Что такое музыкальная гостиная
Музыкальная гостиная как вариативная форма совместной деятельности ДОУ и семьи в формировании музыкальной культуры детей дош
Красняк Нина
Музыкальная гостиная как вариативная форма совместной деятельности ДОУ и семьи в формировании музыкальной культуры детей дош
Музыка, как известно, воздействует, прежде всего, на чувства человека, вызывает определенное настроение. Знакомство с разнообразными музыкальными произведениями, содержащими разнохарактерные образы, обогащает детей эмоционально. Движение, органически связанное с музыкой, помогает глубже проникнуть в эмоционально-образное содержание той или иной пьесы.
ФГОС ДО ставит перед дошкольной образовательной организацией ряд задач, в одной из приоритетных направлений – художественно-эстетическое развитие. В контексте нашей работы в разделе «Музыка» стоят следующие задачи, которые представлены на слайде. Это задачи, связанные с вхождением ребенка и мир музыки, задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам.
В соответствии с требованиями ФГОС, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей – особенно актуален в наши дни.
Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с семьями воспитанников закреплено в основной образовательной программе детского сада и является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников. В разделе ООП «Вариативные формы, способы, методы реализации Программы в образовательной деятельности разных видов и культурных практик» выделяются практики организованной образовательной деятельности с детьми. Они могут быть разными по форме.
Понимая важность проблемы,мы поставили перед собой следующую цель:
Цель: Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в детском саду и семье воспитанника, способствующего формированию основ музыкальной культуры.
Данная цель предполагает решение следующих задач,которые представлены на слайде:
1. Развивать музыкальность детей
2. Формировать эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение в соответствии с его образным содержанием
3. Обогащать музыкальные впечатления детей в процессе их знакомства с произведениями мировой музыкальной культуры
4. Формировать музыкальный вкус детей, оценочного отношения к прослушанным произведениям, к собственному творческому самовыражению
5. Формировать познавательный интереса к искусству в процессе приобщения к музыке
6. Организация мероприятий, способствующих приобщению родителей детей дошкольного возраста к миру музыкальной культуры
7. Привлекать семьи воспитанников ДОУ к музыкально-творческой деятельности
Задачи достаточно сложные, да и сама форма проведения «Музыкальной гостиной» подразумевает большую подготовительную работу.
Свою работу мы начали с того, что провели диагностику музыкальности, опираясь на методику Э. П. Костиной. Данные позволили сделать вывод о том, что, у детей группы отмечается яркое эмоциональное отношение к музыкальным образам, выраженным в музыкальном произведении. Воспитанники могут охарактеризовать музыку после словесной помощи взрослого с опорой на немузыкальные компоненты (используется зрительная наглядность или моторные действия). Дети определяют жанр музыкального произведения с помощью взрослого. Затруднения в умении самостоятельно охарактеризовать музыку, применяя художественно образное описание.
Кроме того провели анкетирование родителей «Что Вы знаете о классической музыке?» По результатам проведенного анкетирования менее 8% родителей имеют музыкальное образование, а более 60% любят слушать классическую музыку и хотели бы учить музыке своего ребенка.
В рамках проведения музыкальной гостиной мы использовали следующие формы взаимодействия с семьями воспитанников:
Выпуск наглядной информации (выпуск стенгазет, размещение информации на сайте МБДОУ, оформление пригласительных билетов для гостей, афиш и т. д.)
Групповой сбор (1 раз в квартал)
Индивидуальная и микрогрупповая работа
Видео и мультимедийные презентации
Совместная деятельность с родителями (участие в концертах, шоу-программах, праздника.)
Так же мы разработали план работы «Музыкальной гостиной» на учебный год с учетом индивидуальных особенностей детейи родителей по следующей тематике:
«Времена года в музыке русских композиторов» (вписать цель)
«Звуки музыки вокруг нас» (вписать цель)
«Вечер поэзии» (вписать цель)
«От улыбки хмурый день.» знакомство с творчеством В. Шаинского. (вписать цель)
Разработанные циклы занятий предоставили мне возможность выбора и творческого поиска. Организуя занятия в «Музыкальной гостиной», мы решаем важную задачу – научить детей слушать музыку, сформировать базу для развития музыкальной культуры воспитанников и их родителей. Сочетание разнообразных методических приёмов, таких,как:
сравнение нескольких произведений с одинаковыми названиями, но с разными характерами,
использование поэтического слова,
сочетание аудиозаписи и «живого» исполнения, игра в оркестре,
танцевальные и игровые импровизации,
прослушивание фрагментов различных музыкальных произведений, последующим обсуждением, какой из фрагментов не относится к классической музыке и почему.
Творческие находки по организации «Музыкальной гостиной», которые мы используем своей работе, позволяют нам создать в музыкальном зале атмосферу некоего волшебства, таинства, присущего общению детей с музыкой.
Учитывая особенности детского восприятия, мы стараемся создать целостный образ музыкального произведения, включающий и слуховое, и зрительное, и двигательное восприятие. Помогают в этом костюмы героев, атрибуты и декорации, созданные руками воспитателей, детей и родителей.
Всё это значительно обогащает эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение, обогащает духовный мир всех участников музыкальной гостиной через высокохудожественные образцы музыкального искусства. Кроме того формируется музыкальный вкус, оценочное отношение к прослушанным произведениям, к собственному творческому самовыражению детей и родителей.
По результатам сравнительного анализа можно сделать вывод о том, что у детей отмечается яркое эмоциональное оценочное отношение к музыкальным образам, выраженным в музыкальном произведении, умение самостоятельно охарактеризовать музыку, применяя художественно образное описание. Дети самостоятельно различают выразительные особенности музыкальных звуков. Различают тембровые свойства музыкального звучания инструментов в произведении. Воспитанники быстро и правильно определяют жанр музыкального произведения, эмоционально рассказывают о его общем характере.
Так же отмечается возросший интерес родителей воспитанников к классической музыке. Совместная творческая деятельность помогает с помощью музыки объединить детей и взрослых, создать обстановку общей радости, хорошего настроения, а состояние счастья и полноты жизни – существенный признак единения взрослых и детей. Духовное сближение детей и родителей на основе любви к музыке
Завершая свое выступление, хочу сказать, что научить ребенка понимать и любить классическую музыку возможно только в том случае, если он её слушает часто, целенаправленно, вдумчиво и имеет возможность поговорить о ней с самыми близкими и родными людьми, поделиться своими впечатлениями.
Музыкальная гостиная как инновационная форма музыкально — художественного развития дошкольников
Лилия Дивеева
Музыкальная гостиная как инновационная форма музыкально — художественного развития дошкольников
Если попытаться определить главную задачу музыкального воспитания в дошкольном детстве,то она может прозвучать так: влюбить детей в хорошую музыку. Интонационная природа музыки, ее живой процесс, взволнованный или спокойный, прерывистое или плавное повествование, своеобразные вопросы и ответы – все это роднит музыкальную и словесную речь. Решению проблемы развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку подчинены задачи обучения детей различным видам музыкально-художественной деятельности и приобщения к музыкальному искусству (слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, музыкально-игровое и танцевальное творчество, игра на детских музыкальных инструментах).
Современная дошкольная педагогика нацелена на поиск инновационных методов и форм воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В своей работе мы используем такую нетрадиционную форму организации образовательной деятельности по развитию музыкальных и творческих способностей у дошкольников как «Музыкальная гостиная».
Творческие находки по организации «Музыкальной гостиной», которые мы используем своей работе, позволяют нам создать в музыкальном зале атмосферу некоего волшебства, таинства, присущего общению детей с музыкой. Неизменным атрибутом всех встреч является зажженная свеча. Это придает занятию особый колорит. Таким же неизменным атрибутом является и портрет композитора, о творчестве которого пойдет речь на занятии. Для этого в детском саду создана коллекция портретов как классиков отечественной и мировой музыки, так и современных детских композиторов. Композитор А. Вивальди, например, предстает перед нами в образе молодого человека с завитыми локонами и традиционной одежде итальянского городского жителя 18 века. А композитор П. И. Чайковский – в образе русского интеллигента 19 века.
Кроме того, при организации и проведении «Музыкальной гостиной» возникла необходимость в создании библиотеки биографических данных и этапах творческого пути композиторов.
Для более полного восприятия музыкальных произведений, мы стараемся подбирать и подходящий по смысловой структуре литературный материал. Если это «Щелкунчик» Чайковского, то невозможно познакомить детей с музыкой, не используя фрагменты сказки Гофмана. Это – нарядная елка, подарки и, конечно же, кукла – Щелкунчик. А знакомство с музыкой М. И. Глинки подразумевает прочтение отрывков из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Например, «Музыкальная гостиная» «В гостях в Ак-тирмэ (белой юрте)» проходит в виде викторины.Дети отвечают на вопросы: «Что обозначают цвета на государственном флаге?», «Как называется столица нашей республики?», «Какие деревья растут в Башкортостане?», «Голоса каких птиц вы услышали?», «Люди каких национальностей живут в нашей республике?». Естественно, что эти вопросы чередуются с слушанием башкирских, русских, татарских, марийских народных мелодий, что позволяет не только развивать музыкальные способности детей, но и приобщать к народной культуре, воспитывать нравственно-патриотические чувства, толерантность к людям разных национальностей.
Учитывая особенности детского восприятия, мы стараемся создать целостный образ музыкального произведения, включающий и слуховое, и зрительное, и двигательное восприятие. Помогают в этом костюмы героев, атрибуты и декорации, созданные руками воспитателей, детей и родителей. Например, с музыкальным циклом «Времена года» А. Вивальди дети знакомятся на основе сказки «Двенадцать месяцев». Костюмы и атрибуты к представлению этой сказки изготовили родители вместе с детьми. Оригинальные идеи подсказали красочные иллюстрации книг, фотографии журналов и, конечно же, фантазия педагогов.
Решать задачи музыкального и творческого развития дошкольников помогает и разработанное нами новое методическое пособие «Музыкальный календарь». Пособие представляет собой двенадцатиугольник, поделенный на четыре сектора различного цвета, символизирующих времена года. Они в свою очередь поделены на секторы-месяцы. Каждому месяцу года соответствует календарный, государственный или народный праздники, которые традиционно празднуются в детском саду. В середине – стрелка, показывающая месяц года и праздник, к которому ведется подготовка в данный момент. Фотографии праздников отражают традиции, обычаи празднования. Кроме того, данное пособие помогает решать задачи художественно-эстетического, познавательного, нравственно-патриотического воспитания детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Перспективный план проведения «Музыкальной гостиной», разработанный нами на учебный год включает занятия в младших, средних, старших и подготовительных группах детского сада один раз в месяц.Среди них: «Образ Салавата Юлаева в музыке башкирских композиторов», «Ситцевая Русь», посвященная творчеству поэта С. Есенина, «Клоуны и клоунята», посвященная празднику юмора 1 апреля, «Добрый волшебник», посвященная творчеству композитора В. Я. Шаинского, «Сказочная музыка Римского-Корсакова» и другие.
В процессе рассказа о музыке и ее анализе у дошкольника развивается речь, которая становится содержательной, образной и выразительной.
Слушание музыки – универсальный вид деятельности. В программе для дошкольников он выделен в самостоятельный раздел, но без слушания невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности: перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу или начать работу над игрой-драматизацией, их нужно обязательно прослушать.
Организуя занятия в «Музыкальной гостиной», мы решаем важную задачу – научить детей слушать музыку, сформировать базу для развития музыкальной культуры.
В такой работе очень важен тесный контакт между музыкальным руководителем и воспитателем, так как воспитатель осуществляет преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями комплексного процесса музыкального воспитания и развития детей. Именно воспитатель поощряет все виды музыкальной деятельности вне занятий, закрепляет умения и навыки выразительного исполнительства, стимулирует творческие проявления в самостоятельной деятельности.
Неотъемлемой частью музыкального развития детей является работа с родителями. Мы работу мы проводим в форме консультаций («Значение музыкальных занятий в воспитании детей», «Музыка в повседневной жизни ДОУ», «Как устроить праздник» и другие, совместных праздников и развлечений, приглашение родителей воспитанников в «Музыкальную гостиную». Конечно, не всех родителей можно привлечь к активному участию в ее подготовке и проведении, но это и не обязательно. Всегда находятся среди родителей энтузиасты, которые с удовольствием откликаются на предложение принять участие в подготовке и проведении такого мероприятия.
Еще одной формой взаимодействия с родителями по музыкальному воспитанию дошкольников являются красочные афиши, изготовленные руками музыкальных руководителей, с советами и рекомендациями посетить художественную выставку, концерт или выступление учеников школы искусств; совместное с родителями создание альбомов о композиторах, семейных художественных творческих проектов. Настоящим открытием стали проекты «Тридевятое царство», «Улыбка зажигает звезду», в которых приняли участие дети и родители старших и подготовительных групп.
Мы находимся в постоянном поиске новых и интересных методов, приемов работы. Стараемся строить свою работу так, чтобы жизнь ребенка в детском саду была радостной и увлекательной. Если, прослушав музыку, потанцевав, ребенок долго помнит об этом, значит, наша работа не прошла даром.
Музыкальное воспитание в детском саду не предполагает профессионального музыкального, хорового или танцевального образования. Наша задача значительно шире,а поэтому труднее: открыть ребенку дверь в мир музыки, познакомить со звучанием окружающего мира и его внутреннего «Я», дать возможность реализовать себя с помощью музыки, ощутить гармонию и красоту.
Самоанализ работы Вопросы для самоанализа музыкального руководителя ДОУ. 1. Проведите анализ условий для организации музыкально-ритмической деятельности и.
Задачи музыкального воспитания в семье. Задачи музыкального воспитания в семье. Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их.
Музыкальная гостиная как форма внеклассной работы в системе дополнительного образования
Преподаватель МБУ ДО
«Детская школа искусств»
Ровеньского района Белгородской области
Музыкальная гостиная как форма внеклассной работы
в системе дополнительного образования
Отбор, обсуждение и систематизация материала, знакомство с разнообразными источниками.
Выстраивание композиции и подготовка сценария.
Подготовка музыкального оформления.
Детальное выстраивание ключевых и второстепенных мизансцен.
Анализ картин, стихотворений, литературных и музыкальных произведений.
Работа над выразительной подачей текста, осмысленным прочтением стихотворного материала
Работа над сценическим движением, репетиции отдельных сцен.
Подбор декораций и костюмов.
Красочное оформление объявления и пригласительных.
Практика проведения музыкальных гостиных свидетельствует о том, что обучающиеся запоминают содержание материала лучше, и помнят дольше, чем материал обычных учебных уроков. Музыкальная гостиная как форма внеклассной деятельности из опыта работы Детской школе искусств Ровеньского района Белгородской области представлена в виде сценария «Романса свежее дыханье…»
Сценарий музыкальной гостиной «Романса свежее дыханье….
Зал оформлен работами учеников художественно-графического отделения, на фоне шали в народном стиле стоит гитара, открыты ноты. Стол накрыт с кружевной скатертью, на столе свеча. Свет приглушен. 1 ведущая сидит за столом и в задумчивости слушает старинный русский романс «Пряха», в исполнении 2 ведущей.
Звучит старинный романс «Пряха»
После исполнения романса свет становится ярче 1 ведущая подходит ко 2 ведущей и читает стихи
1Ведущая: Когда звучит напев старинный, Он будто призывает нас Уйти за ним дорогой длинной Туда, где встретит нас романс. Он истомит и очарует, Заставит верить и любить, Где сердце заново тоскует, И вечер дивный не забыть.
Удивительное это явление-романс. Услышишь, и все в тебе перевернется, охватит невыразимой нежностью, печалью, любовью. Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна. А тебе что в романсе нравится больше – музыка или стихи?
2 Ведущая: На этот вопрос очень сложно ответить, и тем более сложно сравнить? Хорошие стихи доставляют такое же удовольствие, как и хорошая музыка. В романсе, стихи тесно переплетаются с музыкой, которая отражает не только общий характертекста, но и отдельные поэтические образы, их развитие, раскрывает духовный мир человека. Каждое слово в романсе подчеркивается мелодией, ритмом и характером музыки. А инструментальное сопровождение в романсе выступает как равноправный участник ансамбля, выполняющий выразительную функцию. Именно в романсе слились воедино музыка поэзии и поэзия музыки. Многие люди с удовольствие слушают романсы или сами поют и не только старшее поколение, да и мы современная молодежь, хотя и предпочитаем совсем другую музыку, но так же восхищаемся великолепием романса.
1Ведущая: Романс затрагивает в душе самые неведомые струны, струны высокого, прекрасного, необъяснимого. Открывает нашу музыкальную гостиную «Романса свежее дыханье…» вокальный ансамбль преподавателей «Консонанс»
Звучит романс «Внутренняя музыка» муз. А. Гурилева, сл. Н. Огарева в исполнении вокального ансамбля преподавателей
2Ведущая: Откуда же пришѐл на русскую землю романс? Что означает это слово?
1Ведущая: Родина романса Испания. Именно в Испании 13-14веках странствующие музыканты создали новый музыкальный жанр. Профессиональные композиторы так же создавали красивые романсы на стихи известных поэтов. Например, гениальный австрийский композитор В.А.Моцарт, оставил миру огромное музыкальное наследие, в том числе удивительно красивые произведения для голоса. Итак, звучит музыка Моцарта…
муз. В. Моцарта, сл. Н. Овербека «Весенняя» звучит в исполнении ученицы вокального класса
Сейчас прозвучит еще одно произведение этого композитора
муз. В.Моцарта, сл. А. Феррана «Вы птички, каждый год» звучит в исполнении ученицы вокального класса
1 Ведущая: Мусорский, Кюи, Гурилев, Булахов, Варламов, Даргомыжский, Аренский, Алябьев, Чайковский, Римский-Корсаков, Шишкин…, а авторами текстов были знаменитые поэты Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, Тургенев, Плещеев, Майков, Полонский… Сколько изумительных романсов было написано! Сколько в них душевного тепла и обаяния, мелодичности и эмоциональной взволнованности! Изумительные образцы вокального искусства, которые живут до сих пор в сердцах тысяч и тысяч людей.
звучит романс «Спи, дитя, мое усни» муз. А. Аренского, сл. А. Майкова в исполнении ученицы вокального класса
2 Ведущая: Непостижимый, прекрасный и удивительный, пленительный и страстный, чарующий и вдохновляющий, волнующий и хрупкий…О романсе можно говорить очень много. А можно молча внимать ему, потому, что в тишине и безмолвии постигается его таинственный смысл и сила.
Звучит в исполнении фортепиано романс «Я помню вальса звук прелестный» муз. Н. Листова обучающиеся хореографии исполняют «Вальс»
1 Ведущая: Русские романсы первой половины XIX века создавались, как известно, не для исполнения в концертах, их назначение мыслилось авторами куда более скромным: будить чувство прекрасного у узкого круга людей, встретившихся в непринуждённой обстановке дружеского собрания, домашнего музицирования или в музыкальном салоне.
Утомился мотылек, тут цветок и там цветок Сел он на ромашку- крылья нараспашку Отдохнул немного, и опять в дорогу.
звучит романс в исполнении дуэта вокалистов муз. А. Аренского на сл. Л. Моздалевского «Расскажи, мотылек»
2 Ведущая: Романс, исполняемый под аккомпанемент фортепиано или гитары, прочно входил в городской музыкальный быт. Причины широкой популярности данного вида искусства кроются прежде всего в глубоких народно-демократических истоках. В романсах особенно наглядно проявлялась живая связь профессиональной и народной музыки. Многие из романсов, написанных в духе простых русских песен, были подхвачены народом и получили распространение наравне с произведениями народного творчества Ряд романсов безымянных авторов переходил из уст в уста и, подобно народном песням, видоизменялся в процессе исполнения. Такие произведения объединяют под понятием бытовой романс. Одним из таких романсов известный «Красный сарафан» композитора А. Варламова, который прозвучит в исполнении дуэта баянистов
звучит в исполнении дуэта баянистов романс А.Варламова «Красный сарафан»
1 Ведущая: в 1903г. русский поэт Константин Бальмонт сочинил стихи про маленькую золотую рыбку, плавающую в пруду вечернего сада, где играет оркестр, и ночные мотыльки кружатся в такт прекрасной музыке. Музыкальный теоретик и композитор Николай Потоловский к этим стихам написал музыку. Так и появился красивый романс «Золотая рыбка»
звучит романс «Золотая рыбка» муз. Н. Потоловского, сл. К.Бальмонта в исполнении ученицы вокального класса
2 Ведущая: более 250-ти романсов было написано русским композитором Цезарем Кюи и каждый из них шедевр, занимающий достойное место в музыкальном искусстве. Любопытно, что свои самые первые романсы композитор написал будучи совсем юным, в возрасте 19 лет. Сегодня прозвучат сразу несколько романсов Цезаря Кюи
в исполнении детского хора звучит романс «Осень» муз. Ц. Кюи, сл. А. Плещеева
звучит романс муз.Ц. Кюи, сл. В. Жуковского «Мыльные пузырики» в исполнении ученицы вокального класса
звучит романс «Цирк кота Морданки» муз. Ц. Кюи, на сл.К. Льдова в исполнении ученицы вокального класса Титовская Марина
1 Ведущая: На ромашковой полянке состоялся Летний Бал! Там Сверчок играл на скрипке, Жук с Козявкой танцевал! Легким крылышком взмахнула, закружилась как юла! Наша Бабочка плясунья, Лучше всех она была!
звучит романс С. Агабабов «Лесной Бал» в исполнении фортепианного дуэта
1 Ведущая: В чем же загадка русского романса? Почему он то уходит в тень, и начинают говорить о закате этого жанра, то опять возрождается?
звучит романс муз. П. Булахова, сл. сл. К. Тарновского «Тук-тук-тук» в исполнении ученицы вокального класса
звучит романс «Зимняя дорога» муз. А.Алябьева, сл. А.Пушкина в исполнении ученика вокального класса
звучит романс «И я выйду на крылечко» А. Алябьева, на сл. А. Дельвига в исполнении преподавателя вокала
2 Ведущая: В 21 веке романс не утратил своей популярности. Традиция сочинять романсы продолжает жить. И если прислушаться к современной музыке, к могучему потоку звуковых впечатлений, то и сегодня мы можем различить нежный голос нашего друга, старого и доброго романса, который неуклонно и красиво увлекает нас в свой особый и прекрасный мир.
1 Ведущая: Любовь к романсу непреходяща. Он и сейчас, как много лет назад, волнует души.
звучит инструментальный романс Д.Шостаковича из к/ф «Овод» в исполнении ученицы фортепиано
Прозвучит романс современного композитора
муз. Инны Францескевич, сл. Сергея Есенина «Черемуха» в исполнении ученицы вокального класса
Ведущая: Бывает, дождь прозрачный льётся
В сиянье солнца без конца…
Романс романсом и зовётся
Лишь потому, что трогает сердца.
Ведущий: Бывает, лунный свет всплеснётся
Над краем звёздного ковша…
Романс романсом остаётся
Всё потому, что в нём живёт душа!
Ведущая: Вот и подошло к концу наше повествование о бесценном и бессмертном жанре романса. Сегодня мы собрали чудесный букет романсов!
Ведущая: Жизнь цветка коротка, а романса –вечна! Пусть запах этого дивного букета всегда благоухает в наших сердцах!
Список литературы
3. Кабалевский, Д.Б. «Ровесники». Беседы о музыке для юношества. М.,1987.
4. Рабинович В. Заметки о русском романсе // Русский романс
5. Соболева Г. Русский романс. М.: Знание, 1980.