Что такое музыка 5 класс определение кратко и понятно

МУЗЫКА

Полезное

Смотреть что такое «МУЗЫКА» в других словарях:

МУЗЫКА — Без музыки жизнь была бы ошибкой. Фридрих Ницше Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой. Уолтер Пейтер Музыка универсальный язык человечества. Генри Лонгфелло Музыка ничего не говорит разуму: это идеально структурированная… … Сводная энциклопедия афоризмов

МУЗЫКА — МУЗЫКА, (музыка устар.), музыки, мн. нет, жен. [греч. musika]. 1. Искусство, в котором переживания, настроения, идеи выражаются в сочетаниях ритмически организованных звуков и тонов. История музыки. «Из наслаждений жизни одной любви музыка… … Толковый словарь Ушакова

музыка — См … Словарь синонимов

МУЗЫКА — (греческое musike, буквально искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки лад, ритм, метр,… … Современная энциклопедия

МУЗЫКА — (от греч. musike букв. искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки лад, ритм, метр, темп,… … Большой Энциклопедический словарь

музыка — и устарелое музыка. В литературном языке первой половины XIX века ударение музыка было нормативным. Так, А. Пушкин решительно предпочитал именно это ударение. Например: «Музыка будет полковая. Музыки грохот, свеч блистанье. » (Евгений Онегин) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Музыка — (греческое musike, буквально искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки лад, ритм, метр,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Музыка — Музыка. С момента основания Петербурга начала развиваться музыкальная жизнь города. Реформы Петра I подготовили почву для новых европейских форм музицирования. Вначале они не выходили за рамки императорского двора и близкого к нему круга высшей… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Музыка — Музыка, услышанная во сне, обещает прекрасное времяпрепровождение. Мелодичная, приятная музыка – к удовлетворению и успокоению души. Какофония сулит неприятности в семье. Если музыка вам понравилась и вы получали от нее большое… … Большой универсальный сонник

МУЗЫКА — МУЗЫКА, искусство организации звуков. Восприятие М. и действием. В восприятии М. можно отметить следующие моменты, из к рых каждый может существовать до известной степени самостоятельно. 1) Общее органическое потрясение/ вызываемое динамической… … Большая медицинская энциклопедия

Источник

Музыка. 5 класс

Конспект урока

Что роднит музыку с литературой

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

— связь двух видов искусства – музыки и литературы;

— влияние музыки на литературу;

— влияние литературных текстов на музыку;

Вокализ – это вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках.

Программная музыка – музыка, которая не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания.

Интонация – ритмико-мелодический строй речи, чередование повышений и понижений тона при произнесении.

Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.

Большой толковый словарь русского языка. / Под ред. С. А. Кузнецова. –1-е изд. – СПб.: Норинт, 1998.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В основе многих музыкальных произведений лежит литература. Без неё не существовало бы и половины музыкальных жанров.

Вокальные произведения (кроме вокализа) пишутся на основе стихов. На создание опер, балетов, мюзиклов и других сценических постановок композиторов вдохновляют литературные сюжеты сказок, мифов или известных пьес и романов.

Вокализ – это вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках.

Если инструментальная музыка опирается на литературный сюжет, её называют программной.

Программная музыка не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания.

Например, симфоническая сюита «Антар» Николая Андреевича Римского-Корсакова по одноимённой сказке или «Метель» Георгия Васильевича Свиридова по повести Пушкина.

Музыка Свиридова переносит слушателя в Россию XIX века. Семь пьес отражают различные фрагменты и состояния повести «Метель»: «Тройка», «Весна и осень», «Вальс», «Венчание».

И вот уже герои Александра Сергеевича Пушкина кружатся в чудесном вальсе на балу, устроенном по случаю победы над Наполеоном.

В любом виде искусства авторы поднимают волнующие их темы. Только пользуются они для этого разными инструментами: художники – красками, музыканты – звуками, писатели – словами.

Литературу и музыку роднит такое понятие, как интонация.

В речи это слово означает манеру произношения, выражающую чувство говорящего, его отношение к предмету речи, особенности его душевного склада. Например, можно говорить с сердитой интонацией.

В литературе интонация указывает на стиль какого-то писателя. Например, можно сказать, что в произведении прослеживается шекспировская интонация.

В лингвистике – науке, изучающей языки, интонация имеет более музыкальное значение. Это ритмико-мелодический строй речи, чередование повышений и понижений тона при произнесении. Например, в речи собеседника может быть слышна вопросительная интонация.

В музыке же интонация часто употребляется в отношении точности исполнения и чистоты спетого или сыгранного звука (в отношении его высоты). Всем известно, что интонация может быть фальшивой.

А также про направление движения мелодии можно сказать, что в этом фрагменте слышна, например, восходящая или нисходящая интонация.

В музыке, как и в речи, могут быть ласковые и печальные интонации, спокойные и взволнованные, тревожные и торжественные. Голоса инструментов, как речь человека, говорят, поют, выражая какую-либо эмоцию с помощью интонаций.

Не зная иностранного языка, по интонации можно определить, в каком настроении собеседник, а с помощью музыкальных интонаций можно понять характер музыкального произведения.

Благодаря интонациям можно распознать, к какой эпохе и национальной культуре относится та или иная мелодия.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

№ 1. Что такое программная музыка?

Варианты ответа: музыка не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания; музыка, к которой выдают театральную программку; музыка, которая включена в школьную программу; музыка без слов.

В школьную программу включено множество музыкальных произведений, но они не всегда являются программными. Бумажный буклет с программой люди покупают в театрах и на концертах, там обычно указан состав исполнителей и содержание. Музыка без слов – любая инструментальная музыка или вокализ. Поэтому правильный ответ: программная музыка – музыка, которая не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания.

№ 2. К какому музыкальному термину подходит определение «вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках»?

Варианты ответа: опера; духовный концерт; ария; каватина; вокализ.

Духовные концерты пишутся на религиозные тексты. Опера содержит слова. Ария – это вокальная или инструментальная партия для одного голоса или инструмента, представляющая собой законченный эпизод или самостоятельный номер. Каватина – одна из разновидностей оперной арии, обычно свободного построения, отличающаяся напевностью и лиричностью. Правильный ответ – вокализ.

Источник

Значение слова «музыка»

Что такое музыка 5 класс определение кратко и понятно. Смотреть фото Что такое музыка 5 класс определение кратко и понятно. Смотреть картинку Что такое музыка 5 класс определение кратко и понятно. Картинка про Что такое музыка 5 класс определение кратко и понятно. Фото Что такое музыка 5 класс определение кратко и понятно

1. Искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах. Инструментальная музыка. Вокальная музыка. Симфоническая музыка. Теория музыки. История музыки.Музыка способна выражать психические движения, способна усиливать впечатление драматических моментов, способна дорисовывать воображению многое, «слову» уже не доступное. А. Серов, «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера. || Произведение или совокупность произведений этого искусства. Музыка Чайковского.Я очень благодарен родителям за то, что нас с ранних лет заставляли слушать музыку. Станиславский, Моя жизнь в искусстве.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

МУ’ЗЫКА (музы́ка устар.), и, мн. нет, ж. [греч. musika]. 1. Искусство, в котором переживания, настроения, идеи выражаются в сочетаниях ритмически-организованных звуков и тонов. История музыки. Из наслаждений жизни одной любви музы́ка уступает. Пшкн. Хозяин музыку любил и звал соседа певчих слушать. Крлв. || Произведение этого искусства, совокупность таких произведений. Сочинить, написать музыку на слова Пушкина. М. Чайковского. Вокальная м. Инструментальная м. Духовая м. (для исполнения на духовых музыкальных инструментах). Духовная м. (церковная). || Исполнение, звучание произведений этого искусства. Тихая, громкая м. Танцевать под музыку. Похороны с музыкой. 2. Инструментальная музыка, в отличие от вокальной. М. и пение. 3. Оркестр (разг.). В саду играла м. Военная м. Полковая м. || Механический музыкальный инструмент (напр. оркестрион; простореч.). Завести музыку. 4. перен. Всякое организованное звучание с точки зрения его тональности, мелодики (книжн.). М. речи. М. голоса. 5. перен. (преимущ. со словом «вся»). Какое-н. дело, что-н. затеянное, налаженное (простореч. фам.). Испортил мне всю музыку. || Что-н. надоедное, хлопотное (простореч. фам.). Надоела мне вся эта м. Устанет когда-н. возиться. да сразу и кончит всю музыку. М. Грькй. ◊

