Что такое музыкальная табакерка
Что такое музыкальная табакерка
В отличие от своих современников, Лядов не написал опер и симфоний. Но зато миниатюры прекрасно ему удавались независимо от состава инструментов. Это фортепианные пьесы, романсы и песни (в том числе, обработки народных песен) и оркестровые сочинения. Это не значит, что вклад в культурное наследие Лядова мал. Напротив, миниатюра требует от композитора «точечного попадания», то есть предельно лаконичной концентрации мысли. Можно долго говорить на какую-то тему, рассуждать и объяснять, а можно сказать всего лишь два слова, которые изменят всю жизнь.
Лядов не пытался менять что-то в искусстве, не стремился завоевывать лидерские позиции. Скорее, он творил для своих близких. В одном из его писем можно прочесть такие строки: «. представилось мне: ну что, если умрут те, которых я люблю или которые меня любят? Ну для чего я тогда буду сочинять? К чему тогда слава?» Этим, возможно и объясняется камерность его творчества.
Основным желанием композитора было «так сделать музыку, чтобы каждый такт радовал». Видимо, поэтому Лядов сочинял медленно и немногочисленно, любил оттачивать делали, как фортепианной миниатюры, так и оркестровых сочинений. Долго вынашивал свои замыслы, не записывая их. Конечно, ругал себя за это, но преподавательская работа и другие виды творческой деятельности, например, дирижирование оркестром занимали много сил и времени, и вынуждали отказываться от каких-то предложений. Так, например, Беляев предлагал Лядову написать музыку на сюжет «Жар-птицы», но, как известно, этот балет состоялся с музыкой Игоря Стравинского. А Лядов остался верен себе, воплотив свои симпатии к русской сказочности в оркестровых миниатюрах.
По воспоминаниям современников, сам Лядов не был пианистом-виртуозом. Он играл только в домашней обстановке, в узком кругу слушателей. Манера его носила в целом оттенок камерности, как и его композиторское мышление. Техника фортепианной игры у него была довольно развита, и иногда он играл даже «с блеском,» но звук был лишен большой силы и глубины. Слышавшие исполнение Лядова отмечают прежде всего величайшее изящество, тонкость, звуковое очарование и огромную выразительность интонирования. Друзья композитора говорят о «ласкающей мягкости» его туше, и что руки у него были словно «бархатные». А в его legato почти не было видно, как опускаются и поднимаются пальцы. Его пианистический почерк – словно строчки, нанизанные бисером. Б.Асафьев упоминал о разнообразии звуковой нюансировки, что позволяло Лядову создавать на рояле иллюзию оркестровых тембров, когда он играл свое «Волшебное озеро».
Фортепианные миниатюры составляют большую часть творческого наследия Лядова. Им написано множество прелюдий, мазурок, вальсов, интермеццо, этюдов. В этом сказалось его увлечение творчеством Ф.Шопена. Но, как настоящий творческий человек, он не просто копировал произведения польского композитора. Он это делал, как говорится, «на свой лад». Его пьесы в истинно русской манере, с «ювелирно отточенными деталями», напоминают игру «бирюльки», где тоненькой проволочкой надо подцепить крохотные фигурки, выточенные из дерева. Один из его циклов так и называется: «Бирюльки». Это «пристальный» взгляд композитора на вещи, близкий эстетике рококо первой половины 18 века (дословно – галантный стиль). Словно клавесинные миниатюры Ф.Куперена и Ж.Ф. Рамо, перешагнув два столетия, вновь нашли свое воплощение в русских «Куколках», «Арабесках», «Багателях». Эта тема получила продолжение в творчестве Д.Шостаковича (в цикле «Танцы кукол») и других русских композиторов ХХ века.
Одна из программных фортепианных миниатюр Лядова – «Музыкальная табакерка».
Это, собственно, такая, музыкальная «штучка», сувенир, популярный в начале века. Откроешь коробочку – а там музыка играет нежными, «хрустальными» звуками. С такой музыкой были и часы, и шкатулки, и табакерки. Мелодии у них были красивые, но с неживым оттенком, (играл ведь не музыкальный инструмент, а некий механизм, сделанный из железа). Но как красивы были эти «штучки»! Ювелирная работа! Прекрасный подарок! Вот это и хотел отразить в своей пьесе Анатолий Лядов. И действительно, у него это получилось как нельзя лучше. Слушаешь пьесу – и представляется коробочка, золотая или серебряная, с узором, портретом или розой. Так и хочется узнать, а что же там внутри – мармелад, или колечко с камушком. А может, жемчужинка. Откройте!
Нет, ну, конечно же, там сердце тайной возлюбленной.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ТАБАКЕРКА
Смотреть что такое «МУЗЫКАЛЬНАЯ ТАБАКЕРКА» в других словарях:
Табакерка — У этого термина существуют и другие значения, см. Московский театр студия п/р Олега Табакова … Википедия
Музыкальная шкатулка — (нем. Spieldose) небольшой механический заводной муз. инструмент. Источник звука набор металлич. язычков ( гребёнка ) разл. величины, каждый из к рых издаёт звук определённой высоты. Вращаемый при помощи заводной пружины валик снабжён… … Музыкальная энциклопедия
Лядов А. К. — Анатолий Константинович (29 IV (11 V) 1855, Петербург 15 (28)VIII 1914, усадьба Полыновка, близ г. Боровичи, ныне Новгородской обл.) рус. композитор, дирижёр, педагог, муз. обществ. деятель. С детства занимался музыкой под рук. отца… … Музыкальная энциклопедия
Ребиков, Владимир Иванович — Владимир Иванович Ребиков Владимир Ребиков … Википедия
Лядов, Анатолий Константинович — (род. в 1855 г.) один из наиболее талантливых современных композиторов. Сын Константина Николаевича Л. Музыкальное образование получил в СПб. консерватории, ученик Римского Корсакова. С 1878 г. преподает теорию музыки в консерватории. Написал… … Большая биографическая энциклопедия
Голейзовский — Голейзовский, Касьян Ярославович Касьян Голейзовский Имя при рождении: Касьян Ярославович Голейзовский Дата рождения … Википедия
Список хореографических номеров Касьяна Голейзовского — Концертные номера по году выпуска Основная статья: Голейзовский, Касьян Ярославич см. также: Балеты Голейзовского 1915 год Интимный театр, Москва «Элегия» (В.Калинникова) «Запорожский казачок» (С.Гулак Артемовского) 1916 год Интимный театр,… … Википедия
Фадеев, Максим Александрович — Макс Фадеев Полное имя Максим Александрович Фадеев Дата рождения 6 мая 1968(1968 05 06) (44 года) Место рождения Курган, РСФСР … Википедия
Лядов, Анатолий Константинович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Лядов. Анатолий Константинович Лядов … Википедия
История табакерки, или Как крошечная коробочка превратилась в драгоценность для передачи тайных посланий
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В XVI веке из Америки стали активно привозить табак. Дым от его курения был многим не по нраву, поэтому табаку нашли другое применение – его стали нюхать. Королева Франции Екатерина Медичи страдала от мигрени. Чтобы уменьшить страдания Ее Величества, посол Жан Нико преподнес ей в дар коробочку с нюхательным табаком, который уже был в то время популярным в Португалии.
Судя по всему, это экзотическое средство помогло королеве, т. к. довольно быстро нюхание табака стало популярным во всей Франции, а потом и в Европе. Табак хранили в небольших коробочках, отлично помещавшихся в карман. Постепенно табакерки превратились в произведения искусства, символ статуса. Известно, что прусский король Фридрих Великий получил в наследство 600 табакерок, а после его смерти во дворце насчитывалось уже более 1500 таких коробочек.
Россия также не осталась в стороне от этого увлечения. При дворе императрицы Екатерины Петровны было модно угощать друг друга табаком. Табакерки делались из золота, серебра, алюминия (ценившегося тогда очень высоко), черепахового панциря. Они инкрустировались драгоценными камнями, украшались портретными миниатюрами на эмали.
Постепенно табакерки переставали быть уже просто коробочками для хранения табака. Мастера встраивали в них музыкальные механизмы, благодаря которым, при откидывании крышки, звучала мелодия. Также можно встретить табакерки с двумя отделениям, ведь знакомых можно было угостить и табачком подешевле.
Табакерки использовали для передачи зашифрованных любовных посланий. Также члены тайных обществ использовали коробочки, чтобы узнать друг друга на балу или торжественном приеме. Так, в масонском Ордене Мопса использовали табакерки с изображением собаки.
ПОДРОБНЕЕ.
Но, как известно, мода переменчива. В конце XVIII-начале XIX вв. изменился покрой дамских и мужских туалетов. Исчезли карманы. Это обстоятельство крайне негативно сказалось на моде на табакерки. Уже через пару-тройку десятилетий табакерки стали крайне редким явлением.
Среди аксессуаров, при помощи которых влюбленные и заговорщики могли обмениваться посланиями, были далеко не только табакерки. Самым многозначным и красноречивым «помощником» дамского флирта стал веер.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Технологическая карта урока музыки в 5 классе на тему А.К.Лядов сказочная картина «Музыкальная табакерка».
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: А.К.Лядов сказочная картина «Музыкальная табакерка».
Тип : открытие новых знаний
Жанр урока : интегрированный
Вид урока : урок-размышление
Задачи урока : проанализировать использование средств музыкальной выразительности при создании «сказочных картин»; познакомится с творчеством композитора А.К.Лядова; познакомится
Музыкальный материал : А.К.Лядов «Музыкальная табакерка», А.С.Даргомыжский «Табакерочный вальс», С.М.Майкопара «Музыкальная шкатулка», «Музыкальная шкатулка» муз.Ю.Чичкова, сл.З.Петровой
Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов:
Личностные : развитие эмоционально-нравственной отзывчивости
Регулятивные : учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.
учатся размышлять над содержанием музыкального и литературного произведения, определять средства музыкальной выразительности
высказывать суждения о музыке
Формирование умения грамотно строить речевые высказывания
Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент
Проверка готовности класса к уроку.
Создание комфортного микроклимата на уроке.
Эмоционально-образный настрой к уроку
2.Этап подготовки к усвоению нового материала
Последней демонстрируется картинка с изображением шкатулки.
Какая картинка вызвала у вас затруднение с подбором музыкального произведения?
Может ли в этой шкатулке находиться музыка?
А какой характер носила бы эта музыка?
А может ли в этой шкатулке, прятаться сказка?
Введение в тему урока
Давайте подумаем, какой может быть тема нашего урока?
Посмотрите на экран и попробуйте, используя все слова, которые вы видите, составить тему нашего урока.
Что вы представляете, слыша словосочетание «сказочная картина»?
А если мы прибавим слово «музыкальная»?
Формулируют тему урока.
Высказывают свои мнения.
Совместное открытие новых знаний
Как вы думаете для чего «сказочным картинам» в музыке композитор даёт чёткое название?
Что вы себе представляете, слушая произведение?
(А.С.Даргомыжский «Табакерочный вальс»)
Высказывают свои предположения. Слушают, анализируют.
Возьмите в руки карандаши и напишите все слова, которые приходят вам на ум с названием «Баба яга»?
А теперь вспомните, как называется музыкальное произведение, которому даётся образное название или литературное предисловие?
Что помогает композитору создать яркий и красочный образ?
Как можно объяснить слово «миниатюра»?
Знакомство с творчеством А.К.Лядова.
Что вы себе представили, услышав название «Музыкальная табакерка»?
Слушание С.М.Майкопара «Музыкальная шкатулка»
Знаете ли вы, как она устроена?
На примере видеофрагмента мультфильма и сказки В.Ф.Одоевского «Музыкальная табакерка» знакомство с устройством табакерки.
Скажите, как изображены жители городка, какого они размера?
Звучит пьеса А.К.Лядова «Музыкальная табакерка»
Расскажите, какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?
Соответствует ли она содержанию сказки?
Выписывают слова связанные с образом «Бабы-Яги».
Вспоминают пройденный материал.
Предполагают, высказывают своё мнение.
Представляют, высказывают своё мнение.
Разучивание песни «Музыкальная шкатулка» муз.Ю.Чичкова, сл.З.Петровой
Формирование исполнительских навыков
В заключении урока
Дайте самооценку своей работе, продолжая фразы:
Для меня стало новым…
Сегодня на уроке мне захотелось…
Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке
К следующему уроку придумайте и нарисуйте свою музыкальную шкатулку. Придумайте и напишите, какие названия можно дать программным произведениям.
Папенька поставил на стол табакерку. «Поди-ка сюда, Миша, посмотри-ка», — сказал он. Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игрушки и подошёл к папеньке. Да уж и было чего посмотреть! Какая прекрасная табакерка! Пёстренькая, из черепахи. А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвёртый, — и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья-то также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встаёт солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу.
— Что это за городок? — спросил Миша.
— Это городок Динь-Динь, — отвечал папенька и тронул пружинку…
— Папенька! папенька! нельзя ли войти в этот городок? Как бы мне хотелось!
— Мудрено, мой друг: этот городок тебе не по росту.
— Ничего, папенька, я такой маленький; только пустите меня туда; мне так бы хотелось узнать, что там делается…
— Право, мой друг, там и без тебя тесно.
— Да кто же там живёт?
— Кто там живёт? Там живут колокольчики.
С этими словами папенька поднял крышку на табакерке, и что же увидел Миша? И колокольчики, и молоточки и валик, и колёса… Миша удивился:
— Зачем эти колокольчики? Зачем молоточки? Зачем валик с крючками? — спрашивал Миша у папеньки.
А папенька отвечал:
— Не скажу тебе, Миша; сам посмотри попристальнее да подумай: авось-либо отгадаешь. Только вот этой пружинки не трогай, а иначе всё изломается.
Папенька вышел, а Миша остался над табакеркой. Вот он сидел-сидел над нею, смотрел-смотрел, думал-думал, отчего звенят колокольчики?
«Да отчего же, — подумал Миша, — папенька сказал, что в этом городке и без меня тесно? Нет, видно, в нём живут добрые люди, видите, зовут меня в гости».
— Извольте, с величайшею радостью!
С этими словами Миша побежал к дверце и с удивлением заметил, что дверца ему пришлась точь-в-точь по росту. Как хорошо воспитанный мальчик, он почёл долгом прежде всего обратиться к своему провожатому.
— Позвольте узнать, — сказал Миша, — с кем я имею честь говорить?
— Динь-динь-динь, — отвечал незнакомец, — я мальчик-колокольчик, житель этого городка. Мы слышали, что вам очень хочется побывать у нас в гостях, и потому решились просить вас сделать нам честь к нам пожаловать. Динь-динь-динь, динь-динь-динь.
— Я вам очень благодарен за ваше приглашение, — сказал ему Миша, — но не знаю, можно ли будет мне им воспользоваться. Правда, здесь я свободно прохожу, но там, дальше, посмотрите, какие у вас низенькие своды, — там я, позвольте сказать откровенно, там я и ползком не пройду. Я удивляюсь, как и вы под ними проходите.
— Динь-динь-динь! — отвечал мальчик. — Пройдём, не беспокойтесь, ступайте только за мной.
Вот перед ними ещё дверцы; они отворились, и Миша очутился на улице. Что за улица! Что за городок! Мостовая вымощена перламутром; небо пёстренькое, черепаховое; по небу ходит золотое солнышко; поманишь его, оно с неба сойдёт, вкруг руки обойдёт и опять поднимается. А домики-то стальные, полированные, крытые разноцветными раковинками, и под каждою крышкою сидит мальчик-колокольчик с золотою головкою, в серебряной юбочке, и много их, много и все мал мала меньше.
Спросил Миша : «А почему колокольчики все разные?». Если бы все были одинаковые, то и звенели бы мы все в один голос, один как другой; а ты слышишь, какие мы песни выводим. Это оттого, что, кто из нас побольше, у того и голос потолще.
Между тем Миша пошёл далее — и остановился. Смотрит, золотой шатёр с жемчужною бахромою; наверху золотой флюгер вертится, будто ветряная мельница, а под шатром лежит царевна Пружинка и, как змейка, то свернётся, то развернётся и беспрестанно надзирателя под бок толкает.
Миша этому очень удивился и сказал ей:
— Сударыня царевна! Зачем вы надзирателя под бок толкаете?
— Зиц-зиц-зиц, — отвечала царевна. — Глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На всё смотришь, ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Зиц-зиц-зиц.
В отличие от своих современников, Анатолий Лядов не писал опер и симфоний. Но зато миниатюры прекрасно ему удавались независимо от состава инструментов.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Официальный сайт
Вологодская область
Музыка из табакерки
Музыка из табакерки.
Беседа с детьми о творчестве композитора Анатолия Константиновича Лядова.
Ребята, сегодня мы с вами попали на выставку красивых разнообразных шкатулок. Здесь представлены и коробочки из-под чая, шкатулки для мелочей, баночки для украшений. Давайте вспомним, что на выставке нельзя ничего трогать без разрешения, надо вести себя спокойно, задавать вопросы по очереди, не перебивая друг друга. А теперь мы все вместе подойдём и рассмотрим их
А сейчас один из вас выберет любую шкатулочку и попробует описать её. (2-3 детей по желанию).
Алгоритм составления описательного рассказа:
Наше занятие сегодня поможет мне провести Волшебная книга. Ее нам прислала Фея музыки, чтобы мы смогли познакомиться с произведениями замечательного русского композитора Анатолия Константиновича Лядова (показывает портрет композитора).
Но прежде чем мы услышим музыку этого композитора, послушайте историю о нём.
. Представьте себе тихий вечер. В гостиной перед огромным зеркалом стоит мальчик. Он воображает себя то храбрым и отважным богатырём, то злым и коварным волшебником. Мальчик не только превращается в разных героев, но и поет от начала до конца их арии: песни, которые вместе с отцом слышал на концерте.
Отец почти каждый день берет сына с собой в театр, поэтому уже с детства мальчик впитал любовь к русской музыке и русской сказке. Не случайно, что и музыку композитор часто сочиняет на волшебные, сказочные сюжеты.
А вы знаете, кто такой дирижёр?
Но сначала сыграем в одну игру. Я буду показывать вам картинки, а вы отгадывать музыкальные профессии.
Игра «Музыкальные профессии».
(Дирижёр, композитор, барабанщик, трубач, певец, пианист, танцор, учитель музыки и музыкальный руководитель).
Дети называют профессию или изображают человека той профессии.
В старину использовали нюхательный табак для лечения. Его тоже держали в специальной шкатулке, которая называлась табакерка. Иногда табакерки снабжали музыкальным механизмом. Смотрите. (показ музыкальной шкатулки). И в нашей книге тоже изображены табакерки. Слышите музыку? Словно играют серебряные колокольчики.
Они звучат нежно, прозрачно. Слушая их, мы как будто переносимся в сказочный, игрушечный мир. Пьеса, которая прозвучала, называется «Музыкальная табакерка».
Послушайте как в сказке В. Одоевского «Городок в табакерке» рассказывается о ней.
Повторное прослушивание «Музыкальной табакерки» с подыгрыванием детей.
Ребята, в нашей книге ещё есть страницы, ведь помимо «Музыкальной табакерки» у Лядова есть и другие произведения, в которых запечатлен не настоящий, а игрушечный мир.
Давайте вновь заглянем в Волшебную книгу. На следующей странице изображены куклы. Послушайте фортепьянную пьесу, которая так и называется «Куколки». Определите характер музыки.
(Прослушивание пьесы « Куколки» и ответы детей.)
Оказывается, куколки наши не простые, а заводные: они умеют сами ходить и танцевать.
И об этом нам рассказала музыка: мелодия все время повторяется, немного угловатые движения заводной механической игрушки. В конце этой пьесы, как и в «Музыкальной табакерке», мы слышим уже знакомое нам хрупкое «стеклянное» звучание, напоминающее звон хрусталя или тонкого фарфора.
Сейчас еще раз прослушаем пьесу «Куколки», а желающие могут потанцевать. Движения у заводных кукол должны быть с небольшими остановками, немного угловатые, чуть резкие, словно автоматические.
Импровизация детей «Танец заводных куколок»
Анатолий Лядов умел не только замечательно придумывать музыку для игрушки, но и создавать портреты сказочных волшебников, точнее волшебниц. Русские сказки восхищали композитора своей смелой фантазией, будили его воображение, превращаясь в красочные музыкальные картины.
Кикимора может завести путника в дальний лес, запутает все тропинки, не выбраться никак. Только и поможет что маленький клубочек волшебный. Давайте попытаемся освободиться от колдовства Кикиморы, выбраться из чащи про помощи клубочка.
Игра «Волшебный клубочек»
(Заранее разматывается нить, при движении детей между ёлочками, нить заматывается, пока дети не подойдут к своим местам)
Прослушивание вступления к «Кикиморе» А.Лядова.
Почему же озеро у Лядова названо волшебным? Ведь здесь не показаны ни русалки, ни водяные, ни другие сказочные обитатели озер. А может они в ожидания чего-то неизвестного, таинственного прячутся в воде и иногда выглядывают из воды как яркие мелькающие блики на зеркальной поверхности озера. Создается поистине волшебная, завораживающая картина.
Давайте вслушаемся в музыку и попробуем нарисовать тех, кого бы вы могли встретить в этом озере?
(Предложить детям подойти к столам, на которых приготовлены карандаши и бумага).
Прослушивание фрагмента миниатюры «Волшебное озеро».
Как много вы нафантазировали, молодцы. (рассматриваем)
И золотых рыбок не забыли. А давайте сыграем в игру.
Игра «Рыбаки и рыбки».
Вот с такой прекрасной музыкой Анатолия Лядова познакомила нас Волшебная книга.
У феи Музыки много таких книг, в каждой интересная музыкальная история. Если вы хотите, чтобы фея прислала вам ещё одну книгу, отправьте ей золотую нотку, ну а если вам не понравилась наша история, тогда отправьте белую нотку. (Предложить два конверта или две коробочки).