Что такое мыс канаверал
Мыс Канаверал
Мыс Канаверал
На территории Центра имени Кеннеди работает «гостевой комплекс», в рамках которого функционирует несколько экспозиций (например Парк ракет) и действуют автобусные экскурсии по территории Центра. Ежегодно его посещают более трех миллионов человек.
Ссылки
Мыс Канаверал, вид из космоса. Август 1991.
Станция ВВС США «Мыс Канаверал» (зеленый) и Космический центр имени Кеннеди (белый).
Стартовая площадка 39А.
Космодромы для орбитальных запусков космических аппаратов | |
---|---|
Вумера (закрыт) | |
Алькантара | |
Куру (Французская Гвиана) Хаммагир (на территории | |
Пальмахим | |
Шрихарикота | |
Семнан | |
Сан-Марко (в территориальных водах | |
Тайюань • Сичан • Вэньчан • Цзюцюань | |
Тонхэ | |
Байконур (на территории | |
Космический центр Кеннеди • Мыс Канаверал (англ.) • Испытательный полигон Рейгана (частично на территории База Ванденберг • Уоллопс • Среднеатлантический региональный космопорт • Кадьяк | |
Наро | |
Танэгасима • Утиноура | |
Одиссей (проект «Морской старт») |
Полезное
Смотреть что такое «Мыс Канаверал» в других словарях:
Канаверал — англ. Cape Canaveral Координаты: Координаты … Википедия
Мыс — У этого термина существуют и другие значения, см. Мыс (значения). Мыс Дежнёва (Российская Федерация) и мыс Принца Уэльского ( … Википедия
КАНАВЕРАЛ (Canaveral) — (в 1964 73 мыс Кеннеди) мыс на востоке полуострове Флорида (США). На Канаверале находится Восточный испытательный полигон с Космическим центром имени Дж. Ф. Кеннеди, на котором проводятся отработка и испытания ракетной техники и запуски… … Большой Энциклопедический словарь
мыс — баба, айя, фроуорд, коса, заворот, сарыч, лбище, нос, мысик, мысок, лопатка, горн, лука Словарь русских синонимов. мыс коса Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
канаверал — сущ., кол во синонимов: 1 • мыс (54) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Канаверал — (Canaveral) (в 1964 1973 мыс Кеннеди), мыс на востоке полуострова Флорида (США). На Канаверале находится Восточный испытательный полигон с Космическим центром им. Дж. Ф. Кеннеди, на котором проводятся отработка и испытания ракетной техники и… … Энциклопедический словарь
Канаверал — (Cape Canaveral)Cape Canaveral, мыс, на побережье Флориды, США, известный как мыс Кеннеди с 1963 по 1973г. Здесь находится космический центр им. Джона Ф. Кеннеди, с 1961г. являющийся гл. стартовой площадкой США для запуска пилотируемых… … Страны мира. Словарь
База ВВС США на мысе Канаверал — Запрос «Мыс Канаверал (космодром)» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Космодром на мысе Канаверал База ВВС США на мысе Канаверал (Cape Canaveral Air Force Station) … Википедия
США: Флорида, мыс Канаверал.
Прошел еще один год. Будто вчера мы кричали Happy New Year на озере Инле в Мьянме, а вот уже канун 2016 года!
В Орландо мы арендуем Шевроле, устраиваемся в отеле и начинаем новогоднее исследование местных достопримечательностей. Первым в нашем списке знаменитый мыс Канаверэл, с расположенным на нем космическим центром имени Кеннеди. Если быть точнее, центр расположен на острове Меррит, который в свою очередь находится на мысе Канаверэл, но это детали. Главное, что с 1964 года название мыса стало мировым синонимом слова космодром. Также как наш советский Байконур. Космический центр Кеннеди это комплекс сооружений для запуска космических аппаратов и управления полётами, принадлежащий НАСА. От Орландо до космодрома чуть более 120 километров, которые пролетают совершенно незаметно и бодро, хотя в нашем привычном часовом поясе сейчас ночь и организм должен хотеть спать. В центре Кеннеди много удивительных вещей и я с удовольствием поделюсь нашими впечатлениями.
Первая площадка — rocket garden — сад ракет.
Здесь представлены Juno I, Mercury-Redstone, Thor, Mercury-Atlas, Gemini-Titan II. На заднем плане горизонтально — гигант Saturn IB. Меркурий — первая пилотируемая космическая программа США. С 1959 по 1963 годы выполнено 6 пилотируемых полетов одноместных аппаратов Меркурий. Джемини — вторая программа США на космических кораблях серии Джемини, значительно превосходивших тип Меркурий (2 члена экипажа, большее время автономного полёта). По программе Меркурий были отработаны методы сближения и стыковки, впервые в истории осуществлена стыковка. В 1965-1966 годах совершено 10 пилотируемых полетов. Огромная ракета Сатурн обслуживала лунные программы Аполлон, но о ней поговорим позже.
Это интересно, но я спешу рассказать про главную экспозицию центра — музей орбитальных шаттлов.
А именно многоразового транспортного космического корабля НАСА и первого экземпляра корабля системы «Спейс шаттл», летавшего в космос. Прямо у входа в выставочный ангар находится образец того самого гениального технического решения, которое позволило вывести в космос многотонную громадину шаттл — система твердотопливных ускорителей с внешним топливным баком.
Твердотопливные ускорители (две ракеты по бокам),оказывается тоже используются многократно. Перед стартом над океаном начинают воздушное патрулирование специальное вертолетное подразделение космодрома с водолазами на борту. Их основная задача определить место падения в океан корпусов этих твердотопливных ускорителей, подлететь к ним, спустить в воду водолазов, которые, в свою очередь, должны прикрепить к ним буксировочные тросы для того, чтобы отбуксировать корпуса на космодром и использовать их в дальнейшем при последующих стартах. Единственная часть которую не удается использовать повторно – «вторая ступень» «оранжевая сигара», на которой крепится шаттл во время старта, и которая собственно и выводит корабль на орбиту после отделения первых ускорителей. Эта часть ракеты после выработки топлива и отделения от шатла сгорает в плотных слоях атмосферы.
А вот модель того как выглядит космический челнок в сборе:
В ангаре начинается шоу — на огромном экране демонстрируется фильм о том, как создавался челнок, от идеи и до воплощения, в фильме реальные инженеры и конструкторы рассказывают как они изобретали это невероятное творение. Потом заинтригованные люди переходят в следующую огромную аудиторию, стены которой представляют собой сферический экран. Начинается вторая часть фильма. На экранах воссоздается момент запуска космического челнока. Ощущение полностью реалистичны, и звук и картинка. Такое ощущение, что наблюдаешь старт по настоящему.
Затем на сферическом экране короткими роликами, соединенными в одну сюжетную нить перед глазами зрителей предстает вся героическая эпопея многочисленных космических миссий, особое внимание конечно уделяется главному мировому событию — выведению орбитального телескопа Хаббл на околоземную орбиту. Лектор рассказывает про потрясающие и малоизвестные факты работы астронавтов в космосе. Перед глазами проходят старты и приземления и вот наконец в голосе рассказчика слышаться грустные нотки, он повествует о последнем полете. На экране громадина корабля несущегося на взлетно-посадочную полосу, он несется прямо на нас и вдруг…. Американцы конечно из всего могут сделать феноменальное шоу, в этом они просто неподражаемые мастера. Пока мы сентиментально проживаем эмоцию печали завершившейся космической Одиссеи, представшей перед глазами, экран незаметно поднимается открывая вход в следующий ангар в котором в точно таком же положении, как в последнем кадре фильма находится … тот самый легендарный шаттл. Размер корабля который был показан на экране соответствует размеру настоящего корабля и от этого иллюзия полного присутствия совершенна. Кажется, что ты был свидетелем этих необыкновенных космических событий. Потрясенные, мы переходим в следующую часть комплекса.
Я даже представить не мог, что увижу тот самый «Атлантис», о котором грезил в школьном возрасте, завороженно глядя на экран телевизора. Вот это ДА! С ума сойти можно, невероятно.
С октября 1985 по июль 2011 года шаттл «Атлантис» совершил 33 космических полёта, провёл на орбите 307 суток, пролетел в общей сложности 202,6 млн километров, совершил 4848 витков вокруг земли, в состав его экипажей входило 189 человек.
Рядом расположены реальные тренажеры на которых пилоты закрепляли навык взлета и посадки. Мы можем повторить те же действия по приземлению на мысе Канаверал, там где мы сейчас находимся. Разве это не чудо?
В этом же павильоне находится телескоп Хаббл (наверное это макет, ведь настоящий Хаббл все еще в космосе), выводил его на орбиту шаттл Дискавери, но техническое обслуживание проводилось с Атлантиса, я помню фантастический сюжет об этом по телевизору. Размещенный в космосе, телескоп даёт возможность регистрировать электромагнитное излучение в диапазонах, в которых земная атмосфера непрозрачна; в первую очередь — в инфракрасном диапазоне. Благодаря отсутствию влияния атмосферы разрешающая способность телескопа в 7—10 раз больше, чем у аналогичного телескопа, расположенного на Земле.
Также здесь можно посмотреть интереснейшие экспонаты, например настоящие скафандры и системы к которым крепились астронавты, работая в открытом космосе.
Следующая не менее удивительная экскурсия прямо на космодром к самому большому в мире одноэтажному зданию в мире. Здание для сборки кораблей Vehicle Assembly Building (VAB) занимает 3,25 гектара площади. Его габариты:
— 160 метров в высоту (для примера, статуя Свободы в Нью Йорке — 93 метра)
— 218 метров в длину
— 158 метров в ширину
— внутренний объем 3 664 883 кубометров (Пентагон — 2 181 117 кубометров)
На фасадной стене размещен самый большой флаг США в мире :handup: (64х33 метра).
Здание было построено специально для сборки ракет, доставлявших экспедиции Апполо на Луну. А это были (да и есть) самые большие ракеты в истории человечества. Ракеты должны были выезжать из этого здания в «снаряженном положении» т.е. вертикально. Именно этим фактом и объясняются размеры здания. В нем 4 двери по 4 секции для заезда/выезда ракет и каждая состоит из четырех секций. Общая высота дверей 139 метров (это была высота ракеты Апполон :fear2: ) Для того, чтобы сегодня завезти вывести шатл достаточно открыть всего 2 секции из 4-х. Дорога от «сборочного цеха» до стартовой площадки всего 2 мили, но чтобы их преодолеть тягачу с кораблем требуется более 8-ми часов.
Очередное шоу: воссозданная до мелочей история запуска громадного Сатурна на Луну в реальном Центре управления полетов. В том самом, где и проходило это эпохальное событие. В центре управления полетом включаются компьютеры, за которыми работали операторы, загораются, табло с видеотрансляцией (как-бы прямой), электронные счетчики, таймеры. Начинает звучать металлический голос, подающий команды для синхронизации работы. Идет обратный отчет времени 4,3,2,1… пуск. Бункер ЦУПа начинает дрожать, стекла в окнах дребезжать и наконец небо за окном (на самом деле жидкокристаллические экраны ) окрашивается в багровый цвет. И снова ощущение персонального присутствия при знаменательном запуске Сатурна.
Выходим из ЦУПа и снова попадаем в громадный ангар, в котором расположен детище гениального конструктора Вернера фон Брауна, грозный великан Сатурн-5. Это ракета до сих пор остается самой грузоподъемной, наиболее мощной, самой тяжелой и самой большой из созданных на данный момент человечеством ракет, выводивших полезную нагрузку на орбиту. Она доставила на Луну 47 тонн полезного груза и она же доставила на наш естественный спутник первого человека.
Такая громадина выводила на орбиту вот такую крохотную капсулу, в которой находились астронавты. Сложно представить, что должны испытывать люди, которых уносила в космос, непостижимая уму мощь… И ведь человек, находящийся в этой капсуле ничем не управлял, он полностью находился в руках специалистов Центра управления полетов.
Следующая экспозиция скафандры. От самых первых, примитивных
опытных (довольно смешных) экземпляров,
Есть даже прототипы скафандров, разрабатываемых для марсианской миссии.
Марсу, как наиболее близкой перспективе посвящен отдельный павильон. Там множество интерактивных стендов, экспонатов, конструкторских разработок. Работа идет полным ходом и НАСА спешит популяризировать эту работу.
А мы продолжаем осматривать павильон с Сатурном-5. Тут же находится лунный модуль.
и еще одно технологичное шоу посвященное высадке человека на луне. Все это происходит в в IMAX — кинотеатре, но на поверхность, имитирующую поверхность луны опускается реальный модуль, потом появляется астронавт и устанавливает американский флаг на фоне изображенного на экране огромного диска Земли. И вот уже перед нами картинка со знакомого каждому современнику фотографии.
Все увиденное нами переводит меня в какое-то иное состояние сознания, я не могу понять, как с уровнем технологий конца 60-х годов удалось запустить с Земли громадного, даже по сегодняшним меркам, монстра с тремя астронавтами, да еще и с луноходом в придачу, вывести этот корабль на лунную орбиту, отделить от корабля специальный спускаемый аппарат-ракету с двумя астронавтами (и с тем же самым луноходом в придачу), прилунить этот корабль на Луну, провести определенную работу на нашем спутнике, взлететь с Луны, пристыковаться к орбитальному кораблю и, в конце концов, вернуться на Землю. Я даже не про деньги говорю, с этим все понятно (только на программу Сатурна было потрачено 47,25 миллиардов долларов в ценах 2014 года), как вообще это смогли сделать? Неужели все таки это было правда? Я не могу в это поверить… не могу!
Ну и в заключение, мы фотографируемся на память с настоящим астронавтом НАСА, полковником армии США, совершившим ТРИ. космических полета, на шаттлах: STS-38 (1990, «Атлантис»), STS-48 (1991, «Дискавери») и STS-62 (1994, «Колумбия»). Так что прощаемся до следующего репортажа и остаемся навеки ваши,
Глеб, полковник Чарлз Доналд Гемар и Валерий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Космический центр Кеннеди так потряс меня, что хочу еще раз для себя перечислить этапы американской космонавтики.
1. В 1961 году президент Кеннеди формулирует задачу запуска к концу десятилетия человека на Луну. Конгресс США одобрят программу Аполлон, и образованное в 1958 году Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического простра́нства (National Aeronautics and Space Administration, NASA) начинает масштабный проект расширения базы на Мерритт-Айленд для запуска космических аппаратов.
2. С 1959 по 1963 годы выполнено 6 пилотируемых полетов одноместных аппаратов Меркурий.
3. В 1965-1966 годах совершено 10 пилотируемых полетов Джемини (программа с более высоким уровнем сложности и 2 членами экмпажа.
4. Лунная программа Аполлон, 13 запусков, 6 миссий по полету людей на луну.
5. с 1981 по 2011 год было произведено 135 пусков космических челноков Спейс-шаттл.
6. С 14 апреля 2014 SpaceX занимается проектами ракеты-носителей Falcon 9 v1.1 и Falcon Heavy, а также пилотируемым космическим кораблем Dragon V2. Другую стартовую площадку LC-39B планируется использовать для пусков ракеты-носителя SLS с пилотируемым космическим кораблем Орион.
Интересные факты про мыс Канаверал:
1. Почему космодром размещен именно здесь. Ответ заключается в том, что экономически запуски должны производится как можно ближе к экватору. Ближе на юг есть еще Майами (300 км.), но погодные условия там слишком сложны, очень часты ураганы
2. Как ни странно, но мыс Канаверал является еще и заповедником.Так что деятельность НАСА строго регламентирована. Запрещено мешать жизни дикой природы, за исключением вопросов жизнедеятельности космодрома. Это означает, что цивилизация здесь только в близи построек и дорог, а все остальные огромные площади — это просто нетронутая флора и фауна. Полностью запрещена любая охота и рыбалка и благодаря этому везде огромное количество непуганной дичи. Пока мы объезжали космодром на автобусе, несколько раз видели дремавших у обочин крокодилов (во Флориде вообще и на Канаверале в частности много болот и речек). Так же тут живут дикие кабаны, пантеры, олени, медведи, еноты и орлы.
3. Летом тут часты штормы, смерчи, грозы и молнии. Если это происходит во время посадки шаттла, то то его направляют на посадочную полосу военной базы Andrews в Калифорнии. И в этом случае NASA вынуждено тратить 5 млн долларов на транспортировку шаттла обратно во Флориду.
4. Во время запусков, (а они тут бывали очень часто) свободно продаются билеты на то, чтобы увидеть это незабываемое зрелище своими глазами.
Мыс Канаверал – рождение космодрома
70 лет назад, в июне 1947 г., было принято окончательное решение дислоцировать ракетный полигон ВВС США на мысе Канаверал. С тех пор отсюда произведено сотни пусков боевых ракет, а также отправлено в космос множество автоматических посланников человечества для изучения околоземного космического пространства, планет Солнечной системы, далеких звезд и галактик. На этом снимке запечатлен старт ракеты-носителя Atlas V с межпланетным зондом MAVEN с пускового комплекса LC 41 базы ВВС США на мысе Канаверал, состоявшийся 18 ноября 2013 г. На протяжении последней четверти века с этого космодрома запускается большинство аппаратов, покидающих сферу притяжения Земли.
После окончания боевых действий американские военные постарались вывезти из поверженной Германии всю найденную ими «матчасть» ракет V-2 (техническое немецкое название — Aggregat-4, A-4). Из всего найденного «железа» лишь две А-4 были почти полностью укомплектованы и пригодны для запуска. Остальное оборудование, вывезенное почти в трехстах вагонах, представляло собой наборы отдельных деталей, узлов и агрегатов. Части из них не хватало, и американцы организовали их выпуск на своих предприятиях, заодно освоив производство этих комплектующих и отработав нужные для ракетной промышленности технологии.
Первый пуск немецкой ракеты с территории США состоялся 16 апреля 1946 г. на полигоне Уайт-Сэндз в штате Нью-Мексико. После 20-секундного полета V-2 «американской сборки» резко развернулась и вместо запланированного северного направления устремилась на восток. Авария произошла из-за разрушения газового руля. Но уже второй пуск, проведенный при большом скоплении журналистов и других приглашенных лиц, прошел успешно — ракета поднялась на высоту 112 км.
