Что такое музыкальный фольклор и что к нему относится
Народная музыка
Народная музыка, музыкальный фольклор, или фолк-музыка (англ. folk music ) — музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества (фольклора), существующего, как правило, в устной (бесписьменной) форме, передаваемого из поколения в поколение. [1] Поскольку народная музыка известна всем общественно-историческим формациям (как устным, так и письменным), то её следует рассматривать не только как компонент народного творчества, но и, в более широком смысле, как ветвь (корень) музыкального искусства. [1] Одна из главных ветвей, противопоставляемая музыке популярной и академической. [2]
Традиционная народная музыка, в основном создающаяся сельским населением, длительное время сохраняет относительную самостоятельность и в целом противостоит профессиональной музыке, принадлежащей более молодым, письменным традициям. [1] Однако профессионализм характерен не только для письменных музыкальных традиций, устное профессиональное музыкальное искусство возникло внутри народного творчества как его органичная часть, в том числе у народов, не имевших самостоятельного, отделённого от фольклора профессионального искусства в европейском понимании этого слова (например, у казахов, киргизов, туркмен). [1] Существуют также устные профессиональные культуры, в определённой мере противопоставляемые фольклорной традиции (например, индийские раги, иранские дестгахи, арабские макамы). [1] Технический прогресс и СМИ совершенно изменили способ, которым народная музыка создается, познается, распространяется и используется как музыкантами, так и публикой. Современная народная музыка исполняется как образованными музыкантами-профессионалами, так и любителями. Поэтому она отличается от академической и популярной музыки скорее по функции, чем по средствам выражения (её исполняют скорее для собственного удовольствия, а не в качестве основного своего занятия). [2]
Сложен и мало изучен вопрос о взаимосвязях народной музыки с музыкой религиозного культа. Религиозные песни, распространяемые в ряде культур, после частичной переработки и переосмысления становились частью народной музыкальной традиции (например, рождественские коляды в Польше, английские Christmas-carols, немецкие Weihnachtslieder, французские Nokl и т. п.). [1]
Наиболее фундаментальные черты народной музыки сформировались в период дописьменного развития музыкальной культуры, исследование которого возможно в следующих направлениях: а) теоретически и косвенно, исходя из аналогий в смежных областях; б) по сохранившимся письменным и материальным источникам (трактаты о музыке, свидетельства путешественников, летописи, музыкальные инструменты и рукописи, археологические раскопки); в) по непосредственным данным устной музыкальной традиции, способной хранить в себе формы и формотворческие принципы тысячелетней давности. [1]
Для конкретизации понятия «Народная музыка» необходима её региональная, а затем и жанровая дифференциация.
Содержание
Региональная дифференциация
Жанровая дифференциация
Задолго до возникновения письменных музыкальных традиций из различных форм и типов первобытного синкретизма (обрядовые действа, игры, песнепляски в сопровождении музыкальных инструментов и другие) сформировались и развились самостоятельные жанры музыкального искусства — песенные, инструментальные, танцевальные.
Этническая дифференциация
История
Можно выделить три основных этапа в эволюции музыкального фольклора:
1) древнейшая эпоха, истоки которой уходят в глубь веков, а верхняя историч. граница связывается со временем официального принятия той или иной гос. религии, сменившей языческие религии родоплеменных сообществ;
Выразительные средства народной музыки
Народные артисты, певцы и сказители
В разное время и в разных странах носителями народной музыки были не только безымяные исполнители, но и талантливые творцы-исполнители:
Музыка. 5 класс
Конспект урока
Фольклор в музыке русских композиторов
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
— фольклор; сказка; колыбельная;
— понятие «симфоническая миниатюра»;
— тембры музыкальных инструментов.
Симфоническая миниатюра – это небольшое произведение для симфонического оркестра.
Колыбельная песня – древнейший жанр музыкального фольклора, который имеет спокойный монотонный характер, обусловленный повторностью ритмоинтонаций и однообразием припевных слов.
Челеста – это клавишно-ударный инструмент, внешне сходный с небольшим пианино. Состоит из деревянного корпуса и стальных пластин. Нажатие клавиши заставляет молоточек ударять по пластине, вызывая её звучание. Название инструмента происходит от итальянского слова «небесный».
Флейта-пикколо – деревянный духовой музыкальный инструмент. Обладает пронзительным и свистящим тембром, звучит на октаву выше обыкновенной флейты.
Английский рожок – деревянный духовой музыкальный инструмент. Он является разновидностью гобоя.
1. Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 159 с.
1. Рапацкая Л. А. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века»: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2010. – 384 с.
2. Сергеева Г. П. Русская музыка в школе. // Г. П. Сергеева, Л. А. Рапацкая. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2011. – 320 с.
3. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий(теория и практика обучения языкам) // Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Отечественные композиторы в своём творчестве постоянно обращались к русскому литературному фольклору – сказкам, легендам, преданиям. Сказка – это рассказ о вымышленных событиях и приключениях. В сказках герои справляются с любыми трудностями: побеждают злых волшебников, защищают и освобождают от врагов родную землю. В борьбе со злыми силами им помогают добрые люди, животные, растения и разные волшебные предметы.
Сегодня мы познакомимся с русским народным сказанием, записанным Иваном Петровичем Сахаровым.
«В тридевятом царстве у кудесника в сказочных горах живёт, растёт Кикимора. От утра до вечера тешит Кикимору кот Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору в хрустальной колыбели. Ровно через семь лет вырастет Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова-то у неё манёшенька, со напёрсточек. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера, свистит, шипит Кикимора с вечера до полуночи, со полуночи до бела света прядёт кудель конопляную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».
Кикимора – персонаж русских сказок и мифов. Считалось, что кикиморы причиняют людям различные неприятности: мешают спать и пугают различными звуками, досаждают маленьким детям, кидаются различными предметами, роняют и ломают вещи. Активность кикиморы могла даже вынудить хозяев покинуть свой дом.
Сегодня мы познакомимся с музыкальным портретом Кикиморы, который сочинил русский композитор Анатолий Константинович Лядов.
Его отец был дирижёром Мариинского театра. Его мать умерла, когда Анатолию было всего шесть лет. И сцена оперного театра, где работал его отец, часто заменяла ему дом. Мальчиком Лядов участвовал в репетициях, слушал и знал все арии и хоры из опер. Придя домой, он изображал перед зеркалом понравившихся персонажей. В театре прошло детство и отрочество будущего композитора, в музыке он жил, музыкой был занят. В 15 лет Лядов поступил в Петербургскую консерваторию. Он был талантливым и разносторонним человеком: рисовал, сочинял стихи, слыл знатоком театра, музыки, истории, литературы. Учителя говорили о нём: «Он был очень талантлив и при этом умница». В 23 года ещё совсем молодой композитор Анатолий Лядов стал профессором Петербургской консерватории.
Большое влияние на его творчество оказал великий композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. Именно он воспитал в Анатолии Константиновиче любовь к русскому фольклору. Народное сказание так заинтересовало Лядова, что портрет Кикиморы сразу лёг в основу симфонической миниатюры. Тема Кикиморы наводит ужас. Композитор рисует ужимки и прыжки Кикиморы. По характеру музыки мы видим злого, страшного персонажа. Мелодия колкая, скачущая, пронзительная. «Стучит, визжит Кикимора, поднимает переполох и хочет напугать всех, чтобы все разбежались. Да, ей кажется, что она торжествует, что её все боятся». И вдруг композитор, как по мановению волшебной палочки, выключает звук: оркестр на несколько мгновений замолкает. Оказывается, никто не испугался Кикимору, да и некого пугать.
Тему Кикиморы исполняет флейта-пикколо. Этот деревянный духовой инструмент обладает пронзительным и свистящим тембром, звучит на октаву выше обыкновенной флейты.
Анатолий Константинович Лядов явился создателем жанра «симфоническая миниатюра». Симфоническая миниатюра – это небольшое произведение для симфонического оркестра.
Ещё один колоритный персонаж – кот Баюн, который качает в колыбельке Кикимору. Музыкальный инструмент английский рожок исполняет тему кота Баюна. Она звучит в жанре колыбельной песни. Английский рожок – деревянный духовой музыкальный инструмент. Он является разновидностью гобоя.
Колыбельная песня –древнейший жанр музыкального фольклора, который имеет спокойный монотонный характер, обусловленный повторностью ритмоинтонаций и однообразием припевных слов. Для создания сказочного образа в произведении композитор использовал тембр инструмента челесты.
Челеста –это клавишно-ударный инструмент, внешне сходный с небольшим пианино. Состоит из деревянного корпуса и стальных пластин. Нажатие клавиши заставляет молоточек ударять по пластине, вызывая её звучание.
Название инструмента происходит от итальянского слова «небесный». Это один из дополнительных инструментов симфонического оркестра.
В творчестве Лядова есть ещё одна симфоническая миниатюра, рисующая один из самых распространенных образов русского сказочного фольклора – Бабу-ягу. Желание создать миниатюру возникло после прочтения «Народных сказок» Александра Николаевича Афанасьева и «Народных сказаний» Ивана Петровича Сахарова. Тогда-то и сложился собирательный образ Бабы-яги, наиболее ярко описанный в сказке из сборника «Василиса Прекрасная». Композитора привлекло в нём своеобразное сочетание сказочной жути и в то же время скрытой иронии. «Лядов хотел, чтобы это было и жалкое, и ужасное, и злобное, и полумифическое существо. Композитора удивил момент сказочного полета: «. Баба-яга вышла во двор, свистнула, – перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Баба-яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает. Скоро послышался в лесу шум: деревья трещали, сухие листья хрустели. ».
Музыка удивительно яркая, красочная, открывается свистящим унисоном деревянных духовых и струнных инструментов. Остался тихий отзвук этого свиста у валторн, затем дикие пассажи передают появление ступы и помела. И начинается картина полета, в непрерывном ритмическом движении, сначала лихорадочно стучащем, а затем равномерным, все больше набирающим силу.
Сегодня мы познакомились с новым жанром «симфоническая миниатюра», новыми тембрами музыкальных инструментов, композитором Анатолием Константиновичем Лядовым и с образом Кикиморы в музыке этого композитора.
Примеры заданий из тренировочного модуля
№ 1. Укажите древнейший жанр вокального фольклора. Выберите правильный ответ: частушки; заклички; колыбельная
Для правильного ответа достаточно вспомнить, в каком жанре написана тема кота Баюна.
Правильный ответ: колыбельная.
№ 2. Соедините названия музыкальных инструментов и соответствующие их тембрам образы симфонической миниатюры «Кикимора»:
— тема хрустальной колыбельки,
На уроке была прослушана симфоническая миниатюра «Кикимора», в которой мы познакомились с новыми тембрами инструментов. Вспомнив их, мы сможем ответить на вопрос.
Правильный ответ: челеста – тема хрустальной колыбельки, английский рожок – тема кота Баюна, флейта-пикколо – тема Кикиморы.
Жанры музыкального фольклора: что это такое и какие они бывают?
Жанры музыкального фольклора – это основные виды музыкальных произведений, созданных неизвестными авторами и сохранённых народом на многие поколения с помощью устной передачи от одного человека к другому.
Об этих видах мы и поведём сегодня разговор, но сначала внесём некоторую ясность по отношению к понятиям «фольклор» и «жанр», чтобы никто не путался.
Что такое фольклор и что такое жанр?
Вообще, слово «фольклор» относится не только к сфере именно музыкального творчества. Это слово – английское, и в переводится как означает «народная мудрость». К фольклору мы относим многие явления духовной культуры. Это и легенды, предания и сказки, поговорки и пословицы, заклинания и заговоры, приметы и гадания, танцы, религиозные и праздничные обряды, различные игры и даже считалки, стишки и анекдоты!
Жанры – это исторически сложившиеся виды произведений с присущими им особенностями содержания и формы, а также конкретным жизненным предназначением и особенностями их бытования и исполнения. Примеры музыкальных жанров – опера, балет, симфония, песня, романс и так далее.
Какие бывают жанры музыкального фольклора?
Всяких фольклорных музыкальных жанров у разных народов (всего мира) чрезвычайно много, поэтому в самом общем смысле их можно разделить на вокальные (те, что поются – главным образом, песни), инструментальные (которые играются – в основном наигрыши) и вокально-инструментальные (понятно, что здесь сразу и поют, и играют).
Ещё многие музыкальные жанры можно распределить по трём универсальным категориям содержания. Это эпос (если рассказывается какая-нибудь история), лирика (если основной упор полагается на чувства) и драма (если исполняется какое-либо действие).
Жанры русского песенного фольклора
Назвать все жанры музыкального фольклора – значит, объять необъятное. Каждый новый вид песни или танца – это отдельный жанр. Например, былина, хоровод, трепак, колыбельная, и веснянка, и колядка, и частушка – всё это названия жанров.
Мы остановимся подробнее на жанрах русского народного музыкального творчества. Основной жанр здесь – песня, но песни бывают разные и поэтому существуют многочисленные жанровые разновидности русской песни. Лучше всего эти разновидности запоминать по тому, какую роль они играли в жизни народа, в какой обстановке и при каких обстоятельствах могли прозвучать.
А обстоятельства могут быть, например, вот какие – одни песни поются раз в год (в день какого-нибудь праздника), другие песни привязаны к какому-либо обряду и исполняются только тогда, когда совершается этот обряд (например, в день рождения, в день свадьбы или на похоронах). Есть песни, которые поются только зимой или летом, а есть и такие, которые можно петь круглый год в любой день недели и в любую погоду. Эти песни не привязаны ни ко времени, ни к обрядам и поются тогда, когда просто есть настроение их петь – например, песня о грусти, когда грустно или песня о неразделённой любви, когда есть таковая, или песня-сказка, рассказываемая гусляром, когда его слушают много людей.
Итак, русские песни бывают такие:
Вот, таким образом, обращаясь к содержанию песен и их жизненному назначению, можно условно распределить жанры музыкального фольклора в такие группы.
В качестве живого музыкального примера из старинной русской народной музыки послушайте кант «Буря море раздымает» о суровой доле моряков в исполнении слаженного мужского хора.
Старинный русский кант «Боре море раздымает»
Музыкальный фольклор, как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
В настоящее время в современном российском обществе происходит переосмысление ценностных ориентиров, основанных на изучении родной культуры, поэтому, интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в последнее время в нашей стране возросли.
В период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала детей и взрослых.
Возрождение народной культуры, её ценностей, использование их в работе с детьми составляет важнейшее направление в системе дошкольного образования и в связи с требованиями ФГОС.
В процессе музыкального воспитания в ДОУ подбираю материал народных песен, игр, танцев, что формирует у детей знания о русских народных праздниках, обычаях и традициях русского народа. А так как народное творчество отличается своей яркой импровизационностью, то оно дает большой простор для детской фантазии. Вот именно в этом и заключается актуальность моей темы.
Музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. (потешки, пестушки, заклички, русские народные песни, народные танцы, игры, народные праздники).
Фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд (воспитание нравственно-патриотических качеств, развитие духовности, принадлежности к своему народу, своей стране, формирование музыкального вкуса, слушательской культуры и т. д). Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первое представление о культуре русского народа. Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры.
Изучив литературу по данному направлению, взяла за основу программы, которые направлены на приобщение дошкольников к фольклору. Образовательная программа О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (от 2 до 7 лет, Программа «Ладушки» И. Каплунова, И. Новосельцева, М. Картушина «Русские народные праздники в детском саду», С. И. Мерзлякова, Т. П. Мерзлякова «Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников «Наш весёлый хоровод», Радынова О. П. «Народные колыбельные песни: слушаем и поем», адаптированные программы по изучению музыкального фольклора это «Горенка» Н. В. Хазовой (2-7 лет, и «Оберег» Е. Г. Борониной (2-7 лет).
II. Практическая часть.
Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов, форм обучения и воспитания.
Осуществление организации музыкального воспитания по изучению фольклораведется в следующих формах:
1. НОД в процессе музыкального воспитания;
2. Кружковая деятельность;
2. Проектная деятельность;
3. Фольклорные праздники и развлечения;
4. Индивидуальная работа с детьми, родителями.
7. Театрализованная деятельность детей.
Музыка в дошкольном учреждении – источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя красоту музыки, ее волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал.
Одной из форм приобщения детей к народной культуре являются музыкальные занятия в детском саду, и кружковая деятельность, на которых я знакомлю детей с различными видами народного музыкального фольклора. Это детские колядки, игровые попевки, колыбельные, шуточные песни, заклички, игры, хороводы, потешки, которые используются в различных фольклорныхпраздниках.
Фольклорный материал отражает различные виды музыкальной деятельности:
— пение народных песен;
— слушание народной музыки;
— народная хореография (танцы, хороводы)
— музыкально – фольклорные игры;
— игра на народных музыкальных инструментах.
Чтобы научить детей чисто интонировать использую простые русские народные детские песенки и прибаутки.На их основе применяются разные методические приемы: пение в полголоса; пение закрытым ртом (мм); вокализируя мелодию (на а-а, по строчкам, по фразам (первую фразу поем вслух, вторую – «про себя», по рядам; пение без сопровождения (a’capella,
Для активизации познавательного интереса, раскрытия творческого потенциала старших дошкольников применяю современные методы и приёмы в процессе музыкального воспитания. Очень нравится детям метод «оживления русской песни», где ребёнок от лица русской песни рассказывает о себе, метод импровизации, где на заданный текст ребёнок сочиняет свою мелодию,«метод вышивания голосом».
Развивать активное восприятие музыки, формировать эмоциональную отзывчивость, накапливать фольклорный багаж помогает детям слушание народной музыки.
Дети знакомятся с русскими народными песнями в исполнении различных исполнителей народной песни. На основе слушания народных песен необходимо проводить с детьми познавательные беседы о народном творчестве, праздниках, обрядах, так как песни эти неразрывно связаны с бытом, трудом и жизнью крестьян.
В процессе слушания детям прививается интерес и к русским народным инструментальным произведениям. Лучше всего предлагать произведения контрастного характера, например, веселую «Камаринскую» и спокойную «Во поле береза стояла», «Светит месяц» и «Ходила младешенька по борочку». Так, дети вникают в музыкальный образ, учатся сравнивать и анализировать характер произведения.
При прослушивании музыки должны обязательно использоваться иллюстрации, репродукции картин русских художников. В процессе слушания необходимо знакомить детей со звучанием русских народных инструментов (гусли, гармонь, баян, балалайка, домра, рожок, свистулька, трещотки, а также рассказывать об истории их происхождения.
Широко используется русская народная музыка в обучении детей народным танцам и хороводам. Работа по обучению детей танцам, должна быть организована так, чтобы она соответствовала трём важным условиям:
быть доступной для детей и педагога;
— быть интересной для них;
— быть систематической формой обучения;
Русская народная музыка в большинстве случаев отвечает этим требованиям. Мелодии её просты, логичны, в них ярко выражена фразировка. Всё это помогает детям лучше понимать музыкальную речь, развивает у них чувство формы музыкального произведения.
Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Народная игра имеет игровой зачин – считалку. Она помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей.
Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать сообща. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает игры интересными для детей. Становясь участником игры, ребёнок сталкивается с необходимостью согласовывать действия с другими детьми, подчиняться правилам в игре.
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. Дети проявляют большой интерес к игре на народных музыкальных инструментах: ложках, бубнах, трещотках, колокольчиках, свистульках и др. инструментах. Многим игра на музыкальных инструментах помогает передать свои чувства, внутренний мир, обогащает музыкальные впечатления,а так же оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.
Разученные на музыкальных занятиях песни, танцы, игры, импровизации на музыкальных инструментах становятся близкими и доступными ребенку дошкольного возраста, когда включаются в праздники, развлечения, театрализованную, проектную деятельность.
Проектная деятельность в детском саду-это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности, творческое мышление, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности.
Так с этой целью в нашем детском саду был реализован образовательный проект «Святки-колядки», где ребята совместно с родителями находили необходимый материал (история праздника, традиции, гадания, разучивали колядки и т. д.).
Очень интересны ребятам экскурсии в мини-музей «Русская изба», т. к. они узнают там много нового и интересного. Они с удовольствием рассматривают посуду из глины, слушают рассказ о том, как жили раньше люди.Задают очень много вопросов: зачем нужна прялка, и как с нею обращаться, почему у самовара и утюга нет провода и т. д. Невозможно на вербальном уровне объяснить ребятам значение давно вышедших из употребления слов, таких как прялка, кадка, ухват, кочерга, ступа, коромысло и т. д. Только увиденные своими глазами, обыгранные в процессе игры-занятия, эти вещи становятся знакомыми, узнаваемыми.
Знакомство с фольклором осуществляется и в театрализованной деятельности детей. Театрализованная деятельность-это самый распространённый вид детского творчества, большой простор для творческих фантазий ребёнка, раскрытия актёрского таланта. Дети с большим удовольствием участвуют в театрализованных народных играх и сказках. А некоторые ребята приняли участие в районном конкурсе «Театральная Весна 2018», где показали музыкальный спектакль по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди».
Для успешной работы с детьми по приобщению их к музыкальному наследию русского народа и созданию благоприятных условий для развития эмоциональной сферы важно создать развивающую среду:
— музыкально-дидактические игры;
— сценарии музыкально – фольклорных праздников;
-коллекция народных инструментов (трещотки, бубны, свистульки, колокольчики, бубенцы, балалайки, ложки, дудочки и т. д.);
— народные костюмы для взрослых и детей;
— фонотека произведений народной музыки.
Работу по успешной реализации поставленных задач трудно было бы осуществлять без взаимодействия воспитателей и родителей,поэтому проводятся:·
— индивидуальные и групповые консультации,
-совместные праздники и развлечения,
-обновляются информационный стенд и уголок для родителей.
Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
В завершении следует отметить, что используя средства музыкального фольклора, создаются благоприятные условия для приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, ведь всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.
Музыкальный фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт народа. Картина мира, воспроизводимая в нем посредством слова, музыки, действия, несёт в себе вечные нравственные ценности, задает ребенку надежные ориентиры в окружающем его культурном пространстве. Народная музыка, обладая большим мировоззренческим, интеллектуальным и творческим потенциалом, является верным средством воспитания преемников традиций, открытых для диалога с другими народами.
Спасибо за внимание!
Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.
Лэпбук «К истокам русской народной культуры» Бурлака Мария Лэпбук «К истокам русской народной культуры» В рамках темы по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».
Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.
Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Когда-то, работая над проектом по краеведению, я сделала несколько настольных игр, для лучшего запоминания детьми объектов родного города.
Перспективное планирование по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры Наш сад уже полгода работает по краеведению, но мне никак не хочется прекращать работу по прошлогоднему проекту. И мы время от времени то.
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2 Ярким солнечным светом, душевным теплом и радостью жизни пронизана Пасха, которую на Руси издавна величали праздником праздников, Великим.
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.