Что такое мятеж на корабле
Бунт на корабле! Восстания матросов Российского Императорского флота
Англичане, которые, наверное, лучшие моряки мира, вообще, считают – основа флота это традиции. Ну, исключая Черчилля, с его знаменитым замечанием про «ром, плеть и содомию».
Были традиции и у русского императорского флота. И мы от этих традиций, увы, уходили с трудом, даже в эпоху железа и пара. И первая из этих традиций – флот еще со времен Петра Великого комплектовался из дворян-офицеров и крепостных-матросов.
Поэтому офицеры не воспринимали личный состав как полноценных равных себе людей, и соответственно же относились к своим экипажам, как к неким вещам, полезным и предусмотренным уставом, но не больше. Это, в принципе, было во всех парусных флотах, в той или иной степени.
Но переход к железу сделал из матросов высококлассных специалистов с серьезным уровнем образования и дефицитными специальностями. Появились инженеры-механики, работа офицера требовала все больше специфических знаний и умения не только отдавать приказы, но и вдобавок работы с личным составом, который научился думать и уважать себя. А с этим было. по-разному, чаще всего никак. Разговаривать с матросами про политику, да и просто по душам, многие считали ниже своего достоинства, что и привело к серии восстаний в годы первой русской революции.
У матросов того времени положение было по-своему уникальным. С одной стороны, служба на паровых кораблях была каторжной, через все воспоминания того времени сквозит ужас угольных погрузок, особенно в дальних походах. С другой – тот же гальванер (электрик) на гражданке легко находил высокооплачиваемую работу с очень даже неплохой зарплатой. Не оставались голодными и кочегары, и артиллеристы, наловчившиеся работать с приборами, и прочие специальности.
В те времена и с тем голодом в промышленности на толковых специалистов, надо было быть дураком, дабы не задержаться в крупном городе с приличной зарплатой после службы. И понятно, что личный состав, неплохо выученный и с хорошими перспективами после демобилизации, начал себя ценить и уважать. А вот многие офицеры еще старой школы привыкли видеть в них безмолвный и бесправный инструмент. На это еще накладывалась специфика снабжения, когда офицер-ревизор закупал продовольствие самостоятельно, не всегда будучи чистым на руку. И специфика самой службы, сильно сближающая личный состав, ибо если что – гибнуть всем вместе.
Когда началась Русско-японская война с ее неудачами, не полыхнуть не могло.
Бунты на Второй эскадре
В целом поход Рожественского, без захода в порты, без полноценного отдыха экипажей, с угольными погрузками в море и проблемами с обмундированием и продовольствием – авантюра. Жаловались даже офицеры – и на постоянную угольную пыль, и на жару, и на нехватку продуктов и даже тривиальных сигарет. Редко поступали газеты и новости, перспективы были неясными, а еще постоянные сообщения разведки о враге, который вот там, за тем мысом. Нервы были на пределе, работы много, вот и.
Известным стал бунт на броненосце «Орел»:
Благодаря письмам Вырубова и «Цусиме» Новикова.
Но была еще вспышка на броненосном крейсере «Адмирал Нахимов», причина – отсутствие хлеба. На транспорте «Малайя» – большое количество вольнонаемных и техническая ненадежность. На крейсере «Терек» – конфликт экипажа со старшим офицером. На «Орле», кстати, бунтовали из-за мяса, точнее – из-за забоя на мясо больной коровы.
Можно было бы списать на революционеров, но, помимо мемуаров Костенко и Новикова, следов революционных организаций не обнаружено. Людей тупо довели без всякой политики, не было ни красных флагов, ни прокламаций – только возмущение. Надо отдать должное командованию эскадры и кораблей – все ситуации удалось уладить без крови, а в бою экипажи вели себя геройски.
Черноморские бунты
По схожему сценарию началось и на Черном море, где война морякам не угрожала и со снабжением был полный порядок, но.
На Руси две беды – дураки и дороги. С дорогами на море проще, а вот с дураками…
А вот с дураками дефицита не имелось. Командир не контролирует ревизора, ревизор работает за откаты, судовой врач, который обязан запретить и доложить, тонко и изящно издевается над «быдлами». В концовке: вместо выдачи консервов и обещания наказать ревизора – угроза смертной казнью нежелающим есть подгнившее мясо. В итоге – бунт, усугубленный общими настроениями в стране, убитые офицеры и угнанный в Румынию корабль. Повезло, могло рвануть на всем флоте. И опять революционеры не особо-то и при чем: просто вменяемые действия командира предотвратили бы бунт в зародыше. Но вменяемым командир не был, как и значительная часть офицеров.
Это не конец. В ноябре 1905 года полыхнуло в Севастополе на крейсере «Очаков».
Опять новейший недостроенный и неосвоенный толком корабль, опять невнятные действия властей, на этот раз политические. Сначала расстрел демонстрации в Севастополе, уход в море комфлота Чухнина, арест депутата от революционеров капдва Шмидта, в итоге – захват крейсера и бой его с флотом. И, помимо всего прочего – жалобы экипажа на плохую пищу и грубость командира.
Кто додумался смешать с рабочими 335 новобранцев перед сдаточными испытаниями? И чем думали – Бог весть, ясно только, что на недоведенном корабле бытовые условия были не очень, а офицеры в условиях бардака реально срывались на подчиненных. Понятно, революция и агитация, но при нормальной организации службы такое попросту невозможно. Организации не было.
На Балтике
Год 1906, старый крейсер «Память Азова»:
Штаб Войск Гвардии Петербургского Военного Округа Управление Окружного Генерал-Квартирмейстера Отделение Военно-Судное. 3 июля 1906 года. № 1374. Красное Село.
Ревельскому Временному Военному Генерал-губернатору.
По соглашению с Морским Министром, Его Императорское Высочество Главнокомандующий приказал Вашему Превосходительству, по окончании суда над мятежными матросами крейсера «Память Азова», принять к руководству следующие указания:
1) тех мятежников, которых суд приговорит к смертной казни, по конфирмации таковых капитаном 1-го ранга Бостремом расстрелять на указанном Морским Министром острове Карлос. Приговоренных доставить туда под сильным пехотным конвоем ночью, когда замрет городская уличная жизнь, а самый приговор привести в исполнение на рассвете.
Для расстреляния назначить матросов того же крейсера «Память Азова» из числа приговоренных к другим наказаниям»…
Тела расстрелянных похоронить на том же острове или предать морю, по усмотрению Морского начальства, с тем чтобы необходимые для сего рабочие были назначены из числа матросов крейсера «Память Азова», присужденные к другим наказаниям. Место погребения надлежит тщательно сравнять.
Об изложенном, по приказанию Его Императорского Высочества, Главнокомандующего, уведомляю для надлежащих распоряжений.
Начальнику Главного Морского Штаба вместе с сим послана копия с настоящего отзыва для сведения.
Подписал: Окружный Генерал-квартирмейстер Свиты Его Величества Генерал-Майор Раух.
Здесь да, чистая революция. На корабль проник агитатор, его арестовали и на ночь оставили на корабле, переписав фамилии тех, кто с ним беседовал. После чего и рвануло: минимум две ошибки командования – оставить на свободе переписанных, которым стали светить серьезные проблемы, и арестованного, хотя отвести его на берег дело часа-полутора. Революция, но бунта было легко избежать, при мало-мальски вменяемых действиях командного состава. В итоге десятки трупов и пример – так можно.
Три восстания Владивостока
Пример – он заразителен. И, получив понимание, что бунты – это тоже метод борьбы, они стали полыхать во всех концах империи. Не успела отгреметь война, как рвануло во Владивостоке.
Откинем про уголовников и черносотенцев – гарантию даю, что в погромах участвовали все, у кого совести нет, вне зависимости от принадлежности. Получим что? По Манифесту Николая вводятся свободы, и тут же командование «закручивает гайки». Ну и рвануло, не могло не рвануть. Чем думали – решительно непонятно. Тем более – на вчерашнем ТВД, с людьми, прошедшими войну, возвращающимися из плена, ждущими демобилизации, задержанной по причинам беспорядков.
Чистая революция, конечно. И причины идейные.
Но, опять же – что мешало оставить в городе минимум войск и вывести в море корабли? Что мешало подготовиться к годовщине Кровавого воскресенья? Что мешало наладить диалог с восставшими?
Все три восстания – последствия нежелания смотреть на нижние чины, как на людей, и дикого стремления давить силой любой протест. Что восстание 1907 года только подтвердило:
Этот раз сила помогла, и на флоте утихло.
Временно утихло, коренной реформы комплектования и управления так и не провели, а пример того, как можно решать споры с командованием, в памяти остался. Благо нижние чины учились – и беспорядки по бытовым причинам на флоте в течении года эволюционировали в восстания революционные с политическими лозунгами. А вот командный состав флота вынес только один урок – бунты военнослужащих можно подавить силой, большой опасности от них нет.
Бунт на корабле
Фразеологизм получил распространение из-за восстаний экипажей морских кораблей. Поскольку условия их труда часто бывали сложными или даже невыносимыми, моряки нередко прибегали к открытому бунту и саботированию приказов командования.
Необходимо понимать, что экипаж корабля длительное время пребывает в дали от суши, складывается своя иерархия и от порядка на судне зависит эффективность работы всей команды. Корабль сам по себе не движется.
Частота конфликтов, восстаний и бунтов на кораблях также обязана тесноте, плотности «населения» на квадратный метр. Людей набирали в плаванье набирали очень много. История знает немало таких случаев, например, бунт на пиратском фрегате «Месть королевы Анны» (1715), восстание на корабле британских ВМС «Баунти» у островов Тонга (1789), восстание на броненосце «Потемкин» (1905), массу мятежей на пиратских бригах, каравеллах и галеонах, которые в эпоху Великих географических открытий (XV-XVII вв.) бороздили океаны в поисках добычи на новых землях.
В современном мире выражение «бунт на корабле» вошло в обиход и может использовать применительно к любым случаям неповиновения. На работе, на учебе. Начальник может возмущенно спросить «я не понял, это бунт на корабле, что ли?».
В общем, распространенное выражение, применимое к ситуациям неподчинения. Используется в шуточном и серьезном контексте. Используется далеко за пределами кораблей и их экипажей.
Значение фразеологизма «бунт на корабле» — неповиновение нижестоящих лиц вышестоящим, неподчинение руководству.
«Уничтожить любой ценой» 45 лет назад советские моряки подняли бунт на боевом корабле. За ними послали весь Балтийский флот
45 лет назад, 8 ноября 1975 года, вспыхнул мятеж на «Сторожевом» — новейшем боевом корабле в составе Балтийского флота. Восставшие объявили территорию корабля независимой от СССР и потребовали дать им эфир на государственном телевидении. Когда генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев узнал о бунте, он велел уничтожить «Сторожевой» со всей командой, и на его перехват отправили боевую авиацию и корабли Балтийского флота. По мотивам тех событий американский писатель Том Клэнси написал роман «Охота за «Красным Октябрем»», по которому позже сняли одноименный фильм с Шоном Коннери в главной роли. Историю дерзкого, но обреченного восстания советских моряков вспомнила «Лента.ру».
«На корабле бунт, командир арестован»
7 ноября 1975 года в СССР отмечали 58-ю годовщину Октябрьской революции. По традиции в Риге в этот день состоялся военно-морской парад: в строю боевых кораблей особо выделялся новейший большой противолодочный корабль (БПК) «Сторожевой», за два года до этого спущенный на воду на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде.
На следующий день после парада, 8 ноября, экипажи и офицерский состав кораблей отдыхали — ничто не предвещало проблем. Но в 22:30 на палубе подводной лодки С-263 появились матрос и старший лейтенант Фирсов со «Сторожевого». По одной версии, они спустились с БПК по швартовому канату, по другой — добрались вплавь, несмотря на холодную воду.
Оба находились в возбужденном состоянии и сразу заявили, что бежали с корабля, поскольку «Сторожевой» захвачен. Неудивительно, что первым делом их попросили дыхнуть. Увидев подошедших на шум офицеров подлодки, старлей Фирсов доложил: «На корабле бунт, командир корабля арестован. Мятежом руководит замполит — капитан III ранга Валерий Саблин». Офицеры поначалу растерялись: рассказ Фирсова мало походил на правду.
С другой стороны, старлей был трезв и выглядел вменяемым. Он продолжал утверждать, что замполит Саблин захватил «Сторожевой», собирается идти на Ленинград, встать рядом с «Авророй» и провозгласить революцию. Около часа подводники размышляли, докладывать ли о происходящем командованию. Но в 23:50 они увидели, что «Сторожевой» поднял якорь, и всякие сомнения пропали.
«Пора привлечь кое-кого к всенародному суду»
. За несколько часов до бегства лейтенанта Фирсова замполит Валерий Саблин зашел к капитану II ранга Анатолию Потульному — командиру «Сторожевого» — с сообщением о беспорядках на посту гидроакустиков. На расспросы командира замполит лишь просил его поторопиться.
Когда Потульный спустился в помещение гидроакустиков, за ним тут же закрылась тяжелая дверь, скрипнул замок. Позже, рассказывая правительственной комиссии об этом эпизоде, Потульный признался, что не сразу понял, что произошло.
Командир БПК «Сторожевой» Анатолий Потульный
На посту гидроакустиков командира сторожил матрос с пистолетом. Потульный нашел в своей «тюрьме» несколько книг из корабельной библиотеки и конверт с его именем и фамилией. Внутри была записка, подписанная Саблиным: «Извини, я не могу иначе». Все телефонные трубки на корабле были сняты, а средства связи отключены.
Саблин напомнил о проблемах в торговле, нарушениях правил приема в вузы и громких случаях злоупотреблений властью со стороны чиновников. Замполит пояснил, что, по его мнению, руководство КПСС отошло от ленинских положений в строительстве социализма.
Пора уже привлечь кое-кого к всенародному суду и спросить по всей строгости закона! Наше выступление — маленький импульс, который должен послужить началом всплеска
Как потом установила комиссия Минобороны СССР, «Саблин предложил совершить самовольный переход корабля в Кронштадт, объявить его независимой территорией и от имени экипажа потребовать у руководства партии и страны предоставить ему возможность выступлений по Центральному телевидению с изложением своих взглядов».
На вопрос, как эти взгляды увязываются с его партийностью, Саблин ответил, что вышел из партии и не считает себя связанным с нею. Когда его спросили, где командир корабля, он заявил, что командир находится в каюте и обдумывает его предложения
После этого один из сообщников замполита предложил проголосовать за или против бунта. Голоса разделились примерно пополам. Тех, кто был против, заперли в служебных помещениях. Потом наступил черед делать выбор личному составу корабля. Моряков собрали для просмотра советского фильма «Броненосец Потемкин».
Матрос Александр Шеин — ближайший помощник зачинщика бунта Валерия Саблина
Восстание моряков на боевом корабле «Князь Потемкин-Таврический», которое произошло в 1905 году, считалось в СССР одним из главных идеологических примеров революционной борьбы. После просмотра фильма Саблин сообщил команде свое мнение об отклонении Коммунистической партии СССР от ленинских принципов и посвятил моряков в план бунта.
Не весь личный состав корабля поддался на агитацию Саблина — об этом свидетельствуют попытки отдельных матросов, старшин и офицеров освободить командира и захватить Саблина еще в начале событий. Но эти попытки были предотвращены сторонниками Саблина
Бунтовщики быстро овладели ситуацией. Матросы заняли места арестованных офицеров. В спешке некогда было отвязывать швартовочные канаты — их рубили топорами. Без единой ошибки команда смогла развернуть противолодочный корабль в Даугаве, и мятежный «Сторожевой» на полном ходу устремился к своей цели.
«Революция, начатая нами»
О случившемся сообщили командующему Балтийским флотом вице-адмиралу Анатолию Косову. Тот, прибыв в оперативный штаб, отдал кораблю команду стать на якорь. Косов убедился, что командир не управляет «Сторожевым», и информация о том, что корабль в руках замполита Саблина, подтверждается.
На мое требование выйти на связь и доложить обстановку товарищ Саблин заявил, что со мной разговаривать не будет и подчиняться мне не намерен. О случившемся я доложил главнокомандующему и министру обороны. Главнокомандующий сказал, что сейчас будет с ним [Саблиным] разговаривать
По мнению командования, целью Саблина было увести большой противолодочный корабль в территориальные воды Швеции для последующего запроса о политическом убежище. В 1961 году так поступил офицер советского ВМФ Йонас Плешкис на морской сухогрузной барже.
Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев
Фото: Мусаэльян Владимир / ТАСС
Поэтому дивизион малых ракетных кораблей Балтийского флота немедленно получил приказ идти на перехват «Сторожевого» и открыть огонь, если мятежники пересекут меридиан в 20 градусах восточной долготы. Образумить Саблина попытался министр обороны СССР Андрей Гречко. Ответом ему стал перечень требований бунтовщиков.
Они, среди прочего, требовали «объявить территорию корабля свободной и независимой от государственных и партийных органов сроком на один год и обеспечить корабль всеми видами довольствия».
Мы будем требовать права на ежедневное выступление по радио и телевидению после программы «Время» в течение 30 минут. Мы будем требовать своего печатного органа. Ждем от всех слоев общества корреспонденции, поддержки и личных встреч. Только ваша всеобщая политическая активность спасет революцию, начатую нами
Замполит Саблин также потребовал неприкосновенности для всех членов экипажа при их сходе на берег, отметив, что если к восставшим будет применена сила, вся ответственность ляжет на государственную власть. Выслушав по телефону требования Саблина, переданные министром обороны Гречко, Леонид Брежнев велел уничтожить «Сторожевой» вместе с его экипажем.
Ультиматум для «Сторожевого»
Летчикам поставили задачу: найти и приготовиться к уничтожению цели. Авиация приступила к поискам, но погода была туманной, с плохой видимостью.
Ошибка вскрылась, когда сухогруз начал подавать сигнал бедствия, сопровождая его сообщением о «бандитском нападении в территориальных водах Советского Союза». Бунтующий корабль между тем продолжал свой путь. Утром в штаб пришел доклад от смотрителей Ирбенского маяка: «БПК «Сторожевой» — курс 210 градусов, скорость — 18 узлов».
Большой противолодочный корабль (БПК) «Сторожевой»
Фото: Public Domain / Wikimedia
В то же время из Лиепаи на перехват бунтующего корабля шел дивизион малых ракетных кораблей под командованием Александра Бобракова. 9 ноября около 7:00 мятежники на «Сторожевом» и их преследователи увидели друг друга. Командование ВМФ продолжало непрерывно отправлять на «Сторожевой» команды остановиться.
Почему эти корабли и штаб Балтийского флота не осуществляли целеуказание для самолетов ВВС в ходе первых вылетов, я до настоящего времени могу только строить догадки. Когда корабль подошел к нейтральным водам, было принято окончательное решение: уничтожить его любыми боеготовыми силами
В 8:10 стратегический бомбардировщик Ту-16 произвел пуск учебной ракеты, которая вошла в воду перед носом «Сторожевого». Всем на корабле стало ясно: это последнее предупреждение.
«Я хотел его тут же пристрелить»
Увидев, что ситуация обострилась до предела, замполит Саблин зачитал в радиоэфире свое обращение к морякам Советского флота. Он заявил, что бунт на «Сторожевом» — не предательство родины, а политическое и прогрессивное выступление, а предатели — как раз те, кто пытается помешать мятежникам.
Руководство партии и советского правительства изменило принципам революции. Сейчас наше дело — поднять голос правды. Нет свободы и справедливости. Единственный выход — новая коммунистическая революция
Боевые корабли и авиация преследуют БПК «Сторожевой»
После этого «Сторожевой» стал совершать маневры на заходящие к нему самолеты — и те стали уходить, опасаясь огня новейшего зенитно-ракетного комплекса «Оса», установленного на корабле. Но следующий заход бомбардировщиков оказался удачнее.
На этом моменте революционный запал мятежных моряков пропал. Как позже скажут многие из них на следствии, они будто протрезвели и с удивлением обнаружили себя на поврежденном корабле, над которым носятся боевые самолеты. Глядя на готовые к удару корабли-преследователи с ракетами на борту, моряки осознали, что в любую минуту могут погибнуть.
Валерий Саблин, капитан III ранга, зачинщик бунта на «Сторожевом»
Между тем команды преследователей действительно собирались топить «Сторожевой», ведь они были уверены, что новейший корабль с секретными кодами ракет и другой ценной информацией собирается уйти в Швецию. Понимая это, несколько мятежников бросились освобождать командира «Сторожевого» Анатолия Потульного.
После этого командир Потульный поднялся на мостик и по радио объявил, что «порядок на корабле восстановлен».
«Общество погрязло в политическом болоте»
Арестованного Валерия Саблина и других мятежников доставили в столичный СИЗО «Лефортово». Там следователи КГБ, допрашивая замполита и его сообщников, искали подтверждения тому, что действия офицера были продиктованы желанием изменить родине и увести корабль в Швецию.
Между тем биография у Саблина была практически идеальной. Он родился в 1939 году в Ленинграде, в семье потомственного морского офицера Михаила Саблина, был третьим сыном в семье. Оба его старших брата по стопам отца не пошли, а потому все надежды на продолжение семейного морского дела в семье возлагали на Валерия.
В 1960 году Саблин закончил Высшее военно-морское училище имени Фрунзе, был избран секретарем факультетского комитета комсомола, а в 1959 году вступил в КПСС. Саблин повсюду характеризовался исключительно с положительной стороны — как человек, верный советским идеалам.
В 1963 году он получил направление на Черноморский флот, но посчитал местную дисциплину и подготовку очень слабой, а потому попросился на Северный флот, где прослужил несколько лет. Позже Саблин поступил в Военно-политическую академию имени Ленина и закончил ее с отличием.
Именно как отличника Саблина отправили на «Сторожевой»: экипаж корабля формировался с нуля, и туда отбирали лучшие кадры.
Впрочем, при изучении биографии Саблина следователи все же нашли интересные в свете мятежа детали. Так, во время обучения в Военно-морском училище Саблин попадал в поле зрения преподавателей за свои требования равного обращения ко всем учащимся — вне зависимости от того, кто чей сын.
Валерий Саблин в училище
А в 1962 году Саблин, закончивший училище с отличием, долгое время не мог получить полагающееся ему звание старшего лейтенанта: причиной было письмо, которое Валерий направил генеральному секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву. Как позже объяснил это Саблин, его долгом как коммуниста было поделиться мнением о текущем состоянии военного флота и партии.
После учебы в политической академии Саблин признался старому знакомому, что ему нужно было получить необходимые знания, чтобы изменить страну и партию. Товарищ, недолго думая, написал на Валерия донос, но биография самого доносчика была не слишком гладкой, поэтому чекисты сочли донос кляузой и оставили без внимания.
Наше общество погрязло в политическом болоте. Честные люди видят это, но не видят выхода. Я долгое время думал, что нужно что-то немного подправить в нашем обществе, написать одну-две обличительные статьи. Но с 1972 года я стал мечтать о свободной пропагандистской территории корабля
Комиссия под председательством главкома ВМФ провела свое расследование происшествия и позже представила выводы министру обороны. Никаких доказательств того, что Валерий Саблин хотел увести корабль «Сторожевой» в Швецию, выявлено не было.
Моими действиями руководит только одно желание: сделать все, что в моих силах, чтобы народ наш, хороший, могучий народ Родины нашей, разбудить от политической спячки, ибо она сказывается губительно на всех сторонах жизни нашего общества
Однако следователи с Лубянки после расследования пришли к выводу, что преступные действия Саблина квалифицируются как изменнические, совершенные в целях подрыва существующего строя.
Сидя под арестом, капитан Саблин занимался рисованием. Позже в его камере были обнаружены несколько рисунков с изображением Дон Кихота, сражающегося с ветряными мельницами, которые были выполнены простым карандашом на тетрадном листке в клетку.
Капитан Саблин Валерий Михайлович, 1939 года рождения, признан виновным по пункту «а» статьи 64 («Измена Родине») УК РСФСР и приговаривается к смертной казни с лишением воинского звания, ордена и медалей
Рисунок Валерия Саблина из СИЗО «Лефортово»
После бунта экипаж «Сторожевого» расформировали. Многие офицеры и командиры получили взыскания, лишились званий и были исключены из партии, что фактически ставило крест на их карьере. Кроме того, были приняты чрезвычайные меры для исключения утечки информации об инциденте на Балтике.
«Сторожевой» перевели через три океана на Дальний Восток и отправили на него экипаж с аналогичного корабля. В 1983 году «Сторожевой» принимал участие в спасении экипажа подводной лодки в бухте Саранная на Камчатке.
После распада СССР о замполите Валерии Саблине и тех, кто поддержал его мятеж, стали говорить как о жертвах политических репрессий. В 1994 году был инициирован пересмотр его дела. Военная коллегия Верховного суда России пересмотрела дело «с учетом новых обстоятельств», но полной реабилитации Саблин и его ближайший сподвижник, матрос Александр Шеин, так и не получили.