Что такое мысли обществознание 6 класс
Что такое мысли обществознание 6 класс
Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.
Несмотря на то что мышление является процессом, совершающимся в коре головного мозга человека, оно по своей природе социально. Ведь для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.
Мышление неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познает объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений.
Опосредованный характер мышления заключается в том, что познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов.
Процесс мышления проходит ряд этапов.
Мышление обладает личностным характером. Это проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении. Субъективный момент выступает и в сложившихся у человека отношениях к тому, что он познает, и в условиях, в которых этот процесс протекает, и в совершенстве используемых методов, и в богатстве знаний и успешности их применения.
Отличительной особенностью мыслительной деятельности является включение в этот процесс эмоционально-волевых сторон личности, которые проявляются: в форме побуждений, мотивов, ради которых человек берется за трудную мыслительную работу; в форме реакции на сделанное открытие, на найденное решение или постигшую неудачу (радость, гордость, уверенность в себе; досада, огорчение, уныние, апатия и т. д.); в отношении, которое испытывает человек к содержанию самой задачи.
Мышление – сложное социально-историческое явление. Его развитие характеризуется усилением абстрагирования и обобщения.
На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления.
В чистом виде те или иные типы мышления заметить трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или иного типа.
В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т. е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы, человек стал использовать их в дальнейшем познании, что дало ему возможность активно воздействовать на природу и общественную жизнь.
B2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мышление».
Образ; язык; представление; темперамент; знак.
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «мышление».
Лекция по обществознанию «Мышление и деятельность»
ТЕМА Мышление и деятельность
Мышлением называется высшая форма активного отражения объективной реальности, которая состоит в целенаправленном, обобщённом, абстрактном познании окружающего мира. Мышление – это процесс, при котором ум анализирует, сопоставляет, обобщает, создаёт ассоциации и извлекает знания из глубин нашей памяти. Мышление – это работа ума. Эта работа осуществляется с помощью мыслительных операций.
Виды мыслительных операций:
а) сравнение – процесс сопоставления разных свойств объектов;
б) анализ – разложение целого на части;
в) синтез – воссоединение целого из частей;
г) абстракция – выделение существенных, закономерных признаков объектов;
д) конкретизация – уточнение, наполнение деталями;
е) индукция – способ логического рассуждения от частного к общему;
ж) дедукция – способ логического рассуждения от общего к частному;
з) классификация – систематизация по общим признакам;
и) обобщение – переход от отдельных фактов к общему выводу.
Развитие мышления проходило сложный и длительный путь развития. Первобытный человек мыслил конкретно. Он не был способен к обобщению. Античный человек все уподобляет вещам, даже сам человек является вещью, только особенной. Но уже античный человек перешёл к абстракции. И вместо конкретного понятия появляется обобщение. Не просто конкретная точка на прямой, а точка как таковая, как понятие.
Образное мышление – исторически первый тип мышления. Этому типу соответствовало мифологическое сознание. Человек начинает мыслить образами, что даёт ему возможность создавать мифы с элементами правды и вымысла. Религия также появилась благодаря образному мышлению – ведь для того, чтобы верить в богов, надо их представить.
Сознание, бессознательное и сверхсознание.
Сознание – это особое состояние, свойственное только человеку. Это понимание своего прошлого, настоящего, будущего. Это только человеческая способность сопоставлять, анализировать, проектировать. Сознание – это чувства, эмоции, память, воля, фантазия, мышление.
Сознание человека прошло длительный путь развития. В период античности люди стремились, прежде всего, познать окружающий мир. Они, как дети, изучали окружающие их вещи, предметы. Они ещё не умели познавать себя, изучать свой внутренний мир.
В средние века, когда религиозная идеология была господствующей, человек был лишён возможности изучать внешний мир. Религия прививала человеку мысль, что познание ему недоступно, оно даётся только Богом. Единственное, что может и должен изучать человек, это свою душу, свой внутренний мир. Человек научился познавать себя.
И только в Новое время, человек соединяет своё умение понимать и изучать внешний мир, и своё знание о внутреннем мире. Так появилась современная структура сознания.
Современные учёные выделяют ещё один феномен – сверхсознание – это то, что даётся человеку обществом: правила поведения, мораль.
Деятельность – это сознательная внутренняя и внешняя активность человека, направленная на достижение поставленных целей. Деятельность присуща только человеку. Действия животных называются активностью, они не регулируются сознанием, поскольку сознание присуще только человеку. Животные не ставят цели, они действуют в пределах потребностей своего биологического вида и никогда за эти пределы не выходят.
Субъект – это тот, кто осуществляет деятельность, объект – это то, на что направлена деятельность. Т.е. субъектом может быть человек, группа людей, организация, государственный орган. Объектом могут быть природные материалы, различные предметы или сферы жизни людей. Мотив – причина, побуждение.
Цель – это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенной деятельности. Целью может стать не любой объект реальности, а лишь тот, который соответствует реальным возможностям субъекта.
Средства должны соответствовать цели. Средства могут быть разные. Например, для строительства дома нужны деньги и стройматериалы.
Существует несколько классификаций видов деятельности.
Главное деление: практическая и духовная. Практическая деятельность направлена на преобразование объектов природы и общества. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.
Деятельность также бывает созидательная и разрушительная.
Основные виды деятельности:
Среди многих других видов можно выделить творческую деятельность, т.е. деятельность, направленную на создание чего-то нового. Это может быть новая цель, новый результат или новые средства.
Особенностью игровой деятельности является то, что она ориентирована не столько на результат, сколько на сам процесс. Для человека игра – это возможность испытать новые социальные роли, моделировать ситуации, способы разрешения конфликтов и др.
а ) сознательный характер – человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты;
б) продуктивный характер – направлена на получение результата (продукта);
в) преобразующий характер – человек изменяет окружающий мир и самого себя;
г) общественный характер – человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Мысли, чувства, эмоции
Урок 13. Обществознание 6 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Мысли, чувства, эмоции»
Как часто нам говорят: «Думай», «Нужно подумать», «Подумай ещё раз». Как будто это так просто сделать. А что же по вашему мнению значит мыслить?
Давайте проведём с вами маленький эксперимент. Положите перед собой лист бумаги и в течение нескольких минут пишите всё, что вам приходит в голову, ну, например, о школе.
Согласитесь, что проводя этот опыт, вы, безусловно, активно мыслили, ведь способность мыслить – это отличительная черта человека и важнейшая составляющая его духовной жизни.
Ведь как говорил математик Рене Декарт: «Я мыслю, а, следовательно, я существую».
В русском языке словом «мысль» принято обозначать как сам процесс размышления, рассуждения, так и его результат.
Умение мыслить – наблюдать жизнь, понимать её, объяснять прошлое, иногда предсказывать последствия своих действий – самая драгоценная способность человека.
Не умея мыслить, человек не смог бы изобретать те вещи, без которых мы не можем представить себе нашу жизнь: компьютер, телефон, автомобиль, самолёт, поезд – этот список можно продолжать бесконечно.
Именно человеческая мысль не только открыла дорогу в космос, но и помогла человеку побывать на Луне.
Без умения мыслить не было бы той удивительно интересной, яркой жизни, которой мы живём.
Наряду с мыслью, содержание человеческого мышления составляют понятия суждения и умозаключения.
Суждение – это высказывание, содержащее определённую мысль.
Умозаключение – это несколько логично связанных между собой суждений.
Но нормальное существование человека невозможно не только без мышления, но и без эмоций и чувств, которые постоянно окружают нас в повседневной жизни.
Различные события в жизни человека, поступки других людей, окружение человека в целом, заставляют его не только задумываться над происходящим, но и каким-то образом выражать свои чувства, своё отношение к чему-либо.
Горе и радость, любовь и ненависть, уважение и пренебрежение, смелость и страх. Чувства каждого человека индивидуальны и всегда направлены. Они могут проявляться по отношению к кому-то, например, к любимому человеку, друзьям, родителям, бабушкам и дедушкам, учителям или по отношению к чему-то, например, к своей стране, к тому месту, где он родился, профессии, к знаковым событиям своей жизни.
То есть чувство – это внутреннее отношение человека к чему-то или кому-то.
Современный американский Писатель Митч Элбом писал: «. жить – значит общаться с людьми. Выражать свои чувства. Говорить с ними. Сопереживать им…».
Одно и то же событие может вызвать у людей совершенно противоположные чувства. Всё зависит от того, насколько произошедшее важно для конкретного человека.
Например, закрытие библиотеки останется незамеченным для большинства, но только те, кто любит читать и привык каждую неделю брать новую книгу, расстроятся.
Среди чувств человека особую группу составляют «высшие чувства».
К ним относятся нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства.
Нравственные чувства – это чувства, переживаемые людьми при восприятии ими явлений действительности и при сравнении их с общественными нормами.
К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и так далее.
Эстетические чувства – это эмоциональное отношение человека к прекрасному или безобразному в окружающих явлениях, предметах, в жизни людей, в природе и в искусстве.
К эстетическим чувствам относят чувство наслаждения прекрасным в искусстве, в природе, иными словами – наслаждение формами и содержанием всего, что мы видим вокруг, а также чувство юмора, иронию.
Интеллектуальные чувства – это переживания, связанные с познавательной деятельностью человека.
К ним можно отнести чувство удивления, сомнения, любознательности, радость открытия и так далее.
Отношение человека к окружающему миру переживается и в виде эмоций.
Именно эмоции определяют настроение человека в тот или иной момент.
То есть эмоция – это внутреннее состояние, связанное с настроением человека.
Американский психолог Изард Кэррол выделил одиннадцать основных эмоций человека: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, горе или страдание, стыд, интерес или волнение, вину, смущение.
Все остальные эмоции человека, по мнению Кэррола, являются производными от одиннадцати основных.
Для человека свойственно постоянное проявление своих эмоции.
Как говорил американский писатель Стивен Кинг: «У меня такое чувство, будто большую часть времени я провожу в стиральной машине, только в ней вместо белья мои эмоции».
Человек может выразить свои эмоции мимикой, жестикуляцией, интонацией в голосе, поведением и так далее.
Хорошо, когда человек испытывает много позитивных эмоций, таких, например, как радость, удовольствие, смех и так далее.
И очень непросто тем, у кого преобладают в основном эмоции негативные – обида, злость, гнев, раздражение и тому подобные.
Человеку постоянно необходимо выражать свои эмоции, ведь если удерживать все отрицательные эмоции внутри себя, накапливать их, то человек рано или поздно может взорваться не только эмоционально, но и психически.
Это может привести к самым негативным последствиям, а в ряде случаев человеку может потребоваться помощь квалифицированного психолога.
Вам это ничего не напоминает? Ну, например, кипящий чайник. Если его плотно закрыть и закупорить носик, то он, в конце концов, взорвётся, ошпарив окружающих.
Но не стоит сбрасывать негативные эмоции на окружающих при первой возможности. Ведь если это делать постоянно, вы можете потерять не только друзей, но и лишиться общения с близкими вам людьми.
Поэтому тому, кто хочет стать счастливым и многого добиться в жизни, быть в итоге и успешным, и здоровым, просто необходимо научиться разбираться в своих эмоциях, управлять ими, научиться видеть в жизни приятные для себя моменты.
Презентация по курсу «Обществознание» для учащихся 6 классов по теме: «Мир мыслей»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Мир мыслей и мир чувств Презентация к уроку учителя истории школы № 1552 г. Москвы Т.И.Карпене Обществознание 6 класс
Цели: Развитие мышления (логического, образного, ассоциативного) и творческого потенциала Развитие монологической (устной и письменной) речи Отработка понятий «мысль», «мышление», «чувства», «эмоции»
Работа в группе Что такое «мысль»? Какие бывают мысли?
Мысль — это действие ума, разума, рассудка
Н. Рерих. Мысль. 1946 г. Человек окружен океаном мыслей. Он плавает в океане мыслей, одни мысли он впитывает, а другие отторгает. У каждого человека есть свой собственный мир мыслей. К. Тодесчи Какую главную идею высказали оба автора?
Мысли художника, облаченные в образ… Попробуйте угадать эти мысли…
Попробуйте угадать эти мысли… Какие они…
Мультфильм «Жили-были Мысли» 1. Какие мысли жили в сказочном городе? 2. Что хотела найти Чудная мысль и нашла ли? 3. Какую главную мысль хотел донести до зрителей автор? http://mults.spb.ru/mults/?id=1069 9.55
Представьте себя, сидящим в этом кресле…. Опишите в 10 предложениях свои МЫСЛИ. Постарайтесь, чтобы они были позитивными.
Угадайте мысль художника… и выразите ее в названии картины
МИР ЧУВСТВ Что помогло вам угадать мысли художника?
Домашнее задание Попробуйте выразить свои мысли и чувства в одной из форм (на выбор) в стихотворении в рисунке в афоризме
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Данный урок предназначен для учебника по обществознанию для 6 класса под редакцией Л.Н. Боголюбова.
В презентации содержится материал проблемного характера для ознакомления учащихся по отработке понятий «мысль», «мышление», «чувства», «эмоции».
Даны дифференцированные задания проблемно-поискового характера на развитие мышления (логического, образного, ассоциативного) и творческого потенциала ребенка.
Матералы в презентации подобраны таким образом, что способствуют развитию монологической (устной и письменной) речи учащегося.
Урок предполагает домашнее задание творческого характера.
Номер материала: ДБ-059452
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов
Время чтения: 3 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Минобрнауки обновит перечень специальностей высшего образования
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок по обществознанию 6 класс «Чувства и мысли»
Выбранный для просмотра документ 6 класс чио.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Обществознание 6 класс Пинжура Н.В. – учитель МОКУ Виноградовской СОШ
Какие бывают потребности. Духовный мир человека. Мир мыслей. Мир чувств.
Живет на свете человек. Всё у него есть. Всё его устраивает, он ни о чём не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает.
Потребности – это осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности. Потребности Биологические (воздух, вода, еда, сон, отдых) Социальные (в общении, в труде) Духовные (в познании окружающего мира, получении знаний, умений, достижении гармонии и красоты) Общество порождает определённые потребности человека, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие самого общества.
Жан Франсуа Шампольон (1790-1832гг) У всех ли людей потребности одинаковые?
2. Духовный мир человека. «Я ем, чтобы жить. А некоторые люди живут, чтобы есть». Сократ. Духовный мир – внутренний мир человека, мир его мыслей и чувств. Он формируется в процессе познания (приобретения знаний). Духовный мир каждого человека уникален. Духовно богатый человек стремится к новым знаниям.
3. Мир мыслей. Мысли — это важная составляющая духовного мира человека; способность мыслить — отличительная черта человека. Когда у человека возникает какая-нибудь мысль, он выражает ее суждением. Суждение — высказывание, содержащее определенную мысль. «Корень ученья горек, да плод его сладок». «Семь раз отмерь — один раз отрежь». Если из нескольких логически связанных суждений можно вывести новое знание, то это — умозаключение. «Азбука—к мудрости ступенька. Но не всякий, кто читает, в чтении силу знает. Чтобы стать мудрым, нужно вдумчиво читать, размышлять над прочитанным».
Сделать вывод к каждой паре суждений 1. Ни один ребенок не обладает терпением. Ни один нетерпеливый человек не может сидеть спокойно. Ни один ребенок не может сидеть спокойно. 2. Все свиньи жирные. Все скелеты тощие. Все свиньи — не скелеты. 3. Ни одна из моих кузин несправедлива. Все судьи справедливы Ни одна из моих кузин не судья. 4. Сахар сладкий. Соль несладкая. Сахар — не соль. Соль — не сахар. Кто имеет четыре ноги утром, две — днем, три — вечером и бывает самым слабым, когда имеет больше всего ног?
Квадрат. Представить квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний, в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
4. Мир чувств. Чувства – отношение человека к чему-либо, кому-либо. чувство родства чувство дружбы чувство долга чувство прекрасного чувство любви чувство веры чувство призвания Ф.П. Решетников «Опять двойка» Эмоции – переживания человека, его настроение в тот или иной момент.
Чувство порождает мысль, мысль будоражит чувства, они оказывают влияние на поступки человека. У духовно богатого человека развито чувство долга, справедливости. Он не оставит незамеченным бесчестный поступок. Любовь к истине, стремление узнать новое заставляют человека упорно трудиться, преодолевать трудности.
Выбранный для просмотра документ чио 6 класс.doc
Обществознание 6 класс
Учитель: Пинжура Н.В.
Познакомить учащихся с понятием «духовный мир человека», а также развить представление о потребностях человека как источнике его активности.
Определить какие у человека есть потребности;
На основании знаний учащихся выяснить общие черты и различия между потребностями человека и животных;
Показать важность и необходимость развития духовного мира человека.
Развивать умения ставить цель и задачи учебной деятельности;
Развитие коммуникативных навыков общения
Развивать умения работать с учебной литературой, историческим документом.
Формировать духовно-нравственную личность.
Тип урока: комбинированный
Оргмомент. Приветствие. Доброе утро ребята. Мы продолжаем говорить о человеке, как о личности. И тема нашего сегодняшнего урока « Чувства и мысли». (Слайд 1) Запишите её в тетрадь. План урок вы видите на экране. (Слайд 2)
Какие бывают потребности.
Духовный мир человека.
Давайте с вами поразмышляем: (Слайд 3)
Живет на свете человек. Всё у него есть. Всё его устраивает, он ни о чём не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает.
Такая ситуация выглядит почти фантастически. Почему?
1. Какие бывают потребности
Вопрос учащимся: Что же такое потребности?
Телефон и телевизор, автомобиль и самолет. Все когда-то было в диковинку. До появления этих предметов человек спокойно обходился без них. Но по мере того как они распространялись, завоевывали себе жизненное пространство, человек все больше и больше нуждался в них, они становились ему все более необходимыми. Проходит какое-то время, и человек уже не представляет своей жизни без этого.
Вряд ли твои мама и папа, когда они были в твоем возрасте, могли попросить у своих родителей компьютер. Конечно, компьютеры уже существовали, но они еще не получили широкого распространения. Для тебя современного школьника, это вполне знакомый предмет.
Меняется мир, меняются человеческие потребности. Потребности – это осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности. (Слайд 4)
Человек понимает, что есть что-то, без чего ему будет трудно, практически невозможно обойтись. И он начинает предпринимать какие-то шаги, чтобы получить нужное. Например, ты услышал о новом фильме. Тебе очень захотелось его посмотреть. Что ты станешь делать? Попросишь родителей купить видеокассету? Возьмешь у друзей? Сходишь в видеопрокат? Пойдешь в кинотеатр? В любом случае ты не будешь сидеть сложа руки. Иными словами, именно потребности заставляют человека действовать.
Вопрос учащимся: Какие потребности вы можете назвать? (Слайд 4)
Человеку необходимы воздух, вода, еда, тепло, сон, отдых. Он заботится о том, как выжить самому и продолжить свой род. Это биологические п отребности. Они нужны, чтобы жить, они есть и у животных.
Но для того чтобы стать личностью, занять свое место в обществе, этого явно недостаточно. Поэтому говорят о социальных потребностях, потребности в общении, в труде. Человек не станет счастливым, если не сможет реализовать свои способности, не найдет свое место в жизни.
Человек испытывает духовные потребности в познании окружающего мира, получении знаний и умений, достижении гармонии и красоты.
Потребности возникают вновь и вновь. С изменением жизни у людей появляются новые потребности и новые способы их удовлетворения. Потребности во многом определяются условиями, в которых человек живет. Это касается даже биологических потребностей. Голод, независимо от того, в каком обществе человек живет, должен быть удовлетворен, то есть нужно поесть. Но что и как? За столом с помощью ножа и вилки съесть вкусно приготовленную пищу или есть руками сырое мясо? Согласись, существует разница. Ни одну потребность невозможно удовлетворить раз и навсегда. Она возникает снова, развивается, заставляя человека создавать новые предметы, необходимые для ее удовлетворения.
Общество порождает определенные потребности человека, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие самого общества.
Давайте послушаем сообщение о Жане Франсуа Шампольоне. И выясним, какие у него были потребности. (Слайд 5)
Вопрос учащимся: Что заставляло его действовать и как повлияло на его жизнь?
Таким образом, мы можем сказать, что удовлетворение духовных потребностей часто служит средством реализации социальных потребностей.
2. Духовный мир человека.
Вопрос учащимся: Скажите, а у всех людей потребности одинаковые? Потребности человека индивидуальны. Ещё Сократ говорил: «Я ем, чтобы жить. А некоторые люди живут, чтобы есть». (Слайд 6)
Давайте прочитаем рассказ о царе Крезе. Учебник стр. 89, вопрос № 3.
Социальная значимость личности во многом определяется тем, какие потребности у нее преобладают. По-разному ценится человек, который стремится только к личному обогащению, человек, для которого самое важное в жизни — удовлетворение потребности в модной одежде или изысканных блюдах, и человек, для которого главная потребность — творческий труд.
Духовный мир – внутренний мир человека, мир его мыслей и чувств. (Слайд 6)
Он формируется в процессе познания (приобретения знаний). Духовный мир каждого человека уникален. Духовно богатый человек стремится к новым знаниям.
Вопрос учащимся: Что же такое мысли, и что такое чувства? (Слайд 7)
Найдите в учебнике на стр. 86 определение понятия «мысли». В русском языке этим словом обозначают как сам процесс рассуждения, мышления, так и его результат. Мысли — это важная составляющая духовного мира человека; способность мыслить — отличительная черта человека.
Когда у человека возникает какая-нибудь мысль, он выражает ее суждением. Суждение — высказывание, содержащее определенную мысль. «Корень ученья горек, да плод его сладок», «Семь раз отмерь — один раз отрежь» — это суждения. Если из нескольких логически связанных суждений можно вывести новое знание, то это — умозаключение. Например, «Азбука—к мудрости ступенька. Но не всякий, кто читает, в чтении силу знает. Чтобы стать мудрым, нужно вдумчиво читать, размышлять над прочитанным».
Размышление над проблемой, поиск решения — занятие нелегкое. Чем сильнее человек хочет достичь намеченной цели, тем напряженнее этот процесс. Когда человек думает, он полностью поглощен мыслью, сосредоточен.
Давайте попробуем выполнить следующие задания: (Слайд 8)
1. Сделать вывод к каждой паре суждений, написанных на доске (взяты из книги Льюиса Кэрролла «Логическая игра»).
А. Ни один ребенок не обладает терпением. Ни один нетерпеливый человек не может сидеть спокойно.
Б. Все свиньи жирные. Все скелеты тощие.
В. Ни одна из моих кузин несправедлива. Все судьи справедливы.
Г. Сахар сладкий. Соль несладкая.
Ответы: А. Ни один ребенок не может сидеть спокойно.
Б. Все свиньи — не скелеты.
В. Ни одна из моих кузин не судья.
Г. Сахар — не соль. Соль — не сахар.
2. А теперь попробуем разгадать загадку Сфинкса.
Около города Фивы поселился Сфинкс — чудовище с головой женщины и туловищем льва. Он не пропускал людей, пока они не отгадают загадку. Если они не могли дать правильный ответ, Сфинкс их съедал. Никто не мог пройти мимо, и никто не осмеливался его уничтожить. Один человек, по имени Эдип, видя горе горожан, решил избавить их от беды. Сфинкс предложил ему следующую загадку: кто имеет четыре ноги утром, две — днем, три — вечером и бывает самым слабым, когда имеет больше всего ног?
Эдип догадался, что это человек: в младенчестве он ползает, в зрелом возрасте ходит на двух ногах, в старости опирается на палку. Сфинкс пришел в отчаяние, что его загадку разгадали, и бросился со скалы.
А вспомнить, какие загадки загадывали героям различных сказок?
Таким образом часто для решения той или иной проблемы требуется посмотреть на нее с необычной точки зрения, отказаться от привычного способа решения. Это особенности творческого мышления.
Автор детской энциклопедии по психологии предлагает для проверки творческого мышления решить задачи, требующие необычного подхода:
«Первая задача. Как с помощью одной палочки, лежащей на столе, построить треугольник?
Вторая задача. Как из шести спичек сложить четыре равносторонних треугольника?
Третья задача. Двое детей подошли к реке. У берега всего одна лодка, в которой может поместиться только один человек. Как им переправиться на другой берег?»
Ответы: 1. Положить палочку на угол стола — получится прямоугольный треугольник. 2. Построить треугольную пирамиду: она будет состоять из четырех треугольников. 3. В условии задачи не сказано, что дети подошли к одному берегу, поэтому можно предположить, что они подошли к разным берегам и, значит, сумеют перебраться через реку.
Вопрос учащимся: Что такое чувства? (Слайд 9)
Чувства – отношение человека к чему-либо, кому-либо.
Задание учащимся: Рассматривая персонажей картины (с. 88), попытайся их озвучить. Что поможет тебе в этом? Сама ситуация? Выражение лиц героев, их позы? Может быть ты представил себя на месте каждого из них? Наверное, все вместе. Так или иначе различные события собственной жизни, поступки других людей, окружающий мир в целом заставляют человека не только задумываться над происходящим, но и каким-то образом выражать свои чувства, свое отношение к чему-либо.
Любовь и радость, уважение и восхищение, горе, гнев, страх. Чувства людей разнообразны и индивидуальны. Они всегда направлены на какой-то предмет. Не существует просто уважения или просто любви. Чувства проявляются по отношению к кому-то (родителям, друзьям, учителям) или чему-то (родине, любимому занятию).
Одно и то же событие вызывает у разных людей разные чувства. Все зависит от того, насколько происходящее важно именно для этого человека. Например, закрытие библиотеки останется незамеченным для того, кто не увлечен чтением, но станет неприятным событием для того, кто привык каждую неделю брать там новую книжку.
От чувств отличают эмоции – переживания человека, его настроение в тот или иной момент.
Вопрос учащимся: От чего зависят эмоции?
Настроение может быть веселым или грустным, подавленным или приподнятым. Оно всегда вызвано какими-то причинами: полученной отметкой, размолвкой с другом, прочитанной книгой, увиденным фильмом. Хорошее или плохое настроение влияет на поведение человека, на его отношение к происходящим событиям. Одно и то же событие человек может воспринимать по-разному в зависимости от настроения. Например, даже такой пустяк, как разбитая тобой чашка, вызовет у мамы разные эмоции в зависимости от того, как прошел ее рабочий день.
Чувство порождает мысль, мысль будоражит чувства, они оказывают влияние на поступки человека. У духовно богатого человека развито чувство долга, справедливости. Он не оставит незамеченным бесчестный поступок. Любовь к истине, стремление узнать новое заставляют человека упорно трудиться, преодолевать трудности.
Давайте с вами окунёмся в прошлое. Рубрика « ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ» Учебник стр. 87. Вопросы.
Итак подведём итоги урока:
1. Что такое потребности? Какие они бывают?
2. Что такое духовный мир? В результате чего он формируется?
3. О каких чувствах мы с вами узнали?
Домашнее задание: § 4, вопросы «проверь себя»,
на «4» и «5» вопрос №5 из рубрики «в классе и дома». (Слайд 10)