Что такое музыкальный фольклор

Жанры музыкального фольклора: что это такое и какие они бывают?

Что такое музыкальный фольклор. Смотреть фото Что такое музыкальный фольклор. Смотреть картинку Что такое музыкальный фольклор. Картинка про Что такое музыкальный фольклор. Фото Что такое музыкальный фольклорЖанры музыкального фольклора – это основные виды музыкальных произведений, созданных неизвестными авторами и сохранённых народом на многие поколения с помощью устной передачи от одного человека к другому.

Об этих видах мы и поведём сегодня разговор, но сначала внесём некоторую ясность по отношению к понятиям «фольклор» и «жанр», чтобы никто не путался.

Что такое фольклор и что такое жанр?

Вообще, слово «фольклор» относится не только к сфере именно музыкального творчества. Это слово – английское, и в переводится как означает «народная мудрость». К фольклору мы относим многие явления духовной культуры. Это и легенды, предания и сказки, поговорки и пословицы, заклинания и заговоры, приметы и гадания, танцы, религиозные и праздничные обряды, различные игры и даже считалки, стишки и анекдоты!

Жанры – это исторически сложившиеся виды произведений с присущими им особенностями содержания и формы, а также конкретным жизненным предназначением и особенностями их бытования и исполнения. Примеры музыкальных жанров – опера, балет, симфония, песня, романс и так далее.

Какие бывают жанры музыкального фольклора?

Всяких фольклорных музыкальных жанров у разных народов (всего мира) чрезвычайно много, поэтому в самом общем смысле их можно разделить на вокальные (те, что поются – главным образом, песни), инструментальные (которые играются – в основном наигрыши) и вокально-инструментальные (понятно, что здесь сразу и поют, и играют).

Ещё многие музыкальные жанры можно распределить по трём универсальным категориям содержания. Это эпос (если рассказывается какая-нибудь история), лирика (если основной упор полагается на чувства) и драма (если исполняется какое-либо действие).

Жанры русского песенного фольклора

Назвать все жанры музыкального фольклора – значит, объять необъятное. Каждый новый вид песни или танца – это отдельный жанр. Например, былина, хоровод, трепак, колыбельная, и веснянка, и колядка, и частушка – всё это названия жанров.

Мы остановимся подробнее на жанрах русского народного музыкального творчества. Основной жанр здесь – песня, но песни бывают разные и поэтому существуют многочисленные жанровые разновидности русской песни. Лучше всего эти разновидности запоминать по тому, какую роль они играли в жизни народа, в какой обстановке и при каких обстоятельствах могли прозвучать.

А обстоятельства могут быть, например, вот какие – одни песни поются раз в год (в день какого-нибудь праздника), другие песни привязаны к какому-либо обряду и исполняются только тогда, когда совершается этот обряд (например, в день рождения, в день свадьбы или на похоронах). Есть песни, которые поются только зимой или летом, а есть и такие, которые можно петь круглый год в любой день недели и в любую погоду. Эти песни не привязаны ни ко времени, ни к обрядам и поются тогда, когда просто есть настроение их петь – например, песня о грусти, когда грустно или песня о неразделённой любви, когда есть таковая, или песня-сказка, рассказываемая гусляром, когда его слушают много людей.

Итак, русские песни бывают такие:

Вот, таким образом, обращаясь к содержанию песен и их жизненному назначению, можно условно распределить жанры музыкального фольклора в такие группы.

В качестве живого музыкального примера из старинной русской народной музыки послушайте кант «Буря море раздымает» о суровой доле моряков в исполнении слаженного мужского хора.

Старинный русский кант «Боре море раздымает»

Источник

Народная музыка

Народная музыка, музыкальный фольклор, или фолк-музыка (англ. folk music ) — музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества (фольклора), существующего, как правило, в устной (бесписьменной) форме, передаваемого из поколения в поколение. [1] Поскольку народная музыка известна всем общественно-историческим формациям (как устным, так и письменным), то её следует рассматривать не только как компонент народного творчества, но и, в более широком смысле, как ветвь (корень) музыкального искусства. [1] Одна из главных ветвей, противопоставляемая музыке популярной и академической. [2]

Традиционная народная музыка, в основном создающаяся сельским населением, длительное время сохраняет относительную самостоятельность и в целом противостоит профессиональной музыке, принадлежащей более молодым, письменным традициям. [1] Однако профессионализм характерен не только для письменных музыкальных традиций, устное профессиональное музыкальное искусство возникло внутри народного творчества как его органичная часть, в том числе у народов, не имевших самостоятельного, отделённого от фольклора профессионального искусства в европейском понимании этого слова (например, у казахов, киргизов, туркмен). [1] Существуют также устные профессиональные культуры, в определённой мере противопоставляемые фольклорной традиции (например, индийские раги, иранские дестгахи, арабские макамы). [1] Технический прогресс и СМИ совершенно изменили способ, которым народная музыка создается, познается, распространяется и используется как музыкантами, так и публикой. Современная народная музыка исполняется как образованными музыкантами-профессионалами, так и любителями. Поэтому она отличается от академической и популярной музыки скорее по функции, чем по средствам выражения (её исполняют скорее для собственного удовольствия, а не в качестве основного своего занятия). [2]

Сложен и мало изучен вопрос о взаимосвязях народной музыки с музыкой религиозного культа. Религиозные песни, распространяемые в ряде культур, после частичной переработки и переосмысления становились частью народной музыкальной традиции (например, рождественские коляды в Польше, английские Christmas-carols, немецкие Weihnachtslieder, французские Nokl и т. п.). [1]

Наиболее фундаментальные черты народной музыки сформировались в период дописьменного развития музыкальной культуры, исследование которого возможно в следующих направлениях: а) теоретически и косвенно, исходя из аналогий в смежных областях; б) по сохранившимся письменным и материальным источникам (трактаты о музыке, свидетельства путешественников, летописи, музыкальные инструменты и рукописи, археологические раскопки); в) по непосредственным данным устной музыкальной традиции, способной хранить в себе формы и формотворческие принципы тысячелетней давности. [1]

Для конкретизации понятия «Народная музыка» необходима её региональная, а затем и жанровая дифференциация.

Содержание

Региональная дифференциация

Жанровая дифференциация

Задолго до возникновения письменных музыкальных традиций из различных форм и типов первобытного синкретизма (обрядовые действа, игры, песнепляски в сопровождении музыкальных инструментов и другие) сформировались и развились самостоятельные жанры музыкального искусства — песенные, инструментальные, танцевальные.

Что такое музыкальный фольклор. Смотреть фото Что такое музыкальный фольклор. Смотреть картинку Что такое музыкальный фольклор. Картинка про Что такое музыкальный фольклор. Фото Что такое музыкальный фольклор

Этническая дифференциация

История

Можно выделить три основных этапа в эволюции музыкального фольклора:

1) древнейшая эпоха, истоки которой уходят в глубь веков, а верхняя историч. граница связывается со временем официального принятия той или иной гос. религии, сменившей языческие религии родоплеменных сообществ;

Выразительные средства народной музыки

Народные артисты, певцы и сказители

В разное время и в разных странах носителями народной музыки были не только безымяные исполнители, но и талантливые творцы-исполнители:

Источник

Музыкальный фольклор, как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

В настоящее время в современном российском обществе происходит переосмысление ценностных ориентиров, основанных на изучении родной культуры, поэтому, интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в последнее время в нашей стране возросли.

В период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала детей и взрослых.

Возрождение народной культуры, её ценностей, использование их в работе с детьми составляет важнейшее направление в системе дошкольного образования и в связи с требованиями ФГОС.

В процессе музыкального воспитания в ДОУ подбираю материал народных песен, игр, танцев, что формирует у детей знания о русских народных праздниках, обычаях и традициях русского народа. А так как народное творчество отличается своей яркой импровизационностью, то оно дает большой простор для детской фантазии. Вот именно в этом и заключается актуальность моей темы.

Музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. (потешки, пестушки, заклички, русские народные песни, народные танцы, игры, народные праздники).

Фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд (воспитание нравственно-патриотических качеств, развитие духовности, принадлежности к своему народу, своей стране, формирование музыкального вкуса, слушательской культуры и т. д). Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первое представление о культуре русского народа. Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры.

Изучив литературу по данному направлению, взяла за основу программы, которые направлены на приобщение дошкольников к фольклору. Образовательная программа О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (от 2 до 7 лет, Программа «Ладушки» И. Каплунова, И. Новосельцева, М. Картушина «Русские народные праздники в детском саду», С. И. Мерзлякова, Т. П. Мерзлякова «Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников «Наш весёлый хоровод», Радынова О. П. «Народные колыбельные песни: слушаем и поем», адаптированные программы по изучению музыкального фольклора это «Горенка» Н. В. Хазовой (2-7 лет, и «Оберег» Е. Г. Борониной (2-7 лет).

II. Практическая часть.

Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов, форм обучения и воспитания.

Осуществление организации музыкального воспитания по изучению фольклораведется в следующих формах:

1. НОД в процессе музыкального воспитания;

2. Кружковая деятельность;

2. Проектная деятельность;

3. Фольклорные праздники и развлечения;

4. Индивидуальная работа с детьми, родителями.

7. Театрализованная деятельность детей.

Музыка в дошкольном учреждении – источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя красоту музыки, ее волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал.

Одной из форм приобщения детей к народной культуре являются музыкальные занятия в детском саду, и кружковая деятельность, на которых я знакомлю детей с различными видами народного музыкального фольклора. Это детские колядки, игровые попевки, колыбельные, шуточные песни, заклички, игры, хороводы, потешки, которые используются в различных фольклорныхпраздниках.

Фольклорный материал отражает различные виды музыкальной деятельности:

— пение народных песен;

— слушание народной музыки;

народная хореография (танцы, хороводы)

музыкально – фольклорные игры;

— игра на народных музыкальных инструментах.

Чтобы научить детей чисто интонировать использую простые русские народные детские песенки и прибаутки.На их основе применяются разные методические приемы: пение в полголоса; пение закрытым ртом (мм); вокализируя мелодию (на а-а, по строчкам, по фразам (первую фразу поем вслух, вторую – «про себя», по рядам; пение без сопровождения (a’capella,

Для активизации познавательного интереса, раскрытия творческого потенциала старших дошкольников применяю современные методы и приёмы в процессе музыкального воспитания. Очень нравится детям метод «оживления русской песни», где ребёнок от лица русской песни рассказывает о себе, метод импровизации, где на заданный текст ребёнок сочиняет свою мелодию,«метод вышивания голосом».

Развивать активное восприятие музыки, формировать эмоциональную отзывчивость, накапливать фольклорный багаж помогает детям слушание народной музыки.

Дети знакомятся с русскими народными песнями в исполнении различных исполнителей народной песни. На основе слушания народных песен необходимо проводить с детьми познавательные беседы о народном творчестве, праздниках, обрядах, так как песни эти неразрывно связаны с бытом, трудом и жизнью крестьян.

В процессе слушания детям прививается интерес и к русским народным инструментальным произведениям. Лучше всего предлагать произведения контрастного характера, например, веселую «Камаринскую» и спокойную «Во поле береза стояла», «Светит месяц» и «Ходила младешенька по борочку». Так, дети вникают в музыкальный образ, учатся сравнивать и анализировать характер произведения.

При прослушивании музыки должны обязательно использоваться иллюстрации, репродукции картин русских художников. В процессе слушания необходимо знакомить детей со звучанием русских народных инструментов (гусли, гармонь, баян, балалайка, домра, рожок, свистулька, трещотки, а также рассказывать об истории их происхождения.

Широко используется русская народная музыка в обучении детей народным танцам и хороводам. Работа по обучению детей танцам, должна быть организована так, чтобы она соответствовала трём важным условиям:

быть доступной для детей и педагога;

— быть интересной для них;

— быть систематической формой обучения;

Русская народная музыка в большинстве случаев отвечает этим требованиям. Мелодии её просты, логичны, в них ярко выражена фразировка. Всё это помогает детям лучше понимать музыкальную речь, развивает у них чувство формы музыкального произведения.

Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Народная игра имеет игровой зачин – считалку. Она помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей.

Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать сообща. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает игры интересными для детей. Становясь участником игры, ребёнок сталкивается с необходимостью согласовывать действия с другими детьми, подчиняться правилам в игре.

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. Дети проявляют большой интерес к игре на народных музыкальных инструментах: ложках, бубнах, трещотках, колокольчиках, свистульках и др. инструментах. Многим игра на музыкальных инструментах помогает передать свои чувства, внутренний мир, обогащает музыкальные впечатления,а так же оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Разученные на музыкальных занятиях песни, танцы, игры, импровизации на музыкальных инструментах становятся близкими и доступными ребенку дошкольного возраста, когда включаются в праздники, развлечения, театрализованную, проектную деятельность.

Проектная деятельность в детском саду-это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности, творческое мышление, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности.

Так с этой целью в нашем детском саду был реализован образовательный проект «Святки-колядки», где ребята совместно с родителями находили необходимый материал (история праздника, традиции, гадания, разучивали колядки и т. д.).

Очень интересны ребятам экскурсии в мини-музей «Русская изба», т. к. они узнают там много нового и интересного. Они с удовольствием рассматривают посуду из глины, слушают рассказ о том, как жили раньше люди.Задают очень много вопросов: зачем нужна прялка, и как с нею обращаться, почему у самовара и утюга нет провода и т. д. Невозможно на вербальном уровне объяснить ребятам значение давно вышедших из употребления слов, таких как прялка, кадка, ухват, кочерга, ступа, коромысло и т. д. Только увиденные своими глазами, обыгранные в процессе игры-занятия, эти вещи становятся знакомыми, узнаваемыми.

Знакомство с фольклором осуществляется и в театрализованной деятельности детей. Театрализованная деятельность-это самый распространённый вид детского творчества, большой простор для творческих фантазий ребёнка, раскрытия актёрского таланта. Дети с большим удовольствием участвуют в театрализованных народных играх и сказках. А некоторые ребята приняли участие в районном конкурсе «Театральная Весна 2018», где показали музыкальный спектакль по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди».

Для успешной работы с детьми по приобщению их к музыкальному наследию русского народа и созданию благоприятных условий для развития эмоциональной сферы важно создать развивающую среду:

музыкально-дидактические игры;

— сценарии музыкально – фольклорных праздников;

-коллекция народных инструментов (трещотки, бубны, свистульки, колокольчики, бубенцы, балалайки, ложки, дудочки и т. д.);

народные костюмы для взрослых и детей;

— фонотека произведений народной музыки.

Работу по успешной реализации поставленных задач трудно было бы осуществлять без взаимодействия воспитателей и родителей,поэтому проводятся

— индивидуальные и групповые консультации,

-совместные праздники и развлечения,

-обновляются информационный стенд и уголок для родителей.

Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

В завершении следует отметить, что используя средства музыкального фольклора, создаются благоприятные условия для приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, ведь всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

Музыкальный фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт народа. Картина мира, воспроизводимая в нем посредством слова, музыки, действия, несёт в себе вечные нравственные ценности, задает ребенку надежные ориентиры в окружающем его культурном пространстве. Народная музыка, обладая большим мировоззренческим, интеллектуальным и творческим потенциалом, является верным средством воспитания преемников традиций, открытых для диалога с другими народами.

Спасибо за внимание!

Что такое музыкальный фольклор. Смотреть фото Что такое музыкальный фольклор. Смотреть картинку Что такое музыкальный фольклор. Картинка про Что такое музыкальный фольклор. Фото Что такое музыкальный фольклорКонспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Что такое музыкальный фольклор. Смотреть фото Что такое музыкальный фольклор. Смотреть картинку Что такое музыкальный фольклор. Картинка про Что такое музыкальный фольклор. Фото Что такое музыкальный фольклорЛэпбук «К истокам русской народной культуры» Бурлака Мария Лэпбук «К истокам русской народной культуры» В рамках темы по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».

Что такое музыкальный фольклор. Смотреть фото Что такое музыкальный фольклор. Смотреть картинку Что такое музыкальный фольклор. Картинка про Что такое музыкальный фольклор. Фото Что такое музыкальный фольклорНастольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Что такое музыкальный фольклор. Смотреть фото Что такое музыкальный фольклор. Смотреть картинку Что такое музыкальный фольклор. Картинка про Что такое музыкальный фольклор. Фото Что такое музыкальный фольклорНастольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Когда-то, работая над проектом по краеведению, я сделала несколько настольных игр, для лучшего запоминания детьми объектов родного города.

Перспективное планирование по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры Наш сад уже полгода работает по краеведению, но мне никак не хочется прекращать работу по прошлогоднему проекту. И мы время от времени то.

Что такое музыкальный фольклор. Смотреть фото Что такое музыкальный фольклор. Смотреть картинку Что такое музыкальный фольклор. Картинка про Что такое музыкальный фольклор. Фото Что такое музыкальный фольклорПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Что такое музыкальный фольклор. Смотреть фото Что такое музыкальный фольклор. Смотреть картинку Что такое музыкальный фольклор. Картинка про Что такое музыкальный фольклор. Фото Что такое музыкальный фольклорПриобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Что такое музыкальный фольклор. Смотреть фото Что такое музыкальный фольклор. Смотреть картинку Что такое музыкальный фольклор. Картинка про Что такое музыкальный фольклор. Фото Что такое музыкальный фольклорПриобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2 Ярким солнечным светом, душевным теплом и радостью жизни пронизана Пасха, которую на Руси издавна величали праздником праздников, Великим.

Что такое музыкальный фольклор. Смотреть фото Что такое музыкальный фольклор. Смотреть картинку Что такое музыкальный фольклор. Картинка про Что такое музыкальный фольклор. Фото Что такое музыкальный фольклорПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *