Что такое мышцы и какую работу они выполняют 4 класс
Мышцы. Типы мышц, их строение и значение
Урок 14. Биология 8 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Мышцы. Типы мышц, их строение и значение»
Мышцы состоят из мышечной ткани, которая образована вытянутыми многоядерными клетками, которые имеют вид поперечно-исчерченных волокон. Существует несколько типов мышц – гладкие и скелетные.
Гладкие мышцы входят в состав стенок внутренних органов (сердца, кровеносных сосудов, желудка и кишечника). Они играют важную роль в процессах, не зависящих от нашего сознания, например в перемещении пищи по пищеварительному тракту. Работа гладких мышц не зависит от воли человека, сокращаются они медленно и могут долго находиться в таком состоянии.
К скелетным мышцам относятся поперечно-полосатые мышцы головы, туловища и конечностей. Сокращаются они быстро, и их работа обеспечивает произвольные движения.
Мышца состоит из большого количества мышечных волокон, которые способны сокращаться. Они идут параллельно друг другу и собраны в пучки.
Мышечное волокно образовано тонкими нитями – миофибриллами, которые в свою очередь состоят из тончайших белковых нитей. Благодаря их взаимодействию происходит напряжение и укорочение мышц.
Каждое мышечное волокно покрыто соединительнотканной оболочкой, которая переходит к концам мышц в сухожилия. Сухожилия – пассивная, несокращающаяся часть скелета, с помощью которой мышцы крепятся к костям. Они прочно срастаются с надкостницей (оболочкой, которая покрывает кость снаружи). Сухожилия обладают большой прочностью, практически не могут растягиваться и выдерживают нагрузку до 600 килограммов при растяжении.
Снаружи мышца покрыта фасцией ─ тонкой оболочкой из соединительной ткани. Мышцы хорошо снабжаются кровью, которая приносит кислород и питательные вещества и удаляет конечные продукты обмена.
Строение двуглавой и трёхглавой мышц плеча. Тело мышцы, состоящее из мышечных волокон, называется брюшко. То сухожилие, которое прикрепляется к кости, остающейся малоподвижной при движении, называется головка. А другое сухожилие, которое прикрепляется к подвижным костям, называется хвостом.
В мышцах располагаются нервные окончания – рецепторы. Они воспринимают степень растяжения и укорочения мышц и доставляют информацию в спинной и головной мозг, которые управляют движениями. Сокращение мышц происходит тогда, когда они получают сигнал от центральной нервной системы. Если нерв повреждён, мышца не будет сокращаться.
У женщин мышцы составляют около 30 процентов массы тела, а у мужчин – от 35 до 45 процентов. У человека описано 639 мышц, из них только пять – непарные. Самая маленькая мышца – стременная – находится в среднем ухе и имеет длину всего 1,3 миллиметра. Самая длинная мышца – портняжная – начинается от верхней части таза, проходит наискось по передней поверхности бедра и прикрепляется к внутренней части колена. Самые крупные – большие ягодичные мышцы, они приводят в движение ноги.
В зависимости от расположения у человека выделяют мышцы головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей.
На голове у человека располагается круговая мышца рта, мышца, опускающая угол рта, круговая мышца глаза, височная, затылочная и грудино-ключично-сосцевидная мышцы.
Среди мышц головы выделяют две группы: жевательные и мимические. Жевательные мышцы обеспечивают движение нижней челюсти, пережёвывание пищи и участвуют в формировании звуков. Одним своим концом они прикрепляются к костям черепа, а другим – к нижней челюсти. Жевательные мышцы являются самыми сильными у человека. В книге рекордов Гиннеса указано, что в 1982 году Хоффман смог развить ими усилие в 442 килограмма.
Мимические мышцы, в отличие от всех остальных мышц, крепятся к кости только одним своим концом, а другой заканчивается свободно в коже. С помощью сокращения мимических мышц мы выражаем свои эмоции и настроение.
С помощью мышц шеи человек поворачивает, опускает и поднимает голову. Если повернуть голову в сторону, то легко можно прощупать одну из самых крупных мышц шеи – грудино-ключично-сосцевидную.
К мышцам туловища относятся мышцы груди, живота и спины.
К мышцам груди относятся наружные и внутренние межрёберные мышцы и диафрагма, которые обеспечивают дыхательные движения.
Диафрагма ─ главная дыхательная мышца. Она изогнута в форме купола и отделяет грудную полость от брюшной. Большая и малая грудные мышцы осуществляют движения верхних конечностей.
Мышцы живота – поперечные, косые и прямые – образуют брюшной пресс, они участвуют в повороте туловища и его наклонах.
На спине находятся трапециевидная мышца и широчайшая мышца спины. Мышцы спины образуют несколько слоёв: мышцы, лежащие на поверхности, способствуют движению верхних конечностей; глубокие мышцы разгибают позвоночник и обеспечивают сохранение вертикального положения.
Рука человека образована сорока девятью мышцами. При сокращении дельтовидная мышца поднимает руку, двуглавая мышца сгибает руку в локтевом суставе, а трёхглавая – разгибает.
К мышцам нижней конечности относятся портняжная, прямая и широкая мышцы бедра, передняя большеберцовая, икроножная и большая ягодичная мышцы. Четырёх- и двуглавая мышцы приводят в движение голень.
Названия одних мышц обозначают их форму: ромбовидная, трапециевидная, квадратная. Других – их размеры и величину: большая, малая, длинная, короткая. В название может входить направление мышечных пучков, например поперечная и косая мышцы.
Итог урока. Скелетные мышцы обеспечивают передвижение человека. Они прикрепляются к костям и являются активной частью опорно-двигательной системы. В теле человека выделяют поперечно-полосатые мышцы головы, туловища и конечностей.
Гладкие мышцы обеспечивают двигательную активность внутренних органов.
Мышцы состоят из мышечных волокон, способных сокращаться.
Конспект урока по окружающему миру по теме «Мышцы»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ФИО: Павленко Анна Александровна
Место работы: МОАУ «СОШ № 8 г.Орска им.А.К.Коровкина»
Должность: учитель начальных классов
Предмет: окружающий мир
Программа: Планета знаний
Образовательные: сформировать знания учащихся о разнообразии мышц, механизме их работы;
Развивающие: развивать навыки работы с учебным текстом и дополнительными источниками информации, навык работы с иллюстрациями;
Воспитательные: воспитывать интерес к изучению своего организма, его совершенствованию, продолжить работу по воспитанию здорового образа жизни.
— включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;
— осознание ответственности ученика за общее благополучие класса.
— осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе;
— обобщить полученные знания;
— осознанно и произвольно строить высказывание в устной форме;
— читать и слушать, извлекая нужную информацию;
— самостоятельно находить информацию в материалах учебника.
— принимать и сохранять учебную задачу;
— взаимодействие с учителем и со сверстниками в учебной деятельности;
— осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
— адекватно понимать оценку взрослого.
— участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
— умение слушать и вступать в диалог;
— задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;
— умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;
— оформлять свою мысль в устной речи высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.
Оборудование : учебник «Окружающий мир» 3 класс, И.В. Потапов,рабочая тетрадь к учебнику И.В.Потапова, презентация, мультимедийное оборудование, измерительная лента, фразеологический словарь, индивидуальная таблица самооценки учащихся на каждом этапе урока.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь
Прием «Знаем – не знаем»
На доске карточки с изученными и новыми понятиями. Учащиеся раскладывают карточки в 2 столбика: 1 – знаем, 2 – не знаем.
Составить кластер по изученным темам:
Скелет: кости, позвоночник, грудная клетка, ребра.
Кожа: Сальные железы, потовые железы.
Оценить себя в таблице 1 этап
— Посмотрите на 2 столбик и определим тему нашего урока. (Мышцы)
Сформулируйте цель урока? (Узнать что такое мышцы, как они работают)
Чтобы определить задачи урока (наш план урока) воспользуемся приемом «Корзина идей». О чем пойдет речь на уроке?
-Каждый ученик записывает свои предположения.
— Обмен информацией в группах.
— Каждая группа дает одно сведение, не повторяя сказанного.
Учитель записывает задачи урока на доске
1) Зачем нужны мышцы.
2) Как работают мышцы.
3) Как укреплять мышцы.
Оценить себя в таблице 2 этап
— Посмотрите на доску. Прочитайте понятия. (Мышцы, musculus (лат.)) На какое русское слово похожи данные слова? ( Мышка.(маленькое, двигается под кожей))
4. Практическая работа (в парах) уч. С.19
— Пощупать свои руки и ноги. Что находится под кожей? Обхвати левой ладонью правую руку выше локтя и быстро согни правую руку. Что при этом ощутили?
— Сантиметровой лентой измерь обхват руки выше локтя у друга, а друг измерит у тебя. Результаты запиши в таблицу в рабочей тетради.
— Сильно согни руку в локте и снова измерь. Результат запиши. Сравни результаты, объясни разницу в этих результатах.
— Почему разные результаты получились?
Оценить себя в таблице 3 этап
— Всю жизнь человек находится в движении. Движение выполняется при помощи мышц. Мышцы есть во всех частях тела. Всего более 500 различных мышц. Мышцы отличаются размером, формой, массой, силой. Но все они могут расслабляться и сокращаться. Это их существенные свойства. При сокращении мышцы становятся короче и толще, а при расслаблении – длиннее и тоньше. Мышцы вместе со скелетом составляют каркас тела, они поддерживают тело в правильном состоянии и защищают внутренние органы.
— Мышцы прикреплены к кости с помощью сухожилий. Когда мышца сокращается, она тянет кость к себе. При расслаблении мышцы кость возвращается в первоначальное положение. Попеременно сокращаясь и расслабляясь, мышцы приводят в движение части тела.
— Какую задачу мы выполнили? (ответили, зачем нужны мышцы)
Еще какую задачу выполнили? (Как мышцы работают)
— Послушаем рассказ Дорохова «Молодой старичок»
6. Чтение рассказа« Молодой старичок» (по А. Дорохову). Читает ученик
Я знал одного ленивого мальчишку. Когда он проходил по коридору волочил ноги, словно дряхлый старичок.
А когда он садился за книгу, он не мог сидеть прямо. Сперва подопрёт голову одной рукой, потом другой и, конце концов, ляжет всей грудью на стол.
Только потому, что он не любил давать работу своим мышцам.
Вот так он и стал молодым старичком.
— Чтобы не стать такими старичками сделаем зарядку.
7. Физминутка Музыкальная.
8. Практическая работа № 2 Индивидуальная. С.21
— Вытянуть руки вперед и подержать так сколько сможете. Что ощутили?
— Сделать 10 приседаний.
9. Групповая работа. Каждая группа готовит ответы на вопросы.
1. Почему при выполнении первого упражнения вы быстро устали, а при выполнении второго упражнения долго не уставали? с.21
2. Какое значение для мышц имеют физический труд и занятия спортом?
— Задача 3 (как укреплять мышцы), выполнена или нет?
— Какую цель ставили перед уроком? (Узнать что такое мышцы, как они работают)
— Достигли мы этой цели?
— Оцените свои знания, полученные на уроке по «Лестнице успеха»
Как я укрепляю мышцы (сообщение или презентация)
Строение мышц, биология мышцы
Строение мышцы
Мышцы состоят из многочисленных мышечных волокон, которые образуют брюшко мышцы. Выделяют головку и хвост мышцы: головка соединена с неподвижным элементом, а хвост при сокращении мышцы притягивает подвижную часть скелета.
Антагонисты и синергисты
Работа и утомление мышц
Двигательное нервное волокно оканчивается на мышце нервно-мышечным синапсом, с помощью которого возбуждение передается многим мышечным волокнам. Сила сокращения мышцы есть сумма сокращений отдельных мышечных волокон в ней. То есть сила, с которой сокращается мышца, зависит от количества возбужденных (и, как следствие, сокращающихся) мышечных волокон.
Таким образом, суммарный выход АТФ с одной молекулы глюкозы равен 38 АТФ.
Болезни мышечной системы
При чрезмерной нагрузке существует риск разрыва мышцы, либо отрыва сухожилия. Эти состояния можно заподозрить на основании данных внешнего осмотра: при разрыве мышцы образуется гематома (скопление крови в мягких тканях), при отрыве сухожилия мышцы и попытке ее сокращения, образуется характерное полушаровидное выпяичвание.
Помните о законе средних нагрузок мышц, который открыл И.М. Сеченов! Он гласит, что максимальная эффективность в работе мышц достигается при средних нагрузка (не слишком легких, и не слишком тяжелых). Рационально оценивайте собственные силы и возможности, и всегда начинайте спортивную тренировку с разминки 😉
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Работа мышц
Урок 15. Биология 8 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Работа мышц»
Мышцы способны сокращаться. При сокращении мышца перемещает кость, к которой она прикреплена, и производит механическую работу. В момент сокращения мышца укорачивается, становится толще и сближает связанные с ней кости. Таким образом, мышцы производят перемещение тела или его частей в пространстве, а также другие движения.
Среди мышц, которые обеспечивают движения, выделяют мышцы-сгибатели и разгибатели, приводящие и отводящие сустав и мышцы, вращающие кость в одном направлении.
Самые активные мышцы в теле человека – глазные, они сокращаются до 100 000 раз в день.
Работа мышцы зависит от её длины и диаметра. Чем больше диаметр мышцы, тем она сильнее, и тем большую работу может осуществлять. Также, чем длиннее мышечные волокна, образующие мышцу, тем больше они способны укорачиваться.
Одна и та же мышца не может сгибать и разгибать кости в суставе. Движения в любом суставе обеспечивается как минимум двумя мышцами, действующими в противоположных направлениях. Такие мышцы называются антагонистами, например, мышцы-сгибатели и разгибатели.
Когда происходит сокращение мышцы-сгибателя, например, двуглавой мышцы плеча, то мышца-разгибатель, в данном случае это трёхглавая мышца плеча, расслабляется. При сокращении трехглавой мышцы, расслабляется двуглавая и не мешает разгибать руку.
В одном направлении, например при сгибании, могут действовать не одна, а несколько мышц. В таком случае их называют синергистами. Они работают согласованно.
Мышцы-антагонисты и синергисты могут находиться в расслабленном состоянии, например, когда руки висят вдоль тела.
Когда человек держит тяжесть в вытянутых руках, мышцы-сгибатели и мышцы-разгибатели (в данном случае двуглавая и трёхглавая мышцы) сокращаются одновременно, прижимая кости друг к другу. Здесь они действуют как синергисты.
Вы уже знаете, что к скелетным мышцам подходят нервы. В мышцах, а также в сухожилиях, суставах и коже находится большое количество нервных окончаний – рецепторов.
Они воспринимают раздражения и доставляют информацию по отросткам чувствительных нейронов в спинной и головной мозг. По отросткам двигательных нейронов информация из центральной нервной системы поступает к мышце. Мышца способна сокращаться только после того, как получит нервный сигнал от двигательного нейрона, находящегося в центральной нервной системе. Там осуществляются процессы управления движениями. Регулирует работу скелетных мышц соматический отдел нервной системы.
Поперечно-полосатые мышечные волокна никогда не находятся в состоянии полного расслабления. Они всегда слегка напряжены. Это состояние называют мышечным тонусом. Благодаря ему мышца всегда готова начать сокращаться.
При любой мышечной работе происходит потребление энергии. Источником энергии в организме служат вещества, которые образуются при распаде органических соединений, в основном углеводов (чаще всего глюкозы) и жиров. Мышцы нуждаются в постоянном их притоке, поэтому хорошо снабжаются кровью. Чем интенсивнее работает мышца, тем лучше она снабжается кровью, и тем быстрее в ней происходит обмен веществ. Интенсивность обмена веществ в работающей мышце возрастает от 100 до 1000 раз.
В результате распада органических веществ образуется много энергии, а также углекислый газ и вода, которые уносятся кровью из клеток.
В разных жизненных ситуациях одни и те же мышцы человека могут выполнять разную работу. При динамической работе происходит перемещение тела или груза в пространстве. Статическая работа связана с удержанием определённой позы или груза.
К статическим усилиям относятся, например, стояние, удержание головы в вертикальном положении или груза на вытянутой руке. При выполнении некоторых гимнастических упражнениях (на кольцах, при удержании поднятой штанги) статическая работа требует одновременного сокращения почти всех мышечных волокон, которые составляют мышцу. Поэтому она не может быть продолжительной, так как наступает утомление. Для организма статическая работа утомительна ещё и потому, что при длительном напряжении, мышцы сдавливают проходящие в них кровеносные сосуды.
Это ведёт к ухудшению снабжения мышц кислородом и питательными веществами, а также к накоплению в них конечных продуктов распада.
При динамической работе различные группы мышц сокращаются поочерёдно, более того, по очереди сокращаются мышечные волокна одной мышцы. Всё это даёт возможность мышце совершать работу длительное время.
Работа мышц – необходимое условие их жизнедеятельности. При длительном бездействии происходит потеря мышечного тонуса.
Тренировка мышц способствует увеличению их объёма, силы и работоспособности, что положительно влияет на физическое состояние всего организма.
В результате длительной работы происходит снижение работоспособности мышц. Это явление временное и называется утомлением.
Скорость наступления утомления зависит от количества накопленных в мышцах продуктов обмена (например, молочной кислоты), снижения в крови запасов кислорода и питательных веществ, состояния нервной системы.
Известно, что неинтересная работа быстрее вызывает утомление. При выполнении ритмичной работы утомление наступает позднее, так как в промежутках между сокращениями работоспособность мышц частично восстанавливается. В то же время мышечная деятельность, совершаемая в высоком ритме, приводит к быстрому развитию утомления. Быстрее всего оно развивается при больших физических нагрузках.
Влияние физической нагрузки на работоспособность и наступление утомления мышц впервые изучил русских физиолог Иван Михайлович Сеченов. Он установил, что мышечная работоспособность достигает максимального уровня при умеренном ритме и средней величине нагрузки.
Для отдыха большое значение имеет смена видов деятельности. Активный отдых полезнее и эффективнее пассивного. Так как время восстановления утомлённых мышц уменьшается, если в период отдыха работают другие группы мышц.
Физиологическое утомление – нормальное биологическое явление. После отдыха работоспособность не только восстанавливается, но какое-то время даже превосходит исходный уровень.
Вспомним, что в состав стенок внутренних органов (желудка, кишечника, кровеносных сосудов и мочевого пузыря) входят гладкие мышцы. Они сокращаются медленно – в течение десятков секунд. Но благодаря этому тратится меньше энергии. Гладкие мышцы могут длительное время находиться в состоянии сокращения, и утомление в них практически не развивается. Например, мышцы стенок артерий находятся в сокращённом состоянии всю жизнь.
Итог урока. При сокращении мышцы совершают работу: сгибают или разгибают кости в суставе, отводят или приводят их друг к другу, вращают. Мышцы, действующие в одном направлении, называются синергистами, а в противоположных направлениях – антагонистами. Различают статическую и динамическую работу. Статическая работа более утомительна, чем динамическая. Наибольший эффект динамической работы достигается при средних нагрузках и среднем ритме.