Что такое музыкальная драматургия и ее признаки

Что такое музыкальная драматургия и ее признаки

О музыкальной драматургии, как правило, говорят применительно к музыкально-сценическому, театральному произведению: опере, балету, оратории, оперетте, мюзиклу, музыкальному кинофильму и др.

Однако термин музыкальная драматургия используют и для характеристики инструментально-симфонической музыки. Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и его частей, логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия — в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.

Одним из самых распространенных способов развития музыки является повторение , или повтор . В повторах, которыми богата музыка, ощущается развитие образного строя произведения, они как бы подчеркивают сказанное, придают ему новые оттенки.

Для создания убедительных образов в инструментально-симфонических произведениях композиторы применяют не только буквальное, точное повторение, но и измененное — варьирование (слово «вариация» означает изменение). Это древнейший способ развития музыки, который прежде всего встречается в народных песенно-танцевальных жанрах, основанных на импровизации.

Более значительные изменения, при которых вместо целой мелодии, темы излагаются отдельные ее фразы, интонации, называются разработкой . Разработка музыкального материала играет важную роль в драматургическом развитии симфонического жанра. В разработке находят применение такие способы развития, как секвенция и имитация.

Что такое музыкальная драматургия и ее признаки. Смотреть фото Что такое музыкальная драматургия и ее признаки. Смотреть картинку Что такое музыкальная драматургия и ее признаки. Картинка про Что такое музыкальная драматургия и ее признаки. Фото Что такое музыкальная драматургия и ее признакиРассмотрим для примера одну из пьес композитора Георгия Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель».

Она не только воссоздает колорит пушкинской эпохи, но и раскрывает мир чувств и переживаний героев небольшого литературного произведения.

События в повести Пушкина происходят в начале XIX в., в 1811 — 1812 годы, в период войны русского народа с армией Наполеона.

Музыка семи пьес для симфонического оркестра впитала в себя разнообразные интонации и ритмы пушкинского времени и выразила их в зарисовках природы («Тройка», «Весна и осень», «Пастораль»), бытовых танцах («Вальс»), романсах («Романс»), маршах («Военный марш»), сценах из жизни действующих лиц повести («Венчание»).

Отказавшись от простого музыкального сопровождения событий повести, композитор превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение.

Яркость и убедительность образов музыки Свиридова сделали возможной их вторую жизнь в кино, в концертном зале, в музыкальном театре — на эту музыку был поставлен балет.

. Едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла в мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землей. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу, лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались. Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось.

Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал. Между тем метель не унималась; я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать рекою. Берега были занесены. Буря не утихала.

Что такое музыкальная драматургия и ее признаки. Смотреть фото Что такое музыкальная драматургия и ее признаки. Смотреть картинку Что такое музыкальная драматургия и ее признаки. Картинка про Что такое музыкальная драматургия и ее признаки. Фото Что такое музыкальная драматургия и ее признакиЧто такое музыкальная драматургия и ее признаки. Смотреть фото Что такое музыкальная драматургия и ее признаки. Смотреть картинку Что такое музыкальная драматургия и ее признаки. Картинка про Что такое музыкальная драматургия и ее признаки. Фото Что такое музыкальная драматургия и ее признаки

Послушай пьесу «Тройка». Письменно ответь на вопросы:

1. дай музыкальную характеристику теме вступления и главной (первой) теме пьесы. Какие образы передает композитор в этой музыке?

2. Какими приемами развития Г. Свиридов достигает драматизма звучания пьесы?

Какие средства выразительности использует композитор для развития главного образа пьесы — от спокойной, неторопливой первой темы до драматически насыщенного звучания второй?

3. Какое известное тебе стихотворение А. Пушкина может послужить литературным аналогом этой пьесы?

Для более глубокого понимания музыки Георгия Свиридова из его Музыкальных иллюстраций посмотрите видео-урок об этом произведении композитора.

Определенная последовательность этапов сценического действия — экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка — позволяет раскрыть жизненные ситуации, взаимоотношения людей в самые разные моменты их жизни, «перенести» зрителей-слушателей в различные исторические эпохи, страны, в реальную жизнь и в сказку.

Источник

Пусть музыка звучит

воскресенье, 5 июля 2020 г.

Драматургия, драматический — эти слова образованы от слова «драма». Но их употребляют и при характеристике музыки, в которой обобщённо передаются переживания человека: страдание, смятение, тревога, протест, возмущение. Эти чувства чаще всего проявляются у людей в столкновениях, спорах, конфликтах. Именно на этом основана драматургия и литературно-театрального жанра, и музыкального спектакля.
В музыкальной драматургии особую роль играет конфликт. Это может быть конфликт между светом и тьмой, добром и злом, любовью и ненавистью. Он является основой драматургического развития действия любого музыкального спектакля — оперы, балета, мюзикла и др.
Определённая последовательность этапов сценического действия — экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка позволяет раскрыть жизненные ситуации, взаимоотношения людей в самые разные моменты их жизни, перенести зрителей-слушателей в различные исторические эпохи, страны, в реальную жизнь и в сказку.





Великие произведения обогащают ум и душу человека, делают его добрее, отзывчивее, эмоциональнее. Чем полнее вы научитесь воспринимать музыку, постигать её смысл, тем лучше будете понимать себя и других людей, сопереживать им.

Спасибо за работу. До встречи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ВНИМАНИЕ! ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ!
Каждый оставленный комментарий сначала проходит проверку у учителя и только после проверки появляется в блоге. Поэтому не волнуйтесь, если вы СРАЗУ НЕ УВИДЕЛИ свой комментарий.
ОН ПОЯВИТСЯ ПОСЛЕ ПРОВЕРКИ.
Старайтесь ОБЯЗАТЕЛЬНО оставить комментарий после работы на сайте, так как учитель отмечает всех, кто выполнил задания.

Не забывайте указать автора сообщения. Спасибо!

Образы романсов и песен русских композиторов

Русский композитор Модест Петрович Мусоргский говорил: «Искусство есть средство беседы с людьми». Композитор беседует со слушател.

Источник

что такое Музыкальная драматургия. срочно пожалуйста точный ответ

Однако термин МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ используют для характеристики инструментально-симфонической музыки. Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и его частей, логике их развития, особенностях воплощения муз. образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия.

Главное в музыке, так же, как и в жизни – развитие.
Подобно тому, как год от года меняется внутренний мир человека, так же меняются внутри одного произведения, получая развитие, музыкальные интонации, темы, мелодии. Эти изменения отражаются в форме музыкального произведения, способах развития музыкального материала.
Музыкальные образы в музыкальной драматургии воплощаются по принципу сходства и принципу различия.

Однако термин МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ используют для характеристики инструментально-симфонической музыки. Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и его частей, логике их развития, особенностях воплощения муз. образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия.

Главное в музыке, так же, как и в жизни – развитие.
Подобно тому, как год от года меняется внутренний мир человека, так же меняются внутри одного произведения, получая развитие, музыкальные интонации, темы, мелодии. Эти изменения отражаются в форме музыкального произведения, способах развития музыкального материала.
Музыкальные образы в музыкальной драматургии воплощаются по принципу сходства и принципу различия.

Источник

Драматургия

Литература : Друскин M., Bопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952; Ярустовский Б., Драматургия русской оперной классики, M., 1952; его же, Oчерки по драматургии оперы XX в., M., 1971; Ферман B., Oсновы оперной драматургии, в кн.: Оперный театр. M., 1961.

Ю. B. Kелдыш.

Полезное

Смотреть что такое «Драматургия» в других словарях:

ДРАМАТУРГИЯ — (гр. dramaturgia, от drama драма, и ergon труд, работа). Теория и практика драматического искусства. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДРАМАТУРГИЯ греч. dramaturgia, от drama, драма, и ergon, труд,… … Словарь иностранных слов русского языка

ДРАМАТУРГИЯ — ДРАМАТУРГИЯ, драматургии, мн. нет, жен. (греч. dramaturgia) (лит.). 1. Теория, искусство построения драматических произведений. Общий курс драматургии. 2. Характерные, отличительные черты, приемы драматического творчества (какого нибудь автора,… … Толковый словарь Ушакова

Драматургия — Хронологически, тематически и идейно к эпосу и пуранам примыкает индийская классическая драматургия, подобно своей греческой предшественнице, черпающая сюжеты из мифологии. Чувствуется, что некоторые части «Махабхараты» были рассчитаны не … Энциклопедия мифологии

драматургия — драма / кого, чей: театр Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. драматургия сущ., кол во синонимов: 6 • … Словарь синонимов

драматургия — ДРАМАТУРГИЯ, драма, театр … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

ДРАМАТУРГИЯ — ДРАМАТУРГИЯ, и, жен. 1. Драматическое искусство; теория построения драматических произведений. Курс драматургии. 2. собир. Совокупность таких произведений. Русская классическая д. Современная д. 3. Сюжетно образная основа спектакля, фильма.… … Толковый словарь Ожегова

Драматургия — В Викисловаре есть статья «драматургия» Драматургия (от др. греч … Википедия

драматургия — и; ж. [греч. dramaturgia] 1. Искусство построения драматических произведений. Традиционная д. Законы драматургии. // Теория построения драматических произведений. Основы драматургии. Курс драматургии. 2. Совокупность драматических произведений… … Энциклопедический словарь

Источник

Конспект урока «Музыкальная драматургия.Развитие музыки»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа села Кочетово Тандинского кожууна

Разработка урока по музыке

« Музыкальная драматургия. Развитие музыки «

Составитель: Пильчирова С.Т.

Тема: «Музыкальная драматургия. Развитие музыки»

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления того, что значит музыкальная драматургия, развитие музыки.

сформировать знания основ музыкального творчества композиторов М.П. Мусоргского, Р. Шумана.

научить анализировать музыкальные произведения;

развивать мыслительные способности учащихся;

развивать интерес к музыке через творческое самовыражение;

развивать музыкальный слух.

приобщить учащихся к музыкальным ценностям на примере музыки М.П.Мусоргского и Р.Шумана.

способствовать развитию эстетических чувств у школьников, любви к русской и зарубежной музыке.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы и приёмы используемые на уроке: словесный. наглядный, междисциплинарных взаимодействий, проблемного обучения, творческий, активный диалог с учащимися.

Оборудование урока: компьютер, проектор, музыкальный центр, синтезатор, иллюстрации картин, портреты композиторов, напечатанные тексты стихов.

Художественно-педагогическая идея урока : Вы объяснили музыку словами

Но, видно, ей надобны слова-

Не то она, соперничая с вами,

Словами изъяснялась бы сама.

И никогда для точности в науке

Не тратила бы времени на звук.

На экране тема: «Музыкальная драматургия. Развитие музыки»

Учитель: Чтобы понять и объяснить любое музыкальное произведение мы убедились, что его содержание неотделимо от формы.

-С какими музыкальными формами построения мы с вами знакомы?

-В каких музыкальных формах более ярко слышится движение, смена образов, написанных музыкальной форме?

Ответы и мнения детей.

Учитель: Когда мы говорим о музыкальных композициях, мы имеем в виду результат развития музыкальной мысли. Но не менее важно проследить и за процессом её развития. Попытаемся увидеть разницу изображениях природы.

-Первое изображение или второе имеет конечный результат, итог?

— А что мы видим на втором изображении?

Музыкальное значение не может стоять на месте, оно обязательно разворачивается во времени; таков закон природы музыкального искусства. И даже если композитор обращается к идее вечности, неподвижности, но всё равно воплощает его в движение музыкальных звуков, чтобы достичь достоверности.

Вспомните, в 6 классе мы слушали пьесу М.П Мусоргского «Старый замок».

-К какому образу данном произведении обратился композитор?

Учитель: « Старые замки» могут быть темой для изобразительного искусства и литературы, которые могут передать их мрачный колорит и величественную неподвижность. Как важно в слове или в цвете передать всю гамму настроений, когда мы чувствуем дыхание истории!

-Слушая пьесу, вслушайтесь в аккомпанемент. Что он вам напоминает?

Какое здесь настроение?

-О чём поёт свою песню трубадур?

Нужно вслушаться в звуки фортепианного вступления, открывающего пьесу, проследить за изменениями в средней части, задуматься над последними звуками.

Учитель: В этой музыке кроется какая-то тайна. Она звучит скорбно, загадочно, певуче, грустно. Мелодия такая завораживающая, что не случайно к ней были придуманы стихи:

В погоне за стихами, за ускользнувщим словом

Я к замкам уходить люблю Средневековым:

Мне сердце радует их сумрачная тишь,

Мне любы острый взлёт их чёрно-сизых крыш,

Угрюмые зубцы на башнях и на крышах

Квадраты стёклышек в свинцовых переплётах,

проёмы ниш, куда безвестная рука

Святых и воинов врубила на века,

Аркады гулкие с игрой теней и света;

Мне любы их дворы, поросшие травой,

Расталкивающей каменья мостовой,

И аист, что парит в сиянии лазурном,

Описывая круг над флюгером ажурным,

Единорог иль лев, орёл или грифон;

И погружён мечтой в былое, вижу вновь я

Величие рыцарства и блеск Средневековья.

-Созвучны ли стихотворение и музыка? В чём их сходство? А в чём различие?

Поэт признаётся в своей любви к этим благородным памятникам: его признания неоднократно звучат в стихотворении, причём перечислены все подробности, все мелочи.

В Старом замке нет никаких подробностей, никакой звукоизобразительности, однообразен ритм все восьмушки, однообразно гармоническое сопровождение; и лишь в мелодии, что мы слышим?

Дети: отвечают на вопросы (грусть, тоска)

Учитель: В мелодии трубадура заложены не ноты подлинного страдания и тоски по ушедшему, есть суть настроения пьесы.

-Сколько пластов прослушивается в данной пьесе?

-Что же может показать нам музыка?

Дети отвечают: Движение.

-Какой принцип в развитии темы использует композитор, на что он обращает наше внимание?

Ответы детей: Принцип повторности.

Динамичное, импульсивное сочинение. Данная пьеса построена также на принципе повторности.

-Определите, в какой форме построено данное произведение?

Учитель: При повторном прослушивании заполните таблицу драматургии пьесы «Порыв».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *