Что такое музыка конспект
«Что такое музыка»
Елена Госпорьян
«Что такое музыка»
Презентация к занятию «Что такое музыка» для старших и подготовительных групп детских садов.
Музыка – это вид искусства, с помощью которого мы можем передавать свои настроения и чувства. Основными элементами и выразительными средствами музыки являются: мелодия, ритм, метр, темп, динамика, тембр, гармония, инструментовка и другие. Музыка может влиять на настроение.
В медицине есть специальный отдел музыкотерапии. С помощью музыки можно воздействовать на здоровье человека.
Установлено, что у людей, кроликов, кошек, морских свинок и собак под воздействием музыки может изменяться кровяное давление, увеличиваться частота сердечных сокращений
Классическая музыка снижает агрессивность у выведенного в Бразилии нового вида пчёл, однако наслаждающиеся музыкой пчёлы перестают трудиться
Инструменты, используемые в классической музыке, в основном появились до середины XIX века (многие гораздо раньше).
Типичным для исполнения классической музыки является симфонический оркестр
Включающий струнные инструменты,
и медные духовые инструменты
Для того, чтобы исполнять музыку – необходимо знать нотную грамоту
При записи музыки ноты размещаются на нотном стане
В самом начале нотного стана всегда пишется скрипичный ключ, или ключ «соль»
Музыку сочиняют композиторы
Далее следует прослушивание классической музыки по выбору педагога.
Конспект урока музыки в 1 классе, тема «С чего начинается музыка»
Конспект урока музыки в 1 классе
Тема урока: “ С чего начинается музыка ”
Левшенко Виталия Николаевна
Цель: сформировать первоначальные представления о художественном образе в музыке.
Задачи: формирование представлений об изобразительных и выразительных возможностях музыки; совершенствование умения определять настроение и образ музыки; формирование представления о понятиях «композитор», «исполнитель», «слушатель»; развитие культуры слушателя.
· ноутбук, музыкальная колонка.
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел уже звонок,
Приготовьте ваши уши,
Чтоб внимательно всё слушать,
Приготовьте голос ваш,
Чтобы петь вам только «класс!»
· вдох – носом, выдох – через рот, повторить 3раза;
· зажимаем сначала правую ноздрю, затем левую, вдох – носом, выдох – через рот, повторить 3раза.
Выдох воздуха на ладошки, широко раскрыв рот, 5раз.
дуем медленно и осторожно на ладошки, вытянув губы трубочкой, чтобы не сдуть пёрышко с ладошки, 5раз.
звук «У-у-у” на медленном выдохе, «Кто дальше уедет?”.
задержка дыхания на счёт до «10”.
6.Спокойный вдох и выдох.
Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята» (с показом презентации).
¾ Ну, здравствуйте, ребята!
¾ Как ваше настроенье?
¾ Пора нам заниматься.
¾ Мы будем все стараться!
За мною повторять (и так повторяется несколько раз с разными животными).
II. Актуализация ранее усвоенных знаний.
Послушай, как щебечут птицы,
Послушай, как поет волна,
Как дождь в окно твое стучится,-
Повсюду музыка слышна!”
— А что мы с вами уже знаем про музыку? (звуки – шумовые, природные, музыкальные, темп, громкость, лад)
“Что такое звуки? За окном – метель.
Что такое звуки? По весне – капель.
Это струны ливня, это первый гром.
Ничего нет в мире музыки чудесней,
Потому что музыка живет во всем!”
III. Работа над темой урока.
— Действительно, музыка живет во всем: в журчании ручья, в весенней капели, в птичьих трелях, в раскатах грома и шуме дождя. Это музыка природы. Но есть и другая музыка, которая нас окружает – это музыка, созданная людьми.
Страшно представить, какой серой и унылой стала бы наша жизнь, если бы вдруг она исчезла.
Музыка – украшение любого праздника: без нее не обойтись ни на дне рождении дома, ни на Новогоднем празднике в школе. А какими скучными и невеселыми стали бы ваши любимые мультфильмы и фильмы, если бы исчезла музыка.
Музыка становится частью нашей жизни, и мы порой ее не замечаем, как воздух, которым дышим. А вот если бы она исчезла, все бы сразу это заметили…
Просмотр видео про музыку.
— Музыка нужна всем людям!
— А, как же обойтись без музыки тем, кто сделал ее своей профессией, делом всей своей жизни. О ком идет речь?
— Ребята, давайте вспомним, люди каких профессий связаны с музыкой? (певцы, музыканты, композиторы)
— Да, всем им нужна музыка, но у каждого своя задача.
— С чего же начинается музыка? С кого начинается музыка?
С того, кто музыку сочиняет. Это – композитор. Он сочинил и записал ноты. Достаточно ли этого? Можем ли мы уже сказать, что музыкальное произведение понравилось нам? Нет. Его еще нужно сыграть, спеть, т.е. исполнить.
И, тут на помощь композитору придут певцы и певицы, скрипачи и пианисты, школьный хор и даже оркестр! Они – исполнители!
И вот произведение написано, исполнено, но кого же не хватает? Для кого все это?
— Конечно же, для людей. Они – слушатели!
И, это тоже очень важно! Представьте, как было бы ужасно, если бы композиторы и музыканты сочиняли и исполняли бы музыку только для себя. Или выступали в пустом зрительном зале, и никто бы им не аплодировал после исполнения произведения…
— А сейчас давайте представим, что мы с вами – исполнители. Но исполним мы не песню, а танец! А чтобы вам было интересней его танцевать, к нам зашли на пару минут ребята из соседнего кабинета, учащиеся 4 класса. Они будут зрителями!
— Итак, мы выяснили, что все звенья этой цепочки: композитор-исполнитель-слушатель, одинаково важны!
— А как же композитор становится композитором и исполнителем? Что для этого нужно? Какими способностями он должен обладать? (варианты ответов учащихся)
— Конечно, они должны обладать талантом, музыкальным слухом, уметь играть на каком-либо музыкальном инструменте, знать музыкальную грамоту.
Но, главное – любить музыку, много заниматься с раннего детства, чтобы стать настоящим, великим композитором.
— А что же нужно для того, чтобы стать слушателем? (варианты ответов)
— Самое главное – это умение слушать и слышать музыку! А какие же правила слушания музыки есть? (тишина, внимание, уважение к исполнителю)
— Так давайте мы с вами сейчас побудем внимательными слушателями! И послушаем песню, которую нам споёт ваша одноклассница Полина.
Слушание песни «Бабушка и дедушка» в исполнении Кирпичевой Полины.
— Молодцы! Вы были прекрасными слушателями! А что делают слушатели после выступления исполнителя? (аплодируют). Давайте подарим Полине ваши бурные аплодисменты!
I V . Подведение итогов урока.
— Ребята, давайте подведем итог сегодняшнего урока.
Мы с вами узнали, что композитор – исполнитель – слушатель – это звенья одной цепи, они неразрывно связаны между собой и одинаково важны, ведь именно с них начинается музыка!
— А кто такой композитор?
— Кто такой исполнитель?
— Кто такой слушатель?
— Если вам понравился сегодняшний урок, давайте громко крикнем то слово, которое слушатели выкрикивают после концерта! («Браво!»)
— Спасибо за работу на уроке!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Конспект по музыку на тему : Музыка вокруг нас
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Шахтинский педагогический колледж»
Конспект пробного занятия
проведенного в коллективе «Фантазёры»
образовательного учреждения школа №21
студенткой группы 4 «Д»
специальности 050148 «Педагогика дополнительного образования в области музыкальной деятельности»
Суховой Анастасии Михайловны
12 октября 2015 года.
Учитель: Хоменко Е.В ___________
Руководитель практики: преподаватель Снежкова Т. В.__________
Тема занятия : » Музыка вокруг нас»
Сформировать знания о музыкальном искусстве, познакомить с основными понятиями:
Развивать внимание, слуховую память; способствовать расширению кругозора, развивать детский голос.
Воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру детей..
Тип занятия : беседа
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
продолжить формирование представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
4. умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других л
Оборудование: ТСО, проектор, компьютер.
слушание песни «всюду музыка живёт»
слушание и анализ пьесы «Весело. Грустно»
Любите ли вы музыку?
Весёлая музыка, вам нравиться?
Я надеюсь, вы все любите музыку и знаете много песен, и наверняка, не представляете себе веселья без веселых песен. На наших занятиях мы будем знакомиться с творчеством детских композитором, слушать музыку, размышлять о ней, петь песни, узнавать много нового и интересного о таком искусстве, как музыка.
Ребята, а что такое музыка? Как вы думаете, зачем нужна музыка? Где вы встречались с ней?
Педагог: Люди издавна прислушывались к звукам природы и слышали в них музыку. А слышали ли вы когда – нибудь музыку дождя, ветра, музыку птичьих голосов. Музыка живёт повсюду, проявляясь в разных звуках.
Сейчас мы прослушаем песню «Всюду музыка живёт» а в конце занятия мы разучим эту песню. Автор текста – Суслов В. Композитор – Дубравин Я. Слушайте внимательно, затем мы ответим на вопрос: Где и в чем живёт музыка?
Слушание песни «Всюду музыка живёт»
С утра до позднего вечера мы слушаем музыку: делаем под музыку зарядку, поем на уроках музыки. Сегодняшний день мы тоже посвящаем музыке – царице всех искусств. А вы знаете, почему музыку назвали музыкой?
Педагог: А как вы думаете, что такое музыка, а как вы думаете, из чего она складывается? Что бы музыка получилась, кто нужен прежде всего? (Наверное тот, кто пишет музыку)
Педагог: Так кто же такой композитор?
Педагог: Значит, для того что бы получилась музыка нужен тот, кто ее сочинил. И это- композитор. А вы знаете каких нибудь композиторов? Можете их назвать?
Педагог : Хорошо, молодцы, а эти композиторы вам знакомы? (П.И.Чайковский, В.А.Моцарт, И.С.Бах, Л.Бетховен)
Для многих композиторов, Чайковского, Моцарта, Бетховена, написание музыки было смыслом жизни. Они пытались выразить через нее состояние своей души. Их великие имена всегда с благодарностью будут произносить потомки.
Но теперь подумайте: если даже самый замечательный композитор написал самое замечательное произведение, но произведение это лежит у него в портфеле, получилась ли музыка как живое искусство?
Педагог: А почему нет? Композитор написал музыку, но можем ли мы ее услышать, если она лежит в портфеле?
Педагог : Конечно, нет, а кто нужен, что бы музыку услышали, что с ней необходимо сделать?
Педагог: теперь музыку необходимо исполнять, а кто исполняет музыку?
Педагог : пианисты, певцы, скрипачи – всё это исполнители. Но исполнители, все различны и индивидуальны, и каждый исполняет музыку по своему, то есть интерпретирует. Интерпретация – это творческое раскрытие образа, темы или музыкального произведения, основанное на собственном ощущении исполнителя. Это означает, что одно и то же произведение можно исполнить по –разному. Теперь музыка не только написана, но и исполнена, теперь можно сказать, что она получилась?
Педагог: А почему же теперь не получилось музыки, ведь есть и композитор и исполнитель. Представьте себе такую картину, я написана музыку, кто-то ее исполнил, но никого из вас нет в классе, и никто ее не услышал кроме композитора и исполнителя. Разве это музыка? Может кого-то еще не хватает? Для кого сочиняется музыка только для исполнителя и композитора? Нет, конечно, а для тех кто ее слушает. А как мы называем людей, которые слушают музыку?
Педагог : значит, мы теперь твердо знаем, что бы музыка получилась, нужны: композитор-исполнитель-слушатель.
Неизвестно, станет ли кто-то из вас композитором или исполнителем, но слушателем вы обязательно будете. Что бы стать композитором и исполнителем нужно учиться, но что бы стать слушателем тоже надо учиться. И я думаю, мы с вами станем настоящими слушателями. Теперь, разобравшись во всем, мы можем послушать пьесу Л.Бетховена – известный композитор, который жил и творил в Австрии.
Прислушайтесь, настроение музыки будет меняться.
Слушание пьес «Весело-грустно».
Какое настроение в начале пьес? Как оно изменилось? Чем завершается она?)
Сначала музыка звучала: весело, беззаботно, шутливо , а потом она загрустила, зазвучала печальною Но вот грусть прошла, и снова хочется улыбаться.
Я уверена, что вы полюбите произведения Людвига ван Бетховена и будете их часто слушать
А теперь мы разучим песню «Всюду музыка живёт».
Итак, ребята, какая была тема сегодняшнего занятия?
Что нового вы узнали?
Какие песни мы слушали?
Каких композиторов узнали?
На этом я хочу завершить наше занятие ловами русского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича: «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке, вы найдёте в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».
Музыка. 1 класс
Конспект урока
Урок 1. «И музыка живёт! Слушаем, исполняем, записываем»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Музыка – это чудесный мир, который создают вместе композитор, сочиняющий музыку, музыкант-исполнитель и слушатель. Без чуткого, внимательного и грамотного слушателя жизнь музыки невозможна. Каждый может научиться слушать, исполнять и придумывать музыку. Для этого нужно желание, внимание и знания.
Музыка записывается с помощью нот. Для записи музыки нужен нотный стан и скрипичный ключ. Если записать ноты по порядку – получится звукоряд.
Композитор, музыкант, исполнитель. Нота, нотный стан, скрипичный ключ, звукоряд.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
На уроке мы узнаем, где живут ноты.
Научимся слушать музыку.
Сможем понять значение музыки в жизни.
Основное содержание урока
Давайте поразмышляем: а кто нужен, чтобы музыка звучала?
Какая праздничная, величественная музыка! Она дарит нам радостное и взволнованное настроение. Вы заметили, что исполняет эту музыку пианист и оркестр, поэтому она называется «Концерт № 1 для фортепиано с оркестром». Эту замечательную музыку «Концерт № 1 для фортепиано с оркестром» сочинил великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. А вы знаете, кто нужен, чтобы музыка зазвучала? Для того, чтобы зазвучала музыка, нужны композиторы и исполнители-музыканты.
Исполнителями могут быть: оркестр или один музыкальный инструмент, ансамбль музыкальных инструментов, певцы. Лучше всего музыка звучит в концертном зале, но мы можем насладиться ее звучанием и по радио, телевидению, с помощью компьютера.
Музыка звучит для людей. Слушатели очень важны для музыки, но не все могут ими стать. Настоящий слушатель прислушивается к звучащей музыке, стремиться понять, что хочет рассказать композитор и музыканты, сравнивает свое настроение с образами музыкального произведения.
Поучимся быть настоящими слушателями в концертном зале. Слушая Концерт №1 для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского, постарайтесь пропевать про себя его мелодию, следить за настроением в музыке, прислушиваться к своим чувствам, представлять картину русской природы, ее эмоциональное состояние.
Все ребята знают, что такое караоке. Будем расставлять нотки и петь их названия и слова, в которых они «прячутся». А слова на экране будут подсказывать, когда это делать. Итак, начинаем!
Если мы расположим ноты на нотном стане по порядку, то у нас получится звукоряд. Представьте, что всего из семи нот рождается загадочный и прекрасный мир музыки.
А теперь можно попробовать спеть ноты и по порядку, и вразнобой. Поможет нам в этом звукоряд: кликаем мышкой на нотку, слушаем, как она звучит и поем.
4. Сегодня вы узнали о том, как рождается музыка, кто ее сочиняет и исполняет. Теперь вы знаете, что музыка не будет жить без слушателей, ведь именно для них она появляется. Вы научились слушать музыку и узнали, как записываются ноты. Настало время побыть в роли композитора и исполнителя: поиграть на фортепиано, как настоящим музыкантам, придумать свои собственные мелодии, как настоящим сочинителям. Помогут нам в этом фортепианная клавиатура и нотный стан, которые появятся на следующем этапе урока.
5. Итак, сегодня вы познакомились с деятельностью композитора, исполнителя. Научились слушать музыку. Узнали, как записываются ноты. Хорошая музыка никогда не оставит нас равнодушными, она рождает в нас чувства и мысли и всегда подарит нам яркие впечатления. В этом ее сила.
Разбор типового тренировочного задания
Послушайте музыку. Из предложенных высказываний выберите то, которое соответствует характеру прозвучавшей музыки.
А) Песня протяжная и печальная
Б) Песня звучит радостно и носит озорной характер
В) Песня звучит величественно и торжественно.
Название файла с аудио к вопросу: «аудио3.mp3».
Музыка А. Александрова, слова С. Михалкова «Гимн России».
Звук в формате MP3. Продолжительность 00:50 сек.
Правильный вариант: Вариант В.
Неправильные варианты: все другие варианты.
Подсказка: Эта песня рассказывает о любви к Родине, о гордости за Отечество.
Выберите из списка исполнителей лишнее слово.
Название файла с аудио к вопросу: нет.
Неправильные варианты: все другие варианты.
Подсказка: Подумайте, все ли из перечисленных людей – исполнители?
Конспект музыкального занятия в старшей группе детского сада «О чем расскажет музыка»
Татьяна Шурова
Конспект музыкального занятия в старшей группе детского сада «О чем расскажет музыка»
ФК ДОУ «Детский сад № 2 ФСО России»
Конспект музыкального занятия
в старшей группе детского сада
на тему «О чем расскажет музыка».
подготовила: музыкальный руководитель
Шурова Татьяна Николаевна
1. Развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес, связную речь; активизировать словарь музыкальных терминов.
2. Развивать чувство ритма в исполнении попевок.
3. Развивать умение детей двигаться в соответствии с размером музыки.
4. Развивать творческие способности, воображение, эмоциональную отзывчивость ребенка на музыку
5. Работать над развитием музыкального слуха и голоса, координации и пластики движений.
1. Приобщать детей к искусству. Воспитывать любовь к отечественной мультипликации. 2. Создавать теплое, радостное настроение на занятии, развивать способность чувствовать и передавать другим эмоциональную теплоту и радость. 3. Воспитывать самостоятельность, активность, чувство товарищества.
Методы и приемы: Показ, художественное слово, беседа, слушание музыки по изучаемым жанрам, исполнение попевок («Эхо», игра.
Словарная работа: Попевка, дирижёр, жанр.
Дети входят в зал. Садятся на стульчики.
Здравствуйте ребята! Вы хотите совершить путешествие в волшебную страну музыки?
— Ну тогда приготовьтесь, мы отправляемся в путешествие по сказочному миру Музыки. А что бы попасть в это сказочное путешествие, нам нужно пропеть ПОПЕВКУ – это очень короткая песня. И будет попевка музыкальным приветствием для мира Музыки. Сначала пою я, затем повторяете вы. И так.
Муз. Рук поёт попевку «Здравствуйте»
Готовы петь приветственную попевку?
Муз.Рук: Тогда на 3-4. 3,4!
Дети поют Здравствуйте.
Муз. Рук. Посмотрите дети куда мы с вами попали.
Муз.Рук: Мы вместе перенеслись в сказочный мир Музыки. Что бы узнать, что это за мир, кто здесь живёт, мы отправимся в музыкальное путешествие. Будьте внимательны, запоминайте, всё что встретите, что узнаете, и не забывайте, мы в сказке, а сказка не любит баловства, будьте серьёзными, ведите себя хорошо. Иначе сказка нас выгонит. Договорились?
Муз.Рук: А теперь поём ещё раз, ачто бы вы не запутались, я буду вам помогать. Буду ДИРИЖЁРОМ. Дирижёр это человек, который управляет музыкой, её исполнителями. Вы будете петь песню, а я буду управлять вами взмахом руки. (Закрепить термин Дирижёр).
Запоминайте Жанр – это определённые мелодии. Каждый жанр собирает в себе только похожие мелодии.
Вы всё поймёте, когда мы начнём экскурсию. А на чём же мы поедем?
Звучит фрагмент «Голубой вагон»
Муз.Рук: Так на чём мы поедем?
Муз.Рук: а наши нотки становятся друг за другом паровозиком. Я – паровоз, вы – вагоны. Едем, повторяя движения
Физкультминутка Паровозик. Звучит фрагмент «Голубой вагон»
2 круга по залу. Изображая паровоз, гудок (руками чередовать). По окончанию подъезжают к мольберту.
Муз.Рук: Мы приехали к первому городу-жанру. Вы знаете, что все города имеют названия. Названия, каких городов вы можете сейчас вспомнить?
Ну что, двигаемся дальше? У нас впереди ещё один город-жанр. А на чём же мы туда отправимся?
(звучит заставка из м. ф. «Облака, белогривые лошадки».)
Муз.Рук: Из какого мультфильма эта песня? Значит, на чём мы отправляемся? Правильно
Что бы полететь, нам нужно собрать свои облачка. Полетели
Физкультминутка (под заставку Облака) (повторяют движения – вытягивают руки, размыкают – машут, смыкают.)
Подлетают к мольберту
Молодцы, вы со всем справились.
(Звучит песня из м. ф. «По дороге с облаками»)
Попевка «До свиданья»
Конспект интегрированного занятия «Весна — красавица» в старшей группе детского сада Виды детской деятельности: музыкально-художественная, коммуникативная, игровая, познавательная, восприятие художественной литературы. Цели:.
Конспект логопедического занятия в старшей группе детского сада. Тема: Согласование имён существительных с прилагательными мужского рода. Коррекционно-образовательные цели: 1. Учить согласовывать существительные.
Конспект музыкального занятия «Мы дружим с Музыкой» для детей старшей группы детского сада КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ «МЫ ДРУЖИМ С МУЗЫКОЙ» для детей старшей группы детского сада (итоговое) Цель: выявить уровень развития музыкальных.
Конспект музыкального занятия в старшей группе Слушание музыки С. Прокофьева «Утро» (из сборника «Детская музыка») Конспект музыкального занятия в старшей группе (направлено на формирование основ музыкальной культуры дошкольников) Слушание музыки С.
Конспект занятия по аэробике в старшей группе детского сада Конспект тренировочного занятия по аэробике со спортивно-оздоровительной группой (1 год обучения) Ильина Татьяна Викторовна МБУДО «Киришская.
Конспект занятия «Экскурсия на кухню детского сада» в старшей разновозрастной группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей разновозрастной группе. Тема: «Экскурсия на кухню детского сада».
Конспект занятия в младшей группе детского сада «Помещения детского сада» Цель: содействие нравственному развитию детей. Задачи: — конкретизировать первоначальные представления о назначении отдельных помещений.
Конспект занятия в старшей группе детского сада «Путешествие в пустыню» Методическая разработка конспекта занятия в старшей группе детского сада «Путешествие в пустыню». Конспект НОД в старшей группе (5-6 лет).
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе на тему «Музыка чувашских композиторов» Конспект музыкального занятия в подготовительной группе на тему «Музыка чувашских композиторов» Программное содержание: Образовательные.
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе детского сада «Чем одарит нас Буренка?» Занятие по окружающему миру. Чем одарит нас Буренка? Цель: познакомить детей образом жизни коровы на ферме. Дать представление о значении.