Что такое музыкальный портрет 6 класс
Музыка. 6 класс
Конспект урока
Портрет в музыке и живописи.
Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Картинная галерея
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
— портрет в живописи, литературе, музыке;
— музыкальные портреты в творчестве русских композиторов;
— вокально-инструментальные и инструментальные портреты;
— влияние исполнения на восприятие музыки.
Портрет – произведение изобразительного искусства, содержащее изображение какого-л. определённого человека или группы людей (в живописи, скульптуре, графике и фотографии).
Романс – камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.
1. Сергеева Г. П. Музыка. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций.// Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 9-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 168 с.: ил. – ISBN 978-5-09-071652-9.
1. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. Первое издание. – СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года.
2. Большая советская энциклопедия: [в 30 т. ]/ гл. ред. А. М. Прохоров – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Для того чтобы начать разговор о музыкальных портретах, вспомним, что такое портрет.
Портрет – это произведение изобразительного искусства, содержащее изображение определённого человека или группы людей.
Изначально, термин относился к живописи, скульптуре, графике, фотографии. Затем слово стало применяться и к другим видам искусства: литературный портрет, музыкальный портрет.
Откроем нашу картинную галерею двойным литературно-музыкальным портретом, вершиной русской романсовой лирики.
В 1825 году великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин создал поэтический портрет – знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновенье…». Оно было посвящено Анне Керн, к которой поэт питал нежные чувства. Поэт рисует образ молодой женщины такими словами: мимолётное виденье, гений чистой красоты, милые небесные черты, нежный голос. Спустя 15 лет великий русский композитор Михаил Иванович Глинка написал романс на эти стихи и посвятил его дочери Анны Керн – Екатерине Керн.
Романс – камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.
Один из самых знаменитых исполнителей этого романса – Сергей Яковлевич Лемешев. Музыка, исполняемая им с глубоким чувством, обогатила женский словесный портрет, созданный Пушкиным.
Стоит отметить, что наиболее полно мастерство Глинки-портретиста воплотилось в операх: «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Впервые роль Ивана Сусанина исполнил Осип Петров. Также эту партию исполнял великий русский певец Фёдор Шаляпин. Каждый исполнитель добавляет к портрету героя свои штрихи. Главный герой оперы, Иван Сусанин, завёл поляков в лес, чтобы те не смогли найти дорогу и захватить царя.
В арии «Ты взойдёшь моя заря» композитор рисует портрет героя, защитника Родины. Музыка наполнена скорбью и волнением, трагизмом и смирением. Иван пожертвовал жизнью ради спасения царя, поэтому второе название оперы – «Жизнь за царя».
Противоположный портрет Глинка создаёт в опере «Руслан и Людмила». Это портрет молодой весёлой девушки. Она в шутливой форме объясняет неудачливому претенденту на её руку, Фарлафу, что сердце её принадлежит другому.
Портреты в вокальных произведениях: романсах, операх, – поддерживаются текстом и образами, которые мы благодаря им представляем. Но создать портрет можно и с помощью одной только инструментальной музыки.
Примером тому может служить танец феи Драже из балета «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского. Отрывистая, негромкая, сказочная музыка рисует образ лёгкой, воздушной, невесомой, волшебной феи.
Петр Ильич использовал здесь новый для того времени инструмент – челесту, чтобы добиться такого эффекта. Челеста в переводе с итальянского означает «небесный». Это клавишно-ударный инструмент, напоминающий пианино, где звук извлекается специальными молоточками.
Композитор, сочинивший романс, оперу и балет, может «нарисовать» музыкальный портрет реального человека, исторического героя или сказочного персонажа. Но и фортепианная музыка может изобразить характер, передать конкретные черты. Модест Петрович Мусоргский продемонстрировал это в фортепианных пьесах «Гном» и «Баба-Яга» из цикла «Картинки с выставки».
Мелодия фортепианной миниатюры «Гном» построена на коротких торопливых фразах, разделённых паузами. Можно сказать, что музыка звучит резко, а герой, которого она характеризует – подозрительный, недоверчивый, пугливый и ворчливый. Он, скорее не ходит, а семенит, спотыкается на коротких ножках.
Для создания портрета не всегда нужны краски. Портрет может быть не только художественным, но и литературным, а также музыкальным. Большое значение при создании портрета играет исполнитель. То, как он чувствует музыку, как передаёт её зрителю.
Есть музыкальные портреты, подкреплённые словами, а есть и инструментальные полотна. Музыка пишет их своими выразительными средствами: тональностью и интонациями, темпом и ритмом, оркестровкой. Главное, желание услышать и увидеть то, что хотел передать автор.
Виды художественных портретов
Разновидностей художественных портретов великое множество. Вот только некоторые из них:
Индивидуальный – когда изображён один человек.
Групповой – когда изображена целая семья, друзья или коллеги.
Исторический портрет – изображает героя по воспоминаниям или литературным описаниям современников.
Портрет-картина – изображение конкретного человека в каких-либо декорациях.
Автопортрет – когда художник изображает сам себя.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
№ 1. Вычеркните элемент, которого нет в романсе?
Варианты ответа: иллюстрация; текст; музыка
Ответить на вопрос поможет определение романса, пройденное на уроке. Романс – это камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Музыкальное предполагает наличие музыки, поэтическое – текста. В определении отсутствует упоминание иллюстраций в том или ином виде.
№ 2. Подчеркните прилагательные, описывающие главную героиню оперы «Руслан и Людмила».
Варианты ответов: мрачная, торжественная, шутливая, озорная, лёгкая, тяжёлая.
На уроке был прослушан фрагмент каватины Людмилы из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Людмила – молодая девушка, невеста, счастливая и беззаботная. Её характеризуют такие эпитеты: шутливая, озорная, лёгкая.
LiveInternetLiveInternet
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Музыкальный портрет – каждый человек звучит!
Оказывается, человек может звучать…. В нотах, музыкальных фразах, мелодиях раскрывается его характер, изображается «лицо». Известно, что портрет, написанный художником, способен передавать сущность человека, оставляя некую тайну. Каждая часть лица, каждый изгиб тела на холсте воскрешает нас как личность, при этом сохраняя что-то сокровенное.
Музыка же, как и любой другой вид искусства, воплощает в жизнь нечто прекрасное. Она передает настроение, заряжая человека позитивом. Очень часто мы ищем себя в строках песен, пытаемся уловить любую нотку и сопоставить ее со своей личностью.
А представьте эти два величайших вида искусства вместе – живопись и музыка! Портрет человека в музыке. Интересно?
Музыкальный портрет – это…
Прежде всего, это искусство, которое раскрывает Вашу душу, музыкально передает эмоции и характер человека. Это Ваше, личное, неповторимое, как и сам человек. С помощью музыкального портрета, вы рассматриваете себя с разных сторон, раскрывая все более глубокие грани вашего внутреннего мира. Мелодия, списанная фактически с вашего «я», способствует улучшению духовного состояния — с этим не поспорить! Ведь слушая определенную музыку, Вы испытываете эмоции. А если это музыка Вашей души? Приходилось ли рассматривать ее со стороны? Это неизгладимое впечатление – реальность приобретает другие очертания: любовь, красота, безграничность…
Как составляют музыкальный портрет?
Вы никогда не задумывались, что такое умиротворение? Иногда, в некоторые моменты, ты ощущаешь какое-то душевное спокойствие. Тебя ничего не волнует, ты ходишь по нескончаемым стезям, там, глубоко внутри. Когда теряются мысли, и ты погружаешься в нечто большее, что невозможно описать. Это нечто поднимается глубоко изнутри, из самых тайных комнат сердца.
Какое количество людей способны прочесть неизведанный мир?
Музыкальный портрет может создать только гений, гений души. Он может не только прочесть, но и воспроизвести это в музыку, ощутить, понять Ваше мышление, сознание, открыть волю. Воспроизвести музыку, которая играет внутри Вас.
Все полнота искусства создания музыкального портрета обитает в уникальной среде интуитивного мира. Для того чтобы создать его, композитору нужен личный контакт с человеком либо личная фотография или видеозапись. Когда собрана вся информация о человеке, музыкант записывает портрет в студии, обеспечивая мелодии качественное звучание. В практике также бывало такое, что композитор записывает музыкальный портрет в присутствие человека, о котором пишет. Но в любом случае, с личной встречей или без нее, качество не изменится. Это в любом случае будет то, что называется – музыкальное изображение внутреннего мира.
Хотите услышать, как звучит музыкальный портрет? Примеры здесь
Музыкальный портрет имеет два вида создания:
1) Импровизация (экспромт) — это воссоздание чувств автора сразу в запись
2) Прописанная пьеса – сложная, разработанная до мелочей композиция в нотах. Подобного рода композицию впоследствии можно аранжировать. Данная мелодия имеет вид произведения, над которым нужно трудиться определенное время.
Музыкальный портрет – историческое наследие и эксклюзивный подарок
Современного человека очень тяжело удивить, не так ли? Представьте, что Вы получаете в подарок самого себя – свой внутренний мир, давно знакомые и родные Вам чувства и переживания. Только облеченные в язык музыки. Это не только актуально и ново для нашего мира, это кажется невероятным и невообразимым!
Заказывая музыкальный портрет, Вы можете сделать подарок любимому человеку. Ведь автор может написать музыкальный портрет лично Ваш или, например, выразить Ваши чувства к любимому человеку – изобразить его таким, каким Вы его видите! Музыкант может написать портрет о любви, о дружбе и т.д. В музыкальном портрете можно воплотить всю многогранность личности!
Узнать об услуге и заказать музыкальный портрет можно здесь.
Презентация по музыке «Портрет в музыке и живописи» (6 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Портрет в музыке и живописи
Составитель: учитель музыки
МБОУ «Юрьевская средняя школа»
Шемякова Юлия Васильевна
КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ
Описание слайда:
Что такое портрет?
изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотог-рафии, полиграфии, видео), а также в литературе (словесный портрет).
Описание слайда:
Портрет в литературе
одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.
Описание слайда:
Портрет в изобразительном
искусстве
самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели.
В этом жанре писали многие художники. Например: Д.Левицкий, О.Кипренский, К.Брюллов, И.Репин, М.Врубель, В.Тропинин, Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи.
Описание слайда:
Давайте рассмотрим несколько портретов, которые нарисовали известные художники и подберем к ним музыкальные произведения.
ЗАДАНИЕ:
Описание слайда:
Название картины: «Девушка, освещённая солнцем» 1887 г.
Автор: Серов Валентин Александрович
Размер: 89,5х71 см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Третьяковская Галерея Москва
Описание слайда:
Название картины: «Кружевница» 1823 год (женский портрет)
Автор: Тропинин Василий Андреевич
Размер: 74,7 х 59,3 см
Техника: холст, масло.
Где находится: Третьяковская Галерея Москва
Описание слайда:
Описание слайда:
Название картины: «Дама с покрывалом» около 1514—1515 гг. (женский портрет)
Автор: Рафаэль Санти
Размер: 82 х 60.5 см (32 на 24 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Палатинская галерея, Палаццо Питти, Флоренция
Описание слайда:
Мини-проект «Мое путешествие в мир искусства и музыки»
Домашнее задание:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Презентация по музыке на тему: «Могучее царство Шопена» 6 класс.
Презентация по музыке «Рок-опера Юнона и Авось» (8 класс)
Презентация по музыке «Авторская песня: прошлое и настоящее» (6 класс)
Конспект урока по музыке «Шум»
Перспективный план музыкальных занятий для старшей разновозрастной группы
Консультация для родителей: «Как научить ребенка любить классику»
Перспективный план музыкальных занятий для разновозрастной группы
Сценарий новогоднего праздника для детей 6-7лет
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5367086 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки обновит перечень специальностей высшего образования
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация к уроку музыки в 6 классе. Два посвящения. Портрет в изобразительном искусстве и музыке.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1.Задание Вспомните и запишите в тетрадь жанры литературы.
2. Задание Вспомните и запишите в тетрадь жанры живописи.
Угадайте, где камерный, а где парадный портрет?
ДВА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПОСВЯЩЕНИЯ
Стихотворение А.С. ПУШКИН А.П. КЕРН
Как же познакомились А.Керн и А.Пушкин?
К*** Я помню чудное мгновенье, Передо мной явилась ты. Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. И снились милые черты. Шли годы, бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. Твои небесные черты. В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слёз, без жизни, без любви. Без слёз, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье, И вот опять явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. Как гений чистой красоты. И сердце бьётся в упоеньи, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слёзы, и любовь. И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слёзы, и любовь.
Романс М.И. ГЛИНКА Е.Е. КЕРН
« Я помню чудное мгновенье…» Романс написан в трехчастной форме, что позволяет отразить три важных жизненных этапа героя.
Весною 1839 года Глинка влюбился в дочь А. П. Керн – Екатерину Ермолаевну. Они намеревались пожениться, но этого не произошло… «Е. К. [Екатерина Керн] выздоровела, и я написал для нее вальс на оркестр B-dur. Потом, не знаю по какому поводу, романс Пушкина «Я помню чудное мгновенье».
Романс Глинки являет собой пример того неразрывного единства поэзии и музыки, при котором почти невозможно представить себе пушкинское стихотворение без глинкинской интонации. Особенность содержательной стороны стихотворения Пушкина – законченность мысли в каждой строфе. В отличие от формы стихотворения Пушкина, в романсе Глинки последняя строка каждой строфы повторяется. Этого требуют законы музыкальной формы. Тем самым он сохранил и даже усилил средствами музыки особенность содержательной стороны стихотворения Пушкина.
Романс начинается с рассказа о былом – герой вспоминает явление ему дивного образа; музыка фортепианного вступления звучит в высоком регистре, тихо, светло, словно мираж… В третьем куплете (третья строфа стихотворения) Глинка замечательно передает в музыке изображение «бурь порыв мятежный»: в аккомпанементе само движение становится взволнованным, аккорды звучат как учащенные удары пульса (во всяком случае, так это может исполняться), взметающие короткие гаммаобразные пассажи, словно вспышки молнии. Восторженная тема любви достигает кульминации в коде романса, каковой является последняя строфа стихотворения. Здесь она звучит страстно и возбужденно на фоне аккомпанемента, замечательно передающего «биение сердца в упоении».
Романс «Я помню чудное мгновенье» Михаила Ивановича ГЛИНКИ (1804 — 1857) на стихи А. Пушкина считается шедевром романсной лирики, одним из лучших произведений начала XIX в. Это исповедь сердца композитора, глубоко личная «дневниковая запись» переживаний и раздумий, отчаяния и восторга.
Вдохновение Страсть Меланхолия Грусть Порыв Вальс-фантазия был создан в период сердечного увлечения М. И. Глинки молодой Екатериной Ермолаевной Керн. Недолгий период романа с Е. Керн характеризуется подъемом творческой деятельности композитора. Вальс-фантазия одна из вершин этого подъема. Взволнованность
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-694431
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Якутии проведут первую в РФ федеральную олимпиаду по родным языкам
Время чтения: 1 минута
Путин поручил разработать концепцию развития допобразования детей до 2030 года
Время чтения: 2 минуты
Для школьников к 1 сентября разработают короткие экскурсионные маршруты
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект бинарного урока «Портрет в музыке и живописи» 6 класс
Конспект бинарного урока №4(6 класс)
Тема урок :«Портрет в музыке и живописи»
Оглянись на предков наших, на героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом, слава им борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Тип урока: бинарный урок
Форма урока: художественная галерея
Цель: осознание учащимися родства между двумя видами искусства музыкой и живописью посредством портрета.
• познакомить учащихся с «музыкальным портретом», созданным С.С. Прокофьевым и портретами, созданными художником Джорджем Доу;
• развивать музыкальное, образно-ассоциативное мышление учащихся через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состоянии души человека;
• воспитывать интерес к человеку, умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; способствовать формированию интереса к истории своего Отечества.
Видеоряд: портрет композитора С.С. Прокофьева. Презентация к уроку. Таблица «Средства художественной выразительности музыки». Слова – характеристики. Карточка с названием литературного и музыкального произведения: «Война и Мир», ария Кутузова.
Аудиоряд: ария Кутузова из оперы «Война и мир» С.С. Прокофьева. «Военный марш» из музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А.Пушкина «Метель».
Репертуар: рус. н. песня «Солдатушки, бравы ребятушки», хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки.
Материал для учащихся: текст арии Кутузова из оперы «Война и мир» С.С. Прокофьева. Таблица средств музыкальной выразительности. Бумага формата А3 с эскизами портретов, выполненных на предыдущем уроке, цветная пастель.
Учитель называет тему урока, его цель.
Зачитывает эпиграф урока.
— Вспомните, какую тему вы изучаете на предмете изобразительного искусства?
— А какую тему мы сейчас изучаем по музыке?
(Мир образов вокальной и инструментальной музыки.)
— Тема нашего урока называется «Роль цвета в портрете», мы установим родство между двумя видами искусства музыкой и живописью посредством портрета.
Эпитетом нашего урока будут эти слова …
— С какой песней вы познакомились на прошлом уроке?
-Солдатушки, бравы ребятушки «
— Важным событием в истории нашей страны стала триумфальная победа русской армии над армией Наполеона в 1812 году Портрет великого полководца Михаила Илларионовича Кутузова и других героев Отечественной войны вы увидите в нашей художественной галерее.
— Жанр портрета есть во всех видах искусства. На уроке музыки с первых классов мы знакомились с различными портретами. Среди них есть музыкальные образы – портреты защитников Отечества. Назовите их.
( Портрет богатырей из Симфонии №2 А. Бородина. Александр Невский из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». Иван Сусанин из оперы М. Глинки «Иван Сусанин»).
II. Изучение нового материала.
— Сегодня мы обратимся к музыке русского композитора С. Прокофьева, к его опере «Война и мир». Именно в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов композитор обращается к великой эпопее Льва Толстого «Война и мир», чтобы создать не менее грандиозное творение – оперный спектакль.
— Знаете ли вы о чем этот роман?
(он связан с героической эпопеей Отечественной воны 1812 года, великой победой русского народа)
— Любопытно, что в первых изданиях название романа писалось со старославянским Ъ (ять) –«Война и Миръ», и это имело особый смысл. Слово Миръ в русском языке означало не только «состояние без войны», планету,Землю. Оно означало также – люди. Вспомните выражения «С миру по нитке», «Пойти по миру». Таким образом, название романа Л.Н. Толстого могло читаться как «Война и Люди», и в этом смысле понятие «Миръ» на страницах книги охватывало жизнь нескольких русских семей, личностей, от которых зависели судьбы России и Европы. Одним из ярких образов той Отечественной войны – Михаил Илларионович Кутузов.
— Из множества фрагментов романа, где появляется Кутузов, для его главной музыкальной характеристики С. Прокофьев выбрал тот момент, когда маршал принимает решение отступить и сдать Москву Наполеону.
— Как вы полагаете, какое художественное решение этой сцены нашел композитор? Какие музыкальные средства понадобились композитору, чтобы создать портрет великого полководца? Кутузов остается один на один со своими нелегкими раздумьями. Какую форму высказывания выбрали бы Вы – арию, песню? Что ближе в данный момент характеру героя и ситуации?
( Ария. Ария – основная характеристика главных героев опере. Это развернутый монолог героя, в котором музыка переедет разные душевные состояния, в ней могут чередоваться различные мелодии и интонации.)
— Произнесенных Кутузовым слов в тексте у Толстого не очень много, всего несколько фраз, а ария – это развернутый монолог. Где же взять слова?
( их надо придумать, для этого пишут либретто)
— Перед вами текст арии Кутузова из оперы. Прочитайте его.
— Сколько частей в тексте?
— Какие интонации преобладают в стихотворном тексте.
— Какая музыкальная форма может раскрыть этот текст? (трехчастная).
— Итак, как вы себе представляете Арию Кутузова? Какими средствами выразительности Вы бы воспользовались, чтобы передать образ, характер, чтобы слушатели поверили музыке и увидели портрет полководца?
— Кого мы прежде всего хотим показать: русского полководца или просто человека?
— Какие характерные черты у русской музыки?
(песенность, широта, распевность)
Опираясь на текст арии и на таблицу средств художественной выразительности музыки, нарисуйте словами музыку.
Средства музыкальной выразительности:
Лад Мажор, минор, переменный
Ритм Ровный, пунктирный
Темп Быстрый, медленный, умеренный
Динамика p (тихо), ƒ (громко), mp (не очень тихо), mƒ (не очень громко)
Тембр Голос исполнителя: сопрано, меццо-сопрано, контральто; тенор, баритон, бас.
Регистр Высокий, средний, низкий
Звуковедение Отрывистое ( …….), плавное (͡ )
— Слушаем арию Кутузова – портрет, который нарисовал С. Прокофьев.
— Какие интонации вы услышали в музыке С. Прокофьева?
Совпал ли наш музыкальный портрет Кутузова с композиторским?
-Что нового для себя вы открыли в музыке автора?
(напевная, лирическая мелодия звучит по-особому торжественно, величаво, возвышенно)
Учащиеся, стоя движением рук, показывают движение интонации последней музыкальной фразы вверх.
— Героический полководец привлекал не только композиторов, но и, конечно, художников.
Совершенно верно! К образу Михаила Илларионовича Кутузова обращались многие художники. Одним из таких художников был Джордж Доу. Английский художник Джордж Доу (1781-1829) был известен в Европе как модный портретист. В 1818 г. он присутствовал на Конгрессе глав государств Священного союза в Ахене, где был представлен Александру I. Русский император пригласил художника в Россию работать над парадными портретами героев войны 1812 года для Военной галереи Зимнего дворца. Приехав в Петербург весной 1819 г., Джордж Доу прожил в столице 10 лет. За это время самим художником совместно с его русскими учениками для галереи было выполнено 333 портрета. Все в портретах этого мастера: цветовое решение, композиция, тщательно подобранные, великолепно написанные аксессуары, парадная одежда — способствует созданию настроения торжественности и приподнятости.
На прошлом уроке мы с вами начали вести разговор о парадном портрете. Посмотрите на репродукции работ Джорджа Доу и определите характерные черты парадного портрета.
-Мужественность, ощущение значительности, необычности, торжественности изображения; портретируемый изображался на фоне пейзажа или архитектурного пейзажа.
-Парадный портрет отличается от остальных портретов разных направлений и стилей тем, что парадному присущи особая торжественность и выразительность. В России после войны 1812 года были распространены парадные портреты военных – в полном боевом обмундировании.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы.
1. Контроль организации рабочего места.
2. Контроль правильности выполнения приемов работы.
3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
4. Контроль объема и качества выполняемой работы.
Проводится выставка работ учащихся. Дети дают словесную характеристику парадного портрета.
Учитель музыки обращает внимание детей на художественную галерею портретов, среди которых есть и музыкальный.
— Что общего в этих портретах, а в чем различие?
(изобразили их разные виды искусства, каждый своими средствами, но по настроению, характеру, интонациям схожи)
— Какой можно сделать вывод? (напомнить тему и цель урока).
— Наш урок был посвящен славным героям прошлого. И мы долго будем гордиться подвигами наших героев, и прославлять их.
Учащиеся читают эпиграф к уроку. Учитель предлагает исполнить хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки
Учителя подводят итоги урока, оценивают работу детей.
V. Домашнее задание.
Найти репродукции парадных портретов героев войны 1812 года, выполненные русскими художниками.
Найти в Интернете информацию о том, в каких оперных театрах мира осуществлялись (осуществляются) постановки оперы «Война и мир» С. Прокофьева. Перечислите имена исполнителей партии Кутузова.