Что такое мыс челюскин
Как я побывала с архиепископом в самой северной точке Евразии на мысе Челюскин
На территории Таймыра на 78-й широте находится самая северная точка материка Евразия – мыс Челюскина. У берегов его смешиваются воды двух морей – Карского и Лаптевых. Дальше, на севере – Ледовитый океан, на юге – безжизненные земли. Холодные морские волны с шумом накатывают на каменные берега и разбиваются о них в невидимую влажную пыль, затем отступают и накатывают вновь. Так и живут две стихии в вечной борьбе и вечном единстве тысячи лет, а мимо, вдалеке, завораживая величавым спокойствием, проплывают айсберги.
МЫС ЧЕЛЮСКИН
И, казалось бы, нет места человеку в этом краю скал, серых волн и вечных льдов. Но 267 лет назад и этот северный форпост, сдался людям, которых не пугали трудности и лишения – первооткрывателям Арктики. Сейчас, с развитием науки и технического прогресса, почти не осталось на планете неизведанных мест. Поэтому страницы газет не блещут теперь именами первооткрывателей и новыми географическими находками. Кто были те люди, которые без уверенности в том, что вернутся обратно, зная, что путь их будут сопровождать холод, голод, болезни, потери, отправлялись в неизведанные дали, к суровым северным берегам, в никуда? А те, что сумели выжить в арктических экспедициях и были знакомы с трудностями и лишениями – зачем возвращались они в эти жестокие края снова и снова? Кто они, покорители Арктики? — Исследователи, одержимые целью постичь доселе неизвестное, патриоты, идущие на подвиг для утверждения государственности на дальних берегах Отчизны, фанаты своего дела – картографы, географы, моряки.
ВЕНЕЦ МОРЯКОВ
В XVII веке род Челюскиных был богат и знатен. Но после подавления бунта московских стрельцов при Петре I фамилия их попала в списки Тайной канцелярии и cемья оказалась в опале, была разорена и обречена на скудную жизнь в глухой деревне.
Впервые Семен Челюскин прибыл в Москву в 1714 году. После удачного прохождения смотра, он был зачислен в школу математических и навигационных наук. В 1721 году аттестовался, пройдя обучение в «навигацком классе».
В 1732 году под руководством В. Беринга для исследования заполярных территорий была снаряжена Великая Северная экспедиция, в списке участников которой в первых рядах значился подштурман Семен Челюскин, вскоре произведенный в штурманы.
В 1735 году экспедиция на дубель-шлюпе «Якуцк» отправилась в неведомое и опасное плавание за Полярный круг. Через несколько месяцев трудного пути, в котором погибло немало исследователей, среди участников экспедиции витал дух разочарования и обреченности. Большинство морских офицеров склонялись к мысли, что дальнейшее продолжение плавания тщетно, нужно возвращаться. Лишь Челюскин верил в удачу и высказывался определенно: «Начатое свершиться должно». Велико было его стремление осуществить задуманное. За что команда отнеслась к штурману настороженно – уж больно суров показался он им тогда
После гибели в полярных льдах командира отряда, обязанности руководства экспедицией легли на Челюскина. К тому времени экипаж корабля понял, что за строгостью штурмана стоят два непререкаемых человеческих качества — доброта и требовательность по отношению к людям.
В 1740 году экспедиция вышла в очередной поход. В последний раз Челюскин управлял своим кораблем – через месяц плавания его раздавило дрейфующими льдами. Главнейшей целью было спасти людей, поэтому командир отдал приказ оставить «Якуцк». На самодельных санях, нагруженных снаряжением и припасами, преодолевая снежные торосы, потерпевший крушение экипаж двинулся к берегу. Закончился провиант, несколько человек умерло от цинги, но экспедиция достигла зимовья.
В течение 1741 года исследовательскими партиями Семена Челюскина и Харитона Лаптева были изучены берега Пясины, Нижней Таймыры, восточные берега полуострова. Неизведанным оставался только «Северный Таймурский мыс».
Семьдесят дней сорок собак в пятидесятиградусный мороз мчали по тундре нарты, нагруженные оборудованием и продовольствием. Исследователи, ориентируясь по звездам и компасу, пересекли Таймыр с юго-запада на северо-восток, достигнув Попигайского зимовья.
Челюскин с подвозчиками-тавгийцами (нганасанами) двинулся на север, затем, отпустив каюров, на трех собачьих упряжках, отправился вдоль побережья к мысу св. Фаддея. Дальше этого места на Север еще никто не проникал. Съемка берегов велась и при «погоде чистой и сиянии солнечном» в «поземную метель великую». Еще через пять дней в путевом журнале штурмана появилась запись, ставшая исторической: «Приехали к мысу. Сей мыс каменной, приярой, высоты средней, около оного льды глаткие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк – одно бревно, которое вез с собою».
Это и был мыс, являющийся самой верной точкой материка Евразия, увековечивший в последствие имя Семена Челюскина – одного из великих первооткрывателей Арктики. Но тогда штурман даже не подозревал, что он сделал открытие, которое опередило время. Этот невзрачный мыс не произвел на штурмана никакого впечатления. По воле случая исследователь пробыл на этом краю земли меньше часа, не придав своему открытию особого значения, и направился дальше. Лишь через 100 лет другой исследователь, Миддендорф, смог достичь этого места впервые после первопроходцев. По его словам, Челюскину удался этот подвиг, не удавшийся другим, именно потому, что «его личность была выше других. Челюскин, бесспорно, венец наших моряков…».
Семь лет длилась Великая Северная экспедиция. Два значительных открытия было сделано: Россия достигла Аляски и северной точки Евразии. Не смотря на это, судьбой многих покорителей Арктики, участников этой поездки, в том числе и штурмана Семена Челюскина, стали безвестность при жизни и признание после смерти. Окончив экспедицию и вернувшись в Петербург, исследователи Арктики не были удостоены ни чинов, ни наград.
И все-таки есть люди, которые болеют Арктикой не в поисках славы и не для удовлетворения личных амбиций. Спустя столетия, находятся те, кто отправляются в экспедиции к далеким ледовитым берегам, одержимые не только научными, но и нравственными целями. Они пытаются доказать самим себе: сможет ли современный человек, избалованный комфортом и достижениями прогресса, выдержать экстремальные условия, в которых работали первопроходцы Севера? Они появляются в этих суровых краях группами и в одиночку с обветренными и обмороженными лицами, молчаливые и одухотворенные своей странной целью. Ищут, обретают и исчезают в круговороте вьюг, унося с собой ответы на вечные вопросы.
ЭТО НАША РОССИЙСКАЯ ЗЕМЛЯ
В 1932 году экспедицией Арктического Института на мысе Челюскин создана полярная станция, расширенная позже до обсерватории. Сейчас станция является радиометеорологическим центром, на которой работают около 10 полярников. Стандартный период зимовки — 2 года, а точнее – 2 зимы. Потом отпуск – ждут борт, добираются до «материка» порою по нескольку недель. И если кто оставил кусочек своего сердца в этих холодных краях гранитных скал, — возвращается обратно. Почему? Трудно сказать. Но я видела, как фраза «Я зимовал…», вскользь оброненная случайным приезжим, открывала сердца полярников. На столе мигом появлялся самовар, домашний хлеб и завязывалась дружеская беседа. О зимовках, конечно. А еще о белых медведях и полярных сияниях, о морских звездах, выброшенных на берег волной Карского моря, о товарищах с островов Ледовитого океана, дружба с которыми завязалась по азбуке Морзе.
С мысом Челюскина тесно связана легендарная история полярной авиации. На мысе расположена пограничная застава. Здесь, на берегах, омываемых двумя северными морями, установлен пограничный столб, маркирующий самую северную точку сухопутной границы России. Аэродром «Мыс Челюскин» является самым северным аэродромом материка Евразия. Отправной точкой развития авиации в Арктике можно считать 1932 год, когда первый гидросамолет достиг северной оконечности Таймыра и совершил посадку на мысе. В 30-е годы прошлого века исследования Арктики, осуществляемые с помощью полярной авиации, имели не только научное и экономическое значение, но и укрепляли позиции нашей страны на политической арене, демонстрируя державную мощь России. Даже в тяжелые годы Великой отечественной войны не прекращалось развитие Арктики и Северного морского пути. В то время освоению Севера придавалось особенное стратегическое значение. Аэродром сыграл важную роль в реализации программ ледовой разведки. Здесь были сформированы запасы топлива для заправки самолетов, в том числе отправляющихся на Северный Полюс.
В память о покорителях Арктики, и тех, чья жизнь оборвалась в этих бескрайних просторах льдов и скал, установлены памятники, по которым можно читать историю этого северного края: деревянный символический столб с памятной доской, увековечивающей открытие с надписью «Мыс Челюскин самая северная точка Евразии (77 ° 42′ 07″с.ш., 104°18’в.д.), гурий «Знак «Зари», установленный в 1901 году, братская могила-пирамида на постаменте — место захоронения исследователей Арктики, мемориальные доски пилотам Р. Т. Воробьёву и Г. В.Шилову, кварцевая белая глыба, отмечающая северную оконечность евроазиатского материка, омываемого волнами двух морей Карского и Лаптевых, каменный гурий, установленный экспедицией Р. Амудсена в честь экспедиции Норденшельда, памятный знак в виде паруса, от земляков С. Челюскина, памятник первопроходцам Таймыра: плита с именами участников экспедиции и гранитный столб, увенчанный моделью дубель-шлюпки «Якутск», установленный в честь 250-летия открытия мыса Челюскина, гурий Колчака, офицера и гидрографа из экспедиции Б. Вилькицкого.
Осенью 2009 года на мысе Челюскина вырос еще один знак, обозначивший государственность России на северных рубежах. Чин водружения православного Поклонного креста на Таймырской земле совершил архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний. На Поклонном кресте размещена мемориальная памятная доска со словами «Сей крест установлен и освящен Антонием архиепископом Красноярским и Енисейским в честь покровителя защитников Российской границы преподобного Илии Муромца. В Крестопоклонную неделю 16/29 сентября 2009 года». Владыка Антоний совершил чин окропления святой водой захоронения покорителей северных широт – военных летчиков и моряков, погибших при освоении Севера и принял участие в установлении мемориальной таблички на памятнике погибшим за Отечество воинам. Эта табличка была изготовлена на средства, собранные диксонскими школьниками. Во время визита Архиепископа на Диксон, ребята передали ему ее с просьбой установить на место старой, пришедшей в негодность.
«Памятные знаки на границах земли олицетворяют собой Россию – это знаки величия нашего Отечества, единства народа, тысячелетия православия на нашей земле. Поэтому сегодня, здесь на берегу Северного Ледовитого океана, мы православный крест в знак того, что это наше государство, наша российская земля. Я с глубокой радостью воспринимаю это торжественное событие для нашей Родины, для всех нас», — подчеркнул Владыка Антоний.
Традиция установления Поклонных крестов на Руси связана с почитанием знаков Крестной Жертвы Спасителя лучшими щитами от врагов духовных и физических. Символы эти являются лествицей, соединяющей отечество земное и отечество небесное. Теперь и на далеком северном мысе, возвышаясь над вечной мерзлотой невидимым часовым стоит на страже нашего государства православный крест.
Холодный ветер уносил с собой в далекие северные широты слова соборной молитвы о духовном возрождении России. Светлой радостью были наполнены глаза людей, несущих свою службу на самых дальних рубежах России, когда они подходили к Владыке за благословением, касались православного креста. О чем в такую минуту просили у Бога люди, у которых каждый день подобен подвигу – подвигу над стихией, над собой, над чувством одиночества вдали от близких? Наверное о том же, что и каждый из нас – о здоровье, счастье, благополучии, мире. Верится, что все просьбы их будут услышаны – иначе быть не может.
Челюскин (мыс)
Содержание
История исследования и освоения
Достигнут впервые участником 2-й Камчатской (Великой Северной) экспедиции штурманом С. И. Челюскиным вместе с казаками Фофановым и Гороховым в 1742 году (в «Очерках по истории географических открытий» спутники Челюскина названы солдатами Антоном Фофановым и Андреем Праховым [1] ). К 100-летию экспедиции мыс был переименован Русским географическим обществом из мыса Восточно-Северный в мыс Челюскин.
В 1878 мыс Челюскин посетил шведский исследователь Арктики Норденшельд, а в 1893 — норвежский исследователь Нансен смог первым обогнуть его.
В 1932 году экспедицией Арктического Института под руководством Рудольфа Самойловича на ледоколе «Семён Дежнев» на мысе Челюскин сооружена полярная станция. Вторую зимовку возглавил И. Д. Папанин, расширив станцию до обсерватории.
В настоящее время станция называется радиометеорологическим центром, где зимуют от 8 до 10 человек. Построен ряд жилых зданий и научных павильонов. Часть зданий брошены и не эксплуатируются. Здесь же расположен и самый северный аэродром континентальной Евразии «Мыс Челюскин», который обслуживается Хатангским объединённым авиапредприятием. От аэродрома осталась только вертолётная площадка, обслуживается военными.
2 октября 2009 года из посёлка Хатанга на мыс Челюскина в сопровождении миссионерской группы епархиального духовенства прибыл архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний для установки поклонного креста. По завершении церемонии водружения архипастырь отметил сугубый церковно-патриотический смысл этой, проведённой совместно с руководством Таймыра, акции [2] :
Крест на берегу Северного Ледовитого океана воздвигнут, дабы явственно было видно и на самых северных рубежах России: это — наше православное государство |
География
Мыс Челюскина расположен на севере полуострова Таймыр (Таймырский Долгано-Ненецкий район, Красноярский край, Россия) и омывается проливом Вилькицкого. До ближайшего берега острова Большевик — 53 км. Глубина вод у мыса до 10 метров. Высота суши менее 10 метров, берег обрывистый. С запада мыс омывает бухта Спартак.
На мысе расположена полярная станция Челюскин.
Климат
Климат мыса Челюскина — арктический, очень суровый. Средняя температура июля и августа (самых тёплых месяцев) составляет +1 °C, а средний минимум всегда ниже нуля.
Что за таинственная крайняя северная материковая точка России?
Мыс Челюскин – это крайняя северная материковая точка России, расположенная в северной части полуострова Таймыр. Мыс омывается проливом Вилькицкого и двумя морями – Карским и Лаптевых, а дальше на севере – Ледовитый океан. Берега низкие, с маленькими возвышенностями, которые в некоторых местах резко спускаются к морю, в результате чего образуются мысы с большим количеством бухточек.
Ландшафт местности, на которой находится мыс Челюскин, представляет собой холмистую арктическую тундру. Через него проходит Таймырская складчатость, в которой находятся многовековые отложения, преимущественно морского происхождения. Почвы имеют глинистую структуру, а на глубине 70 см уже начинается вечная мерзлота.
Краткая история открытия
Открыт мыс был в 1742 г. участником Великой Северной экспедиции Семёном Челюскиным вместе с Фофановым и Гороховым. Эта экспедиция была поистине очень суровой: многие погибли в пути, а судно «Якутск», на котором находилась экспедиция, потерпело крушение. Участникам ничего не оставалось, как сделать сани и продолжать путь. Исследователи через 70 дней после крушения корабля добрались до мыса св. Фаддея. Дальше этого объекта никто не отваживался изучать природу Севера.
Челюскин дал мысу название Восточный, который впоследствии переименуют в честь знаменитого открывателя. Мыс не произвёл впечатления на учёного, который даже не представлял, какое важное открытие он совершил. Штурман поставил маяк – бревно, которое у него было, и отправился исследовать арктическую природу дальше. Великая Северная экспедиция продолжалась семь лет, и за это время было совершено два значимых открытия: российские исследователи достигли Аляски и открыли самую северную точку материка Евразия.
Что находится на мысе Челюскин?
В 1932 г. была создана полярная станция, которую затем расширили до обсерватории. Сейчас это радиометеорологический центр, число сотрудников которого составляет всего 10 человек. Обычно период зимовки составляет 2 зимы, после сотрудников доставляют домой. Для полярников были построены жилые здания и научные павильоны.
Конечно, нельзя в разговоре о полярной авиации не вспомнить про Челюскин, на котором располагается самый северный аэродром материка, обслуживающийся Хатангским объединённым авиапредприятием. На нём располагается только вертолётная площадка, на которой находятся военные. Первый гидросамолёт достиг мыса Челюскина в 1932 г. В те годы полярная авиация служила не только научным целям, но и укрепляла положение России на международной арене. Даже в военные годы освоение Севера не прекращалось, которому отводилось одно из важных стратегических значений. Именно аэродром стал основой для развития ледовой разведки, там же формировались запасы топлива для самолётов.
Климатические условия
Климат очень суровый, как и полагается для Арктики. Зима длится 10-11 месяцев в году, бывает и так, что снег лежит круглогодично и не успевает растаять, как выпадает новый. Температура всех месяцев отрицательная, редко, когда в июне может быть 1 градус тепла. Самые суровые зимние месяцы – это январь и февраль, температура воздуха может опускаться ниже минус 40. Но зимы здесь немного теплее, чем в другой части Таймыра, из-за отепляющего воздействия морей.
Самый тёплый месяц – это июнь, но лето на Таймыре холодное и сырое. Самая максимальная температура, зарегистрированная на полуострове, – это 24 градуса тепла, а самая минимальная – это 52 градуса ниже нуля. Растительность в данной местности очень скудная: в основном, это мхи, лишайники и несколько видов арктических цветов.
На мысе Челюскин установлены памятники в память об отважных исследователях и покорителях Северного полюса, благодаря которым и писалась арктическая история. Это столб, сделанный из дерева с памятной доской, на которой написаны координаты объекта. Братская могила в виде пирамиды на постаменте – место захоронения исследователей сурового края, мемориальные доски пилотам Р.Т. Воробьёву и Г.В. Шилову, глыба белого цвета из кварца, которая обозначает точку северного окончания материка, знак в виде паруса, сделанный земляками С. Челюскина в память о первопроходцах Таймыра, и плита с именами всех тех, кто участвовал в экспедиции, со столбом из гранита, установленные в честь 250-летия открытия мыса, с моделью шлюпки «Якутск».
Осенью в 2009 г. был установлен православный Поклонный крест на Таймыре в знак памяти всем тем, кто принимал участие в покорении Севера и защищает северные границы нашей Родины.
Мыс Челюскин – это не просто крайняя северная материковая точка России. Это доказательство того, на что способен человек ради науки, насколько далеко он может дойти в своём стремлении открыть что-то новое. И ещё – это доказательство мужества всех тех, кто изучал арктическую природу и, несмотря на суровые условия, продолжал двигаться вперёд, чтобы показать всему миру красоту Северного полюса.
Мыс Челюскин
Мыс Челюскин — самая северная оконечность Евразии, самая северная точка Таймыра.
Мыс Челюскин — самая северная точка России и материка Евразия (77°43′ с. ш. и 104°18′ в. д.). Расположен на севере полуострова Таймыр в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края. Глубина вод у мыса до 10 м. Высота суши менее 10 м, берег обрывистый. Мыс омывается проливом Вилькицкого.
Климат на мысе Челюскине — арктический, очень суровый. Средняя температура июля и августа (самых теплых месяцев) составляет –0,1 и –0,9 °C. Снег лежит 10—11 месяцев в году. Снег может лежать даже круглый год. Самый холодный месяц — февраль, средняя температура составляет –39,3 °С, а абсолютный минимум температуры –52 °С. На мысе можно встретить моржей и белых медведей.
В апреле 1742 г. группа дошла до мыса Св. Фаддея, где на высоком берегу путешественники соорудили маяк. Севернее еще никто не проникал, а штурман с двумя казаками двинулись дальше на север. 20 мая (9 мая по старому стилю) 1742 г. Челюскин на собачьей упряжке достиг мыса, как впоследствии будет доказано, — самой северной точки материка Евразия. Оконечность была названа Восточным Северным мысом.
Челюскин отметил в путевом журнале: «Погода пасмурная, снег и туман. Приехали к мысу. Сей мыс каменной, приярой, высоты средней, около оного льды глаткие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк — одно бревно, которое вез с собою». К экспедиции мыс был переименован Русским географическим обществом из мыса в мыс Челюскин. С 1878 г. это название было внесено в международную литературу и карты. Однако только в 1919 г. норвежский геофизик и океанограф Х. Свердруп установил, что именно этот мыс и есть северная оконечность Евразии.
В настоящее время в самой северной точке Евразии работает радиометеорологический центр, где зимуют 8—10 человек. Здесь же расположены самый северный аэродром континентальной Евразии Мыс Челюскин и пограничная застава.
В 1992 г. на мысе установлен памятник всем участникам открытия. Колонну, символизирующую знаменитое бревно Челюскина, венчает бронзовая «Якуцк», на которой двигались участники экспедиции. «Якуцк», затертый льдами, не достиг северной оконечности Таймыра.
Шкала времени
Источники
© 2015, По заказу Агентства печати и массовых коммуникаций Красноярского края
«Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный…» К 270-летию открытия мыса Челюскина
Фамилия Челюскины фигурирует в официальных документах с XVII в. Многие предки Семёна Челюскина состояли на государственной службе. Дед Семёна Ивановича Родион Матвеевич руководил полком московских стрельцов, что указывает на его влиятельность и приближённость к царскому двору, так что карьера его сына Ивана удалась по вполне понятным причинам – отец мореплавателя дослужился до стольника.
Однако в период царствования Петра I, после подавления стрелецкого восстания в Москве род Челюскиных попал в немилость. Иван Родионович продавал большую часть своего имущества, закладывал имения, влезая в огромные долги, чем обрёк себя и семью на бедную жизнь в глубинке.
Точная дата рождения Челюскина до сих пор неизвестна. По мнению авторитетного историка и литературоведа Н.М.Чернова, будущий полярный первопроходец родился в 1704 году. Место рождения Челюскина также не установлено. По свидетельствам одних исследователей, он родился в Москве, по свидетельствам других – в с.Борищево Калужской губернии, третьи утверждают, что родиной первооткрывателя является Белевский уезд, что на Оке.
Осенью 1714 года Семён Челюскин был зачислен в московскую Школу математических и навигацких наук. Семён наилучшим образом проявил себя в учёбе и в 1721 году «получил аттестации в науке».
В 1720-х годах Челюскин поступил на службу в Балтийский флот. Его работа заключалась в описании побережья Финского залива. Несмотря на то, что молодой исследователь нёс тяжелую службу, перспектив карьерного роста у него было не много, поскольку все серьёзные должности на балтийских кораблях были заняты иностранцами, а уж на поддержку адмиралтейских кругов молодой специалист рассчитывать и вовсе не мог.
17 апреля 1732 года начинается работа по организации Великой Северной экспедиция под руководством В.Беринга. Подштурман Семён Челюскин был зачислен в список моряков, направляемых в экспедицию и в 1733-1743 годах он, получив должность штурмана, принимал самое активное участие во второй Камчатской экспедиции.
Экспедиция была настоящей героической эпопеей – исследователям приходилось сталкиваться не только с трудностями природно-климатического характера, присущими любому исследовательскому походу, но и с чиновничьей неповоротливостью и безразличием, которое вызывало пробуксовку в исследованиях, нарушало снабжение экспедиции, вело к неоправданным человеческим потерям.
Несмотря на все трудности, с которыми пришлось столкнуться экспедиции, тщательная подготовка к съемке северного побережья Таймыра продолжалась и финальная экспедиция была намечена на конец 1741 года. Осенью Челюскину было выделено из казны 695 руб. 40 коп. – огромная сумма по тому времени. Семён Иванович принял решение выделить большую часть этих средств на выплаты енисейским и туруханским служилым, годами не получавшим ни продовольствия, ни денег, и откровенно бедствовавшим.
Для похода было подготовлено 40 собак и 5 нарт, не считая отправленных туруханскими казаками Федором Копыловым и Дементием Судаковым ещё нескольких собачьих и оленьих упряжек с разнообразным продовольствием. Свою помощь экспедиции Челюскина оказал и туруханский губернатор, отправивший полярникам несколько собачьих и конных подвод.
По заранее составленному плану, Челюскин должен был достичь северо-восточной части Таймыра и повернуть на запад, попутно описывая побережье, а Лаптев должен был выйти из Туруханска в направлении устья Нижней Таймыры и двигаться на восток, навстречу Челюскину.
В условиях жестоких морозов экспедиционеры проходили до 40 вёрст в день, пересекали бескрайний Таймыр с юго-запада на северо-восток. 15 февраля 1742 челюскинцы по рекам Хете и Хатанге достигли Попигайское зимовья.
В конце марта 1742 года экспедиция разделилась. Одна группа, гружённая провиантом, вышла в направлении моря. Сам Челюскин отправился строго на север. Еще одна группа под руководством якута Никифора Фомина отправилась в устье Нижней Таймыры, чтобы оттуда направиться навстречу Челюскину, следуя западным берегом полуострова.
Челюскин достиг мыса св.Фаддея, где соорудил маяк. Челюскин продолжал вести тщательные наблюдения, фиксируя их в своём путевом журнале. Штурман чётко фиксировал погодные параметры, упоминая о крайнем утомлении собак, но ни говоря ни слова о усталости людей или проявлениях страха. В записях Челюскина нет места каким-либо чувствам или переживаниям.
Съёмка побережья продолжалась день за днём. 6 (20) мая 1742 года при «погоде чистой и сиянии солнечном», Челюскин вычислил географическую широту точки остановки – 77°27’ с.ш. Однако этот день запомнился челюскинцам более радостным для них событием: собаки напали на след медведя, которого удалось уложить с одного выстрела, чем значительно пополнить скудеющие запасы продовольствия. До крайней точки Евразии оставалось около 5 вёрст, которые из-за поднявшейся страшной пурги были пройдены лишь спустя сутки.
Почему первопроходец не придал своему открытию должного значения, судить сложно. По-видимому, здесь сказался его скромный, но потрясающе сильный характер, характер человека, выполняющего свой долг во имя Отечества. Открытие Челюскина на многие годы опередило развитие географической науки его времени. Однако Челюскину, как и многим великим, было суждено прославиться лишь после смерти.
По возвращении в Петербург ни императорский двор, ни Адмиралтейство не удостоили первопроходца Челюскина достойным вниманием. Получив мичмана, Семён Иванович продолжил рутинную морскую службу на Балтике.
В 1756 лейтенант Челюскин был уволен с флота «с награждением морского капитана 3-го ранга», после чего поселился с женой в маленьком имении в Алексинском уезде. Роль дворянина средней руки пришлась Челюскину по вкусу: он с удовольствием занимался приобретением новых земель, судился с другими помещиками, исправно собирал с крестьян подати.
Дата смерти первооткрывателя крайней северной точки Евразии неизвестна. Считается, что он умер в ноябре 1764 года. Место захоронения Челюскина также не установлено. Ряд исследователей считает, что наиболее вероятностным местом его захоронения является с.Босарево, что близ Алексина.
Литература:
Глушанков И. В. Первоисследователи Таймыра.— В кн.: Полярный круг. М., 1974;
Осипов К. С. И. Челюскин. М., 1951;
Яников Г. В. Великая Северная экспедиция. М., 1949.