Что такое музыкальный театр в музыке

Музыкальный театр

Музыкальный театр — это и коллектив, ставящий музыкальные спектакли, и разновидности музыкально-сценического жанра (опера, балет, оперетта, музыкальная комедия, мьюзикл и т. д.). Что же связывает между собой эти столь несхожие театральные явления? Прежде всего — единство сценического действия и музыки, при постоянном приоритете музыки в каждом из жанров, отличающихся особенностями своей музыкальной драматургии.

Со временем сложились определенные формы музыкальной драматургии. В опере это различные виды речитативов, арий, ариозо, ансамблей, хоров; в балете — классические и характерные танцы, нередко объединенные в сюиты, ансамбли действия, хореографические ансамбли; в оперетте и мьюзикле — вокальные и хореографические номера, связанные с жанрами бытовой и эстрадной музыки.

Музыкальные театры объединяют несколько творческих цехов — солистов и хора, артистов балета, оркестра, вспомогательного состава. Здесь работают представители не только творческих, но и инженерных и рабочих профессий.

В нашей стране свыше 80 музыкальных театров. Среди них — Большой театр в Москве, Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Московский музыкальный Камерный театр (под руководством Б. А. Покровского), Ленинградский академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова, творческие коллективы в союзных республиках и др.

В последнее время получили развитие народные самодеятельные музыкальные театры.

Об искусстве балета, оперного театра, детского музыкального театра вы прочтёте в отдельных статьях.

Источник

Музыкальный театр

Что такое музыкальный театр в музыке. Смотреть фото Что такое музыкальный театр в музыке. Смотреть картинку Что такое музыкальный театр в музыке. Картинка про Что такое музыкальный театр в музыке. Фото Что такое музыкальный театр в музыке

Мю́зикл (иногда называется музыкальной комедией) — музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, танцы, при этом сюжет, как правило, незамысловат. Большое влияние на мюзикл оказали многие жанры: оперетта, комическая опера, водевиль, бурлеск. Как отдельный жанр театрального искусства долгое время не признавался и до сих пор признается не всеми.

Мюзикл — постановочный жанр, работа над каждым проектом начинается с написания пьесы. Постановка пьесы осуществляется режиссером-постановщиком. В постановке также могут участвовать балетмейстеры, специалисты по пению.

Мюзикл — один из наиболее коммерческих жанров театра. Это обусловлено его зрелищностью, разнообразием тем для постановки, неограниченностью в выборе средств выражения для актеров.

При постановке мюзиклов часто используются массовые сцены с пением и танцами, нередко применяются различные спец. эффекты.

По форме мюзикл чаще всего представляет собой двухактовый спектакль.

Содержание

История

Зарождение мюзикла

Предшественниками мюзикла были множество легких жанров, где смешались шоу варьете, французский балет и драматические интерлюдии. В сентябре 1866 года на сцене Нью-Йорка прошла постановка Black Crook, где сплетались романтический балет, мелодрама и другие жанры. Именно она считается исходной точкой нового жанра. Музыкальной комедией охарактеризовал один из своих хитов «Хористка» английский продюсер Джордж Эдвардс. Музыкальная комедия подразумевала легкое развлекательное представление, где важным был не сюжет, а скорее популярные вокальные номера в исполнении кумиров публики. Постановки Эдвардса снискали ошеломительный успех в Нью-Йорке, и до начала XX века моду в новом жанре диктовали английские представления.

Развитие в Америке

В годы, предшествующие Первой мировой войне, талантливые эмигранты Херберт, Фримль, Ромберг и другие дали импульс активному развитию мюзикла в Америке. В период 20-х и 30-х годов, с приходом новых американских композиторов Джерома Керна, Джорджа Гершвина, Кола Портера и других, мюзикл приобретает истинную американскую окраску. Усложнилось либретто, в ритмах стало заметно влияние джаза, рэгтайма, в песнях появились типичные американские обороты. Многие песни из мюзиклов стали музыкальной классикой. Значительно возросло актёрское мастерство певцов. В 1932 году композитор Гершвин впервые награждён Пулитцеровской премией за работу над мюзиклом «Я пою о тебе» («Of Thee I Sing», 1931). При совместной работе Роджерса и Хаммерстайна II появились такие постановки, как «Оклахома!» («Oklahoma!», 1943), «Карусель» («Carousel», (1945), «Юг Тихого океана» («South Pacific» (1949), отличавшиеся высоким уровнем драматургии. Они имели ошеломительный успех у публики.

После Второй мировой войны фабула мюзиклов стала более серьёзной, появилась «Вестсайдская история» («Westside story», 1957) Леонарда Бернстайна. За основу постановки взята шекспировская трагедия «Ромео и Джульетта», при этом действие происходит в современном Нью-Йорке. Экспрессивность танцев обозначило растущее значение хореографии.

Дальнейшее развитие

В конце 60-х годов XX века под влиянием новых музыкальных стилей приходит новое понимание мюзикла как жанра. В спектакле «Волосы» («Hair», 1967) нашли отражение модные тогда идеи хиппи, тем самым постановка получила название «мюзикла первобытного американского лирического рока». С 70-х годов количество спектаклей сокращается, однако декорации и костюмы новых мюзиклов становятся более роскошными. Кардинальные изменения в понятие мюзикла преподнесла постановка «Иисус Христос суперзвезда» («Jesus Christ Superstar»1971) композитора Эндрю Ллойда Уэббера и либреттиста Тима Райса. Серьёзная тема мюзикла «Эвита» («Evita», 1978) доказала большой путь, который прошёл жанр за время своего развития. Творение Уэббера «Кошки» («Cats», 1981) по мотивам стихотворного цикла Т. С. Эллиота «Популярная наука о кошках, написанная Старым Опоссумом» («Old Possum’s Book of Practical Cats») представляет яркие запоминающиеся образы, в музыке узнаются кошачьи интонации, танцы гибки и пластичны. Другим популярным произведением Уэббера стал мюзикл «Призрак Оперы» («The Phantom of the Opera»), сочетающий в себе элементы детектива и триллера.

Англо-американская монополия мюзиклов прекратилась в 1985 году, когда на лондонской сцене состоялась премьера французской постановки «Отверженные» («Les Miserables») по мотивам одноимённого романа Виктора Гюго. Авторами являются композитор Клод Мишель Шонберг и либреттист Ален Бублиль. Высокий уровень мюзикла как жанра доказывает «Мисс Сайгон» («Miss Saigon»), осовремененная опера Пуччини «Мадам Баттерфляй».

Наиболее известные мюзиклы

Бродвейские мюзиклы

Мировую известность жанру принесли бродвейские мюзиклы.

Французские мюзиклы

По началу, во Франции мюзиклы пошли иным путём: они были менее зрелищны и обходились минумумом декораций (по сравнению с бродвейскими) и в целом больше напоминали концерты нескольких эстрадных певцов. Ярким примером этому может служить оригинальная версия мюзикла Риккардо Коччанте и Люка Пламондона Nôtre-Dame de Paris. Но со временем вкусы менялись, и в последние годы Франция предствила довольно красочные, в плане костюмов и декораций, музыкальные спектакли, такие как Romeo et Juliette, Autant en Emporte le Vent, Le Roi Soleil и пр.

Источник

Современный музыкальный театр

Слово, действие, музыка, танец являются составляющими музыкального спектакля. Известный оперный режиссёр Б. Покровский писал: «У каждого музыкально-драматического произведения есть свой закон существования, познать его может только Театр и представить, то есть расшифровать действием, может только Театр».

Относительно новыми жанрами музыкального театра являются мюзикл и рок-опера. Наряду с ними продолжают свою жизнь и традиционные жанры: опера, балет, оперетта. Легендарные, исторические, фантастические, романтические, комические и другие сюжеты обретают в новых постановках смысл с позиций современности, раскрывая внутренний мир человека во всей его сложности и непростых связях с действительностью.

Что такое музыкальный театр в музыке. Смотреть фото Что такое музыкальный театр в музыке. Смотреть картинку Что такое музыкальный театр в музыке. Картинка про Что такое музыкальный театр в музыке. Фото Что такое музыкальный театр в музыке

Сцена из балета Б. Эйфмана «Роден»

Для современного музыкального театра характерно разнообразие стилей, жанров и форм спектакля. Это могут быть опера-симфония, опера-балет, опера-оратория, балет-миниатюра, балет-плакат, модерн-балет, джаз-балет и др. Всё чаще в либретто используются нерифмованные поэтические тексты или проза. Драматическая переменчивость в сценических жанрах определяется воздействием кинематографа. Для современных сочинений большое значение приобретает монтажный принцип композиции, который становится одним из важнейших способов объединения контрастов окружающей действительности, воплощённых в музыке. Принцип монтажа в музыке проявляется в столкновении конфликтных элементов, в быстрой сменяемости образов, их наложении.

Что такое музыкальный театр в музыке. Смотреть фото Что такое музыкальный театр в музыке. Смотреть картинку Что такое музыкальный театр в музыке. Картинка про Что такое музыкальный театр в музыке. Фото Что такое музыкальный театр в музыке

Опера на воде в г. Брегенц

Часто в музыкальные спектакли вводятся не только пение, хореография, но и кинокадры на большом экране, декламация, разнообразные шумовые и световые эффекты, куклы, вставные номера («театр в театре»). В современном балете можно встретить все виды пластики — танцевальную, спортивную, бытовую. Экспериментируя, хореографы иногда совсем отказываются от музыки; прибегают к актёрской импровизации и участию зрителей в представлении (танцевальные «хэппенинги»).

Что такое музыкальный театр в музыке. Смотреть фото Что такое музыкальный театр в музыке. Смотреть картинку Что такое музыкальный театр в музыке. Картинка про Что такое музыкальный театр в музыке. Фото Что такое музыкальный театр в музыке

Оперный театр в Сиднее

Оркестр в современном музыкальном театре выполняет различные функции: аккомпанемента, диалога с певцами («скрытое слово»), выхода на первый плап («слово от автора», подменяющего непоющего актёра). Аналогичную смысловую нагрузку могут нести в музыкальном спектакле и пластически-танцевальные жесты. Звучание оркестра или инструментального ансамбля возможно непосредственно на сцене. Часто функции оркестра передаются хору, который выступает в разных ролях — и участника действия, и собеседника героя, и комментатора, и звукового фона. «Расслоение» оркестровых красок на солирующие инструменты или отдельные группы инструментов даёт возможность закреплять звуковые тембры за определёнными действующими лицами (или их группами).

Что такое музыкальный театр в музыке. Смотреть фото Что такое музыкальный театр в музыке. Смотреть картинку Что такое музыкальный театр в музыке. Картинка про Что такое музыкальный театр в музыке. Фото Что такое музыкальный театр в музыке

Источник

Урок 02. В музыкальном театре. Опера

В основе музыкальной драматургии лежат общие законы драмы как одного из видов искусства: наличие ясно выраженного конфликта, раскрывающегося в борьбе сил действия и противодействия, определённая последовательность этапов раскрытия драм. замысла: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка и т. д.

ОПЕРА (от итал. opera – труд, произведение, сочинение) – это музыкальный спектакль, основанный на слиянии слова, музыки и драмы, в котором действующие лица поют под сопровождение симфонического оркестра.

ОПЕРА возникла в Италии на рубеже 16-17 в.в.

Послушайте увертюру к опере «Руслан и Людмила» Михаила Ивановича Глинки.

Исполняет симфонический оркестр Мариинского театра г. Санкт-Петербурга. Дирижёр Валерий Гергиев.

Оперы бывают эпические, лирические, драматические, комические.

Долгую жизнь имеют оперы, в основе которых выразительная музыка, наиболее полно раскрывающая характеры героев и интересное либретто.

Основной характеристикой главных героев оперы являются ария, песня, каватина, дуэт, трио и др., в которых чувства и переживания персонажей воплощены в запоминающихся мелодиях.

В зависимости от сюжета, времени создания оперы и возможностей театра в опере могут быть и танцы, и даже балетные сцены.

Домашнее задание:

1. Какие знаменитые театры оперы и балета в России вы знаете?

Выпишите в тетрадь их название и город, в котором они находятся.

Источник

Краткий словарь по эстетике

Отношения между музыкой и театром можно проследить тысячи лет, но этот жанр известный как музыкальный театр является более недавним изобретением. Древнегреческие драматурги часто использовали группу певцов или певчих, известную как «греческий хор». Этот хор актеров будет использоваться в качестве рупора для главных героев, или действовать как совесть аудитории. Иногда профессиональные музыканты и певцы также выступают на сцене для развлечения зрителей или в контексте драмы, такой как свадьба или похоронная сцена. В конце концов, некоторые драматурги и композиторы начали совместную работу над проектами, включающими как драму, так и музыку. Это в конечном итоге привело к развитию музыкальных опер, непосредственных предшественников современных музыкальных театральных постановок.

В постановках музыкального театра могут быть смешные или драматические сюжеты, а профессиональные композиторы тесно сотрудничают с драматургами в сюжетной линии. Используя комедию Шекспира «Укрощение строптивой» в качестве основного сюжета, например, музыкальную пьесу композитора Коула Портера «Поцелуй меня», Кейт сочетает сложные музыкальные постановки с драматическим сюжетом о двух актерах, примиряющих свой неудавшийся роман за кулисами. Мюзикл Ирви Берлина «Annie Get Your Gun» использует реальную биографию снайпера Энни Оукли в качестве сюжета для романтической истории шоу-бизнеса. Музыкальный театр часто использует музыку, чтобы исследовать внутренние мысли или мотивы персонажей.

До появления радио, кино или телевидения музыкальный театр был одной из самых популярных форм развлечения для масс. Мюзик-холлы в Великобритании и крупных городах в США часто представляли отдельных музыкантов, выступающих один за другим, но редко было ощущение преемственности между действиями. Ранние музыкальные театральные постановки, такие как Show boat продемонстрировали, что драматическая постановка может быть успешно подчеркнута песнями, написанными специально для темы или сюжетной линии. Например, если персонаж хотел продемонстрировать свою грусть, музыкальный театр позволил ему или ей спеть эмоциональную балладу, например, «Не могу не любить этого моего человека».

В современных музыкальных театральных постановках часто используются самые современные сценические технологии и первоклассные композиторы, для создания впечатляющих постановок. Музыкальный театр также пригоден для кино, так как такие хореографы, как Басби Беркли, могут ставить сложные музыкальные постановки, что невозможно на традиционной сцене. Например, когда танцор и певец Джин Келли врывается в песне «Пою под дождем», зрители должны понимать, что он буквально танцует не на всех дождливых улицах Нью-Йорка, но выражает свои внутренние эмоции после встреча любви всей его жизни, в исполнении Дебби Рейнольдс. В других постановках музыкального театра актеры часто разбиваются на спонтанные танцевальные номера, чтобы поддержать главного героя. Многие музыкальные театральные постановки также позволяют исполнителям петь дуэты, соло и радующие толпы зрителей часто называют «11-часовыми песнями»; обычное время такие песни исполняются во время Бродвейские постановки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *