Что такое мышление речь язык

Язык, речь, мысль, мышление

(ЧЕРЕЗ ТУМАННОСТИ РУССКОГО СЛОВЕСНОГО ЯЗЫКА)

Русскому словесному языку можно посвятить множество комплиментарных отзывов, но коль есть в нём недостатки, то для их устранения о них и нужно говорить. Враждебного отношения к языку в этом нет, есть стремление разобраться в туманностях, вольно или невольно внесённых специалистами в словари при толковании некоторых понятий, и по возможности исправить недостатки.
Не секрет, что туманности языка превращаются при его применении в туманности речи и затрудняют возможность формирования правильной мысли, что, в свою очередь, мешает взаимопониманию общающихся людей и принятию правильных решений.

Современная наука настойчиво исследует таинство образования человеческой мысли и приближает нас к новой эре – эре создания и функционирования средств искусственного мышления. На этом пути в числе важнейших являются задачи по созданию языка, понятного как человеку, так и искусственно мыслящему средству, а также методов формирования искусственной мысли, соответствующей при отражении человеческой речи. Трудность задачи усугубляется тем, что искусственные интеллектуальные средства могут работать только в среде стандартизованных понятий. Контекст, для выяснения того или иного понятия применённого термина, на который часто опирается человеческая мысль, если даже он будет когда-либо реализован для искусственно мыслящего средства, всегда будет фактором, снижающим и производительность, и надёжность, и качество его работы.
В настоящее время в словарях часты случаи, когда термин толкуется множеством понятий, когда его понятие туманно или замещается одним или несколькими иными терминами, также не имеющими чётких определений. Например: термин «жизнь» имеет 14 толкований, а термин «измышление» поясняется через четыре других термина: вымысел, выдумка, изобретение, ложь.
В названии статьи четыре термина. Кажется, они хорошо известны, по каждому из них читатель может дать пояснения и не поверить, что в словарях определения понятий этих терминов туманны. Но, к сожалению, это так.
Прежде чем начать знакомиться со статьёй, прошу читателя записать на листе бумаги своё представление о языке, речи, мысли, мышлении.
«Словарь русского языка» С.И. Ожегова эти термины поясняет так:
Язык – это система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая мышление и являющаяся орудием общения.
Язык – это речь, способность говорить, а также – система знаков, передающих информацию.
В других словарях в дополнение к этому находим, что язык – это средство хранения информации.
Речь – это способность говорить (говорение); стиль языка; звучащий язык; разговор, беседа, публичное выступление; один из видов коммуникационной деятельности человека, использующий средства языка.
Мысль – это мышление; идея; то, что заполняет сознание; убеждения и взгляды.
Мышление – это способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.
«Стилистический энциклопедический словарь русского языка», Москва, изд. «Наука», 2003 г. даёт следующие толкования терминам язык и речь:
Язык – это система языковых и внеязыковых средств выражения того или иного содержания (текста), их речевая организация.
Речь – это функционирование языка в процессе общения.
Речевой акт – это целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принятыми в данном обществе нормами коммуникации; элементарная единица языкового общения.

Источник

Язык и мышление

Тяжело представить нашу жизнь без речи и мышления. Тем не менее, мало кто задумывается о том, какая между ними существует взаимосвязь, а также, какую роль они играют в жизни человека. Происхождение и развитие мышления и речи уже давно интересуют не одно поколение психологов и философов.

Язык и речь

Что такое мышление речь язык. Смотреть фото Что такое мышление речь язык. Смотреть картинку Что такое мышление речь язык. Картинка про Что такое мышление речь язык. Фото Что такое мышление речь язык

Несмотря на частичную схожесть, язык и речь являются двумя абсолютно разными понятиями. Язык являет собой знаковую систему, при помощи которой происходит обмен информацией. При помощи языка конкретное общество поддерживает коммуникацию. Язык имеет также главные функции, к которым относится:

Речь представляет собой процесс общения посредством языковых конструкций, которые создаются на основе разнообразных правил. В случае, если язык является постоянной формой, то речь может меняться в зависимости от ситуации и личностных качеств человека. К основным функциям речи можно отнести следующие:

Мышление

Само по себе мышление заключается в возможности человека наблюдать за окружающим миром, после чего делать какие-либо умозаключения. Мышление делится на 3 типа:

Общие характеристики языка и мышления

Язык и мышление сформировались в процессе эволюции и напрямую зависят друг от друга. Существование одного не возможно без второго, так как это приведет к ряду проблем в коммуникации. В философии не раз затрагивалась тема тесной связи языка и мышления, так как мысли человека существуют за счет языка, который помогает их формировать. Тем не менее, каждая составляющая может развиваться отдельно, согласно своим правилам и понятиям.

Философия несовпадений двух составляющих

Как уже говорилось, несмотря на взаимосвязь языка и мышления, каждая система является отдельной со своими правилами, законами и функционированием. Таким образом можно выделить следующие отличия:

Стоит отметить, что мышление и язык дополняют друг друга, однако, они не могут заменять друг друга всецело. С их помощью образуется так называемая связь, благодаря которой человек способен воспроизводить свои мысли и делиться информацией с окружающими.

Также развитию мышления способствуют изучение родного языка, чтение книг, общение с разносторонними людьми. Ежедневные тренировки на Викиум помогут вам только развить эту важную когнитивную функцию мозга.

Источник

Речевое мышление у детей и взрослых: что это такое и зачем оно нужно?

Что такое мышление речь язык. Смотреть фото Что такое мышление речь язык. Смотреть картинку Что такое мышление речь язык. Картинка про Что такое мышление речь язык. Фото Что такое мышление речь язык

Первые пару лет жизни ребенка учат ходить и говорить, все остальное время – сидеть и молчать. Большинство взрослых осознают значение устной речи в развитии мышления детей, однако бесконечная и бессвязная детская болтовня быстро утомляет. Вполне себе связанные фразы наподобие «Почему небо голубое?», «Почему котик мяукает?» и прочие бесконечные «почему» утомляют еще больше. А между тем, речевое мышление является важным компонентом в становлении как мышления, так и речи.

Попробуйте развиваться и познавать этот мир как бы снова вместе с детьми, и процесс познания заиграет новыми красками. Бесконечные детские «почему» станут для вас источником вдохновения и поводом к размышлению. Рекомендуем наши программы «Лучшие техники самообразования» и «Когнитивистика», которые помогут вывести процесс саморазвития на качественно новый уровень, превратив его в увлекательную игру, в которую можно играть вместе с детьми.

А пока давайте поговорим о речевом мышлении, чтобы понимать, что это такое, и не тормозили по недомыслию развитие своих детей, мешая им выражать свои мысли доступным для их уровня развития способом.

Речевое мышление: что это такое?

В самом общем виде речевое мышление – это мышление во время речи и речь во время мышления. Это способность оформить мысль в формате, пригодном для передачи в письменном или устном виде, причем так, чтобы эту мысль поняли окружающие. Таким образом, речевое мышление тесно взаимосвязано и с процессом речи, и с мыслительным процессом.

Первым, кто глубоко и подробно исследовал взаимосвязь речи и мышления в развитии человека, был российский педагог и психолог Лев Выгодский (1896-1934). Результаты своих исследований он обобщил в работе «Речь и мышление», полный текст которой вошел в «Полное собрание сочинений» (Т.2) [Л. Выготский, 1982]. Итоги его разработок сохранили актуальность до сегодняшнего дня, поэтому возьмем за основу схему речевого мышления, выведенную Выготским.

Схема речевого мышления (по Выготскому):

Уточним, что это схема речевого мышления взрослого человека. Речевое мышление у детей проходит определенные стадии развития прежде, чем ребенок овладеет достаточным массивом знаний, чтобы оперировать словарным запасом и понятийным аппаратом для формирования внутренней и внешней речи. Лев Выгодский в работе «Речь и мышление» подробно исследовал все эти стадии, выявил нюансы и закономерности формирования понятийного аппарата и понятий, посредством которых человек выражает свои мысли. Итак, каковы же составляющие речевого мышления?

Составляющие речевого мышления

По Выготскому, центральным звеном в цепи развития мышления и речи является отношение мысли к слову. Это полностью логично, т.к. слово является условной единицей речи, а мысль – условной единицей мыслительного процесса.

Самоочевидно, что слово не тождественно мысли, потому что взрослый человек в силу разных социальных ограничений не может озвучивать все, что ему приходит в голову. Однако такая тождественность является обязательным этапом развития детей, когда они как бы разговаривают сами с собой, выдавая пришедшие им в голову мысли доступным им языком.

В то же самое время, даже у взрослого человека мысль не равна значению «речь минус звук». Что, в таком случае, должно быть единицей речевого мышления? Лев Выготский предлагает рассматривать в качестве единицы речевого мышления значение слова, и в этом тоже есть смысл.

Каждое слово следует рассматривать как некое обобщение чего-либо, потому что любое слово относится к группе явлений и предметов, а не к чему-то одному отдельно взятому. Даже если мы употребляем какое-либо слово применительно к конкретному существу или явлению (кот, собака, ураган, дождь), мы понимаем, что этим словом можно назвать любого кота, собаку, любой ураган или дождь.

Таким образом, значение слова является единицей не только речевого мышления, но и единицей мышления, как такового, и единицей коммуникативной функции речи, потому что коммуникация и есть попытка донести свои мысли до других, используя слова с определенным, релевантным нашим мыслям, значением [Л. Выготский, 1982].

Говоря о мышлении, нельзя обойти стороной такое понятие как «интеллект человека». В этом смысле отношение мышления и речи к остальным сторонам развития сознания – это вопрос о взаимосвязи интеллекта и аффекта, т.е. волевой составляющей человеческой психики.

Система смыслов, выраженная в словах, представляет собой единство интеллектуальных и волевых процессов, и в любой идее заложено аффективное отношение человека к действительности. Благодаря такому единству мы можем наблюдать движение от потребности человека к определенному направлению его мысли и обратное движение от мысли к поведению и конкретной деятельности. Итак, как же происходит развитие речевого мышления?

Как формируется речевое мышление?

Истоки всех этих достаточно сложных процессов, о которых мы только что говорили, формируются в раннем детском возрасте. Очень подробно исследовал данный процесс швейцарский педагог и психолог Жан Пиаже (1896-1980). Впоследствии он обобщил свои выводы в книге «Речь и мышление ребенка» [Ж. Пиаже, 1994].

Так, он выделял определенные особенности детского мышления и речи. Он установил, что детское мышление отличается эгоцентризмом, интеллектуальным реализмом, непониманием взаимосвязей, трудностью осознания, неспособностью к самонаблюдению и прочими отличительными чертами. При этом Пиаже, исследуя различия взрослых и детей, делал акцент не на том, чего ребенок не умеет, а на том, что он, в отличие от взрослого, умеет, и как это помогает ему в развитии.

Мы уже начали говорить о синхронности мысли и речи, как о необходимой фазе развития ребенка. Мышление и речь, речевая деятельность у маленьких детей практически синхронны, и Жан Пиаже видел в этом определенную логику развития. Разговор с самим собой, озвучивание ребенком всех пришедших в его голову мыслей – это своеобразная тренировка, шаг к формированию осмысленной речи, без которой общение и обмен информацией невозможны. Данный этап развития имеет свои особенности.

Основное занятие любого малыша – это игры и прочая предметная деятельность, потому что никакой другой деятельностью в силу своего развития он пока заниматься не может. Движения, которые он совершает, познавая этот мир, напрямую способствуют его интеллектуальному развитию. Даже самые простейшие движения – брать, хватать, бросать, тянуть – способствуют накоплению чувственного опыта, а значит, и материала для будущих обобщений.

По мере развития у ребенка наблюдается усложнение предметной деятельности. Так, чуть подросший малыш может лепить куличи из песка, катать машинку, пытаться подражать движениям увиденных им животных или тому, как работают взрослые. Например, пилят доски, копают землю, катают коляску и т.д. Соответственно, у ребенка обогащается его жизненный опыт и продолжает расширяться база для будущих обобщений в мыслительной деятельности.

Позже дети уже начинают лепить из пластилина и рисовать карандашами и красками, клеить аппликации и собирать фигурки из конструктора. Это тоже способствует накоплению опыта и интеллектуальному развитию. Связь между развитием мелкой моторики пальцев и формированием нейронных связей в мозгу установлена давно. Поэтому так важно привлекать детей к деятельности, развивающей ловкость пальцев и точность сложных движений, и стимулировать их интерес к новой практической деятельности.

Таким образом, понимание мира и накопление знаний у детей идет через практическую деятельность, решение практических задач. Какая связь между развитием мышления и речи? Тут есть несколько аспектов. Так, посредством устной речи детям передается информация об окружающем мире, о том, что и как называется, что можно делать, а чего нельзя, как именно нужно делать что-либо. Например, как собирать конструктор, держать ложку, завязывать шнурки.

В слове как единице речи заложено знаковое обозначение предмета, явления, действия, состояния. И при этом в слове заложена некая обобщающая функция. Выше мы начали говорить о том, что, обозначая конкретным словом конкретный предмет, живое существо или явление, мы закладываем в мозгу у ребенка базу для последующего узнавания и обобщения аналогичных предметов, животных, явлений. Показав уже начавшему говорить малышу один раз кошку и назвав ее кошкой, мы вправе ожидать, что, увидев какую-то другую кошку, он сориентируется, что это тоже кошка.

Физически и психически здоровый ребенок достаточно быстро осваивает эту обобщающую функцию языка. Мысленное объединение предметов или явлений в группы по какому-либо признаку – это новый, более высокий уровень мыслительной деятельности. Разумеется, дети не сразу способны вычленять главный системообразующий признак для объединения чего-либо в группу и обозначения словом, отвечающим за обозначение предметов данной группы. Но этот навык постепенно совершенствуется.

Особенно это заметно на третьем году жизни ребенка. Так, ребенок сам инициирует общение в семье, когда что-то хочет или просит: игрушку, конфету, гулять, смотреть мультфильм. Ребенку, чтобы точно получить желаемое, необходимо формулировать свои мысли так, чтобы взрослые поняли его желания, и это тоже важный этап развития речевого мышления.

Немецкий философ и психолог Уильям Штерн (1871-1938) провел огромную работу по анализу развития детей дошкольного возраста, которую подытожил в своей книге «Психология раннего детства до шестилетнего возраста» [У. Штерн, 1915]. И показал, что речь ребенка становится социальной и осмысленной достаточно рано, а речевое мышление является необходимым условием для этого.

Особенно это заметно, когда ребенок начинает стремиться к самостоятельности и когда у него формируются, если можно так сказать, свои собственные социальные связи. Язык становится средством передачи информации и средством коммуникации не только со взрослыми, но и с другими детьми. Например, во время совместной игры. Появляется интерес к речи, которая не обращена непосредственно к ребенку, и дети учатся ее понимать и воспринимать.

На этом этапе важно помочь ребенку научиться грамотно формулировать простые предложения, совершенствовать грамматическую структуру речи в целом и способствовать обогащению словарного запаса ребенка на доступном для его понимания уровне. Тогда малыш будет в состоянии понимать сообщение, даже если предмет сообщения отсутствует в поле зрения. Тогда он будет понимать рассказ или сказку, даже если наглядная иллюстрация к нему не предусмотрена.

Не менее полезной может быть и «обратная» тренировка. Например, предложить ребенку рассказать, что происходит на картинке [О. Громова, 2016]. Тут очень важно давать детям задания, сообразные их возрасту и развитию, и ни в коем случае не демонстрировать негатив, если ребенок не может справиться с заданием так хорошо, как хочется взрослым.

Для наглядности приведем часто используемый в педагогической литературе пример. Большинство детей, посмотрев на картинку, где мальчик вытирает полотенцем лицо, легко отвечают на вопрос «Что делает мальчик?» Однако не все могут с ходу воссоздать цепочку событий и ответить, что мальчик делал до того, как начал вытирать лицо, даже если на картинке явно видно, что он стоит возле раковины и из крана течет вода, и мальчик, по всей видимости, умывался.

Еще сложнее маленькому ребенку предположить, что изображенный на картинке мальчик будет делать дальше, хотя видно, что он не одет в повседневную одежду, и для дальнейшего продолжения дня ему следует одеться. Здесь может понадобиться помощь взрослых, которые помогут ребенку воссоздать картину события, например, предложив вспомнить, как сам ребенок собирается в детский садик. Это может быть весьма эффективной помощью. Разумеется, при условии, что взрослые уже научили ребенка самостоятельно умываться и одеваться, а не делают это за него, желая сэкономить время на сборы.

Именно поэтому основной акцент в развитии речевого мышления всегда на практической стороне дела, получении ребенком своего собственного чувственного практического опыта, а не просто на объяснении взрослыми «как должно быть». Теперь давайте подытожим и сведем воедино факторы, влияющие на формирование речевого мышления.

Как формировать речевое мышление у детей:

К слову, избежать ошибок в формировании речевого мышления зачастую даже важнее, чем купить самый дорогой конструктор с большим количеством мелких деталей для развития мелкой моторики или пренепременно отдать ребенка в кружок рисования, чтобы он совершенствовал художественное мастерство. Но что может помешать ребенку в развитии речевого мышления?

Препятствия для формирования речевого мышления

Первое и главное, что может помешать полноценному умственному и речевому развитию детей, это недостаток своего собственного чувственного практического опыта и предметной деятельности. Проблема больше и шире, чем может показаться на первый взгляд. Вполне обоснованное опасение за здоровье ребенка многие родители, и особенно бабушки, трансформируют в череду бесконечных запретов: не ходи, не трогай, не лезь и т.д.

Разумеется, безопасность должна быть на первом месте, и ее вполне можно обеспечить цивилизованными методами. Так, на самом начальном этапе предметной деятельности, когда ребенок только начинает осваивать простейшие движения – тянуть, тащить, трогать – следует убрать подальше и повыше все колющие, режущие, бьющиеся предметы и закрыть электрические розетки, чтобы малыш попросту не мог дотянуться до всего вышеперечисленного. Тогда избыточная опека не станет препятствием для развития малыша.

Второе, что может помешать формированию речевого мышления и собственно речи и мышления, это избыточное увлечение методиками раннего развития. Раннее развитие вовсе не означает, что это однозначно хорошо или однозначно плохо. Все дети развиваются в индивидуальном темпе, и важно не перегружать ребенка, к примеру, чтением и английским, когда он еще не умеет формулировать предложения на русском.

Слишком раннее начало занятий иностранным языком несет и еще одну опасность для несозревшего речевого мышления и речевого аппарата. Каждый язык имеет свои особенности произношения. И пока не сформировались навыки общения на родном языке, ребенку будет тяжело разграничить, когда использовать слово, обобщающее те или иные предметы и явления, как произносить гласные и согласные звуки в тех или иных словах.

Точно так не следует слишком спешить с обучением чтению и письму. Нужно всегда помнить, что устная речь первична, и научиться грамотно писать или бегло читать без навыков мысленной формулировки и устной вокализации (произнесения) своей мысли попросту нереально. Грамотность – это не самоцель, а средство эффективной коммуникации и средство передачи собственных мыслей. Поэтому сначала их нужно научиться оформлять в логически цельное предложение, и только потом работать над грамматикой.

Не следует затягивать и с переходом к следующей стадии развития, если очевидно, что ребенок развивается быстрыми темпами и в существующих рамках ему уже тесно. В этом смысле может помочь понятие «зоны ближайшего развития», которое ввел в педагогику Лев Выготский. По Выготскому, «процессы развития идут вслед за процессами обучения» [Л. Выготский, 1982].

Поэтому, если ребенок уже стремится что-то делать и понимать, но пока не может справиться с этим без посторонней помощи, это самый удачный момент, чтобы помочь ему обрести новое знание и новый опыт. Это касается не только дошкольного возраста и ранних этапов формирования речевого мышления, интеллекта и прочих способностей.

Это актуально и на этапе освоения школьной программы, когда планка, к которой нужно стремиться, всегда будет чуть выше, чем уровень знаний, на котором находится школьник. Подробно эту технологию Выготский описал в книге «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте», и эта технология по-прежнему актуальна, как и почти 100 лет тому назад [Л. Выготский,1996].

И, наконец, для нормального развития, в том числе развития речевого мышления, имеет огромное значение физическое и психическое здоровье ребенка. Поэтому очень важно вовремя обращаться к врачу, если есть тревожащие моменты в здоровье и развитии ребенка, если наблюдаются дефекты речи или явная неспособность сформулировать даже простую мысль, когда уже сформировалась способность говорить.

В большинстве случаев мелкие отклонения в развитии корректируются современными методиками. Если же обнаружится какое-то серьезное заболевание, шансов на успешное лечение будет больше, если лечение начать как можно раньше. А для этого должно быть своевременное обращение к доктору, чтобы была возможность быстро поставить диагноз. Теперь давайте подытожим вышеизложенное.

Что может помешать развитию речевого мышления:

Заметим, что развитие речевого мышления не завершается в детском или подростковом возрасте. Ранее мы уже выяснили, что речевое мышление – это мышление во время речи и речь во время мышления. Это способность оформить мысль в формате, пригодном для передачи в письменном или устном виде, причем так, чтобы эту мысль поняли окружающие. Таким образом, речевое мышление тесно взаимосвязано и с процессом речи, и с мыслительным процессом.

Естественно, что эту способность можно развивать и совершенствовать практически до бесконечности, «прокачивая» себя как эффективного коммуникатора, руководителя, ведущего тренингов, менеджера по продажам. Тема представляет огромный академический интерес, и каждое новое поколение исследователей привносит в нее нечто новое. В этом плане весьма интересна работа группы ученых «Исследование речевого мышления в психолингвистике» [Т. Ахутина, И. Горелов, А. Залевская, 1985]. Что касается прикладной стороны дела, можно порекомендовать «Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями» [Х. Леммерман, 1986]. Автор придает тренировке речевого мышления для успешного выступления даже большее значение, чем заучиванию текстов наизусть.

Всем, кто понимает, что мы учимся всю жизнь, даже если не слишком к этому стремимся, рекомендуем наши программы «Лучшие техники самообразования» и «Когнитивистика», которые помогут осваивать все новое более эффективно. Мы желаем, чтобы получаемые вами знания делали вашу жизнь лучше и интереснее! А еще просим вас ответить на один интересный вопрос:

Источник

Мышление, язык и речь

Иллюзии памяти, вызванные оживлением представлений под влиянием рассказов о событии.

Обычно человек способен довольно отчетливо различать представления, полученные в прошлом через восприятие и созданные словесными описаниями. Однако при определенном стечении обстоятельств, оживляющих фантазии (эмоциональное перевозбуждение, особенности мышления детей и подростков, старческое изменение мышления), яркие словесные описания могут вызвать столь чувственно насыщенные образы, что у человека появляется иллюзия реального воспоминания. Старое правило юстиции гласит, что дети и молодые девушки — самые надежные свидетели, поскольку у них очень легко появляются иллюзии памяти за счет сильно развитой и мало контролируемой фантазии.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение памяти, назовите ее виды.

2. Долговременная, кратковременная и оперативная память.

3. Воспоминание. Ассоциации при воспоминании.

4. Забывание — процесс и закономерности забывания.

5. Узнавание и виды узнавания.

6. Забывание — процесс памяти.

7. Каковы психологические особенности искажения памяти в деятельности юриста?

Мышление— это психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения существующих связей и отношений предметов, явлений объективного мира, осуществляющейся с помощью речи.

Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:

1. Мышление всегда имеет опосредованный характер, который выражается в том, что человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти.

2. Мыслительная деятельность представляет собой совокупность мыслительных операций, направленных на выявление свойств и отношений объектов реального мира. Мыслительные операции — это анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация:

Анализ — это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

Синтез — мысленное или реальное соединение сторон объекта в единое целое.

Сравнение — это операция, которая заключается в сопоставлении предметов и явлений, установлении сходства или различия между ними.

Абстракция — это отвлечение от определенных свойств признаков предмета для выделения ведущих его признаков и превращения их в самостоятельный объект рассмотрения.

Обобщение — это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

Конкретизация — это движение мысли от общего кчастному.

Основными формами мышленияявляются: понятие, суждение, умозаключение, аналогия:

Понятие — это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие никогда не совпадает с образом.

Суждение — основная форма мышления, в процессе которого утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности.

Умозаключение — логическая форма мышления, при помощи которой из нескольких суждений выводится новое. Способность к умозаключению развивается у юриста в процессе обучения и практической деятельности.

Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

Развитие мышления человека происходит в ходе предметной деятельности и общения. В связи с этим различают виды мышления: наглядно-действенное, образное, отвлеченное.

Наглядно-действенное мышление — это мышление, непосредственно включенное в деятельность. Оно характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощи реального преобразования ситуации, опробования свойств объектов. Наглядно-действенное мышление проявляется, например, в действиях следователя, отыскивающего с помощью технических средств криминалистики следы на месте происшествия.

Образное мышление — это мышление, которое осуществляется на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше. Наглядно-образное мышление юриста связано с представлением ситуаций и изменений в них. Особенно велика его роль в процессе обучения.

Отвлеченное мышление — это мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.

Различают определенные способы мышления: индукция, дедукция.

Индукция — это движение знания от единичных утверждений к общим положениям.

Дедукция — это способ мышления, осуществляющегося в порядке, обратном индукции.

Деятельность юриста требует развития всех мыслительных операций (анализа, синтеза и др.). Существенную роль (особенно в деятельности следователя) играет развитое прогностическое мышление, связанное с необходимостью предвидеть все этапы дела вплоть до судебного разбирательства. Особое значение имеет интуиция юриста. Однако умозаключения, которые базируются на интуиции, носят вероятностный характер и требуют обязательной проверки. Мышление работников правоохранительных органов связано с изучением обстоятельств событий, имевших место в прошлом. Особенность мышления юриста проявляется в постоянном сравнении собственных действий и поступков с поведением лиц, оказавшихся в орбите его деятельности. Поэтому его мышлению свойственны познавательная активность, глубина и широта, гибкость, подвижность, самостоятельность.

Язык система звуковых, словесных и грамматических средств как исторически сложившееся в определенной общности людей проявление их речи с помощью слов. Язык — предмет лингвистики[4].

Будучи усвоен конкретным человеком, язык становится его реальным сознанием. Язык взаимодействует с неязыковыми (вспомогательными) средствами общения, в том числе с реакциями поведения человека: жестикуляционными, инонациональными, мимико-соматическими. Язык участвует в осуществлении практически всех психических функций, будучи наиболее тесно связанным, с мышлением. Основные языковые единицы — слово и предложение. Язык помогает человеку овладеть речью.

Речьюназывается процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. Речь имеет свои свойства: содержательность, понятийность, выразительность, воздейственность.

Что такое мышление речь язык. Смотреть фото Что такое мышление речь язык. Смотреть картинку Что такое мышление речь язык. Картинка про Что такое мышление речь язык. Фото Что такое мышление речь язык

Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности.

Понятность речи достигается благодаря правильному построению предложений, выделениям слов с помощью логического ударения, использованию пауз.

Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. Например, речь может быть яркой, энергичной, вялой, бедной и т.д.

Воздейственность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Речь выполняет функции: выражения, воздействия, сообщения, обозначения.

Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, речь передает чувства, переживания, радость, печаль и т.д. человека, а, с другой стороны, речь показывает эмоциональные возможности общения.

Функция воздействия подчеркивает способность человека благодаря речи побуждать людей к действию.

Существуют две формы речевого воздействия — простая и невербальная (несловесная).

Простая форма речевого воздействия — словесное обозначение конкретного требования в виде приказа, просьбы, совета, пожелания. Невербальная (несловесная) форма воздействия — это чувства, сопровождающие речь и направленные на чувства слушателя, вызывающие у него аналогичное душевное состояния (жалость, любовь, восторг и др.), либо иное, но связанное с эмоциональным содержанием речи говорящего (страха, растерянности).

Функция сообщения состоит в обмене мыслями между людьми посредством фраз, выражений, словосочетаний и т.д.

Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия. Люди одной профессии пользуются профессиональным языком, насыщенным специальной терминологией, для обозначения регламентированного круга явлений, что освобождает их от языковых затруднений. Юриспруденция также имеет свою терминологию, принятую для общения специалистов между собой, однако юристу постоянно приходится «переводить» бытовой язык участников процесса на специальную терминологию и объяснять им юридические термины при помощи бытового языка. В процессе общения, например, следователю приходится уточнять значение отдельных выражений и объяснять их смысл допрашиваемому.

Использование юристом образных сравнений, гипербол и жаргонных выражений затрудняет его общение с участниками судопроизводства, вызывает у них чувство недоумения и дискредитирует его как представителя государственной службы.

Существуют определенные виды речи: устная (монологическая, диалогическая), письменная, внутренняя.

Устная речь — основной вид речи. Общение осуществляется благодаря произношению слов вслух и воспроизведению их людьми на слух.

Устная речь может быть монологической и диалогической. Общие требования к монологической и диалогической речи одинаковые.

Монологическая речь — это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли. Например, речь прокурора, адвоката в суде.

Диалогическая речь — это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников. Например, допрос обвиняемого, свидетеля, потерпевшего. Диалогическая речь предполагает умение не только задавать вопросы, но и реагировать на высказывания участника допроса соответствующим образом.

Письменная речь воспроизводит на бумаге особенности речи устной и звуковой. Письменная речь имеет с устной много общего: прежде всего это средство общения, ктому же для своего функционирования и та и другая использует слово. Однако письменная речь применяет графику и подчиняется несколько иным синтаксическим и стилистическим правилам. Одной из особенностей письменной речи является расхождение в темпах с течением мыслей, для отражения набумаге необходима дисциплина мышления, не позволяющая отвлекаться от нужной мысли, пока она не будет зафиксирована.

Для профессиональной письменной речи характерны особые функциональные стили, которые юристы используют в первую очередь в судопроизводстве и при составлении различных документов. Последовательность письменного изложения, закрепляемая в форме протокола, требует от следователя не только фиксирующей, но и известной творческой работы. Речь свидетеля бывает неорганизованной: он может сбиваться, уклоняться, уходить в сторону, т.е. говорить много лишнего с точки зрения установления обстоятельств по делу. В лингвистическом отношении такая речь приближается кбытовой разговорной лексике и нуждается в грамматической обработке. Кроме того, если протокол ведется в процессе допроса, темп устной речи совпадает с темпом мышления и значительно обгоняет темп письма.

Поэтому необходимые навыки следователя — умение точно обозначить понятия, указывать связь между понятиями с помощью грамматических форм без лишних слов и вставочных предложений; рациональное использование терминологии, не имеющей разночтений и переносного смысла; скорость письма и культура использования документа.

Внутренняя речь— вид речи и форма мышления как более или менее четкое мысленное проговаривание слов и фраз; образы слов и фраз.

Речь может незаметно для собеседников превратиться в средство внушения даже в тех случаях, когда говорящий не ставит перед собой такой цели. В этом смысле следователь должен быть в известной степени насторожен, чтобы своевременно заметить потерю необходимой самостоятельности мышления допрашиваемого.

В заключение необходимо отметить, что на стиль речевого общения существенно влияет уровень развития интеллекта человека. Интеллект — относительно устойчивая структура умственных способностей человека. Интеллектуальные возможности человека зависят от его опыта, знаний, умений, умственного развития, общественно значимой активности (учение, производство, политика и др.).

Контрольные вопросы:

1. Что такое мышление?

2. Опишите мыслительные операции.

3. Что собой представляют формы мышления?

5. Способы мышления.

6. Охарактеризуйте речь как средство общения.

7. Язык и речь. Свойства и функции речи.

8. В чем состоят отличительные особенности устной, письменной и внутренней речи?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *