Что такое мужество философия
Что философы говорили о мужестве
В прошлом подобном материале мы рассказывали об отношении известных философов к женщинам и женственности — что думали великие мудрецы о противоположном поле. Сегодня же вопрос обратный — что есть настоящее мужество.
Основной труд:
О работах Сократа известно немного — он предпочитал разговаривать, а не записывать. В сочинениях современников Сократа описывают как босого старичка, разгуливавшего по улицам Афин и пристававшего с вопросами к прохожим. «Что такое красота, а что такое добро, а почему добро — это хорошо?» Прохожие думали, отвечали, и тут же напарывались на новый вопрос. Такие диалоги впоследствии назвали диалектикой, а Сократа — ее родоначальником. Говорили, что он мог часами сидеть на одном месте, размышляя о добродетели и истине. Между тем, до того, как стать босым старичком, Сократ успел поучаствовать в Пелопонесской войне, где сражался «достойно мужу».
Смерть Сократ встретил не менее достойно: он сам выпил чащу с ядом после обвинительного приговора суда. Философа назвали безбожником и развратителем молодежи. В суде Сократ пытался убедить присяжных в своей невиновности с помощью привычных ему размышлений, но слушать его никто не стал.
«Мужество есть стойкость души, сопряженная с разумностью, но не в смысле обладания умениями и навыками в каком-либо практическом деле, и даже не в смысле обладания познаниями, а в смысле мудрости, то есть ума, не противопоставляющего себя нравственному закону, а гармонически сочетающегося с ним»
Ученик Платона родился в семье врачей, которые привили ему интерес к биологии. Аристотель долго занимался изучением фауны и флоры и написал на эту тему несколько увесистых томов. Однако для всего мира он известен как воспитатель Александра Македонского и автор множества философских трудов. Современники описывали Аристотеля примерно так: это был маленький болтливый мужчина, обладавший тоненькими ножками и не менее тонким голосом, который любил красоваться дорогой одеждой и перстнями на руках.
Аристотель считал, что мир состоит из некой инертной материи, несущей в себе потенциал стать формой. Форма и материя неразрывно связаны друг с другом: каждая вещь уже содержится в материи в виде возможности. Но только с помощью бога (первопричина движения, начало всех начал) эти изменения возможны.
Наперекор желаниям своего отца, видевшего в Фоме аббата, будущий философ в возрасте 14 лет поступил в университет Неаполя, а позднее отправился путешествовать по свету. Рассерженный отец, узнав об этом, заточил Фому в башне замка. Говорят, в одну из одиноких ночей в комнату узника пришла прекрасная девушка, надеясь развлечь молодого графа. Но Фома, приняв её за демона искушения, прогнал «дух» огнем от факела и был очень доволен своей стойкостью. После двух лет заточения Фоме удалось сбежать и вернуться в университет, где он начинает преподавать теологию и писать философско-богословские труды.
Фома Аквинский в своих учениях опирался на рациональные методы познания мира и Бога, и написал целых пять логичных доказательств существования последнего.
«Мужество — это сила духа, способная одолеть все то, что препятствует достижению наивысшего блага. Оно соединено с мудростью — добродетелью, которая представляет собой единство всех четырех главных добродетелей — мудрость, мужество, сдержанность и справедливость».
Родился в еврейской семье под именем Барух и до смерти отца получал религиозное образование у раввинов. Постепенно Спиноза отходит от учений еврейских философов и начинает увлекаться трудами Гоббса и Декарта. Еврейская община, видя его «неортодоксальность» взглядов, приговаривает Баруха к отлучению. Спиноза берет себе имя Бенедикт, начинает скитаться по окрестным поселениям, зарабатывая на жизнь шлифовкой линз. Там же он, ограничивая себя во всем, посвящает себя размышлениям и философским трудам.
Спинозу причисляют к представителям рационализма и пантеизма. Первое говорит о том, что он полагался на доводы разума, нежели на чувства, «которые не учат никаким сущностям вещей». А в основе пантеизма лежит мысль о Боге (природе) как о единственной имеющейся в мире субстанции. У Бога, как пишет Спиноза, множество атрибутов, но человеку известны только два — протяжение и мышление, так как ни с чем другим человеку не приходилось еще сталкиваться.
«Cлепая отвага и страх составляют аффекты, которые могут быть представлены одинаково сильными. Следовательно, потребуется одинаково большая сила или твердость духа как для обуздания отваги, так и для обуздания страха, то есть человек свободный с одинаковой силой духа избегает опасностей, как и старается преодолеть их. Следовательно, бегство вовремя должно приписать такому же мужеству свободного человека, как и битва; иными словами — человек свободный выбирает бегство с тем же мужеством или присутствием духа, как и сражение».
«Опыт о человеческом разумении»
Родился в семье судейского чиновника, который придерживался достаточно свободных взглядов для того времени. Локк, во многом благодаря отцу, заработал репутацию атеиста и безбожника, за что в Оксфорде ему отказали в дипломе доктора. Тем не менее, ему удается устроиться семейным доктором к графу Шефтсберри. Это знакомство определило всю будущую жизнь молодого философа. Вместе с Шефтсберри Локк принимает участие в подготовке революции, но король Яков II Стюарт узнает об их планах, и Локк бежит в Голландию. Вернувшись через несколько лет на родину, Локк до конца жизни спокойно занимается научной деятельностью.
Локк стал первым философом, который перестал говорить о Боге, а точнее — о далекой загробной жизни. Он был практичным и крайне рациональным, поэтому все его научные труды — «земные». Так, Локк изучал возможности человеческого разума и пришел к выводу, что основной принцип нашего познания — это «tabula rasa», то есть с рождения наше сознание «чистое», и только с опытом мы «наполняемся» впечатлениями и знаниями.
«Истинное мужество готово встретиться с любой опасностью и остаётся непоколебимым, какое бы бедствие ни угрожало. Я не хочу этим сказать, что оно недоступно никакому страху вообще. Где опасность налицо, там не может не возникнуть чувство страха, если только мы не имеем дело с человеком тупоумным».
«Так говорил Заратустра»
В 1870 году началась Франко-Прусская война, и Ницше, к тому моменту уже преподававший в университете, решил отправиться на фронт. Непосредственно участвовать в боях ему запретили, но позволили сопровождать вагоны с ранеными в качестве военного санитара. Там он заражается дифтеритом и дизентерией. С трудом выздоровев, Ницше решает возвратиться в Базель и продолжить преподавательскую деятельность, которая постоянно прерывалась всевозможными болезнями. Головные боли, частичная потеря зрения, бессонница — неполный список того, что мучило философа до самой смерти в 1900 году.
Ницше подверг сомнению идею морали, которая только смягчает человека на пути к его цели. Сверхчеловек — это культ сильной личности, одержимой волей к власти. Власть — единственное неподдельное желание любого человека, единственная цель его существования. Каждая его новая публикация вызывала скандал в интеллектуальных кругах. Однако идеи «бунтаря» после его смерти нашли место в работах Шпенглера, Хайдеггера, Ясперса и многих других знаменитых философов.
«Я различаю мужество перед лицами, мужество перед фактами и мужество перед листом бумаги. Кроме того, я различаю мужество при свидетелях и мужество без оных: мужество христианина и вообще верующего никогда не бывает без свидетелей — одно это роняет его в моих глазах. Наконец, я различаю мужество от темперамента и мужество из страха выказать страх».
«Сознательное и бессознательное»
Несмотря на то, что отец Юнга был пастором, психоаналитик выбрал для себя путь деда и прадеда — докторов. Поступив в Базельский университет, Юнг занялся медициной, а после лекций с увлечением посещал спиритические сеансы, заинтригованный вопросом галлюцинаций у медиумов. Закончив университет, Юнг проходит стажировку в клинике Цюриха, а после продолжает там работу уже в качестве врача. Параллельно с лечением пациентов Юнг публикует научные статьи и книги, а также преподает в нескольких университетах.
Философия Юнга основана на так называемых архетипах. Архетипы – это идеи и символы, которые известны людям несколько тысяч лет. Многие поступки совершаются именно в соответствии с заложенными в нас «стандартами», которые выражаются, например, в позициях и взглядах. Социальные роли, образы в сновидениях, герои мифов и легенд — все это архетипы, выловленные в пласте коллективного бессознательного и прочно прикрепленные к нашему сознанию.
«Требуется необычайное мужество или, что то же самое, непоколебимая вера, когда мы желаем следовать собственной совести. Мы послушны совести лишь до какого-то предела, заданного как раз извне нравственным кодексом. Тут начинаются ужасающие коллизии с долгом, разрешаемые по большей части согласно предписаниям кодекса. Лишь в редких случаях решения принимаются индивидуальным актом суждения. Там, где совесть не получает поддержки морального кодекса, она с легкостью впадает в пристрастия».
Чистая тревога: Дмитрий Хаустов интерпретирует «Мужество быть» Пауля Тиллиха
Екатерина Ненашева
В анализе человеческой экзистенции немецкий философ Пауль Тиллих определял мужество как одно из ключевых понятий. По его мнению, именно в мужестве человек выходит за пределы конечного, пытаясь утвердить самого себя. Что такое мужество, как и зачем нужно противостоять страхам? Об этом на лекции, посвященной сочинению «Мужество быть», рассказал преподаватель РГГУ Дмитрий Хаустов. T&P публикуют основные тезисы лекции.
«Мужество быть» — одно из главных произведений теолога, рассматривающее многие экзистенциальные понятия. В нем он анализирует мужество с двух точек зрения — с позиции этики и онтологии, то есть учения о сущем как таковом. Тиллих пытается разобраться, в свете чего возникает мужество и как его определяет страх и тревога.
Категории понятия «мужество»
«Мужество» по Тиллиху — это онтологическая и вместе с тем этическая категория. Корень традиции условно можно свести к мысли Сократа — как нам поступать, если мы не знаем, что вообще есть? Сам термин «мужество» изначально имеет лишь этический характер, именно поэтому появляется словосочетание «мужество быть» (courage to be).
В первую очередь «Мужество быть» — некий этический акт, в котором человек утверждает свое бытие вопреки тому, что мешает его утверждению. Сам предлог «вопреки» несет в себе антагонистический характер, протестный элемент. Сначала человеку что-то противостоит в осуществлении бытия, но потом он отвечает на вызов и начинает противостоять этому сам. Что именно мешает осуществлять свое бытие? Все что угодно. В основу экзистенциальная традиция ставит страх и тревогу.
Тревога и страх
Страх — это всегда опасность чего-то. Объектом страха чаще всего становится что-то конечное, предметное, это не страх перед ничто. Это чувство носит онтический характер (в философии Хайдеггера «онтический» — относящийся к порядку сущего, а не бытия). Страх указывает на сущее. Силы сопротивляться страху есть у самого человека, мужество перед ним требует усилий, но, так или иначе, страх предметен и, самое главное, конечен.
Бытие и небытие отражаются друг в друге, но тревога неустранима из бытия, поэтому она пытается отыграть себя в страхе. Тиллих пишет, что испытание «чистой тревогой» совершенно невыносимо для человеческого существования. Мы специально ищем конкретное сущее, какой-то страх, чтобы тревога перестала быть. Однако это невозможно. Что делать с этой тревогой? Как ей противостоять? Именно здесь применимо понятие «мужество быть» — осуществлять бытие, бросая тревоге вызов и сопротивляясь ей.
Виды тревоги
По Тиллиху, существует три области, в которых сталкивается бытие и небытие. Эти понятия могут быть взяты как с относительных, так и с абстрактных точек зрения.
Онтическая (или сущностная) область может представлять угрозу существованию, судьбе или смерти, ее Тиллих понимает как случайность. Общество же привыкло воспринимать эту угрозу как некую необходимость, которая впоследствии становится фактом. Духовное небытие угрожает бытию в виде пустоты и отсутствия смысла. Если же подобная тревога носит абсолютный характер, то происходит потеря вообще всякой возможности смысла, что ведет к краху сознания. Третья тревога — тревога осуждения — обрекает на вечное чувство вины, это постоянное переживание ответственности за свое бытие и поступки.
Характер мужества в контексте истории
Мужество быть собой и мужество быть частью
Что остается у человека, если исчезает «мужество быть»? Тиллих счтитает, что это отчаяние. Мужество, зная тревогу и небытие, может с ним справиться, оно действует с этим знанием. Мужественен не тот, кто гонит от себя тревогу, а кто выступает ей навстречу и в этой борьбе продолжает себя осуществлять. Быть мужественным — это в первую очередь быть частью, соучаствовать происходящему. То есть, принимая мир, получать возможность выйти за границы тревоги.
В рассуждении на тему «мужество быть частью» у Тиллиха появляется важный экзистенциальное понятие: человек есть некая возможность мира, вне мира невозможно быть собой, то есть реализовать свои возможности. Мужество быть частью и в то же время быть собой невозможны друг без друга.
Однако у мужества быть собой есть некая теневая сторона, ведь радикальный индивидуализм ведет к утрате бытия, утрате мира, встречей один на один с пустотой. Мужество остается мужеством только тогда, когда совмещает в себе как мужество быть собой, так и мужество быть частью. Но где возможно такое совмещение? Тиллих убежден, что в религии.
Вера как сила утверждения
В мужестве человек выходит за пределы конечного. Поэтому понятие мужества имеет религиозные корни. Религиозность есть трансцендирование всего, религиозность — это внимание к бытию, к сущему.
Когда у человека преобладает мужество быть частью, то для него характерен мистицизм: человек сливается с бытием, рискует утратить себя. Но когда преобладает мужество быть собой, то на первый план становится личная вера, где в общении с Богом человек рискует потерять мир, его целостную форму. Тиллих говорит, что вера — это чистая форма мужества быть, ведь небытие невозможно трансцендировать через конечное. Вера — это вера в конечное, предметное, вещь, существо. По Тиллиху вера, изначальная и первичная, становится некой силой утверждения жизни, вопреки судьбе и угрозе смерти.
Что такое мужество философия
МУЖЕСТВО
Мужество – одна из центральных добродетелей аристократического этоса, являвшегося господствующим в общественных нравах Античности и Средневековья. Оно этически санкционирует воинскую деятельность как важную функцию привилегированных сословий (напр., в идеальном государстве Платона мужество – специфическая добродетель стражей). В течение всей добуржуазной эпохи аристотелевское понимание мужества остается общепризнанным, а само мужество сохраняет статус одной из кардинальных добродетелей. С переходом от греческой Античности к римской, которая является в большей степени воинственной, чем духовной, значение мужества даже возрастает; в одном из латинских звучаний (virtus) оно становится одновременно синонимом доблести и добродетели. Мужество – центральная добродетель средневекового рыцарского этоса, теснейшим образом связанная с понятием чести. Высокая оценка мужества свойственна также морали мещанства, хотя здесь оно уже не рассматривается в качестве кардинальной добродетели и теряет преимущественное значение воинской доблести.
Девальвация и трансформация понятия мужества стала одним из важнейших выражений и результатов сдвига в общественных нравах, в ходе которого, по Ф.Ницше, «промышленный дух одержал победу над военным и аристократическим духом» («По ту сторону добра и зла», § 239). Соответственно этому изменению мужество становится второстепенной темой в философской этике Нового времени. Гоббс отказывает ему в статусе гражданской добродетели, а страх смерти рассматривает в качестве продуктивной силы, способствующей установлению мира. У Спинозы оно находится почти в самом конце обширного каталога аффектов («Этика», ч. III. Определение аффектов). Кант определяет понятие мужества как умение противостоять врагу нравственного образа мыслей в нас самих, т.е. склонностям; быть мужественным – отваживаться на то, что велит долг. Он считает, что есть опасности, для преодоления которых нужно больше мужества, чем для поединка в бою или на дуэли (таков, напр., страх, связанный с насмешками, глумлением). Усилия Ницше вернуть мужество на верхние этажи этической иерархии и восстановить его первоначальное понимание как добродетели воина-аристократа остались одиночными. В настоящее время понятие чаще употребляется в расширительном смысле – как синоним нравственной твердости, стойкости духа перед лицом тяжелых испытаний, а также такой решительности в отстаивании нравственных убеждений, которая не считается с возможными потерями (не только физическими, но и материальными, социальными, психологическими). Оно все больше теряет значение мужской добродетели. Смещению акцентов в понимании мужества в значительной степени способствуют современные теории и практические опыты ненасилия, в которых ненасильственная борьба со злом и несправедливостью интерпретируется как более мужественная, чем насильственная (по Ганди, мужество ненасилия во много раз превосходит мужество насилия). Содержание понятия также претерпевает изменения: в соотношении внутренних страхов и внешних опасностей возрастает удельный вес первых.
1. Аристотель. Никомахова этика [III]. – В кн.: Аристотель. Соч. в 4 т., т. 4. М., 1984;
2. Платон. Лахет. – В кн.: Платон. Диалоги. М., 1986;
3. Цицерон. Об обязанностях [I]. – В кн.: Цицерон. О старости, о дружбе, об обязанностях. М., 1974;
4. Тиллих Л. Мужество быть. – В кн.: Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995;
5. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1988.
Мужество
Му́жество — 1) черта характера, обеспечивающая способность встречать опасности, беды, жизненные трудности без (чрезмерного) страха и утраты самообладания; отвага, бесстрашие, храбрость; 2) присутствие духа во время опасности или беды; 3) христианская добродетель, обнаруживаемая в способности, готовности и решимости верующего встречать скорби, беды, опасности, трудности, не теряя стойкости духа, с упованием на Божественный Промысл.
Мужество есть устойчивость в правде. Мужество – действие Духа Божия в человеке, дающего человеку силы противостоять искушениям, творить правду и отстаивать её. Мужество – это любовь к Богу и ближнему, любовь настолько сильная, что затмевает страх перед опасностью и даже смертью.
Христианское мужество основано на надежде и уповании на Бога, любви к Богу и ближним, на всецелом послушании и непоколебимой верности Господу Богу.
Христианское мужество принципиально отлично от фанатизма, безрассудства, упрямства, бесчувственности и напускного равнодушия. Критерием этого отличия является источник мужества (благодать Божия и любовь) и цель – правда.
Перед жестокими ордами Сеннахирима Езекия спокойно проводил свои военные приготовления и поддерживал морально своих людей. «И сказал: будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь царя Ассирийского и всего множества, которое с ним… с ним мышца плотская, а с нами Господь, Бог наш, чтобы помогать нам и сражаться на бранях наших. И подкрепился народ словами Езекии» ( 2Пар. 32:7-8 ).
Сравним: «Когда двери дома… были заперты из опасения от Иудеев» ( Иоан. 20:19 ) и «Видя смелость Петра и Иоанна…» ( Деян. 4:13 ). Те же ученики в течение короткого времени встретились с теми же иудеями. Откуда же взялось это новое мужество? Ответ гласит: «Они были все преисполнены Духа Святого».
Всякое ли мужество согласуется с добродетелью?
Мужество, как свойство характера, издревле воспевалось писателями, поэтами, летописцам. Искреннего восхищения нередко удостаивались мужественные воины, путешественники, мореплаватели, первооткрыватели, борцы за правду и справедливость. В этом понимании мужество, как правило, ассоциировалось с храбростью, отвагой, дерзновением, и даже с готовностью к самопожертвованию ради высокой цели.
Однако далеко не всегда, то, что определяется, как мужество, действительно достойно восхищения. Можно сказать, что мужество мужеству — рознь.
Достаточно часто за мужество принимается бравада, бесшабашный кураж. Положим, история знает примеры бравады военачальников, результатом которой становилась бессмысленная гибель бойцов. В современном мире среди примеров проявления напускного «мужества» можно выделить, скажем, катание на крышах лифтов и электропоездов, лихое вождение с мыслимыми и немыслимыми нарушениями правил дорожного движения, фотографирование на кромках крыш небоскребов, на стрелах высотных кранов и пр. Помимо того, что люди, демонстрирующие таким образом своё «мужество», подвергают неоправданному риску свою собственную жизнь, они подталкивают к этому других.
В христианском сознании мужество, как добродетель, всегда сопоставимо с благими мотивами, намерениями и целями, с желанием угодить Богу, с упованием на Божественный Промысл. Примеры христианского мужества являли многочисленные христианские исповедники, мученики, защитники веры, гонимые праведники и вообще все святые.
Апостол Павел среди других узников плыл в Италию. Неожиданно поднялась сильная буря и обрушилась на корабль… Небо потемнело, ветер обратился в ураган, волны бешено били в борт судна, бросая его, как щепку. В корабле открылась течь… Четырнадцать суток, не видя ни солнца, ни звезд, носились, отдавшись волнам. Каждую минуту все ожидали смерти, не ели, не пили. На корабле было 276 душ.
Один только человек – святой апостол Павел – был вполне спокоен: он твердо верил Богу, Который обещал спасти его и плывших с ним. Мужественно возвысив голос, Апостол сказал: «Мужи и братия, я убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет… Так сказал мне Ангел в эту ночь.…» Действительно, с наступлением дня все увидели залив с отлогим берегом. То был остров Мелит. Никто не погиб – все спаслись.
Друзья мои, нужно быть мужественными, решительными. Ничего славного нельзя сделать без мужества. Легко делать только худое. А разве не мужество увенчало святых мучеников вечной славой? А пустынники, подвижники, столпники.
Все великие ученые достигали открытий настойчивостью, мужеством. «Каким образом Вы открыли закон всемирного тяготения?» – спросили однажды Ньютона. «Неотступностью, постоянно думая о нем»,— отвечал он. А Архимед и другие ученые.
Мужество нужно, чтобы усиленно работать, учиться, подвизаться, встать пораньше на молитву (на братский молебен), потерпеть с любовью посты, длинные богослужения, найти пути примирения с обиженным другом… Особенно когда спасение так трудно дается, какое надо мужество, чтобы до конца все перенести.
Мужество нужно и чтобы безропотно терпеть страдания. Мало мы пожили, но уже и нас страдания коснулись своим огненным крылом. Ведь страдания, под разными видами (например, болезни, горе, нужды, тревоги, унижения), занимают огромное место в нашей жизни. «В мире скорбни будете» ( Ин. 16:33 ), — сказал Господь. «Претерпевый же до конца, той спасен будет» ( Мф. 10:22 ). И как мужественно простые люди умеют переносить страдания!
В 1871 г. шла война. У сестры милосердия Агриппины были ранены обе ноги. Ей было всего 20 лет. «Сестра, вам необходимо ампутировать ногу»,— сказал ей профессор. «Исполняйте»,— тихо ответила она. «Сестра моя, вам нужно ампутировать и другую ногу». – «Если есть на то воля Божия, доктор, исполняйте». После операции, придя в чувство, она тихо молилась: «Господи, не допусти меня возгордиться моими страданиями». Вскоре она тихо угасла навсегда.
…Госпиталь полон раненых. Предстояло много еще операций. Наркоз на исходе. У маленького ростом и слабого на вид солдата раздроблена рука. «Доктор, вы дадите что-нибудь, чтобы меня усыпить, не правда ли?».. – «О Боже, да у нас наркоз на исходе, есть совсем слабые братья…» – «Доктор, делайте мне так, я вынесу, а им сделайте полегче». И он выдержал страшную операцию, не испустив ни одного стона…
Мужество требуется и для того, чтобы говорить правду. Говорить правду – это основа всех добродетелей. Это достоинство каждого человека, христианина. Честность, правдивость – украшение верующего человека. «Блажени алчущие и жаждущие правды: яко тии насытятся» ( Мф. 5:6 ). Посмотрите на человека, любящего правду: он открыт, ясен, благороден; добрые, чистые глаза. Он внушает доверие… А на другого посмотрите: он хитрит, лицемерит, в поведении отпечаток низкого человекоугодия… Он не может прямо смотреть вам в глаза…
А какое мужество нужно для того, чтобы устоять против искушений! Чтобы в самой трудной обстановке вести себя и говорить так, как подобает христианину, любящему своего Господа!
Дело было холодной зимой. Воспитанник 3‑го класса семинарии оказался среди неверующих товарищей. Они потащили его в ресторан на берегу Волги. Усадили… «Пей с нами, дружок, в попы записался… Ты не хочешь – пережиток ты, такой отсталый, эгоист.…» В эту минуту с улицы послышался вдруг душераздирающий крик… Семинарист вскочил и мигом исчез за дверью… Вскоре, еле переводя дыхание, он вылезал из ледяной воды… Кровь текла по лицу: острая льдина ударила его по голове… На руках он держал мокрую полузамерзшую трехлетнюю девочку… Мужество!
Что нужно для того, чтобы иметь мужество? Корень мужества – искреннее желание делать людям добро. И в этом надо закалить волю.
Если вы наметили себе высокую цель – быть верными Господу,— стремитесь быть мужественными. Для этого надо возлюбить Бога, людей, укрепить в добре свою волю и просить помощи у Бога – и вы будете мужественны.
Царство Небесное дается людям мужественным, энергичным, стойким, преданным до конца Господу. Спаситель говорит: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» ( Мф.11:12 ).
Пастырь добрый душу свою полагает за овцы. Только с этим прекрасным качеством – мужеством – вы сумеете выполнить свой христианский долг. Сумеете хорошо трудиться, нетрепетно говорить правду, найдете силы перенести жгучие страдания – окажетесь победителем в любых огненных искушениях и своим мужеством, самоотвержением дадите прекрасный пример своим собратьям верующим и даже в инакомыслящих вызовете законный восторг и уважение.
Сейчас с ног на голову перевёрнуты многие понятия. Мужественным современное общество называет сурового, чуть ли не жестокого человека. Не таково истинное мужество. Истинное мужество в благородстве и доброте.
протоиерей Валериан Кречетов
Мужество есть любовь, готовая ради Бога претерпеть всё.
блаженный Августин Аврелий