Что такое музыка в стиле эмбиент
Эмбиент
середина 1970-х, Великобритания
этник-эмбиент, спейс-эмбиент, дарк-эмбиент, лоуэркейс, экспериментальный эмбиент
В 2002 году музыкальный продюсер Джэф Тоун и журналист Питер Манци из журнала New Age Voice Magazine составили рейтинг главных альбомов в стиле эмбиент, созданных за всё время. Для отбора претендентов были приглашены эксперты, среди которых были музыканты Стив Роуч, Роберт Рич, основатель звукозаписывающей компании Hearts of Space Стефен Хилл и др. [3] В итоге эксперты выбрали «25 главных эмбиент альбомов всех времен». В этот рейтинг попали как классические работы Брайана Ино и Стива Роуча, так и альбомы, обычно классифицируемые как прогрессивный рок (Tangerine Dream), электронная музыка (Kunst Grand, Jean Ven Robert Hal, Aphex Twin, The Orb) и даже джаз (Miles Davis). Таким образом, само определение понятия «эмбиент» было существенно расширено.
Содержание
Музыкальная характеристика
Музыка эмбиент предназначена для достижения спокойствия и пространства, чтобы думать.
Ambient Music is intended to induce calm and a space to think.
— из буклета к альбому Брайана Ино 1978-го года Ambient 1: Music for Airports [4]
История
Предтечи
Одной из ранних предтечей эмбиента стала меблировочная музыка французского композитора-новатора Эрика Сати. Он придумал её в 1914-1916 годах и по его собственному представлению меблировочная музыка должна была служить фоном для сопровождения быта, покупок в магазине, приёма гостей, еды в ресторане и всех прочих повседневных занятий. Основным принципом построения новой музыки являлась произвольная повторяемость одной или нескольких звуковых ячеек (или тематической фразы) ничем не ограниченное число раз.
Меблировочная музыка стала основой для минимализма, ещё одной непосредственной предтечи эмбиента. Спустя полвека после Сати американский композитор Джон Мильтон Кейдж открывает для себя меблировочную музыку и создаёт на её основе собственные минималистские произведения. Спустя несколько лет по его пути пойдут Стив Райх, Джон Адамс, Филипп Гласс и многие другие.
Появление эмбиента
Термин «эмбиент» появился в 70-х годах XX века, для обозначения музыки, которую, по заявлению Брайана Ино, можно «активно слушать с вниманием, или же просто игнорировать, в зависимости от выбора слушателя». [5] Считается, что в музыку этот термин ввёл Брайан Ино. По сложившейся легенде, идея создания музыки, называемой сегодня эмбиент, пришла Ино в голову, когда он лежал дома с переломом и за неимением иного занятия прислушивался к шумам и звукам, доносящимися с улицы. В них он уловил некую закономерность и музыкальность. [6]
| |
---|---|
Brian Eno’s «Discreet Music» |
Брайан Ино (бывший клавишник группы Roxy Music) перешёл из рок-музыки в область экспериментальной музыки и в 1975 году открыл техническую сторону процесса получения обволакивающего звука, которая заключается в попадании исходного сигнала через графический эквалайзер в два параллельно соединённых магнитофона, в которых звук воспроизводится с запозданием в определённый интервал, далее из одного магнитофона, дополнительно обработанный, он выводится в акустическую систему, а с другого магнитофона возвращается в исходную точку преобразования. По словам самого Ино, звук, преобразованный через его “эмбиентную систему”, воспринимается как “часть вибраций окружающей среды, как цвет спокойного рассеянного света или шорох дождя”. Ино сформулировал и второй важный принцип эмбиента — развитие музыки за счёт себя же, предоставление исполнителю роли пассивного творца. [7]
Ино признал влияние Эрика Сати, Джона Кейджа, а также влияние дроун-музыки Ла Монте Янга (о котором он сказал: «Ла Монте Янг наш папа» [8] ) и муд-музыки Майлза Дэвиса, особенно его эпической пьесы «He Loved Him Madly» («Он любил его безумно») с альбома Get Up with It 1974-го года, о которой Ино писал, что «эта пьеса казалась «просторной», качество к которому я часто возвращался». [9]
Большое влияние эмбиент оказал на музыку нью-эйдж. Корни до-эмбиентного инструментального нью-эйджа (Китаро, Майкл Хеджес, Сьюзан Чани, Джордж Уинстон, Андреас Фолленвайдер) лежат в джазе, фолке, классической и синтезаторной музыке. Со второй половины 1980-х нью-эйдж, под влиянием эмбиента, превращается в песенный жанр с сильной электронной составляющей (Эния, Enigma). Эмбиент также повлиял на развитие готик-рока, в результате которого появился этереал-вэйв.
Развитие в 1990-х
С начала 1990-х появляется целая волна новых исполнителей, которые продолжают развивать эмбиент в различных поджанрах и производных жанрах. Звучание эмбиента теперь подчёркивается ритмом, либо мелодикой.
Производные жанры эмбиент-хаус, эмбиент-техно, IDM, даунбит, даунтемпо, эмбиент-даб, эмбиент-брейкбит, илбиент представляют собой ритмичный эмбиент, и в большинстве случаев — инструментальный (исключения: даунбит и даунтемпо). Термином эмбиент-хаус без разбора обозначали исполнителей 1990-х (The Orb, The KLF, Irresistible Force, Future Sound of London, Orbital), как исполнявших танцевальную музыку, так и не обязательно. В более строгом смысле, эмбиент-хаус сочетает в себе определённые элементы эмбиента и эйсид-хауса. Впоследствии он был заменён более спецефическими терминами и используется редко. [10] Конкретной переориентацией термина эмбиент-хаус является — эмбиент-техно, который, как правило, применяется в отношении B12, раннего Aphex Twin, The Black Dog, Higher Intelligence Agency, Biosphere и прочих. Этих исполнителей отличает близость к жанрам техно и электро и чаще всего они издаются на лейблах Apollo, GPR, Warp и прочих. Со временем термин эмбиент-техно превратился в IDM без каких-либо стилистических изменений в музыке. [11] Учитывая количество и разнообразие эмбиента 1990-х, термином даунбит иногда заменяют такие понятия, как эмбиент-хаус и эмбиент-техно, однако в своём широком определении даунбит — это электронная музыка для дома, а не для танцпола. [12] Похожим на даунбит является жанр даунтемпо, где исполнители более ориентированы на бит, нежели на эмбиент-составляющую, но не на столько, как в трип-хопе. [13] С тех пор, как английский лейбл Beyond Records выпустил в начале 1990-х серию альбомов под названием «Ambient Dub», термином эмбиент-даб обозначают исполнителей ритмичного эмбиента, включающего элементы ямайского даба (например, реверберацию, акцент на бас и ударные, тяжелое использование эффектов). Несмотря на то, что термин эмбиент-даб вышел из моды, он остаётся полезным для обозначения более плотного подвида даунтемпо. [14] К представителям относят The Orb, Techno Animal, Automaton, Solar Quest. Существует также эмбиент-брейкбит с ярко выраженным хип-хоп влиянием, но менее энергичный, чем трип-хоп. [15] Яркими примерами являются DJ Wally и Req. Илбиент основан на эмбиенте, но может включать даб, хип-хоп, драм-энд-бейс, а также любую этническую музыку, он может быть жутким и немного мрачным, или непредсказуемым и облачённым в нойз, но он всегда сохраняет свой неторопливый темп. [16] К представителям илбиента относят DJ Spooky, We, Byzar, Tipsy, Spectre, Rob Swift, Badawi.
В звучание эмбиента вплетаются яркие мелодии. Эмбиент оказывает влияние на психоделический транс, мягкую форму последнего называют Psybient. Популярность приобрело течение чил-аут.
Эмбиент влияет также на жанры неэлектронной музыки, как например пост-рок или атмосферик-блэк-метал.
Региональные сцены
Стук Бамбука в XI часов — советский музыкальный коллектив, образованный в конце 1980-х годов. В своей музыке они предвосхитили такие стили как трип-хоп и эмбиент. После записи альбома «Легкое дело холод» в 1991 году коллектив прекратил свое существование. [17]
Поджанры
Разновидности эмбиента представлены ниже (за исключением производных и прочих жанров-гибридов):
Этник-эмбиент
Спейс-эмбиент
Для музыки характерен размеренный, медленный (реже средний) темп звучания. Используются синтетические, глухие и монотонные звуки, которые как правило зациклены и служат фоном, на которые по мере звучания композиции накладываются дополнительные ритмичные электронные проигрыши. Зачастую используется приглушенное хоровое пение, замаскированное под музыку и переливы синтетических мелодий. Обладает сильной атмосферой погружения, успокаивающе-расслабляющим и медитативным эффектами на слушателя. Часто встречается в саундтреках к играм на космическую тематику.
Известные исполнители [19] : Michael Stearns, Jonn Serrie, Constance Demby, Telomere, Between Interval, U.O.K..
Дарк-эмбиент
«Индустриальная» культура открыла для себя эмбиент через петлю (loop) — закольцованный кусок магнитной ленты с фрагментом записи, после долгого прослушивания которого возникает “эффект внутренней волны”, когда в многократно повторяющемся звуковом рисунке зарождается или воображается новый фрагмент, который постепенно становится всё ярче и ярче и выходит на передний план, изменяя основную мелодию произведения. Вторым важным изобретением стал дроун (drone) — многоканальный низкочастотный гул, составляющий мистический ландшафт произведения.
Брайан Уильямс (больше известный как Lustmord) с 1980-го года стал издавать альбомы, изменившие устои эмбиента. Воспринимаемый ранее как релаксирующий опыт и фоновой слой бытового удобства, эмбиент вдруг приобрёл практически религиозный аспект и функции эмоционального театра. Lustmord стал первопроходцем дарк-эмбиента — симбиоза низкочастотных пульсаций, фрагментов церемониальной музыки и пения, записей природных шумов, долгого ритмического такта.
Лоуэркейс (англ.)
Лоуэркейс (англ. lowercase ) — экстремальная форма минималистского эмбиента, в котором очень тихие звуки обрамляются долгими отрезками тишины.
Что такое эмбиент: краткая история одного из важнейших жанров последних 50 лет
За почти 50 лет эмбиент превратился из новаторских экспериментов в функциональную музыку для успокоения и умиротворения (но не совсем). Вместе с коллегами из Spotify рассказываем о том, что такое эмбиент, кто его придумал и зачем он нужен в 2021-м.
В 1975 году экс-участник Roxy Music и будущий прославленный продюсер Брайан Ино попал в аварию. Он был вынужден провести некоторое время дома. Будучи прикованным к постели, он слушал записи арфы, идущие в слегка урезанном и искаженном виде, и окружающие звуки: шум улицы, шум ветра. Постепенно они слились в одну единую звуковую кашу. Так Брайан Ино осознал, что появился новый способ восприятия музыки: когда она является частью окружения и сливается с ним. Так он придумал эмбиент — музыку, которая станет лучшим воплощением искусства как элемента декора.
Ино не был первым в стремлении превратить звуки и мелодии в часть антуража, повседневной деятельности. Уже в начале XX века композитор Эрик Сати стал создавать «меблировочную музыку». По сути, это были первые опыты в жанре минимализма. Суть ее была в том, чтобы ненавязчивые повторяющиеся мелодии исполнялись в разных общественных местах. Например, Сати предлагал кутюрье Жермене Бонгар музыкальное оформление ее заведений. В письме Жану Кокто он писал, что «меблировочная музыка глубоко индустриальна. Существует досадное обыкновение — исполнять музыку в обстоятельствах, где музыке делать нечего. Тогда играют вальсы, «Фантазии» на темы опер и тому подобные вещи, написанные для других целей». Цель Сати — «ввести музыку, созданную для удовлетворения «нужных» потребностей». «Меблировочная музыка», — писал Сати — создана из простого колыхания воздуха; она не имеет другой цели; она выполняет ту же роль, что свет, тепло и комфорт». Для создания атмосферы Сати размещал музыкантов в разных частях зала, чтобы создать эффект присутствия. Он создавал назойливые примитивные и повторяющиеся звуковые полотна. В общем, был первым истинным минималистом. И первым прародителем эмбиента: Сати начал превращать музыку из объекта особого пристального взгляда в некое сопровождение, дополнение для обстановки. Это была мебель, которая не занимала места, не весила ни грамма, но при этом преображала комнату. Так работал и работает эмбиент.
Музыка Сати и его многочисленных последователей (так, им восхищался Джон Кейдж, автор знаменитой «4’33», он даже сыграл его «Досады» строго по инструкции «повторить 840 раз») и вправду была своеобразным дополнением к окружению и не существовала отдельно от него. Так, осколки звуков, которые рассыпаются по комнате и медленно заполняют пространство. Другим наследником Сати с определенными оговорками можно назвать Терри Райли. На альбоме «A Rainbow in Curved Air» 1969 года он фактически впервые применил электронные методы к меблировочной музыке. Эта пластинка — главная предтеча эмбиента: сопровожденная поэмой, она источала оптимизм и успокоение при помощи красочных электронных звуков. Будто и вправду посреди солнечного дня прошел небольшой дождик и вышла яркая радуга.
С другой стороны, в начале 1970-х годов уже активно развивалась электронная музыка. Скажем, первые опыты французского композитора Жан-Мишеля Жарра вполне могут быть названы эмбиентом: то была расплывчатая, аритмичная атмосферная музыка, которая являла собой саундтрек к несуществующему фильму, звуковое воплощение заснеженной горной гряды или бесконечного космоса. Или альбом «Canaxis» Холгера Шукая из Can. Эту пластинку критик Андрей Горохов называл чуть ли не первой эмбиент-записью: там электронный шум был наложен на азиатскую этническую музыку. Впоследствии, будучи смешанным с этникой, эмбиент породит нью-эйдж.
Наконец, была группа Tangerine Dream. Если Kraftwerk вворачивали в свои мелодии и ритмы афроамериканский грув и ценили Джеймса Брауна, то Tangerine Dream относились (да и относятся сейчас) к музыке как большому пастельному полотну. Даже в более-менее ритмичные моменты (например, в треке «Love on a Real Train») они относились к звуку как некоей части пейзажа. По факту Tangerine Dream сделали поп-версию эмбиента, ввернув в него мелодии и немного ритма, сделали его максимально доступным и притом максимально нераздражающим. Ино же был и остается куда более категоричен в отношении эмбиента.
Заслуга Брайана Ино в том, что он формализовал и довел до логического предела изыскания в области эмбиента. Его второй альбом в этом жанре «Music for Airports» (первым был «Discreet Music», но он больше похож на пробу пера, чем на законченный стейтмент) — это торжество абстрактного минимализма. Вместо ясной мелодии — тягучий электронный поток, который медленно движется между каналами, как речки с карты на обложке альбома. Вместо ритма — мягкая электронная гладь. «Music for Airports», как правильно отмечали мои коллеги несколько лет назад, звучит по нынешним временам слегка наивно и архаично. Но при этом на фоне любой условно альтернативной музыки того времени он звучал ошеломительно.
Эмбиент не был просто фоновой музыкой. Ино формулировал в буклете «Music for Airports» разницу между ними так: «В то время как обычная фоновая музыка создается путем избавления от всякого чувства сомнения и неуверенности (и, следовательно, всего искреннего интереса) в музыке, эмбиент сохраняет эти качества».
Для Брайана Ино эмбиент («окружение») равняется пространству. «Не нарратив, не последовательность, обладающая некоей телеологической направленностью — куплет, припев, то, это и другое», — говорил он пять лет назад в интервью.
Опыты Эрика Сати выросли из импрессионизма. Эмбиент Ино вырос из абстрактного экспрессионизма: «вместо картины с четко определенной перспективой, предполагающей конкретное направление взгляда, предстает поле, пространство для бескрайних акустических странствий». Приглядишься — ничего не заметишь, вся суть познается на расстоянии. Эмбиент, который придумал Ино, — музыка, в которой исчезает персоналия музыканта. Музыка, которая лишена специфических черт: ты сам придумаешь, что еще дорисовать в своем воображении, нет ничего, что бы помешало тебе. «На этом поприще нет ничего, за что можно уцепиться; каждый выбирает свой собственный путь», — говорит он.
Эмбиент — это не только бесконечные электронные ландшафты. В конце семидесятых Ино встретил на нью-йоркских улицах музыканта Эдварда Ларри Гордона (он же Ларааджи), который играл на электронной цитре. «Однажды Брайан, живший там в то время, проходя мимо, услышал мою музыку, сел и стал слушать, — рассказывал Гордон в интервью „Афише Daily“. — Я вообще тогда не знал, кто он такой. Но он мне оставил записку с просьбой позвонить на следующий день. Я позвонил, он рассказал мне про свой проект в области эмбиента и предложил поучаствовать. Я согласился».
Результатом стал альбом «Day of Radiance», который всем своим существом будто бы протестовал против изначальной природы эмбиента. Три композиции из пяти в нем назывались «Танцы», громогласная цитра Гордона высекала ритм. Однако это был все еще эмбиент. Просто таким образом Ино и Ларааджи показывали, что это не обязательно уютная и расслабляющая музыка. Ранний эмбиент — он и про окружение, и про напряжение. Он похож на томительное ожидание дождя в душный летний день. Глухой саспенс, тугая струна. А дождя не было. Ино сделал альбом «On Land» 1982 года намеренно мрачным и зловещим, а современные опыты в сфере эмбиента он скорее не любит: «в большинстве люди берут тихий и мягкий бит, что для меня является лишь стилистическим, но не философским аспектом, ставят его в основу и впоследствии называют эмбиентом».
Музыка эмбиент – это звуковые пейзажи с терапевтическим эффектом
Доктор Оливер Сакс писал: «За сорок лет медицинской практики я обнаружил лишь два типа нефармацевтической «терапии», жизненно важной для пациентов с хроническими неврологическими заболеваниями. Это музыка и сады». Такое заключение, может быть, никого и не удивит, поскольку исходит от столь оригинального мыслителя, как Сакс. Но удивительно то, что значительное количество традиционных научных исследований точно так же связывают музыку и психическое здоровье.
Шестьдесят лет назад, когда Сакс ещё только изучал медицину, джазовый композитор и лидер авангардной группы Сан Ра (Sun Ra) имел опыт, созвучный заявлению нейропсихолога, когда играл для пациентов в психиатрической больнице. Женщина с кататоническим синдромом, которая не говорила в течение многих лет, встала и сказала: «Вы называете это музыкой?» Тот концерт, заказанный его менеджером, представлял собой небольшой эксперимент в альтернативной медицине, а не серьёзный предмет изучения среди врачей и неврологов.
Как всё изменилось за последние полвека
Несколько недавних исследований, например, связали игру на барабанах, самую древнюю и самую универсальную форму музицирования, с уменьшением тревожности, облегчением боли, улучшением настроения и повышением навыков обучения у детей с аутизмом. Как показал ряд исследований, прослушивание и воспроизведение джаза и других видов музыки с синкопированием способствует творчеству, повышению математических навыков и поддержанию умственного и эмоционального благополучия.
А что можно сказать об эмбиентной музыке, жанре, часто характеризующемся отсутствием синкопа? Его почти всегда используют в качестве фоновой музыки в записях для управляемой медитации и снижения стресса, в размеренных, расслабляющих видеороликах йоги и в тысячах видео на YouTube, посвящённых популяризации способствующих снижению стресса частот и стереоэффектов. Создаётся впечатление, что эмбиент специально создали для борьбы с напряжением и недомоганием, и в некотором смысле так и есть.
Брайан Ино, артист, давший название жанру и часто упоминаемый как его создатель, написал в примечаниях к вкладышу альбома 1978-го года «Эмбиент 1: Музыка для аэропортов» (Ambient 1: Music for Airports): «[эта запись] предназначена для достижения спокойствия и пространства, чтобы думать». Вне зависимости от того, хотел ли он сделать научное заявление или это всего лишь художественное изложение цели, исследование подтвердило заключения Ино о благотворных эффектах долгой, медленной, обволакивающей музыки.
Помощник редактора YouTube канала Noisey Райан Бассил, давний страдалец от тревожности и панических атак, на собственном опыте обнаружил, что это утверждение верно. Он рассказывает об этом в видео ниже. Музыка таких эмбиент-композиторов, как Брайан Ино, Уильям Басински и Кристиан Феннеш, помогала ему «заземляться» в моменты обострения тревожности, возвращая его к сенсорному контакту с настоящим.
Когда Бассил решил докопаться до причин, по которым эмбиент оказывал такое успокаивающее воздействие на его перевозбуждённую нервную систему, он обнаружил исследования артиста и учёного Люка Яанисте. Тот описал «режим эмбиент» как «всеобъемлющее и всеохватывающее поле без каких-либо приоритетов на переднем плане и фоне». Бассил пишет, что погружение в это пространство «способно помочь слушателю отложить в сторону то, что у него на уме, и использовать свои чувства, чтобы сосредоточиться на своём окружении».
Мы не можем – и не должны – обращаться к музыке как к полезному инструменту, но эмбиент особенно хорошо проявил себя при лечении серьёзных неврологических и психологических состояний. Судебный психиатр доктор Джон Талли из Лондонского института психиатрии, психологии и неврологии прослеживает эту форму вплоть до Баха и Шопена, особенно останавливается на творчестве Эрика Сати. Он первым придумал авангардный жанр «фоновой» музыки ещё в 1916 году и не имел никаких сомнений по поводу того, что музыка служит специальной цели.
Эмбиент развивался, менялся, обрастал поджанрами по мере того, как классические, авангардные минималисты и электронные музыканты писали композиции для самых разных аудиторий. Но вне зависимости от намерений и пролегания жанровых границ, все виды ненавязчивой, инструментальной музыки имеют терапевтическую мощь не только для уменьшения тревожности, но и для облегчения болей у пациентов с хирургическим вмешательством и снижения возбуждение у страдающих деменцией.
Выступая со своей группой Darkroom в отделении интенсивной терапии в больнице Университетского колледжа Лондона, писатель и психолог Чарлз Фёрнихоу обнаружил, что эмбиентная музыка несёт значительную пользу пациентам, оказавшимся в том, что он называет «пригородом ада»: в отделении реанимации и интенсивной терапии. Пребывание в таких местах тесно связано с более поздним посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР) и тем, что называется «ОРИТ психоз» (психоз от пребывания в отделении реанимации и интенсивной терапии). Главным виновником оказывается седация. Но музыка, особенно эмбиент, возвращала пациентов к самим себе, о чём пишут в статье на Aeon.
Вряд ли наука готова ответить на вопросы, как и почему эмбиент действует именно так, а не иначе. Где Фёрнихоу обнаружил, что пациенты извлекают пользу из отсутствия предсказуемости и способности «избежать настоящего момента», исследования и опыт Бассила выявили противоположное – чувство безопасной предсказуемости и повышенного сенсорного осознания.
Физиологические реакции будут варьироваться от человека к человеку, как и их вкусы. «Лёгкое звучание для одного может оказаться слуховым ядом для другого», – признаёт Фёрнихоу. Но для значительного числа людей, страдающих тяжёлой тревогой и травмой, размеренные, минималистские, бессловесные звуковые ландшафты обволакивающей музыки эмбиент эффективнее любых препаратов.
По материалам Оpen Culture.
Превью: кадр из фильма «Это очень забавная история» (It’s A Kind Of A Funny Story, 2010).
Влияние ambient-музыки на процесс написания кода
В данной статье я хотел бы поговорить о той музыке, под которую мы пишем код. О музыке «для программистов». А точнее, про такой специфический жанр музыки, как эмбиент.
Человек работающий и музыка
Влияние музыки на все живое вообще и на человека в частности на данный момент изучено достаточно хорошо. Давно известно, что классические произведения помогают людям успокоиться и снять стресс, а энергичная музыка разных жанров может улучшить результаты вашей спортивной тренировки.
Существует большое количество научных работ на эту тему, особенно в сфере медицины и психологии (применение музыки в лечении больных, влияние музыки на различные органы человека и т.п.). Конечно, ко многим исследованиям стоит относиться скептически, так как есть опасность уйти в лженауку, но и авторитетных трудов на эту тему более чем достаточно.
На том же Хабре есть масса отличных статей о том, как музыка влияет на рабочий климат офиса, на концентрацию работника и т.п. Но данный материал немного о другом.
Я пять лет работаю программистом и около десяти лет слушаю ambient-музыку. Естественно, у меня есть и другие предпочтения среди музыкальных жанров и направлений, но процесс программирования я связываю преимущественно с эмбиентом (в дальнейшем я буду использовать русское обозначение жанра). Тем не менее, данная статья будет актуальна не только для программистов, но и людей других профессий, так или иначе связанных с умственным трудом. Но, прежде чем перейти к наблюдениям за взаимосвязью между эмбиент-музыкой и комфортом в программировании, хотелось бы ввести в курс дела тех, кому неизвестно данное музыкальное направление.
Все, что вы хотели знать, но боялись спросить об эмбиенте
Что такое эмбиент? Большинство людей с ним незнакомы. Максимально приближенные к эмбиенту популярные жанры — это лаунж или чил-аут, которые можно услышать и в клубах, и на радио. Эмбиент, при всем своём многообразии, является более экспериментальным направлением, в котором ритм как таковой и голосовые партии чаще всего отсутствуют. Кроме того, в отличии от чил-аута, эмбиент, как правило, менее мелодичен.
Википедия определяет эмбиент как «стиль электронной музыки, основанный на модуляциях звукового тембра. Эмбиент часто характеризуют атмосферным, обволакивающим, ненавязчивым, фоновым звучанием». Определение верное и в общих чертах описывает особенности жанра, но охватывает не все его формы, с которыми знакомы самые ярые фанаты подобной музыки. В статье термин «эмбиент» будет использоваться и по отношению к родственным стилям, таким как: Dark Ambient, Space Ambient, мягкие формы IDM и т.п. Более подробно о жанрах поговорим дальше.
Эмбиент часто пересекается с другими жанрами, и его проявления вы в любом случае где-то да слышали. Множество саундтреков к играм и фильмам — чистая эмбиент-музыка. Существуют эмбиент-треки от популярных музыкантов, которые обычно не работают в этом жанре (например, Depeche Mode и Radiohead). Эмбиент вы также могли слышать в заставках новостей, в рекламе, на фоне аудио-подкастов и т.п. Другими словами, вы определенно встречались с таким типом музыки, просто не знаете об этом.
Эмбиент и программирование, или как я перестал бояться и полюбил десятиминутные шумовые треки
Восприятие окружающей действительности всегда субъективно, особенно если речь заходит о пристрастиях в музыке. Поэтому данная статья — это, в первую очередь, мои собственные ощущения, которые вовсе не обязательно полностью совпадут с вашими. Однако я предполагаю, что подобный подход к взаимосвязи музыки и работы может быть интересен.
На мой взгляд, программирование — вид деятельности, требующий от нас концентрации, но не предельного напряжения внимания на постоянной основе. Мысли должны течь плавно, а процесс создания кода (в идеале) должен быть спокойным и осознанным. В принципе, концепция пресловутого «состояния потока» говорит о том же самом. Естественно, я понимаю, что бывают разные случаи, и порой программисты — это агрессивные создания, бьющие кулаком по клавиатуре, когда у них что-то работает не так, как надо. Но давайте рассмотрим вариант, когда работа проходит в спокойном режиме (кстати, спокойствия этого можно достичь как раз-таки за счет правильно подобранной музыки).
Написание музыки на старых аналоговых синтезаторах немного похоже на процесс программирования
На мой взгляд, важным фактором для создания приятной рабочей атмосферы является сведение к минимуму отвлекающих факторов. Вот почему во время работы я практически не могу слушать музыку «со словами», так как восприятие текста перетягивает на себя внимание, чем очень мешает написанию кода. Для меня это то же самое, что читать книгу и слушать радио одновременно. Два потока информации смешиваются в один, из-за чего вы пропускаете слова при чтении и теряете часть аудиоинформации.
Так и в программировании. Написание кода — это всё равно что написание текста: заметки или статьи. Иногда бывает так, что слова песни вас как-то цепляют, вы заслушиваетесь и теряете мысль, после чего приходится восстанавливать рабочее состояние. Наверное, способность воспринимать несколько источников информации без подобных сбоев можно развить, но зачем усложнять себе работу? Поэтому я стараюсь не слушать новости и песни во время программирования.
Исключение из данного правила — это формы эмбиента, где используются голосовые сэмплы (записи радио-трансляций, фрагменты из фильмов и телепередач). В этом случае голос встроен в музыку так, что из движущего элемента трека он превращается всего лишь в еще один слой музыкального окружения. Из примеров эмбиента с голосовыми сэмплами я могу назвать Boards of Canada, Biosphere, eyesix.
Слишком энергичная и динамичная музыка для написания кода не подходит — во всяком случае, для меня. Складывается ощущение, что при быстром темпе и подвижном ритме (неважно, электронная это музыка или рок) я пытаюсь сделать работу быстрее, чем нужно: хочется писать код в такт музыке и при этом совершенно не хочется останавливаться и размышлять. Думаю, у такого агрессивного способа программирования могут найтись свои любители (по факту, это тоже в каком-то роде состояние потока), но мне подобная музыка больше помогает в делах, связанных с физической активностью. Например, копать картошку под The Prodigy.
Создание настроения с помощью эмбиент-музыки
Как я уже говорил, влияние музыки на эмоции и настроение человека, их тесная взаимосвязь известны давно. Если вам весело, то и в наушниках будет звучать музыка, соответствующая вашему приподнятому настроению. Или, возможно, она будет доноситься из колонок, передавая ваш настрой окружающим (главное — не переусердствовать с громкостью). Если же вы хотите расслабиться, отдохнуть от забот и жизненной суеты, то лучше слушать легкую, спокойную музыку. Все это применимо и к вашему рабочему состоянию. Существует даже огромное количество альбомов и плейлистов (на стриминговых сервисах), которые создавались для разных типов рабочей деятельности, включая программирование. В эти подборки часто попадает эмбиент-музыка.
Эмбиент включает в себя много стилей, и не все они подойдут для работы. Например, Dark ambient, который отличается мрачной, тяжелой атмосферой, может вогнать вас в уныние и лишить бодрости, необходимой для работы. Еще есть Drone ambient, состоящий преимущественно из низкочастотного гудения — такое постоянное давление на уши точно не улучшит вашу способность мыслить и писать код. Поэтому советую использовать легкие формы эмбиента. Вот небольшая «инструкция по применению», в которой вы найдете, что же можно послушать из подобной музыки во время работы.
Если вы никогда не слушали эмбиент, то начинать стоит с более простых для восприятия разновидностей, поскольку случайное столкновение со слишком экспериментальными композициями может навсегда отбить у вас интерес к этому жанру.
На мой взгляд, одним из самых приятных (и понятных) звучаний обладают резиденты французского лейбла Ultimae Records. Этот лейбл выпускает музыку в жанре психоделического эмбиента (Psybient или Psy Chill), которая содержит в себе приятные мелодии, красивую и ровную структуру. В этом жанре часто затрагиваются темы космоса, как внутреннего, так и внешнего. Советую послушать Solar Fields (у него есть альбомы в жанре транс, не перепутайте), Carbon Based Lifeforms, Asura.
Тем, кто хочет чего-то более веселого, с небольшим включением ритма, можно обратиться к ambient house, downtempo и dub ambient. Эта музыка более позитивная, более «солнечная». Здесь есть легкий ритм, которой пришел из регги и даба. Советую послушать The Orb, Ott и Future Sound of London.
Если уходить в более насыщенные формы эмбиента, то стоит попробовать эмбиент-техно. Это направление можно даже рассматривать как танцевальное. Музыка строится на зацикленных партиях драм-машин, которые смешаны с атмосферными синтезаторами. Очень советую послушать Selected Ambient Works 85-92 от Aphex Twin, The Black Dog, B12. Отдельно хочется упомянуть такого эмбиент-техно музыканта как Biosphere — музыка очень атмосферная, обладающая особым арктическим звучанием.
Также существует классический эмбиент, который базируется на работах нескольких именитых композиторов. Это эмбиент во всем его многообразии: формы и оттенки музыки совершенно разные. Классический эмбиент основан на применении шумов окружения и определенных аналоговых инструментов (например, старых аналоговых синтезаторов). «Главное» имя классического эмбиента — это Брайан Ино. Собственно, именно этот музыкант и ввел термин «эмбиент» в оборот. Кроме него можно послушать Стива Роуча, Роберта Рича, Клауса Шульце и Пита Намлука. У каждого из них огромная дискография со множеством работ в различных стилях.
Существуют формы эмбиента, в которых музыкальная составляющая сведена к минимуму. Яркий пример — field recording (полевые записи). В этом жанре музыкант не пишет музыку в общепринятом смысле, а берет высокочувствительный микрофон и уходит в лес, записывать окружение. Это самая природная музыка, которую только можно услышать. Из самого известного можно порекомендовать Biosphere, слушая которого, вы переноситесь в горы за северным полярным кругом.
Музыкант Biosphere в своей естественной среде