Американские специалисты постарались воспользоваться экспериментальными пусками для того, чтобы получить максимум информации о ранее недоступных для исследований верхних слоях атмосферы, в которых предстояло летать перспективным аппаратам. Поэтому стартовавшие в Америке А-4 оснащались метеорологическими приборами и оборудованием для передачи телеметрической информации.
Всего в США с 16 апреля 1946 г. по 28 июня 1951 г. было испытано 66 ракет А-4. Кроме того, еще дюжину их признали неисправными в ходе предстартовой подготовки. Аварийными оказались два десятка пусков. В 12 случаях подвела двигательная установка, в остальных — аппаратура системы управления.
Начиная с 1946 г. ракеты стали комплектовать устройством для отстрела головной части, приводимым в действие на нисходящей части траектории. В результате были получены и опубликованы первые виды Земли «из космоса» (во всяком случае — с высоты, в несколько раз большей, чем достигнутая к тому моменту с помощью самолетов и стратостатов). 24 октября 1946 г. в ходе 13-го пуска V-2 удалось сфотографировать нашу планету с высоты 104 км. 17 декабря ракета установила новый рекорд высоты полета — 185 км. 20 февраля 1947 г. во время 20-го пуска, получившего название Project Blossom, состоялся отстрел контейнера, который спустился на парашюте. Внутри находились биологические объекты — мухи-дрозофилы и образцы семян различных растений для изучения влияния радиации на живые организмы. 7 марта 1947 г. были получены снимки Земли с высоты 178 км.
В число 66 пусков А-4 с американского континента вошло восемь тестов двухступенчатой ракеты по проекту Bumper, где V-2 использовалась в качестве первой ступени. Второй ступенью стала весящая чуть больше 300 кг метеорологическая ракета WAC-Corporal, разработанная в 1936-1945 гг. для проведения исследований атмосферы до высоты 30 км. Целью проекта являлось изучение вопросов конструирования многоступенчатых ракет, решение проблемы разделения ступеней в ракетах с жидкостными двигателями, а также подъем до максимально возможной высоты. Это был первый практический шаг в направлении создания многоступенчатых ракетно-космических систем.
Первая такая двухступенчатая ракета поднялась с Уайт-Сэндз 13 мая 1948 г. и достигла высоты 125 км, а 13 сентября «дотянула» до 149 км. Правда, из выполненных с 13 мая 1948 г. по 29 июля 1951 г. восьми пусков по программе Bumper полностью успешно прошли только три. Наивысшим достижением стал подъем WAC-Corporal 24 февраля 1949 г. на 389 км. При этом она развила скорость 8240 км/ч. 14 июня 1949 г. V-2 доставила на высоту 132 км контейнер с обезьяной по кличке Альберт II, но животное погибло при падении ракеты.
Однако полигон в Уайт-Сэндз подходил только для испытаний ракет с дальностью менее 322 км. Весной 1950 г., когда ракетная гонка между США и СССР стала набирать обороты, американские военные решили переместить испытания на практически незаселенную полосу суши на восточном берегу Флориды. Знаменитого курортного города Кокоа-Бич на скоростном шоссе 1А1 фактически еще не существовало, когда представители военно-воздушных сил прибыли на побережье, чтобы «здесь навеки поселиться» — то есть разместить там ракетный полигон. В те дни единственной возвышавшейся над пустынной местностью искусственной конструкцией был 46-метровый маяк.
Примитивные, наспех выстроенные площадки и простые бетонные пусковые столы, подготовленные для ракет Bumper — вот с чего началась величественная история главного американского космодрома. Данная статья в основном касается первых лет его существования — с 1950 по 1955 г., до появления ракет Jupiter, Thor, Atlas и наступления космической эры, которая принесла этому месту всемирную известность.
Первые пуски на новом месте
Еще в 1945 г. Пентагон созвал Комитет по управляемым ракетам при Объединенном комитете начальников штабов для выбора подходящего места для постоянного ракетного полигона. Его представители изучили два места в Калифорнии: полигон военно-морских сил Пойнт-Мугу и полигон базы ВВС Чайна-Лейк близ Иньокерна. Однако ни один из них не обеспечивал возможности радиосопровождения объектов в ходе полета. Мексика отказалась разрешить пролет ракет над своей территорией при запусках из Калифорнии. Тогда Комитет перенес свой взор на восточный берег США. Принятие решения разместить национальный ракетный полигон во Флориде было длительным и непростым процессом, растянувшимся на несколько лет.
Мыс Канаверал выглядел подходящим местом: он был неплохо изолирован (в целях безопасности при предстоящих ракетных пусках), а субтропический климат позволял обеспечить круглогодичную деятельность. Бывшая военно-морская станция неподалеку идеально подходила для размещения штаб-квартиры администрации. Площадка «Банана-Ривер» со временем стала базой ВВС «Патрик». Решающим аргументом в пользу мыса Канаверал оказалось наличие на расстоянии порядка 750 км Багамских островов, где в перспективе собирались разместить станции слежения.
Комитет по управляемым ракетам выпустил свой окончательный отчет для Объединенного комитета начальников штабов 20 июня 1947 г., рекомендовав одобрить мыс Канаверал как место дислокации ракетного полигона. Эта рекомендация была одобрена Объединенной исследовательско-разработочной комиссией Пентагона 8 июля 1947 г. — ровно за три года до первого запуска из Флориды. Переговоры с Великобританией в 1948 г. об установке станций слежения закончились успехом: британцы охотно разрешили пролет испытываемых ракет над Багамами, которыми они владели.
1 сентября 1948 г. военно-морские силы официально передали территорию «Банана-Ривер» военно-воздушным силам, и там была открыта штаб-квартира полигона (хотя сам он заработал лишь в 1950 г.). 1 октября 1949 г. ВВС организовали во Флориде «Объединенный полигон для дальнобойных испытаний» (Joint Long Range Proving Ground), с которого собирались немедленно начать тестовые пуски ракет V-2 с простейшей верхней ступенью в рамках проекта Bumper.
Как уже говорилось, первые шесть вертикальных стартов V-2 по программе Bumper были произведены с Уайт-Сэндз, но этот полигон не подходил для запусков по баллистической траектории, которые планировались для Bumper-7 и 8. Их намеревались провести с целью получения аэродинамических данных при более высоких скоростях полета. Следовательно, необходимо было перевести эти запуски на новый полигон на Мысе — так его теперь сокращенно называли.
В преддверии прибытия ракет Bumper из Нью-Мексико 1 мая 1950 г. началось строительство стартовой позиции на мысе Канаверал. Была залита бетонная площадка и установлен временный деревянный блокгауз. Позицию обозначили как Launch Complex 3 (LC-3) — площадки LC-1 и LC-2 предназначались для межконтинентальных крылатых ракет Snark. Комплекс LC-4 для зенитной ракеты Bomarc, принадлежавший ВВС и устроенный в стороне, находился в стадии подготовительных работ. Сооружение комплексов №1 и №2 развернули 26 октября 1951 г., ознаменовав тем самым первый этап застройки Мыса.
Оба первых запуска с нового полигона оказались неудачными. Вначале 24 июля 1950 г. стартовал Bumper-8. Носовой конус второй ступени — ракеты Corporal — отвалился вскоре после отделения, и она была дистанционно подорвана офицером безопасности полигона. 29 июля Corporal, стартовавший «верхом» на Bumper-7, успешно включился на 40 секунд, но набрал лишь половину из запланированной скорости 9656 км/ч. К авариям привела неисправность гироскопов обеих ступеней WAC-Corporal.
Не успел рассеяться дым от исторического пуска, как бывшую авиастанцию ВМС «Банана-Ривер» переименовали в честь генерала Мэйсона Патрика (Mason Patrick) — первого командующего Воздушным корпусом Армии США в 1920-х годах (предтечи ВВС США). Это было совпадением, но в чем-то символичным. База ВВС «Патрик» остается местом дислокации штаб-квартиры полигона по сей день.
Matador базировался на грузовике и не требовал специальной пусковой установки, а Snark и Bomarc заняли комплексы №1, №2 и №4, построенные рядом с «бамперовской» бетонной площадкой комплекса №3. В 1951 г. на этой площадке был закончен новый бетонный блокгауз, заменивший временное фанерное строение, которое служило пунктом управления ракетами Bumper. Долгожданный ракетный полигон медленно обретал свои очертания.
Как только в 1950-1951 гг. появились первые пусковые комплексы, следующим шагом ВВС стало сооружение инфраструктуры, необходимой для будущей ракетной испытательной программы. Важным шагом (помимо прокладки электрических сетей и канализационной системы) являлось строительство станции слежения на Багамских островах. Оно началось в феврале 1951 г., после прибытия рабочих и стройматериалов на остров Гранд-Багама. В целом на Багамах до 1952 г. было воздвигнуто пять станций радиосопровождения. Чтобы связать их между собой и с континентом, военные проложили подводный телефонный кабель протяженностью почти в тысячу миль.
Вскоре после того, как 20 июня 1951 г. крылатая ракета Matador стартовала с мыса Канаверал, полигон переименовали в Ракетно-испытательный центр ВВС (Air Force Missile Test Center, AFMTC). Еще четыре строительных проекта были начаты летом и осенью 1951 г. Они включали выемку грунта для каналов портового района, который прилегал к парку отдыха, известному сейчас как «Джетти-Парк» (Jetty Park).
Реализация первого проекта — стартового комплекса № 4 для зенитной ракеты Bomarc — началась 5 сентября 1951 г. с заливки простейшей цементной площадки и закладки подземного комплекса обеспечения. Аналогичные бетонные работы на комплексах №1 и №2 для крылатой ракеты Snark были развернуты 26 октября 1951 г.
9 ноября того же года началось строительство посадочной полосы, которую назвали Skid-Strip — из-за того, что возвращающиеся «снарки» должны были садиться на металлические лыжи (skid), а не на колеса. Под этим названием она известна и сегодня. 3048-метровая полоса украсила полигон в мае 1952 г.
30 ноября 1951 г. было сдано под ключ очень важное Центральное здание управления (площадка 1645), построенное на границе того района, где позже оформилась шумная промышленная зона космодрома. В массивном бетонном сооружении, помимо прочего, предполагалось разместить пост офицера безопасности полигона, в задачи которого входил подрыв сбившихся с курса ракет, если они отказывали или выходили из-под контроля.
Строительные работы еще кипели, а полигон уже вовсю эксплуатировался. Первый 20-метровый Snark, приводимый в движение двумя твердотопливными ускорителями, с дымом и грохотом стартовал 29 августа 1952 г. А 10 сентября со своего стартового комплекса №4 ушел первый 14-метровый короткокрылый Bomarc, запущенный с помощью ракетных ускорителей на азотной кислоте (его основной двигатель еще не был готов).
Когда наступил 1953 год, полигон уже годился для любых баллистических ракет. 7 января 1952 г. на базу из Хантсвилла (штат Алабама) прибыли два необычных гостя, чтобы осмотреть площадки для новой ракеты, разрабатываемой для Армии США Вернером фон Брауном. Это были доктор Курт Дебус и доктор Ханс Грюне (Kurt Debus, Hans Grüne). Сподвижников фон Брауна несколько озадачила необитаемость и необорудованность местности, но их уверяли, что скоро тут все изменится.
Курт Дебус и подумать не мог, что не пройдет и десяти лет, как он станет директором космодрома, который возникнет на этом месте…
«Редстоун» и «Навахо» – первые уроки
Получив задание испытать новую баллистическую ракету Redstone, армия выбрала бывшую площадку №4. Сухопутные войска делили стоявший тут барак из гофрированного железа с ВВС, когда в июне 1953 г. сюда прибыла команда испытателей. Временный ангар для подготовки ракеты был выстроен поблизости и получил обозначение «Ангар О» (также известный как «площадка 1366»). Как и множество площадок, созданных на мысе Канаверал в 1950-е годы, «Ангар О» все еще существует, и через него прошел ряд ракетных программ, включая Blue Scout в 1960-х.
Целью ракетчиков было запустить первый Redstone в августе 1953 г. Для того, чтобы обслуживать ракету на 4-й стартовой площадке, армия заключила контракт с компанией Noble из Окленда (штат Калифорния) на строительство 42,7-метровой решетчатой сервисной башни. Стальную конструкцию доставили по железной дороге в июле 1953 г., и рабочие компании смонтировали ее всего за пять дней. Уникальность конструкции заключалась в том, что она была подвижной (перемещалась по рельсам) и могла откидываться к земле, когда ее не использовали. Башня стала первой из множества вышек, появившихся на горизонте Мыса.
Детище Вернера фон Брауна, известное под именем Redstone или Jupiter-А, стало прямым «потомком» ракеты V-2 и во многом походило на нее. В качестве горючего и окислителя в нем тоже применялись этиловый спирт и жидкий кислород. Дальность его полета составляла 320-400 км. Новая ракета все же выглядела значительно солиднее своего предшественника (длина — 21,2 м, диаметр — 1,8 м, стартовая масса — 18 тыс. кг, тяга ракетного двигателя — 29,5 тонн), а ее головная часть должна была весить не менее 5 тонн. Способность нести большую полезную нагрузку делала Redstone почти идеальным ускорителем — вернее, первой ступенью — для весьма сложных и тяжелых многоступенчатых ракетных систем. Впоследствии на его базе была создана ракета-носитель Jupiter-C, которая смогла вывести на околоземную орбиту Explorer-1 — первый искусственный спутник, принадлежавший Соединенным Штатам.
Но это будет позже… Впервые ракету Redstone запустили 20 августа 1953 г. в 9:37 по времени восточного побережья США с комплекса №4. Первая после V-2 большая ракета, стартовавшая с Мыса, летела ровно и четко в течение 50 секунд — до того, как вышла из-под контроля. На 106-й секунде офицер безопасности отдал команду на отсечку двигателя, и Redstone упал на расстоянии 7315 м от берега. Причиной аварии оказался потенциометр, контролировавший одну из рулевых машинок — он был неправильно выставлен техником перед стартом, и ракета сбилась с курса. Это стало первым из множества уроков, выученных в процессе освоения ракетной тех-ники на мысе Канаверал.
Всего шесть ракет Redstone взлетели с временной площадки комплекса №4 до того, как в 1955 г. их запуски были перенесены на новый армейский объект на стартовой позиции №5/6. Площадку №4 передали обратно под «бомарки», и в конце 1950-х там появились два оригинальных укрытия с раздвижной крышей для тестирования операционной версии зенитной ракеты.
В то же время велось строительство стартовой позиции для уникальной сверхзвуковой межконтинентальной крылатой ракеты Navaho, но продвигалось оно медленно, да и сама ракета, названная в честь индейского племени, не была готова до конца 1956 г. Возведение внушительного бетонного здания (позже прозванного полигонными юмористами «Тадж-Махалом») началось в сентябре 1953 г. В январе 1955 г. пусковую площадку №9 «занял» персонал подрядчика — фирмы North American Aviation, однако ВВС не принимали ее до 29 июня 1956 г. Navaho вскоре оказалась в фокусе всеобщего внимания на Мысе, но «прославилась» она не с лучшей стороны — этой ракете вообще хронически не везло.
Выходя за временные рамки нашего повествования, упомянем, что первый запуск Navaho состоялся 6 ноября 1956 г. и закончился провалом. Ракета находилась в воздухе всего 26 секунд, после чего взорвалась. До середины марта 1957 г. специалисты North American Aviation и ВВС провели десять испытательных пусков, которые завершились авариями всех опытных ракет в течение нескольких секунд после старта или прямо на стартовом комплексе.
Первый относительно удачный полет состоялся только 22 марта 1957 г. На этот раз ракета пробыла в воздухе 4 минуты 39 секунд. Однако уже следующий пуск 25 апреля закончился взрывом буквально над стартовой площадкой. 26 июня того же года Navaho вновь удалось пролететь достаточно большое расстояние в течение 4 минут 29 секунд, но не более того… Таким образом, все запущенные ракеты были уничтожены при старте или в полете, из-за чего не смогли вернуться на ту самую полосу Skid-Strip после завершения испытаний, как планировалось. В июле 1957 г. программу Navaho признали бесперспективной. Тем не менее, экспериментальные запуски продолжались до 18 ноября 1958 г., когда последняя ракета поднялась на высоту 23,5 км, где и взорвалась.
Еще одним дополнением к площадкам на Мысе до начала строительного бума в 1956-1957 гг., когда появились стартовые комплексы для будущих космических носителей Thor, Atlas и баллистической ракеты для подводных лодок Polaris, стал военный и коммерческий порт. Для финансирования его строительства в ноябре 1947 г. были выпущены акции. Приготовления к прорытию канала подрядчиками портовой администрации начались в 1950 г., а в октябре 1951 г. бульдозеры начали прокладывать канал, чтобы позволить водам Банана-Ривер впервые соединиться с океаном.
Порт был торжественно открыт военно-морскими силами 4 ноября 1953 г. Для строителей и местного населения устроили праздник — в тот день публика получила возможность посетить эсминец McClelland, а флотские коки угощали гостей жареной рыбой и бобами.
Доки, принадлежавшие Военно-морской испытательной части (Navy Ordnance Test Unite — NOTU), в 1958 г. были расширены для приема атомных субмарин. NOTU оказалась самой «долгоиграющей» организацией на базе. Она и поныне занимается летными испытаниями баллистических ракет Trident-2 у берегов Мыса. «Лодочные» испытательные пуски проводятся у восточного побережья флотскими ракетчиками с тех пор, как 20 июля 1960 г. две ракеты Polaris стартовали с борта атомной подводной лодки George Washington.
Итак, к концу 1955 г. основная инфраструктура полигона уже функционировала, и первое поколение стартовых комплексов находилось в строю. Начиная с 1956 г. военно-воздушные силы — главные эксплуатанты ракет — развили на мысе Канаверал масштабную строительную деятельность: в течение трех лет число воздвигнутых стартовых площадок выросло с восьми до 22. Целый мини-город из 16 ракетных ангаров появился едва ли не за ночь. Темп запусков увеличился до 206 за один год (1960-й), что остается рекордом всех времен. А позже отсюда в космические дали начали уходить самые знаменитые ракеты, которые стали частью великой истории Мыса…