Что такое музыкальный спектакль

Мюзикл

Мю́зикл (англ. Musical ) (иногда называется музыкальной комедией) — музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография. Сюжеты часто берутся из известных литературных произведений, из мировой драматургии («Моя прекрасная леди» по Бернарду Шоу, «Целуй меня, Кэт!» по Шекспиру, «Человек из Ламанчи» по Сервантесу, «Оливер!» и «Ночь открытых дверей» по Диккенсу). Большое влияние на мюзикл оказали многие жанры: оперетта, комическая опера, водевиль, бурлеск. Как отдельный жанр театрального искусства долгое время не признавался.

Мюзикл — жанр, как правило, сложный в постановочном отношении и потому дорогой. Многие бродвейские мюзиклы славятся своими спецэффектами, что возможно только в условиях стационарного мюзикла, где спектакли идут ежедневно в течение многих лет, пока они пользуются успехом у публики. В России пример такого наиболее успешного стационарного мюзикла — «Юнона и Авось».

Мюзикл — один из наиболее коммерческих жанров театра. Это обусловлено его зрелищностью, разнообразием тем для постановки, неограниченностью в выборе средств выражения для актеров.

По форме мюзикл чаще всего представляет собой двухактовый спектакль.

В России достижения мюзиклов оценивает Национальная премия и фестиваль «Музыкальное сердце театра».

Содержание

Зарождение мюзикла

Предшественниками мюзикла были множество легких жанров, где смешались шоу варьете, французский балет и драматические интерлюдии. В сентябре 1866 года на сцене Нью-Йорка прошла постановка «Black Crook», где сплетались романтический балет, мелодрама и другие жанры. Именно она считается исходной точкой нового жанра. Музыкальной комедией охарактеризовал один из своих хитов «Хористка» английский продюсер Джордж Эдвардс. Музыкальная комедия подразумевала легкое развлекательное представление, где важным был не сюжет, а скорее популярные вокальные номера в исполнении кумиров публики. Постановки Эдвардса снискали ошеломительный успех в Нью-Йорке, и до начала XX века моду в новом жанре диктовали английские представления.

Развитие в Америке

В годы, предшествующие Первой мировой войне, талантливые эмигранты Херберт, Фримль, Ромберг и другие дали импульс активному развитию мюзикла в Америке. В период 20-х и 30-х годов, с приходом новых американских композиторов Джерома Керна, Джорджа Гершвина, Кола Портера и других, мюзикл приобретает истинную американскую окраску. Усложнилось либретто, в ритмах стало заметно влияние джаза, рэгтайма, в песнях появились типичные американские обороты. Многие песни из мюзиклов стали музыкальной классикой. Значительно возросло актёрское мастерство певцов. В 1932 году композитор Гершвин впервые награждён Пулитцеровской премией за работу над мюзиклом «Я пою о тебе» («Of Thee I Sing», 1931).

При совместной работе Роджерса и Хаммерстайна II появились такие постановки, как «Оклахома!» («Oklahoma!», 1943), «Карусель» («Carousel», 1945), «Юг Тихого океана» («South Pacific», 1949), отличавшиеся высоким уровнем драматургии. Они имели ошеломительный успех у публики.

После Второй мировой войны фабула мюзиклов стала более серьёзной, появилась «Вестсайдская история» («Westside story», 1957) Леонарда Бернстайна. За основу постановки взята шекспировская трагедия «Ромео и Джульетта», при этом действие происходит в современном Нью-Йорке. Экспрессивность танцев обозначило растущее значение хореографии.

Дальнейшее развитие

В конце 60-х годов XX века под влиянием новых музыкальных стилей приходит новое понимание мюзикла как жанра. В спектакле «Волосы» («Hair», 1967) нашли отражение модные тогда идеи хиппи, тем самым постановка получила название «мюзикла первобытного американского лирического рока». С 70-х годов количество спектаклей сокращается, однако декорации и костюмы новых мюзиклов становятся более роскошными. Кардинальные изменения в понятие мюзикла преподнесла постановка «Иисус Христос суперзвезда» («Jesus Christ Superstar»1971) композитора Эндрю Ллойда Уэббера и либреттиста Тима Райса. Серьёзная тема мюзикла «Эвита» («Evita», 1978) доказала большой путь, который прошёл жанр за время своего развития. Творение Уэббера «Кошки» («Cats», 1981) по мотивам стихотворного цикла Т. С. Эллиота «Популярная наука о кошках, написанная Старым Опоссумом» («Old Possum’s Book of Practical Cats») представляет яркие запоминающиеся образы, в музыке узнаются кошачьи интонации, танцы гибки и пластичны. Другим популярным произведением Уэббера стал мюзикл «Призрак Оперы» («The Phantom of the Opera»), сочетающий в себе элементы детектива и триллера.

Англо-американская монополия мюзиклов прекратилась в 1985 году, когда на лондонской сцене состоялась премьера французской постановки «Отверженные» («Les Miserables») по мотивам одноимённого романа Виктора Гюго. Авторами являются композитор Клод Мишель Шонберг и либреттист Ален Бублиль. Высокий уровень мюзикла как жанра доказывает «Мисс Сайгон» («Miss Saigon»), осовремененная опера Пуччини «Мадам Баттерфляй».

Наиболее известные мюзиклы

Бродвейские мюзиклы

Мировую известность жанру принесли бродвейские мюзиклы.

Французские мюзиклы

Поначалу, во Франции мюзиклы пошли иным путём: они были менее зрелищны и обходились минимумом декораций (по сравнению с бродвейскими) и в целом больше напоминали концерты нескольких эстрадных певцов. Ярким примером этому может служить оригинальная версия мюзикла Риккардо Коччанте и Люка Пламондона Notre-Dame de Paris. Но со временем вкусы менялись, и в последние годы Франция представила довольно красочные, в плане костюмов и декораций, музыкальные спектакли, такие как Romeo et Juliette, Autant en Emporte le Vent, Le Roi Soleil и пр.

Австрийские мюзиклы

Российские мюзиклы

Азербайджанские мюзиклы

Известный польский драматург С.Поволоцкий вспоминает:

Я первый раз услышал арию Аскера в исполнении великолепного певца Рашида Бейбутова. Потом я посмотрел фильм «Аршин мал алан», в котором Рашид Бейбутов сыграл главную роль. Я был потрясен и влюблен в эту картину. Спустя некоторое время любимый всеми певец в очередной раз приезжает в Польшу на гастроли. Я еще раз услышал в его исполнении арию Аскера из «Аршин мал алана» на польском языке, который он исполнял на каждом концерте. После очередного концерта подошел к Рашиду Бейбутову и поделился с ним желанием перевести «Аршин мал алан» на польский язык. Певец мое предложение одобрил… [2]

В 1954 году в Белостокском государственном Театре им. А.Венгерска был поставлен «Аршин мал алан» на польском языке. В главных ролях выступали Е.Пореда и С.Волошина… Театральные постановки «Аршин мал алан» пользуются успехом и в XXI веке. В 2004 году премьера новой постановки всемирно известной музыкальной комедии классика азербайджанского музыкального искусства Узеира Гаджибекова «Аршин мал алан» с большим успехом состоялась на сцене Высшего театрального училища имени Б. В. Щукина при Государственном театре имени Е.Вахтангова. Показанный с участием популярных российских актёров-выпускников Щукинского театрального училища — спектакль был с большим восторгом воспринят зрителями. Антон Макарский и Виктория Морозова пишут об этом:

У спектакля есть своя история: мы играли спектакль «Аршин мал алан» 7 лет назад, когда выпускались из Щукинского училища, потом играли в Театре им. Евг. Вахтангова (в течение года комедия с ошеломляющим успехом шла на сцене театра). И так получилось, что нам удалось собраться старой «щукинской» командой и сделать этот прекрасный спектакль, сохранив атмосферу студенческого праздника-капустника. И при этом получить огромное удовольствие от работы. В спектакле играет интернациональная команда. Сулеймана играет эстонец, Султан-бека играет молдаванин, Аскера — играет … Антон Макарский. Спектакль мы играем в театрально-концертном зале ЦДКЖ, в одном из красивейших залов Москвы. С удовольствием ездим и на гастроли. [3]

В дальнейшем «Аршин мал алан» был переведен более чем на 75 языков и поставлен в 187 театрах 76 стран: в 16-и городах Грузии, в 17-и городах Болгарии, 13 штатах США, 17-и городах Польши (1500 раз), в 28-и городах России, в 8-и городах Китая и т.д [2] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]

Источник

Что такое мюзикл и в чем его уникальность

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Найти универсальный жанр, который бы пришелся по нраву каждому, – задача нереальная.

Однако мюзиклы близки к этому, поскольку сочетают в себе не только танцы, хореографию и любимые музыкальные произведения, но и забавные диалоги, что позволяет удовлетворить запросы максимально широкой аудитории.

Что такое музыкальный спектакль. Смотреть фото Что такое музыкальный спектакль. Смотреть картинку Что такое музыкальный спектакль. Картинка про Что такое музыкальный спектакль. Фото Что такое музыкальный спектакль

Где и когда зародилась эта концепция, как она менялась со временем и чем стала к настоящему моменту, разберемся по порядку.

Уникальное произведение

Термин заимствован из английского языка в советскую эпоху, при этом оригинальное «musical» – результат сокращения от «musical comedy», что буквально переводится как «музыкальная комедия».

Отбрасывание слова «комедия» из названия жанра оказалось пророческим, поскольку сегодня эта составляющая стала необязательной, а само понятие обрело достаточно узкое значение:

Мюзикл – это особый жанр музыкально-сценического искусства, представляющего собой гармоничное сочетание нескольких театральных форматов (драматического, музыкального, хореографического, вокального и пластического).

Что такое музыкальный спектакль. Смотреть фото Что такое музыкальный спектакль. Смотреть картинку Что такое музыкальный спектакль. Картинка про Что такое музыкальный спектакль. Фото Что такое музыкальный спектакль

И хотя мюзикл как жанр считается относительно новым, корни у него достаточно древние, чтобы говорить об античном происхождении. Так, еще на заре V века до н.э. в греческом театре стали практиковать включение музыки и танцев в развлекательные постановки, а чуть позже – элементы политической и социальной сатиры.

Римляне же, переняв практически все формы и каноны греческого театра, добавили в такие постановки и немного своего. Так, в частности, обувь актеров стали подбивать металлическими пластинами, что давало возможность зрителю слышать каждое движение танцоров, а самих постановщиков эта «инновация» заставила задуматься о важности спецэффектов.

Но в любом случае – на всех этапах эволюции жанра – ключевыми составляющими мюзикла были и оставались три компонента:

Что такое музыкальный спектакль. Смотреть фото Что такое музыкальный спектакль. Смотреть картинку Что такое музыкальный спектакль. Картинка про Что такое музыкальный спектакль. Фото Что такое музыкальный спектакль

Во второй половине XIX века искусствоведы спорили, нужно ли выделять мюзиклы в отдельный жанр, ведь их особенности были почти как у классической оперетты. Однако, если оперетта тяготела к воспроизведению канонов, создатели мюзиклов позволяли себе экспериментировать.

Благодаря этому, мюзикл вскоре превратился в особую театральную форму, где музыке отводится не какая-то из главных ролей, а всего лишь роль одного из средств сценического монтажа – равно как и хореографии, пластике, постановочным эффектам и т.д.

Стремительное развитие жанра

Время шло, стали появляться новые выразительные средства, костюмы и спецэффекты, композиторы все чаще обращались к современным музыкальным направлениям, хореографы старались использовать популярные у обывателя танцы и пластические элементы.

Что такое музыкальный спектакль. Смотреть фото Что такое музыкальный спектакль. Смотреть картинку Что такое музыкальный спектакль. Картинка про Что такое музыкальный спектакль. Фото Что такое музыкальный спектакль

Уже к XX веку все ощутимее чувствовалось влияние таких жанров, как:

Нашла свое отражение в развитии мюзиклов и эстрада – например, джазовые мотивы, весьма популярные в начале 1940-х, или возникновение целого направления на основе рока с вплетением библейских сюжетов.

Со временем мюзикл сформировался в самостоятельный музыкально-сценический жанр, пусть и носящий признаки близкого родства с опереттой и следующий традициям преемственности с ней.

Первой вехой в истории зарождения жанра большинство искусствоведов называет постановку «Black Crook», которую зрители увидели на нью-йоркской сцене в сентябре 1866-го.

Что такое музыкальный спектакль. Смотреть фото Что такое музыкальный спектакль. Смотреть картинку Что такое музыкальный спектакль. Картинка про Что такое музыкальный спектакль. Фото Что такое музыкальный спектакль

И хотя этот мелодраматический музыкальный спектакль был отлично принят аудиторией, до конца 19 столетия моду задавали английские представления в духе «Хористки» Джорджа Эдвардса.

Яркими чертами таких постановок стали:

Влияние новой американской культуры усилилось в 1920-х с появлением так называемых новых американских композиторов (Д.Гершвина, Д.Керна, К.Портера), в числе которых оказались не менее талантливые эмигранты типа Р.Фримля, В.Херберта, З.Ромберга.

Что такое музыкальный спектакль. Смотреть фото Что такое музыкальный спектакль. Смотреть картинку Что такое музыкальный спектакль. Картинка про Что такое музыкальный спектакль. Фото Что такое музыкальный спектакль

Теперь либретто перестали заимствовать у существующих опер, а начали адаптировать под нужды конкретного спектакля. В музыкальное сопровождение стали чаще включать джазовые композиции, а в хореографию – регтайм.

Это была классика начала XX века, не утратившая своей актуальности по сей день.

Незабытое старое

В период Второй мировой тренды несколько сместились, и вместо комбинации перепевок зрителям начали демонстрировать глубоко проработанную драматургию. Вкупе с выразительной игрой именитых актеров мюзиклы быстро завоевали расположение аудитории, о чем свидетельствуют такие нашумевшие постановки, как:

Последующий этап развития мюзикла характеризуется возникновением более мрачных, философских настроений и усилением значения хореографии, как это произошло с «Вестсайдской историей» (1957), где драматичный сюжет сочетается с танцевальной экспрессией. Завораживающий контраст оценили даже самые суровые критики.

Настоящим расцветом мюзикла в качестве самодостаточного жанра можно назвать эпоху 1960 –1980-хх. Влияние рока впервые обозначил спектакль «Волосы» (1967), а затем продолжил британец Эндрю Ллойд Уэббер, ставший основным «поставщиком» мюзиклов для постановки в театрах на Бродвее.

Что такое музыкальный спектакль. Смотреть фото Что такое музыкальный спектакль. Смотреть картинку Что такое музыкальный спектакль. Картинка про Что такое музыкальный спектакль. Фото Что такое музыкальный спектакль

Его уникальные произведения (а это около двух дюжин мюзиклов!) и сегодня встречают с восторгом на театральных подмостках во всех уголках мира:

И хотя количество постановок периодически снижается, роскошные декорации, костюмы и высокий уровень подготовки артистов до сих пор обеспечивают этим спектаклям полные аншлаги. И это понятно: перед зрителем на сцене буквально разыгрывают полноценный фильм с одного дубля.

К концу прошлого тысячелетия более четко обозначился формат рок-оперы. Новое направление демонстрировало эволюцию мюзиклов и давало толчок жанру оперы, используя вместо классической музыки современную и разговаривая с аудиторией на красивом, но близком и понятном языке.

Современный взгляд

Мюзиклы из легкомысленных театральных постановок всего за сотню лет развились в самостоятельный жанр, где есть место и комедии, и трагедии, и прозаической повседневности.

Параллельно существует несколько форматов создания мюзикла:

Первый вариант обычно используется при создании киномюзикла, тогда как театральные версии чаще базируются на втором.

Не знаете, как развлечь себя и близких? Попробуйте мюзиклы: шутки, любовные истории, детективные перипетии – там есть все!

Источник

Что такое мюзикл: определение

Что такое мюзикл? Наверняка многие задают этот вопрос, ведь на сегодняшний день этот жанр театрального искусства самый популярный во всём мире. Он представляет собой синтез драмы, музыки и танца.

Жанры музыкального театра

Что такое опера, балет, мюзикл и оперетта? Всё это жанры музыкального театра. Все они имеют свои отличительные особенности. Но объединяет их то, что во всех этих произведениях главной является музыка.

Мюзикл

Что такое музыкальный спектакль. Смотреть фото Что такое музыкальный спектакль. Смотреть картинку Что такое музыкальный спектакль. Картинка про Что такое музыкальный спектакль. Фото Что такое музыкальный спектакль

Рассмотрим более подробно, что такое мюзикл. Определение, характеризующее этот жанр, даёт нам представление о том, что зародился он под влиянием нескольких жанров, существовавших до него: оперетты, водевиля, комической оперы и бурлеска. Мюзикл чаще всего бывает двухактным. Это очень сложный жанр как для постановщиков, так и для актёров. Артисты в мюзикле должны быть универсальными и уметь всё – петь, танцевать, иметь драматический талант. В постановочном плане он сложен тем, что должен быть ярким, зрелищным, с большим количеством интересных сценических решений, со сложными декорациями, роскошными дорогими костюмами. Мюзиклы изобилуют разнообразными спецэффектами. В последнее время очень модно использовать в спектаклях этого жанра 3D-технологии. Мюзикл – это жанр коммерческий, поскольку необходимо затратить большие материальные средства на постановку такого спектакля, следовательно, и билеты на него стоят недёшево.

Как возник жанр мюзикла

Жанр, сочетающий в себе несколько других видов музыкально-сценического искусств, – вот что такое мюзикл в музыке. Определение этого вида представлений сложилось не так давно. Изначально было сложно отделить мюзикл от оперетты. Но со временем этот вид представлений сложился в отдельный жанр театрального искусства.

Родиной мюзикла является Америка. Впервые такое шоу было показано в Нью-Йорке в 1866 году. Оно сочетало в себе представление в варьете, комедийные номера, романтический балет, мелодраму и драматические интерлюдии. Самым первым мюзиклом был «Чёрный посох». Сначала этот жанр причислялся к музыкальной комедии, поскольку спектакли были развлекательными и какого-то особенного сюжета не имели. Содержанию вообще не придавалось большого значения. Главное, чтобы было весело, и при этом номера исполнялись популярными артистами. Сейчас в мюзикле сюжету придаётся большое значение. В большинстве случаев он основан на литературном произведении.

Отличие мюзикла от музыкальных спектаклей других жанров

Чем же отличается мюзикл от своих предшественниц – оперы и оперетты? Между оперой и мюзиклом отличий достаточно много. С опереттой же – много общего.

Спектакль, где артисты, исполняющие роли, должны владеть различными вокальными техниками от классики до джаза, – вот что такое мюзикл. Опера более требовательна к вокальным данным артистов: чтобы исполнять оперные партии, необходим более сильный и яркий голос с широким диапазоном. Но, с другой стороны, солисты оперных театров поют исключительно в академической манере.

Спектакль, в котором артисты должны не только хорошо петь, но и обладать драматическим талантом. Именно так можно ответить на вопрос «Что такое оперетта?». И мюзикл – это также спектакль, где артист должен быть хорошим драматическим актёром и прекрасным вокалистом. Но, помимо этого, артисты здесь должны танцевать на высоком уровне. В оперетте актёры тоже исполняют танцевальные номера, но реже и не такие сложные. В мюзикле присутствуют различные танцевальные и вокальные жанры – джаз, эстрада, классика, рок, фольклор. В оперетте, как и в опере, манера пения и танца академическая.

Мюзикл на Бродвее

Развитию мюзикла в Америке в начале XX века способствовали такие легендарные личности, как О. Хаммерстайн, Дж. Гершвин, Л. Бернстайн, Дж. Керн и другие. Многие из них являются выходцами из России, уехавшими за границу в годы революции.

Бродвейское музыкальное шоу – это что такое? Жанр «мюзикл» к середине XX века несколько изменился. Усложнилось либретто, повысились требования к вокальному и актёрскому мастерству исполнителей, больше внимания стало уделяться хореографии. Законодателем мюзикловой моды в тот период стал Бродвей. Спектакли, которые шли там в первой половине XX века, сегодня уже причислены к классике. Бродвей – это нью-йоркская улица, протяжённость которой 25 километров. На ней разместилось 40 театров. Бродвейские мюзиклы самые знаменитые в мире. До сих пор они пользуются огромной популярностью. Зрители со всего мира едут в Америку, чтобы побывать на Бродвейском музыкальном шоу.

Что такое музыкальный спектакль. Смотреть фото Что такое музыкальный спектакль. Смотреть картинку Что такое музыкальный спектакль. Картинка про Что такое музыкальный спектакль. Фото Что такое музыкальный спектакль

Что представляют собой театры на Бродвее? Они отличаются от стандартных репертуарных. Бродвейские театры – это здания, которые сдаются в аренду продюсерам шоу. Здесь нет своей труппы. Под каждый спектакль посредством кастинга выбирают артистов.

Спектакли идут в ежедневном режиме. Если посещаемость падает и заработки становятся меньше, то шоу закрывают, а труппу распускают. Одна из главных особенностей бродвейского мюзикла состоит в том, что он создан с расчетом на успех и большую прибыль. Некоторые шоу идут в театрах по 20-30 лет. Но есть и такие, которые перестают быть интересны публике уже через несколько недель.

Мюзикл в Европе

В 50-е годы XX века европейский зритель познакомился с мюзиклом. Но популярным этот жанр там стал не сразу. Первое время опера и оперетта оставались для европейского зрителя на первом месте. Тем не менее жанр прижился.

Что такое музыкальный спектакль. Смотреть фото Что такое музыкальный спектакль. Смотреть картинку Что такое музыкальный спектакль. Картинка про Что такое музыкальный спектакль. Фото Что такое музыкальный спектакль

Первым спектаклем, который сумел по популярности обойти оперу с опереттой, стала постановка на музыку Ф. Лоу «Моя прекрасная леди». Затем были «Вестсайдская история» и «Хелло, Долли!». Сегодня мюзикл в Европе является самым популярным жанром театрального искусства. На смену заимствованным американским постановкам пришли свои.

Что такое мюзикл в Европе? Он отличается от бродвейского. Здесь большое внимание уделяется сюжету, который имеет под собой литературную основу. Это далеко не комедийные шоу. Манера исполнения в европейских постановках отличается от американских традиций. Музыка более сложная, и она не призвана веселить и развлекать. Даже процесс подготовки постановки в Европе отличается от того, как это происходит в Америке. Разница очень большая. Сегодня самыми популярными в мире европейскими мюзиклами стали творения англичанина Э. Л. Уэббера, а также французские и австрийские постановки.

Э. Л. Уэббер

Что такое музыкальный спектакль. Смотреть фото Что такое музыкальный спектакль. Смотреть картинку Что такое музыкальный спектакль. Картинка про Что такое музыкальный спектакль. Фото Что такое музыкальный спектакль

Самые популярные мюзиклы сэра Уэббера:

Мюзикл в России

В нашей стране впервые этот жанр появился в середине XX века.

Что такое мюзикл в России? Изначально это были исключительно киноленты, в которых персонажи пели песни. Сложно чётко определить, каков точный жанр этих картин, – действительно ли это мюзиклы или правильнее будет назвать их музыкальными фильмами? Почему возникает такой вопрос? Потому что они были весьма отклонены от стандартов настоящего мюзикла. Они были созданы по собственным канонам. Тем не менее есть и такие советские фильмы, которые можно с уверенностью назвать мюзиклами. К ним можно отнести картины:

Первым фильмом, снятым в жанре мюзикла, стала картина Г. Александрова «Весёлые ребята», в которой принимал участие Л. Утёсов со своим джаз-бандом. Советский зритель получил возможность узнать, что такое мюзикл. В музыке к фильму преобладает джаз, что отвечает традициям Бродвея. В дальнейшем режиссёр снял ещё несколько фильмов такого рода.

Что такое музыкальный спектакль. Смотреть фото Что такое музыкальный спектакль. Смотреть картинку Что такое музыкальный спектакль. Картинка про Что такое музыкальный спектакль. Фото Что такое музыкальный спектакль

XXI век обозначился созданием таких отечественных постановок в жанре мюзикла, как:

Русские версии иностранных постановок в Москве

В конце 90-х годов XX века в столице России начали выпускаться мюзиклы по принципам Запада. Русские продюсеры стали приобретать лицензии на прокат иностранных спектаклей. Актёры – наши, постановщики – из-за рубежа. Российский зритель получил возможность познакомиться с лучшими шоу мира. Самым первым таким проектом стал мюзикл «Метро». Его прокат имел большой успех, что послужило причиной к тому, что мюзиклы, созданные по иностранным лицензиям, стали множиться. После были «Нотр Дам де Пари», «Ромео и Джульетта», «Красавица и Чудовище», «Кошки», «Русалочка» и т. д. С 2014 года в МДМ идёт легендарный «Призрак Оперы» Э. Л. Уэббера.

Что такое музыкальный спектакль. Смотреть фото Что такое музыкальный спектакль. Смотреть картинку Что такое музыкальный спектакль. Картинка про Что такое музыкальный спектакль. Фото Что такое музыкальный спектакль

Русские версии иностранных постановок в Петербурге

Что такое музыкальный спектакль. Смотреть фото Что такое музыкальный спектакль. Смотреть картинку Что такое музыкальный спектакль. Картинка про Что такое музыкальный спектакль. Фото Что такое музыкальный спектакль

Кастинги на роли в мюзиклах

В данной статье подробно раскрыт вопрос, что такое мюзикл. Определение этого жанра дано в самом её начале.

Источник

Музыкальный театр в работе с дошкольниками

Музыкальный театр в работе с дошкольниками.

Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает,

Тот, кто любит театр по- настоящему,

всегда уносит из него запас мудрости и доброты”.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.

Одной из основных задач ФГОС является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Указывается на создание благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Эти и другие задачи решаются в процессе музыкального развития дошкольников.

Несмотря на то, что музыкальное развитие в новом Стандарте образования включено в состав художественно-эстетического блока, в каждой из вышеперечисленных образовательных областей можно выделить задачи, определяющие музыкальное развитие.

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).

Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе театрализацию. В занятиях музыкой театрализация должна занимать весомое место, наряду с другими видами деятельности она оказывает большое влияние на развитие у ребенка творческих способностей, образного мышления.

В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности.

Элементы театрализации могут быть использованы как при проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях, начиная с младшей группы.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

Театрализацию в работе с детьми необходимо применять с самого младшего возраста. Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложняются, дети инсценируют небольшие сказки, поэтические произведения.

В целом необходимо добиться того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. Большое внимание нужно уделять речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить речь.

В более старших группах нужно добиваться выразительной речи, развития представления о нравственных качествах, правилах поведения зрителей на спектакле. С помощью театрализованной деятельности дети учатся выражать свое отношение к происходящему более точно, учатся быть вежливыми, внимательными, вживаться в образ, уметь анализировать свою игру и исполнение других героев, обучаются новым приемам игры на музыкальных инструментах.

Возможно использование игр на внимание, фантазию, добиваюсь яркой передачи разнопланового образа. В танцевальном творчестве ребенок получает возможность получить жизнерадостную самоутверждающую уверенность в себе, что становится прекрасным фоном для развития его интеллектуальной сферы.

Театрализованная деятельность способствует психическому и физическому развитию ребенка, позволяет в рамках театральной игры узнать о нормах, правилах и традициях общества, в котором он живет.

Музыкально-театральная деятельность представляет собой синтетическую форму работы с детьми по музыкально-художественному воспитанию.Она включает в себя:

— восприятие музыки;

театрализованные игры;

— сценическое действие с единым художественным замыслом.

Наиболее эффективны при слушании музыки, являются следующие методические приёмы:

«Послушай и расскажи»

«Послушай и протанцуй»

Кроме слушания и пения огромное внимание в музыкально-театральной работе уделяется такому виду деятельности, как ритмические движения, пластика, танцевальные импровизации. В постановках сказок или мюзиклов образные танцы героев занимают одно из самых ярких и интересных мест.

Театральная деятельность включает в себя следующие моменты музыкального развития:

1. Инсценировка песен;

2. Театральные этюды;

4. Фольклорные праздники;

5. Сказки, мюзиклы, водевили, театрализованные представления.

Особой популярностью в работе с дошкольниками в последнее время пользуются постановки мюзиклов.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального, нравственного и художественно-эстетического развития. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий.

2. Роль музыки в театральных постановках.

Детские спектакли приобретают особую окраску благодаря использованию в них музыки и звуков. Песни и танцы, а также и музыкальные фоны в некоторых спектаклях играют не менее важную роль, чем слово.

Существует ряд правил и ограничений по подбору и разучиванию музыкального репертуара с детьми дошкольного возраста.

Например, каждой возрастной группе детей-дошкольников, благодаря возрастным особенностям, соответствует свой диапазон пения, поэтому в работе с детьми мы используем песни с удобной тесситурой, т. е. такие песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие должны быть проходящими. В этом диапазоне звучание наиболее легкое, естественное.

3. Практическая часть. Обобщение опыта работы.

Музыкальная сказка в работе с дошкольниками.

Музыкальное развитие ребенка дошкольного возраста происходит в процессе накопления музыкального опыта. С помощью музыки ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей, осуществляет художественное познание окружающего мира, реализует индивидуальный творческий потенциал.

Обобщенными целями музыкального развития и образования детей, стоящими перед педагогами в каждой возрастной группе,являются:

— развитие музыкальной культуры дошкольника, накопление у него опыта взаимодействия с музыкальными произведениями;

— развитие у ребенка позиции активного участника, исполнителя-создателя музыкальных произведений для того, чтобы в пении, танце, музицировании доступными средствами выражать себя, свои эмоции и чувства, настроения и переживания.

В связи с этим программа каждой возрастной группы содержит две части:

музыкальное восприятие — слушание — интерпретация;

музыкальное исполнительство — импровизация — творчество.

Эти задачи легко решаются в процессе занятий музыкально-театрализованной деятельностью.

Целью моей работы является: формирование художественно-эстетического развития, всесторонне – развитой творческой личности дошкольника средствами театрализованной деятельности.

Последние 10 лет театрально-музыкальная деятельность является одним из основных направлений в моей работе. В то время в нашем детском саду была организована театральная студия.

Было выделено помещение под зрительный зал, где соорудили театральную сцену, оборудовали помещение под гримерную и костюмерную. Театрализованной деятельностью с детьми занимался педагог-театрал. Она подбирала репертуар, выбирала сказки, драматизации, сценки, мини-спектакли, а мне, как музыкальному руководителю нужно было подобрать музыку. Это была совместная деятельность. Вместе подготовили экологическую сказку «Легко ли друга найти», в которую включили музыкальные номера: групповые и сольные песни, песни-инсценировки, музыку для выхода героев. Также была подготовлена музыкальная сказка «Заюшкина избушка». Музыкальные спектакли подготовили к празднику 8 Марта и показали их мамам.

С большим удовольствием работали с детьми над постановкой водевиля «Наши добрые соседи» Л. Олифировой. Очень понравился сюжет– продолжение сказки «Кошкин дом», и наконец, музыка к сказке написана в лучших традициях российской композиторской школы, что привлекло мое внимание, как педагога.

Ни одна постановка сказки не обходится без помощи хореографа. Общие и индивидуальные танцы, подтанцовка к песням, пластика, жесты, мимика всегда яркие и эмоциональные придают спектаклям особое жизнерадостное настроение и оставляют незабываемые впечатления.

Хотелось бы подчеркнуть еще одну причину огромной популярности постановки музыкальных сказок – участие всех детей. Ни для кого не секрет, что каждый из родителей считает своего ребенка самым лучшим и талантливым и каждый хочет видеть его на празднике в роли яркого интересного персонажа. Поэтому в музыкальном спектакле занята вся группа. У каждого ребенка есть роль,в зависимости от способностей: вокальных, танцевальных, актерских.

В средней группе мы подготовили театрализацию «Чья мама лучше?», «Непослушный медвежонок», В них каждый герой исполнял сольный номер (небольшой фрагмент в общей песне, в инсценировке с использованием музыкально-ритмических движений, в игре на шумовых инструментах).

На празднике, посвященном 8 марта, в инсценировку песни «Про козлика» включены элементы сольного пения, инсценировка с использованием музыкально-ритмических движений «Цыплята», использование шумового оркестра «Котята-поворята».

В старшем дошкольном возрасте представления об окружающей действительности расширяются. Появляется осознанное отношение к исполнению роли, ответственность, выразительность речи. Используются игровые, песенные, танцевальные импровизации.

Появляется устойчивый интерес к театрализованной игре, желание выступать перед зрителями. Постепенно проходит зажатость, боязнь сцены у малоактивных детей.

Итогом в старшей группе был показ сказки «Испечем-ка колобок». Здесь много героев, которые взаимодействуют друг с другом, исполняют сольные песни, речевые диалоги.

В качестве примера хочу обратиться к водевилю «Наши добрые соседи»Л. Олифировой, который включает разнообразные музыкальные номера: общие песни, диалоги, сольные песни главных героев, общие танца, дуэты, оркестр детских инструментов.

В музыкальной сказке «Три поросенка» были использованы приемы кукловождения больших кукол, по типу кукол-марионеток.

Для реализации программы по театрализованной деятельности в нашем детском саду созданы все необходимые условия. Музыкальный зал разделен занавесом на зоны, необходимые для театрализации. Существует костюмерная, которая постоянно пополняется путем кропотливого труда наших сотрудников.Невозможно представить ни один праздник без активного участия педагога по изодеятельности: в оформлении музыкального зала, изготовлении декораций, атрибутов, афиш, выставок рисунков.

Организована развивающая среда в группах. Имеются музыкальные уголки,где представлены:

музыкальные инструменты (металлофоны, деревянные ложки, барабаны, бубны, колокольчики, погремушки и др.);

— различные виды театров: теневой, бибабо, пальчиковый, настольный и др. ;

— шапочки для игр-драматизаций.

В группах функционируют уголки ряженья. Имеется фонотека, позволяющая подобрать музыку к спектаклям.

В ноябре 2013 года, с детьми подготовительной группы подготовили Мюзикл «Детский сад для зверят» по сказке Л. Олифировой. Показ состоялся на городском методическом объединении музыкальных руководителей в рамках моего творческого отчета и на ВПЗ слушателей группы воспитателей ДОУ ИПК ПРО.

После показа спектакля, рассматривания фотографий, просмотра видеофильма, сделанного на его основе, были проведены беседы с маленькими артистами и зрителями. Дети нарисовали понравившихся героев сказки и запомнившиеся сюжеты. Ещё долго дети возвращались к героям этого произведения, делились друг с другом своими переживаниями. Таким образом, этот спектакль вошёл в жизни детей нашего ДОУ.

В годовом плане нашей образовательной организации одной из основных задач является задача создания условий в ДОУ для формирования личности ребёнка через театрально – игровую деятельность.

Совместно с воспитателями всех групп была проведена огромная работа по театрализованной деятельности. Это и обогащение театральных уголков новыми нетрадиционными видами детских театров, театрализованными играми. Это консультации и методические объединения на тему «Развитие театрально – игровой деятельности дошкольников». Это подготовка спектаклей, рисование афиш. Итогом всей проделанной работы стал театральный фестиваль, посвященный празднованию Дня театра, к которому каждая группа подготовила свой спектакль.

Дети стали больше проявлять желание участвовать в театрализованных играх, спектаклях. Стали более раскованными, активными, инициативными.

У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца). Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи. У детей появилось умение выразить своё понимание сюжета игры и характера персонажа.

Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное – качество не врожденное.

Дети, получившие эстетическое воспитание, оказываются наиболее развитыми, серьезными и восприимчивыми к учебе, чем их сверстники, они более эмоционально приподняты.

я наша жизнь – это большая сцена и то, какую роль выбирает ребенок в этой жизни, зависит от его первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения.

Театрализованная деятельность – это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.

Список используемой литературы:

1. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду»; Москва, Творческий центр «Сфера», 2009 г.

2. Блохина Л. А., Горбина Е. В. Начинаем наш концерт. Сценарии праздников для дошкольников, Академия Развития,2003г.

4. Буренина А. И. «Ритмическая мозаика», С-Петербург, ЛОИРО, 2000г. ;

5. Горбина Е. В., Михайлова М. А. «Здравствуй, сказка! Здравствуй, песня! Музыкальные спектакли для малышей» Академия Развития, 2005г.

6. Горбина Е. В., Михайлова М. А. «В театре нашем поем и пляшем».

7. Горохова Л. А., Макарова Т. Н. «Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ» (интегрированные занятия, 2005г.

8. Григорьева Т. С. Программа «Маленький актёр» для детей 5-7 лет. Москва, ТЦ «Сфера», 2012 г.

9. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников, Москва «Вако»2007г.

10.Журналы: «Музыкальная палитра», «Музыкальный руководитель», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду»;

11. Зарецкая Н. В. «Календарные музыкальные праздники для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста», Москва, «Айрис пресс», 2004г. ;

12. Каплуновам И. Новоскольцева И. Музыкально-двигательные фантазии, Санкт-Петербург, «Композитор», 2003;

13. Картушина М. Ю. «Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет». М. : Сфера, 2005 г.

14. Картушина М. Ю. Театрализованные представления для детей и взрослых, Москва, «Творческий центр «Сфера», 2005г. ;

15. Маханева М. Д., «Театрализованные игры в детском саду» 2001г.,

16. Петрова Т. И., Сергеева Е. П. «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду», Москва,2000г.

17.«Праздники в детском саду» Ярославль, «Академия развития» 2001г. ;

18. Радынова О. «Музыкальные шедевры. Система занятий».

19. Родина М. И., Буренина А. И. Кукляндия. Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности, С-Пб, «Музыкальная палитра», 2008 г.

20. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Программа по развитию творческих способностей детей средствами театрального искусства «Театр-творчество-дети«.

21. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Программа по развитию творческих способностей детей средствами театрального искусства «Театр-творчество-дети«.

22.«Сценарии детских праздников. Эскизы костюмов», Ростов-на-Дону, «Феникс» 2003г. ;

23. Федорова Г. П. «На золотом крыльце сидели», С-Петербург, «Детство-пресс», 2003г.

24. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников, Москва, «Владос», 2004

25. Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду»,Москва: Мозаика-синтез, 2008.

Что такое музыкальный спектакль. Смотреть фото Что такое музыкальный спектакль. Смотреть картинку Что такое музыкальный спектакль. Картинка про Что такое музыкальный спектакль. Фото Что такое музыкальный спектакльАрт-терапия в работе с заикающимися дошкольниками В 2017 году работа на неделе «погружения» в методику семейной групповой логопсихотерапии была выстроена, опираясь на сказку «Планета красивой.

Игровой самомассаж в работе с дошкольниками Игровой самомассаж в работе с дошкольниками Музыкальный руководитель МКДОУ детского сада №11 с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского.

Что такое музыкальный спектакль. Смотреть фото Что такое музыкальный спектакль. Смотреть картинку Что такое музыкальный спектакль. Картинка про Что такое музыкальный спектакль. Фото Что такое музыкальный спектакльИнтерактивные игры в работе с дошкольниками. В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются.

Метод проектов в работе с дошкольниками Метод проектов в работе с дошкольниками Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская.

Открытый урок музыки в 5 классе «Путешествие в музыкальный театр. Опера» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Усадовская средняя общеобразовательная школа» Ступинского муниципального района.

Синквейн в работе с дошкольниками. Образовательные технологии СИНКВЕЙН- это один из методов новой образовательной технологии (развитие критического мышления через чтение и письмо). Сегодня очень важно.

Сказкотерапия в работе с заикающимися дошкольниками На протяжении уже 15 лет в нашем дошкольном учреждении – д/с «Здоровый ребенок» свою работу ведет дошкольная группа для детей с заиканием.

Использование ИКТ в работе с дошкольниками Все мы знаем, что компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование.

Что такое музыкальный спектакль. Смотреть фото Что такое музыкальный спектакль. Смотреть картинку Что такое музыкальный спектакль. Картинка про Что такое музыкальный спектакль. Фото Что такое музыкальный спектакльСтенгазета об экологической работе с дошкольниками экологическая газета Дошкольное детство начальный этап становления человеческой личности и в этот период закладываются основы личностной.

Этическая беседа в работе с дошкольниками Одной из форм обучения и воспитания дошкольников является этическая беседа, помогающая детям освоить нормы и правила нравственного поведения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *