Что такое мягкие материалы для рисования

Что такое сангина и как ею рисовать

Изучаем еще один интересный материал для рисования – сангину. Что это такое, как выглядит и как рисовать картины сангиной начинающим художникам, читайте в моей новой статье!

Старинный материал

Как вы знаете, раньше, во времена великих творцов, все материалы, которыми работали живописцы, имели натуральный состав. Это уже потом появился акрил и прочие химические добавки.

Наравне с мелом и углем, сангина тоже входит в число древнейших материалов, состоящих из натуральных веществ.

В этой статье я хочу рассказать вам о том, откуда вообще взялась сангина, почему она так называется, кто ей рисовал и как, а также, расскажу, что нужно иметь начинающему художнику, который захочет рисовать сангиной.

Кстати, у меня недавно появился новый онлайн-курс, «Портреты карандашом», где я учу писать портреты соусом, углем, сепией, карандашом, и, конечно же, сангиной!

Итак, давайте начнем с истории – откуда появилась сангина?

Что такое сангина и история ее появления

В переводе с латинского, слово сангина, означает «кровь». Выглядит сангина для рисования как мел, только более мягкий по текстуре и красного цвета, отсюда, видимо, и название.

Но, как и в случае с соусом и другими графическими средствами, цвет художественной сангины имеет несколько оттенков, от коричневого до терракотового.

Что такое мягкие материалы для рисования. Смотреть фото Что такое мягкие материалы для рисования. Смотреть картинку Что такое мягкие материалы для рисования. Картинка про Что такое мягкие материалы для рисования. Фото Что такое мягкие материалы для рисования

В большинстве своем сангину используют на начальном этапе рисования, для создания набросков и эскизов. Так, например, в Древней Греции, сангину использовали чтобы сделать первоначальный эскиз рисунка на вазах, прежде чем нанести на них эмаль.

Кстати, первые упоминания о красном мелке, относятся еще к эпохе Палеолита. Специалисты нашли древние рисунки, сохранившиеся на стенах некоторых пещер. На них были изображены животные, нарисованные красной краской – сангиной.Начиная с конца XV века, и вплоть до конца XVIII века, сангина все больше и больше становилась популярным материалом для творчества, наравне с карандашом и углем.

Как и большинство материалов и произведений в живописи, сангина для рисования получила широкое распространение в Италии – родине великих мастеров эпохи Возрождения. Это объясняется тем, что природа этой солнечной страны, имела все необходимое для создания красных мелков: глина, охра, сиенская земля, все это было в достатке на итальянской земле.

Как и уголь, итальянские мастера обжигали все компоненты и изготавливали сангину для местных художников, которым сильно полюбилась сангина. Если вы посмотрите музейные экспонаты, то заметите, что до нас, сквозь века, дошло множество рисунков – портретов и натюрмортов, выполненных сангиной.

Сегодня сангина входит в учебную программу многих художественных школ. Наша школа тоже не осталась в стороне, и в новом онлайн-курсе «Портрет карандашом для начинающих», я включила в программу урок по работе с сангиной.

Виды и особенности сангины

Что такое сангина? Изначально сангину изготавливали из натуральных компонентов – минеральных материалов. Теперь же сангина – это смесь глины, воска, связующих веществ и пигментов.

Эти два вида – искусственный и натуральный, и по сей день используются художниками в равной степени, для получения максимального изобразительного эффекта.

Изготавливают сангину в виде небольших брусочков, или карандашей, совсем как соус или уголь.

У сангины, как и у любого другого художественного материала, есть свои плюсы и минусы. Так, в число плюсов сангины входит:

Но, несмотря на все плюсы, сангина очень хрупкий материал, и при неправильном хранении рисунков, она может осыпаться и стереться с листа бумаги. Поэтому, многие художники рекомендуют сразу оформлять работу в раму, под стекло, для особой надежности.

Цвет у сангины тоже имеет большое значение – ее широкая цветовая гамма позволяет создавать очень естественные и натуральные рисунки: портреты, пейзажи, натюрморты. Рисунки сангиной, в основном, выполняют в красных, терракотовых и коричневых тонах. Но иногда, для придания большей выразительности, сангину комбинируют с черным угольным карандашом или соусом.

Продается сангина в наборах – либо с несколькими брусками разных оттенков, либо, с несколькими брусочками одного оттенка.

Что нужно для рисования сангиной

Карандаш

Что такое мягкие материалы для рисования. Смотреть фото Что такое мягкие материалы для рисования. Смотреть картинку Что такое мягкие материалы для рисования. Картинка про Что такое мягкие материалы для рисования. Фото Что такое мягкие материалы для рисования

Как таковой карандаш вам может понадобиться для прорисовки мелких деталей, или, для создания легких набросков, и чтобы наметить основной рисунок. Для этого вам понадобится простой твердый карандаш.

Для большего эффекта и прорисовки сложных мелких деталей, берите сангину в виде карандаша, а не брусочка.

Сангину же выбирайте по оттенку, в зависимости от того, что хотите нарисовать: портрет по фото, например, будет красиво смотреться в красных оттенках, а создавая пейзажи или натюрморты, возьмите для рисунка сангиной коричневые брусочки.

Какую бумагу взять

Бумага вам понадобится плотная, с шероховатой текстурой. Вы можете использовать как классическую белую бумагу, так и цветную бумагу, как, например, бумага для пастели, а также характерного оттенка крафтовую бумагу.

Фиксатив

Что такое мягкие материалы для рисования. Смотреть фото Что такое мягкие материалы для рисования. Смотреть картинку Что такое мягкие материалы для рисования. Картинка про Что такое мягкие материалы для рисования. Фото Что такое мягкие материалы для рисования

Вообще, такие рисунки можно не закреплять лаком, лучше будет, если их сразу убрать под стекло. Но, понятно, что не у всех есть такая возможность. Поэтому, можно покрыть ваш рисунок, выполненный сангиной, специальным фиксирующим спрей-лаком (жидкий не подойдет).

В художественных магазинах как правило продают специальные лаки, поэтому, я бы не советовала вам использовать обычный лак для волос. Также, помните, что лак всегда немного меняет цвет краски на картинах и рисунках, делает их более темными.

Если вы не хотите пользоваться лаком, а возможности убрать рисунок под стекло у вас пока нет, просто переложите его калькой, это предотвратит воздействие окружающей среды на материал.

Техника: как рисовать сангиной рисунки

Что такое мягкие материалы для рисования. Смотреть фото Что такое мягкие материалы для рисования. Смотреть картинку Что такое мягкие материалы для рисования. Картинка про Что такое мягкие материалы для рисования. Фото Что такое мягкие материалы для рисования

Рисовать сангиной можно по-разному, в том числе, и в разных техниках. Широкими мазками, тонкими линиями, штриховкой или полной заливкой – как рисовать сангиной выбирайте в зависимости от рисунка и задач, которые ставите перед собой.

Чтобы сделать цвет рисунка более насыщенным, рекомендуется также сильнее нажимать на брусок с сангиной, либо, смочить немного водой, как соус.

Наоборот, если вы хотите создать прозрачность, или поработать в технике лессировки, то вам поможет такой прием, как растушевка. Растирайте сангину до нужного вам оттенка пальцем, ватной палочкой, или мягкой сухой кистью. Растушевать рисунок стоит еще и в том случае, если вы работаете сангиной вместе с карандашом.

Что такое мягкие материалы для рисования. Смотреть фото Что такое мягкие материалы для рисования. Смотреть картинку Что такое мягкие материалы для рисования. Картинка про Что такое мягкие материалы для рисования. Фото Что такое мягкие материалы для рисования

В качестве основы, как я уже писала выше, берите текстурную бумагу, картон или холст, если захотите создать картину.

Варьируя толщину штриха, вы можете придать своему рисунку особую выразительность. А для разнообразия линий просто рисуйте брусочком сангины, а не карандашом – у брусков всегда интересно заточены грани, которые позволят вам создать красивый и интересный набросок или рисунок.

Что такое мягкие материалы для рисования. Смотреть фото Что такое мягкие материалы для рисования. Смотреть картинку Что такое мягкие материалы для рисования. Картинка про Что такое мягкие материалы для рисования. Фото Что такое мягкие материалы для рисования

Вообще, создавая работы сангиной, поработайте над штриховкой, потренируйтесь накладывать ее с разных сторон и разной интенсивности. Также, если вы уже освоились с материалом, попробуйте сочетать штриховку вместе с растушевкой – и вы увидите, получится весьма интересный результат.

Известные художники, рисовавшие сангиной

Как вы помните из начала статьи, широкое распространение сангина получила в Италии, в эпоху Возрождения. Конечно же, художники и мастера того времени не могли обойти стороной этот материал.

Неудивительно, что несравненный Леонардо да Винчи делал наброски своих рисунков сангиной. В основном он рисовал обнаженную натуру, но также сангиной был выполнен его «Туринский автопортрет».

Наряду с Леонардо, сангиной пользовались и другие мастера:

Рафаэль Санти, например, использовал сангину не только для набросков, но и для создания самостоятельных произведений.

Питер Рубенс, нидерландский живописец XVII века тоже оставил нам некоторые рисунки сангиной:

Как вы могли заметить, многие художники прошлых эпох отдавали предпочтение рисункам человеческого тела и портретам. Это было еще и потому, что сангина превосходно передавала все изгибы и переливы человеческого тела и кожи.

Но были и художники, которые работали в графике, и создавали другие рисунки сангиной, например, пейзажи. Одним из таких художников был Жан Антуан Ватто, французский график и живописец, живший в XVII-XVIII веках, и творивший в эпоху Рококо. Вот несколько его работ:

Среди русских художников сангина тоже была весьма популярна. В основном, период распространения сангины в творческой среде в России пришелся на середину-конец XIX-XX веков. Сангиной часто делали эскизы для портретов красками.

Самые известные художники, использовавшие сангину, это, пожалуй, Валентин Серов и Карл Брюллов:

Заключение

Сангина – это такой графический материал, красновато-коричневого цвета, который можно использовать для создания эскизов и набросков, а также, самостоятельных картин и рисунков.

Сангиной также можно рисовать в разных техниках, добавлять к ней другие материалы, например, черный карандаш или белый мел, придавая рисунку большую выразительность.

Сангину используют вот уже на больше чем 500 лет, а первые упоминания о ней идут еще со времен эпохи Палеолита. Но, несмотря ни на что, этот материал завоевал любовь художников разных эпох и стран, от Леонардо да Винчи, до Валентина Серова и остается актуальным и по сей день.

Буду очень вам благодарна, если вы поставите 5 звезд в конце статьи. А если у вас остались вопросы, вы всегда можете задать их мне в комментариях!

Источник

Всё про сепию для рисования: что это такое и как ей рисовать

Что такое сепия и как ей рисовать? В статье рассказываю, что должен знать начинающий художник про сепию и технику рисования ею.

Изучая материалы для рисования, вы наверняка слышали про такой материал как сепия. Загадочное слово и интересный оттенок – сепия заслуживает того, чтобы вы хотя бы раз написали ей рисунок.

Тем более, что получится даже у самых начинающих художников. Итак, что же такое сепия, за что ее любят профессионалы и новички, и как научиться ей рисовать? Давайте разбираться вместе!

Что такое сепия для рисования

Что такое мягкие материалы для рисования. Смотреть фото Что такое мягкие материалы для рисования. Смотреть картинку Что такое мягкие материалы для рисования. Картинка про Что такое мягкие материалы для рисования. Фото Что такое мягкие материалы для рисования

В переводе с греческого языка, сепия означает каракатица, или, морской моллюск, который содержит специальное вещество коричневого цвета с красящими свойствами. Иногда, кстати, встречается сепия красного или фиолетового оттенков.

Сепия в живописи – это прежде всего сухой материал для создания графических работ, напоминающий цветные мелки, которыми любят рисовать дети.

По своим свойствам сепия может напоминать угольные карандаши, а также сангину, пастель и другие мягкие соусы.

Сепия, как и уголь, очень древний материал. Художники прошлого часто писали им свои работы. Сепия состояла из глины и чернил той самой каракатицы, которая и придавала глине такой коричневый оттенок.Начинающим художникам сепия может пригодиться для набросков, а уже потом, освоив несколько техник, можно создавать с ее помощью самостоятельные работы.

Что такое мягкие материалы для рисования. Смотреть фото Что такое мягкие материалы для рисования. Смотреть картинку Что такое мягкие материалы для рисования. Картинка про Что такое мягкие материалы для рисования. Фото Что такое мягкие материалы для рисования

Продается сепия обычно в нескольких видах – крупными брусочками-мелками и карандашами. Крупной сепией отлично делать штриховку и заполнять большие пространства на бумаге, тогда как карандашом можно прорисовывать детали и самые мелкие и тонкие линии в рисунках.

Также хочу отметить, что сепия довольно мягкий материал, что позволит вам сделать плавные переходы и растушёвку. Еще одно ее достоинство – легкая стираемость с бумаги. Также сепия может смываться водой.

Кстати, сепия, относительно недорогой материал и поэтому, очень доступный, также, как и простой карандаш. Поэтому я включила несколько уроков по работе с сепией и углем в свой новый онлайн-курс «Портреты карандашом для начинающих».

Что такое мягкие материалы для рисования. Смотреть фото Что такое мягкие материалы для рисования. Смотреть картинку Что такое мягкие материалы для рисования. Картинка про Что такое мягкие материалы для рисования. Фото Что такое мягкие материалы для рисования

Сепия также бывает светлой и темной. Чтобы рисунок, выполненный сепией, был более выразительным, для начинающих художников я рекомендую брать сразу несколько оттенков и светлой и темной сепии. Так, например, вы можете покрыть основную часть листа светлой сепией и сделать ей основную штриховку, а детали прописать более темным видом сепии, для создания наибольшего эффекта выразительности.

Примеры рисунков сепией

Материалы для рисования сепией

Для создания художественных работ сепией, вам понадобится несколько видов этого материала разного оттенка, плотная бумага, ластик, кисти.

Обычно для таких материалов как сепия, сангина или уголь, берут классическую бумагу для пастели. Она имеет особую фактурность, придавая интересный вид рисунку и создавая сложные оттенки.

Что такое мягкие материалы для рисования. Смотреть фото Что такое мягкие материалы для рисования. Смотреть картинку Что такое мягкие материалы для рисования. Картинка про Что такое мягкие материалы для рисования. Фото Что такое мягкие материалы для рисования

Вы можете выбрать как гладкую, так и зернистую бумагу. Разная фактура открывает для вашего творчества больше возможностей.

Что такое мягкие материалы для рисования. Смотреть фото Что такое мягкие материалы для рисования. Смотреть картинку Что такое мягкие материалы для рисования. Картинка про Что такое мягкие материалы для рисования. Фото Что такое мягкие материалы для рисования

Чтобы подкорректировать рисунок сепией, вам понадобится ластик-клячка. Именно такой ластик не повредит вашу бумагу и не размажет основной рисунок.

Что такое мягкие материалы для рисования. Смотреть фото Что такое мягкие материалы для рисования. Смотреть картинку Что такое мягкие материалы для рисования. Картинка про Что такое мягкие материалы для рисования. Фото Что такое мягкие материалы для рисования

Если вы хотите создать работу в стиле «сухая кисть», то вам понадобится кисть-флейц. Ей очень легко и удобно растушёвывать материал, придавая мягкие и плавные черты изображению. Кстати, иногда вместо кисти художники использую спонжи – так тоже можно рисовать.

Особенности рисования сепией

Что такое мягкие материалы для рисования. Смотреть фото Что такое мягкие материалы для рисования. Смотреть картинку Что такое мягкие материалы для рисования. Картинка про Что такое мягкие материалы для рисования. Фото Что такое мягкие материалы для рисования

Как правильно рисовать сепией? На этот вопрос можно ответить только, зная некоторые ее особенности:

Что такое мягкие материалы для рисования. Смотреть фото Что такое мягкие материалы для рисования. Смотреть картинку Что такое мягкие материалы для рисования. Картинка про Что такое мягкие материалы для рисования. Фото Что такое мягкие материалы для рисования

Техника рисования сепией поэтапно:

Заключение

Сепия – древнейший материал, с помощью которого вы можете создавать рисунки и портреты, напоминающие рисунки старых мастеров.

Достаточно недорогая по стоимости, сепия является одним из любимых материалов художников-графиков.

Изучите этот материал, попробовав разные стили и техники, и вы поймете, что можно рисовать не только красками.

Источник

Обзор мягких материалов для рисунка.

4. Белый мел, сангина и сепия в карандашах. Незаменимая вещь для графических работ, есть разных тонов,
удобно носить с собой, продаются поштучно и в наборах от 3-х шт.(белый,сангина, сепия) до бесконечности.
Обезжиренные легко смешиваются между собой, стираются клячкой, зато жирные с пометкой «oil base» не требуют закрепления лаком.

Пастель и пастельные карандаши. Пастель бывает масляная и сухая, отечественная и импортная, разных цветовых гамм,
это тоже мягкий материал, но работа пастелью скорее относится к живописи, чем к графике, поэтому в подробно этот обзор я ее не включаю.
Еще сейчас есть очень хорошие пастельные карандаши, которые отлично сочетаются с сангинными и сепийными.

Теперь перейдем к обзору необходимых сопутствующих материалов:

8. Пастельная бумага идеальна для работ мягкими материалами из-за своей
шероховатой фактуры. Продается отдельно и в наборах. Лучше брать бумагу нейтральных
теплых или холодных тонов. Также подходит крафт-бумага, о которой я писала раньше.

Примеры работ, выполненных этими материалами:

Натурная зарисовка собаки (Юлия). Уголь, белая бумага.

Морской берег (Наталья). Сангинные и сепийные карандаши, пастельная бумага.

Раковины (Наташа, Сережа, я). Уголь, сангина, соус, пастельная бумага.

Рэй (Юлия). Сангинные и пастельные карандаши, пастельная бумага.

Источник

Смирнова М.А., Помазан Д.А. Особенности применения мягкого материала в учебном и творческом рисунке

Образец ссылки на эту статью: Смирнова М.А., Помазан Д.А. Особенности применения мягкого материала в учебном и творческом рисунке // Бизнес и дизайн ревю. 2020. № 3 (19). С. 8.

УДК 741.021.4

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЯГКОГО МАТЕРИАЛА В УЧЕБНОМ И ТВОРЧЕСКОМ РИСУНКЕ

Смирнова Маргарита Александровна

ФБГОУ ВО Гжельский государственный университет, Россия, Гжель (140155, Московская область, Раменский район, пос. Электроизолятор, 67), профессор, кафедра изобразительного искусства и народной художественной культуры», strelez-45@bk.ru, +7-916-156-03-06.

Помазан Дарья Александровна

ФБГОУ ВО Гжельский государственный университет, Россия, Гжель (140155, Московская область, Раменский район, пос. Электроизолятор, 67), студент бакалавриата, направление подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», holsurection@mail.ru, +7-911-347-76-52.

Аннотация. Объект исследования авторов — графика как вид изобразительного искусства. Предмет изучения – история возникновения, виды, способы и особенности применения мягкого материала в рисунке. В статье изучаются методы овладения основами академического рисунка, осуществляется поиск новых техник и совершенствование различных технических возможностей использования мягкого материала и практического применения в рисунке на бумаге. В статье раскрываются особенности применения различных графических техник и материалов при выполнении длительных работ и быстрых набросков в рамках учебной дисциплины «Рисунок», а также в творческих работах. Авторы рассматривают виды рисунка, жанры, способы и техники его выполнения в мягком материале.

Ключевые слова: изобразительное искусство; графика; учебный и творческий рисунок; линия; пятно; графические материалы.

FEATURES OF USING SOFT MATERIAL IN EDUCATIONAL AND CREATIVE DRAWING

Smirnova Margarita Aleksandrovna

Gzhel State University, Russia, Gzhel (140155, Moscow region, Ramensky district, village of Elektroizolyator, 67), Professor, Department of fine arts and folk art culture, strelez-45@bk.ru, +7-916-156-03-06.

Pomazan Darya Alexandrovna

Gzhel state University, Russia, Gzhel (140155, Moscow region, Ramensky district, village of Elektroizolyator, 67), student, specialty «Decorative and applied arts and crafts», holsurection@mail.ru, +7-911-347-76-52.

Abstract. The object of the authors’ research is graphics as a form of fine art. The subject of study is the history of origin, types, methods and features of the use of soft material in a drawing. The article studies methods of mastering the basics of academic drawing, searches for new techniques and improves various technical possibilities of using soft material and practical application in drawing on paper. The article reveals the features of the use of various graphic techniques and materials when performing long-term work and quick sketches within the framework of the discipline «Drawing», as well as in creative work. The authors consider the types of drawing, genres, methods and techniques for its implementation in soft material.

Keywords: visual art; graphics; educational and creative drawing; line; spot, graphic materials.

Введение

Культура – неотъемлемая часть развития общества. Источником происхождения культуры является человеческая деятельность, познание и творчество, а искусство – это одна из форм деятельности человека в художественной сфере и часть духовной культуры. В искусстве представлено и отражено образное восприятие действительности, будь то книга, балет, фильм, спектакль или выставка картин. Творчество – процесс создания прекрасного. Искусство, движимое невидимой силой вдохновения, выражает внутренний или внешний мир в художественном образе. Изобразительное искусство – запечатление образов, вид художественной деятельности. Изобразительное искусство объединяет в себе виды живописи, графики и скульптуры. Рисунок – один из важных аспектов в творчестве. Рисунок подразделяется на учебный и творческий. Учебный рисунок дает профессиональные навыки в овладении академическим рисунком, рисунок с натуры развивает пространственное мышление, улучшает глазомер. В творческом рисунке нет четких границ и правил, творческий рисунок отличается от учебного – свободным выбором темы, манеры и комбинированием различных материалов исполнения.

Со времен палеолита до Возрождения художники применяют в работах мягкий материал, а именно сангину [8]. Первым применил сангину в своих рисунках Леонардо да Винчи. Красный мел использовали в своих работах такие художники как: Андреа дель Сарто, Корреджо, Микеланджело, Рубенс, Рафаэль и другие мастера эпохи Возрождения.

Художники Ренессанса создавали предварительные рисунки, эскизы с помощью красного мела. Из-за теплого мягкого цвета в работах, возможности растирать линию, штрихи в пятно различной тональности, передавалась структура обнаженного человеческого тела. Поэтому этот материал использовался художниками чаще всего для быстрых набросков с натуры. Применение мягкого материала распространилось вплоть до нашего времени. Мелок начал широко применяться в эскизных портретах, фигурных композициях. Постепенно возможности расширялись, в работах стал применяться уголь, пастель, соус. Мягкий материал четко подчеркивал различные детали в фигуре, предмете.

Цель исследования: развитие эстетического, художественного вкуса и творческого воображения; эмоционально-ценностного видения окружающего мира; изучение особенностей применения мягкого материала в учебном и творческом рисунке.

Методы исследования

Методы исследования, которые нашли применения в данной статье – функциональный анализ, проектирование, моделирование.

Результаты исследования и их обсуждение

С древних времен человек пытался рассказать историю своей жизни, наблюдения, впечатления, радость, горе и удивление первоначально в наскальных рисунках, затем на камне, папирусе, и наконец – на бумаге. Найденные артефакты и рисунки дали возможность исследователям, историкам, ученым представить и изучить их сюжеты, окружающий мир, природу, быт, жизнь, историю и культуру народа на протяжении веков и до наших дней [3]. Мир искусства чрезвычайно разнообразен, богат и сложен. Изобразительное искусство появилось и эволюционировало в своем развитии благодаря интеллектуальному развитию человека. «Организация развивающей художественно-творческой среды и творческой деятельности, которая способна вызвать творческую активность учащихся, сформировать их художественно-творческие потребности и обеспечить рост художественно-творческих способностей» [4, с. 154], как пишет в своей статье Е.В. Лопасова влияет на профессионализм будущих художников и дизайнеров.

Результаты исследования и их обсуждение

В процессе выполнения учебной или творческой работы, будь то натюрморт или пейзаж, обучающийся, студент, художник или дизайнер демонстрирует свои творческие способности, уровень композиционного мастерства, образного мышления и навыки владения графическими материалами. Работа в данном направлении носит экспериментальный характер и постоянно корректируется в повседневной методике и практике художника. Все эти задачи являются учебными и одновременно творческими. «Процесс рисования – это процесс познания, это путешествие, в котором узнаешь новое о характерах и жизни изображаемых героев. Человек, рисуя, непроизвольно вникает в события, происходящие в то время. Он начинает лучше понимать характеры и жизнь изображаемых героев. А как иначе? Художник должен понимать, что он пытается изобразить, нарисовать, а в дальнейшем творческом пути – придумать» [5, с. 417]. Наличие или отсутствие в человеке творческого мышления и отношения к своему труду, как к уникальному произведению изобразительного искусства, и становится той гранью между ремесленником и творцом [9].

В данном исследовании мы рассмотрим приемы и техники применения различных графических материалов в рисунке на бумаге. Традиционная техника рисования – это рисование на бумаге графитным карандашом, способы и приемы изображения, навыки, с помощью которых отображается реальная действительность: предметы, действия, объекты, с передачей объема, светотени, освещения. Классические инструменты для рисования: карандаши, уголь, кисти, цветные карандаши, фломастеры, мелки.

Виды рисунков различаются по темам и жанрам.

Пейзаж – это изображение природы, передача атмосферы, цвета. В пейзаже важно передать состояние, светопередачу, изменения погодных условий.

Натюрморт – это изображение неодушевленных предметов. Состоит из объединенных между собой предметов, но разной формы, размеру и фактуры. Натюрморт может состоять как из двух различных предметов, так и из нескольких определенной тематической группы. В натюрморте могут присутствовать и одушевленные предметы: растения, рыба, животные, птицы. Они используются в редких случаях и в основном как дополнение или случайное совпадение. В таких случаях натюрморт рисуется в этюдном варианте, когда улавливаются определенные предметы, фрагменты, части. Очень большое внимание уделяется фактуре, проработке деталей.

Портрет – рисунок натурщика, где важна передача характерных черт модели. В создании портрета художник передает настроение натуры, характер, визуальные качества. Работа может быть выполнена с максимальной схожестью или быть нарисованной далеко от действительности, по воображению.

Анималистика – изображение животных отдельно или в определенном сюжете, на фоне природы или охотничьих сцен. Данный жанр зародился еще с первобытных времен, когда образами животных расписывали пещеры, предметы быта, храмы, гробницы. На сегодняшний день анималистику применяют в иллюстрациях книг, плакатов, журналов, декоративным элементом на изделиях декоративно-прикладного искусства, предметах быта.

Рисунки могут отличаться по использованию изобразительных средств и техникой исполнения. Изображение на бумаге можно передать с помощью линий, точек и пятен. Линии бывают прямыми, волнистыми, и изогнутыми. Важным приемом академического учебного рисунка является штриховка. С помощью простых, коротких линий, штрихов наносится тон. Так передаются светотеневые отношения. Есть еще один прием – тушевка. Тон наносится с помощью слитных штрихов, более растертых.

Работа с мягким материалом в процессе рисования натюрморта, пейзажа или портрета придает эффект воздушности, легкости, плавности, и в то же время проявляется четкость и строгость композиции. В процессе рисования появляется уверенность в линии, пятне, применении штриха, практические занятия дают решительность в свободном смешивании цветов, даже в ограниченной палитре. Техника работы с мягким материалом помогает раскрепоститься, проявить свои навыки, научиться более точно определять пропорции и светотеневые соотношения предметов или фигуры, подчеркивает изящность каждой линии, которые в академическом рисунке не так заметны.

Мягким материалом называют спрессованный в виде палочек пигмент разного цвета и происхождения, замешанный со слабым клеем. К мягкому графическому материалу относятся: сангина, сепия, соус различных цветов и оттенков, уголь, сухая пастель. Многие из этих материалов доступны также в виде карандашей. Рисовать можно как на плотном листе бумаги, затонированным собственноручно, так и на обычном белом или цветном картоне. Существует несколько видов техник работы в мягком материале.

Основной и самый известный способ – рисование непосредственно палочкой мягкого материала. В данном варианте нам доступна линия разной толщины. Ее можно прокладывать как привычным нам методом, углом палочки или мелка ­– линия получается тонкая, так и торцом – линия оставляет след толще, или же широкой стороной, положив палочку материала плашмя, вдоль направления линии, так линия получается очень живая и разнообразная (рисунок 1).

Пятно создается широкой частью материала, с использованием разного нажима. При наложении пятна, фактура становится более резкой, контрастной. В растирании пятна пальцем или кистью, фактура получается гораздо слабее по тону, так можно создавать более ровную растушевку (рисунки 2-3).

С помощью кисти или пальца можно прокладывать растяжку, придавать объем, смешивать цвета, делать их более сложными прямо на самой работе. В учебном рисунке «…раскрытие творческого потенциала, созидательного начала, основанного на мыслительно-познавательном процессе необходимо также считать важной задачей в становлении будущих архитекторов, дизайнеров и художников разных направлений и специализаций» [6, с. 411].

В данном способе рисования с помощью линии и пятна мы можем выделить в рисунке главное и передать пространство. Чаще всего данная техника используется в быстрых набросках, зарисовках. Мягкий материал способствует расставлению акцентов в деталях, тем самым ускоряя процесс рисования. В учебном рисунке данная техника используется в набросках, натюрмортных постановках, портретах, краткосрочных рисунках фигуры в полный рост. «От того, каким способом художник трактует натуру, как и с какой силой проведет ту или иную линию, может зависеть результат всей работы» [1, с. 20], пишут в статье С.Н. Бегидова С.Н. и П.Г. Василенко.

Что такое мягкие материалы для рисования. Смотреть фото Что такое мягкие материалы для рисования. Смотреть картинку Что такое мягкие материалы для рисования. Картинка про Что такое мягкие материалы для рисования. Фото Что такое мягкие материалы для рисования

Второй способ – рисование на тонированной бумаге. Рассмотрим рисование на вручную затонированной бумаге. Тонировать бумагу лучше всего предварительно натянутой на планшет, чтобы лист при покрытии и намокании не деформировался. При тонировании лучше всего брать соус, можно использовать как один цвет, так и смешивая несколько в отдельной емкости, разбавляя немного водой, что позволяет сделать более глубокое, сложное цветосочетание. Для самого покрытия лучше всего брать широкую кисть, подойдет флейц или губка. Во время покрытия листа главное не перетемнить, чтобы в самом процессе выполнения работы не возникали трудности со стиранием слоя. Основная особенность данной техники в том, что можно использовать ластик как инструмент и рисовать им на тонированной бумаге также, как и мягким материалом. Высветлив нужные предметы, фигуру или части лица силуэтно, мы можем приступить к подробной проработке деталей, уже применяя мягкий материал. Одна из особенностей этой техники заключается в том, что на любом этапе работа будет выглядеть законченной из-за ее цельности и органичности (рисунки 4-5).

Что такое мягкие материалы для рисования. Смотреть фото Что такое мягкие материалы для рисования. Смотреть картинку Что такое мягкие материалы для рисования. Картинка про Что такое мягкие материалы для рисования. Фото Что такое мягкие материалы для рисования

Третий способ — рисование колерами (мокрый соус). Кроме покрытия тоном бумаги, порошок от соуса можно использовать, как колер для рисования кистью. Особенность этой техники в том, что вы рисуете натуральными пигментами, где получаются интересные сложные цвета, и можно задавать плотность и фактуру. После высыхания работы, то, что нарисовано кистью, и получилось темнее необходимого, можно смело стереть или ослабить тон [7]. Также можно в любой момент дополнять работу мягким материалом, карандашами и соединять несколько техник в одну. Во влажном виде соус похож на акварель по своей консистенции: можно, как и в акварели, создавать растяжки. Как и в акварели наносить материал на бумагу необходимо так, чтобы бумага немного просвечивала, таким образом свойство соуса не потеряется и сохранится эффект воздушности. Данная техника очень проста и эффективна. Можно в любой момент что-то стереть или перекрыть, не боясь испортить работу.

Важно помнить, что после каждой выполненной работы в мягком материале нужно зафиксировать рисунок самым простым лаком для волос, чтобы материал: сангина, пастель, соус не осыпался и не «измазался». После покрытия лаком пигмент темнеет на два тона, учитывая это, нужно стараться не перетемнить работу в процессе рисования. Техника рисования колерами – (мокрый соус) не нуждается в покрытии лаком.

Выводы

Выполнение рисунка в мягком материале получается очень быстро, изящно и легко. Работа с мягкими материалами повышает настроение и помогает расслабиться, быстро увидеть, уловить и максимально точно зафиксировать силуэт натуры, предмета или живого существа, передать настроение, действие, позволяет отвлечься от привычной техники исполнения рисунка. Возможно в этом и состоит вдохновение творчеством. «Творческий рисунок создаётся рисовальщиком на основе уже приобретённых знаний и навыков, которые он приобрел при рисовании на академическом рисунке» [2, с. 15].

Проведенный анализ показал, что, используя технические особенности и возможности мягкого материала можно легко и с вдохновением создавать реалистичные и декоративные произведения, экспериментировать с разными техниками, соединяя все техники в одну. Важно учитывать качество материалов, применяемых в работе, а от этого будет зависеть результат.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *