Что такое музыкальный размер

Музыкальный размер

Воспринимая музыку на слух, простой обыватель получает возможность насладиться оригинальной звуковой палитрой: красотой мелодии, интересными ритмическими комбинациями и виртуозными пассажами. Музыкальное полотно кажется безупречным: в нем нет ничего лишнего, всё гармонично. Но профессиональные музыканты знают, что при кажущейся спонтанности и абстрактности, каждое музыкальное произведение имеет четкую, можно сказать, математическую структуру. Музыка – это не просто набор красивых звуков и аккордов, гармонично перетекающих один в другой. Оказывается, ее можно измерить и посчитать.

Размер

Теории музыки существуют понятия метра и ритма. Метр — это расстояние от одной сильной доли в такте до следующей сильной доли, а ритм – это чередование нот разных длительностей. Чтобы музыка звучала правильно (то есть так, как задумал композитор), мы должны сыграть нужную ноту в отведенное для нее время. Ведь музыка – это искусство, которое разворачивается во времени, и для каждой ноты задумана своя очередь и свое время в произведении. Музыкальный размер — это «регулировщик», который задает музыке определенные параметры метра.

Что такое музыкальный размер?

Взяв в руки какой-нибудь музыкальный сборник, мы увидим, что каждое произведение оформлено соответствующим образом. Проанализируем фрагмент фортепианной пьесы «Жеребёнок» Б. Паливода:

Мы видим два нотных стана, соединенных фигурной скобочкой (акколадой) и тактовой чертой. Это значит, что музыка первой и второй строчек подчинена общему счету и должна исполняться двумя руками вместе. Затем следуют ключи – скрипичный и басовый. А за ключами размер: две цифры, записанные в столбик: 2 и 4. Музыканты говорят так: две четверти. Это и есть музыкальный размер. Верхняя цифра указывает на количество долей в такте, а нижняя – на сами доли (4 – четверти, 8 – восьмые и т.д.).

Виды долей

Каждый такт условно делится на несколько частей. В размере 2/4 – на 2 части; в 3/4 — на 3 части; 4/4 – на 4 части. Это и есть доли. В каждой части/доле может быть не 1, а 2 ноты (в размере 6/8 – три ноты в первой доле и три — во второй).

Музыка имеет «сердцебиение» — внутреннюю пульсацию, которая образуется чередованием сильных и слабых долей. В двухдольном размере сильной долей будет первая нота в такте, а вторая — слабой. В трехдольном размере сильной будет первая доля, а вторая и третья – слабые. В четырехдольном размере первая доля сильная, вторая слабая, третья относительно сильная, четвертая – слабая.

Такты

Нотный стан разделяется тактовой чертой, а в пространстве – в тактах — излагается музыкальный материал (мелодия, аккомпанемент). Количество нот в одном такте может быть разным: от одной до четырех и более. Деление каждого произведения на такты позволяет структурировать и держать в порядке все его компоненты: мелодию, аккорды и ритм. Такт это своего рода емкость, которая имеет свою вместимость. Он может вмещать в себя только определенное количество нот с учетом их длительностей.

Таким образом, в «Жеребёнке» в каждом такте содержится две четвертные доли (но не обязательно четвертные длительности!). Это видно в строчке, где написан аккомпанемент – в первом такте мы видим две четвертные ноты. А что же в верхней? Почему там 4 ноты? Поскольку там присутствует ритм из более мелких длительностей – восьмых — их количество возросло до четырех в такте. Две восьмые соответствуют одной четвертной. Если в такте 4 восьмых, то они эквивалентны двум четвертым.

Для того, чтобы понимать, сколько нот каких длительностей должно быть в такте при разных размерах пьес, нужно знать длительности и их счет.

Теперь обратим внимание на второй такт. В мелодии мы видим две четвертные, а в аккомпанементе одну половинную. Одна половинная соответствует двум четвертым точно так же, как одна половинка яблока равняется двум его четвертинкам (только они меньше и их две, но в сумме они все равно являются половиной яблока).

Что такое музыкальный размер. Смотреть фото Что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Что такое музыкальный размер. Картинка про Что такое музыкальный размер. Фото Что такое музыкальный размер

Таким образом, музыкальный размер 2/4 может быть выражен в такте так:

Примеры музыкальных ритмов

Это всё еще кажется сложным? Тогда представьте себе, что у вас есть корзина, в которую вмещается 2 кг яблок. В нее вы можете положить:

При этом вы не можете положить в корзину яблоко весом 4 кг (что будет соответствовать одной ноте целой длительности, которая измеряется четырьмя счетами-«килограммами»), поскольку ваша корзина может вмещать только 2 кг.

Если ваша корзина (такт) может «вместить» 4 кг (музыкальный размер 4/4), вы можете ее наполнить следующим образом:

В такте вы можете увидеть комбинации из нот разных длительностей. Это называется ритмом или ритмическим рисунком. При написании какой-либо пьесы композитор использует придуманную мелодию и ритм, которой придается определенная структура.

Размер такта в музыке и есть той самой «корзиной» (структурой), емкость которой ограничена количеством нот в такте и их «весом» (длительностями).

Простые и сложные размеры

Размер в музыке бывает простой и сложный (смешанный).

Сложные размеры в музыке – это результат объединения нескольких простых размеров.

Так, размер 12/8 в музыке будет считаться 4 раза по три счета внутри каждого такта. Рассмотрим, какие ритмические конфигурации можно встретить в музыке с таким параметром:

Что такое музыкальный размер. Смотреть фото Что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Что такое музыкальный размер. Картинка про Что такое музыкальный размер. Фото Что такое музыкальный размер

Теперь изучим трехдольные размеры: 3/4, 3/8 и 6/8. Их еще называют музыкальными размерами вальса. Давайте разберемся с их счетом.

В размере 3/4 будет присутствовать стандартный счет на три: раз-два-три. В 6/8 в одном такте будет два раза по три счета: 1-2-3, 1-2-3. Точь-в-точь, как движения классического вальса. Как же считать размер 3/8 в музыке? Также на три счета. Например:

Что такое музыкальный размер. Смотреть фото Что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Что такое музыкальный размер. Картинка про Что такое музыкальный размер. Фото Что такое музыкальный размер

Размер 8/8 в музыке представляет собой объединение трех простых размеров: 3+3+2 или 3+2+3 или 2+3+3 (так группируются ноты в записи).

Музыкальные размеры 4/4 и 2/2 похожи между собой. В первом случае один такт будет считаться на 4 счета (1-2-3-4), а во втором случае один такт считается два раза по два (1-2, 1-2), что в сумме также составляет четыре. Не забываем, что в музыкальном счете может присутствовать связка «и», которая часто употребляется, когда в музыке присутствуют восьмые длительности.

Посмотрим на примеры 4/4 и музыкального размера 2/2:

Что такое музыкальный размер. Смотреть фото Что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Что такое музыкальный размер. Картинка про Что такое музыкальный размер. Фото Что такое музыкальный размер

Музыкальный размер танго «Кумпарсита» Х. Родригеса — самого известного и страстного танца в мире – 4/4. Здесь отчетливо слышен четырехдольный метроритм: 1-2-3-4:

Что такое музыкальный размер. Смотреть фото Что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Что такое музыкальный размер. Картинка про Что такое музыкальный размер. Фото Что такое музыкальный размер

Проанализируем мелодию и ритм этого произведение (верхнюю строку). В первом такте мы видим наполнение в виде четырех четвертных. Здесь всё предельно ясно – каждая четвертная будет соответствовать своему счету. В данном случае этот счет будет порядковым: раз (первая нота) — два (вторая нота) — три (третья нота) — четыре (четвертая нота). Во втором такте на первую долю стоит пауза. Паузы, как и ноты, имеют такие же длительности. Итак, во втором такте на первую долю стоит восьмая пауза. Ее мы считаем – раз. Далее идет группа из трех восьмых. На каждую из них попадает счет: и-2-и (помним о том, что восьмые «любят» связку «и»). Затем следует четвертная и четвертная. Им достается то, что осталось: 3-и; 4-и. С нового такта счет начинается заново.

Важное примечание: счет должен быть всегда равномерным и четким. А попадание каждой ноты в отведенный для нее счет является обязательным условием правильного исполнения произведения! Начинающим музыкантам рекомендуется считать вслух, чтобы добиться соответствия счета и ноты. Торопиться в этом деле не стоит. Выучив произведение в медленном темпе, вы очень скоро достигнете хорошей технической формы, и необходимый темп со временем придет естественным образом.

Источник

О ритме: метр, такт и размер в музыке

О ритме: метр, такт и размер в музыке

Музыка, в отличие от шума, определённым образом организована во времени: звуки и паузы разной длительности чередуются и сочетаются между собой и образуют структуру – музыкальный ритм.

Ритм (от греческого глагола ῥέω – течь) – это особая система, которая помогает соотнести звуки и паузы в их движении (протекании во времени) и связать их между собой. Без ритма музыка превращается в несвязный шум.

Основной мерой движения музыки является пульс, подобные сердцебиению равномерные удары. Пульс не записан в нотации и часто даже не слышен явно, но его всегда можно ощутить: точно также мы чувствуем, но не слышим, удары собственного сердца.

Чередование сильных и слабых долей в музыке называется метром (от слова измерять), а сами доли – единицами музыкального метра.

Ритм и метр в музыке – понятия близкие, но не тождественные. Метр можно назвать основой ритма: ритм подчинён его равномерной пульсации, а любая ритмическая конструкция состоит из чередующихся метрических единиц.

Отдельно взятый отрезок метра между двумя сильными долями в музыке носит название такт, а количество единиц метра в такте – музыкальный размер. На нотном стане каждый такт выделен тактовой чертой. В нотной записи метр обозначается именно в виде размера: в начале первого такта пьесы стоит дробное число. Можно сказать, музыкальный размер – это цифровое выражение метра в музыке.

Такт, темп и длительность

Пульсация метра часто неуловима, но его удары следуют с определённой скоростью. Эта скорость чередования долей в музыке называется темпом (от лат. Tempus – время) и может быть точно измерена с помощью специального устройства-маятника – метронома. Метроном был создан для точного подсчёта количества ударов в минуту. Однако, ещё до изобретения устройства, сложилась классическая система классификации темпа, основанная на субъективном ощущении движения музыки. В нотной записи традиционно используются описательные определения темпа и его изменений – прилагательные итальянского языка. Некоторые из них: adagio (медленно), andante (не спеша), moderato (умеренно), presto (очень быстро).

Длительности нот и пауз

Длительность доли не связана с привычными мерами времени (секундами или минутами). Её протяжённость определяется только в рамках исполняемого музыкального произведения согласно его темпу.

Длительность доли составляет продолжительность звучания одной ноты (или паузы) или её дробной части: половинная нота, четвертная, восьмая, шестнадцатая и так далее. Длина звучания графически отображена в нотной записи.

Длительности нот могут объединяться. Из двух (или больше) коротких нот путём сложения их длительностей может получиться одна длинная. Такой приём в музыке называется лига и в нотной записи обозначается вогнутой вниз дугой:

Что такое музыкальный размер. Смотреть фото Что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Что такое музыкальный размер. Картинка про Что такое музыкальный размер. Фото Что такое музыкальный размер

Паузы в музыке также имеют выраженную продолжительность. Длительность музыкальной паузы отражена в нотной записи аналогично длительности нот.

Что такое музыкальный размер. Смотреть фото Что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Что такое музыкальный размер. Картинка про Что такое музыкальный размер. Фото Что такое музыкальный размер

Длительность такта в музыке определяется на слух и соответствует длительностям составляющих его долей – звуков и пауз.

Размер такта

Соотношение количества долей с их длительностью является размером такта. На листе размер выписан дробью в начале первого такта, где числитель – это количество долей в каждом такте, а знаменатель – примерная длительность звучания одной доли.

Например: в размере 2/4 число 2 будет означать, что в одном такте произведения две доли, длительность каждой будет равна четвёртой части длины целой ноты. Длительность звучания ноты условная и основана на ощущении.

Размер такта – это размер метра на одном его участке, от одной сильной доли до следующей.

Что такое музыкальный размер. Смотреть фото Что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Что такое музыкальный размер. Картинка про Что такое музыкальный размер. Фото Что такое музыкальный размер

Неполный такт и синкопа

Если музыкальное произведение начинается со слабой доли, то первый такт будет называться неполным. В начале произведения неполный такт носит название затакт. Обычно затакт уравновешивается неполным тактом в конце произведения таким образом, чтобы сумма долей в двух неполных тактах равнялась одному полному. В середине произведения также может встречаться затакт.

Смещение акцента с сильной доли на слабую внутри такта называется синкопой. Ударение в такте может перемещаться свободно, с опережением или запаздыванием относительно пульсации метра.

Что такое музыкальный размер. Смотреть фото Что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Что такое музыкальный размер. Картинка про Что такое музыкальный размер. Фото Что такое музыкальный размер

Затакт и синкопа используются, чтобы изменить положение в такте сильных и слабых долей и сместить акцент в пульсации метра. Эти приёмы служат средством ритмической выразительности.

Метр и размер. Простые и сложные метры.

В соответствии с количеством долей в такте размеры метра можно условно разделить на два типа: простые и сложные (или составные).

Простые метры

Простые метры могут быть двудольными и трёхдольными.

Метр называют двудольным, если сильная и слабая доля в нём повторяются через одну, он звучит чётко, размеренно и прямо, похож на шаг или марш: РАЗ-два-РАЗ-два и т.д.

Что такое музыкальный размер. Смотреть фото Что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Что такое музыкальный размер. Картинка про Что такое музыкальный размер. Фото Что такое музыкальный размер

Для трёхдольного метра характерно повторение одной сильной доли через две слабые:

РАЗ-два-три-РАЗ-два-три и т.д. Он слышится более плавным, сглаженным, будто покачивающимся. Трёхдольный тип метра характерен, например, для вальса.

Что такое музыкальный размер. Смотреть фото Что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Что такое музыкальный размер. Картинка про Что такое музыкальный размер. Фото Что такое музыкальный размер

Сложные метры

Сложные метры возникают при соединении двух или нескольких простых, поэтому их также называют составными. Это соединение можно наглядно изобразить вот так:

Благодаря такому склеиванию сложный метр состоит из нескольких сильных долей, их число соответствует количеству простых метров составляющих сложный. Первая доля составного метра акцентируется сильнее других, поэтому сильной долей обозначается она. Таким образом, менее сильные доли именуются относительно сильными. Размеры, передающие сложные метры, называют сложными размерами.

Сложные музыкальные размеры могут быть:

а) однородными

В таком размере сочетаются одинаковые простые метры.

Например: 4/4 = 2/4+2/4; 6/4 = ¾+¾; 8/4 = 2/4+2/4+2/4+2/4 и так далее.

Сильные доли в однородном размере чередуются последовательно и образуют строгую метрику.

Что такое музыкальный размер. Смотреть фото Что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Что такое музыкальный размер. Картинка про Что такое музыкальный размер. Фото Что такое музыкальный размер

б) смешанными

В них сочетаются разные простые размеры.

Например: 8/4=2/4+¾+¾; 5/6 = 2/6+3/6; 8/8 = 2/8+3/8+3/8 и так далее.

Порядок чередования метров в смешанном размере имеет значение, так как сильные и относительно сильные доли также чередуются, смещаются, и могут следовать неравномерно. В таком случае, рядом с основным значением размера, в нотной записи дополнительно прописывают последовательность простых метров в такте.

Неравномерная последовательность долей,сильных и слабых, образует свободную метрику.

Что такое музыкальный размер. Смотреть фото Что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Что такое музыкальный размер. Картинка про Что такое музыкальный размер. Фото Что такое музыкальный размер

в) Переменными. Так называются размеры, которые меняются по ходу произведения. Если такое изменение равномерно, то в начале нотной записи указывают два размера. В ином случае, размер указывается несколько раз по мере надобности.

Что такое музыкальный размер. Смотреть фото Что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Что такое музыкальный размер. Картинка про Что такое музыкальный размер. Фото Что такое музыкальный размер

Сочетание нескольких разных размеров в музыке называется полиметрией.

Что такое музыкальный размер. Смотреть фото Что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Что такое музыкальный размер. Картинка про Что такое музыкальный размер. Фото Что такое музыкальный размер

Метры разных размеров и их сочетания позволяют добиться выразительной изменчивости пульса. Пульсация метра вьётся и изгибается, создавая ритмический узор.

Музыкальный ритм

Музыка имеет выраженную упорядоченность во времени: разделённая на такты комбинация звуков и пауз разной длительности и размерности, подчёркнутых акцентами. Из этих элементов складывается музыкальный ритм. Ритм подобен рисунку или узору, который нанесён на координатную сетку метра – такты разных размеров соединяются и образуют ритмические фигуры. Ритмический рисунок, который, собственно, и представляет собой музыкальный ритм, складывается из таких ритмических фигур. Ритм – одно из главных выразительных средств в музыке.

Мелодии может и не быть, но ритм присутствует всегда. Гармонии и мелодии существуют внутри ритмических построений, подчинены музыкальному ритму. Ритм определяет восприятие произведения, его настроение и жанровую принадлежность.

Можно сказать, что музыкальный ритм – это основа музыки. Для музыканта крайне важно развить в себе чувство ритма и понимание ритмических построений.

Источник

3 вида музыкальных размеров — просто о сложном

Что такое музыкальный размер. Смотреть фото Что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Что такое музыкальный размер. Картинка про Что такое музыкальный размер. Фото Что такое музыкальный размер

Музыкальный размер очень важная составляющая нотной грамоты. Его базовая функция — организовать музыку во времени. Также он существенно влияет на характер, образ и даже жанр музыкального произведения.

Размеры бывают всего трех видов – простыми, сложными и смешанными.

Чтобы разобраться, что же такое музыкальный размер и каким образом он организовывает музыкальную ткань, нам попутно потребуется ввести несколько новых понятий. Но, обо всем по порядку.

Пульсация

Первое понятие, которое необходимо ввести — пульс музыкального произведения.

Вы, наверное, замечали, что музыку часто описывают как нечто живое: весёлая, легкомысленная, задумчивая, решительная. И действительно, музыка имеет ряд качеств, характерных для живого организма, например такие как характер и настроение. Но главное, что в музыке, как и в живом организме бьется пульс. Вам наверняка доводилось бывать на концертах и хлопать в такт одновременно со всем залом. Это происходит именно потому, что люди чувствуют пульс музыки.

Как и человеческое сердце пульс может замедляться или ускоряться, но он бьётся равномерно и непрерывно на протяжении всего произведения.

Запомним: пульсация — это равномерность, которая обеспечивает музыкальное движение.

Доля

Доля – единица измерения пульсации.

Отрезок музыкальной ткани, заключённый между двумя сильными долями, называется тактом. К этому понятию мы еще вернемся.

Сейчас все понятно 329

Размер, метр, такт

Музыкальный размер показывает, сколько и каких долей включает в себя один такт. Выглядит размер как математическая дробь, где числитель — количество долей в такте, а знаменатель — длительность доли.

Что такое музыкальный размер. Смотреть фото Что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Что такое музыкальный размер. Картинка про Что такое музыкальный размер. Фото Что такое музыкальный размер

Число, расположенное сверху, говорит нам сколько долей содержит один такт; указывает до скольких нужно считать в каждом такте (до двух, до четырех, трех, шести и т.д.). при чтении это число принято называть в женском роде: две, четыре, три, шесть.

Число из нижней части дроби, обозначает длительность каждой доли; помогает понять, какими нотами следует считать удары пульса – четвертями, восьмыми и так далее. Это число произносят как соответствующее название длительности в родительном падеже: четверти, восьмых, шестнадцатых. Исключением будет размер, где счет осуществляется половинными нотами. Так размер 3/2 читается как «три вторых». А мы рассмотрим размер 2/4 «две четверти»:

Первая доля всегда сильная, она выделена красным цветом. Синим изображены слабые.

Что такое музыкальный размер. Смотреть фото Что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Что такое музыкальный размер. Картинка про Что такое музыкальный размер. Фото Что такое музыкальный размер

Метр

Очередность сильных и слабых долей называется метром.

Сильные и слабые доли чередуются в определённой последовательности, которую задаёт размер. Эта очередность долей создает метр произведения.

Такт

Отрезок музыки между двумя сильными долями называется тактом. На письме такты разделены вертикальными линиями — тактовыми чёрточками. Последний такт закрывается двумя тактовыми черточками.

Теперь, когда все элементы на месте, вы видите, что каждый такт соответствует размеру 2/4 и содержит по 2 четвертные доли.

Рассмотрим пример трехдольного размера – 3/4:

Первая доля — сильная. Размер указывает, что в одном такте должно быть 3 четвертные доли – значит вторая и третья будут слабыми.

Что такое музыкальный размер. Смотреть фото Что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Что такое музыкальный размер. Картинка про Что такое музыкальный размер. Фото Что такое музыкальный размер

Ритм

Как вы помните пульсация равномерна, а вот музыкальное полотно может быть представлено нотами и паузами различными по долготе звучания. И здесь пора ввести новое понятие – ритм.

Ритм – это последовательность звуков и пауз разной продолжительности. Так в одном такте могут сочетаться четверти, восьмые, шестнадцатые и другие длительности, образуя ритмический рисунок. Давайте рассмотрим пример в размере 4/4. Нижняя строка отображает шаги пульса – четвертные доли, они прозвучат щелчками. На верхней строке изображены варианты ритмического рисунка:

Что такое музыкальный размер. Смотреть фото Что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Что такое музыкальный размер. Картинка про Что такое музыкальный размер. Фото Что такое музыкальный размер

Вариантов ритмического рисунка может быть очень много, и я представил далеко не все. Длительности можно комбинировать между собой, главное хорошо считать – сумма длительностей нот в каждом такте должна быть равна сумме длительностей долей, указанных в размере.

Виды размеров

Музыкальные размеры бывают простыми, сложными и смешанными.

Простыми называют двухдольные и трехдольные размеры.

Что такое музыкальный размер. Смотреть фото Что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Что такое музыкальный размер. Картинка про Что такое музыкальный размер. Фото Что такое музыкальный размер

Двухдольные читаются так: две вторых, две четверти, две восьмых, две шестнадцатых.

Трехдольные так: три вторых, три четверти, три восьмых, три шестнадцатых.

Рассмотрим размер 2/4 «две четверти». Он состоит из двух доле́й, каждая из которых равна четвертной ноте. Считать доли в такте следует так: «раз-и, два-и». Каждый такт должен быть наполнен нотами, которые могут быть разной длительности, главное, чтобы в сумме длительности этих нот давали две четверти. Взгляните на пример:

Что такое музыкальный размер. Смотреть фото Что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Что такое музыкальный размер. Картинка про Что такое музыкальный размер. Фото Что такое музыкальный размер

Размер 3/4 имеет три доли, каждая из которых равняется четвертной ноте. Их так же можно разбить на более мелкие длительности или объединить в более крупную. Считаем этот размер до трех «раз-и, два-и, три-и». Вот некоторые варианты ритмического рисунка в размере три четверти:

Что такое музыкальный размер. Смотреть фото Что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Что такое музыкальный размер. Картинка про Что такое музыкальный размер. Фото Что такое музыкальный размер

Также вместо нот могут быть использованы паузы необходимой длительности:

Что такое музыкальный размер. Смотреть фото Что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Что такое музыкальный размер. Картинка про Что такое музыкальный размер. Фото Что такое музыкальный размер

Что такое музыкальный размер. Смотреть фото Что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Что такое музыкальный размер. Картинка про Что такое музыкальный размер. Фото Что такое музыкальный размер

Сложные размеры

Сложные размеры образуются за счет сложения двух или более простых одинаковых размеров. Например, размер 4/4 это сумма простых размеров 2/4 + 2/4. Размер 6/8 является суммой размеров 3/8 + 3/8.

Наиболее ходовыми сложными размерами являются:

Сильная и относительно сильная доля

В сложном размере будет столько сильных долей, сколько простых размеров он включает в свой состав. Например, размер 4/4 состоит из двух простых размеров 2/4 + 2/4. Значит сильных долей в каждом такте будет две. На изображении я поделил пунктирной линией такт на две части, каждая из которых соответствует размеру 2/4. Красным цветом отмечены ноты, которые приходятся на сильную долю.

Что такое музыкальный размер. Смотреть фото Что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Что такое музыкальный размер. Картинка про Что такое музыкальный размер. Фото Что такое музыкальный размер

На следующем изображении цифрами обозначены номера долей. Вы видите, что сильными долями в размере 4/4 являются первая и третья. Однако первую долю принято называть сильной, а третью – относительно сильной. Сильная доля более акцентирована и на изображении выделена знаком акцента красного цвета (>). Относительно сильная доля менее акцентирована и обозначена акцентом синего цвета.

Что такое музыкальный размер. Смотреть фото Что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Что такое музыкальный размер. Картинка про Что такое музыкальный размер. Фото Что такое музыкальный размер

Рассмотрим еще один пример – 6/8. Это шестидольный размер, где пульс шагает восьмыми нотами. Он сложен из двух простых размеров – 3/8 + 3/8. Как и всегда первая доля будет сильной, а относительно сильной будет четвертая, потому что она является начальной во втором простом размере 3/8. Взгляните:

Что такое музыкальный размер. Смотреть фото Что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Что такое музыкальный размер. Картинка про Что такое музыкальный размер. Фото Что такое музыкальный размер

Смешанные размеры

Смешанным называют сложный размер, который состоит из двух простых не одинаковых размеров – двухдольного и трехдольного. Чаще всего можно встретить размеры 5/4; 7/4 и 5/8; 7/8.

Размеры 5/4 и 5/8 – пятидольные. По своей сути они одинаковы, но в первом случае пульс шагает четвертями, во втором – восьмыми. Так как это сложный размер, он состоит из нескольких простых:

Что такое музыкальный размер. Смотреть фото Что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Что такое музыкальный размер. Картинка про Что такое музыкальный размер. Фото Что такое музыкальный размер

Если произведение написано в смешанном размере, то в скобках, как правило, указывают из каких простых размеров оно состоит. На изображении ниже, первый такт является суммой 2/4 + 3/4; второй – 3/4 + 2/4.

Что такое музыкальный размер. Смотреть фото Что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Что такое музыкальный размер. Картинка про Что такое музыкальный размер. Фото Что такое музыкальный размер

От того, как меняется последовательность простых размеров внутри сложного, зависит местоположение относительно сильной доли. В первом такте относительно сильной долей будет третья, во втором — четвертая. От расположения относительно сильной доли зависит акцент внутри такта, а значит и его ритмическая организация.

Размеры 7/4 и 7/8 – семидольные. Состоят из трех простых размеров, два из которых двухдольные и один трехдольный.

Что такое музыкальный размер. Смотреть фото Что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Что такое музыкальный размер. Картинка про Что такое музыкальный размер. Фото Что такое музыкальный размер

Что такое музыкальный размер. Смотреть фото Что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Что такое музыкальный размер. Картинка про Что такое музыкальный размер. Фото Что такое музыкальный размер

Совсем тяжко идет 165

Группировка нот

Группировкой называется объединение нот в группы. Это делается с одной простой целью – облегчить визуальное восприятие нот и ускорить разбор ритмического рисунка. Для сравнения приведу пример в виде номера телефона. Какой вариант легче воспринимать? Думаю, вы согласитесь, что второй:

Что такое музыкальный размер. Смотреть фото Что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Что такое музыкальный размер. Картинка про Что такое музыкальный размер. Фото Что такое музыкальный размерЧто такое музыкальный размер. Смотреть фото Что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Что такое музыкальный размер. Картинка про Что такое музыкальный размер. Фото Что такое музыкальный размер

Объединяться в группы могут только длительности с флажками, то есть длительности меньше четверти – восьмые, шестнадцатые и так далее. Когда они соединяются в группу, то флажки нот превращаются в горизонтальные линии — ребра. Сколько было флажков, столько будет и ребер у группы:

Что такое музыкальный размер. Смотреть фото Что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Что такое музыкальный размер. Картинка про Что такое музыкальный размер. Фото Что такое музыкальный размер

В группы могут объединяться ноты разной продолжительности, главное, чтобы все они были меньше четверти. Пусть вас не смущает разное количество флажков, это вовсе не мешает объединять ноты в группы:

Что такое музыкальный размер. Смотреть фото Что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Что такое музыкальный размер. Картинка про Что такое музыкальный размер. Фото Что такое музыкальный размер

Также паузы могут встраиваться в группу:

Что такое музыкальный размер. Смотреть фото Что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Что такое музыкальный размер. Картинка про Что такое музыкальный размер. Фото Что такое музыкальный размер

Группировка длительностей в такте

Рассмотрим пример группировки нот в самых популярных размерах: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.

В размерах 2/4, 3/4, 4/4 ноты объединяются в группы по счетным долям (они указаны в знаменателе размера) – в нашем случае это четверти. Группировать следует так, чтобы границы долей было отчетливо видно. Например, в размере 4/4 шестнадцатые ноты нужно группировать по четыре:

Что такое музыкальный размер. Смотреть фото Что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Что такое музыкальный размер. Картинка про Что такое музыкальный размер. Фото Что такое музыкальный размер

Не трудно посчитать, что каждая группа равна четвертной доле. В одном такте будет 4 таких группы.

А вот пример того, как группировать не следует:

Что такое музыкальный размер. Смотреть фото Что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Что такое музыкальный размер. Картинка про Что такое музыкальный размер. Фото Что такое музыкальный размер

Визуально воспринимать такую группировку нот чрезвычайно трудно, а читать с листа – невозможно.

Размер 4/4 — сложный и состоит из двух простых – 2/4 + 2/4. Поэтому иногда ноты в этом размере группируются не по долям, а в соответствии с составным простым размером. Получится две группы по две четверти. Как лучше сгруппировать ноты выбирает сам композитор, главное, чтобы это легко воспринималось глазами.

В размере 2/4 ноты объединяют в две группы, каждая из которых равна четверти:

Что такое музыкальный размер. Смотреть фото Что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Что такое музыкальный размер. Картинка про Что такое музыкальный размер. Фото Что такое музыкальный размер

Ниже приведен пример группировки в размере 3/4:

Что такое музыкальный размер. Смотреть фото Что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Что такое музыкальный размер. Картинка про Что такое музыкальный размер. Фото Что такое музыкальный размер

Ритмический рисунок не самый простой, но ноты сгруппированы таким образом, что сразу видно каждую долю и посчитать размер такта не составит труда.

В размерах 6/8, 9/8, 12/8 счёт осуществляется восьмыми нотами. Принцип группировки в таких размерах будет несколько другим. Эти размеры сложные трехдольные и, как вы уже знаете, состоят они из нескольких простых:

Что такое музыкальный размер. Смотреть фото Что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Что такое музыкальный размер. Картинка про Что такое музыкальный размер. Фото Что такое музыкальный размер

Группировать ноты в подобных случаях, следует опираясь на простой размер, из которого состоит сложный — в нашем случае это размер 3/8. Эти цифры служат нам подсказкой, говоря, что ноты нужно собирать в такие группы, где сумма длительностей будет равна трем восьмым. Например, в размере 6/8 (3/8+3/8) ноты нужно объединять в две группы по три восьмые в каждой.

Что такое музыкальный размер. Смотреть фото Что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Что такое музыкальный размер. Картинка про Что такое музыкальный размер. Фото Что такое музыкальный размер

Ритм может быть самым разнообразным, но каждая группа нот, все равно должна быть равны трем восьмым:

Что такое музыкальный размер. Смотреть фото Что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Что такое музыкальный размер. Картинка про Что такое музыкальный размер. Фото Что такое музыкальный размер

Группировка нот напрямую зависит от музыкального размера. Мы рассмотрели не все варианты группировки, но главное усвоить принцип и запомнить, что группировать нужно так, чтобы это было удобно читать.

Статья понравилась 329

Статья не понравилась 165

Заключение

Мы познакомились с тремя видами размеров — простыми, сложными и смешанными. Надеюсь, теперь вам понятно что такое музыкальные размеры и на что они влияют. Если статья была интересна и понятна будем рады отзывам. Если возникли вопросы – тем более пишите их в комментариях, будем вместе разбираться. Также вступайте в группу вконтакте и подписывайтесь на Youtube канал.

А сейчас посмотрите джазовую пьесу «Take Five«, записанную квартетом «The Dave Brubeck Quartet» в 1959 году. это был первый джазовый сингл, разошедшийся в более чем миллионе экземпляров. Автор пьесы — Paul Desmond, саксофонист квартета. Написана эта музыка в достаточно необычном ритме 5/4. Именно отсюда и идет ее название.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *