Что такое музыкальное развитие

Музыкальное развитие в раннем возрасте: зачем оно нужно?

Что такое музыкальное развитие. Смотреть фото Что такое музыкальное развитие. Смотреть картинку Что такое музыкальное развитие. Картинка про Что такое музыкальное развитие. Фото Что такое музыкальное развитие Татьяна Крючкова
Музыкальное развитие в раннем возрасте: зачем оно нужно?

Музыкальное развитие в раннем возрасте – зачем оно нужно?

Рано или поздно каждый сознательный родитель сталкивается с необходимостью музыкального развития своего ребенка. И тогда перед ним возникает вопрос: а что оно даст моему ребенку? Давайте вместе попытаемся в этом разобраться.

Задатки музыкальных способностей есть у каждого

Развивая с рождения музыкальные способности ребенка, вы не только закладываете фундамент для того, чтобы он мог с легкостью петь и играть на музыкальных инструментах, но и создаете ему отличную возможность для быстрого обучения иностранным языкам, занятий танцами, учебы в общеобразовательной школе.

Физиология

В последнее время все большую популярность приобретают различные методики раннего обучения. Родители соперничают, демонстрируя умение малышей читать, писать и считать. При этом лишь немногим из них известны физиологические особенности самого процесса обучения.

Правое полушарие мозга «видит» мир целостно, изучает его методами воображения и творчества, главными из доступных ребенку, незаменимыми для него.

Левое же полушарие «дробит» картину мира на части, стараясь проанализировать, выстроить логические цепочки, сосредоточиться на фактах, подробностях, символах. Именно поэтому его преждевременное принудительное развитие может навредить малышам, ведь они прежде всего должны понять и прочувствовать целостность и стабильность мира, а потом уже изучать его детали.

Как известно, правое полушарие отвечает и за музыкальные способности человека. Но, что самое главное, при восприятии музыки начинают работать оба полушария мозга, активизируются механизмы межполушарного взаимодействия. Именно поэтому занятия музыкой способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка. В дальнейшем ему легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию. Исследование, проведенное психологами в 2003 году, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации. Все это свидетельствует о том, что процесс музыкального восприятия требует большой внутренней работы.

Движения

Математика

Далеко не всем известно, что музыкальное развитие влияет и на математические способности ребенка. Когда психологи начали изучать детей, занимающихся в школе известного японского преподавателя музыки С. Судзуки, выяснилось, что у юных скрипачей достаточно высокий уровень структурного и пространственного мышления. Впрочем, это не так уж и удивительно: занимаясь музыкой, ребенок пространственно мыслит, попадая по нужным клавишам; манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст. Для музыкального восприятия, как и для многих других психологических процессов, существует сенситивный период, которым считается дошкольное детство. Именно поэтому особенно сильно влияние раннего пребывания в музыкальной среде на последующую жизнь человека. Если пропустить это время, наверстать упущенное будет очень сложно.

Что такое музыкальное развитие. Смотреть фото Что такое музыкальное развитие. Смотреть картинку Что такое музыкальное развитие. Картинка про Что такое музыкальное развитие. Фото Что такое музыкальное развитиеРазвитие творческих способностей детей через нестандартные способы рисования в раннем возрасте Изучив работы различных авторов, таких как Г. Б. Кибишевой программу «Вдохновение»; пособия А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования.

Конспект НОД по направлению физическое развитие в раннем дошкольном возрасте «Спасение мяча» Цель: приобретение опыта в двигательной деятельности детей, способствующего развитию равновесия и координации движений. Задачи:.

Консультация для родителей «Психическое развитие ребёнка в раннем и дошкольном возрасте» «Психическое развитие ребёнка в раннем и дошкольном возрасте. Овладение ходьбой и её значение в развитии ребёнка». Важным достижением.

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание детей в раннем возрасте в период адаптации» Консультация для родителей «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ» Здравствуйте, уважаемые родители! Я хотела.

Консультация для родителей «Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте?» Историческая справка. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) носил характер основополагающей, единой и поддерживаемой.

Развитие речи детей в раннем возрасте посредством пальчиковой гимнастики Отечественные физиологи отмечали, что развитие рук непосредственно связанны с развитием мозга. Применяя пальчиковую гимнастику, мы получаем.

Презентация «Развитие предметно-пространственной среды в раннем дошкольном возрасте» Данная презентация может быть полезна для педагогов ДОУ, для родителей. В ней представлены варианты настольных развивающих игр, направленных.

Развитие предпосылок сюжетно — ролевой игры в раннем и младшем дошкольном возрасте Игра в дошкольном возрасте является таким видом деятельности, в процессе которой при правильном педагогическом руководстве осуществляется.

Речевое развитие в раннем возрасте Речевое развитие в раннем возрасте. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, «речевое.

Сенсорное развитие в раннем дошкольном возрасте Сенсорное развитие в раннем дошкольном возрасте превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и.

Источник

Музыкальное развитие дошкольников

Музы­каль­ное раз­ви­тие очень важно для любого ребенка. И это совсем не озна­чает, что из малыша с пеле­нок необ­хо­димо рас­тить гени­аль­ного музы­канта, но научить его слу­шать, пони­мать музыку, насла­ждаться ей — в наших силах. Когда же стоит начи­нать музы­каль­ное раз­ви­тие и в чем же оно должно заключаться?

Музы­каль­ное раз­ви­тие спо­соб­ствует целост­ному фор­ми­ро­ва­нию лич­но­сти ребенка. Во время слу­ша­ния музыки про­ис­хо­дит раз­ви­тие цен­траль­ной нерв­ной системы, мышеч­ного аппа­рата, облег­ча­ется про­цесс соци­а­ли­за­ции, раз­ви­ва­ется худо­же­ствен­ное мыш­ле­ние, чув­ство прекрасного.

От рож­де­ния до 2 лет

Как известно, слу­хо­вое вос­при­я­тие (не в при­мер зри­тель­ному) к моменту появ­ле­ния крохи на свет сфор­ми­ро­вано очень хорошо. Еще нахо­дясь в живо­тике у мамы, кроха слы­шит ее голос. Ребе­нок повто­ряет речь людей, звуки живот­ных. Нежи­вая при­рода (стук двери, к при­меру) его совер­шенно не инте­ре­сует. Иссле­до­ва­те­лями отме­чено, что лепет всех детей мира оди­на­ко­вый, неза­ви­симо от того, какой язык зву­чит вокруг. Обра­ща­ясь к погре­муш­кам, стоит отме­тить, что они про­из­во­дят раз­но­об­раз­ней­шие звуки — глу­хие, трес­ку­чие, как мара­касы, или звон­кие, как коло­коль­чик. При их покупке ста­рай­тесь под­би­рать как можно боль­ший спектр зву­ча­ний. Пред­ло­жите малышу срав­нить звуки раз­ных погре­му­шек, В насто­я­щее время на рынке дет­ских това­ров боль­шую нишу зани­мают элек­трон­ные музы­каль­ные игрушки (мобили, музы­каль­ные ков­рики, элек­трон­ные пиа­нино и пр.). Важно, чтобы вос­про­из­во­ди­мая музыка была узна­ва­ема и хоро­шего каче­ства. Ценно еще и то, что для извле­че­ния звука (мело­дии) малышу потре­бу­ется совер­шить дей­ствие — уда­рить по кла­више, повер­нуть рыча­жок, потро­гать игрушку и т.п. Это будет спо­соб­ство­вать фор­ми­ро­ва­нию при­чинно-след­ствен­ных свя­зей на уровне “реак­ция ‑сти­мул”, раз­ви­вая тем самым кору голов­ного мозга.

Совсем малень­кому ребенку вы инту­и­тивно пред­ла­га­ете спо­кой­ные колы­бель­ные перед сном, задор­ные и рит­мич­ные песенки во время бодр­ство­ва­ния. Двух­лет­нему малышу можно пред­ло­жить выбрать самому, какой вари­ант из пред­ло­жен­ных музы­каль­ных отрыв­ков больше подой­дет, напри­мер, для зарядки. Объ­яс­ните, что зна­чит выра­же­ние “делать под музыку”. Дети пре­красно пой­мут его смысл, если не стес­няться пре­уве­ли­ченно серьезно изоб­ра­зить мар­ше­вые дви­же­ния под музыку Грига. Полу­ча­ется? Нет. Под эту музыку дви­же­ния должны быть плав­ные и раз­ме­рен­ные. Без­условно, можно исполь­зо­вать записи песе­нок из мульт­филь­мов. Но не поле­ни­тесь вне­сти раз­но­об­ра­зие. Дети очень хорошо вос­при­ни­мают “мяг­кие” джа­зо­вые ком­по­зи­ции (с легко про­сле­жи­ва­е­мой глав­ной темой). Их удачно пред­ла­гать перед отхо­дом ко сну. К при­меру, подой­дут такие про­из­ве­де­ния, как “Summertime” Дж. Гер-швина, “Осанна”, прак­ти­че­ски любое про­из­ве­де­ние Вебера. Из репер­ту­ара клас­си­че­ской музыки можно оста­но­виться на “К Элизе” и 14‑й сонате (Лун­ной) Бет­хо­вена, валь­сах Гри­бо­едова, нок-тюр­нах Глинки, “Пер Гюнте” Грига, “Эле­гии” Массне.

Для актив­ного вре­мя­про­вож­де­ния возь­мите ита­льян­скую польку и 14‑й кон­церт Рах­ма­ни­нова, турец­кое рондо Моцарта, вальс Хача­ту­ряна к драме “Мас­ка­рад”, шутку из оркест­ро­вой сюиты Баха. Сей­час суще­ствует вели­кое мно­же­ство тема­ти­че­ских ком­пакт-дис­ков с запи­сями музы­каль­ных про­из­ве­де­ний, аран­жи­ро­ван­ных для малы­шей. Это вари­анты попу­ляр­ных про­из­ве­де­ний без слож­ных для дет­ского уха аккор­дов и вто­рых тем. Прак­ти­че­ски зву­чит одна мело­дия. В любом воз­расте чело­веку при­ятно и полезно слу­шать записи зву­ков при­роды — жур­ча­щего ручья, бушу­ю­щего моря, шур­ша­щего дождя… Но не забы­вайте непре­лож­ное пра­вило — раз­го­ва­ри­вайте с ребен­ком о том, что он услы­шал. Спро­сите малыша, по-нра­ви­лось ли, о чем он думал во время про­слу­ши­ва­ния, какие чув­ства пере­жи­вал. Ведь может ока­заться, что у него воз­ни­кают непри­ят­ные ассо­ци­а­ции. Обсуж­дайте все, что услы­шано впер­вые, обра­щая вни­ма­ние на эмо­ци­о­наль­ную сто­рону (какие воз­ни­кают чув­ства, образы).

2–3 года — пер­вые инструменты

В слу­ша­нии музыки мы уже под­на­то­рели, и на смену доб­рым ста­рым, но уже надо­ев­шим погре­муш­кам при­хо­дят самые насто­я­щие музы­каль­ные инстру­менты. В этом воз­раст­ном про­ме­жутке наи­бо­лее опти­мально будет обра­тить вни­ма­ние на озна­ком­ле­ние малыша с музы­каль­ными инстру­мен­тами.

Бара­бан, можно быть уве­рен­ным, будет вос­при­нят на “ура”. Пред­ло­жите юному удар­нику хлоп­нуть по бара­бану ладо­шкой, потом посту­чать паль­чи­ком, поверх­ность можно погла­дить. Отбейте бара­бан­ную дробь; хотя подоб­ные упраж­не­ния малышу еще не под силу, этим вы рас­ши­рите для него диа­па­зон вос­про­из­во­ди­мых зву­ков и побу­дите инте­рес к даль­ней­шим мани­пу­ля­циям. Палочки пока стоит отло­жить в сто­рону во избе­жа­ние травматизма.

А теперь — ложки. Их даже поку­пать не надо. Навер­ное, най­дется в хозяй­стве пара дере­вян­ных ложек. Сло­жите их тыль­ными сто­ро­нами, скре­пите концы для удоб­ства резин­кой. Для пер­вич­ного озна­ком­ле­ния вполне доста­точно. Дер­жать ложки нужно за скреп­лен­ные кон­чики, не сжи­мая слиш­ком крепко, иначе, будучи сжа­тыми, они не изда­дут стука. Детям не так про­сто пра­вильно взять ложки, куда при­выч­нее схва­тить покрепче, как погре­мушку. Потре­бу­ется добиться неко­то­рой рас­слаб­лен­но­сти, Зву­ча­ние ложек тра­ди­ци­онно соче­та­ется с народ­ными пес­нями и попев­ками, но подой­дет и прак­ти­че­ски любая рит­мич­ная мело­дия (“Танец малень­ких утят”, “Антошка”, “Кабы не было зимы”).

Если вдруг най­дете в про­даже тре­щотку, ее тоже можно пред­ло­жить ребенку. Так же, как и ложки, этот инстру­мент тре­бует опре­де­лен­ной коор­ди­на­ции дви­же­ний для извле­че­ния звука. Тут необ­хо­дима согла­со­ван­ная работа мышц кисти и пред­пле­чья. Игрой на тре­щотке удобно сопро­вож­дать речевки, частушки (можно исполь­зо­вать “Частушки бабок ежек”).

После 3 лет можно пред­ло­жить малышу метал­ло­фон. Мело­дич­ные гаммы спо­собны вооду­ше­вить дет­ское твор­че­ство-подоб­ного их малень­кие ушки еще не слы­шали. При этом надо учесть, что палочку сле­дует дер­жать легко, не сжи­мая, иначе звук не полу­чится чистым. Этот момент малыши “ловят” не сразу, но со вре­ме­нем все нач­нет получаться.

4 года — слу­шаем музыку

Четы­рех­лет­ний слу­ша­тель уже довольно опы­тен, по-преж­нему пыт­лив, непо­сед­лив и нетер­пе­лив. Именно сей­час боль­шую часть вре­мени стоит уде­лить слу­ша­нию музыки. Про­слу­ши­вая музы­каль­ное про­из­ве­де­ние, малыш легко раз­бе­рется с тем­пом и вычле­нит извест­ные ему инстру­менты. Пора рас­ши­рить его кру­го­зор, позна­ко­мить с новыми музы­каль­ными инстру­мен­тами. Это поз­во­лит при про­слу­ши­ва­нии музыки задей­ство­вать важ­ную пси­хи­че­скую функ­цию — ана­лиз, кото­рый необ­хо­дим для умствен­ного раз­ви­тия крохи. Обла­дая новыми зна­ни­ями, ребе­нок готов к посе­ще­нию кон­сер­ва­то­рии. Можно пред­вос­хи­тить куль­тур­ный поход про­смот­ром видео­за­пи­сей с кон­цер­тами, про­ана­ли­зи­ро­вать и обсу­дить услы­шан­ное. Музыка, ока­зы­ва­ется, может рас­ска­зать о себе очень много. Не только про темп, ритм и состав инстру­мен­тов. Позна­ко­мимся со сло­вами “мажор” и “минор”. Сде­лать их доступ­ными для пони­ма­ния ребенка помо­гут анто­нимы весело — грустно. И пред­ло­жить опре­де­лить, какому про­из­ве­де­нию что подой­дет. Для минора можно взять “Болезнь куклы” Чай­ков­ского, а для мажора “Турец­кое рондо” Моцарта. Мажор — все­гда уве­рен­ный, радост­ный, бра­ви­ру­ю­щий, минор — груст­ный, Еще проще для дети­шек опре­де­лять харак­тер музыки сле­ду­ю­щим обра­зом: мажор — хочется сме­яться, минор — хочется пла­кать. Малышу нужно выбрать, что лучше делать под зву­ча­щую музыку, и “поста­вить диа­гноз”. Чтобы закре­пить этот мате­риал, хорошо потре­ни­ро­ваться на сле­ду­ю­щих музы­каль­ных про­из­ве­де­ниях. Минор — “Пер­вая утрата” Шумана, “Танец малень­ких лебе­дей” Чай­ков­ского, рус­ская народ­ная песня “Во поле береза сто­яла”. Мажор — “Ита­льян­ская полька” Рах­ма­ни­нова, “Кло­уны” Каба­лев­ского, “Чунга-чанга”. Теперь еще более странно зву­ча­щие слова, но объ­яс­нить их еще проще: стак­като — резко, отры­ви­сто и легато — плавно, замед­ленно. При испол­не­нии стак­като каж­дый звук “гово­рит” отдельно, ждет своей оче­реди, а в слу­чае легато — звуки “пере­те­кают” один в дру­гой. Напри­мер, “Во поле березка сто­яла” — оче­вид­ное легато, песня “Улыбка” — бес­спор­ное стаккато.

Ну и, конечно же, стоит орга­ни­зо­вать зна­ком­ство с более широ­ким кру­гом музы­каль­ных инстру­мен­тов. Малышу уже хорошо известны удар­ные. Из группы кла­виш­ных вполне воз­можно пока­зать фор­те­пи­ано, упо­мя­ните про орган, кла­ве­син (их малыш уви­дит в кон­сер­ва­то­рии). Группу духо­вых пред­ста­вят флейта, труба. Хорошо, если сов­местно со зву­ча­нием можно будет пока­зать изоб­ра­же­ние инстру­мента. Рас­ска­жите малышу перед похо­дом в кон­сер­ва­то­рию о пра­ви­лах пове­де­ния в этом месте. Объ­яс­ните, что во время испол­не­ния не при­нято раз­го­ва­ри­вать, вста­вать с места, шуметь. Для начи­на­ю­щих пред­ла­га­ются або­не­менты на кон­церты, непро­дол­жи­тель­ные по вре­мени. Можно посе­тить кон­церт­ный зал Рос­сий­ской ака­де­мии музыки им. Гне­си­ных. Здесь про­во­дятся вос­крес­ные днев­ные кон­церты; в числе про­чих про­из­ве­де­ний испол­ня­ются этюды Листа (напри­мер, “Хоро­вод гно­мов”), музыка Грига к пьесе Ибсена “Пер Гюнт”, Сен-Сане “Кар­на­вал живот­ных”. Будет очень неплохо, если во время пер­вого посе­ще­ния кон­сер­ва­то­рии малыш услы­шит уже зна­ко­мые про­из­ве­де­ния — это поз­во­лит яснее оце­нить раз­ницу между вос­про­из­ве­де­нием с диска и “живым” зву­ча­нием. Для пер­вых посе­ще­ний можно выбрать цикл пьес Каба­лев­ского, про­из­ве­де­ния малых форм Моцарта, фольк­лор­ные песни. Далее выби­райте музы­каль­ную сказку “Волк и семеро коз­лят”, оперы “Сказка о мерт­вой царевне и семи бога­ты­рях”, “Рикки-Тикки-Тави”, “Огниво”. Не менее инте­ресно для малыша будет посе­ще­ние Рос­сий­ского цен­тра музей­ной педа­го­гики дет­ского твор­че­ства в Госу­дар­ствен­ном Рус­ском музее. Туда можно пойти с ребен­ком двух лет, напри­мер, на або­не­мент “В худо­же­ствен­ном музее вме­сте с мамой”, “Игры со зву­ками и крас­ками”. Для 4‑летних малы­шей пред­ла­га­ется або­не­мент “Встречи с пре­крас­ным”. В Мос­ков­ском меж­ду­на­род­ном Доме музыки вни­ма­нию малы­шей и их мам пред­ло­жат ска­зоч­ный кон­церт “Конек-Гор­бу­нок” и “Сказку о царе Сал­тане” по одно­имен­ной опере Рим­ского-Кор­са­кого. В Мос­ков­ском театре Новая опера им. Е. В. Коло­бова вни­ма­нию юных слу­ша­те­лей пред­ста­вят оперу “Кош­кин дом”. Можно также посе­тить дет­ский музы­каль­ный театр им. Н. Сац с бога­тым репер­ту­а­ром спек­так­лей для малы­шей. Инте­рес­ные спек­такли можно посмот­реть в музы­каль­ном театре “Экс­пе­ри­мент Ъ”. Наи­боль­шим успе­хом поль­зу­ются поста­новки “Коте­нок по имени Гав”, “Лету­чий корабль”, “Кошка, кото­рая гуляла сама по себе”.

5–6 лет — все “по-взрос­лому”

В воз­расте 5–6 лет в детях твор­че­ская жилка бук­вально бьет клю­чом, но при этом уже намного более дис­ци­пли­ни­ро­вана, нежели год-дру­гой назад. Тво­рить и про­из­во­дить шум — насущ­ная потреб­ность дошколь­ника. То есть самое время перейти от слу­ша­ния к вос­про­из­ве­де­нию. Пред­ла­гаем вам орга­ни­зо­вать музы­каль­ный шумо­вой оркестр. Это доста­точно шум­ное меро­при­я­тие, для кото­рого потре­бу­ется и фоно­вая музыка, кото­рая создаст необ­хо­ди­мый настрой, задаст ритм. Подой­дут афри­кан­ские или япон­ские бара­баны, мара­касы. Не менее увле­ка­те­лен и про­цесс изго­тов­ле­ния инстру­мен­тов. При­го­дятся банки с водой, стек­лян­ные и пла­сти­ко­вые бутылки с горо­хом, фасо­лью, греч­кой, бубны, ложки, рас­ческа, ведра, рези­но­вые шары, даже счеты. Подой­дет все, с помо­щью чего можно извлечь хоть какой-то звук. Поста­вив музы­каль­ное про­из­ве­де­ние, слу­шаем его, вни­каем, создаем настро­е­ние. После этого пыта­емся допол­нить зву­ча­ние сво­ими силами, Лучше попро­бо­вать все инстру­менты, потом раз­да­вать пред­по­чте­ния. Воз­можно, сна­чала у малыша не полу­чится ника­кой мело­дии. Если он про­сто бьет инстру­мен­тами, не пре­ры­вайте дей­ство. Это отлич­ный спо­соб изба­виться от нега­тив­ных эмо­ций, раз­ря­диться. В сле­ду­ю­щий раз нач­нется про­цесс син­теза, сози­да­ния. Заня­тие будет более эффек­тив­ным, если в нем при­мут уча­стие двое-трое детей. Работа услож­ня­ется, но уве­ли­чи­ва­ется и коли­че­ство реша­е­мых задач. При­дется научиться слу­шать друг друга. Для вас же это воз­мож­ность оце­нить эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние сво­его чада и дать ему воз­мож­ность импро­ви­за­ции. В этом воз­расте про­дол­жаем рас­ши­рять репер­туар музы­каль­ных про­из­ве­де­ний, кото­рые можно пред­ло­жить ребенку для про­слу­ши­ва­ния. Под­би­рать музы­каль­ные про­из­ве­де­ния нужно соот­вет­ственно настро­е­нию малыша, Вы смо­жете пози­тивно вли­ять на его эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние. Для 5–6 лет­них детей реко­мен­ду­ется исполь­зо­вать сле­ду­ю­щий репертуар:

Опи­ра­ясь на этот спи­сок, вы можете допол­нять его, учи­ты­вая вкусы и потреб­но­сти сво­его малыша.

Источ­ник: жур­нал «Малыш и Мама» №11, 2007

Источник

ДЕТСТВО-ГИД

DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов

Что такое музыкальное развитие. Смотреть фото Что такое музыкальное развитие. Смотреть картинку Что такое музыкальное развитие. Картинка про Что такое музыкальное развитие. Фото Что такое музыкальное развитие Что такое музыкальное развитие. Смотреть фото Что такое музыкальное развитие. Смотреть картинку Что такое музыкальное развитие. Картинка про Что такое музыкальное развитие. Фото Что такое музыкальное развитие Что такое музыкальное развитие. Смотреть фото Что такое музыкальное развитие. Смотреть картинку Что такое музыкальное развитие. Картинка про Что такое музыкальное развитие. Фото Что такое музыкальное развитие

Рубрики

Свежие комментарии

Страницы

Музыкальное развитие дошкольников

Что такое музыкальное развитие. Смотреть фото Что такое музыкальное развитие. Смотреть картинку Что такое музыкальное развитие. Картинка про Что такое музыкальное развитие. Фото Что такое музыкальное развитие

Музыкальное развитие — это результат формирования ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Процесс м узыкального развития ребенка – это взаимодействие и взаимообусловленность фундаментальных факторов:
— собственная природа ребенка (внутренний мир);
— внешняя среда (внешний мир);
— музыкальная деятельность ребенка.

Музыкальное образование детей дошкольного возраста включает:
— совокупность сформированных эмоциональных, интеллектуальных, личностных и поведенческих качеств ребенка;
— достижение им определенного уровня музыкальной культуры.

Музыкальная культура дошкольника включает:
— эмоциональную отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства;
— музыкально-образное мышление и воображение;
— опыт творческой музыкальной деятельности;
— музыкально-эстетическое сознание.

Средства музыкальной выразительности
1. Интонация, передающая эмоциональное состояние, настроение музыкального произведения.
2. Тембр – окраска звука.
3. Ритм – последовательность звуков одинаковой и различной длительности.
4. Темп – скорость исполнения музыки.
5. Лад – упорядоченное соотношение звуков по высоте (мажор и минор).
6. Динамика – сила звучания музыки.
7. Регистр – ряд звуков, близких по тембровой окраске.
8. Мелодия – музыкальная мысль, выраженная посредством звуков в ладовом и метроритмическом отношениях.
9. Гармония – объединение звуков в созвучия.

Содержание музыкального образования детей дошкольного возраста:
1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке;
2) музыкальные знания, умения и навыки;
3) опыт музыкально-творческой деятельности.

Формы организации музыкальной деятельности в ДОО:
Занятия — основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры.
Главная задача — вызвать у детей интерес к музыке и музыкальной деятельности.
Развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку на протяжении всего занятия должно быть в центре внимания педагога.

Содержание музыкальных занятий в ДОО:
Типовое включает все виды музыкальной деятельности.
В доминантном преобладает какой-либо вид музыкальной деятельности (танцевально-ритмическая деятельность, песенное исполнительство).
На тематическом выбирается одна тема, которая объединяет все виды музыкальной деятельности.
Комплексное содержит различные виды искусства, виды художественной деятельности (интегрированное).

Музыка в повседневной жизни ДОО:
— использование музыки в быту (слушание грамзаписей, самостоятельное музицирование, упражнения, игры, утренняя гимнастика);
— различные виды развлечений (тематические музыкальные вечера, беседы-концерты, театральные постановки, аттракционы),
— праздничные утренники.

Методы музыкального образования детей дошкольного возраста
Это способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей и формирование основ музыкальной культуры дошкольников.
Основные методы — наглядный, словесный и практический.
Каждый из трех методов должен применяться с нарастанием проблемности:
от прямого воздействия (объяснительно-иллюстративный метод) посредством закрепления, упражнения, создания поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к проблемному воспитанию и обучению (самостоятельный поиск детьми способов деятельности).
Создание проблемных ситуаций на занятиях помогает развитию самостоятельности дошкольников, творческому применению сформированных навыков и умений.
Наглядный метод (наглядно-слуховой и наглядно-зрительный)
Наглядно-слуховой — ведущий метод музыкального воспитания — исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО.
Варианты проблемного использования наглядно-слухового метода (создание проблемной ситуации):
— сопоставить «живое» звучание и грамзапись;
— сравнить 2-3 произведения, контрастных между собой.
Наглядно-зрительный метод имеет вспомогательное значение (картины, рисунки, карточки).
Примеры проблемного использования данного метода:
— выбрать из трех картин одну, соответствующую характеру музыки;
— сравнить с картиной 2-3 музыкальных произведения и выбрать наиболее близкое ей по образному содержанию.

Словесный метод — беседа, рассказ, пояснение, разъяснение и др.
Особенность метода в музыкальном воспитании: требуется не бытовая, а образная речь. В данном случае педагог должен владеть яркой, грамотной, выразительной, эмоциональной речью.
Метод чаще всего не носит характер проблемности, но может быть проблемным, если побуждать детей к сравнениям, самостоятельным высказываниям (о характере, жанре, средствах выразительности).

Практический метод — показ исполнительских приемов в пении, движениях, игре на инструментах.
Метод приобретает характер проблемности, когда педагог показывает не один вариант выполнения действий:
— предлагается выбрать из нескольких движений то, которое больше подходит по характеру музыки;
— предлагается самому найти один или несколько вариантов движений в соответствии с музыкой.

Выбор методов зависит от возраста детей:
в младшем дошкольном возрасте велика доля наглядных и практических методов. Детям пока недоступно широкое применение словесных методов. Их речь еще не развита. Поэтому педагог использует приемы, побуждающие детей применять новые слова и одновременно облегчающие эту задачу.
В работе с детьми старшего возраста все методы и приемы используются с большей долей проблемности, которая стимулирует проявление самостоятельности и творчества.

Все указанные методы способствуют музыкальному образованию (т.е. обучению и воспитанию) и музыкальному развитию дошкольников.
Выбор методов определяет и этап работы над музыкальным произведением:
1 этап — ведущее место занимают наглядно-слуховой и словесный методы.
2 этап — возрастает роль практического метода, показа приемов исполнения (в том числе и вариативного) в сочетании с наглядным и словесным.
3 этап — (произведение выучено) практический метод приобретает большую долю вариативности, самостоятельности и творчества.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *