Что такое музыкальная драматургия в музыке 7 класс
Что такое музыкальная драматургия в музыке 7 класс
О музыкальной драматургии, как правило, говорят применительно к музыкально-сценическому, театральному произведению: опере, балету, оратории, оперетте, мюзиклу, музыкальному кинофильму и др.
Однако термин музыкальная драматургия используют и для характеристики инструментально-симфонической музыки. Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и его частей, логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия — в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.
Одним из самых распространенных способов развития музыки является повторение , или повтор . В повторах, которыми богата музыка, ощущается развитие образного строя произведения, они как бы подчеркивают сказанное, придают ему новые оттенки.
Для создания убедительных образов в инструментально-симфонических произведениях композиторы применяют не только буквальное, точное повторение, но и измененное — варьирование (слово «вариация» означает изменение). Это древнейший способ развития музыки, который прежде всего встречается в народных песенно-танцевальных жанрах, основанных на импровизации.
Более значительные изменения, при которых вместо целой мелодии, темы излагаются отдельные ее фразы, интонации, называются разработкой . Разработка музыкального материала играет важную роль в драматургическом развитии симфонического жанра. В разработке находят применение такие способы развития, как секвенция и имитация.
Рассмотрим для примера одну из пьес композитора Георгия Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель».
Она не только воссоздает колорит пушкинской эпохи, но и раскрывает мир чувств и переживаний героев небольшого литературного произведения.
События в повести Пушкина происходят в начале XIX в., в 1811 — 1812 годы, в период войны русского народа с армией Наполеона.
Музыка семи пьес для симфонического оркестра впитала в себя разнообразные интонации и ритмы пушкинского времени и выразила их в зарисовках природы («Тройка», «Весна и осень», «Пастораль»), бытовых танцах («Вальс»), романсах («Романс»), маршах («Военный марш»), сценах из жизни действующих лиц повести («Венчание»).
Отказавшись от простого музыкального сопровождения событий повести, композитор превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение.
Яркость и убедительность образов музыки Свиридова сделали возможной их вторую жизнь в кино, в концертном зале, в музыкальном театре — на эту музыку был поставлен балет.
. Едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла в мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землей. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу, лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались. Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось.
Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал. Между тем метель не унималась; я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать рекою. Берега были занесены. Буря не утихала.
Послушай пьесу «Тройка». Письменно ответь на вопросы:
1. дай музыкальную характеристику теме вступления и главной (первой) теме пьесы. Какие образы передает композитор в этой музыке?
2. Какими приемами развития Г. Свиридов достигает драматизма звучания пьесы?
Какие средства выразительности использует композитор для развития главного образа пьесы — от спокойной, неторопливой первой темы до драматически насыщенного звучания второй?
3. Какое известное тебе стихотворение А. Пушкина может послужить литературным аналогом этой пьесы?
Для более глубокого понимания музыки Георгия Свиридова из его Музыкальных иллюстраций посмотрите видео-урок об этом произведении композитора.
Определенная последовательность этапов сценического действия — экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка — позволяет раскрыть жизненные ситуации, взаимоотношения людей в самые разные моменты их жизни, «перенести» зрителей-слушателей в различные исторические эпохи, страны, в реальную жизнь и в сказку.
Конспект урока музыки в 7 классе «Музыкальная драматургия- развитие музыки» (7 класс)
План урока музыки по программе Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская
Тема: Музыкальная драматургия- развитие музыки.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний (урок- лекция).
Задача: Актуализировать жизненно- музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой музыки; закрепить понимание учащимися таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.
Цели: развитие интереса к музыке классической и современной; воспитание осознанного восприятия музыкальных произведений.
I . Организационный момент.
II .Работа по теме урока.
Термин Музыкальная драматургия в полной мере относится к балету, опере, оперетте, мюзиклу, оратории, музыкальному кинофильму. Музыкальная драматургия связана с раскрытием музыкальных образов и раскрывает музыкальную характеристику инструментально- симфонической музыки. Закономерности музыкальной драматургии проявляются в особенности построения, развития, сопоставления по принципу сходства или различия- в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.
Одним из самых распространённых способов развития музыки является повторение, или повтор. В повторах, которыми богата музыка, ощущается развитие образного строя произведения, они как бы подчёркивают сказанное, придают ему новые оттенки. Так построены народные песни. Медленные, мягкие интонации колыбельной, имитируя покачивание, успокаивают, убаюкивают. Подвижные, кружащие интонации хороводной песни передают движение хоровода. Повторяющаяся куплет за куплетом мелодия протяжной лирической песни выражает глубину мысли, чувства, переживания, становится всё более развёрнутой, распетой.
Но бывает, что назойливые повторы можно сравнить со спором людей, которые постоянно приводят один и тот же аргумент. Тот, кто умеет всегда спорить, всегда развивает свои суждения, находя всё новые и новые доводы.
Слушание: р.н.п. «Солдатушки, бравы ребятушки»
(выявление особенностей строения мелодии, развития)
Для создания убедительных образов в инструментально- симфонических произведениях композиторы применяют не только буквальное, точное повторение, но и изменённое- варьирование (изменение). Это древнейший способ развития музыки, который встречается в народных песенно- танцевальных жанрах, основанных на импровизации. Варьирование широко применяется и в симфонической, оперной, камерной инструментальной музыке.
В финале Симфонии №3 («Героической») Л.Бетховена часто звучат вариации на две простые темы. Композитор использует мелодию и опорные звуки сопровождения контрданса (деревенский танец). В финале Симфонии №4 П.Чайковского получает вариационное развитие р.н.п. «Во поле берёза стояла», которая ассоциируется с праздничными гуляниями.
Слушание: П.Чайковский-Финал Симфонии №4
Э.Григ- «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»
Более значительные изменения, при которых вместо целой мелодии, темы излагаются отдельные её фразы, интонации, называются разработкой. Разработка музыкального материала играет важную роль в драматургическом развитии симфонического жанра. В разработке находят применение такие способы развития, как секвенция и имитация.
Секвенция (следование)- перемещение мотива, повторение последовательности звуков на разной высоте, в восходящем или нисходящем направлении. Этот способ создаёт ощущение движения. Вряд ли найдётся музыкальное произведение, в котором не была бы применена секвенция.
Слушание: Г Свиридов- «Романс» 3 класс
Имитация (подражание)- повторение темы или мотива в другом голосе музыкального произведения. Имитация часто используется в народном хоровом музицировании и является основным приёмом развития музыкальной мысли в различных формах полифонии, таких, как канон и фуга.
Слушание: А.Бородин квартет №2 «Ноктюрн»
III .Работа над песней «Синие сугробы» Слова и музыка Ады Якушевой.
Работа над точным интонированием, паузами, ритмическим рисунком, дыханием, текстом, фразировкой.
Д.З. Нарисовать приём варьирования «Дерево зимой, весной, летом, осенью».
Оборудование: ф-но, проигрыватель, магнитофон, компьютер, мультимедийная установка, презентация.
Плещут волны океана:
И звенят задорно птицы:
С высоты кивают горы:
И в твоё окошко ветер
Постучится на рассвете:
Над родною стороною
И с тобою и со мною
А страна у нас такая
Нету ей конца и края!
Мы ей тоже дружно скажем:
Учитель приветствует: здравствуйте ребята!
Психологический настрой на урок
А теперь я задам вопрос, а вы кивните головой, отвечая на него.
Вы готовы к работе на уроке?
2.Повторение ранее изученного материала.
— Проверяет домашнее задание.
Тема нашего урока: «Музыкальная драматургия – развитие музыки «.
Вопрос учителя О чём эта песня? «Бухенвальдский набат».Это песня об ужасах войны, о фашизме, о лагерях смерти и их узниках, безвинно замученных.
Вопрос учителя А что вы знаете о лагерях смерти?
В Германии и аккупированных ею территориях было создано фашистами много концлагерей, в которых проводились страшные опыты на взрослых и детях, многие в этих лагерях погибли от голода, инфекционных болезней и холода. Фашисты даже не тратили на узников патроны. Людей живыми сжигали в крематориях.
Эту песню написали поэт Александр Соболев и композитор Вано Мурадели.
Однажды по радио Александр Соболев услышал, что на деньги, собранные жителями ГДР, на территории бывшего лагеря смерти построен мемориал «Бухенвальд». Это было в 1958 году. На этом месте были установлены огромные каменные столбы, олицетворяющие узников лагеря и огромная башня, увенчанная колоколом, набат которого должен напоминать людям жертвах фашизма и войны. И, уже через несколько часов после этого сообщения, он написал:
«Сотни тысяч заживо сожженных
Строятся,
строятся
в шеренгу к ряду ряд. «
А затем поэт послал эти стихи композитору Вано Мурадели.
Уже через два дня Вано Ильич позвонил Соболеву по телефону и сказал: «Пишу музыку и плачу. Какие стихи!»: Так появилась песня.(Слушан
Вопрос учителя -Почему плакал Вано Мурадели?
Очень драматичные стихи. Музыка и стихи задевали за живое, за струны человеческой души.
Вопрос учителя -Как в музыке композитор передал драматизм содержания?
Музыка по характеру получилась гневная, суровая.
В начале мы слышим звучание колокола. Затем речитативного характера мелодия «Люди мира на минуту, встаньте»:
Давайте исполним эту песню.
IV. Исполнение песни «Бухенвальдский набат» В.Мурадели
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте:
Гудит со всех сторон –
Это раздаётся в Бухенвальде
Колокольный звон,
Колокольный звон.
Это возродилась и окрепла
В медном гуле праведная кровь.
Это жертвы ожили из пепла
И восстали вновь,
И восстали вновь,
И восстали, и восстали,
И восстали вновь!
И восстали, и восстали,
И восстали вновь!
Сотни тысяч заживо сожжённых
Строятся, строятся
В шеренги к ряду ряд.
Интернациональные колонны
С нами говорят,
С нами говорят.
Слышите громовые раскаты?
Это не гроза, не ураган.
Это вихрем атомным объятый
Стонет океан, Тихий океан.
Это стонет, это стонет
Тихий океан.
Это стонет, это стонет
Тихий океан.
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте:
Гудит со всех сторон –
Это раздаётся в Бухенвальде
Колокольный звон,
Колокольный звон.
Звон плывёт, плывёт
Над всей землёю,
И гудит взволнованно эфир:
Люди мира, будьте зорче втрое,
Берегите мир, берегите мир,
Берегите, берегите,
Берегите мир!
Берегите, берегите,
Берегите мир!
-I куплет (исполнение)
— II куплет (исполнение)
Песню написал грузинский композитор, который вложил в неё своё отношение: протест против ужасов войны.
Постепенно в сознании слушателей утвердилось словосочетание: «Мурадели. «Бухенвальдский набат»
Вопрос учителя -А какое драматическое событие произошло совсем надавно в жизни грузинского народа на Родине Вано Мурадели?
Война в южной Юсетии. Город Цхинвал был стёрт с лица земли.
Вопрос учителя -Кто такой Шота Руставели?
Грузинский поэт, жил на рубеже XII-XIII веков.
В Грузии «золотой век» На престоле прославленная своим умом и красотой царица Тамар.
Её государство едино и могущественно. Это было время политической мощи Грузии и расцвета лирической поэзии при пышном дворе молодой царицы..
По преданию Ш.Руставели выходец из южного уголка Грузии. Биографические сведения о нём скудны и легендарны..Его имя Шота, сокращённое из Ашота. Прозвание «Руставели» поэт получил по месту своего рождения в с. Рустави.
Получил образование в академии Грузии, затем продолжил занятия в Греции в Афинах. Владел арабски3, греческим, персидским языками.
Для своего времени был глубоко образованным человеком. Знакомый с поэмами Гомера и философией Платона, богословием, персидской и арабской литературой, он впитал в себя все лучшие традиции предшествовавшей и современной ему грузинской культуры, в совершенстве овладел всеми достижениями философской и литературной мысли Сегодня научно доказано, что Шота Руставели был министром финансов при дворе царицы Тамар ( 1184-1213 г.г.)
(сохранилась его подпись на одном из актов, относящемся к 1190 году).
Чем же прославился этот поэт? Безнадёжно влюблённый в свою повелительницу, Шота Руставели пишет поэмой «Витязь в тигровой шкуре.» и посвящает её именно ей.
Давно установлено, что в поэме Руставели изображает жизнь грузинского народа. Учёные с полной убедительностью доказали, что события и действующие лица лишь завуалированы под вымышленными именами и сюжетами. Например, поэма начинается сказанием о том, что царь Аравии, не имевший сына наследника, возвёл на престол единственную дочь, прославленную умом и красотой Тинатину. Такое событие произошло в Грузи В XII веке. Царь Георгий III, обеспокоенный, что у него нет сына наследника ещё при жизни сделал царицей свою единственную дочь Тамару. И таких совпадений в поэме очень много.
Итак, безнадёжно влюблённый в свою повелительницу Руставели всю страсть своей пылкой любви изливает на страницах своего произведения.
Вопрос учителя Так о чём же эта поэма?
Красной нитью проходит через всю поэму тема Любви. Шота Руставели считал, что любовь вершит с человеком чудеса.
Вопрос учителя Ещё какая немаловажная тема поднимается в поэме?
Тема равенства между мужчиной и женщиной.
«Дети льва равны друг другу,
Вопрос учителя Так в чём же залог бессмертия поэмы?
Мы можем с уверенностью сказать, что залог бессмертия поэмы состоим в том, что в основе лежит идея освобождения человека от царства тьмы, рабства и угнетения. Руставели воспел идеи свободы и справедливости.
Вопрос учителя Какими словами Шота Руставели подчёркивает эту мысль?
Эту мысль он подчёркивает словами:
«Зло мгновенно в этом мире,
Неизбывна доброта».
Шота Руставели создал первое в средневековом мире глубоко гуманистическое произведение
Вопрос учителя Как вы думаете, как к этому произведению отнеслись тёмные реакционные силы?
Они злобно преследовали его, пытались уничтожить произведение. Тираж первого печатного издания поэмы был сожжен реакционным духовенством,
«Лучше славная кончина,
Чем позорное житьё!»
можно сказать словами Шота Руставели.
VI. Экспедиция в монастырь святого Креста в Иерусалиме.
Снаружи монастырь выглядит как старинный средневековый замок, расположен в красивой зеленой долине в западной части Иерусалима.
Но монастырские окна всегда оставались закрытыми,
а его единственные ворота никогда не впускали посетителей.
История основания и процветания этого монастыря в трудах греческого и грузинского монашества связана с Грецией и Грузией.
.Это очень древний монастырь, построен в IV веке нашей эры грузинами и служили там грузинские монахи.
Стены монастыря украшают росписи грузинских художников и надписи на грузинском языке. Но монастырь известен не столько своими древними стенами и уникальными фресками и иконами, сколько именем своего насельника, находившегося здесь в XII веке, поэта Шота Руставели. По преданиям он провел там последние годы жизни.
Стена и приблизительное место на стене экспедиции были известны, но портрета не было.
После тщательного изучения удалось обнаружить портрет Руставели, который, к счастью, оказался не стертым, не был поврежден и находился под толстым слоем темно-коричневой краски. Её очистили и копию привезли с собой на родину.
Это фреска, с изображением коленопреклонного человека в красном плаще и надпись на старогрузинском «Руставели».
О научной деятельности экспедиции поэт И.Абашидзе написал в книге «Палестинский дневник», которая вышла в 1967 году и цикле стихотворений «По следам Руставели».
А Грузинский композитор Отар Тактакишвили написал по этим стихам музыкальное произведение для хора в жанре Оратории
ОРАТОРИЯ, крупное музыкальное произведение на тексты драматического, эпического или созерцательного характера, часто на религиозные темы.
Оратория.- воспевание, хвала легендарному поэту Грузии и рассказ о трагической его судьбе. Добавьте описание
(Слушание музыки фрагмнент из оратории О.тактакишвили «Сегодня умер Руставели..»)
«В это утро ушел большой поэт,
Вечной мудрости он оставил след..» Драматизм прослеживается уже в стихах.
Слайд 39″Он не пил, не ел, лишь в окно смотрел: Там с последней надеждою, Видел он горы снежные,
Слайд 41 «Что же видел он, что искал в дали? Видел Грузию, видел край родной, видел Родину:» а какие слова ещё подчёркивают тоску по Родине? видел край родной:»
Вопрос учителя Как это выражено в музыке?
Трагическое звучание, низкий регистр, минор, скорбный характер, музыка, как эпическая повесть. Особенно трагична горестная реплика: Шота! Как будто весть облетела весь народ.
Вопрос учителя Кто исполняет ораторию?Во вступлении мы слышим орган, который как бы имитирует колокольный погребальный звон. Именно это звучание вводит нас в обстановку происходящих событий.
Я услышал(а) смешанный хор, был солист- бас, симфонический оркестр.
Почти всё произведение звучит в низком регистре у басов, в миноре, (темно), скорбный характер музыки, Мелодия распевная, похожая на народные, старинные песнопений.
В музыке несколько характеров: мы слышим, как великая мужественность поэта сплетается с бесконечной тоской его по Родине. Мне кажется не смерти он боится, а мучает его то, что умирает вдали от Родины: Вопрос учителя Сколько образов создал композитор?
Образ тоски по Родине и образ великой мужественности.
Вопрос учителя Ребята, а как вы можете объяснить эпиграф нашего урока?
Я хочу закончить сегодня наш урок словами Шота Руставели «Зло мгновенно в этом мире, Неизбывна доброта».
Вводит в тему урока.
— Объясните понятия духовная и светская музыка.
— Выделите особенности данных понятий в таблице.
1. Духовная музыка. с. 88
Восточная православная церковь
Западная католическая церковь
Целостность драматического действа, построенного на контрастах различных образов
Литургия, и всенощная, венчание и молебен.
Месса, реквием, страсти, кантаты
В основе знаменный распев – это…
В основе хорал – это многоголосное пение в сопровождение органа или оркестра
Произведения С.С. Рахманинова, М. Березовского
Березовский чаще всего писал музыку для хора a capella
Произведения И.С. Баха, В.А. Моцарта, Шуберт
Бах чаще всего писал музыку для органа и хора
Благодаря полифонии основная мысль каждого их сочинения получает глубокое и многогранное развитие
— В 16 в. развивается камерная музыка (от лат. комната). Вокальная или инструментальная светская музыка, написанная для небольшого состава исполнителей.
— Два вида: народно-песенная и танцевальная музыка
— Венские композиторы-классики – Гайдн, Моцарт, Бетховен и др.
— Классические виды инструментального ансамбля – соната, трио, квартет.
слова М. Минкова, музыка П. Синявского
Как задумчиво светит вечер
Голубыми глазами звёзд
Вот бы взять нам на память ветер,
Тот, что песенку вдаль унёс
Вот бы взять нам на память ветер,
Вот бы взять нам на память ветер,
Вот бы взять нам на память ветер,
Тот, что песенку вдаль унёс
А гитара прибою вторит,
А дорожка бежит к луне
Вот бы взять нам на память море
Хоть всего по одной волне,
Вот бы взять нам на память море,
Вот бы взять нам на память море,
Вот бы взять нам на память море,
Хоть всего по одной волне
Вечера догорают быстро,
Приближая прощанья час
Вот бы взять нам на память искры,
Чтоб всегда согревали нас
Вот бы взять нам на память искры,
Вот бы взять нам на память искры,
Вот бы взять нам на память искры,
Чтоб всегда согревали нас.
Слушаем песню «Память» из мюзикла «Кошки»
Память. Блики лунного света.
Уведи меня, память,
В полуночную синь.
Там я встречу потерянное счастье свое,
Новой жизни новый день.
Я одна в лунном свете
Снова грежу о прошлом,
О былой красоте.
Вижу растаявшее счастье свое,
Каждый прошлый светлый день.
Дымный вечер злого дня,
Прогорклый утра запах.
Бледнеет ночь,
И новый день тихонько
Бредет на мягких лапах.
Утро. Юный свет новой жизни.
Я должна ждать рассвета
И подняться с колен.
И с рассветом, я знаю, станет памятью ночь
И начнется новый день.
Источник teksty-pesenok.ru
Солнце блещет в летних листьях
И блестит и тает.
Лепестками на краю рассвета
Память облетает
Боже! Как легко меня бросить
С этой памятью горькой
что крадется как тень
Дай мне силы
Чтоб вновь вернулось счастье мое.
Пусть начнется новый день.
Переходя к следующему этапу нашего урока предлагаю выполнить несколько упражнений на дыхание (дыхательная гимнастика- физ. минутка по методу Александры Николаевны Стрельниковой). Комплекс из трех упражнений.
Эти упражнения не только оказывают общее оздоровительное воздействие на наш организм, а и помогают нам подготовить голосовой аппарат для пения.
Вокальные упражнения- распевки (плавное певучее звучание и контрастное- отрывистое). Арпеджио в восходящем и нисходящем движении от Си малой октавы распеваем на разные слоги: Ма, До, Ля, Ми.
«Песенка на память» Музыка М. Минкова, Слова П Синявского.
Разучивание текста и мелодии песни. При разучивании обращается внимание на точность исполнения мелодии, фразировку, дикцию, дыхание. Обращаю внимание на ошибки и неточности- исправляем сразу.
Песенка на память слова М. Минкова, музыка П. Синявского
Как задумчиво светит вечер
Голубыми глазами звёзд
Вот бы взять нам на память ветер,
Тот, что песенку вдаль унёс
Вот бы взять нам на память ветер,
Вот бы взять нам на память ветер,
Вот бы взять нам на память ветер,
Тот, что песенку вдаль унёс
А гитара прибою вторит,
А дорожка бежит к луне
Вот бы взять нам на память море
Хоть всего по одной волне,
Вот бы взять нам на память море,
Вот бы взять нам на память море,
Вот бы взять нам на память море,
Хоть всего по одной волне
Вечера догорают быстро,
Приближая прощанья час
Вот бы взять нам на память искры,
Чтоб всегда согревали нас
Вот бы взять нам на память искры,
Вот бы взять нам на память искры,
Вот бы взять нам на память искры,
Чтоб всегда согревали нас.
Закрепление нового материала.
Возвращаемся к эпиграфу нашего урока:
«Чем чище музыка любви, Тем громче музыка печали.
Чем громче музыка печали, Тем выше музыка любви».
— Когда музыка бывает вам необходима?
— Когда музыка помогала вам в трудные и счастливые минуты вашей жизни?
Сейчас я исполню для вас песню «Замыкая круг». Она впервые прозвучала в новогодней программе Нового 1988 года. Музыка К.Кельми, текст песни М.Пушкиной. Простая мелодия, замечательные слова, идущие от сердца к сердцу, повлияли на любовь исполнителей и слушателей к этой песне.
— Какое впечатление произвела на вас песня?
— Современна ли эта песня?
— О чем она? Какова ее главная мысль?
Разучивание первого куплета песни. При разучивании обращается внимание на:
-точность исполнения мелодии;
А потом опять вперёд.
Тут немного отдохнёт;
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, дальше всех!
А теперь посмотрим вниз –
Мышцы шеи напряглись!
Вот еще один пример связи поколений и истории. Сейчас стало модным
исполнение песен советских времен. Одну я предлагаю нам исполнить в
нашей музыкально-литературной гостиной. Это песня актуальна нашему
сегодняшнему дню, когда каждый гражданин нашей молодой Республики
мечтает о…. верно, о мире. Поэтому и песню предлагаю исполнить «Пусть
всегда будет солнце», но прежде небольшое вокальное упражнение («Эхо»).
Голосочки ваши зазвучали звонко и готовы порадовать меня красивым
исполнением песни. (караоке «Пусть всегда будет солнце»).
Солнечный круг, небо вокруг
Это рисунок мальчишки
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке
Пусть всегда будет солнце
Пусть всегда будет небо
Пусть всегда будет мама
Пусть всегда буду я
Пусть всегда будет солнце
Пусть всегда будет небо
Пусть всегда будет мама
Пусть всегда буду я
Милый мой друг, добрый мой друг
Людям так хочется мира
И в тридцать пять сердце опять
Не устаёт повторять
Пусть всегда будет солнце
Пусть всегда будет небо
Пусть всегда будет мама
Пусть всегда буду я
Пусть всегда будет солнце
Пусть всегда будет небо
Пусть всегда будет мама
Пусть всегда буду я
Тише солдат, слышишь солдат
Люди пугаются взрывов
Тысячи глаз в небо глядят
Губы упрямо твердят
Пусть всегда будет солнце
Пусть всегда будет небо
Пусть всегда будет мама
Пусть всегда буду я
Пусть всегда будет солнце
Пусть всегда будет небо
Пусть всегда будет мама
Пусть всегда буду я
Против беды, против войны
Станем за наших мальчишек
Солнце навек, счастье навек
Так повелел человек
Пусть всегда будет солнце
Пусть всегда будет небо
Пусть всегда будет мама
Пусть всегда буду я
4. Подведение итогов урока.
— Понравилось вам размышлять о музыке?
— Какое искусство мы называем классическим?
— Какая музыка нужна современному человеку?
— Почему Бетховена, Мусоргского, Прокофьева считают великими нашими современниками?
— Каких еще композиторов вы назвали бы среди них?
1.Какая была тема урока?
2. Какое произведение изучали?
3. К какому жанру оно относится?
4. Для чего нужны такие произведения слушателям?
О чём мы сегодня говорили на уроке?
Что вам понравилось на уроке?
Давайте оценим работу на уроке мы достигли заданной цели? Как вы считаете?
мы получили нужный результат и каким путём?
Взаимооценка: Давайте сейчас попробует поставить себя на место учителя. Вам предстоит оценить работу на уроке своего товарища.
Домашнее задание: знать наизусть понятия темы.
Выполнить задание на выбор:
1 вариант: Найдите в Интернете репродукции картин, созвучные музыке религиозной традиции. Узнайте, на какие сюжеты написаны эти картины.
2 вариант: Составьте программу концерта камерной музыки. Подготовьте тексты для ведущий этих концертов с информацией о композиторах, музыкальных произведениях, исполнителях.
До свидания ребята!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.