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

му́зыка

1. искусство, использующее в качестве выразительных средств сочетания ритмически организованных звуков ◆ История музыки. ◆ Хозяин музыку любил и звал соседа певчих слушать. Крылов

2. произведение этого искусства, совокупность таких произведений ◆ Сочинить, написать музыку на слова Пушкина. ◆ Музыка Чайковского.

3. исполнение, звучание произведений этого искусства ◆ Тихая, громкая музыка. ◆ Танцевать под музыку. ◆ Похороны с музыкой.

4. инструментальная музыка (1), в отличие от вокальной ◆ Музыка и пение.

5. разг. оркестр ◆ В саду играла музыка. ◆ Военная музыка. ◆ Полковая музыка.

6. прост. механический музыкальный инструмент (напр. оркестрион) ◆ Завести музыку.

7. перен. книжн. гармоническое, приятное для слуха звучание чего-либо ◆ Музыка речи. ◆ Музыка голоса.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое музыка 5 класс определение кратко и понятно. Смотреть фото Что такое музыка 5 класс определение кратко и понятно. Смотреть картинку Что такое музыка 5 класс определение кратко и понятно. Картинка про Что такое музыка 5 класс определение кратко и понятно. Фото Что такое музыка 5 класс определение кратко и понятноПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: марципан — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Какие бывают жанры музыки?

Что такое музыка 5 класс определение кратко и понятно. Смотреть фото Что такое музыка 5 класс определение кратко и понятно. Смотреть картинку Что такое музыка 5 класс определение кратко и понятно. Картинка про Что такое музыка 5 класс определение кратко и понятно. Фото Что такое музыка 5 класс определение кратко и понятноСразу предупреждаем, что ответить в одной статье на вопрос, какие бывают жанры музыки, очень сложно. За всю историю музыки накопилось такое количество жанров, что их и аршином то не измерить: хорал, романс, кантата, вальс, симфония, балет, опера, прелюдия и т.д.

Не один десяток лет музыковеды «ломают копья», пытаясь классифицировать музыкальные жанры (по характеру содержания, по функциям, например). Но прежде чем остановиться на типологии, внесём ясность в само понятие жанра.

Что такое музыкальный жанр?

Жанр – своего рода модель, с которой соотносится конкретная музыка. У него есть определённые условия исполнения, предназначение, форма и характер содержания. Так, у колыбельной цель – успокоить малыша, поэтому для неё типичны «покачивающиеся» интонации и характерный ритм; в марше ­– все выразительные средства музыки приспособлены к чёткому шагу.

Какие бывают жанры музыки: классификация

Самая простая классификация жанров – по способу исполнения. Это две большие группы:

Другая типология жанров связана с обстановкой исполнения. Она принадлежит А. Сохору – учёному, который утверждает, что жанры музыки бывают:

Что такое музыка 5 класс определение кратко и понятно. Смотреть фото Что такое музыка 5 класс определение кратко и понятно. Смотреть картинку Что такое музыка 5 класс определение кратко и понятно. Картинка про Что такое музыка 5 класс определение кратко и понятно. Фото Что такое музыка 5 класс определение кратко и понятноКроме того, и сам жанр может разбиваться на другие жанры. Так, опера-seria («серьёзная» опера) и опера-buffa (комическая) также являются жанрами. При этом, существует и ещё несколько разновидностей оперы, которые так же образуют новые жанры (лирическая опера, эпическая опера, оперетта и т.д.)

Названия жанров

О том, какие бывают названия у жанров музыки и как они появляются, можно написать целую книгу. Имена могут рассказать об истории жанра: так, именем «крыжачок» танец обязан тем, что танцующие располагались крестом (от белорусского «крыж» – крест). Ноктюрн («ночной» – в переводе с французского) исполнялся ночью на открытом воздухе. Одни имена берут начало от названий инструментов (фанфара, мюзет), другие – от песен (марсельеза, камаринская).

Часто музыка получает имя жанра тогда, когда переносится в другую среду: например, народный танец – в балет. Но бывает и наоборот: композитор берёт тему «Времена года» и пишет произведение, а затем эта тема становится жанром с определённой формой (4 сезона как 4 части) и характером содержания.

Вместо заключения

Рассказывая о том, какие бывают жанры музыки, нельзя не упомянуть часто встречаемую ошибку. Это путаница в понятиях, когда такие стили как классика, рок, джаз, хип-хоп называют жанрами. Здесь важно помнить о том, что жанр – это схема, на основе которой создаются произведения, а стиль указывает скорее на особенности музыкального языка творения.

Автор – Александра Рамм

Источник

Музыка как вид искусства

Содержимое публикации

«Музыка как вид искусства».

2. История возникновения. Доисторическая музыка.

3. Музыка древнего мира. Египет, Греция, Римская империя.

4. Музыка средневековья.

6. Список литературы.

Музыка – это многогранное и поистине неисчерпаемое понятие. Музыку можно рассматривать с нескольких сторон: как физическое явление, как голоса природы, как часть жизни человека (здесь идёт речь о ритме, который свойственен человеческой жизнедеятельности и является неотъемлемым элементом музыки). Но чаще всего музыку исследуют как вид искусства. В этом смысле музыка представляет собой некий художественный образ, который «собирается» из музыкальных звуков, организованных специальным способом. Как и все другие виды искусства, музыка имеет свои собственные средства выразительности: мелодию, гармонию, темп, метр, лад, динамику и, конечно, ритм.

Есть предположения, что именно из ритма родилась древняя музыка. Ритм, будучи последовательным чередованием музыкальных звуков, является одним из важнейших средств музыки, относящихся к её формообразованию. Кроме того, ритм – это непременная основа музыки, её непосредственный первоисточник. Если рассматривать мировые музыкальные культуры, то можно обнаружить, что роль ритма у разных народов, на разных континентах имеет существенные различия. Так, например, в африканской и латиноамериканской музыке ритм зачастую преобладает над мелодией, имеет ярко выраженный характер. В любом случае, без ритма музыки не бывает (она может быть даже без мелодии), но не без ритмической основы.

Музыка дарит человеку эстетическое наслаждение, воздействует на его психо-эмоциональную сферу, способна вызывать катарсис. Именно музыка является первым видом искусства для большинства людей (колыбельная матери). Отражая жизнь человека, музыка – во всём её видовом и жанровом разнообразии – становится его спутницей на всю жизнь: от рождения до смерти. Так было в древние времена, так это продолжается и сегодня.

2. История возникновения. Доисторическая музыка.

Человечество обитало на Земле почти сто тысяч лет, прежде чем у него появилась музыка. Её родиной является Африка – материк, где, собственно, возникли первые люди, занимающиеся музыкой. Их расселение по Африке происходило постепенно, однако, как утверждают учёные, уже тогда их сопровождало некое подобие музыки в самых примитивных формах. У каждого народа были свои оригинальные проявления музыкальной практики. Войдя в жизнь человека, музыка осталась в ней на веки веков.

Истоки доисторической музыки – устные традиции. Именно таковой была её первая форма. В дальнейшем устные музыкальные формы стали называть фольклором. В древние времена появились и первые музыкальные инструменты. Начинается эволюция музыкальных инструментов с флейты. Именно её использовали древние народы, как и собственный голос в качестве музыкального инструмента. При помощи голоса доисторический человек имитировал звуки окружающей природы и делал это виртуозно. Его потребность в ритмическом выражении проявилась посредством хлопков, а также в использовании камней как подобии музыкальных инструментов. Следует отметить, что и изобретённая ими флейта значительно отличалась от флейты современной и представляла собой трубочку с дырочками.

Музыка имела для древних людей функциональное значение, т.к. они считали, что при её помощи они могут защитить себя от опасностей внешнего мира, например, диких зверей. К музыкальным проявлениям доисторического человека можно отнести и магические заклинания, и ритмически организованные действия. Узнать, какой была доисторическая музыка, невозможно, но есть шанс её увидеть – на наскальных или пещерных изображениях, которые оставил нам первобытный человек.

3. Музыка Древнего мира. Египет, Греция, Римская империя.

С изобретением нотной записи музыкальное искусство вышло на новый исторический этап, называемый древним. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что уже в те далёкие времена существовали песни, которые были нотированы своеобразным способом. Активно развивалось музыкальное искусство в крупнейших государствах Древнего мира – Египте, Греции, Древнем Риме.

В Древнем Египте музыка была важнейшей частью культурной жизни. Поначалу главенствующее положение занимали певцы, а инструментальная музыка воспринималась как соответствующее сопровождение. Но через какое-то время ситуация изменилась, и инструментальная музыка отделилась в самостоятельный жанр. Во многом это произошло благодаря разнообразию музыкальных инструментов – струнных, ударных и духовых. В Египте бытовали флейты, систры, арфы (изобретение египтян), лютни, трубы, кларнеты, тамбурины и другие ударные инструменты. Музыка и музыканты были в большом почёте, и считалось, что это искусство имеет божественное происхождение – авторство приписывалось богу Тоту.

В Египте существовало несколько музыкальных жанров: духовная музыка, военная, бытовая, парадная (исполнялась при дворе фараона). Были распространены вокально-инструментальные ансамбли, которыми руководили дирижёры (они указывали на высоту звуков). Ансамблевое исполнительство доминировало над сольным исполнением.

История сохранила даже имена некоторых музыкантов. Один из них – Кафу-анх, служивший при дворе у фараона. Он совмещал административные и творческие обязанности; мог петь и играть на флейте. Кафу-анх и ему подобные были в таком почёте, что даже удостаивались памятников. Уже тогда начали складываться музыкальные династии.

Несмотря на широкое распространение музыки в государстве, присутствие её в жизни разных классов, существовавших в древнеегипетском социуме, учёным и сегодня очень мало известно о системе записи нот в этой цивилизации. Исследователи объясняли это тем, что музыка, написанная для культовых обрядов, строго охранялась. Однако некоторые тексты сохранили образцы нотных знаков.

Музыка являлась вечной спутницей религиозных обрядов, поэтому в долг жрецам вменялось уметь петь и музицировать на арфе. В обряды входили не только музыка, но и танцы, причём среди исполнителей встречались и чужестранцы, и чернокожие танцоры. Тем не менее, основными исполнителями культовой музыки являлись жрецы, это была их привилегия (они же контролировали и профессиональную сферу исполнительства). Из под их контроля выходило только домашнее музицирование – популярная форма времяпрепровождения в Древнем Египте. Оно столь стремительно и широко распространилось, что стёрло грани между профессионалом и любителем. Музыкант перестал быть представителем элиты.

Процветало музыкальное искусство и в Древней Греции (сам термин «музыка» имеет греческое происхождение). Древнегреческая музыка достигла очень высокого уровня развития, и эволюция мировой музыки во многом обязана этому государству.

В Древней Греции данный вид искусства выполнял не только эстетическую и обрядовую функции. Греки считали, что занятия музыкой способствуют воспитанию и образованию детей и молодёжи, в чём были совершенно правы. Вместе с рисованием, грамматикой и физической культурой музыка составляла костяк образования в древнегреческом государстве.

Сохранившееся нотное наследие (ноты в древнегреческой нотации заменялись буквами) Греции несколько богаче наследия Древнего Египта и состоит из нескольких десятков произведений, среди которых есть и гимны богам. Как и в Египте, античная музыка проникла в разные сферы жизни – культовую, бытовую, в область искусства (была тесно связана с театром). Все мероприятия в государстве проходили под музыку. Более того, свободные граждане были обязаны владеть этим искусством; обучение музыки происходило на профессиональном уровне.

Очень популярными являлись различные состязания, происходившие, если выражаться современным языком, в разных номинациях: хоровое пение, сольное пение, инструментальное исполнение, композиторское и поэтическое искусство. В каждом полисе музыка имела те или иные особенности.

Культовые и трудовые ритуалы, как правило, включали в себя песни с плясками. В них прославлялись боги, отвечающие за тот или иной род деятельности. Прославление бога Диониса (в этот ритуал входили и песни, и танцы) стало началом развития древнегреческой трагедии.

Жанры были как вокальные, так и инструментальные, причём первые были в приоритете. Вокальные жанры включали в себя песни и гимны, которые, в свою очередь, делились на подвиды. Песни имели следующие жанровые оттенки: крестьянские, свадебные, хвалебные и т.д. Если же говорить о гимнах, то они тоже являлись песнями и представляли собой вариант своеобразной древнегреческой молитвы. Гимны также имели свои поджанры: дифирамбы, пеаны; гимны военные, античные, национальные. Авторами гимнов считались легендарные личности: Орфей, Мусей, Олен.

Именно в Древней Греции зародилась теория музыки и терминология; возникли основные музыкальные лады: лидийский (мажорный), дорийский (минорный), фригийский (минорный с пониженной второй ступенью). Разработкой теории музыки, как и её эстетических вопросов, занимались такие крупные учёные, как Пифагор и Аристоксен, Аллипий, Аристотель.

В Древней Греции особое призвание получили странствующие певцы, которые назывались рапсодами или аэдами. Рапсоды – это певцы-профессионалы, исполнявшие песни Гомера. Их отличительной чертой являлся жезл в руке. Аэды выступали на различных общественных мероприятиях с эпическими песнями. Их манера характеризуется как декламационная или речитативная. Они аккомпанировали себе на форминге.

Форминг является одним из представителей богатого древнегреческого инструментария, принадлежит к семейству щипковых струнных. Кроме форминга в эту группу входят: кифары, псалтерии, лиры, самбики. Однако только струнными типами инструментов разнообразие древнегреческих инструментов не исчерпывалось. Существовали также ударные (кроталы, кимавлы, тимпаны); духовые – как деревянные, так и медные. Отдельного внимания заслуживает гидравлос – прародитель современного органа. Звукоизвлечение на гидравлосе осуществлялось за счёт давления воздуха, выходившего в многочисленные трубы.

Особая часть музыкального искусства Древней Греции – это хоровая лирика. Она возникла благодаря соединению поэзии, находящейся в стране на высочайшем уровне, и музыки. Такие величайшие поэты, как Пиндар, Сапфо, Алкей создавали свои тексты специально для исполнения их под музыку. Таким образом, развитие музыкального искусства в Древней Греции было всесторонним и имело профессиональную основу.

Древнеримская музыка богата своими традициями, зародившимися ещё в глубокой древности. Римская музыка произрастает из жреческих священнодействий, из народного пения, а также из военных традиций. Уже тогда в государстве существовали военные марши, и использовалась военная сигнализация.

Поначалу музыкальное искусство Древнего Рима развивалось в рамках государства, но когда сфера его влияния расширилось, произошло значительное обогащение всей области искусств. Это касалось и музыки, так как в Рим отправились представители богемы. Это привело к началу усвоения других традиций. Особенно в этом плане повлияла на Древний Рим Греция. Так же как и греки, римляне принялись распевать поэзию, выбрав для этого оды своих национальных гениев – Вергилия и Горация. Позаимствовали римляне у греков и теоретические изыскания.

Охотно пользуясь древнегреческими музыкальными инструментами, римляне ввели в свою музыкальную практику гидравлос, авлос (в Древнем Риме он стал называться тибия), кифару, лиру и другие инструменты. Из Египта в Рим (как и в Грецию) пришёл систр.

В классический период существования Древнего Рима музыкальное искусство достигает здесь в своём развитии полного расцвета. Страсть к музыке охватила всех: от простолюдина до императора. В связи с этим вырос спрос на учителей музыки: многие богатые семьи хотели, чтобы их дети обучались игре на музыкальных инструментах.

Нередкими для музыкальной практики Римской империи были общественные концерты, на которых, в том числе, звучала и греческая музыка. У императоров стали появляться свои фавориты – певцы и музыканты, виртуозно владевшие своим делом. Римляне во многом следовали древнегреческим традициям: возводили памятники музыкантам, устраивали творческие состязания между представителями богемы. Победители таких соревнований получали лавровые венки.

Как и в Древней Греции, римляне включали в программу своих религиозных и культурных мероприятий песни, танцы, инструментальную музыку. Продолжала своё развитие и военная музыка. Она была столь необходимой в военном искусстве, что сложилась практика организации при легионах духовых оркестров.

Но всё это происходило в период расцвета Римской империи. Когда наступает период упадка, музыкальное искусство претерпевает деградацию, впрочем, как и вся культура в целом. На первое место выходит удовлетворение животных инстинктов, толпа требует «хлеба и зрелищ». Теперь музыка вынуждена обслуживать жёсткие бои гладиаторов и другие подобные мероприятия. Народ хотел только развлечений, и из музыки ушла духовность, идея, мысль. Музыканты были вынуждены подстраиваться под эту ситуацию, в результате чего музыка превратилась в шутку и ремесло, недостойное серьёзного человека. Затянувшийся кризис Римской империи надолго затормозил процесс развития музыкального искусства и повлиял на негативное отношение к музыке, сложившееся в обществе.

4. Музыка средневековья.

В средневековой Европе начинается формирование новой феодальной культуры. Музыка этого периода гармонично позволяла сосуществовать народному музыкальному искусству, любительскому и профессиональному. Музыканты из дворцов и творческих площадок для состязаний в большинстве своём перебираются в соборы и церкви в связи с главенствующей ролью церкви в государстве и жизни людей.

Однако и для светского искусства остаётся немного места, так как знати и монаршим особам по-прежнему требовались при дворе музыканты и певцы. Причём предпочтение отдавалось последним. Как и в античные времена, они услаждали слух своих покровителей сказаниями и песнями.

Поскольку музыка, как и любое другое искусство, не может существовать в каких-либо ограничивающих рамках, то помимо придворной и церковной музыки, возникает любительская музыкальная практика. Замки феодалов, улицы городов заполняются песнями самых разных жанров: канцоны, рондо, баллады, эпические песни.

Широкое распространение получает деятельность странствующих рыцарей – труверов, миннезингеров, трубадуров, чью музыкальную практику можно поставить между любительским и профессиональным уровнем.

Странствующими рыцарями (они сочетали в себе функции поэтов и музыкантов) разрабатывался мотив любовного треугольника, но с иными персонажами. В систему образов входили Поэт, Дама и некий условный Враг, который мешал их счастью.

Лирика труверов является полноценной разработкой свода правил служения и поклонения Прекрасной Даме, сходного с феодальным «васселяжем».

Труверы, как трубадуры и миннезингеры, положили начало светскому музыкальному творчеству, в качестве поэтов-музыкантов, но в них ещё очень мало проявляется индивидуальность. Так, например, труверы играли на музыкальных инструментах, подкрепляя свою поэзию гармоническим началом. Разумеется, в то время сочинение музыки ещё не ставилось в плане проблемы. Труверы шли по наитию и в области мелодии, и в плане подбора аккомпанемента. Важной заслугой труверов является то, что они дали толчок к формированию светского композиторского искусства. Кроме того, и труверы, и трубадуры закладывают то специфическое начало песенной формы, которое в дальнейшем будет использоваться в песенных жанрах Западной Европы.

Вместе с новыми музыкальными явлениями в Европе появляются невиданные здесь ранее музыкальные инструменты (например, восточные лютня и виола). Рождаются ансамбли с разнообразным составом. Особенного пика своего развития достигает фольклор. Народная среда выдвигает артистов, одарённых специфическим талантом. Это скоморохи, менестрели, сказители, шпильманы. Естественно, что их выступления не обходятся без музыки, которая играет здесь двойную роль – как аккомпанирующую, так и духовную. В этой музыке пока нет чётко выраженной индивидуальности – всё подчинено канонам, традициям, общественному вкусу и профессионализму музыканта.

Со временем начинается процесс обогащения музыкального искусства средневековой Европы. Это касается и художественно-выразительных средств, и музыкальных форм, что, несомненно, способствует расширению жанров и содержательности музыки.

Что же касается церковной музыки, то поначалу в ней господствовало одноголосие, базирующееся на диатонике. В обиход вошло понятие «григорианское пение», объединившее в себе непосредственно вокальную практику и речитацию. Между X и XI веками возникает многоголосная музыка. Это даёт толчок к зарождению новых жанров, распространившихся как в инструментальной, так и вокальной музыке. В частности, появляется такой сложный жанр, как месса – многоголосное вокально-инструментальное произведение, предназначенное для исполнения на богослужениях в католической церкви.

В XII веке формируется первая в истории композиторская школа. Происходит это во Франции. Она называлась школа Нотр-Дам. Сведений об этом творческом объединении совсем немного, и большинство сохранившихся произведений лишены авторства. Лишь два имени стали достоянием общественности – это Леонин – талантливейший композитор эпохи, и его ученик Перотин. Представителям этой школы было свойственно писать органумы. Именно этот жанр являлся наиболее распространённым в ранней европейской музыке. Благодаря достижениям Нотр-Дамской школы, в европейской музыке были заложены основы ритмики, гармонии и полифонии.

В XII – XIII веках свершается и другой важный момент музыкальной эволюции, когда обслуживающая функция музыки начинает немного ослабевать, а всё увеличивающиеся светские жанры, напротив, набирают силу и вес. Золотой век светской музыки начнётся в эпоху Возрождения.

Итак, музыка возникла в доисторические времена. Испытывая потребность выразить себя, защититься от внешнего мира, воззвать к высшим силам, человек искал для этого разные способы, одним из которых стала музыка. Первый этап музыкального развития – это её устная форма; первый инструмент – человеческий голос.

В Древнем мире начинается новая эра существования музыки – письменная. Получив возможность нотировать музыку, люди обрели возможность делиться накопленным опытом и традициями. Музыка имела в Древнем мире широкое распространение, применялась в обрядах, общественных мероприятиях, празднествах, быту, военных походах. Нельзя не отметить больших достижений государств Древнего мира в музыкальном инструментарии.

Тесно переплетённая с поэзией, танцем, древнегреческая музыка способствовала рождению театра. В Древней Греции была также разработана теория и эстетика музыки. Многие древнегреческие традиции переняла Римская империя. В этом государстве музыка, в классический период поднявшаяся на высоту почитания, престижа и профессионализма, во времена упадка низвела это искусство до шутовского ремесла.

В раннем Средневековье доминирующее положение в музыкальном искусстве занимала церковная музыка. Параллельно с ней развивались такие виды, как фольклор, любительская музыка, профессиональная, искусство рыцарей-музыкантов. Последние, как и композиторская школа Нотр-Дам, очень много сделали для последующего блестящего выражения композиторского искусства в Европе, начиная с эпохи Возрождения и заканчивая веком девятнадцатым.

6. Список литературы.

1. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года/Т.Н. Ливанова. – М.: Музыка, 1983. – 696 с.

2. Музыка. Полная иллюстрированная энциклопедия. Энциклопедический словарь от А до Я. – СПб.: АСТ, 2008. – 449 с.

3. Нессельштраус Ц.Г. Искусство Западной Европы в средние века/Ц.Г. Нессельштраус. – М.: Искусство, 1964. – 332 с.

4. Сапонов М.А. Менестрели/М.А. Сапонов. – М.: Классика, XXI, 2004. – 400 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *