Что такое музыкальная фраза
§13 — Музыкальная фраза. Цезура. 



Когда мы пропеваем с начала до конца какую-либо песню, мы обычно ощущаем в конце песни законченность, завершенность мелодии. Любая песня представляет собой цельное, законченное построение. В то же время каждая песня делится на небольшие части — музыкальные фразы. Музыкальная фраза обычно заканчивается вместе с определенной частью текста: предложением, строфой стихотворения и т. п.
Как делится на фразы башкирская песня «На лодочке»?
Эта песня отчетливо делится на 4 музыкальных фразы. Каждая фраза соответствует строфе стихотворения.
А песня «Уж и где же это видано» делится на 2 фразы:
Так же на 2 фразы делится «Зимняя песенка» А. Лепина, хотя по размерам она больше предыдущей песни:
В приведенных песнях каждая фраза заканчивается небольшой остановкой. Этой остановки в конце фразы может и не быть. Таковы 2-я и 3-я фразы песни «Пение птиц»:
Момент разделения музыкальных фраз называется цезурой. По своему значению цезуры в музыке близки к знакам препинания в словесной речи. Они отделяют музыкальные построения друг от друга и помогают яснее воспринимать музыку.
Цезура обозначается знаком V и указывает на то, что в этом месте нужно взять дыхание. Каждую фразу следует петь на одном дыхании. Нельзя брать дыхание посередине фразы. Взяв дыхание перед началом фразы, нужно экономно расходовать его, чтобы воздуха хватило на целую фразу.
В каждой музыкальной фразе есть так называемая вершина. Вершина фразы обычно совпадает с ударным слогом главного смыслового слова этой фразы. Для поющего очень важно в каждой музыкальной фразе найти вершину и исполнить фразу со стремлением к вершине, с некоторым усилением звучности к вершине и затем ослаблять звучность на безударных слогах. Это является одним из важнейших условий выразительного, художественного исполнения. Не может быть выразительного пения, если поющий невнимателен к слову, если он безразлично исполняет ударные слоги и в то же время у него «выскакивают» слоги безударные.
Разберем со стороны фразировки и ударений две песни.
1. Н. Леви. «Песня Маши».
Песня отчетливо делится на 2 фразы. Вершина каждой фразы падает на первую долю третьего
такта. Поэтому песню нужно исполнять со следующими оттенками:
2. П. Ступел. «Часы».
Эта песня также состоит из двух фраз. Вершина первой фразы падает на первую долю 4-го такта, а вершина второй фразы — на первую долю 3-го такта. В соответствии с этим песня должна исполняться следующим образом:
Таким образом, исполнение музыкальной фразы со стремлением к вершине, на одном дыхании, правильное исполнение ударных и безударных слогов — это важнейшие условия выразительного пения. Помимо этого, как указывалось выше, петь нужно всегда чисто, ритмично и красивым звуком. Если хотя бы одно из этих условий будет нарушено, пение не сможет быть выразительным.
Фраза (в музыке)
Смотреть что такое «Фраза (в музыке)» в других словарях:
ФРАЗА — (фр., от греч. phrasis). 1) речь; также пустые слова, без убеждения. 2) предложение, соединение слов, выражающее мысль. 3) в музыке: отдел темы или другой музыкальной мысли. 4) в пении: мелодическая фигура, которая может быть спета, не переводя… … Словарь иностранных слов русского языка
Фраза (музыка) — У слова «Фраза» есть и другие значения: см. Фраза (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилам … Википедия
фраза — сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? фразы, чему? фразе, (вижу) что? фразу, чем? фразой, о чём? о фразе; мн. что? фразы, (нет) чего? фраз, чему? фразам, (вижу) что? фразы, чем? фразами, о чём? о фразах 1. Фразой называется смысловой… … Толковый словарь Дмитриева
Фраза — (от греч. prasis выражение, способ выражения). 1) Всякий небольшой относительно завершённый муз. оборот. 2) В учении о муз. форме построение, занимающее промежуточное положение между мотивом и предложением.… … Музыкальная энциклопедия
Фраза — I Фраза (от греч. phrásis – выражение) основная единица речи. Соответствует предложению (См. Предложение) как единице Языка; синтактико фонетическое целое, имеющее синтаксическую структуру, смысловую законченность и интонационную… … Большая советская энциклопедия
Фраза — I ж. 1. Отрезок речи, выражающий законченную мысль и являющийся достаточно самостоятельным в интонационном отношении; словесное выражение мысли. 2. перен. разг. Красивые и напыщенные слова, скрывающие лживость утверждения или неблаговидность… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Хор в музыке — (choros греч.) слово собирательное, в музыке выражающее известную звуковую группу, напр. три струны в фортепиано, настроенные в унисон, по которым бьет молоточек, прикрепленный к клавише, соединение нескольких регистров в органе в один голос при… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Тема в музыке — музыкальная мысль, фраза, мелодия, лежащая в основе сочинения. Смотря по форме всего сочинения, Т. имеет форму предложения, периода, а также двух или трехколенного склада. Т. не следует смешивать с мотивом (см.): последний только рисунок,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Полифония — (от греч. polus многий и ponn звук, голос; букв. многоголосие) вид многоголосия, основанный на одноврем. звучании двух и более мелодич. линий или мелодич. голосов. Полифонию, в высшем ее смысле, указывал А. Н. Серов, надобно понимать… … Музыкальная энциклопедия
Музыкальная фраза
Как фразы человеческой речи, обычно состоят из пары слов, так и музыкальные фразы состоят из пары мотивов. Вспомним, что мотивом в музыке называют простейшую последовательность звуков с одним главным. Как речевая фраза, не будет иметь двух равных ударных слогов в двух словах, так и музыкальная фраза не будет иметь двух главных опорных звуков. Какой-то из них все равно окажется главнее.
Произнесите фразу: «красивая фраза». Какой из ударных слогов вам захотелось сделать главным? Если это был звук «И» в слове «красивая», то явно Вам хотелось подчеркнуть, что фраза именно красивая. Акцент на ударном «А» в слове «фраза» говорит о том, что красота фразы не столь важна. Важно, что речь идет о фразе.
Что же несет музыкальная фраза, если в ней нет слов? Ноты не обозначают предметы, действия и т.п. Неужели, фраза без слов – форма без содержания?
В статье «Мелодическая интонация» рассматривались значения, которые приобретает интонация, когда мелодия движется вверх и вниз, от слабой доли к сильной и от сильной к слабой. Интонация несет эмоцию. Именно несет. Она, конечно, может что-то и обозначать. В различные времена существовали различные фигуры музыкальной риторики, интонации – символы, интонации – цитаты, но они всегда представляли собой нечто вторичное (действительно, чтобы что-то цитировать, нужно, чтобы что-то уже было). Первична – эмоция, заключенная в маленьком сценарии интонации. Можно сказать, что интонация содержит в себе некий звуковой объект, который совершает некое действие над вниманием слушателя: ведет к свету и тьме, уводит от того и другого. Это огромный удивительный звуковой мир, описание которого потребует много времени, если его вообще можно описать до конца. Этот мир существует внутри нас, а музыка является своеобразным каналом, соединяющим его в единое целое.
Так что же несет музыкальная фраза? Музыкальная фраза несет достаточно крупный сценарий событий нашего внутреннего мира, содержание которого мы будем постигать постепенно. По сравнению со всем музыкальным произведением, конечно, смешно, говорить о том, что этот сценарий крупный. Правильнее будет сказать, что этот сценарий достаточно крупный для того, чтобы в отличие от мотива (передающего маленький сценарий одной эмоции), передать некоторую динамику развития эмоционального состояния.
В заключение, следует отметить несколько свойств музыкальной фразы:
Урок музыки «Фразы. Ритм»
Разделы: Музыка
Тип урока: урок совершенствования знаний по фразам и ритму.
Цель урока: вторичное осмысление навыков восприятия и анализа музыкального синтаксиса (определение на слух ритмических формул, восприятие и слуховой анализ музыкальной формы на примере простейших построений).
образовательная: повторить и закрепить полученные теоретические знания по построению предложения и фраз;
развивающая: развивать музыкальный слух, навыки восприятия ритмических рисунков. Развивать у учащихся мысленную деятельность, интерес к слушанию музыки;
воспитательная: создать условия для воспитания чувства формы и чувства ритма. Создать условия для мотивации занятия музыкой через игровые моменты.
1. У: Поёт попевку “Прозвенел звонок, начался урок”.
У: Ребята, скажите, что такое ритм, фраза?
Д: Ритм – чередование разных длительностей. Фраза – это часть предложения, содержащая объединение нескольких мотивов.
У: на наших уроках сольфеджио мы развиваем ритм, учимся слушать и определять фразы.
И тема нашего урока “Фразы. Ритм”.
Цель урока: закрепить полученные знания, научиться слышать и записывать ритм по слуху, определять фразы в произведениях.
2. Опрос домашнего задания.
№ 187 – спеть с ритмическим аккомпанементом.
3. Ритмический диктант (используются дидактические материалы карточек).
Играется диктант с использованием длительностей восьмые, четверти, шестнадцатые.
Задача детей: прослушать мелодию, простучать ритм этой мелодии и выложить карточками на столе.
4. Работа над фразами и ритмом.
Прослушать музыкальный фрагмент “Ой ты, утка, утка”.
Определить количество фраз (их повторность) и выложить фразы на столе квадратами разных цветов.
Далее простучать ритм повторных фраз и выложить на столе этот ритм карточками длительностей. На последнем этапе дети пропевают и одновременно простукивают ритм повторных фраз с ритмослогами.
У: Скажите, ребята, чем мы сегодня занимались?
Д: Работали над фразами и ритмом.
7. Домашнее задание:
2) карточка в тетради.
Мотив, фраза, предложение, период
Мотив – наименьшее музыкальное построение, составляющее характерную часть музыкальной темы. Это яркий, выразительный интонационный оборот, который, даже видоизменяясь в произведении, сохраняет свою «узнаваемость». От качества мотивов в значительной мере зависит образность и запоминаемость музыкальной темы: если они недостаточно выразительны, то музыка может стать безликой и бледной.
Как правило, мотив достаточно короток – содержит только одну сильную метрическую долю. Но бывают мотивы и более сложные, развернутые, которые могут объединять несколько интонационных оборотов. Мотивы не обязательно беспрерывно следуют друг за другом, они могут находиться на расстоянии. Так же мотивы могут соединяться общим звуком, как бы сцепляясь друг с другом.
Фраза – любая законченная часть музыкальной темы. Это среднее построение между мотивом и предложением (ее размеры менее определены). Фраза может быть слитной либо члениться на мотивы. Нередки случаи, когда фраза полностью состоит из одного большого мотива. Фразам свойственна незавершенность и взаимосвязанность. Нередко конец одной фразы и начало следующей сливаются. Так же фразы могут следовать одна за другой, не объединяясь ни в какие высшие построения, что часто встречается в инструментальной музыке.
Несколько фраз складываются в предложение. Предложение, в свою очередь, является составной частью периода.
Период – построение, в котором изложена более или менее завершенная музыкальная мысль. Обычно классический период состоит из двух сходных по структуре предложений, которые завершаются каденцией. Часто в периоде второе предложение более расширено. Период может включать в себя несколько десятков тактов и составляет раздел произведения или целое небольшое произведение.
Каданс.
Размеры перечисленных элементов музыкальной речи (мотива, фразы, предложения, периода) отражают степень развития музыкальной мысли. Но у них есть свои «средние» нормальные размеры (хотя и очень относительные). Например, размер мотива – до 1 такта, фраза – 1-2 такта, предложение – от 2 тактов, периода – от 8 тактов. Но, как и в других областях, количество здесь – это лишь внешний признак.
В заключении отметим, что музыкальное произведение – это органическое целое, которое состоит из частей, внутренне связанных между собой. Удержать внимание слушателя призвана непрерывность музыкального развития, а завершенность отдельных построений делает музыкальную речь понятной.
Одночастная форма.
Одночастная форма подразумевает изложение тематического материала без его дальнейшего развития. Ее строение принято обозначать формулой из одной буквы: А. Как правило, по размеру это предложение или простой период. Обычная величина такого построения – 8 тактов, хотя может быть 4 такта или до 16 тактов (но при этом не должно быть усложнения в развитии: модуляций в другие тональности с многообразием выразительных средств в мелодии, гармонии, ритме). В одночастной форме в крупном произведении может быть выполнено вступление.
В самостоятельном виде она встречается в вокальной музыке – в качестве куплета, когда каждая новая строфа стихотворения сопровождается одинаковой музыкой; очень распространена в народной музыке, где ее формула может выглядеть так: А+А+А+А…
Если в произведении одночастной формы много свободного развития импровизационного характера, то оно может быть более крупным по масштабу (например, 30-50 тактов).
Двухчастная форма.
В первой части этой формы излагается основная музыкальная мысль, во второй развивается и завершается музыкальная мысль. Вторая часть по размеру может быть значительно больше первой, если в ней происходит широкое развитие материала.
Части в этой форме могут быть слитными, либо четко расчлененными (что характерно для танцевальной музыки). В зависимости от содержания второй части существуют две разновидности двухчастной формы.
Формула соответствуют такому произведению, где вторая часть очень сходна с первой, фактически она повторяет первую лишь с некоторыми изменениями (в фактуре, гармонии, мелодии, ритме). Часто начало второй части полностью повторяет музыкальный материал первой части, и лишь затем идет вариационное развитие.
Формула А+В говорит о том, что во второй части материал имеет самостоятельный характер (контрастирующий с первой частью).
Яркий пример двухчастной формы – куплетное строение песни, когда сначала идет запев (куплет), а потом – припев. У произведений, выполненных в двухчастной форме, нередко имеются небольшие по размерам вступление и заключение.
Двухчастная форма может иметь более сложное, развитое строение, благодаря чему размеры произведения увеличиваются. Внутри каждой части могут находиться двухчастные или трехчастные построения. При этом формула может усложняться и выглядеть, например, так:
Части такой двухчастной формы не обязательно должны быть четко структурированными, в них может происходить свободное развитие, и тогда окончания построений определяются по временным завершениям развития, паузам, остановкам движения.
Трехчастная форма.
Трехчастная форма состоит из трех частей: первой, средней и третьей (третья часть в классических традициях обязательно повторяет первую часть полностью или частично). Есть следующие разновидности этой формы.
Формула соответствует такому строению произведения, где средняя часть немного отличается от крайних, а третья часть может полностью повторять первую (даже без изменения регистров и мелодических оборотов). В средней части ( А1 ) повторяется материал первой части без изменения тональности, либо в одноименной или близкой тональности.