске. Оператор «Управление отходами» начал расторгать договоры с мусоровывозящей компанией «Орко-инвест» – по словам замдиректора мурманского филиала АО «Управления отходами» Виталия Измайлова, из-за того, что «Орко-инвест» нарушал, в частности, согласованный график вывоза отходов». Накануне голосования по поправкам в Конституцию рабочие «Орко-инвеста» записали видеообращение к Путину с просьбой вмешаться и не допустить увольнения 130 работников компании. Не помогло: в августе оператор расторг с подрядчиком последний из заключенных ранее договоров.

Кто кого

Захламление пунктов сбора мусора только способствует накоплению долгов: люди видят замусоренные площадки и отказываются платить за вывоз отходов. А операторы жалуются на то, что им сложно взыскать долги, потому что у них отсутствует доступ к персональным данным неплательщиков.

В Госдуму внесен проект изменений в закон «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства». Как надеются участники рынка, принятие поправок позволит получить доступ к персональным данным и взыскивать задолженность по суду. Однако закон вряд ли решит проблему кардинально. При взыскании даже годового долга с конкретного жителя судебные расходы и госпошлина могут превышать сумму самого долга. Не говоря уже о том, что операторам придется содержать штат юристов. Практика взыскания долгов за вывоз мусора с физических лиц в судах вряд ли станет массовой, полагают юристы.

Теоретически региональным операторам проще заключать договоры не отдельно с каждым жителем многоквартирного дома, а с УК, которые и будут взыскивать долги. Однако далеко не все УК к этому готовы, ведь формально УК к мусору не имеют отношения и не администрируют соответствующие платежи. Впрочем, в некоторых регионах, как, например, в Подмосковье, УК эти функции фактически навязываются. «Заключается трехсторонний договор между УК, единым информационно-расчетным центром (ЕИРЦ) и региональным оператором, – рассказал директор подмосковной УК «Квадрометр» Антон Жуков. – По договору ЕИРЦ в рамках организации начислений и сбора платы за жилые помещения, коммунальные и иные услуги обязуется формировать платежки с включением в них строки «Обращение с ТКО». При этом региональный оператор заключил с УК дополнительное соглашение о том, что с жителями-должниками работает сам. Однако на практике он этого не делает. А долги жителей требует с УК».

По словам представителей ППГК РЭО, сейчас Федеральной антимонопольной службой обсуждается вопрос долгосрочного планирования инвестиционных надбавок к тарифам на вывоз мусора. Так что, возможно, жителей страны ждет очередное повышение цен на утилизацию отходов. «Тарифы повысить можно. Но собираемость платежей и так очень низкая. Так что стоит искать другие возможности для инвестиций внутри уже действующих тарифов. Например, сократить транспортные издержки. Ведь в существующем тарифе до 70% расходов приходится именно на перевозку мусора», – считает Худолеев.

План не утвержден

«Первый этап реализации мусорной реформы можно считать завершенным. Региональные операторы приступили к своей деятельности, следовательно, система сложилась и заработала», – заявил в конце августа заместитель гендиректора ППГК РЭО Сергей Королев. Однако проблемы захламления мусором и отсутствия вторичной переработки по-прежнему не решаются. «Никаких мер стимулирования организации раздельного сбора мусора с последующей переработкой отходов в законе мы не увидели», – подчеркивал ранее координатор проекта ОНФ «Генеральная уборка» Дмитрий Миронов.

Один из возможных путей решения проблемы – создание экотехнопарков, промышленных кластеров, специализирующихся на сортировке, вторичной переработке и утилизации отходов. Термин «экотехнопарк» впервые был введен в «Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 г.», утвержденной правительством в 2018 г.

К 2030 г. в России планируется создать и запустить в эксплуатацию 70 экотехнопарков. По подсчетам Минпромторга, на реализацию всех включенных в стратегию планов потребуется 5 трлн руб. Деньги на создание инфраструктуры предлагалось получать за счет экологического сбора, который должны были платить импортеры и производители (исчисляется платеж с тех продуктов и упаковок, которые после использования потребителем станут мусором). По прогнозам Минприроды, объем экологического сбора должен был составлять до 30 млрд руб. По прогнозам Минприроды, в год от экологического сбора в бюджет страны должно было поступать более 100 млрд руб. Однако реально этот сбор приносит только 2–3 млрд руб.

Как показала проверка исполнения законодательства об обращении с отходами, «создание сети экотехнопарков осуществляется низкими темпами». В отчете контрольного управления президента отмечено, что план по реализации стратегии не утверждается на протяжении двух лет, контроль и мониторинг исполнения ее положений не ведется.

Пока сократить мусорные полигоны планируется с помощью мусоросжигания. В конце 2019 г. Госдума приняла закон, который уравнял понятия «переработка» и «сжигание» мусора. То есть теперь нет разницы между вторичным использованием отходов и их уничтожением. Участникам рынка такой подход дает определенную свободу действий. В частности, теперь средства, собранные за счет экологического сбора, пойдут не только на организацию переработки мусора, но и на строительство мусоросжигательных заводов.

Сейчас четыре завода общей мощностью переработки 700 000 т отходов в год строятся в Подмосковье и один – на 550 000 т – в Татарстане. Предполагается, что заводы заработают до конца 2023 г. Проект общей стоимость более 150 млрд руб. реализует компания «РТ-инвест». В мае 2020 г. «Ростех», «Росатом» и ВЭБ.РФ заключили соглашение о строительстве в городах с населением не менее 500 000 человек, а также в крупных туристических центрах России еще не менее 25 мусоросжигательных заводов. Точные адреса пока не определены, сроки строительства тоже. Ранее одним из мест будущего строительства назывался район Сочи.

По словам замдиректора «РТ-инвеста» Валерия Петросяна, в мире действует более 1500 заводов, аналогичных тем, что планируется создать в России. В том числе в черте крупных городов, рядом с жилыми домами. И протестов у местных жителей это не вызывает. «Мы должны следовать примеру развитых стран и отказываться от захоронения мусора, потому что свалки – это химические бомбы замедленного действия. Все отходы должны перерабатываться», – считает Петросян.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *