Что такое музыкальный лейбл
Что такое музыкальный «Лейбл», и с чем его «едят»
Мы решили разместить несколько блоков из нашей книги о музыкальных лейблах (полная книга — будет доступна подписчикам блога). В данной статье разберем какие бывают лейблы и преимущества сотрудничества с ними.
Существует несколько вариантов расшифровки понятия лейбл (от англ. «label»).
Существует также понятие «приват-лейбл», что означает торговый знак предприятия (обычно крупной розничной сети), а не производителя.
II. Лейбл звукозаписи (от англ. Recordlabel, торговая марка звукозаписывающей компании) — это бренд, созданный компаниями, занимающимися производством, распространением и продвижением аудио и иногда видеозаписей (главным образом музыкальные видеоклипы и видеозаписи концертов) на носителях разных соответствующих форматов, среди которыхвиниловые пластинки, компакт-кассеты, компакт-диски, мини-диски, SACD, DVD.
III. Нет‑лейбл (он же: нетлейбл, сетевой лейбл, интернет-лейбл) — лейбл звукозаписи, который распространяет и продаёт своюмузыкальную продукцию в виде цифровых аудиофайлов (таких как MP3, Wave, OggVorbis, FLAC). Сетевые лейблы схожи с традиционными лейблами, распространяющими компакт‐диски либо грампластинки; отличие заключается в том, что музыка веб‐лейбла не имеет физического носителя.
Некоторые сетевые лейблы также высылают за отдельную плату (например, подписчикам) и диски.
Обычно интернет-лейбл — это некоммерческая организация, которая предоставляет возможность познакомиться с музыкой, мало представленной или вообще не представленной на традиционном музыкальном рынке: в магазинах, на радиостанциях, телевизионных шоу и пр. Поскольку интернет-лейбл не требует значительных расходов и времени на поддержку, часто они организованы и работают под управлением небольшой группы лиц, или даже одного человека, что, однако, не подразумевает наличие слабого музыкального материала. В последнее время новые способы распространения музыки получают всё большую популярность, потому нет-лейблы более доступны для начинающих музыкантов. Они предоставляют обложку, размещение материалов на всех популярных площадках, и полноценную промо-рекламу. Это хороший старт.
Нет-лейблы стали новым шагом реализации музыки. С появлением сжатого музыкального формата MP3, имеющего значительно меньший объём и пригодного для передачи по компьютерным сетям, и ростом популярности интернета появилось большое количество музыки, распространяемой свободно и бесплатно, начали появляться сайты, занимающиеся поиском и публикацией подобной музыки. Скопировав подход рекорд-лейблов, и применив его к распространению цифровых копий музыкальных записей, появились первые интернет-лейблы, сначала в США, затем и в других странах, в том числе в России и Украине.
Поскольку исторически большое количество музыки, распространяемой свободно, относилось к электронным жанрам, то первые интернет-лейблы занимались в основном распространением именно электронной музыки. В настоящий момент также довольно распространены лейблы, занимающиеся альтернативной и инди-музыкой, то есть такой, для создания которой необязательны крупные вложения.
Заблуждения начинающих артистов
— Если я подпишусь на лейбл, то стану популярным.
Лейбл — это в первую очередь поддержка/продажа вашего материала, его распространение. Работа над имиджем и популярностью артиста может занять годы.
— Если я подпишусь на лейбл, то стану зарабатывать на своей музыке.
В последнее время продажи лейблов падают. Это связано с тем, что существует множество ресурсов, которые позволяют скачивать музыку бесплатно. Не стоит рассматривать лейбл как основной заработок в этой сфере. Заработать на музыке можно другими путями (к примеру – писать ее на заказ).
— На лейбл трудно (невозможно) попасть.
Это не так. В наше время существуют сотни тысяч лейблов, которым нужны новые перспективные музыканты, и которые с удовольствием послушают Ваше демо.
Даже если их что-то не устроит в вашем материале – они могут написать замечания, исправив которые вы сможете подписаться. Конечно, если Вы начинающий диджей и хотите попасть сразу на мировой лейбл с большим списком известных имен – тогда это будет невозможно.
Список музыкальных лейблов
Три основных типа звукозаписывающих компаний
У Warner Music Group три основных звукозаписывающих лейбла: Atlantic, Warner Bros. и Parlophone. Под каждой из основных групп есть несколько небольших лейблов. Наряду с этим, Warner Bros. имеет международные лейблы, дистрибьюторские альянсы и несколько небольших групп лейблов.
Основными звукозаписывающими лейблами Universal Music Group являются Interscope Geffen A & M Records, Capitol Music Group, Republic Records, Island Records, Def Jam Records, Caroline Records, The Verve Label Group, а также различные небольшие группы и международные лейблы. Опять же, каждая из основных групп лейблов имеет власть над множеством других лейблов.
Columbia Records, Epic Records, RCA Records, Sony Music Nashville, Provident Label Group и несколько других небольших и международных лейблов составляют текущий список Sony Music Entertainment.
Типы лейблов
Самым крупным типом лейблов является Мэйджер. Как указывалось ранее, тремя основными Меджер-лейблами являются Sony, Universal и Warner.
Такие лейблы, как RCA Records (Sony), Capitol Music Group (UMG) и Atlantic Records (WMG), являются лейблами, находящиеся непосредственно под их руководством и все еще находящиеся в юрисдикции их Мэйджер лейблов, являются основными дочерними компаниями лейблов, которые находятся на среднем уровне между основными и независимыми лейблами. Они могут упоминаться как «суб-лейблы» или «дочерние лейблы».
Истинное определение независимого лейбла довольно сложно. Некоторые, связанные с крупными компаниями, по-прежнему считаются независимыми. Часто независимые лейблы используют сервисы распространения, предоставляемые основными лейблами. Реальное отличие суб-лейблов от независимых состоит в том, что лейбл делится своими услугами с суб-лейблом под эгидой своего бренда.
Структура управления лейблом (Структура Мейджер лейбла)
Главные звукозаписывающие компании возглавляются советом директоров и такими руководителями, как президент и вице-президент компании. Совет директоров контролирует все и принимает окончательное решение по основным вопросам.
Связь с лейблом поддерживает либо один человек или небольшая группа людей. Сотрудник выступает в качестве представителя в обмене информацией между лейблом, на который они работают, и родительским лейблом или дистрибьютором.
Отдел артистов и репертуара (A & R) звукозаписывающего лейбла является частью звукозаписывающей компании, которая отвечает за поиск новых талантов и убеждает их подписать контракт с лейблом, Скаутинг. Они ищут таланты, посещая живые концерты, следят за развитием событий в индустрии и выступают с артистами, слушают демо и общаются.
Когда представители A & R считают, что талант считается достойным сделки, они ведут переговоры между лейблом и будущим артистом. Они продолжают сотрудничать с артистом на протяжении всей своей карьеры, поддерживая процессы записи и продвижения. Отдел A & R наиболее активно участвует в творческом аспекте развития музыкантов.
Отдел маркетинга звукозаписывающего лейбла отвечает за ведение прессы и рекламных кампаний для артистов, релизов, туров и всего, что продается. Целью хорошей маркетинговой команды является определение ключевых демографических данных и их сбыта, чтобы максимизировать продажи и осведомленность общественности о продукте. Как правило, отдел маркетинга работает в тесном сотрудничестве с отделами рекламы, продаж и продвижения, поскольку они выполняют масштабные планы, разработанные отделом маркетинга.
«Отдел креативных услуг» создает эстетику графики, связанной с продажами, рекламой и другими аспектами индустрии. Они проектируют туристические наборы, рекламный графический дизайн, упаковку продукции, товарный дизайн и другие визуальные эффекты.
Производственный отдел лейбла сосредотачивается на эффектах на производстве, упаковке и выпуска записей в строго установленные сроки. Они работают в тесном сотрудничестве с маркетингом и A & R, чтобы гарантировать, что все находятся на одной и той же временной шкале предварительных промо-акций. Производственный отдел также отслеживает данные о запасах и производстве, чтобы вести учет продаж.
Отдел продаж и дистрибуции работает посредником между розничными торговцами и производственным отделом. Они работают, чтобы принимать заказы и убедиться, что производственная команда имеет правильное количество продуктов, доступных в нужное время, чтобы избежать потери денег, создания слишком большого количества записей или наоборот недостатка записей для продажи (для оффлайн продаж). Независимо от того, работает ли лейбл с независимым производителем или с собственным производством, отдел продаж и распространения всегда связывается с производителями через производственный отдел. Если какое-либо из этих сообщений потеряно, выпуск может быстро потерпеть неудачу из-за нехватки или избытка предложения.
Новый медиа-отдел занимается новыми потоковыми платформами, технологиями и возможностями для распространения своего продукта в новых, креативных торговых точках. По мере развития тенденций и появления новых средств массовой информации успешные испытания нового отдела средств массовой информации становятся частью других отделов.
Международный отдел работает, как правило, только с артистами, которые выросли успешными в разных странах или территориях. Они занимаются производством, защитой авторских прав и распространением записей на внешних рынках. Как правило, международные отделы заключают лицензионные соглашения с иностранными звукозаписывающими компаниями, чтобы они производили и распространяли их на своей родной территории. Международный отдел также занимается организацией рекламы и продвижением, а также гастролями, когда артисты выезжают за границу.
В то время как подавляющее большинство звукозаписывающего лейбла сосредоточено на том, как продавать продукты, переданные им (артист или их записи или туры), отдел развития артиста сосредоточен на развитии артиста, чтобы улучшить сам продукт. Это может включать в себя работу с музыкантами над улучшением брендинга, присутствия в социальных сетях, выступлениями или записями. Они выдвигают творческую сторону художника с целью увеличения продаж. Поскольку музыкальная индустрия становится все более динамичной, этот отдел отбирают многие лейблы.
Целью отдела рекламы в любой отрасли является повышение медийности продукта, события, человека или другой рекламируемой вещи. В сфере звукозаписывающих компаний отдел рекламы отвечает за поиск, управление и планирование возможностей для прессы или размещения в СМИ. Наряду с этим, публицисты работают, чтобы найти возможности для артистов получить рекламу на радио или на потоковых платформах.
В отделе промоушн целью является трансляция по радио и потоковое размещение. Они работают над созданием и распространением записей для аналогового радио, интернет-радио, спутникового радио, потокового радио и музыкальных клипов. В наши дни реклама на потоковых платформах может быть очень полезна из-за курируемых плейлистов, которые получают сотни тысяч прослушиваний каждую неделю.
Независимые лейблы функционируют аналогично основным лейблам, хотя они часто выполняют некоторые обязанности из-за меньшего числа сотрудников. Например, связи с общественностью часто передаются на аутсорсинг независимым специалистам.
Лейблы и исполнители
Существует множество различных контрактов на запись («сделок»), которые лейблы предлагают артистам. Важно понимать, что лейблы подписывают артистов, чтобы продвигать их, чтобы они зарабатывали деньги, которые вернутся на лейбл.
Когда артисты подписывают контракт с лейблом, они соглашаются, что лейбл получит часть гонорара, который генерирует запись. В обмен на это музыканты могут быть обеспечены обширной сетью профессиональных связей, специализированных маркетинговых кампаний и множеством других услуг (не говоря уже о авансах и роялти после окупаемости).
Контракты между лейблами и артистами часто включают тип заключаемой сделки, любые ограничения, срок или срок сделки, сумму денег, которую можно обменять, и когда она будет возвращена, а также любые обязательства, которые артист должен выполнить до сделки.
Нет точного метода, чтобы решить, когда артист должен подписывать с лейблом контракт (или если они когда-либо должны). Проще говоря, контракт на звукозапись означает, что артист отказывается от прав на свои звукозаписи и часть своей будущей прибыли, чтобы получить профессиональные услуги для продвижения по службе. Тем не менее, цель лейбла звукозаписи состоит в том, чтобы увеличить прибыльность артиста, независимо от того, сколько они берут.
Как создать свой лейбл?
Вы страстно хотите заниматься музыкой, но у вас нет выдающихся музыкальных талантов? Или может быть вы музыкант, который хочет сам управлять своей карьерой?
Это можно реализовать с помощью собственного музыкального лейбла. Не стоит сразу же вешать ярлык и говорить, что это невозможно!
Я расскажу, что для этого нужно, а вы уже решайте, стоит ли ваше желание сделать себе имя в музыкальной сфере усилий по созданию своего record-лейбла.
Что такое лейбл?
Звукозаписывающие лейблы помогают создавать, записывать и распространять музыку. Они выбирают артистов, которых хотят представлять, подписывают с ними контракты и продвигают их всеми возможными способами в зависимости от выбранной схемы взаимодействия.
Деньги получают за альбомы, которые продает исполнитель; за музыку, которую скачивают, а также за выступления и туры, стримминг, концерты, рекламные контракты и т.п. Большинство лейблов для своих артистов предоставляют все виды услуг: от записи и лицензирования до маркетинга и PR. Такие лейблы чаще всего работают по схеме 360 градусов.
В мировой музыкальной сфере доминируют 3 главных лейбла: Warner Music Group, Sony Corporation и Universal Music Group. Им в спину дышит Walt Disney Record, который считается самым успешным независимым музыкальным лейблом Америки.
Обычно крупные лейблы управляют музыкальным контентом, медийной жизнью артистов и создают вокруг себя лояльную фанбазу. Возьмите, например, продюсерский центр Максима Фадеева Malfa. Сотни тысяч людей знают музыку Максима, любят ее и она сама по себе уже давно стала брендом.
Какие навыки, опыт и образование нужны для создания собственного лейбла?
8 шагов для запуска своего музыкального лейбла
В нашей статье речь идет о создании инди-лейбла. Проще говоря независимого лейбла от крупных звукозаписывающих компаний типа Universal или Sony.
Шаг №1. Выбрать тип музыки
С чем ассоциируется Газгольдер? Баста и рэп. А с чем Black Star? Современная R’n’b музыка. Считается и подтверждено множеством примеров, что инди-лейблу проще добиться успеха, если выбрать конкретный музыкальный жанр.
Важно определиться с музыкальным стилем, который вы будете продвигать. Чтобы заявить о себе, необходимо четко позиционировать свой лейбл на музыкальном рынке.
Если вы ориентированы на продвижение поп-артистов, то рок-группы – это совсем не ваш профиль. И наоборот, если вы ищете новых аутентичных исполнителей тяжелой музыки и в ближайшее несколько лет видите перспективы подъема этого музыкального направления, то стоит сконцентрировать свои усилия на поиске соответствующих исполнителей.
Шаг №2. Выбор имени и создание бренда: сколько нужно денег?
Насколько важно выбрать запоминающееся имя для артиста, настолько же важно определиться с классным названием для лейбла. Оно должно быть легким, звучным и запоминающимся: Velvet Music, Black Star, Respect Production, Warner Music Russia, Первое музыкальное издательство, Zhara Music, Kaufman, Effective Records, Malfa и другие.
Создание правильного стиля для лейбла чрезвычайно важно. Именно по нему вас будут узнавать и именно с ним будут ассоциировать ваших артистов.
Важный элемент – логотип. По нему вас так же буду узнавать в музыкальной сфере. А некоторые лейблы по лого узнают и за пределами индустрии музыки. Тот же Black Star с несколькими сторонними бизнес-направлениями – яркое тому подтверждение.
Стоимость разработки логотипа и брендинг может начинаться от несколько десятков тысяч рублей и доходить до миллионов – все зависит от размеров бюджет на старте и к услугам специалистов какого уровня вы хотите обратиться.
Шаг №3. Поиск артистов – A&R + кто и чем занимается в лейбле?
Основные задачи лейбла – понять вкусы аудитории и определить запросы рынка, чтобы найти артистов, с которыми вы заключите договор. Так же лейбл должен выстраивать работу с композиторами и авторами, заниматься организацией записей альбомов и новых треков, работать со СМИ.
По сути весь спектр задач ложится на плечи A&R-менеджера – artist and repertoire manager. Эти сотрудники занимаются поиском перспективных артистов, которые могут добиться успеха в будущем, и переговорами с уже существующими артистами для привлечения их в лейбл.
Раньше A&R-менеджеры искали артистов «ногами» – они ходили на концерты, музыкальные бары, различные выступления, общались с людьми из музыкальной сферы, увеличивая свою сеть знакомств. Сейчас же с развитием digital-сферы и методы поиска поменялись: 90% действий A&R делает через Интернет. Важная характеристика для такого специалиста – это уникальное чутье, которое позволяет разглядеть талант и потенциал начинающих исполнителей.
В России часто эти функции размыты между сотрудниками и их может выполнять даже PR-директор.
В крупных музыкальных лейблах структура сложнее и, конечно, включает больше отделов и ролей.
Шаг №4. На чем будет зарабатывать ваш лейбл?
На этом этапе необходимо определиться с формой собственности и финансовой частью.
С формой собственности более или менее ясно: Индивидуальный предприниматель или Общество с ограниченной ответственностью. Решать вам.
Доходы звукозаписывающих лейблов сильно различаются. Чем с более известным и ярким артистом лейбл подпишет контракт, тем выше будет репутация и, соответственно, прибыль лейбла. Но стандартная история – это раскрутка ноунеймов и превращение их в топовых артистов.
Часто трудно рассчитывать на большие заработки в самом начале работы. Именно поэтому довольно часто начинающие лейблы выбирают другой вариант работы: оказывают только маркетинговые и PR услуги, занимаются организацией концертов и выступлений. В общем решают узконаправленные задачи. Это, кроме экспертизы и определенного финансового потока, помогает начинающим лейблам создать себе имя, сформировать репутацию и обрести нужные знакомства.
Главный источник доходов лейбла: стриминг, концерты артистов, продажа прав на треки и, конечно, рекламные контракты. Если лейбл работает в узком сегменте, то тогда к их финансовому потоку добавляются гонорары за конкретные услуги.
Для пример возьмем Black Star. Они работают по западной схеме продюсирования: делают из ноунейма звезду. В других сферах это назвали бы услугой «под ключ»: за исполнителя делают всю работу с музыкой, занимаются его продвижением, а ему по большому счету остается только петь.
Наиболее распространенный вариант работы: модель 360. Лейбл занимается решением всех вопросов: имидж и позиционирование, продвижение, менеджмент, издательство музыки, букинг и концерты, мерч и т.п. Однако стали популярные модели, при которых артист подписывает контракт на выпуск сингла или определенного количества синглов или альбома.
Работа по модели 360 строится следующим образом: музыканту дают аванс, чтобы он занимался музыкой, не думал о деньгах на проживание и выпустил свой первый альбом. Разного рода текущие вопросы берет на себя менеджер артиста: поиск битмейкеров, аранжировщиков, дизайнеров, фотографов и т.п. Такой контракт артист чаще всего подписывает сроком на 3-5 лет. При этом лейбл зарабатывает до 80-85% от всех поступлений.
По издательским договорам артист занимается многими вопросами самостоятельно, а лейбл отвечает только за PR и продвижение релиза, альбома, выступления. Однако, часто бывают такие моменты, когда известность артиста растет или он просто физически не справляется со всеми моментами. В таком случае условия взаимодействия между лейблом и артистом могут быть пересмотрены и часть функций лейбл берет на себя, чтобы музыкант сконцентрировался на творчестве.
На чем же может зарабатывать музыкальный лейбл?
Выручку музыкального рынка в России до недавнего времени формировали концерты, а сейчас все больше это онлайн-выступления, стриминг, рекламные коллаборации и соцсети.
С одежды BS заработали в 2015 году 32 миллиона рублей. С тех пор данных в открытых источниках нет, но, вероятно, сумма равнозначна или даже выше этого. С бургерных в 2017 году прибыль составила около 20 миллионов рублей.
А что музыка? В 2017 году только на концертах лейбл заработал порядка 130 миллионов рублей. Кроме концертов, BS зарабатывает на стриминге и продаже прав. Еще одним оригинальным способом заработка была продажа девушкам прав сняться в клипе их музыкантов. И некоторые девушки платили 1, 1,5 и даже 3 миллиона рублей.
Заработок лейбла зависит от того, насколько популярны его артисты, сколько их слушают, на каких площадках они дают выступления, и т.п. Доходы могут варьироваться от минусов на начальных этапах до сотен миллионов рублей в случае работы с артистами первой линии. К примеру, доходы исполнительницы Zivert оцениваются в 200 миллионов рублей в год, а Моргенштерн за прошлый год заработал около 100 миллионов рублей.
Шаг 5. Выбор сервиса
Только что созданный музыкальный лейбл может распространять свою музыку с помощью стриминговых платформ: Spotify, SoundCloud, Boom, Яндекс.Музыка, Apple Music, YouTube Music и т.п. Однако, стриминг – это только один из вариантов продвижения, но не единственный и если концентрироваться исключительно на нем, то это может ограничить потенциал как самого трека, так и артиста.
Дистрибьюторы необходимы для распространения цифровой музыки. Они являются посредниками и передают созданную исполнителями музыку в потоковые сервисы от его имени.
Таких дистрибьюторов довольно много. Они все дают примерно одинаковый результат, однако их характеристики, схемы работы и условия по начислению и выплатам различаются.
Список основных сервисов:
Предоставляет исполнителям 100% заработка с треков.
Сервис взимает ежегодную плату за сингл или альбом. Чем больше музыки и альбомов лейбл будет загружать, тем больше будет платить. Не работает с BOOM и вКонтакте.
Минус: если не оплачивать ежегодную подписку, вся загруженная музыка будет удалена.
Сервис удобен тем, что можно настроить автоматическое распределение роялти. Удобно для тех лейблов и исполнителей, которые часто работают с роялти и многими людьми при создании треков.
Сервис взимает 9% со всех заработков, которые начисляются за трек. Сервис так же предлагает физический выпуск дисков и винила за отдельную плату и распространение их по магазинам.
Сервис специализируется на мастеринге и дистрибуция включена в любую платную подписку. Не всегда мастеринг – самый лучший вариант для музыканта. Этот вариант хорош для тех исполнителей, для которых нужна обработка их треков профессионалами.
Этот уникальный сервис предлагает ряд функций, которых нет у других сервисов. Сервис предлагает бесплатное распространение и сохраняет 100% прибыли. За счет чего? За счет того, что это больше музыкальный лейбл, чем сервис для дистрибуции музыки.
Так же есть еще несколько сервисов: AWAL, Stem, BandCamp, Multiza, Record Union, ReverbNation и другие, которые просто необходимые лейблу для дистрибуции музыки на разные площадки.
Шаг 6. Определение вариантов работы с исполнителями
Шаг 7. Маркетинговый план
Кроме продвижения собственных исполнителей, необходимо заниматься еще и продвижением лейбла. Ведение соцсетей, PR-кампании в СМИ, коллаборации с другими лейблами и исполнителями и, конечно, необходимые для всего этого бюджеты.
Зачем нужен маркетинговый план лейблу? Чтобы продать записи своих музыкантов и обрести известность и имя как в музыкальных кругах, так и среди фанатов.
Если смотреть на маркетинговый план с точки зрения бизнеса, то он нужен для того, чтобы управлять всеми рекламными активностями, коллаборациями и взаимодействиями, которые будут направлены на рост известности и, как следствие, на увеличение суммы прибыли. Это возможно только когда вы хорошо знаете рынок и понимаете что нужно аудитории. Не имеет смысла продвигать свой лейбл за счет устаревших инструментов или брать артистов, музыканта которых совершенно не в тренде.
Также маркетинговый план будет просто необходим, если вы планируете привлекать стороннего инвестора. Так вы сможете четко показать, какие действия планируете совершить, на что рассчитываете и когда можно ожидать отдачи от инвестиций в лейбл.
Шаг 8. Найм или аутсорсинг?
На первоначальном этапе вы можете все делать собственными силами. Однако, вы должны быть готовы к тому, что вам придется многому учиться. Но один человек не сможет стать экспертом во всех областях. Поэтому уже начальном этапе, например, бухгалтерию лучше отдавать на аутсорсинг. С ростом количества исполнителей и проектов вам в любом случае понадобится нанимать специалистов и лучше, если у вас уже будет понимание, для каких сфер и какие сотрудники вам понадобятся.
Собственный лейбл – это очень серьезный шаг. Вы должны четко понимать, что это реально, но при этом вам потребуется много новых знаний, навыков, знакомств для успешного развития.
Больше информации из мира музыки ищите в нашем блоге и на курсе: «Музыкальный маркетинг».