Что такое музыка будущего
Какой будет музыка в будущем?
Изначально человек создавал религиозные духовые и ударные инструменты. Затем были струнные – арфы и прародители гитар. Время шло, человек развивался и эволюционировал, а с ним росла музыка и менялись инструменты.
Давайте пофантазируем, как видоизменится музыка и инструменты в обозримом будущем?
Музыкальные инструменты и оборудование
Прошло практически 100 лет с момента появления первых моделей электрогитар. В 1924 году появился первый звукосниматель, а уже в 1931 в производство вошли первые серийные электрогитары.
Несложно заметить, что отличия минимальны. Дизайн изменился незначительно, но внутренние элементы гитары претерпели значительные изменения – новейшие потенциометры, звукосниматели, материалы и технологии изготовления. На выходе имеем то же самое, что и 70 лет назад, но в новой обертке и с вкусной начинкой.
Что будет с музыкой в будущем?
Увы, никаких глобальных изменений ожидать пока не приходится. Гитары обзаведутся новыми конструкционными особенностями, материалами и станут лучше звучать.
То же самое касается барабанов, духовых и абсолютно всех других инструментов. Конечно, существуют различные сенсорные и travel-гитары, но сама конструкция останется прежней.
Послушайте, как звучит электрогитара с профессиональным процессором POD Line 6 HD500:
На первый взгляд кажется, будто это какая-то электронная музыка. Отчасти так и есть, ведь звук обрабатывается через цифровое устройство. Самые современные процессоры для гитар способны в автоматическом режиме переключать пресеты эффектов, что в разы упрощает работу музыканта на сцене и открывает новые возможности для творчества.
Как изменится сама музыка?
Человек проделал длинный путь – от этнической и классической музыки до металла и хардкора. Хороший пример наглядной эволюции музыки можно увидеть в видео ниже:
Заметно, что музыка меняется, в среднем, каждое десятилетие. Она может изменяться из-за ситуации в мире, в стране, из-за каких-либо экономических изменений – но предугадать эти изменения заранее сложно.
Неизменно то, что на музыку влияет технической прогресс. Мы уже упомянули выше о том, как изобретение звукоснимателя изменило музыкальный мир. Думаете, что с тех пор особо ничего нового не появлялось? Ошибаетесь.
Первое, что изменило музыку после звукоснимателей – изобретение синтезатора и развитие электроники. Сейчас же плагин-синтезатор может скачать любой человек и использовать в любом секвенсоре. Что уж там, сейчас даже искусственный интеллект может писать вполне сносную музыку.
Второе, что изменило музыку – интернет. Именно он обязан «музыкальной глобализации». К примеру, еще пару-тройку десятков лет назад с легкостью можно было узнать страну, в которой была написана песня. Попробуйте послушать различную старую музыку и угадать страну. Вы удивитесь, что в большинстве случаев вы верно прочувствуете регион.
После старой музыки послушайте современную музыку. Например, WildWays, ShreZZers или I Am Waiting for You Last Summer.
Если опустить язык, то будет сложно понять, из какой страны группа. Тем более, что современные музыканты совсем не брезгуют иностранными языками. Дошло до того, что американские чернокожие парни с удовольствием слушают русскоязычных реперов.
Из всех вышеперечисленного можно сделать вывод, что музыка становится более глобальной. Но не в том плане, что музыканты из Северной Кореи станут известны на весь мир. Она станет глобальной ввиду более простого и быстрого распространения.
С одной стороны, музыка может потерять свою индивидуальность. С другой стороны, музыка будет вбирать в себя все лучшие со всех уголков Земли.
Всего 12 нот – универсальный язык человечества.
Какую музыку мы будем слушать в будущем
Музыка — удивительный вид искусства, который сохраняет очарование для человечества несмотря на то, что семь нот, лежащие в ее основе, остаются неизменными. Зато меняются методы их извлечения и восприятия, становятся другими слушатели и способы доставки к ним музыки.
Много музыки
Музыкальный эксперт Бас Грасмайер в колонке для сайта бизнес-школы RMA говорит, что все изменения, которые произошли с музыкой в XX веке, были связаны с консюмеризмом, масс-медиа и звукозаписью. «Сейчас музыкальная индустрия идет по пути от массовой культуры к структуре «я-медиа», а возможности ее дальнейшего развития все больше связаны с мобильными и интернет-технологиями, позволяющими каждому отдельному пользователю взаимодействовать с музыкой и влиять на нее».
Люди, ищущие новаций, уверены, что будущее за сервисами и приложениями, которые позволят слушать всегда разную музыку, которая подстраивается под множество факторов в зависимости от слушателя. Бас Грасмайер процитировал одного из главных инноваторов эмбиент-музыки Брайана Ино, по совместительству автора приветственной мелодии Windows 95, который еще в 1996 году отметил: «Полагаю, что наши внуки будут смотреть на нас и удивляться: «Вы что, слушали одно и то же по сто раз?».
Софья Соколова, российский интернет-продюсер, музыкальный журналист и сооснователь проекта «Звуки.ру», уверена, что в подборе музыки все чаще будет применяться искусственный интеллект. «Например, появятся AI-дискотеки. В создании музыки прорыв произойдет в области звукового дизайна. AI-композитор будет задействован в первую очередь здесь», — говорит она.
Алгоритмы, разработанные «Яндексом», тоже пишут собственные вариации произведений. На видео ниже они сгенерировали свое видение музыки Скрябина.
Как алгоритмы Яндекса создали музыку по мотивам Скрябина
Другой пример — создание мобильных сервисов, которые позволяют генерировать музыку. Кинокомпозитор Ханс Циммер создал приложение по мотивам фильма «Начало», в котором попытался выйти за границы аудиозаписи и получить «нечто большее, чем просто трек, который вы загрузили и который всегда останется неизменным». Смысл этого приложения в том, что оно черпает информацию из окружающего вас мира и трансформирует ее в фантастическую музыку. «Оно словно бы пытается погрузить вас в мифические миры, как, собственно, и происходит в фильме «Начало».
Ханс Циммер. Музыкальная тема из фильма «Начало»
Мир ремиксов и мэшапов
Адаптирующаяся звуковая дорожка уже стала довольно распространенным явлением для видеоигр. В игровой индустрии она получила название «динамичная музыка», поскольку обычно изменяется в зависимости от позиции игрока. «Музыка стала открыта к экспериментам, которые касаются не только жанров, но и вариаций исполнения одних и тех же композиций, — говорит Бас Грасмайер. — Другим примером музыки, изменяющейся в зависимости от вашего местоположения, является приложение, разработанное для альбома Бьорк Biophilia.
Альбом Bjork «Biophilia»
Оно представляет альбом как 3D-галактику, в которой звезды соответствуют песням, а то, как они звучат, зависит от вашего положения в галактике. Такие записи выпускаются как приложения и генерируют новую версию каждый раз, когда вы их прослушиваете. Это не означает, что треки меняются местами, — обновляются аранжировки и композиция в целом. Например, пластинка Адама Янша Futures EP имеет 1,418,633,882,621,706,240 возможных вариантов, то есть фактически у вас нет шанса послушать запись дважды».
Генеративная музыка, на самом деле, предшествует современной музыке, уточняет Грасмайер. Тысячелетиями люди пользовались музыкальными подвесками, с помощью ветра создававшими вариативные произведения. Недавно один архитектор сконструировал в Хорватии морской орган: он состоит из мраморных ступеней с трубками, которые выталкивают воздух и производят гармоничные звуки по мере того, как волны врезаются в берег. В Японии, Южной Корее, Дании и США существуют музыкальные дороги: это трассы с углублениями в дорожном покрытии, которые расположены таким образом, что при контакте с движущейся машиной создается впечатление мелодии.
Поющие дороги: как они устроены и как звучат
Совершенно новые жанры рождают возможность сотворчества музыкантов и их фанатов. В музыке результатом такого сотворчества стали мэшапы — неоригинальные музыкальные дорожки, состоящие из двух или нескольких исходных произведений. Благодаря специальным программам мэшапы могут создаваться прямо во время живых выступлений диджеев или музыкантов. Благодаря мэшапам, и многим другим направлениям границы музыкальных жанров сильно размылись, а цифровая музыка становится все более динамичной и «живой», — добавляет Грасмайер.
Современная культура знакомит нас с парадоксом – музыкант может быть сугубо индивидуален, при этом создание новых композиций становится уделом исключительно коллективного творчества. Джон Сибрук, писатель и журналист New Yorker, уверяет, что сегодня песни перестают быть текстом, сказанным под какую-то музыку, — они становятся музыкой, которая среди прочего содержит какие-то слова. «И это значительное изменение в культуре создания популярных хитов: они больше не принадлежат одному автору», — говорит автор книги «Машина песен». — Не думаю, что сейчас есть кто-то, кто пишет популярные песни и сможет получить Нобелевскую премию за вклад в литературу через 50 лет (как Боб Дилан – ред.)»
В мире, где музыка меняется и перемешивается, все сложнее выделить какой-то отдельный жанр и даже предположить, какой из них станет популярнее остальных в будущем. Это хорошо иллюстрирует карта музыкальных предпочтений пользователей сервиса Яндекс.Музыка. Исполнители здесь расположены в соответствии с тем, с какой частотой их произведения были прослушаны и тем, как распределялись их предпочтения между авторами, которых слушали одни и те же пользователи. Можно заметить, что Моцарт здесь соседствует с группой «Кино», а та, в свою очередь, с американской певицей Рианной.
Сайт Music Timeline расскажет, что чаще всего слушали в разные эпохи
Еще один интересный проект реализовали в Google – он получил название Music Timeline. В его рамках была изучена динамика мировой популярности различных направлений музыки за последние 64 года, полученные с собственного сервиса Google Play Music.
Как можно видеть на рисунке, с годами снижается доля популярности рок-исполнителей за счет прироста активности поп-музыкантов. Растет доля джаза и хип-хопа. А вот альтернатива и метал-рок уступают свои места. Конечно, любое исследование не лишено изъяна – например, в Music Timeline совсем нет классической музыки. Все из-за специфики анализа данных – годы написания классических произведений уходят сильно «влево» и не видимы на графике.
Концерты голограмм и роботов
В будущем претерпит изменения и концертная деятельность артистов и, кажется, оно наступило уже сегодня.
Впервые технология выступлений виртуальных копий артистов была ярко «подана» в ходе вручения премии «Грэмми» в 2006 году. Участники виртуальной группы Gorillaz перешли из своих клипов на сцену с помощью графических двойников. Потом к ним присоединилась тоже голографическая Мадонна.
Однако сегодня «голографические концерты» чаще востребованы для организации выступлений тех артистов, которых уже нет с нами. Например, одним из самых популярных стал концерт в 2012 году голограммы популярного американского рэпера Тупака Шакура, погибшего в 2006 году. Лидер группы Queen Фредди «выступил» на открытии Олимпиады в Лондоне, а в России организовали выступление кумира конца 80-х — начала 90-х годов Виктора Цоя.
Концерт голографического Тупака Шакура на фестивале Coachella стал одним из самых известных голографических концертов на сегодня
Пока голографические «звезды» не получили повсеместного распространения. Первый всплеск интереса угас и остались экономические расчеты, которые не располагают к массовому тиражированию технологии — концерт того же Тупака Шакура обошелся в полмиллиона долларов, которые могут себе позволить раскрученные звезды, а они предпочитают выступать пусть редко, но по-прежнему «живьем».
Тем не менее, рынок у этой технологии есть. По мнению Софьи Соколовой, со временем музыкальные трансляции и концерты голограмм легендарных артистов в будущем будут занимать более 10% мировых сборов на концертах.
По всей видимости, найдут свою аудиторию и выступления роботов. Одним из самых ярких примеров стала японская группа Z Machines, которая состоит из футуристических роботов, способных играть на гитаре, барабанах и клавишных инструментах лучше, чем любой человек.
Например, шестирукий барабанщик Ашура может играть сразу на 22 барабанах и звучит так, будто на барабанах одновременно играет четыре человека. Маха – это гитарист из металла и проводов, который использует 78 пальцев и 12 медиаторов, что позволяет ему соревноваться с самыми одарёнными гитаристами-людьми; а Космо и вовсе напрямую присоединён к своему синтезатору и выпускает из глаз лазерные лучи.
Концерт Z-Machines
Достаточно лишь тысячи фанатов
Эксперты уверены, что методы монетизации создаваемой музыки также претерпят значительные изменения. Сегодня ключевым каналом дистрибуции музыки окончательно стал цифровой. Согласно исследованиям консалтингового агентства J’son and Partners цифровая музыка составляет около 39% от общей выручки музыкальной индустрии.
Софья Соколова уверена, что стриминг-сервисы продолжат отбирать рынок у носителей (дисков, флэш-накопителей) и окончательно отберут его у музыкального хостинга. «Это поставит под вопрос существование музыкальных радиостанций: им придется осваивать стриминг, где они традиционно не сильны, — говорит она. — А CD станут предметом коллекционирования, — однако, в отличие от винила, нефункциональным. Проигрыватели CD станут кастом-девайсами заоблачной стоимости».
Соня Соколова
Для продвижения стриминговой музыки значительную роль приобретают социальные сети. «Социальные медиа станут новым каналом дистрибуции музыки – и еще одним важным инструментом для ее рекламы», — отмечает Софья Соколова.
Бас Грасмайер цитирует американского маркетолога Сета Година, который в своей книге «Фиолетовая корова. Сделайте свой бизнес выдающимся» говорит о том, что в эпоху сетей единственный способ выделиться — сделать свою идею исключительной. «Любой успешный продукт должен быть «фиолетовой коровой», которую невозможно не заметить», — говорится у Година. Главный редактор журнала Wired Кевин Келли считает, что нужно всего 1000 преданных фанатов, с каждого из которых можно брать по 1 или 2 доллара в месяц, чтобы на это можно было жить. Но чтобы это стало возможным, фанатов надо объединить общим интересом и заставить говорить о музыканте.
Музыкальная культура заставляет артистов и их менеджеров искать новые пути взаимодействия через специальные платформы, такие как, например, Boomstarter или KickStarter, и Planeta.Ru, которые ориентированы на привлечение финансирование креативных проектов через краудфандинг. Они предлагают артистам продать своим поклонникам модель продукта и личный опыт – возможность посетить камерный концерт, принять участие в съемке клипа и т.д. Однако, продавая таким образом плоды своего творчества, артисты могут получить как больше того, что изначально планировали, так и попасть в ситуацию, когда они потеряют деньги.
Вот такое веселое, «смиксованное» музыкальное будущее ждет нас в ближайшее время. А вы готовы скинуться в краудфандинговом сервисе за билет на концерт голограммы поющего робота из Японии?
На максималках Откровенные клипы, вопли и оглушающие басы: как звучит гиперпоп и почему это «музыка будущего»
Яркие визуалы и глитчи, неестественно высокий вокал и неожиданно громкие, разрывающие уши басы — все это составляющие гиперпопа, нового микрожанра с уникальными эстетикой и звучанием. И хотя истоки такой музыки появились уже давно, теперь она, похоже, переживает ренессанс с появлением массы новых исполнителей и обретением громкого названия, которое будто бы само собирает вокруг себя хайп. «Лента.ру» (держа в уме, что границы музыкальных поджанров всегда крайне размыты и условны) рассказывает, что такое гиперпоп, откуда он взялся, делают ли его в России, и выглядит ли будущее поп-музыки вот так:
Предупреждение: в материале присутствуют клипы с мерцающим светом, способные вызвать эпилептические припадки
Термин «гиперпоп» был популяризирован совсем недавно, в августе 2019 года, с появлением официального плейлиста на стриминговом сервисе Spotify. Плейлист, право на редактирование которого уже несколько раз передавали самым известным представителям жанра, до сих пор выступает главным промоушен-инструментом для новых гиперпоп-музыкантов. Одна из его создательниц, редактор Spotify Лиззи Сабо, рассказала Vice, что мотивом для создания отдельной, новой категории музыки стала взрывная популярность 1000 gecs, первого полноформатного альбома американского дуэта 100 gecs, вышедшего в 2019 году.
Мы подумали, что это шанс начать что-то новое. Мы нашли несколько разных названий и терминов для подобной музыки, но остановились на гиперпопе, потому что это казалось наиболее всеобъемлющим
И всеобъемлющим гиперпоп воистину оказался — под эту категорию ныне попадают самые дикие треки, в которых трэп совмещается с агрессивной габбой, а поп-мелодии неожиданно сменяются каким-нибудь тяжелым роком и гроулом. Гиперпоп — плавильный котел музыкальных жанров, в котором готовится нечто одновременно кощунственное и невероятно прилипчивое.
Если и есть вещь, которую мы все не любим, то это полумера. Если делаешь что-то громким, то это должно быть самым громким из всего, что ты когда-либо слышал. Если ты делаешь что-то тихим, то это должно быть невероятно тихим. Если делаешь простым — то делай самым простым в мире. А если это нечто сложное, то самое сложное в истории музыки!
Самые первые композиции, в которых можно услышать истоки гиперпопа (и которые при желании вполне органично вписались бы в эту новую категорию, выйди они сейчас), появились уже более десятилетия назад, в эпоху пика популярности автотюна. К примеру, композиция Pop The Glock французско-американской исполнительницы Uffie, вышедшая аж в 2006-м, и клип на нее, опубликованный три года спустя, вполне попадают в эту эстетику, как и трек 2012-го MTC австралийского диджея S3RL, берущий свои корни из найткор-ремиксов. Нечто похожее также выпускала канадская певица Граймс (Grimes); впрочем, ее последние релизы, особенно с альбомов Art Angels и Miss Anthropocene, походят на гиперпоп куда больше, чем ранние работы.
Важнейшую роль в формировании гиперпоп-сцены сыграл PC Music — частично лейбл, частично арт-группа единомышленников, выпускавших композиции настолько своеобразные, что слушатели зачастую выделяли их в отдельный жанр (который так и прозвали — «компьютерная музыка»). PC Music был основан британским музыкантом Александром Гаем Куком (A. G. Cook) в 2013 году. Новому объединению Кук придумал интересную идеологию — он решил работать с людьми, которые музыкой в принципе никогда не занимались.
Первым выпустившимся у нас артистом стал еasyFun. Я приходил к нему домой, включал его компьютер и такой: «Продолжай, это отлично, может, сделай еще вот это». И продолжал мотивировать его. В случае с GFOTY песни превращались в хаос. Я просто записывал, как она делает то, что делает, и создавал остальной трек вокруг этого материала
С лейблом (существующим и по сей день) в разное время успели посотрудничать такие исполнители, как GFOTY, Дэнни Л. Харл (Danny L Harle), kane west, Ханна Даймонд, Namasenda, также эстонский рэпер Томми Кэш (Tommy Cash), шотландская продюсерка Софи (Sophie), бедрум-поп-звезда Clairo и сама Charli XCX. Впрочем, поначалу творчество PC Music восприняли как простой интернет-стеб, постмодернистское передразнивание поп-музыки — способствовал этому, в частности, проект Кука QT, в рамках которого он придумал несуществующую поп-певицу.
QT стала воплощением желания Кука создать с нуля собственный бренд. В коллаборации с продюсеркой Софи, работавшей над музыкой, и американской певицей Хайден Фрэнсис Данэм, давшей QT образ, Кук выпустил сингл и клип Hey QT, рекламирующий несуществующий (в открытой продаже) энергетический напиток DrinkQT. Сингл, ставший единственным релизом вымышленной артистки, также органично попадает под определение гиперпопа — от самого звучания до приторно-искусственного клипа, как и в целом сюрреализма происходящего. Как утверждает надпись на банке энергетика — «100 процентов сверхъестественного».
Однако в задумке авторов это едва ли выглядело как насмешка над миром коммерциализированной поп-индустрии. Как Кук позднее не раз признавался, участники PC Music на самом деле очень любят ту музыку, которую деконструируют и трансформируют.
Если что нас и связывает, то это отношение к культуре — мы не разделяем ее на низкую или высокую, не считаем поп-музыку каким-то постыдным увлечением. Наше желание экспериментировать происходит из заинтересованности в музыке
Лейбл PC Music, как и большинство ранних артистов, с ним сотрудничавших, не получили особой известности (впрочем, исходя из идеологии объединения, едва ли это было их даже второстепенной целью). Отличились только сам Кук и Софи, которые прославились коллаборациями с настоящими, тяжеловесными поп-звездами.
В 2016 году британская певица Charli XCX, к тому времени уже обласканная и критиками, и эстрадной славой, решила шагнуть в своем творчестве в более экспериментальную плоскость — плоскость гиперпопа. В коллаборации с Софи она выпустила альбом Vroom Vroom, в котором мелодичные и привычные поп-мелодии сменились острым, оборванным, авангардным звуком от шотландской продюсерки. После этого Charli XCX начала тесно сотрудничать с Куком и даже назначила его своим креативным директором. Лейбл поп-звезды был в ужасе — что это, мол, вообще за музыка такая!?
В коллаборации с Куком, а также с десятками других музыкантов и продюсеров (над некоторыми треками работали Софи и Дилан Брэди из 100 gecs), Charli XCX выпустила два микстейпа (Number 1 Angel и Pop 2 2017-го) и два полноценных альбома (Charli 2019-го и How I’m Feeling Now 2020-го). Певица, по сути, оказалась главным двигателем этой экспериментальной гиперпоп-музыки в зону мейнстрима.
«Мы [с Куком] оба очень умные и одинаково тупые. И, я думаю, в поп-музыке это очень важно. Он за несколько минут делает бит, я кричу что-то под него, и даже если это звучит сумасшедше, мы не боимся выглядеть глупо. Нам нравится изменять форматы и нарушать правила», — рассказывала Charli XCX о работе с Куком.
Софи же помимо работы над музыкой Charli XCX также приняла участие в записи хита Мадонны Bitch I’m Madonna 2015-го и сотрудничала с Леди Гагой в записи альбома Chromatica (ее работы хоть и не попали в финальную версию, однако выйдут в расширенной версии). При этом сама Софи, в 2018-м выпустившая сольный студийный альбом Oil of Every Pearl’s Un-Insides, тоже получила долю известности — пластинка была номинирована на музыкальную премию «Грэмми», а треки с нее разошлись по рекламным роликам, в том числе в качестве саундтрека к рекламе бренда Бейонсе Ivy Park. Казалось бы, для Софи уже открыт путь к самой широкой аудитории, однако этому помешал несчастный случай — 30 января 2021-го стало известно, что артистка умерла в Афинах. Сообщалось, что она погибла в результате падения с высоты — Софи хотела забраться повыше, чтобы полюбоваться на полнолуние. Ей было 34 года.
Софи стала, безусловно, самой интересной и заметной артисткой из объединения PC Music. Ее музыку тоже можно подвести под понятие гиперпоп — в своих релизах Софи буквально препарировала попсу, заставляя ее звучать то по-инопланетному инородно, то неожиданно мягко. Впрочем, лучшей метафоры для этого творчества, чем предложила сама Софи, сравнившая свою музыку с трехминутной поездкой на американских горках, не найти:
Тебя переворачивают головой вниз, окунают в воду, светят стробоскопом в лицо, медленно поднимают на вершину, а потом бросают вертикально вниз, резко тормозят, и твои волосы уже растрепаны, кого-то тошнит, другие смеются, а ты потом идешь покупать сувенир. Таким я вижу потенциал музыки
Бум популярности Софи стал знаковым моментом не только в музыке, оказавшись одним из явных маяков сдвига в понимании границ социальных гендерных ролей на Западе. В 2017 году Софи (настоящее имя — Сэмюел Лонг) выпустила клип на композицию It’s Okay to Cry, в котором впервые показала миру, что является трансженщиной.
Гиперпоп в его нынешних границах помимо всех его музыкальных и визуальных особенностей имеет еще одну отличительную черту — тотальную инклюзивность, или даже полное безразличие к устоявшимся традиционным понятиям о сексуальности и гендере. После Софи в этом жанре получила известность масса артистов из ЛГБТ-сообщества. Одним из них стала 28-летняя гендернофлюидная артистка под псевдонимом Дориан Электра (Dorian Electra) из США, чьи хиты и красочные абсурдно-ироничные клипы, в которых оскорбительные для ЛГБТ-сообщества ярлыки реапроприируются, а стереотипное изображение маскулинности и фемининности высмеивается, собирают миллионы просмотров.
В конце февраля 2021-го в сети появился совместный гиперпоп-ремикс Электры и певицы Ребекки Блэк на трек Friday (тот, что мы показали в самом начале этого материала) — оригинальная песня, вышедшая в 2011 году, невероятно прославила 13-летнюю Блэк, а также сформировала вокруг юной звезды достаточно большую группу хейтеров, из-за давления которых она впоследствии надолго перестала заниматься музыкой. Аудитория гиперпопа оказалась куда толерантнее — как гласит один из комментариев под роликом: «Это, конечно, самое странное дерьмо, которое я когда-либо видел, но записывающая гиперпоп вместе с Дорианом Электрой Ребекка Блэк в 2021 году каким-то образом выглядит слишком логично».
Помимо Дориана Электры американская гиперпоп-сцена наполнилась множеством исполнителей, таких как SEBii, d0llywood1, midwxst, glaive, Glitch Gum, dltzk, osquinn (другой псевдоним — p4rkr) и gupi (под последним именем, к слову, скрывается сын скейтера Тони Хоука). Эти молодые музыканты (многие из них и вовсе несовершеннолетние) раздвинули микрожанр еще шире, сочетая, например, с электронной музыкой и попсовыми мотивами клауд-рэп — причем, в похожей эстетике, что и уже прогремевшие гиперпоп-хиты. Они сформировали собственное небольшое интернет-сообщество, чему безмерно поспособствовали пандемия коронавируса и локдауны, при этом многие даже успели заключить контракты с крупными лейблами и получить немало освещения в западной прессе. Чего уж там, про них и документальный фильм сняли — правда, там их музыку называют digicore. Хотя эта тусовка обитает в основном на портале SoundCloud, одним из важнейших драйверов популярности их музыки оказался TikTok — яркая визуальная эстетика жанра и прилипчивая музыка быстро завоевали любовь пользователей приложения, записавших уже сотни видеороликов под гиперпоп-треки.
Однако тому, что о гиперпопе и этих франкенштейновских экспериментах над попсой вновь заговорили в прессе, обязаны, конечно, не тиктоку, а 100 gecs — американскому дуэту, состоящему из продюсера Дилана Брэди и трансженщины Лоры Лес. 100 gecs сформировались в 2015-м, первый EP дуэта вышел спустя год и особого шума не наделал, а вот треки с дебютного студийного альбома 1000 gecs, появившегося к концу 2010-х, сумели попасть в уйму материалов топовых профильных изданий, подводивших музыкальные итоги десятилетия — настолько нестандартным и свежим показался релиз критикам. Впрочем, на заре популярности 100 gecs, как некогда PC Music, сразу объявили постмодернисткой шуткой и ироничным интернет-дуо наподобие YouTube-блогеров, выпускающих пародии на популярные композиции. Только вот Брэди и Лес в своей музыке были абсолютно искренни — хоть и, по собственному признанию, веселились, записывая ее. Но с каких это пор веселье оказалось намертво связано с иронией?
Мы не будем записывать ничего, что кажется нам глупым
1000 gecs Брэди и Лес записали дистанционно, а корни его лежат в диджей-сетах, которые дуэт исполнял на виртуальных музыкальных фестивалях в мультиплеерной игре Minecraft в сентябре 2018-го и январе 2019-го (на последнем, к слову, участие также приняли такие гиперпоп-музыканты, как gupi, Iglooghost, umru, A.G. Cook). На волне успеха релиза 100 gecs записали 1000 Gecs and the Tree of Clues, ремикс-версию дебютного полноформатного альбома с кучей артистов из PC Music и звездных исполнителей. Среди них оказались вездесущая Charli XCX, эстонский музыкант Томми Кэш (Tommy Cash), Ханна Даймонд, Kero Kero Bonito, Rico Nasty, Дориан Электра, GFOTY и даже фронтмен группы Fall Out Boy Патрик Стамп. «Это вообще был шок. Я думал, он ни за что не согласится на это. Полный безумец», — делился позже Брэди мыслями о коллаборации с последним.
Если музыка с пластинки 1000 gecs уже сама по себе звучала, как безумный микс из рэпа, электроники, попсы и гроула, то на ремикс-альбоме 1000 Gecs and the Tree of Clues Брэди и Лес довели и без того трудноописуемые мелодии до истинного, тотального абсурда. Визуальное сопровождение ремиксов этому безумию прекрасно соответствуют — например, в клипе на новую версию трека hand crushed by a mallet с Fall Out Boy (песня, к слову, начинается, словно пропутешествовавшая во времени из начала нулевых рок-композиция) огромный антропоморфный мухомор пляшет с магической лупой в руке, после чего пытается догнать крысу, напоминающую главного персонажа из мультфильма «Рататуй».
Несмотря на совсем небольшое число выпущенных треков, 100 gecs (которые еще даже не определились, как именно читается название их дуэта — «сто гекс» (hundred gecs), «сотня гекс» (a hundred gecs) или «один ноль ноль гекс» (one zero zero gecs)) оказались невероятно популярными — и на достигнутом, разумеется, останавливаться не собираются. Учитывая, как органично гиперпоп (хотя речь тут, конечно, об умении Брэди и Лес творить эту завораживающую и смелую дичь) способен перерабатывать музыку других жанров, не менее естественно на новом альбоме 100 gecs смотрелись бы и коллаборации с Джастином Бибером, Тейлор Свифт, Guns ‘N Roses или My Chemical Romance (или всех сразу — на одном треке) и многих, многих других артистов, которые дуэт, по собственному признанию, жаждет заполучить и замиксовать.
Гиперпоп уже пустил корни и в России — помимо того что Брэди из 100 gecs и Дориан Электра записали трек Toxic с Надеждой Толоконниковой из Pussy Riot (эта композиция — одновременно оммаж знаменитому хиту Бритни Спирс и песня о токсичных отношениях) с кровавым клипом, российские артисты уже делают подобную музыку и самостоятельно. Одним из таких примеров стал, к примеру, февральский релиз группы Zarya «Сила» — музыка с этого альбома довольно близка к западной гиперпоп-сцене. Еще раньше нечто похожее делал уфимский хип-хоп-исполнитель i61 на альбоме ANGELWAVE, на котором, к слову, помимо уже «традиционного» фита с рэпером Boulevard Depo есть и совместка с Pussy Riot. Впрочем, эти релизы едва ли выглядят так же авангардно, как композиции их западных вдохновителей.
Устоявшиеся музыкальные жанры вроде панк-рока или техно-музыки формировались естественным образом — они зарождались в творчестве групп единомышленников, в субкультурах, и их становление порой занимало отрезки времени весьма продолжительные. То, что окрестили гиперпопом, развивается несколько иначе — авангардная музыка с попадающими под эту категорию мелодиями существовала уже давно, создавалась разными, зачастую незнакомыми друг с другом людьми, а после ее собрали в один плейлист и дали ей название, под которое можно подогнать уйму разнообразных композиций. При этом, как заявляют 100 gecs, появление гиперпопа для артистов оказалось действительно полезным — название для такого максималистского жанра, безусловно, звучное, и хайп вокруг него помогает привлечь внимание к совсем новым исполнителям (этим дуэт, кстати, и занялся, как только им дали доступ к редактированию вышеупомянутого плейлиста Spotify).
В середине 2010-х лейблу PC Music пророчили грандиозную судьбу — западная пресса уже тогда описывала творчество молодых музыкантов как «будущее поп-музыки». Несколько лет спустя казалось, что про чересчур громкий, сумбурный и не всегда мелодичный гиперпоп уже все позабыли — однако к концу десятилетия выяснилось, что это совсем не так. Уникальная эстетика PC Music не исчезла бесследно — и в какой-то степени проложила дорогу новым формам музыки. И если попса будущего (а вопрос «станет ли гиперпоп будущим попсы» теперь тоже волнует западную прессу) хоть на немного будет походить на экстремально-экспериментальные проекты Кука и Софи или на музыку 100 gecs — что ж, такое будущее выглядит немного светлее. Или, как минимум, гораздо интереснее.