Что такое мышца господня
Ис. 53, 1. Мышца Господня
(из конспекта проповеди)
Главы с 40-й по 55-ю описывают положение евреев в вавилонском плену. Судить о том, насколько далеко зашла ассимиляция евреев, можно по книге Есфирь, которая описывает последний период этого пленения. Посмотрим на имена главных персонажей книги: Мардохей – назван в честь Мардука, а Есфирь – в честь Астарты.
У евреев было искушение думать, что вавилонские боги сильнее их Бога, раз вавилоняне их захватили и поработили, разрушив Иерусалим и храм. В ответ на это пророк показывает, что их Бог – это не только Бог одного народа и одной полоски земли. Это Бог, сотворивший мир, это Бог, сотворивший в том числе и врагов Израиля. И пророк снова рассказывает о сотворении мира, причем этот рассказ длиннее рассказа Моисея. Это 40-е главы книги Исайи.
И начинается этот отрывок Ис.40-42 («Исайевский шестоднев») словами «Утешайте, утешайте народ мой». Утешение народа Израиля именно в этом: наш Бог – это не только Бог Авраама, Исаака и Иакова, Бог нашего народа, но это Бог, сотворивший мир, Бог всех народов. Вот в чем утешение: если Бог сотворил весь мир из ничего, Он может наших врагов обратить в ничто. Так здесь и сказано: «Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли» (Ис.40:23).
Бог готовит народ к выходу из плена. “Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион! Облекись в одежды величия твоего, Иерусалим, город святый! ибо уже не будет более входить в тебя необрезанный и нечистый. Отряси с себя прах; встань, пленный Иерусалим! сними цепи с шеи твоей, пленная дочь Сиона!” (Ис.52:1-2).
По Новому Завету нам хорошо знакомы слова “Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!», а эти слова сказаны как раз Израилю перед возвращением из вавилонского плена.
На тот момент у них уже давно не было своего царя на престоле в Иерусалиме, и Исайя сообщает им: «воцарился Бог твой!» Бог как Царь решает проблемы Своего народа.
“Обнажил Господь святую мышцу Свою пред глазами всех народов; и все концы земли увидят спасение Бога нашего” (Ис.52:10). Весь мир наблюдал за борьбой Вавилона и Персии. Чтобы вывести евреев из плена, возвратить их в обетованную землю, Бог возвысил Кира. А Исайя говорит об этом такими словами: “Обнажил Господь святую мышцу Свою пред глазами всех народов”. Победа Кира над Вавилоном – это победа святой мышцы Божьей. Это Бог сделал.
У еврейского народа происходит второй исход в его истории. Первый – из Египта, второй – из Вавилона. Конечно же, есть различия. Из Египта выходили поспешно (“Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это – Пасха Господня” Исх.12:11, “И понуждали Египтяне народ, чтобы скорее выслать его из земли той; ибо говорили они: мы все помрем” Исх.12:33), из Вавилона выходили неторопливо (Ис.52:12). Из Египта много вещей вынесли, из Вавилона ничего нечистого, только сосуды из храма (Ездр.1:7-11). Когда выходили из Египта, фараон погнался за ними, чтобы возвратить пленников, когда выходили из Вавилона, сам глава государства проявил инициативу о том, чтобы они возвратились домой.
Очень красиво исход из Вавилона описан в Ис.43:1-7: “. не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой. Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, – через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя. … Так как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя. Не бойся, ибо Я с тобою; от востока приведу племя твое и от запада соберу тебя. Северу скажу: «отдай»; и югу: «не удерживай; веди сыновей Моих издалека и дочерей Моих от концов земли, каждого кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил”.
Израиль называется в книге пророка Исайи рабом Господа (как и Мессия). И Исайя говорит о судьбе раба Господа: “раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится” (Ис.52:13).
Вся 52-я глава (без двух последних стихов) полна радости и торжества. Аналогично вся 54-я глава (ее начало: “Возвеселись…”). И эту радость можно понять: народ возвращается домой.
И вдруг – 53-я глава. О страдающем Рабе Господа, которую мы сегодня относим к страданиям Иисуса Христа. Как и для чего эта глава здесь появилась?
Я думаю, что ответить на этот вопрос помогут два стиха: 52:10 и 53:1. В первом сказано, что возвращение евреев из вавилонского плена – это дело обнаженной святой мышцы Господа. А во втором сказано, что, оказывается, были те, кто этому не поверил, кому мышца Господня не открылась.
Были те, кто смотрел на действия Кира, и видели только действия Кира. Мышца Господа им не была открыта. Они могли говорить: “Какой хороший Кир!” Или: “Как нам повезло!” Но они не говорили: “Слава Богу!” И не задавали вопрос: “А почему с нами случилась история с пленом, и какие выводы мы должны сделать?”
На конгрессе мира к известному художнику Пикассо подошел мальчик и спросил: “Ты Пикассо?” Художник ответил, что да. Мальчик осмотрел его с недоверием. “Тогда нарисуй мне голубя”. И протянул ему чистый лист бумаги. Пикассо быстро нарисовал и дал рисунок мальчику. Мальчик посмотрел и сказал: “Это не голубь. И ты не Пикассо”. Скомкал листок и бросил. Кто-то поднял его. Сейчас этот рисунок стоит 75 млн долларов.
Важно не только пользоваться тем, что дает Бог, но и сознавать, что это нам дает именно Бог. Видеть руку Господа, Его святую мышцу. А в том, что касается спасения, без этого вообще нельзя.
В возвращении евреев из вавилонского плена никакой их заслуги не было. У них не было царя, который победил бы врагов и возвратил народ на родину. Их царем стал Господь, и это Господь как Царь возвратил их, об этом 52:7: “Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!»
Оба раба будут успешны, но раб Господень Израиль благоуспешен благодаря рабу Господню Мессии. (Об этом же свидетельствует стих “и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его” в Ис.53:10).
Возвращение из плена – заслуга Господа. 52-я и 53-я главы – это Евангелие в Ветхом Завете. Евреи попали в плен за свои грехи и беззакония, будучи больны болезнью греха. Они все блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу. Этой болезнью греха были поражены и их цари. И похоже, что по возвращении домой они все еще болели этой болезнью.
Из-за этой болезни некоторым из них или многим из них не была видна мышца Господня. Господь, Который вывел их из плена, через 500-600 лет пришел к ним в теле, и они убили Его.
Когда в Ассирии дурные предзнаменования (особенно затмения солнца) указывали, что жизни царя угрожает опасность, совершали заместительные ритуалы. Такие ритуалы практиковались больше тысячи лет. Древние люди верили, что зло можно перенести с одной личности на другую. Когда приближался опасный период, царя заменяли другим человеком, на которого должно было обрушиться зло. Часто выбирали человека, который не представлял для общества большой ценности, иногда даже неполноценного физически или психически. Его возвышали до положения царя, на период до ста дней, но чаще на меньший срок. В это время настоящий царь прятался в другом месте, а замещавший его человек играл роль царя, сидел на престоле. Все понимали, что он агнец, отданный на заклание. По окончании этого периода человека, замещавшего царя, умерщвляли, чтобы исполнилась воля богов. Ему устраивали пышные похороны, приносили специальные жертвоприношения, чтобы дурные предзнаменования утратили силу, а дни царя продолжились.
Человек из народа замещал царя и умирал за него, чтобы отвести опасность от царя. Иисус сделал обратное: царь заместил народ и умер за него, чтобы отвести опасность от народа.
Перед нами чаши и хлеб. Для того, чтобы нам открывалась мышца Господня. Иисус Христос – это святая мышца Господа. Сегодня тоже многие не замечают эту мышцу. Про ее действия говорят: “Повезло”. Или воздают честь за ее действия каким-нибудь людям. Или считают эту мышцу слабой. Если нам открылась мышца Господня, давайте поблагодарим Его за то, что Он сделал, за Его заслуги, за Его жертву.
Мышца Господня
Мы́шца Госпо́дня — 1) Божественная сила ( Ис.53:1 ); 2) Божественное действие ( Ис.51:9 ); 3) символ Божественного всемогущества.
Почему Божественная сила или Божественное действие называется мышцей?
Бог есть чистейший Дух ( Ин.4:24 ), абсолютно свободный от какой-либо вещественности или телесности. Между тем, по аналогии с человеком, физическая сила которого зависит от состояния мускулов, в рамках антропоморфного языка Божественная сила или Божественное действие (как проявление этой силы) нередко именуется мышцей Господней (см.: Антропоморфизмы в Библии).
Такая аналогия уместна как минимум по двум основаниям.
Во-первых, Священное Писание изначально предназначалось для широкого круга людей, далеко не каждый из которых был способен воспринимать высшие истины, выраженные языком научных или философских концепций. Необходимо учитывать, что первоначально Писание предлагалось для чтения полудикому кочевому народу. Отсюда — характерная для библейского повествования упрощенность религиозного языка.
Во-вторых, человек — образ и подобие Божье. В этой связи Бог нередко раскрывал Свои личностные совершенства в рамках антропоморфной символики, через сопоставление Себя с человеком.
— Как человек при помощи рук занимается творчеством и строительством, так и Бог через проявление Своего всемогущества сотворил видимый и невидимый мир и занимается Домостроительством (Промыслом).
Особенно ярко эта библейская мысль отображается в первой и последней Книгах Священного Писания. Так, в Книге Бытия сообщается о сотворении человека из праха земного ( Быт.2:7 ). Несколько дальше эта мысль уточняется и предстает в более яркой аллегорической форме. А в Откровении Иоанна Богослова говорится о содержании в руке Божьей особенной Книги, запечатанной семью печатями, которая символически сопоставляется с Промыслом Божьим о мире и знанием Господом конечной судьбы мироздания ( Откр.5:1 ).
— Как человек защищает себя или своих ближних при помощи рук, так и о душах праведных, находящихся под Божьей защитой и покровительством, сообщается, что они — в руке Божьей ( Прем.3:1 ).
В иконографии Страшного Суда эта идея воспроизводится через изображение человеческих душ, расположенных в деснице Господа, держащей, помимо названных лиц, весы правосудия.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Ин. 12:38
Свт. Иоанн Златоуст
да сбудется слово Исаии пророка, еже рече: Господи, кто верова слуху нашему, и мышца Господня кому открыся
Блаж. Феофилакт Болгарский
да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня
Евфимий Зигабен
Да сбудется слово Исаии пророка
И здесь выражение с союзом ινα (да) означает не цель, а следствие или исполнение того, что должно было исполниться. Равным образом, и в других подобного же рода выражениях союз ινα (да) и другие имеют такое именно значение, хотя мы и не указывали на это в изъяснении других Евангелий. Не потому совершалось предсказываемое пророками, что они предсказывали, а потому пророки и предсказывали, что это должно было совершиться. Это идиоматизм Священного Писания, как мы и выше уже сказали, посредством которого оно показывает неложность пророчества и совершенное его исполнение.
Господи, кто верова слуху нашему
Это сказал пророк о людях, не уверовавших в Иисуса Христа, и других, им подобных, называя слухом пророчества об Иисусе Христе, которые пророки изрекли, услышав их своими духовными ушами от обитающего в них Духа Божия. Итак, пророк говорит, что никто из таких людей не поверил этим пророчествам.
И мышца Господня кому открыся
Лопухин А.П.
да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня
То обстоятельство, что евреи не уверовали – конечно, в массе своей – во Христа, не было какой-то неожиданностью. Пророк Исайя уже предсказал это. (Ис.53:1, евангелист приводит по тексту перевода Семидесяти). Христос может теперь с апостолами («слышанному от нас») сказать, что верующих Его проповеди нашлось очень мало.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкование на Ис. 53:1
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 1-2 Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему
«[Господи!] кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?». «Мышца Господня», т.е. знамение божественной силы. Кто, говорит, веровал нам? Пророк сказал это справедливо, потому что иудеи не веровали даже евангелистам. «Господи, кто поверил слышанному от нас?» То, что мы говорили, мы говорили не от себя, но возвещали слышанное. Справедливо сказано: «кто поверил»: необходима была вера, а не исследование. Кто будет спрашивать у нас об основании? Ничего не должно говорить и возвещать, потому что сказанное удивительно, оно превышает ум. Пророк не говорит: никто не согласился, но: никто не веровал. «И кому открылась мышца Господня?» Не думай, что это были только слова, так как тотчас последовал свидетель происшествия. Однако они не видели и не слушали. Чудеса были недостаточны для того, чтобы они уверовали, поэтому необходимо было откровение, так как некоторые могли, а иные не могли видеть предложенное зрелище. «Блаженны очи, видящие то, что вы видите!» (Лк.10:23); а также: «на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин.9:39). Ясно, что всегда необходимо разумение, иначе, когда нет силы слов, то ни прочное свидетельство событий и ничто иное не может убедить неверующего человека. Смотри, как давно пророк предсказал то чудо, что иудеи не веровали! «Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли». Акила говорит: «он восстанет, как молодой питомец пред лицом его»; Симмах: «он восстал, как красота пред ним»; Феодотион: «восстанет пред лицом его, как младенец». Пророк у них отнимает всякую оборону и того, что он сказал, было достаточно для того, чтобы их не щадить. «Мышца Господня»: чтобы уразумели, что все творения суть дела Его крепкой мышцы. Кроме того, пророк говорит: «мышца», чтобы показать, что Он есть сосуществен с Отцом и творит добродетель от Себя Самого: Он творит, что ни пожелает, не потому, что имеет повеление, подобно рабу, но потому, что обладает равною силою, как Отец. «Как отпрыск и как росток из сухой земли». Акила говорит: «как корень из невозделанной земли». Он был младенцем, но не так, как прочие младенцы; «ростком», – но в «земле сухой». Сухой землей пророк называет неискусобрачную Деву, чуждую всякого супружеского смешения и росы семени. Этого одного было достаточно, чтобы привлечь их к Себе. В божестве ли только Своем Он пришел, или явился вместе и как совершенный человек? Не ел ли Он с ними, и не возрастал ли среди них? Не жил ли Он с ними тридцать лет? Он никогда не отделялся от общества людей, чтобы не приводить их в недоумение, и в то же время не был ниже прочих, чтобы не подумали, что Он одинаков и подобен большинству. Как отрок, Он был равен прочим, но как «как отпрыск и как росток из сухой земли», Он превосходил прочих. «Нет в Нем ни вида, ни величия». Акила говорит: «нет Ему вида, ни великолепия». Симмах: «у Него нет ничего достойного почести». «И мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему». Что ты говоришь? Ужели Он был так безобразен? Не должно говорить этого, говорит пророк. И я покажу это тебе ясно из последующего. «Нет в Нем ни вида, ни величия»: лишение славы я назвал безобразным видом, потому что Он не отказался явиться в низменном образе. Он родился от бедной Девы, потом предал Себя мучениям, терпел, что Его называли имеющим демона и соблазнителем, и не желал мстить Своим врагам. Иногда, удаляясь, Он обходил многие места, сопровождал на пути спутников, для того, чтобы показать Свое смирение, а не хвастовство. Не только должно искать славы, но также должно принимать и бесчестие, из которого происходит слава. Какой вред принесло Ему бесчестие или, лучше, как полезно было смирение для Его превосходства? Если ты желаешь видеть Его, как Бога, то исследуй. Но ко всему этому прибавь многое другое, и таким образом ты найдешь Его силу равною Отцу. Когда пророк сказал: «нет в Нем ни вида, ни величия», то, чтобы кто не подумал, что Он лишен всякой славы, он прибавил: «и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему», – показывая, что Ему был присущ вид не по нашему разуму, и что мы не можем созерцать Его так, как достоин созерцаемый. Но что Он был славен, это подтвердил Сам Христос, говоря: «ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин.17:5). Иначе, пророк назвал безобразною славою вид креста.
Толкование на пророка Исаию.
Свт. Кирилл Александрийский
Ст. 1-3 Господи, кто верова слуху нашему, и мышца Господня кому открыся? Возвестихом, яко отроча пред ним, яко корень в земли жаждущей, несть вида ему, ниже славы: и видехом его, и не имяше вида, ни доброты: но вид его безчестен, умален паче всех сынов человеческих: человек в язве сый и ведый терпети болезнь, яко отвратися лице его, безчестно бысть, и не вменися
У святых пророков всегда много говорится о Спасителе всех нас и они не переставали внушать и весьма ясно возвещать, что Бог некогда придет в образе человеческом и что Он, как Бог, сотворит чудеса. То и другое Он делает, заблудившихся призывая на правый путь и нечестивого оправдывая верою. Однако ж это принесло мало пользы потомкам Израиля, сильно расположенным к непокорности. так что, хотя им и подобало усвоить проречение, собрать животворящее знание и сложить в сердцах своих; но они, напротив, постоянно нападали на тайноводителей и весьма язвительно говорили им: »иное нам глаголите и возвещайте нам иное прельщение« (Ис. 30:10). Посему пророк Иеремия безмерною жестокостью Иудеев как бы доведенный до самоуничижения негде так говорит: »горе мне, мати (моя), Вскую мя родила еси мужа прителнаго и судимаго по всей земли? не заях, ниже заят у мене кто: сила моя оскуде от кленущих мя« (Иер. 15:10). Вкупе весь хор святых, как бы слагая речь о Иерусалиме, говорят: »врачевахом Вавилона, и не исцеле: оставим его и отидем кийждо в землю свою, взыде бо к небеси суд его и воздвижеся даже до звезд« (Иер. 51:9), Вавилоном в сих словах они называют Иерусалим за то, что он старался подражать ему и не уступал стране языческой в отношении как суетой жизни, так и неуважения к закону и к пользе пророческого воспитания. Таков смысл изъясняемых стихов. Обвиняет Израиля, как всецело уклонившегося в непослушание, и говорит: кто верова слуху нашему? Мы, Господи, были посвящены Тобою, говорит, в учение о вочеловечении и проповедовали об этом, но никто не поверил этому и никому не стала известной мышца Твоя, Господи и Боже всяческих! Мышцею же Бога и Отца боговдохновенное Писание обыкновенно называет Сына, как уже не раз говорено было об этом. Но как если бы кто возражал и говорил: вы, пророки, получили это учение от Духа и обогатились познанием этой тайны; а возвещали ль вы эту тайну другим? Да, отвечают, мы возвестили и как бы засвидетельствовали, говоря, что будем пред ним как долина, то есть, как поле, покрытое цветами и плодоносное, или как корень в земле жаждущей, когда орошает нас божественными и неизреченными глаголами Единородный, в немже суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна (Кол. 2:8). Древле вся земля была как бы сухою и бесплодною, как бы жаждущею почвою и не приносила добрых плодов. Но когда она в изобилии получила от Христа дождь очевидно духовный и питание от Духа святого; то мы расцвели как корень, то есть, как растение прекрасное и доброцветное. Посему и нам один из святых пророков говорит: »и ублажат вы вси языцы, зане будете вы земля пожеланная, глаголет Господь Вседержитель« (Мал. 3:12). Называет же вожделенною и плодородною и весьма богатою жизненными силами, потому что она приятна земледельцам. А что земля, некогда бывшая тернистою и сухою и безводною, превратилась в весьма плодородную, могущею обогащать плодами духовными, это объяснит, говорящий устами Исаии. Бог всяческих: и будете, »вместо драчия взыдет кипарис, и вместо кропивы взыдет мирсина« (Ис. 55:13). Если дерн (драчие) и крапива суть виды сорных растений и всегда растут на невозделанной и сухой земле, то мирт (мирсина) и кипарис красуются в садах. Таким образом по исторжении терния, наконец вырастут самые благоухающие растения, когда жаждущая земля сделается обильною водами, потому что Бог говорит; »сотворю пустыню в луги водныя и жаждущую землю в водотечи, положу в безводную землю кедр и смерчие, и мирсину и кипарис и тополю« (Ис. 41:18-19). И так мы возвестили, что, уверовав в самого Христа, мы будем пред Ним, то есть, в очах Его, как поле, как корень, то есть как растение в земле, которая некогда была жаждущей, а теперь стала обиловать влагою от Него.
Толкование на пророка Исаию.
Блж. Иероним Стридонский
Ст. 1-4 Кто поверил слуху нашему, и мышца Господня кому открылась? И взойдет лозняк пред Ним, и как корень из земли жаждущей: нет вида у Него, ни красоты; и мы видели Его, и не было вида: а мы желали Его. Презренного и последнего из мужей, мужа скорбей и знающего немощь; как бы сокровенно лице Его, и презренно: посему мы и не обращали внимания на Него. Истинно немощи наши Он взял на Себя, и болезни наши понес: а мы считали Его как-бы прокаженным, и пораженным, и униженным от Бога
После слов Отца, в которых Он возвестил миру о будущем пришествии Сына Своего, и прежде соблазна креста, о котором намеревался сказать: неславен будет вид Его, и образ Его пред сынами человеческими (Ис. 52:14), он предпослал славу воскресения: возвысится и вознесется, и будет весьма высок (Ис. 52:13), чтобы крестному уничижению предшествовала слава воскресения: хор пророков отвечает, что Он исполнил долг, и, насколько было возможно для Него, возвестил всем мышцу и силу Его. Словами же: кто поверил слуху нашему, и мышца Господня кому открылась, дает разуметь малочисленность верующих из иудеев.
Кто истинно понес наши немощи и грехи, и за нас страдает: Тот не мнимо, то есть το δοκεΐν, как древняя и новая ереси предполагают, но истинно был распят. Он истинно страдал, говоря в Евангелии: прискорбна есть душа Моя до смерти (Мф. 26:38), и: ныне душа Моя возмутися (Ин. 12:27). А мы думали, что Он — нечистый, или в болезни, как перевели Семьдесят, вместо чего Акила и Симмах поставили: прокаженный, Феодотион: бичеванный, что в других словах, по свойству еврейского языка, разумеется под проказою, сообразно написанному в псалме: и бич не приблизится к телу Твоему (Пс. 90:10). Смысл же такой: мы думали, что Он за свои грехи был поражен Богом, — Он, уничиженный и распятый с разбойниками ради нас. Имеете того, что Симмах перевел: εν αφη οντα, то есть в проказе, Акила поставил: αφημενον, то есть прокаженного, что́ многие, не понимая, считают за означающее: оставленного, а другие читают: καθήμενον, то есть сидящего. В начале отдела, в котором по Семидесяти говорится: Господи, кто поверил слуху нашему: и мышца Господня кому открылась, каковым свидетельством и апостол Павел пользуется в послании к Римлянам (Рим. 10:16), изъясняя оное по отношению к страданию Господню, [сло́ва] Господи в еврейском нет, но оно прибавлено для уразумения того лица, которому говорится.
Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четырнадцатая.
Лопухин А.П.
«53-я глава, непосредственное продолжение Ис. 52:13-15 разделяется по содержанию на три части, из которых в первой (1-8а.) содержится обширная речь пророка о страданиях Раба и искупительном значении страданий, во второй (9-10) речь того же лица о великой награде, ожидающей Божественного Страдальца, и в третьей (11-12) слова Всемогущего Владыки мира о страданиях и прославлении Отрока Господня, подтверждающие вдохновенные речи пророка» (И. Григорьев «цитиров. сочин». 207 ст.).
Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня
Или еще: «ты видел многое, и не замечал; уши были открыты, но не слышал» (Ис. 42:20; ср. 28:9-15; 29:10-15; 30:9-11; 43:23). Наконец, последняя тень сомнения должна исчезнуть при свете новозаветных комментариев данной главы. Так, в Евангелии от Иоанна только что приведенные нами места из пророка Исаии, а равно и начало 53 главы прямо приводятся в обличение неверия иудеев: столько чудес Он (Иисус Христос) сотворил пред ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: «Господи, кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?» (Ин. 12:37-41). Точно так же и Апостол Павел в своем послании к Римлянам, ставя качало 53 гл. в прямую связь с предшествующей речью о проповеди Благовестника среди Израиля (Ис. 52:7 ст.), дальше говорит: но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: «Господи, кто поверил слышанному от нас?» (Рим. 10:15-16 ст.)
Остается ряд второстепенных вопросов. Почему, напр., пророк говорит о себе во множественном числе? Очевидно, потому, что он говорит здесь не только лично от себя, но и от всего сонма ветхозаветных пророков, возвещавших о Мессии. Параллель этому усматривают в начале 40-ой гл., где Божественное повеление утешать народ израильский дается не одному Исаии, но многим пророкам (Ис. 40:1), Под «слышанным от нас» («слухом нашим» LXX и слав.) тут, правильнее всего, разуметь специальное пророческое откровение о Мессии и Его царстве (Ис. 21:10; 28:9; Иер. 49:14; Авд. 1:1 и др.). Отсюда, в общем смысле, под ней можно понимать все Божеств, знамения и чудеса, данные для вразумления Израиля. В частности же, здесь под «открытием мышцы Господней», судя по контексту (Ис. 52:10), следует разуметь чудесное откровение силы и славы Божией в церкви Христовой. Если же пророк говорит, что эта мышца для некоторых уже «открылась», то, конечно, не в смысле действительного наступления этой эпохи, а в смысле веры в нее, субъективного внутреннего убеждения в ее будущем наступлении.
Толковая Библия.