Что такое музыкальная литература
Что такое музыкальная литература
Что такое музыкальная литература?
Что такое литература? Это книги, написанные писателями. И не только писателями. К литературе относятся, например, народные сказки, записанные и обработанные собирателями народного творчества.
Наша литература музыкальная. Что такое музыкальные книги? Это ноты. Но читать ноты, как книги, могут немногие опытные музыканты. А музыку, которая в этих нотах написана, слушают и любят почти все. Так вот:
Как? Ещё одна? А специальность? А сольфеджио?
На сольфеджио вы изучаете ноты, интервалы, тональности. Это ваша музыкальная грамота. А ещё и тренироака слуха. Ведь всё это надо не только выучить, но и уметь услышать. А на специальности вы осваиваете музыкальное исполнительство: учитесь правильно и ловко прикасаться к своему инструменту, чтобы красиво и выразительно играть, исполнять музыку.
А что значит красиво и выразительно? Вот на этот вопрос и отвечает музыкальная литература. Сегодня и мы приступаем к поискам ответа. И для этого начнём учиться слушать музыку.
А разве нужно учиться слушать музыку? возможно, удивитесь вы. И будете по-своему правы. Однажды знаменитый норвежский скрипач XIX века Уле Булль в результате кораблекрушения попал на остров, населённый дикими племенами. И дикари были зачарованы скрипкой великого артиста, хотя раньше никогда не слышали европейской музыки. А уже в XX веке французский путешественник и учёный Ален Геербран взял пластинки с музыкой Моцарта в путешествие к индейцам племени макиритаре, живущим в джунглях Амазонки и оторванным от остального мира. Эффект был поразительный, Геербран даже снял об этом фильм.
Все ссылки на имена ведут в словарик. Если ссылка бледно-розовая, значит, статья ещё не готова.
Как будто бы эти примеры говорят о том, что музыку можно почувствовать и без специальной подготовки. Но давайте представим, что мы слушаем красивое стихотворение на французском или английском языке, которого мы не знаем. Мы, вероятно, сможем почувствовать красоту стиха, мы даже сможем догадаться о его настроении. Но мы не поймём, о чём идёт речь, потому что не знаем языка.
А у музыки тоже существует свой, музыкальный язык. Но этот язык особенный. В нём нет слов, есть только звуки. Но это волшебные звуки, которые могут заставить смеяться и плакать, а могут даже рассказать целую историю.
Кое-что вы уже знаете. Про мажор и минор, например. Знаете, что весёлая музыка чаще бывает в мажоре, а грустная в миноре. А медленная музыка отличается от быстрой чем? Ну конечно же, темпом. А бывает грустная музыка в мажоре, а весёлая в миноре? Оказывается, бывает. Потому что характер музыки зависит не только от лада (а мажор и минор это лады), но и от многих других вещей, которые называют средствами музыкальной выразительности. Они-то и составляют основу музыкального языка.
Что такое музыкальная литература?
Музыкальная литература – это в первую очередь наука о пении.
Если сольфеджио и уроки пения учат нотам, интервалам, тональности – это называется музыкальной грамотой. На ней вы не только тренируете свой музыкальный слух, но и учитесь правильно прикасаться к своему инструменту, выразительно и красиво играть, исполняя мелодии.
Как играть выразительно и красиво учит музыкальная литература и уроки пения. Зачем нужна музыкальная литература?
Дело в том, что у музыке есть свой уникальный музыкальный язык, язык особенный. В нем нет привычных нам слов, только звуки. Эти звуки не простые, а волшебные, как вокальная студия, которые могут не только заставлять смеяться, но и плакать, а также рассказать целую историю.
Кое-что из музыкальной литературы вы уже знаете. Например, минор и мажор. Грустная музыка чаще всего бывает в миноре, а веселая музыка в мажоре. Быстрая музыка отличается от медленной темпом. Иногда бывает музыка в мажоре, а веселая музыка в миноре. Оказывается да, действительно бывает. Характер музыки зависит, конечно же, от лада (минор и мажор – это лады), а также от многих второстепенных вещей, которые называют средствами музыкальной выразительности. Можар и минор вместе с музыкальными средствами составляют основу музыкального языка.
Музыкальная литература, о которой рассказывают курсы вокала, занимается изучением музыкальной классики. Понять классическую музыку дано не каждому, так как она «элитарная». Это слово происходит от слово «элита», что означает «лучший», «избранный». Только лучшие и избранные люди могут понять классическую музыку. Но восприятие и наслаждение классической музыкой требует подготовки. Литература – это уникальный текст, который мы учимся читать с самого детства. В музыке тоже есть свой уникальный текст и его тоже нужно научиться понимать.
Также музыкальная литература – это отдельная учебная дисциплина, которую изучаются старшеклассники музыкальных училищ и музыкальных школ. В программу обучения музыкальной литературы входят биографии лучших музыкальных композиторов, как зарубежных, так и отечественных, знакомство с их уникальным творчеством, а также изучение отдельных известных сочинений.
Благодаря широкому распостранению музыкальной литературы у каждого начинающего ученика есть возможность с помощью педагога или самостоятельно получить нужную информацию, чтобы увеличить музыкальное образование и сделать обучение более результативным.
Статья «Предмет музыкальная литература в системе музыкального образования»
Муниципальное бюджетное учреждение
Детская школа искусств № 13
Предмет музыкальная литература в системе музыкального образования
преподаватель теоретических дисциплин
Малкова Наталья Валерьевна
Предмет музыкальная литература в системе музыкального образования
Предмет музыкальная литература достояние исключительно отечественной системы музыкального образования. Система музыкального образования в России исторически сложилась как трехзвенная: музыкальная школа-училище-ВУЗ. Каждое звено выполняет определенную функцию: музыкальная школа обеспечивает общее музыкальное воспитание, училище и ВУЗ – профессиональное обучение. Современная модель музыкального образования окончательно сформировалась к концу 30-х годов 20 века, когда произошло расслоение на низшую, среднюю и высшую ступени. В дореволюционной же практике обучения музыке прочное место занимали частные уроки по игре, пению или композиции. При этом музыкально-теоретических и музыкально-исторических сведений учащиеся, как правило, не получали. Лишь отчасти восполнить этот пробел помогали публичные лекции, устраивавшиеся в Петербурге с 1830-х годов. Большую роль в распространении музыкальной культуры сыграли также музыкальные классы при средних и высших образовательных учреждениях, гимназиях, училищах, университетах. Особо необходимо отметить женские закрытые институты, система обучения которых включала не только игру на инструменте, но и сольфеджио, гармонию, педагогическую практику. Подобная схема впоследствии была положена в основу учебного плана консерваторий, где одним из важнейших предметов учебного плана стала история музыки.
Содержание же предмета музыкальная литература было разработано выдающимся историком музыки, профессором Московской консерватории Валентином Эдуардовичем Ферманом на рубеже 30 – 40-х годов XX века. Идея заключалась в том, чтобы предварить изучение курса истории музыки таким предметом, который обеспечил бы знание, прежде всего музыки. Основную базу было решено сосредоточить в среднем звене системы музыкального образования.
Общая цель курса состоит в приобщении учащихся к сокровищнице наследия мировой музыкальной культуры. Если говорить конкретнее – это расширение музыкального кругозора, привитие интереса и любви к музыке, развитие художественного вкуса, развитие активного, осознанного восприятия музыкального произведения.
В отличие от музыкальных училищ и курсов истории музыки в ВУЗах ДМШ и ДШИ предмет музыкальная литература направлен по большей части на эстетическое воспитание: научить слушать, воспринимать и понимать музыку; воспитать грамотного слушателя, любителя музыки. В курсе музыкальная литература в важное место занимает предмет «слушание музыки», который направлен на решение основных задач музыкально-исторического образования в школе. Музыкальная школа предполагает общую музыкальную подготовку. Поэтому наиболее известные педагоги придерживаются мнения, что хронологический характер прохождения материала необязателен. Например, особенностью программы Е. Б. Лисянской – слышим, затем говорим – идет от слухового восприятия. Накопление фактов и знаний – это вторичный материал, дополняющий слуховые впечатления.
Курс музыкальной литературы является одним из важных в системе музыкальной подготовки учащихся. Это предмет, занятия по которому, наряду со специальностью (фортепиано, гитара, баян, вокал и т.д.) и сольфеджио, проходят в течение всего периода обучения. Синтезирующий по своей природе, он объединяет в себе элементы музыкально-исторических, музыкально-теоретических, эстетических и общегуманитарных знаний. Приобретаемые в процессе занятий навыки необходимы для формирования как музыканта-любителя, так и музыканта-профессионала. Они связаны в первую очередь с воспитанием единства слухового, эмоционального восприятия и логического мышления.
Особенностью предмета являются разносторонние связи с другими дисциплинами. На уроках музыкальной литературы происходит углубление и совершенствование знаний, полученных при изучении сольфеджио и специальных предметов. Так, например, на уроках одновременно происходит закрепление навыков:
– умение на практике применять исполнительские навыки и по сольфеджио.
Бокщанина Е. Методика преподавания музыкальной литературы в училище. – М., 1961
Гейлиг М. Очерки по методике преподавания музыкальной литературы в училище. М., 1966.
Голубева Л. О новой концепции курса музыкальной литературы ДМШ // Музыкальное просвещение. 2007. № 1.
Лагутин А. Музыкальная литература как предмет школьного преподавания // Вопросы методики начального музыкального образования. М., 1981.
Никифорова В. О преемственности в преподавании музыкально-исторических дисциплин при обучении музыковеда // Вопросы преподавания музыкально-исторических дисциплин: Сб. тр. / Гос. Муз. Пед. Ин-т им. Гнесиных. М., 1985. Вып. 81.
Орлова Е. Методические записки о музыкально-историческом образовании в консерваториях. М., 1983.
Царева Е. Музыка прежде всего // Как преподавать музыкальную литературу. М., 2007.
Что почитать начинающему музыканту? По каким учебникам занимаются в музыкальной школе?
Как сходить на оперу и получить от этого одно лишь удовольствие, а не разочарование? Как не засыпать во время симфонических концертов, а после сожалеть лишь о том, что всё это быстро закончилось? Как вообще понимать музыку, которая, на первый взгляд, кажется совсем старомодной?
Оказывается, всему этому может научиться любой человек. Детей учат этому в музыкальной школе (и очень, надо сказать, успешно), ну а любой взрослый всеми тайнами может овладеть и сам. На помощь придёт учебник музыкальной литературы. И совсем не нужно пугаться слова «учебник». Что учебник для ребёнка, то для взрослого – «книжка сказок с картинками», которая интригует и завораживает своей «интересностью».
О предмете «музыкальная литература»
Пожалуй, один из самых интересных предметов, который проходится учениками музыкальной школы – музыкальная литература. По своему содержанию этот курс чем-то напоминает курс литературы, который изучается в обычной общеобразовательной школе: только вместо писателей – композиторы, вместо стихотворений и прозы – лучшие музыкальные произведения классики и современности.
Знания, которые даются на уроках музыкальной литературы, развивают эрудицию и необычайно расширяют кругозор юных музыкантов в направлениях собственно музыки, отечественной и зарубежной истории, художественной литературы, театра и живописи. Эти же знания оказывают также непосредственное влияние на практические занятия музыкой (игру на инструменте).
Музыкальную литературу нужно изучать всем
Исходя из исключительной полезности, курс музыкальной литературы можно порекомендовать пройти и взрослым или начинающим музыкантам-самоучкам. Ни один другой музыкальный курс не даёт такой полноты и фундаментальности знаний о музыке, её истории, стилях, эпохах и композиторах, жанрах и формах, о музыкальных инструментах и певческих голосах, способах исполнения и сочинения, выразительных средствах и возможностях музыки и т.д.
Что именно проходят в курсе музыкальной литературы?
Музыкальная литература является обязательным для изучения предметом на всех отделениях музыкальной школы. Этот предмет проходят в течение четырёх лет, за время которых юные музыканты знакомятся с десятками самых разных художественно-музыкальных произведений.
Первый год – «Музыка, её формы и жанры»
Первый год, как правило, посвящается рассказам об основных музыкальных выразительных средствах, жанрах и формах, музыкальных инструментах, различных видах оркестров и ансамблей, о том, как правильно музыку слушать и понимать.
Второй год – «Зарубежная музыкальная литература»
Второй год обычно нацелен на то, чтобы освоить пласт зарубежной музыкальной культуры. Рассказ о ней начинается с самой древности, с момента зарождения, через Средние века к крупным композиторским личностям. Шесть композиторов выделяются в отдельные крупные темы и изучаются по несколько уроков. Это немецкий композитор эпохи барокко И.С. Бах, три «венских классика» – Й. Гайдн, В.А. Моцарт и Л. ван Бетховен, романтики Ф. Шуберт и Ф. Шопен. Композиторов-романтиков довольно много, познакомиться с творчеством каждого из них на школьных уроках не хватит времени, но общее представление о музыке романтизма, конечно же, даётся.
Вольфганг Амадей Моцарт
Если судить по произведениям, то учебник музыкальной литературы зарубежных стран знакомит нас с внушительным списком разнообразных сочинений. Это и опера Моцарта «Свадьба Фигаро» на сюжет французского драматурга Бомарше, и целых 4 симфонии – 103-я Гайдна (так называемая «С тремоло литавр»), 40-я знаменитая соль минорная симфония Моцарта, симфония №5 Бетховена с её «темой судьбы» и «Неоконченная симфония» Шуберта, из крупных симфонических произведений проходится и увертюра Бетховена «Эгмонт».
Кроме того изучаются фортепианные сонаты – 8-я «Патетическая» соната Бетховена,11-я соната Моцарта с её знаменитым «Турецким рондо» в финале и лучезарная ре мажорная соната Гайдна. Из других фортепианных сочинений книга знакомит с этюдами, ноктюрнами, полонезами и мазурками великого польского композитора Шопена. Изучаются и вокальные произведения – песни Шуберта, его гениальная песня-молитва «Ave Maria», баллада «Лесной царь» на текст Гёте, всеми любимая «Вечерняя серенада», ряд других песен, а также вокальный цикл «Прекрасная мельничиха».
Третий год «Русская музыкальная литература XIX века»
Третий год обучения целиком посвящён русской музыке с её древнейших времён и почти до конца XIX века. Каких только вопросов не затрагивают начальные главы, рассказывающие о народной музыке, о церковном певческом искусстве, о зарождении светского искусства, о крупных композиторах классической эпохи – Бортнянском и Березовском, о романсном творчестве Варламова, Гурилёва, Алябьева и Верстовского.
В качестве центральных снова выдвигаются фигуры шести крупных композиторов: М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского. Каждый из них предстаёт не только как гениальный художник, но и как уникальная личность. Так, например, Глинку называют родоначальником русской классической музыки, Даргомыжского – учителем музыкальной правды. Бородин, будучи учёным-химиком, сочинял музыку только «по выходным», а Мусоргский с Чайковским, напротив, ради музыки в своё время оставили службу, Римский-Корсаков в юности отправлялся в кругосветное плавание.
М.И. Глинка опера “Руслан и Людмила”
Музыкальный материал, который осваивается на этом этапе, обширный и серьёзный. За год проходится целая серия больших русских опер: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» Глинки, «Русалка» Даргомыжского, «Князь Игорь» Бородина, «Борис Годунов» Мусоргского, «Снегурочка», «Садко» и «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Евгений Онегин» Чайковского. Знакомясь с этими операми, учащиеся невольно соприкасаются с произведениями литературы, которые положены в их основу. Причём, если говорить именно о музыкальной школе, то эти классические сочинения литературы узнаются раньше, чем они проходятся в школе общеобразовательной – это ли не польза?
Кроме опер в этот же период изучается множество романсов (Глинки, Даргомыжского, Чайковского), среди которых снова находятся те, которые написаны на стихи великих русских поэтов. Ещё проходятся симфонии – «Богатырская» Бородина, «Зимние грёзы» и «Патетическая» Чайковского, а также гениальная симфоническая сюита Римского-Корсакова – «Шехеразада» по мотивам сказок «Тысячи и одной ночи». Из сочинений фортепианных можно назвать крупные циклы: «Картинки с выставки» Мусоргского и «Времена года» Чайковского.
Четвёртый год – «Отечественная музыка XX века»
Четвёртая книга по музыкальной литературе соответствует четвёртому году обучения предмета. На этот раз интересы учащихся сосредоточиваются в направлении отечественной музыки XX и XXI века. В отличие от предыдущих выпусков учебников по музыкальной литературе, этот последний обновляется с завидной регулярностью – материал для изучения полностью перекраивается, наполняется информацией о самых последних достижениях академической музыки.
С.С. Прокофьев балет “Ромео и Джульетта”
В четвёртом выпуске рассказывается о достижениях таких композиторов, как С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, а также целой плеяды композиторов самого недавнего времени или современности – В.А. Гаврилина, Р.К. Щедрина, Э.В. Тищенко и др.
Необычайно расширяется круг разбираемых произведений. Все их перечислять не обязательно, достаточно назвать лишь такие шедевры, как любимейший во всём мире Второй концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова, прославленные балеты Стравинского («Петрушка», «Жар-птица») и Прокофьева («Ромео и Джульетта», «Золушка»), «Ленинградская» симфония Шостаковича, «Поэма памяти Сергея Есенина» Свиридова и много других гениальных сочинений.
Какие есть учебники по музыкальной литературе?
На сегодняшний день вариантов учебников по музыкальной литературе для школы не много, но всё же «разнообразие». Одни из самых первых учебников, по которым учились массово – книги из серии учебников по музыкальной литературе автора И.А. Прохоровой. Более современные популярные авторы – В.Е. Брянцева, О.И. Аверьянова.
Автор учебников музыкальной литературы, по которым почти вся страна занимается сейчас – Мария Шорникова. Ей принадлежат учебники для всех четырёх ступеней школьного обучения предмету. Приятно, что в последнем издании учебники снабжены также и диском с записью проходимых произведений в лучшем исполнении – так решается вопрос о поиске нужного музыкального материала для уроков, домашних работ или для самостоятельного изучения. За последнее время появилось множество других отличных книг по музыкальной литературе. Повторюсь, что такие учебники с большой для себя пользой могут читать и взрослые.
Учебники эти быстро разлетаются в магазинах, их не так-то просто достать. Все дело в том, что они издаются очень маленькими тиражами, и мгновенно превращаются в библиографическую редкость. Чтобы вам не тратить своё время на поиски, я предлагаю заказать всю серию этих учебников прямо с этой странички по ценам издателя: просто нажмите на кнопку «Купить» и оформите заказ в появившемся окне Интернет-магазина. Далее выберите способ оплаты и доставки. И вместо часовых обходов книжных магазинов в поисках этих книг, вы получите их всего за пару минут.
Напоминаю, сегодня как-то случайно мы завели разговор о той литературе, которая будет полезна любому начинающему музыканту или просто интересующемуся классической музыкой человека. Да, пусть это учебники, но попробуйте их открыть, а потом оторваться от чтения?
Учебники по музыкальной литературе – какие-то неправильные учебники, слишком интересные для того, чтобы называться просто учебниками. По ним будущие сумасшедшие музыканты занимаются в своих сумасшедших музыкальных школах, а по ночам, когда юные музыканты спят, эти учебники с упоением читают их родители, потому что интересно! Вот!
Музыкальная литература.
Так обычно называют все музыкальные произведения в их совокупности: произведения, созданные различными композиторами в разных странах. Термин этот употребляется так же, как, например, «специальная литература», «справочная литература», «научная литеаратура».
Существует и другое значение этого термина: так называется предмет, вернее, учебная дисциплина, которую изучают в старших классах музыкальных школ и в музыкальных училищах. В программу музыкальной литературы входят биографии крупнейших композиторов, отечественных и зарубежных, знакомство с их творчеством, а также подробное изучение отдельных наиболее известных, наиболее важных сочинений.
Музыка, я и даосизм. Остановка ума
На прогулке по вечернему городу я решила отслеживать все свои мысли, не оценивать окружающую обстановку. И вот, взяв под руку мужа, я начала Путь. Поскольку прогулка была по улице, ранее изученной во всех деталях, не отвлекаться на эти детали не составило никакого труда.
Я видела огни города, но не оценивала, что это за огни, я видела силуэты движущихся навстречу людей, но не оценивала их, слышала звуки едущих по дороге машин, но даже не знала, что это машины. Было достаточно холодно, но я не мёрзла. Весь путь я ощущала, что я стою на месте, никуда не двигаюсь, лишь декорации вокруг меня очень медленно меняются.
Эта практика показала: если ты неуязвим для эмоций (а практика «остановки ума» учит именно этому), то музыку, трогающую сердце, написать невозможно, потому что «чувства молчат», а «энергия не выходит».