Что такое музыкальная фактура и какой она бывает
solfamusictheory
This WordPress.com. site is about music theory and methodology
Музыкальная фактура. Гармоническая фигурация
Музыкальная фактура (лат. factura – устройство , строение ) – способ изложения, строение музыкальной ткани, музыкальный склад.
Исторически в музыке сложились три основные типа фактуры:
Монодия – одноголосный тип фактуры григорианский хорал, знаменный распев, народное песенное одноголосие).
Полифония (лат. polyphonia от греч. πολυφωνία – многозвучие) – мелодическое многоголосие, складывающееся из одновременного звучания относительно самостоятельных мелодических линий. Полифоническая фактура сложилась в эпоху средневековья.
Основные разновидности полифонии:
2) имитационная (канон, мотет, инвенция, фуга),
3) подголосочная (в народном многоголосии).
Гомофония или гомофонно-гармоническая фактура берет начало в полифонии. Отечественный музыковед Асафьев назвал ее «остывшей лавой готической полифонии». В рамках гомофонии различают аккордовую (протестантский хорал) и гомофонно-гармоническую фактуру, которая состоит из нескольких пластов (например, из мелодии и аккомпанемента).
Одним из способов динамизации, расцвечивания гомофонно-гармонической фактуры является гармоническая фигурация – последовательное, а не одновременное изложение звуков аккорда. Разновидностей гармонической фигурации довольно много. Вот некоторые из них:
1) арпеджированное изложение аккордов (И. С. Бах. Прелюдия C-dur, ХТК, том I)
2) вальсообразный аккомпанемент (Ф. Шуберт. Вальс op.77,№2)
3) альбертиевы басы, названные так в честь итальянского композитора Доменико Альберти (1710-1740), в Сонате C-dur, K.545 В. Моцарта
Какой бывает музыкальная фактура
Какой бывает музыкальная фактура
Содержание:
Музыкальный материал:
Характеристика видов деятельности:
Дословно «фактура» означает «обработка». Мы знаем, что фактура есть, например, у ткани. На ощупь, по фактуре, можно отличить одну ткань от другой. У каждого музыкального произведения тоже есть своя «звуковая ткань». Когда мы слышим красивую мелодию или необычную гармонию, то нам кажется, что эти средства выразительны сами по себе. Однако, чтобы мелодия или гармония зазвучала выразительно, композиторы используют различные приёмы и способы обработки музыкального материала, разные виды музыкальной фактуры.
Прежде чем понять, что означает выражение «музыкальная фактура», давайте рассмотрим нотные примеры.
Мы видим, что все примеры отличаются своим графическим изложением.
Первый пример представляет собой вертикальные «аккордовые столбы», второй – волнообразную линию, третий – своеобразное трёхэтажное построение, четвёртый – похожий на кардиограмму (кардиограмма – графическое изображение работы сердца) музыкальный рисунок.
Именно способ изложения музыки называется фактурой.
Выбор определённой фактуры зависит от многих причин – от музыкального содержания, от того, где исполняется данная музыка, от тембрового состава. Например, полифоническая музыка, предназначенная для звучания в храме, требует значительного фактурного пространства. Лирическая музыка, связанная с передачей чувств человека, как правило, одноголосна. Её звучание представляет сжатие фактуры до одного-единственного голоса, поющего свою одинокую песнь.
Иногда одноголосное изложение мелодии используется композиторами для выражения красоты того или иного тембра. Так, пастуший рожок солирует во вступлении к Первой песне Леля из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка», вводя слушателя в атмосферу чудесной языческой сказки.
Однако исключительно одноголосная фактура – явление достаточно редкое. Гораздо чаще мы видим другой тип фактуры – мелодию с сопровождением, которые, как правило, дополняют друг друга. Вспомните песню Ф. Шуберта «В путь». В ней звучит не только бодрая мелодия, но и вращение мельничного жёрнова в партии фортепиано, создающего яркое зрительное впечатление.
Богатство музыкальных образов позволяет использовать разные приёмы фактуры. Так, в романсе С. Рахманинова «Сирень» рисунок аккомпанемента имеет чисто зрительное сходство с формой цветка сирени. Музыка романса светла и чиста, как юность, как цветение весеннего сада:
Писатель Юрий Нагибин в повести «Сирень» пишет об одном лете, которое провёл семнадцатилетний Сергей Рахманинов в имении Ивановка. В то странное лето сирень расцвела «вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке». В память о том лете, об одном раннем утре, когда композитор встретился с юной первой своей влюблённостью, он и написал, может быть, самый нежный и взволнованный романс «Сирень».
Что же ещё, какие чувства и настроения заставляют фактуру то сжиматься, то оформляться в пространство, то принимать форму прелестного весеннего цветка?
Поэтому, когда зацветает сирень или земля покрывается снегом, когда восходит солнце или струи быстрой воды начинают играть разноцветными бликами, художник испытывает те же чувства, какие испытывали миллионы людей во все времена.
Он так же радуется, грустит, любуется и восхищается безграничной красотой мира и его чудесными превращениями. Свои чувства он воплощает в звуках, красках и рисунках музыки, наполняя её дыханием жизни.
И если его музыка волнует людей, значит, в ней не просто ярко запечатлены образы сирени, утреннего солнца или реки, но угаданы те переживания, которые испокон веков испытывают люди при соприкосновении с красотой.
Вопросы и задания:
Презентация
Музыка. О разных разностях 3
Прежде, чем говорить о фактуре, поговорим о восприятии музыки. Как слушают музыку профессионалы и любители? Профессионалы, имеющие большой багаж музыкальных впечатлений и знаний, могут точнее определить авторскую задумку. Они вслушаются в средства выразительности, подобранные композитором, проведут параллели с тем, как и для чего использовали подобные конструкции предшественники, оценят новизну, глубину, необычность, или традиционность, эклектизм, плагиат. Любители больше опираются на эмоциональные ощущения и или влюбляются или не принимают. Разные уровни восприятия.
Профессионалы порой так критичны и самоуверенны, что за анализированием тонкостей музыкального письма не замечают эмоционального воздействия музыки на слушающих. Волшебство звуков подчас необъяснимо. Что-то выше понимания, знания, рассуждения. Возможно в этом секрет красоты. Она не подчиняется четко расписанным канонам. И для каждого оборачивается своим особым ликом. Кто ее нашел – счастлив. Приобрел богатство, не сравнимое с материальным.
Расскажу немного о композиторе Василии Сергеевиче Калинникове. Его многие современные музыканты и за композитора-то не считают: прост, примитивен.
Конец XIX века в России – это целое созвездие ярчайших музыкальных звезд: Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин, Танеев. Чайковский. Созвездие титанов. Сказавших новое слово в музыке. Создавших шедевры. Среди них светится крохотная, еле заметная звездочка Калинникова, тихого ангела, посетившего нашу Землю на краткий миг, испившего сполна все тяготы земные, уснувшего с улыбкой на устах и отлетевшего в иные миры. Он не был бунтарем, первооткрывателем. Он просто безумно любил музыку.
В Москве исполнялась его Первая симфония. Слушатели, избалованные красотой мелодий Шопена, роскошью гармоний Вагнера, темпераментом Листа, драматизмом Чайковского, вставали после каждой части симфонии, требуя ее повторения. Колдовство!
Расскажу немного о себе. Купила я в молодости стереопроигрыватель. Открыла эту чудо-технику и поставила только что приобретенную пластинку – Первую симфонию Калинникова. Не заметила, что плачу от счастья. Отчего? Почему? Не знаю. То ли пронзительная чистота, свежесть, безыскусность так потрясли. Но это было потрясение.
Призываю – верьте своим эмоциям. Но… но не торопитесь оттолкнуть незнакомое. Обширное музыкальное полотно, будь то опера или симфония, может поначалу утомить. Особенно, если слушаешь в одиночестве, вдали от воздействия живых исполнителей, от ауры концертного зала. Не слушайте сразу много, не «объедайтесь». «Вкушайте» помаленьку, частями, как редкий деликатес. Наслаждайтесь, включайте ассоциативное мышление (хотя оно и без вашего приказа заработает).
Кстати – вторая часть симфонии Калинникова одним видится картиной сверкающего росой утра, другим – мерцающей звездами ночью. Интересно, что услышите вы.
Немного информации о фактуре. Фактура – это способ изложения музыкального материала, оформления музыкальной ткани. Фактура бывает одноголосная и многоголосная. Многоголосная подразделяется на полифоническую и гомофонно-гармоническую. В полифонической фактуре все голоса равноправны. В гомофонно-гармонической существует разделение на ведущий голос и сопровождающие, аккомпанирующие голоса.
Полифония в профессиональной музыке появилась первой. Она зародилась в церковных песнопениях. Венцом ее считается фуга.
Гомофонно-гармоническая фактура образовалась позже, с развитием инструментального музицирования. Сформировалось аккордовое мышление, повлиявшее позднее и на «старушку» полифонию. А полифония, в свою очередь, повлияла на гомофонию, вплела в нее подголоски, переклички, диалоги.
(Прошу помнить, что мы говорим о профессиональном искусстве. В народном творчестве одноголосие, пение под аккомпанемент, хоровое исполнение существовало издревле).
Солирующий голос и аккомпанирующие ему аккорды – это простейший вид гомофонной фактуры. Вариантов же этой фактуры столько, сколько существует композиторов и различных драматургических замыслов.
Есть, конечно, традиционные приемы. Подражая звучанию народных инструментов (особенно волынки), композиторы использовали в сопровождении многократно повторяющиеся «волыночные» квинты, звуки которых берутся или одновременно, или поочередно, или заключаются в октаву («Тамбурин» Рамо, «Шествие гномов», «В пещере горного короля» Грига).
Аккорды сопровождения могут браться одновременно или последовательно – арпеджированно, как бы перебором струн арфы (арфа и арпеджио – однокоренные слова, только в первом случае «ph» прочитано как «ф», в другом случае – как «п»). Тут нужно упомянуть еще один распространенный термин – фигурации. Рассыпался аккорд на «фигурки», превратился из вертикали в горизонталь – вот вам и фигурации. Один из видов фигурации – «альбертиевы басы» (любимая фактура композитора XVIII века Доменико Альберти) – ритмически равномерное чередование звуков аккорда (начало до-мажорной фортепианной сонаты Моцарта). Широко раскинутые звуки аккорда с нередко вплетенными между ними неаккордовыми звуками – излюбленная фактура в жанре ноктюрна (Шопен, ноктюрн си-бемоль-минор). Существуют понятия: плотная фактура (звуки аккорда наслаиваются друг на друга плотной массой), прозрачная фактура (звуки «разбегаются» по далеким регистрам, или сворачиваются до двухголосия).
Еще один вид фактуры – использование выдержанного на долгое время звука или звукосочетания при движении остальных голосов – ostinato или педаль (не путайте с механическим приспособлением для ног в музыкальных инструментах).
Закончим на этом наш теоретический экскурс и перейдем к живой музыке.
Обратимся к творчеству Сергея Васильевича Рахманинова, познакомимся с тремя его прелюдиями. Обращать внимание будем на то, что нам уже знакомо: фактуру, темпы, динамику, регистры, метро-ритм, мелодику. Вот только конкретных образов я навязывать не стану. Так хотел Сергей Васильевич. Он не раскрывал программными названиями своих замыслов, скрывал их.
Внешний облик Рахманинова: худой, строгий, сдержанный до высокомерности, молчаливый. В музыке: страстный, могучий, полнокровный. Душа его то погружается в бурливые темные глубины, то вырывается на простор, поет гимн красоте земной. Прожив почти полжизни за границей, Рахманинов остался «самым русским композитором». Внутренний мир человека, думы о России, родные пейзажи – вот тот родник, из которого рождалась его музыка. Раскачиваются, гудят колокола вечевые, набатные, благовестные; дробятся, звенят бубенцы ямщицкой тройки; текут широкие реки прекрасных мелодий; кипит сердце в штормовых пассажах.
Рахманинов любил фактуру плотную, «почвенную». Малые формы, по сути своей камерные, он наполнял концертным блеском, размашистостью горизонталей и вертикалей, мощным, почти оркестровым звучанием. Они и воспринимаются как симфонические поэмы.
Прелюдия №6 соль-минор.
Указание автора: Alla marcia – в характере марша. Произведение, как и большинство рахманиновских прелюдий, написано в трехчастной форме с контрастной серединой и динамической (т.е. измененной) репризой, возвращающей тему первой части.
Характерной особенностью первой части прелюдии является ритм – чеканный, энергичный. Он постоянно звучит в первой части и репризе, проникает в мелодию, слившуюся в единое целое с аккордовыми вертикалями – носителями лейтритма.
Мелодическая линия (октавы в низком регистре) сурова, жестка: разложенное тоническое трезвучие с волевым акцентированием каждого звука и решительная восходящая интонация, впитавшая лейтритм.
Динамика волнообразна, создает впечатление приближения и удаления.
Середина первой части врывается бурным эпизодом, в котором лейтритм-аккорды «схлестываются» с октавными пробежками, стремительно взлетающими над аккордовой массой (динамика – f, ff).
Возвращение темы на фортиссимо (ff) звучит грозно и торжествующе.
Наконец все постепенно затихает. Глухо порыкивают басы, эхом откликается лейтритм.
Вторая часть распахивает перед нами царство светлой лирики. Темп замедляется (un poco meno mosso – немного медленнее). На фоне вздымающихся волн сопровождения спокойно, вольно разливается прекрасная мелодия. Выразительность этого образа удивительна. Очень большой разлет аккомпанемента, плотные аккорды «наряда» мелодии, незатейливое секундовое течение темы с терцовыми вздохами в конце фраз – все это исключает интимность трактовки. Широта и наполненность фактуры, простота мелодии поднимает образ на уровень обобщения.
Издалека (ppp – пиано-пианиссимо) раздаются звуки лейтритм-аккордов. Приближается, выступает на арену первый образ. Динамизация репризы выражается не в очередном витке развития, а в добавлении новых красок, силы, яркости воинственной теме.
Прелюдия №23 соль-диез-минор
Первая часть. Верхний голос: высоко, легко звучат прозрачные октавно-квинтовые фигурации. Их переливы усиливаются, приближаются, потом затихают, удаляются. На этом фоне возникает широкая лирическая тема в теплом виолончельном регистре. Она неторопливо, завороженно кружится вокруг верхнего звука, затем чуть устало, задумчиво соскальзывает вниз, расцвечиваясь в конце двумя арпеджированными аккордами, напоминающими перебор струн, качнувших застылый воздух. Молчание, наполненное тихим звоном фигураций. Повторение темы (второе предложение). Снова тишина, наполненная отзвуками темы. Им вторит эхо басов.
Первая часть, при всем ее очарованном однообразии, наполнена живыми токами: волнами нарастающей и затихающей звучности, ускорениями и замедлениями темпа (указанными автором), ведущий голос то поет, то надолго замолкает, вслушиваясь в безмолвие.
Вторая часть. Фактура здесь вроде такая же и другая. В отличие от первой части, картинки здесь сменяются как в калейдоскопе. Сначала в перезвоны фигураций включается «топоток» упругих созвучий, подстегиваемый «взмахами» широких аккордов. Затем фигурации оказываются внизу, прорастают восходящей звуковой дорожкой. На их фоне, в высоком флейтовом регистре, раздается пленительная подвижная мелодия. Внезапно песня обрывается стремительным аккордовым бегом, начавшимся издалека (рр) и разросшимся до ff.
Реприза продолжает развитие действия, взрываясь динамическими перепадами, наполняясь более плотной фактурой и, наконец, медленно, постепенно затихает (perdendo – замирая, постепенно сводя звучность на нет).
Прелюдия №1 до-диез-минор
В этом произведении композитор отказался от мелодических линий широкого дыхания. В основу положены три темы из трех, пяти и четырех звуков – предельная сжатость, сконцентрированность. Образы-символы. Они резко контрастны по смыслу и фактурному оформлению, но взаимосвязаны нисходящей секундовой интонацией.
В первой части – противопоставление двух тем. Открывают действие три октавных звука на фортиссимо в низком регистре – медленных, изначальных, исполинских, грозно акцентированных. В ответ тихо звучит аккордовая тема в высоком регистре с мягкой интонацией опевания. Возникшая в басах первая тема безжалостно разрывает ее движение, отрубая два заключительных звука.
На протяжении всей первой части подвижные восьмушки аккордовой темы «натыкаются» на монотонно ровное ostinato басовой темы и замирают в паузах, прислушиваясь к гулу октав.
Тема средней части, выросшая из хроматического хода аккордовой темы, трактует его по-своему, лишает тепла. Четыре звука новой темы, ровными четвертями, ровными полутонами шествуют вниз, настойчиво повторяя этот ход еще и еще раз.
Фактура темы четырехголосная. Внизу – редко возникающий длинный низкий звук, как напоминание о «роковой» теме. Выше – подголосок, полностью повторяющий линию верхнего голоса отзвуком в темной глубине. Еще выше, оплетая каждый звук темы, тревожно бьются триольные фигурации.
Если в первой части структура статична (два предложения по шесть тактов), то во второй части все приходит в движение. В первом предложении начальный четырехтакт подхватывается, наполняется активным развитием, растянувшимся на девять тактов. Во втором предложении четырехтакт звучит выше, громче, напряженнее. Следующие четырнадцать тактов доводят напряжение до крайней точки – двойной кульминации: шквал аккордов, низвергаясь лавиной с пика высоты (на форте-фортиссимо – fff), прерывается мерными, сильными раскачивающимися ударами, подчеркнутыми сфорцандо (сфорцандо – резкое динамическое усиление: sfff).
Реприза (pesante – тяжело, увесисто) – генеральная кульминация произведения. Динамика – запредельной мощности. Затаенное звучание аккордового мотива на пиано-пианиссимо в первой части, здесь превратилось в грозовые всполохи: fff (форте-фортиссимо), ffff (такой динамической силе даже названия нет, разве что двойное фортиссимо), sffff. Фактура в репризе уплотнилась и расширилась настолько, что нотный текст пришлось писать не на двух, а на четырех нотных станах. Сокрушительное, безмерное напряжение, вселенская стихия.
Второе предложение растянулось возвращением заключительных аккордов средней части. Раскачиваясь, они звучат все тише и тише, пока не растворяются в полной тишине.
Послушайте эту прелюдию, благо сохранились записи исполнения самим Рахманиновым. Определитесь в ассоциациях. Поразитесь: как такое смог написать двадцатилетний юноша. Написать так, что покорил своим произведением весь мир. Ни одного концерта Рахманинова-пианиста, в разных странах, на разных континентах, не проходило без исполнения на бис прелюда до-диез-минор.
Не перечислить названий, данных этому произведению. Например, три уважаемых лондонских издательства назвали его всяк по-своему: «Пожар московский», «День гнева» и… «Московский вальс».
«Фактура. Виды музыкальной фактуры. Особенности работы и исполнения многоголосной музыки на примере изучаемых произведений»
Методическая разработка урока-концерта в классе аккордеона детской музыкальной школы
«Фактура. Виды музыкальной фактуры. Особенности работы и исполнения многоголосной музыки на примере изучаемых произведений»
преподаватель по классу аккордеона
МБУДО «Детская музыкальная школа»
— дать определение фактуре, рассказать историю трансформации фактуры
— познакомить с видами и характеристиками музыкальной фактуры, научить их определять способы изложения музыкальной ткани
— формировать представление фактуре в музыке как одном из важнейших средств художественной выразительности
-формировать представление о взаимосвязи художественного образа и его фактурного изложения
— развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве
— развивать музыкально-слуховые, аналитические, исполнительские навыки
— расширять художественные представления о мире
— воспитывать интерес к изучению музыкального искусства
— воспитывать слушательскую культуру
-воспитывать любовь к классической музыке на примерах изучаемых пьес
Тип урока: комбинированный
Оборудование: аккордеоны, пюпитры, ноты, стулья, компьютер, проектор, мультимедийная презентация
Музыкальный материал урока: репертуар учащихся
наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация приемов звукоизвлечения);
эмоционально-волевой (подбор образных сравнений, художественных впечатлений);
интеллектуальный (анализ, обобщение).
Урок проводится с учениками народного отделения (класс аккордеона)
Приветствие. Организационный момент. Введение в тему.
Первая часть – теоретическая (информация о зарождении музыкальной фактуре, её исторической трансформации, виды музыкальной фактуры)
Заключительная часть (вопросы по теме урока-концерта, подведение итоги учебного года, планы на будущий учебный год)
Ход урока
1.Приветствие. Организационный момент. Введение в тему
Добрый вечер уважаемы гости, родители, ученики! Сегодня мы говорим о музыкальной фактуре (изложении, ткани). Мы повторим, а родители узнают, что такое фактура, из чего она складывается, какие виды фактуры существуют. Также, на образцах изучаемых произведений повторим (узнаем), различные виды многоголосия, отметим их особенности исполнения и приёмы работы. Как обычно, я буду сопровождать выступления учеников некоторой информацией о композиторах.
2.Первая часть (теоретическая): преподаватель даёт информацию, задаёт вопросы, ученики отвечают.
Итак, фактура…Что это такое? Что напоминает это слово? Может, вы, его где-то слышали? (ответы детей, взрослых)
В переводе с латыни, facture – обработка, от facio – делаю. Фактура – строение музыкальной ткани, способ изложения музыки, которое учитывает характер и соотношение составляющих её компонентов (голосов). Музыка, как ткань, складывается из различных компонентов (голосов). Основные голоса фактуры: мелодия, бас и гармоническое заполнение: аккорды, фигурация, отдельные голоса, орнаментика, выдержанные звуки и др. Посмотрите на экран! Знакомы, вам, эти слова? Давайте повторим их значение!
Мелодия – главный элемент фактуры, именно по ней мы отличаем одно произведение от другого
Гармоническое заполнение это третий по значимости элемент фактуры после мелодии и баса. Роль гармонических нот в заполнении пространства между басом и мелодией по вертикали, а также ритмического заполнения по горизонтали. Гармонические ноты создают глубину, объём, полноту звучания фактуры. Как правило, они находятся на слабых долях такта и представляют собой ноты, входящие в состав текущего аккорда.
Совокупность всех звуковых элементов музыкального произведения, их взаимодействие составляет музыкальную ткань , иными словами фактуру. Какой будет фактура, зависит от музыкального образа, который хочет создать автор.
Посмотрите на экран: перед вами пример сложной музыкальной фактуры (показываю мелодию, бас, гармонию). Но такой сложной фактура была не всегда.
Когда-то, очень давно, музыка была одноголосной (монодийной). Певец пел песню, музыкант на древнем инструменте исполнял одну мелодию. Такой была музыка Древней Греции, Древнего Рима, древнейшего богослужебного пения в христианской церкви: григорианский хорал (590-604), византийские и древнерусские распевы, средневековые паралитургические песни, все региональные формы восточного макамата. Шли годы, столетия, века, и музыка становилась сложнее. Люди поняли, что можно петь вдвоём или втроём…. И петь не одну и ту же мелодию, а разные, но сливающиеся в единую мелодию, приятную для слуха. Также люди поняли, что и играть можно тоже не одному, а нескольким музыкантам вместе, причём не одну и ту же, а отличные друг от друга мелодии. Таким образом, одноголосная музыка (монодия) стала превращаться в многоголосную.
Давайте посмотрим, как долго происходило это превращение – внимание на экран. В хронологическом порядке основные исторически сложившиеся виды фактур выглядят так:
— монодия – одноголосная фактура, древний вид фактуры
— гомофония – многоголосие, где один из голосов является ведущим, а остальные звуки создают для него гармонический фон
— аккордовый склад (может быть подвидом гомофонии)
Все виды фактур имели тот или иной вес в истории музыкального искусства и художественным достижениям. В музыке чаще всего применяются смешанные виды этих складов. Переходим к практической части.
3.Вторая часть (практическая часть): выступления учащихся с их комментариями методическими рекомендациями преподавателя.
— Мелодия и аккомпанемент (подвид гомофонно-гармонической фактуры)
Более доступной для восприятия является для восприятия гомофонно-гармоническая фактура мелодия и аккомпанемент. Именно с этого вида фактуры мы и начнём наш концерт. В произведениях, которые вы услышите, чётко будет ясна мелодия, бас и аккомпанемент. Итак, начинаем!
Л.Панайотов Мой первый вальс
(По ходу исполнения программы, ученица рассказывает о своих пьесах, как работала над ними, определяет вид фактуры, называет любимое произведение).
Р.Бажилин Деревенские гулянья
(Ученик так же рассказывает о своих пьесах, как работал над ними, выделяет самую сложную для изучения пьесу, определяет вид фактуры в выученных пьесах).
Далее, прозвучит полифоническое произведение, где две самостоятельные мелодии будут переплетаться в единое звучание.
Д.Самойлов Миниатюра из цикла Семь полифонических миниатюр
У.н.п. «Ох, минула вже зима»
(Преподаватель даёт краткие биографические сведения о Д.А. Самойлове, отмечает особенности полифонической пьесы (форма, тональность, движение голосов, порядок работы над пьесой)).
В следующих музыкальных произведениях, ребята сами определят фактуру и назовут методы и приёмы работы над ними. Продолжаем концерт.
Р.Бажилин «Ожившие игрушки» из Детского альбома
(Ребята и их родители определяют вид фактуры, ученица рассказывает о произведении, сообщает, какими приёмами работала, чтобы добиться чёткости артикуляции, акцентов и др.).
Р.Бажилин Танец лягушат из Детского альбома
Е. Коннова Грустный вальс из Танцевальной сюиты
«Перевоз Дуня держала»
(Ребята и родители определяют вид фактуры; ученица рассказывает о своих пьесах, их особенностях, приёмах работы над ними).
Давайте отдельно остановимся на последней пьесе. Как вы думаете, какая фактура в этой обработке народной песни?
(Преподаватель и ученица поочерёдно исполняют свои партии первой части пьесы; далее идут ответы детей о фактуре (гомофонно-гармоническая фактура, синхронное дублирование мелодии во второй партии).
Прошу вас обратить внимание на вторую часть пьесы, послушайте отдельно первую и вторую партии отдельно.
(Преподаватель и ученица поочерёдно исполняют свои партии второй части пьесы).
А теперь послушаем звучание двух мелодий вместе. Такое переплетение самостоятельных мелодий – есть полифония. В одной пьесе автор применил различные музыкальные фактуры.
М. Балакирев Две русские народные в обработке
Рассмотрим фактуру этого произведения – посмотрите на экран. Хорошо просматривается аккордовая фактура с элементами подголосочной полифонии в первой песне, полифоническая фактура (сочетание самостоятельных контрастных тем) во второй. Послушаем! (Преподаватель и ученица исполняют пьесу М.Балакирева)
На что похоже звучание первой народной песни? Верно, первая пьеса напоминает хорал, где верхний голос поддерживают голоса аккордов, местами появляется самостоятельные подголоски. Во второй песне вы услышали два самостоятельных голоса, две темы. Будто диалог мужчины и женщины, правда?
(Преподаватель даёт информацию об авторе, вместе с ученицей говорят о форме и фактуре каждой части пьесы (гомофоническая фактура, с элементами полифонии).
(Ребята и их родители определяют вид фактуры (гомофонно-гармоническая).
(Преподаватель даёт информацию об авторе. После исполнения ребята и их родители определяют вид фактуры (аккордовая), а исполнитель рассказывает, как работал над пьесой).
(Преподаватель даёт информацию об авторе, о жанре «сарабанда». После исполнения произведения ребята и их родители определяют вид фактуры (аккордовая), далее исполнитель сообщает как ему работалось над произведением).
(Преподаватель даёт информацию об авторе. Вместе с учеником рассказывают об имитационной полифонии – самом сложном виде для исполнения музыкальной фактуре. После исполнения, показываем ученикам и родителям тему фугу, затем её имитационное повторение во втором, третьем голосе, разработку и заключение в мажоре. Ученик делится своим опытом работы над полифонией (разучивание каждого голоса отдельно, подбор штрихов, артикуляции, смены меха аппликатуры, динамики).
В заключение концерта прозвучит «Смоленский гусачок» в обработке А.Широкова. Для вас играет ансамбль аккордеонистов.
« Смоленский гусачок» обр.А.Широкова
Наш урок- концерт закончен. Уверена, что тема нашей встречи была для вас интересна. Предлагаю проверить, как вы усвоили теоретический материал. Ответьте на следующие вопросы!
Примерный перечень вопросов, который можно продлить:
1. Что такое фактура?
2. Виды музыкальной фактуры?
3. Отличия монодии от многоголосной музыки.
4. Фактура – это средство выразительности в музыке?
5. Есть связь между фактурой и жанром (стилем произведения)?
6. Могут несколько видов фактур быть в одном произведении?
7. Могут несколько произведений иметь одинаковые фактуры?
(Далее преподаватель говорит об итогах успеваемости и результатах аттестации учащихся за прошедший год. Так же знакомит детей и родителей с планами на следующий учебный год и рекомендует ученикам повторять на каникулах гаммы и выученные пьесы).