Что такое музыкально ритмическое воспитание

Музыкально — ритмическое воспитание детей дошкольного возраста.

Что такое музыкально ритмическое воспитание. Смотреть фото Что такое музыкально ритмическое воспитание. Смотреть картинку Что такое музыкально ритмическое воспитание. Картинка про Что такое музыкально ритмическое воспитание. Фото Что такое музыкально ритмическое воспитание Тамара Николаева
Музыкально — ритмическое воспитание детей дошкольного возраста.

Процесс развития детей и становление всех его физических функций неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором физического, интеллектуального и эмоционального развития ребенка (И. А. Аршавский).

Музыка в общем, и музыкально-ритмические движения в частности вызывают интерес, заставляют переживать музыкальные образы, сопереживать музыке и выражать свои чувства в движениях, что ненавязчивым образом ведет к развитию физических качеств и повышению двигательной активности, а это, в свою очередь, обеспечивает нормальное развитие физических и психических функций и крепкое здоровье, что так необходимо современному ребенку.

В процессе музыкально-ритмических занятий наряду с задачами общего физического развития, оздоровления, решаются задачи эстетического воспитания. Музыка, хорошо подобранная к движениям, помогает занимающимся закреплять мышечное чувство, а слуховым анализаторам запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это постепенно воспитывает музыкальную память, закрепляет привычку двигаться ритмично красиво. Овладевая новыми, все более сложными музыкальными движениями, занимающиеся стремятся соразмерять их во времени и пространстве, подчинять ритмическому рисунку, требованиям пластики и внешней выразительности.

Дети под руководством педагога получают знания о музыке, приобретают умения и навыки выполнения движений в соответствии со средствами музыкальной выразительности. Музыкально-ритмические упражнения способствуют формированию личности ребенка, его познавательной, волевой и эмоциональной сфер. Познавательные способности развиваются в силу того, что дети многое узнают благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, ознакомлению с художественными движениями. Чем сложнее и объемнее музыкальное произведение, тем больше движений при этом используется, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Оно, в свою очередь, способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на слуховой и двигательные анализаторы.

Занятия ритмикой имеют большое оздоровительное и гигиеническое значение. Музыкальный ритм организует движение, повышает настроение занимающихся. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движение энергично, что усиливает их воздействие на организм, повышают работоспособность, а также обеспечивают оздоровление. Музыкально-ритмические упражнения помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с движениями других детей, учат пространственной ориентации, закрепляют основные виды движений.

Музыка и движение неразрывно связаны друг с другом. Тесно переплетаясь, они как бы рассказывают о чем то, выражая торжество, ощущение радости, восхищение природой или сочувствия несчастью и т. д., оказывая общее влияние на становление юной личности.

Таким образом, музыка в целом и ритмика в частности осуществляют гармоническое сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству, что является необходимым условием формирования целостной личности.

Виды музыкально– ритмических движений.

Музыкальное воспитание средствами движения осуществляется в играх, хороводах, плясках, танцах, физических упражнениях, драматизациях, доступных и интересных детям. Источниками движения для ритмики принято считать физические упражнения, танец и сюжетно-образные движения.

Из физических упражнений в ритмике применяются основные движения (ходьба, бег и другие, общеразвивающие упражнения и строевые упражнения. Также используются несложные элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев. Сюжетно-образные движения включают имитацию повадок животных и птиц, передвижение разнообразного транспорта, действий, характерных для каких либо профессий.

На основе источников движений принято выделять следующие виды музыкально-ритмических движений:

Игроритмика

Танцевально-ритмическая гимнастика

Музыкально-подвижные игры

• Игры-путешествия (или сюжетные занятия)

• Танцы, пляски, хороводы.

В основу музыкально-ритмических упражнений, одного из видов музыкально-ритмических движений, входят основные виды движения,такие как:

Различные виды ходьбы: бодрый шаг, спортивно-торжественная ходьба, спокойный шаг, высокий шаг, шаг на носках, пружинистый шаг и т. д.

Виды бега: легкий бег, неторопливый бег, танцевальный или пружинистый бег, широкий бег, высокий бег, бег с замахом голени назад, бег с высоким подниманием бедра, подскоки и т. д.

Упражнения, в которых предварительно разучиваются отдельные виды движений относят к группе подготовительных. Дети учатся ритмичновыполнять движения такие как: «пружинка», поскоки, прямой галоп и т. д. В дальнейшем, эти движения включаются в музыкальные игры, элементы танцев, в образные упражнения, сюжетные композиции и они служат средством выразительной передачи музыкальных образов.

Самостоятельных музыкально-ритмических упражнений немного. Данный тип

упражнений по сравнению с предыдущим имеет более законченную форму.

Современные танцы развивают свободную пластику, эмоциональность, живость, раскрепощенность движений. Они отличаются импровизационным характером, оригинальностью подбора разнообразных современных танцевальных ритмов и стилей.

В дошкольных учреждениях используются только простейшие элементы современного танца, доступные детям дошкольного возраста.

Видом музыкальных движений является музыкальная игра. Это важнейший метод музыкального развития. Игра – наиболее активная и творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях. Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребенка в мир сказочных персонажей, знакомит с народными традициями – все это углубляет восприятие и понимание музыкального произведения, помогает сформировать музыкально-ритмические и двигательные навыки.

Все виды музыкально-ритмической деятельности описанные выше, имея яркую эмоциональную окраску, разнообразность, доступность и форму интересную детям, положительно влияют на формирование двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.

1.словесный:- универсальный метод обучения.С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и т. д.Это определяет разнообразие словесных методических приемов в обучении: рассказ, беседа, объяснение, обсуждение, словесное сопровождение движений под музыку.

2. наглядного восприятия :

В основе лежит подражание детей образцу исполнения движений в процессе совместной деятельности. «Вовлекающий показ»(по С. Д. Рудневой) помогает детям освоить достаточно сложные двигательные упражнения. Метод расчленения может широко использоваться для освоения самых разных упражнений. Практически каждое упражнение курса музыкально-ритмического воспитания можно приостановить в любой фазе для уточнения двигательного действия, улучшения выразительности движений и т. п. Кроме того, этот метод может применяться при изучении сложных движений.

Названные методы обучения на практике, могут быть дополнены различными приемами педагогического воздействия на детей.

Методические приемы наглядного восприятия способствует более быстрому, глубокому и прочному усвоению программы музыкально-ритмического воспитания, повышению интереса к изучаемым упражнениям.К ним можно отнести также: показ упражнений, иллюстраций, фотографий, слайдов, прослушивание ритма и темпа движений, музыки.

Основан на активной деятельности занимающихся. Этот метод целостного освоения упражнений, метод обучения посредством расчленения упражнений. Метод расчленения может широко использоваться для освоения самых разных упражнений. Практически каждое упражнение курса музыкально-ритмического воспитания можно приостановить в любой фазе для уточнения двигательного действия, улучшения выразительности движений и т. п. Кроме того, этот метод может применяться при изучении сложных движений.

С помощью музыкальных игр решаются задачи на согласование движений с музыкой и усложняется внесением элемента соревновательности, который способствует совершенствованию и закреплению полученных умений и навыков.

К игровому методу обучения обращаются при проведении музыкально-ритмических игр.

Существует много способов первоначального ознакомления с игрой. Н. А.Ветлугина считает наиболее целесообразным следующий: сначала исполняется вся музыка, затем дается краткое изложение игры и в заключении повторно звучит музыкальное произведение. Прослушивание музыки должно сопровождаться показом. Здесь предлагается использовать наглядно-слуховой и наглядно-зрительный приёмы. Эти приёмы сочетаются в наглядном методе.

Музыкальные произведения при обучении музыкально-ритмическим движениям требуют полного целостного восприятия. И хотя они ярки по характеру, невелики по объему, в обучении ритмике имеют определенное содержание и всегда связаны с движением, определенным действием, иногда со словами. Поэтому восприятие музыкальной игры целостное – восприятие единства музыки и движения.

Можно применять показ характерного игрового движения. Показ движения нужно заранее хорошо продумать. Необходимо хотя бы иногда обращаться за помощью к детям, предварительно подготовив их к нужным действиям.Также может использоваться тактильно-мышечная наглядность: прикосновения к ребенку, чтобы уточнить положение головы, отдельных частей туловища, поправить осанку. Такое сочетание различных приемов очень действенно в обучении, но необходимо, чтобы дети как можно чаще самостоятельно находили какие-либо движения. Целостное восприятие приобретает особый смысл,если ребенок способен улавливать и удерживать в своем сознании отдельные компоненты произведения: характер развития музыкальных образов, темповые, динамические изменения. Поэтому, обучая детей, необходимо выбирать такие приемы, которые помогут ребенку почувствовать богатство «языка музыки», разовьет его умение передавать его в движении, приведут к самостоятельности. Знакомя детей с музыкальным произведением впервые, педагог должен побуждать их к самостоятельным высказываниям о характере музыки, о движениях, которые могут соответствовать этой музыке. На последующих занятиях стимулировать к самостоятельности даже при усвоении показанных им движений. Дети в состоянии высказаться о том, как лучше исполнить движение под соответствующую музыку, перечисляют последовательность построения музыкально-ритмических движений комплекса и без помощи взрослого выполняют какие-либо движения. Движения, придуманные детьми затем уточняются и оцениваются педагогом.

Важно заинтересовать детей, увлечь их первыми впечатлениями о комплексе, прослушивая музыку и образно рассказывая о ней. Здесь можно использовать словесный метод. Это может быть беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснения, рассказ о предполагаемых движениях, которые будут использоваться в комплексе. Данный метод широко применяется в процессе обучения ритмике как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и практическим методами. Также при обучении детей музыкально-ритмическим движениям необходимо использование практического метода. Разучивание проходит последовательно, и для усвоения наиболее сложных элементов движений используют предварительные упражнения. Особенно важно предварительно «отрабатывать» в подводящих, подготовительных упражнениях элементы бега, подскоков, подпрыгиваний, сгибания и разгибания рук в исходном положении лежа на груди., и т. д., а затем уже включать в связки, игры, танцы. Такое построение занятий облегчает освоение навыка. Подготовительные упражнения следует облекать в интересную, занимательную форму, используя для этого игровой и частично соревновательный метод. Также важен правильный, грамотный, выразительный показ взрослого, который в большой мере определяет качество детского исполнения.

Методика на данном этапе следующая: педагог прослушивает вместе с детьми музыкальное произведение, раскрывает его характер, образы и показывает музыкально-ритмическое движение, стремясь пробудить в детях желание разучить его.

2. Второй этап–основной, задачей которого,является углубленное разучивание музыкально-ритмического движения, уточнения его элементов и создание целостного образа, настроения.

Педагог дает необходимые разъяснения, напоминает последовательность действий, своевременно, доброжелательно оценивает достижения детей. Если появляются трудности, педагогу следует вновь обратится к музыке, её выразительным средствам, наглядному показу движений.

3. На третьем, закрепляющем этапе обучения задача заключается в том, чтобы закрепить представление о музыке и движении, поощряя детей самостоятельно выполнять разученные движения, а в дальнейшем иметь их в повседневной жизни.

Методика закрепления и совершенствования музыкально-ритмического движения направлена на работу над его качествами. Используя образные сравнения, отмечая удачное исполнение, создаются условия для эмоционального выполнения детьми музыкально-ритмических движений.

Особое значение имеет творческое развитие детей: умение самостоятельно действовать (построится в круг без помощи взрослого, вставать парами, изменить построение, запомнить последовательность комплекса, придумать выразительные движения). Важно развивать навыки комбинирования отдельных движений, не подражая другому ребенку. Сочетание самостоятельных действий по показу, выполнению учебных и творческих заданий, разнообразить методику, активирует исполнительскую деятельность детей.

Доминантное музыкально-ритмическое занятие для детей старшего возраста «Танцевальное путешествие» Задачи: 1. Образовательный аспект: формировать основы музыкальной культуры; закреплять умение исполнять ранее усвоенные элементы танцевальных.

Интегрированное лого-ритмическое занятие для детей младшего возраста. Лексическая тема «Части тела» Цель: Уточнение представлений о лице и его частях, о теле и его частях. • Активизация в речи детей названий частей лица, тела. • Развивать.

Конспект музыкально-дидактической игры для детей среднего дошкольного возраста «Где мои детки?» Дата проведения 3 декабря 2015 года Возрастная группа Средняя группа Тема игры «Где мои детки» Цель (задачи) игры Развивать у детей звуковысотный.

Музыкально-цирковая программа для детей старшего дошкольного возраста Ц И Р К Под весёлую музыку входят Флопси и Мопси, у Мопси кот – Ватный хвост. Мопси и Флопмси (вместе).Здравствуйте, ребятишки. Девчонки.

Что такое музыкально ритмическое воспитание. Смотреть фото Что такое музыкально ритмическое воспитание. Смотреть картинку Что такое музыкально ритмическое воспитание. Картинка про Что такое музыкально ритмическое воспитание. Фото Что такое музыкально ритмическое воспитаниеМузыкально-дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста (часть 1) Музыкально-дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста (часть 1) В музыкальном развитии детей дошкольного возраста очень.

Музыкально-литературная композиция к 9 Мая для детей старшего дошкольного возраста Сценарий музыкально-литературной композиции, посвященной 9 мая Дню Победы Цель: Донести до детей значение праздника «День Победы», воспитывать.

Музыкально-спортивный досуг ко Дню России для детей старшего дошкольного возраста Задачи: Создавать условия для сопричастности детей к важнейшим событиям в современной России, воспитывать чувство патриотизма; Совершенствовать.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности Актуальность Как часто мы получаем информацию из средств массовой информации о деградации общества, о падении нравственности у молодёжи.

Танцевально-ритмическое развитие детей в рамках муниципальной подпрограммы «Развитие системы дошкольного образования» МАСТЕР КЛАСС Танцевально-ритмическое развитие детей в рамках реализации муниципальной подпрограммы «Развитие системы дошкольного образования».

Источник

Значение ритмики в музыкальном воспитании дошкольников

(Методическая разработка для музыкальных руководителей и педагогов)

Историческая справка о появлении ритмики.

Создателем системы музыкального ритмического воспитания является Эмиль Жак – Далькроз – швейцарский педагог, композитор, общественный деятель. Занимаясь в консерватории со студентами, Далькроз понял, что не все могут выполнять заданный ритмический рисунок и движения при игре на музыкальном инструменте. Поэтому он начал вводить на уроках сольфеджио различные ритмические упражнения. Далькроз создал систему ритмической гимнастики, которая в дальнейшем стала называться ритмикой.

В России ритмику стали широко внедрять благодаря российской ученице Далькроза Н. Александровой, которая впоследствии возглавила Московский институт ритмического воспитания. Ритмика стала вводиться в музыкальных учебных заведениях, в хореографических, театральных, цирковых училищах, в кружках, а также в лечебных заведениях.

В настоящее время педагоги по ритмике продолжают совершенствовать ритмическое воспитание, разрабатывая методику занятий по ритмике в различных учебных заведениях.

Активно используется ритмика и в дошкольных учреждениях. На занятиях по ритмике дошкольников воспитывают на лучших музыкальных образцах, широко используя народную, классическую и современную музыку. Ритмика имеет большое значение в музыкальном воспитании дошкольников и влияет на физическое развитие детей.

Движения, используемые в ритмике, соответствуют программе по музыкальному и физическому воспитанию детей в дошкольных учреждениях.Основными движениями являются: ходьба, бег, прыжки, бросание и ловля предмета, сохранение равновесия. На занятиях по ритмике большое место отводится общеразвивающим гимнастическим упражнениям, а также включаются несложные танцевальные движения и музыкально – ритмические игры.

Ходьба укрепляет мышцы нижних конечностей, развивает ориентировку в пространстве.

При ходьбе надо: обращать внимание на координацию рук и ног, сохранять правильную осанку, не допускать шаркающей походки.

Ходьба делится на следующие виды: с носка, на носках, с «подушечки», с перекатом (с пятки на носок, топающим шагом, пружинящим, широким, с высоким подъемом ног.

Бег способствует разностороннему физическому развитию, активизируя при этом работу сердца и легких.Бег бывает разного вида: легкий, широким шагом, с высоким подъемом ног. Координация движений рук и ног та же, как и при ходьбе.Положение тела при беге: корпус чуть наклоняется вперед, плечи не напрягать, кисти рук расслабить, пальцы рук согнуть, не сжимая их в кулак, ступни ног ставятся почти параллельно.

Прыжки развивают мышцы ног, живота и всего туловища, укрепляют связки и суставы ног. При выполнении прыжков требуется работа всего мышечного аппарата, обеспечивающая мягкость, упругость движений, сохранение равновесия.Прыжки бывают разные: на обеих ногах на месте и с продвижением вперед, поочередно на правой и левой ноге, ноги в стороны – вместе, поскоки с ноги на ногу, прыжки вверх с разбега, перепрыгивание через препятствие, спрыгивание, прыжки через скакалку.

*бросание и ловля мяча

Работа с мячом развивает ловкость, четкость, пластичность, координацию движений, глазомер, а также укрепляет мышцы рук, плечевого пояса и способствует развитию кистей и пальцев рук. Первоочередная задача педагога – провести предварительную тренировку без музыкального сопровождения. Ритмическиеупражнения с мячом разнообразны: удары мяча об пол и прокатывание его между ногами, переброска мяча друг другу в различных направлениях и на разное расстояние. Для выполнения данных упражнений требуется сосредоточенное внимание и определенный навык.

Сохранять равновесие при выполнении движений детям поначалу сложно. Навык сохранения равновесия развивается у детей постепенно, по мере овладения двигательными навыками. Для выработки этого умения надо детям предлагать стоять на одной ноге, на носках, не шевелиться после какого-то движения, пройти между двумя линиями, по гимнастической скамейке, доске. Равновесие поддерживается с помощью балансировки руками, ногами, туловищем, головой.

*построение и перестроение

Построения и перестроения организуют и дисциплинируют детей, развивают ориентировку в пространстве. Для выполнения ритмических упражнений дети по команде педагога перестраиваются в колонны, в шеренгу, по кругу, врассыпную, в несколько кружков. Дети должны быть внимательными и слышать команды педагога.

В нашем стремительном современном веке большое место отводится физическому развитию дошкольников. Проводя занятия по ритмике, педагог должен добиваться точного выполнения движений, а также должен следить за правильностью осанки детей. Педагог должен знать основные требования к осанке дошкольникакак свои пять пальцев: плечи опущены и чуть отведены назад, голова приподнята, спина прямая, грудная клетка выступает вперед, живот подтянут. Если игнорировать данные требования, то неизбежны нарушения осанки,которые влекут за собой изменения во внешнем виде ребенка и в здоровье: сужение грудной клетки и искривление позвоночника затрудняют работу сердца и легких.

Важно, чтобы педагог хорошо владел своим телом и мог продемонстрировать правильное, красивое выполнение движений строго под музыку. Каждое занятие ритмикойдолжен содержать различные виды работы:

1. Общеразвивающие гимнастические упражнения или работа над танцевальными элементами с обязательным включением упражнений для рук и верхнего плечевого пояса.

2. Упражнения с музыкально – ритмическими заданиями (разучивание нового и закрепление пройденного)

3. Упражнения с предметами, игра или танец.

Для занятий по ритмикеиспользуются различные пособия и атрибуты:

флажки, гимнастические палки, ленты, платочки, бубны и т. д. Все эти предметы всегда должны быть в исключительно надлежащем виде и храниться в определенном месте.

Занятия проводятся в чистом, хорошо проветренном помещении. Одежда для занятий обсуждается с родителями. Лучше, когда приобретается единая форма и обувь – «чешки».

Немаловажное значение для успешных занятий по ритмике имеет место присутствие музыки. Музыка используется разнообразная, включая русские народные мелодии, в которых четко слышится ритм.

Одним из важных условий успешных занятий по ритмике является внимательное и доброжелательное отношение к детям. Эти занятия должны приносить детям радость общения с музыкой, веру в свои возможности, укрепляет дисциплину, объединяет детей в единый коллектив.

Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ «Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ» Составила: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 66 «Белочка» Синдицкая.

Устное народное творчество в воспитании дошкольников На вопрос : «Кто придумал чудо-дерево или Мойдодыра?» любой из вас ответит, что это Корней Иванович Чуковский. Так же легко вы назовете.

Конспект сюжетно-тематического занятия «В музыкальном королевстве царя Додона» для старших дошкольников Цели: 1. Через синтез искусств прививать детям любовь к классической музыке. 2. Способствовать формированию музыкальной культуры через обогащение.

Что такое музыкально ритмическое воспитание. Смотреть фото Что такое музыкально ритмическое воспитание. Смотреть картинку Что такое музыкально ритмическое воспитание. Картинка про Что такое музыкально ритмическое воспитание. Фото Что такое музыкально ритмическое воспитаниеКонсультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Значение подвижных игр в воспитании личностных качеств ребенка дошкольника Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет? Все.

Консультация для родителей: «Значение фольклора в музыкальном развитии детей» Фольклор является объединяющим миром детей и взрослых. Сегодня это ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов.

Что такое музыкально ритмическое воспитание. Смотреть фото Что такое музыкально ритмическое воспитание. Смотреть картинку Что такое музыкально ритмическое воспитание. Картинка про Что такое музыкально ритмическое воспитание. Фото Что такое музыкально ритмическое воспитаниеКонсультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей» У хозяев в каждом доме Есть что-то такое, что всем дорогое. О прошлом семьи расскажет оно, О том, что в семье это было давно. Семейной.

Что такое музыкально ритмическое воспитание. Смотреть фото Что такое музыкально ритмическое воспитание. Смотреть картинку Что такое музыкально ритмическое воспитание. Картинка про Что такое музыкально ритмическое воспитание. Фото Что такое музыкально ритмическое воспитаниеКонсультация «Роль родителей в музыкальном воспитании ребёнка» Консультация «Роль родителей в музыкальном воспитании ребёнка».Уважаемые родители! Музыка является одним из богатейших и действенных средств.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *