Что такое музыкальное произведение кратко
Музыкальное произведение
В случае необходимости обсуждения целесообразности объединения, замените этот шаблон на шаблон <<к объединению>> и добавьте соответствующую запись на странице ВП:КОБ.
Музыка́льное произведе́ние в широком смысле — всякая музыкальная пьеса, в том числе, народная песня или инструментальная импровизация. Также музыкальное произведение есть категория музыкальной эстетики, обозначающая ограниченный историческими и культурными рамками результат композиторской деятельности. Музыкальным произведениям свойственны внутренняя завершённость и мотивированность целого, индивидуализированность содержания и формы, за которыми стоит личность автора, детальная фиксация нотной (или другого типа) записи, предполагающая искусство исполнительской интерпретации.
Музыкальное произведение как понятие и как способ существования музыки откристаллизовалось сравнительно поздно. И. Г. Гердер и В. Гумбольдт считали законченность не свойственной музыке, определяя сущность последней понятием «деятельность» (Opus, Energia, Tätigkeit), а не «произведение» (Ergon, Werk). За подобным воззрением стояла длительная традиция осознания процессуальности искусства звуков. Адама из Фульды (1490) «преходящесть» музыкального времени заставила назвать музыку «размышлением о смерти». А. Бонавентура считал, что музыкальный опус может быть «красивым и полезным» (pulchurum et utile), но не «законченным» (stabile).
Позднее, когда нотный текст в общественном сознании был отождествлён с результатом композиторской деятельности, появилось представление о завершённости звукового целого. Для музыкального авангардизма характерен разрыв с традицией музыкальных произведений; оно заменяется «открытой формой», «событием», «акцией». В наши дни музыкальное произведение как индивидуальная целостность зачастую распадается в стереотипном, «конвейерном» производстве опусов, представляющих массовую музыкальную культуру (Шлягер).
Музыкальное произведение – что означает? Определение, значение, примеры употребления
Ищешь, что значит слово музыкальное произведение? Пытаешься разобраться, что такое музыкальное произведение? Вот ответ на твой вопрос:
Значение слова «музыкальное произведение» в словарях русского языка
Музыкальное произведение это:
Музыка́льное произведе́ние (опус) в широком смысле — всякая музыкальная пьеса, в том числе, народная песня или инструментальная импровизация. Также музыкальное произведение есть категория музыкальной эстетики, обозначающая ограниченный историческими и культурными рамками результат композиторской деятельности.
Музыкальное произведение
произведение, состоящее из нот и звуков
Где и как употребляется слово «Музыкальное произведение»?
Кроме значения слова «Музыкальное произведение» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «Музыкальное произведение».
Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «Музыкальное произведение» в тексте и устной речи.
Примеры употребления слова «Музыкальное произведение»
Предмет анализа музыкальных произведений играет важную роль в профессиональном музыкально-педагогическом образовании.
Неточные совпадения
Синонимы, антонимы и гипонимы к слову «музыкальное произведение»
Гиперонимы к слову «Музыкальное произведение»:
Гипонимы к слову «Музыкальное произведение»:
Как «читать» музыкальное произведение. Фрагмент книги Ляли Кандауровой «Как слушать музыку»
1. Жанр
Когда мы читаем книгу, то всегда помним, что именно перед нами: роман или повесть, рассказ или поэма. Благодаря этому мы понимаем, чего ожидать от текста и какова его форма (например, роман, скорее всего, будет объемным, а поэма — в стихах). Знакомство с литературными жанрами помогает заметить и оценить интересные отступления от нормы, иногда — предугадать содержание. То же самое — в музыке.
Французское слово genre означает «род»: действительно, жанр — это род искусства, обладающий устойчивыми признаками, которые касаются формы и содержания. У жанра есть свои законы и приметы: по ним мы классифицируем сочинение как оперу, симфонию или квартет. В разные эпохи композиторы по-разному соблюдали законы жанра. Чем ближе к современности — тем больше в жанре условности и размытости. Если в XVI веке мессы (музыка католической литургии) были похожи друг на друга как близнецы (по масштабу, тексту в основе, количеству частей и их характеру), то начиная со второй половины XIX века, и уж подавно — в веке XX мы видим полную жанровую свободу. Сочинения называются как угодно, могут длиться сколько угодно и предназначаться для любого состава инструментов.
Это не значит, что музыка в XVI веке была однообразнее, чем в XX. Просто когда-то черты жанров воспринимались как незыблемые: подразумевалось, что художник с почтением, мастерством и изобретательностью восходит к уже имеющимся совершенным образцам. Вспомните повторяющиеся по мизансцене, узнаваемые библейские сюжеты на ренессансных фресках, готические соборы, схожие по оформлению фасада и внутреннему пространству, или устроенные по приблизительно одинаковой схеме старинные алтари. Строго следуя законам своих жанров, эти произведения искусства могли повторяться по формальным признакам. Однако назвать это однообразием — это как сказать, что все люди похожи: два глаза, два уха и нос.
Со временем, однако, мышление изменилось: художник стремился уже не к копированию эталона, но к его ниспровержению и созданию нового, революционного, неслыханного. Поэтому сочинения последних пятидесяти лет, как правило, представляют собой уникальные модели. Тем не менее иногда в них переплавляется память об исторических жанрах: современный композитор может специально повторять контуры классической симфонии или фортепианного концерта, как бы отвешивая уважительный или ностальгически- ироничный поклон прошлому.
Основные музыкальные жанры и эпохи, когда они выходили на историческую арену и сходили с нее, мы обсудим в «Кратчайшей истории». Здесь же заметим, что понимать, к какому жанру принадлежит сочинение, очень важно для осознанного, включенного слушания. Как это работает?
Представьте, что вы пришли на концерт и читаете в программке: «Морис Равель. Соната для скрипки и виолончели» (1920– 1922)». Эти даты, наша «Кратчайшая история» и пятиминутный поиск в интернете дадут вам интересную информацию для размышления: соната — камерный жанр (то есть музыкантов один или двое), значит, интонация этой музыки — скорее сокровенная, не такая официальная, как у симфонической. В классической сонате один из двух исполнителей чаще всего — пианист. Выходит, инструментальный состав у Равеля — виолончель и скрипка — это нечто необычное. Сонаты писались с XVII века, а окончательно жанр кристаллизовался в XVIII, в эпоху классицизма: тогда соната стала развернутым трех- или четырехчастным циклом, где у частей есть свои амплуа — темпы, характеры, последовательность. У произведения, которое мы пришли послушать, налицо все признаки классической сонаты: четыре части, их темповые соотношения «быстро — очень быстро — медленно — оживленно». Но годы ее сочинения — 1920–1922: значит, перед нами — не классицистическая, а гораздо более поздняя соната. Ее язык будет свободнее, необычнее, он может показаться более причудливым, чем у настоящих «сонатных» сонат XVIII–XIX веков — например, бетховенских. Таким образом, еще до начала концерта вы что-то знаете о контексте, жанре и структуре сочинения, и можете правильно распределить свое внимание. Вы понимаете на базовом уровне, в чем оно соответствует «норме», а в чем необычно. Вы знаете, с чем его можно сравнить, чтобы ощутить стилевую близость или дистанцию.
Издательство: Альпина Паблишер
2. Состав исполнителей
Бывает, что он продиктован жанром. Симфонию обычно играет оркестр, мадригал поет вокальный ансамбль, а если вы придете на концерт квартетной музыки, то на сцене гарантированно будут стоять четыре стула. Но мы говорили выше, что в музыке XX века и современной музыке понятие жанра достаточно условно. В этих случаях полезно обращать внимание на слова, что следуют в названиях произведений после «для»: «. для трубы, сопрано, баса, бас-кларнета и восьмиканальной электроники»; «. для клавесина и камерного оркестра»; «. для скрипки, виолончели, гобоя, фагота и оркестра».
Все это обещает разные краски, разные комбинации тембров — то есть инструментальных голосов. Наконец, это дает разную картинку на сцене. В состав исполнителей могут входить чтецы и танцоры, электроника и старинные инструменты, ветровая машина, рык льва, трещотки, наковальни, колокола и орган — чего только не бывает.
Если экзотические инструменты не солируют, а включены в состав большого симфонического оркестра, то в заглавие сочинения они, конечно, не выносятся: в этом случае следите за тем, что происходит на сцене (если вы слушаете сочинение на концерте). Композитору нет смысла вводить в оркестр интересный инструмент и не «показать» его слушателю: если в составе есть саксофон, басовый большой барабан или кукушка-свистулька, в какой-то момент вы наверняка их услышите.
И увидите — если сидите не в партере (кстати, когда играют симфоническую музыку, во многих случаях в партере сидеть нет никакого смысла). Если вы слушаете музыку в записи, всегда уточняйте, для какого состава инструментов она написана. Играет квартет или трио? Интересный набор ударных или один инструмент в сопровождении электроники?
Вскоре вы научитесь различать тембры, будете прислушиваться к сольным разделам и репликам. Так вы не потеряете внимание, сможете оценить колорит сочинения и привыкнуть к звуковым палитрам, характерным для некоторых композиторов и эпох. Тогда фразы вроде «экспрессионистский оркестр» или «барочная медь» очень быстро станут вам интуитивно понятными.
Кстати: басовый большой барабан — это просто барабан нечеловеческих размеров.
3. Контекст
. Иногда тоже выводится из жанра. Существуют жанры, привязанные к конкретному моменту истории и определенной культуре. Если на пластинке записаны мадригалы, значит это (скорее всего) Италия, XVI– XVII век, а если на концерте звучат «Страсти», то мы перемещаемся в Германию XVII–XVIII столетия.
Но бывают отступления от правил, и это — самое интересное. Почему русский композитор в середине XX века пишет мадригалы? Что означает сочинение «Страстей» китайским автором на рубеже тысячелетий? И одно, и другое — реальные примеры обращения композиторов к жанрам, находящимся вне современного им контекста. Для одного и другого есть интересные исторические причины.
Однако даже если не знать, с какой эпохой ассоциирован тот или иной жанр, исторический контекст восстановить несложно — и это захватывающий процесс. Обращайте внимание на то, когда, в какой стране, и кем (представителем какой культуры) сочинена музыка. Клавесин на сцене в XX веке — это совершенно не то, что клавесин в веке XVIII (в одном случае — интересный ископаемый динозавр, в другом — норма жизни). Невозможно сравнивать русскую (Евстигней Фомин) и немецкую (Вольфганг Амадей Моцарт) оперу конца XVIII века — вернее, можно, но нужно понимать, в какой ситуации тогда находилась русская и немецкая музыка (подробнее об этом — в «Кратчайшей истории»). Безмятежная ясность и нежность в музыке украинского композитора Валентина Сильвестрова (р. 1937) должна восприниматься не так, как то же самое — у Роберта Шумана, немецкого автора, жившего столетием раньше.
Не всегда — но бывает так, что интересно узнать контекст более частного порядка: такое-то сочинение создано после смерти матери композитора, другое посвящено учителю, а эта пьеса — свадебный подарок автора своей молодой жене. Такие вещи можно за пять минут найти в интернете (внимание: информации на английском языке будет больше и гораздо лучшего качества). Часто подобные сведения указаны в программках, фестивальных буклетах или на обложках пластинок — не пренебрегайте ими.
Музыкальное произведение
Из Википедии — свободной энциклопедии
Музыка́льное произведе́ние (опус) в широком смысле — всякая музыкальная пьеса, в том числе, народная песня или инструментальная импровизация. Также музыкальное произведение есть категория музыкальной эстетики, обозначающая ограниченный историческими и культурными рамками результат композиторской деятельности. Музыкальным произведениям свойственны внутренняя завершённость и мотивированность целого, индивидуализированность содержания и формы, за которыми стоит личность автора, детальная фиксация нотной (или другого типа) записи, предполагающая искусство исполнительской интерпретации.
Музыкальное произведение как понятие и как способ существования музыки откристаллизовалось сравнительно поздно. И. Г. Гердер и В. Гумбольдт считали законченность не свойственной музыке, определяя сущность последней понятием «деятельность» (Opus, Energia, Tätigkeit), а не «произведение» (Ergon, Werk). За подобным воззрением стояла длительная традиция осознания процессуальности искусства звуков. Адама из Фульды (1490) «преходящесть» музыкального времени заставила назвать музыку «размышлением о смерти». А. Бонавентура считал, что музыкальный опус может быть «красивым и полезным» (pulchrum et utile), но не «законченным» (stabile).
Позднее, когда нотный текст в общественном сознании был отождествлён с результатом композиторской деятельности, появилось представление о завершённости звукового целого. Для музыкального авангардизма характерен разрыв с традицией музыкальных произведений; оно заменяется «открытой формой», «событием», «акцией». В наши дни музыкальное произведение как индивидуальная целостность зачастую распадается в стереотипном, «конвейерном» производстве опусов, представляющих массовую музыкальную культуру (Шлягер).
Жанры музыкальных произведений
Ариозо — небольшая ария с мелодикой напевно-декламационного или песенного характера.
Ария — законченный по построению эпизод в опере, оперетте, оратории или кантате, исполняемый певцом-солистом в сопровождении оркестра.
Баллада — сольные вокальные сочинения, использующие тексты стихотворных произведений и сохраняющие их основные особенности; инструментальные сочинения.
Балет — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.
Балетмейстер — автор и постановщик балетов, хореографических миниатюр, танцев.
Блюз — джазовая песня грустного, лирического содержания.
Былина — русская народная эпическая песня-сказание.
Водевиль — веселая театральная пьеса с музыкальными номерами. 1) вид комедии положений с песнями-куплетами, романсами, танцами; 2) заключительная куплетная песенка в пьесе-водевиле.
Гимн — торжественная песня.
Джаз — разновидность импровизационной, танцевальной музыки.
Диско — музыкальный стиль с упрощенной мелодикой и жестким ритмом.
Инвенция — небольшая музыкальная пьеса, в которой существенное значение имеет какая-либо оригинальная находка в области мелодического развития, формообразования.
Интермедия — небольшая музыкальная пьеса, исполняемая между частями произведения.
Интермеццо — небольшая пьеса свободной формы, а также самостоятельный эпизод в опере или другом музыкальном произведении.
Кант — род бытовой многоголосной песни.
Кантата — крупное вокально-инструментальное произведение торжественного характера, обычно для солистов, хора и оркестра.
Кантилена — напевная, плавная мелодия.
Каприччо — виртуозная инструментальная пьеса импровизационного склада с неожиданной сменой образов, настроений.
Концерт — произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра, а также публичное исполнение музыкальных произведений.
Мадригал — небольшое музыкально-поэтическое произведение любовно-лирического содержания в xiv—xvi вв.
Марш — музыкальное произведение с размеренным темпом, четким ритмом, обычно сопровождающее коллективное шествие.
Мюзикл — музыкальное произведение, сочетающее в себе элементы оперы, оперетты; балета, эстрадной музыки.
Ноктюрн — в xviii — начале xix в. многочастное инструментальное произведение, большей частью для духовых инструментов, исполнявшееся обычно на открытом воздухе вечером или ночью, с xix в. небольшая лирическая инструментальная пьеса.
Ода — торжественное музыкальное произведение, посвященное какому-либо значительному событию или лицу.
Опера — музыкально-драматическое произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки.
Оперетта — музыкально-сценическое комедийное произведение, включающее вокально-танцевальные сцены, оркестровое сопровождение и разговорные эпизоды.
Оратория — произведение для солистов, хора и оркестра, предназначенное для концертного исполнения.
Хаус — это стиль и движение в электронной музыке. хаус является потомком танцевальных стилей ранней эры пост-диско (электро, хай энерджи, соул, фанк и т. п.) основным отличием музыки хаус является повторяемый ритм-бит, обычно в размере 4/4, и семплинг — работа со звуковыми вставками, которые повторяются время от времени в музыке, частично совпадая с её ритмом. одним из самых важных современных подстилей хауса является прогрессив-хаус.
Хор — произведение для большого певческого коллектива. хоровые сочинения делятся на две большие группы — с инструментальным (или оркестровым) сопровождением или без него (a cappella).
Песня — стихотворное произведение, предназначенное для пения. ее музыкальная форма обычно куплетная или строфическая.
Попурри — пьеса, составленная из отрывков нескольких популярных мелодий.
Пьеса — законченное музыкальное произведение небольшого размера.
Рапсодия — музыкальное (инструментальное) произведение на темы народных песен и эпических сказаний, как бы воспроизводящее исполнение рапсода.
Реквием — траурное хоровое произведение (заупокойная месса).
Романс — лирическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением.
Рондо — музыкальное произведение, в котором основная часть повторяется несколько раз.
Серенада — лирическая песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, исполняемая в честь возлюбленной.
Симфония — музыкальное произведение для оркестра, написанное в сонатной циклической форме, высшая форма инструментальной музыки.
Симфоническая Музыка — в отличие от камерной исполняется в больших помещениях и предназначена для симфонического оркестра. симфонические произведения характеризуются глубиной и многогранностью содержания, нередко грандиозностью масштабов и вместе с тем доступностью музыкального языка.
Созвучие — сочетание в одновременном звучании нескольких звуков различной высоты.
Соната — музыкальное произведение из трех или четырех частей различного темпа и характера.
Сонатина — маленькая соната.
Сюита — произведение для одного или двух инструментов из нескольких разнородных пьес, связанных общим замыслом.
Симфоническая Поэма — жанр симфонической музыки, выражающий романтическую идею синтеза искусств. симфоническая поэма представляет собой одночастное оркестровое произведение, допускающее различные источники программы (литература иживопись, реже — философия или история; картины природы).
Токката — виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента в быстром движении и четком темпе.
Тон — звук определенной высоты.
Туш — краткое музыкальное приветствие.
Увертюра — это оркестровая пьеса, призванная служить вступлением к опере, балету, драме. по своей образности и форме многие классические увертюры близки к первым частям симфоний.
Фантазия — музыкальная пьеса свободной формы.
Фуга — многоголосное произведение, основанное на многократном повторении одной или нескольких тем.
Элегия — музыкальная пьеса печального характера.
Этюд — музыкальное произведение, основанное на виртуозных пассажах.
- Что такое доклад в вузе
- Что такое политический актор