Что такое мышцы человека 4 класс
Мышцы человека
Поднимите руку. Теперь сожмите кулак. Сделайте шаг. Правда, легко? Человек выполняет привычные действия практически не задумываясь. Около 700 мышц (от 639 до 850, согласно различным способам подсчета) позволяют человеку покорять Эверест, спускаться на морские глубины, рисовать, строить дома, петь и наблюдать за облаками.
Но скелетная мускулатура — далеко не все мускулы человеческого тела. Благодаря работе гладкой мускулатуры внутренних органов, по кишечнику идет перистальтическая волна, совершается вдох, сокращается, обеспечивая жизнь, самая важная мышца человеческого тела — сердце.
Определение мышц
Мышца (лат. muskulus) — орган тела человека и животных, образованный мышечной тканью. Мышечная ткань имеет сложное строение: клетки-миоциты и покрывающая их оболочка — эндомизий образуют отдельные мышечные пучки, которые, соединяясь вместе, образуют непосредственно мышцу, одетую для защиты в плащ из соединительной ткани или фасцию.
Мышцы тела человека можно поделить на:
Как видно из названия, скелетный тип мускулатуры крепится к костям скелета. Второе название — поперечно-полосатая (за счет поперечной исчерченности), которая видна при микроскопии.К этой группе относятся мышцы головы, конечностей и туловища. Движения их произвольные, т.е. человек может ими управлять. Эта группа мышц человека обеспечивает передвижение в пространстве, именно их с помощью тренировок можно развить или «накачать».
Гладкая мускулатура входит в состав внутренних органов — кишечника, мочевого пузыря, стенки сосудов, сердца. Благодаря ее сокращению повышается артериальное давление при стрессе или передвигается пищевой комок по желудочно-кишечному тракту.
Сердечная — характерна только для сердца, обеспечивает непрерывную циркуляцию крови в организме.
Строение мышц человека
Единицей строения мышечной ткани является мышечное волокно. Даже отдельное мышечное волокно способно сокращаться, что свидетельствует о том, что мышечное волокно – это не только отдельная клетка, но и функционирующая физиологическая единица, способная выполнять определенное действие.
Отдельная мышечная клетка покрыта сарколеммой – прочной эластичной мембраной, которую обеспечивают белки коллаген и эластин. Эластичность сарколеммы позволяет мышечному волокну растягиваться, а некоторым людям проявлять чудеса гибкости – садиться на шпагат и выполнять другие трюки.
В сарколемме, как прутья в венике, плотно уложены нити миофибрилл, составленные из отдельных саркомеров. Толстые нити миозина и тонкие нити актина формируют многоядерную клетку, причем диаметр мышечного волокна – не строго фиксированная величина и может варьироваться в довольно большом диапазоне от 10 до 100 мкм. Актин, входящий в состав миоцита, — составная часть структуры цитоскелета и обладает способностью сокращаться. В состав актина входит 375 аминокислотных остатка, что составляет около 15% миоцита. Остальные 65 % мышечного белка представлены миозином. Две полипептидные цепочки из 2000 аминокислот формируют молекулу миозина. При взаимодействии актина и миозина формируется белковый комплекс — актомиозин.
Название мышц человека
Когда анатомы в Средние века начали темными ночами выкапывать трупы, чтобы изучить строение человеческого тела, встал вопрос о названиях мускулов. Ведь нужно было объяснить зевакам, которые собрались в анатомическом театре, что же ученый в данный момент кромсает остро заточенным ножом.
Ученые решили их называть либо по костям, к которым они крепятся (например, грудинно-ключично-сосцевидная мышца), либо по внешнему виду (например, широчайшая мышца спины или трапециевидная), либо по функции, которую они выполняют (длинный разгибатель пальцев). Некоторые мышцы имеют исторические названия. Например, портняжная названа так потому, что приводила в движение педаль швейной машины. Кстати, эта мышца — самая длинная в человеческом теле.
Презентация по окружающему миру » Мышцы и движение» ( 4 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Мускулатура — совокупность мышц организма.
Мышцы обеспечивают различные движения человека.
Мышечная ткань Гладкая Поперечно-полосатая
Скелетная Мышечная ткань
Строение скелетной мышцы Нерв
При сокращении мышц кости сближаются или отдаляются, тем самым совершая различные движения тела.
Деление мышц по совершаемой работе
Все мышцы в организме человека работают согласованно.
Мышцы головы Мышцы туловища Мышцы конечностей Мышцы шеи
Мимические мышцы — представляют собой тонкие мышечные пучки, которые одним концом прикрепляются к костям черепа, а другим к коже.
Занятия спортом, физическим трудом увеличивают работоспособность, силу, выносливость, ловкость, укрепляют мышцы.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-310223
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
В России предложили учредить День семейного волонтерства
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок окружающего мира в 4-м классе по теме «Мышцы и их работа»
Цели и задачи:
Ход урока
I. Оргмомент
Здравствуйте, ребята. Начнем урок естествознания.
Экспресс-опрос
Работа в группах
Прочитать задание, обработать в группе и ответить:
Примерные ответы:
II. Новый материал
Вы назвали одно из значений скелета – движение.
– А как происходит это движение? Показываю на кукле-марионетке.
– Кто двигал конечностями?
– А что же приводит в движение скелет на самом деле? Сегодня это мы и узнаем на уроке.
Кроссворд
Ключевое слово – МЫШЦЫ
Постепенно в течение урока заполняем схему.
Сейчас мы увидим небольшой фрагмент из м/ф, и вы узнаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке.
Демонстрируется фрагмент м/ф «Поликлиника кота Леопольда» (содержание фрагмента: Леопольд посещает рентген-кабинет вместе с мышами, которые заявляют, что они – мышицы).
Итак, что же мы будем изучать сегодня на уроке?
Вы назвали одним из значений скелета движение.
А как происходит это движение? (версии детей).
Учитель двигает одну из «костей» модели скелета рукой (на доске).
Кто сейчас заставил скелет совершить движение?
А что же приводит его в движение в жизни?
Толкование слова мышцы
Название «Мышцы» от лат. слова – мускулус – мышонок.
Мышцы сравнивают с бегающими под кожей мышами.
III. Исследовательская работа
Рассматриваем под микроскопом 2 образца мышц.
Мышечная клетка более узкая, длинная, напоминает волокно.
Читаем текст учебника с.46
В чем же особенность мышечной ткани?
Это способность сокращаться или способность становиться короче, укорачиваться.
Что же такое мышечная ткань? Из чего она состоит?
Сравним клетки костной и мышечной ткани.(Демонстрируются соответствующие иллюстрации. Дети сравнивают их, высказываются.).
Как видим, мышечная клетка более узкая, длинная, напоминает волокно.
В чем же особенность мышечной ткани? Главная ее особенность – это способность сокращаться. Что значит сокращаться, как вы понимаете это слово?
Значит, становиться короче, укорачиваться.
Повторим еще раз, что такое мышцы (дети с помощью учителя составляют определение).
Что такое мышцы, мы выяснили. А для чего же они нужны человеку? (предположения детей).
IV. Физминутка
Мы делали физминутку и даже не задумывались, когда нам сгибать, а когда разгибать руку или ногу. Почему? Мы привыкли это делать не задумываясь. А вот к новым непривычным движениям мы приучаем себя. Вспомните, когда вы только начали учиться, с каким трудом вы писали первые буквы, держали ручку, как пальцы вас не слушались. А теперь эти же движения даются вам легко, вы выполняете их без особых затруднений, не задумываясь.
Послушайте одну древнюю индийскую сказку:
Однажды молодая веселая сороконожка танцевала на солнце. Старая жаба злобно следила за ней из болота, завидуя легкости ее движений. И вдруг она спросила плясунью:
– не объяснишь ли ты мне, дорогая, как тебе удается так замечательно распоряжаться всеми своими ножками? Откуда ты знаешь какая ножка поднимается первой, а какая двадцать восьмой? Которая из ножек опускается, когда подымаются одиннадцатая и седьмая?
Сороконожка остановилась и задумалась. Ей никогда в голову не приходили такие вопросы. А теперь ей стало и самой любопытно – как же поступает она в самом деле?
Ну как, например, ножку надо ей сейчас поднять, чтобы продолжить свой танец? Но она этого не знала. И чем больше она об этом думала, тем все больше запутывалась. Так она и осталась неподвижной со всеми своими сорока ножками, на радость злобной жабе.
– Я думаю. Что с нами этого никогда не случится.
V. Крепление мышц
– А как же наши мышцы прикрепляются к костям?
– каждая мышца прикреплена одним концом к одной кости скелета, а другим к другой. По приказу мозга мышцы могут становиться короче либо длиннее.
Рассматриваем на таблице сухожилия.
А чтобы понять, как мышцы заставляют кости двигаться, давайте вспомним. кукольный театр. Кто был в театре кукол? Как называется такая кукла?
(Учитель демонстрирует марионетку или иллюстрацию с ее изображением).
Что заставляет куклу двигаться?
Кукловод натягивает нитку, делает ее короче, и нога марионетки поднимается, делает нитку короче, ослабляет ее, и нога опускается (наглядная демонстрация).
Как вы думаете, что выполняет роль таких ниточек в нашем организме?
Верно, это они то удлиняются, то укорачиваются, что приводит кости в движение.
Посмотрим, как это происходит (демонстрация на динамическом пособии).
Перед нами мышца в расслабленном состоянии. А теперь представим, что она становится короче или.
Что при этом произойдет? (предположения детей)
Сокращаясь, мышца увлекает за собой кость, которая, таким образом, совершает движение (учитель на динамическом пособии делает «бицепс» короче, при этом происходит движение «костей предплечья»).
А что произойдет, когда мышца расслабится? (демонстрация, учитель отпускает мышцу, кость возвращается на прежнее место)
Кость вернется на прежнее место.
Похоже на движение марионетки?
Тогда продолжим наше сравнение. Кто заставляет укорачиваться нитки,
прикрепленные к конечностям куклы?
А что же заставляет сокращаться наши мышцы, играет роль кукловода? (версии детей)
В организме человека эту роль кукловода выполняет мозг. Именно он посылает мышцам нервный сигнал, который приказывает им сокращаться или расслабляться. Что при этом происходит?
Движение, мы двигаемся.
Давайте повторим, к чему приводит сокращение и расслабление мышц?
К тому, что совершается движение.
VI. Работа в группах
Сейчас я предлагаю вам практическую работу в группах. Каждая группа находит задание в учебнике, выполняет это задание, читает текст в учебнике, а затем делают вывод.
VII. Интересные факты
А на самом деле у всех людей одинаковое количество мышц (ученые насчитали около 600 мышц в организме человека), и они самые разнообразные:
Бодибилдинг:
Соберите предложение. Что это? Как вы понимаете эту пословицу?
Эта пословица очень точно отражает работу мышц. Наш организм устроен так, что клетки, которые больше работают, т.е. больше сокращаются, получают больше питания, а чем мышцы-бездельники. А раз они больше получают питания, то и растут они быстрее.
Что же делать с мышцами, чтобы они развивались?
Сравнение учеников спортсменов и не спортсменов.
Просмотр фильма о бодибилдинге.
Полезные советы:
VIII. Итог урока
IX. Домашнее задание
Урок окружающего мира на тему «Мышцы» (4 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Проект учебного занятия
Проект учебного занятия, направленного на достижение планируемых результатов, соответствующих ФГОС НОО, отвечающего требованиям системно-деятельностного подхода в обучении. Самоанализ занятия.
Ф.И.О. Юстус Татьяна Владимировна
Тема: Мышцы и движения
1. Понимать необходимость учения (мотивационная основа учебной деятельности)
3. Умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией
4. Эстетическое восприятие мира
5. Воспитание здорового образа жизни
-Аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;
— Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения
— Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи ;
-Осуществлять поиск информации, необходимые для решения учебной задачи на основе собственных наблюдений;
-Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
-Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её, уметь формулировать ответы в устной форме, работа в группах, производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность в взаимодействии.
-Договариваться друг с другом, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, учиться уважительно относиться к позиции другого.
Знание строения и принципы работы опорно-двигательной системы человека
Знание правила выработки и сохранения правильной осанки
Ориентироваться в условных обозначениях учебника и рабочей тетради.
Умение различать, выделять, использовать новые термины, условные обозначения.
(с ориентацией на ученика) :
Познакомить детей с опорно-двигательной системой
человека, с работой мышц,
продолжить знакомство со строением своего тела и что
нужно делать для того, чтобы быть здоровым.
-Познакомить со строением и принципом работы опорно-двигательной системы человека
-Сформировать представление о важности выработки и сохранения правильной осанки
-Создать условия для изучения и расширения знаний учащихся об организме человека, функциях различных органов; формировать представления учащихся о головном и спинном мозге, развивать навыки активной мыслительной деятельности.
— Отрабатывать умения учащихся работать в группе: распределение ролей, умение договариваться, умение довести дело до конца, суметь правильно представить свою работу.
Как сформировать понятия о работе и строении опорно-двигательной системы.
Технология проблемного обучения
Технология критического мышления
Структура и содержание занятия
Задания каждого этапа
Используемые методы и приемы
Формы организации деятельности
Актуализация опорных знаний.
Мотивация к учебной деятельности
1. актуализировать знания;
2. пробудить познавательный интерес.
Постановка проблемы и определение учебной задачи
1. помочь активно воспринимать изучаемый материал;
2. помочь соотнести старые знания с новыми.
— Начнем мы наш урок с просмотра фрагмента из известного всем мультфильма про Кота Леопольда.
(Леопольд посещает рентген-кабинет вместе с мышами, которые заявляют, что они – мышицы)
Обобщить изученный материал. Настроить детей на знакомство с новым
Пробуждение познавательной активности путем формулировки вопроса.
Начнем составлять кластер.
(Эту книгу мы начали создавать, изучая организм человека. Называется она «Моё тело». В ней уже есть информация о скелете)
Учащиеся систематизируют материал, к изучению которого они еще не приступили.
Организуется активная работа с информацией.
-Что вы знаете про мышцы?
-Что бы вы хотели узнать?
— А что же такое «мышцы»? Из чего они состоят? Какие бывают? Как они работают?
Составление кластера появляются благодаря «мозговой атаки».
Работа на Smart доске и индивидуально
Работа по теме урока
развитие общеучебных компетенций:
-самостоятельный поиск, обобщение и критическое осмысление научной информации;
-готовность к работе в команде;
Дети были заранее распределены на группы равносильные по характеру и способностям
— Чтобы ещё как можно больше узнать о мышцах, я вам предлагаю выполнить задание, поработав в группах.
-Консультирует и координирует работу учащихся, стимулируя их деятельность.
Дети в группах выполняют задания.
У каждой группы есть карточка с заданием.
Опустите левую руку вниз, расслабьте мышцы. Кистью правой руки обхватите мышцы левой руки в области плеча. Напрягите мышцы и согните левую руку в локте, разогните руку. Что вы заметили? Что почувствовали? Обсудите результаты. Что происходит с мышцами? К чему это приводит?
Перед вами кукла-марионетка. Такой куклой управляет кукловод, натягивая и расслабляя нити. А как вы думаете, что заменяют такие нити в нашем организме? И что в организме человека выполняет эту роль кукловода?
Возьмите гирю в руку, отведите её в сторону, не сгибая руки, поднимите на уровень плеч, держите. Что произошло с вашей рукой через некоторое время? Почему одни люди устают быстро, а другие могут работать долго? Как вы думаете, сила и ловкость – это врожденные качества или приобретенные?
Представьте себя артистами-мимами. Без слов изобразите страх, радость, печаль, гнев. Какие мышцы при этом были задействованы? А какие мышцы обеспечивают нашу речь?
Физкультминутка направлена на активный отдых, уменьшение утомления, активизацию внимания и повышение способности к более эффективному восприятию учебного материала.
Физкультминутка тесно связана с темой урока и является переходным моментом к следующей части занятия.
Сейчас мы немного отдохнем.
Поиграем в игру «Замри».
-Повторяете за мной движения. По сигналу замри – застываете.
-Что позволило вам принимать и держать разные позы? (Мышцы)
-Сейчас, когда вы повторяли за мной движения, вы задумывались о том, что делаете?
— Если нет, то как же так, ведь мы с вами только что выяснили, что работой мышц управляет мозг.
-Послушайте древнюю индийскую сказку.
-Какой можно сделать вывод?
Что обычные движения мы выполняем автоматически не задумываясь, а к новым движениям приучаем себя. Если бы задумывались над каждым движением, то делали ли бы это очень медленно.
дополнение кластера новыми сведениями.
Работа по теме урока
Развитие общеучебных компетенций:
-выражение собственных мыслей, рефлексивность;
-способность критически относиться к результатам деятельности;
-толерантность в отношении к результатам чужой деятельности;
— Проверим, что у нас получилось.
Рефлексия учащихся и учителя на выступление каждой группы.
Выступление каждой группы
Выполняя задание, вы заставили работать мышцы рук.
-Заполним схему словами: расслабление и сокращение, движение.
В организме человека роль кукловода выполняет мозг, а нити – это мышцы.
Именно мозг посылает нервный сигнал, который приказывает мышцам сокращаться или расслабляться, приводя в движении. Можно сказать, что работа мышц – это результат работы мозга.
-Дополнить схему словами: работа мозга. От чего зависят движения.
Длительная работа мышц вызывает снижение работоспособности.
— Мышцы утомляются, их надо тренировать.
От развития мускулатуры зависит работоспособность человека и внешняя форма его тела.
-Схема дополняется словами: утомление и тренировка.
Без слов изображают эмоции: страх, радость, гнев, печаль.
Эта работа мимических мышц.
-На нашей страничке запишем название мышц – мимические.
После выступления каждой группы идет заполнение кластера.
фронтальная с использованием интерактивной доски
Закрепление изученного материала
-помочь самостоятельно обобщить изученный материал;
— оценить свою работу на уроке.
— А сейчас мы с вами подведем итог нашей работы и выясним, что мы узнали про мышцы ( составим синквейн)
Выберите начало фразы из рефлексивного экрана на доске: Работа на Smart доске
Составляет каждая группа один (каждый в группе предлагает своё слово)
Ребята по желанию высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана
2 строка – 2 прилагательных
3 строка – 3 глагола
4 строка – предложение
5 строка – слово, характеризующее суть предмета
я выполнял задания…
я почувствовал, что…
урок дал мне для жизни…
Прием «Незаконченное предложение» позволяет определить эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность.
Синквейн помогает сделать атмосферу урока творческой.
Позволяет учителю проверить, как ученики запомнили основные понятия темы.
Работа над кластером дома поможет учащимся:
самостоятельно обобщить изученный материал.
Узнать, какие ещё бывают мышцы
и написать на страничке в наших книжках.
Урок соответствовал поставленной цели. Сочетание методов, форм и средств обучения на уроке является оптимальным для класса. Высокая работоспособность на уроке была достигнута за счет вовлечения детей в исследовательскую деятельность, деления детей на группы и выполнения заданий разного вида. Время было распределено рационально. Все этапы урока были логично связаны между собой. Удалось решить все поставленные задачи и создать комфортные условия для изучения и расширения знаний учащихся и проявления творческой деятельности. Произошло самостоятельное открытие детьми новых знаний. Была заполнена еще одна страничка в книжке-памятке «Мое тело». Дети активно с большим удовольствием выполняли задания в группах, представляли и оценивали свою работу. Урок получился насыщенным и познавательным. Цель урока была достигнута.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Тест по окружающему миру «К светлому будущему»
Урок окружающего мира Охрана животных
Эксперимент и опорные схемы при изучении темы «Вода. Превращения воды»
Урок по окружающему миру «Жизнь луга»
Презентация по окружающему миру «В царстве грибов»
Жизнь водоема окружающий мир
Растения зимой Окружающий мир. I класс
Презентация по окружающему миру «Из истории письма»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5369826 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения сформирует новый федеральный перечень учебников
Время чтения: 2 минуты
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.